M1 General Abrams - Основной боевой танк (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Основной боевой танк M1 General Abrams

Танк М1 разрабатывался на конкурсных началах в 1971-1976 годах фирмами Chrysler и General Motors. На вооружение был принят вариант фирмы Chrysler с газотурбинным двигателем. Серийное производство началось в 1980 году на новом государственном заводе Lima Tank Plant, а затем и на Detroit Tank Plant. С марта 1982 года генеральным подрядчиком по изготовлению танка М1 и его модификаций является отделение Land Systems Division фирмы General Dynamics.

Серийные модификации:

М1 - сварные корпус и башня, выполненные с использованием многослойной композитной брони. Рабочее положение механика-водителя - полулежа. Установлены газотурбинный двигатель и автоматическая трансмиссия, в ходовой части используются семь опорных катков на борт. СУО включает в себя лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель, стабилизатор вооружения, тепловизионный прицел. От химико-бактериологических средств предусмотрена система защиты индивидуального типа. Применены изолированные отсеки для топлива и боеприпасов, локальные экраны, вышибные пластины в крыше башни для сброса давления при взрыве боекомплекта, имеется быстродействующая система ППО с ИК-датчиками и т.д. Изготовлено 2374 единицы.

22-я илл.
M1

23-я илл.
Танк M1 армии США и «Леопард-2» бундесвера (слева) на учениях в Германии, 1984 год

IP М1 (1984 г.) - усиленное бронирование лобовой части корпуса и башни, усовершенствованная подвеска, доработанная трансмиссия, новая гусеница Т156, дополнительная корзина для имущества в кормовой части башни. Боевая масса 55,55 т. Изготовлено 894 единицы.

М1А1 (1985 г.) - 120-мм гладкоствольная пушка М256, изготавливаемая по немецкой лицензии. Боекомплект пушки уменьшен до 40 выстрелов, боекомплект спаренного пулемета - до 2800 патронов. На крыше башни смонтированы две вышибные панели одинакового размера вместо трех, в дополнение к существующей индивидуальной защите от ОМП установлена система коллективной защиты с ФВУ М43А1. В связи с возросшей массой танка внесены изменения в ходовую часть. С 1988 года на части танков в состав лобовой брони корпуса и башни введен обедненный уран (М1А1 НА - Heavy Armor). Боевая масса 57,155 т (М1А1) и 62,2 т (М1А1 НА). Изготовлено 4802 единицы.

М1А2 (1994 г.) - стабилизированный командирский тепловизионный прибор кругового наблюдения CITV, баллистический вычислитель с увеличенным объемом памяти, лазерный дальномер на углекислом газе, интегральная бортовая информационная система IVIS, тепловизионный прибор наблюдения механика-водителя, более широкое использование элементов бронезащиты из обедненного урана, противокумулятивные экраны на крыше башни. Боевая масса 63,1 т.

Первыми в июле 1981 года «абрамсы» получили части, дислоцированные в Германии - 1-я бронекавалерийская и 2-я бронетанковая дивизии 3-го армейского корпуса. Особых проблем с освоением новой материальной части у экипажей не возникало, поскольку многие из них проходили стажировку в Форт-Худ еще в ходе войсковых испытаний. В конце 1982 года М1 приняли участие в ежегодных учениях НАТО «Рефорджер 82» и соревнованиях танковых экипажей блока на приз канадской армии. Дебют оказался удачным - американцы вышли победителями.

24-я илл.
Основной боевой пшик M1 во время тактических учений. Над стволом установлен блок имитаторов стрельбы пушки

25-я илл.
IР М1

26-я илл.
М1А1

В декабре 1985 года из сборочных цехов завода в Детройте вышли два первых серийных танка М1А1. По мере нарастания выпуска они прежде всего поставлялись в части, расположенные в Западной Германии. Первые 10 танков получил учебный центр в Вилсеке, где их использовали для переподготовки инструкторов. Первым же соединением, куда были направлены М1А1, стала 1-я бронетанковая дивизия 5-го армейского корпуса. В 1986 году начались поставки 211 танков М1А1 корпусу морской пехоты США. Вариант танка для морской пехоты несколько отличался от армейского, главным образом, с точки зрения соответствия требованиям к боевым машинам, участвующим в десантных операциях.

Что касается М1А2, то для армии США первоначально изготовили только 62 машины. 32 танка были сведены в испытательную группу, а остальные распределены по учебным и испытательным центрам. Однако столь скромный заказ поставил под угрозу существование заводов в Детройте и Лайме. Партию срочно увеличили на 44 машины и разработали долгосрочную программу модернизации танков М1А1, в соответствии с которой общее количество М1А2 в американской армии к 2001 году предполагалось довести до 1079 единиц. При этом стоимость вновь изготовленного танка составляет примерно 4,5 млн. долларов, а модернизированного - 2,5 млн. долларов.

В результате переориентации танковой программы до 2007 года с выпуска «абрамсов» на их модернизацию и заключенных с Саудовской Аравией и Кувейтом соглашений о поставке в эти страны 465 и 218 танков М1А2 соответственно, позволили, как минимум, до 2010 года оставить действующим завод в Лайме, предприятие в Детройте пришлось законсервировать.

Коль речь зашла об экспортных поставках, то следует упомянуть, что следующей страной после США, получившей на вооружение «абрамсы», стал Египет. Согласно меморандуму, подписанному в 1988 году, он должен был производить сборку танков М1А1 на заводе № 200 близ Каира. Всего здесь планировалось собрать 499 машин, а еще 25 получили из США. Последний «Абрамс» вышел из цехов завода в 1998 году. В том же году Египет дополнительно заказал еще 200 сборочных комплектов. Ни в какие другие страны, кроме перечисленных, «абрамсы» не поставлялись.

Боевое крещение эти танки получили во время «Войны в заливе» - операции многонациональных сил против Ирака, захватившего в 1990 году Кувейт. Первые «абрамсы» модификаций М1 и IP М1 прибыли в Саудовскую Аравию из Европы в составе 24-й механизированной дивизии в августе 1990 года. К ноябрю их количество достигло 703 единицы: 580 - М1 и 123 - М1А1. Однако машины ранних модификаций имели ограниченные возможности по обеспечению защиты экипажа от ОМП (ожидалось использование иракцами химического оружия). Вызывали беспокойство и низкие поражающие свойства 105-мм пушек при возможной встрече с элитными подразделениями армии Ирака, оснащенными танками советского производства Т-72М и Т-72М1. Поэтому командование приняло решение использовать танки М1 и IP М1 во втором эшелоне, а в первом - М1А1 и М1А1 НА, имевшие коллективную систему защиты от ОМП, эффективную 120-мм пушку и более сильное бронирование. Части 7-го армейского корпуса и подразделения экспедиционных сил морской пехоты США, задействованные в операции «Буря в пустыне», в срочном порядке переоснастили такими танками. К февралю 1991 года американские войска в Саудовской Аравии имели 1223 М1А1 НА и 733 М1А1.

Операция «Буря в пустыне», как известно, закончилась полным разгромом иракских войск. Однако и многонациональные силы понесли потери. Цифры эти до сих пор засекречены, и только в последние годы начала просачиваться объективная информация, из которой следует, что за время проведения операции в Кувейте и Ираке американцы безвозвратно потеряли чуть больше 50 «абрамсов». Если учесть значительное превосходство над противником на земле и в воздухе и использование иракцами в основном танков устаревших моделей (Т-54, Т-55, Т-62, Тур 59 и Тур 69), такое количество потерянных машин можно считать достаточно большим.

27-я илл.
M1A1 3-й американской пехотной дивизии на полигоне в Германии во время учений «Рефорджер 88»

28-я илл.
Основной боевой танк M1A1 НА

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА М1
БОЕВАЯ МАССА, т: 57.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9766, ширина - 3652, высота (по зенитному пулемету) - 2895, клиренс - 432.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М68А1 калибра 105 мм, 2 пулемета М240 калибра 7,62 мм, 1 пулемет М2НВ калибра 12,7 мм, 2 шестиствольных дымовых гранатомета М239.
БОЕКОМПЛЕКТ: 55 выстрелов, 11 400 патронов калибра 7,62 мм, 1000 патронов калибра 12,7 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной электро-гидравлический.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический монокулярный комбинированный (дневной/ночной) прицел-дальномер GPS с окулярной отводкой для командира, приемо-передатчиком лазерного дальномера и стабилизатором линии прицеливания в вертикальной плоскости, телескопический прицел М920, командирский монокулярный прицел М919.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 50...125, борт - 25...60, днище - 12,7...32, башня - 25...125.
ДВИГАТЕЛЬ: Avco-Lycoming AGT-1500, газотурбинный с двухкаскадным компрессором, свободной силовой турбиной и стационарным теплообменником; мощность 1500 л.с. (1100 кВт) при 3000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: Allison Х-1100-ЗВ, двухпоточная гидромеханическая, включающая в себя однореакторную комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом, четырехступенчатую планетарную коробку передач, дифференциальный двухпоточный механизм поворота с гидрообъемным приводом управления, две бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: семь обрезиненных опорных катков на борт, два обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; гидравлические амортизаторы на 1-м, 2-м и 7-м узлах подвески; гусеница Т142 обрезиненная с РМШ и съемными асфальтоходными подушками, в каждой гусенице 78 траков шириной 635 мм, шаг трака 193 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 72,4.
ЗАПАС ХОДА, км: 394-440.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 31; ширина рва, м - 2,743; высота стенки, м - 1,244; глубина брода, м - 1,22 (с ОПВТ - 2,4 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: УКВ телефонная, симплексная радиостанция AN/VRC-12, танковое переговорное устройство AN/VIC-1.

Бронеколлекция, №2, 2002, М. Б. Барятинский - Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 2