M60 - Основной боевой танк (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Основной боевой танк M60

Первый американский основной боевой танк. Разрабатывался с 1957 года и должен был превзойти по ТТХ советский танк Т-54. Разработчик - фирма Chrysler. Серийное производство осуществлялось на заводе Detroit Tank Plant с 1960 по 1987 год. Изготовлено около 13 500 единиц, включая инженерные машины и БРЭМ. В Италии фирмой ОТО Melara по лицензии изготовлено 200 танков модификации М60А1.

Серийные модификации:

М60 - литой корпус со сферическими бортами, литая башня, заимствованная с некоторыми изменениями у танка М48А2, 105-мм пушка с концентрическими противооткатными устройствами и эжекционным устройством для продувки канала ствола, командирская башенка М19, дизельный двигатель AVDS-1790-2 мощностью 750 л.с., трансмиссия Allison CD-850-6. Опорные катки (кроме крайних), поддерживающие катки и ведущие колеса изготовлены из алюминиевого сплава. Кронштейны балансиров опорных катков и ограничителей хода балансиров приварены к корпусу. Боевая масса танка 49,71 т. Изготовлено 2203 единицы.

15-я илл.
Танки M60 на боевых стрельбах

М60А1 (1962 г.) - новая несимметричная относительно продольной оси литая башня с развитой маской. С 1972 года устанавливается электрогидравлический стабилизатор вооружения в двух плоскостях, с 1974 года - гусеница М142 со съемными резиновыми подушками, с 1975-го - двигатель AVDS-1790-2A, с 1977-го - бесподсветочные ночные прицелы и приборы наблюдения. Изготовлено 7753 единицы.

М60А2 (1972 г.) - танк огневой поддержки. Установлена новая литая башня сложной конфигурации. Вооружение: 152-мм малоимпульсное орудие - пусковая установка М162, способное вести огонь как обычными снарядами, так и ПТУР MGM51C Shillelagh («Шиллейла»), спаренный пулемет М73 и зенитный пулемет М85. Боевая масса 46,332 т. Изготовлено 526 единиц.

M60A3 (1978 г.) - установлена СУО, включающая лазерный дальномер AN/WG-2 и электронный баллистический вычислитель М21. Введен теплозащитный кожух пушки, установлен спаренный пулемет М240, два шестиствольных дымовых гранатомета М239, двигатель AVDS-1790-2С. С 1979 года устанавливаются тепловизионный прицел наводчика AN/VGS-2, система ТДА, с 1987 года - быстродействующая система ППО. Боевая масса 52,62 т. Изготовлено 1811 единиц, переоборудовано из танков М60А1 - 5661.

16-я илл.
17-я илл.
18-я илл.
M60А1

19-я илл.
M60А2

На базе танков М60 выпускались боевая инженерная машина (Combat Engineer Vehicle) М728 (изготовлено 312 единиц), мостоукладчики M60 AVLB (около 400 единиц) и БРЭМ М88А1.

Боевые машины семейства М60 составляли основу танкового парка армии и морской пехоты США в 1960-1970-е годы и широко экспортировались. В настоящее время танки М60 различных модификаций (в основном М60А1 и M60A3) состоят на вооружении в Австрии, Бахрейне, Египте, Греции, Израиле, Иране, Иордании, Италии, Омане, Судане, Испании, Тунисе, Турции, Йемене, Марокко, Саудовской Аравии и Тайване.

В составе американских войск танки серии М60 в боевых действиях практически не участвовали. Исключение - высадка нескольких М60А1 Корпуса морской пехоты на о.Гренада в 1983 году. Во Вьетнаме использовались лишь инженерные танки М728 и мостоукладчики M60 AVLB.

Ареной наиболее массового применения М60 стал Ближний Восток. Армия обороны Израиля, располагающая более чем 1400 боевыми машинами этого типа, активно использовала их в арабо-израильской войне 1973 года, а затем в 1982 году в Ливане. Израильские «шестидесятые» прошли несколько ступеней модернизации: на них установлены новые СУО, двигатели, трансмиссии, усилено пулеметное вооружение. Машины оснащены навесными КДЗ Blazer. Последняя версия модернизированного M60A3 - Magach-7 («Магач-7») с 1988 года оснащается новыми пакетами динамической защиты башни, корпуса и бортовых экранов. Эти танки имеют двигатель, трансмиссию и СУО, аналогичные установленным на танке «Меркава» Мк 3.

В настоящее время в США, главным образом, в частях Национальной гвардии, а также в резерве, находится до 8 тыс. танков М60А1 и M60A3.

Танки второго поколения М60А1 в период 1960-1970-х годов обладали достаточно высокими тактико-техническими характеристиками, а хорошая приспособленность к эксплуатации в различных климатических зонах, возможность технического обслуживания и ремонта в полевых условиях, а также относительно невысокая стоимость обусловили их широкое распространение в армиях многих стран.

К концу 1970-х годов, несмотря на многократные модернизации, приведшие к увеличению массы машин, по уровню защищенности и подвижности даже последние образцы - танки M60A3 - перестали отвечать требованиям своего времени. Возникла необходимость перехода к танкам следующего, третьего поколения.

20-я илл.
Танк огневой поддержки М60А2

21-я илл.
Танки М60А1 Корпуса морской пехоты США, оснащенные комплектом навесной динамической защиты. Операция «Буря в пустыне», февраль 1991 года

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА М60А1
БОЕВАЯ МАССА, т: 52,61.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9436, ширина - 3632, высота (по перископу на командирской башенке) - 4264, клиренс - 389.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М68 калибра 105 мм, 1 пулемет М73 калибра 7,62 мм, 1 пулемет М85 калибра 12,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 63 выстрела, 5950 патронов калибра 7,62 мм, 900 патронов калибра 12,7 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной электрогидравлический.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: монокулярный нерасстраивающийся прицел-дальномер М17А1, телескопический прицел M105D, перископический прицел командира М28С.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 120, борт - 50...76, корма - 44, крыша - 57, днище - 20...50, башня - 25...180.
ДВИГАТЕЛЬ: Continental AVDS-1790-2C, 12-цилиндровый, дизельный, V-образный, воздушного охлаждения; мощность 750 л.с. (550 кВт) при 2400 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: GMC CD-850-6, гидромеханическая типа «Кросс-Драйв», включающая в себя первичный редуктор, комплексный гидротрансформатор, гидромеханическую планетарную трехскоростную коробку передач, механизм поворота дифференциального типа с двойным потоком мощности, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, три обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; гидравлические амортизаторы на 1-м, 2-м и 6-м узлах подвески; гусеница шириной 710 мм обрезиненная с РМШ параллельного типа и съемными асфальтоходными подушками.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48,3.
ЗАПАС ХОДА, км: 480.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,6; высота стенки, м - 0,91; глубина брода, м - 1,2 (с ОПВТ - 5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: УКВ телефонная, симплексная радиостанция ANA/RC-12, переговорное устройство.

Бронеколлекция, №2, 2002, М. Б. Барятинский - Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 2

 

М. Никольский

Основной боевой танк М60

1-я илл.

История создания

2-я илл.
М60А1 с колейным ножевым тралом Ramta. Армия обороны Израиля, 1985 год

Основной боевой танк М60 стал очередным этапом в негласном соревновании американских и советских танкостроителей, причем заокеанская сторона в этом противоборстве постоянно выступала в роли догоняющей. Предшественник - М48 «Патон II» (см. «Бронеколлекцию» № 1 за 2004 г.) создавался как противовес Т-34-85, правда, опоздал он почти на десять лет, да и получился довольно сырым. К середине 1950-х годов конструкторам удалось «вылечить» М48 от большинства «детских болезней», после чего, по мнению военных, «Паттон II» вполне мог претендовать на роль танка, способного бороться с «тридцатьчетверками». Только ведь не даром существует понятие «гонка вооружений» - не успели янки вздохнуть с облегчением, получив на вооружение действительно современный и надежный танк, как разведка предоставила подробную информацию о советском Т-54.

М48 уступал «пятьдесятчетверке» абсолютно по всем параметрам: защищенности, калибру орудия, запасу хода. Правда, комплекс приборов управления огнем американской машины, включающий стереоскопический оптический дальномер, выглядел современнее, но давал наводчику скорее теоретическое преимущество, нежели практическое: прибор был чрезмерно сложен в обращении.

В очередной раз под новую угрозу срочно потребовался новый танк, разработка которого началась в феврале 1957 года. В перспективной машине должны были сочетаться преемственность конструкции М48 (для экономии времени) с установкой мощного вооружения, превосходящего вооружение Т-54. Американцы выбрали английскую 105-мм пушку L7, которая после доработки казенной части поступила в армию США под обозначением М68. Пушка L7 прошла испытания на экспериментальном танке Т95. Пробные стрельбы выявили полное превосходство английского орудия над всеми существовавшими на тот момент американскими танковыми пушками. Орудие L7 хорошо вписывалось в башню танка М48, однако военные настояли на создании новой модели «Паттона». Установка мощной пушки не избавляла М48 от других «болячек»: относительно тонкой брони корпуса, не способной противостоять снарядам 100-мм орудия Т-54, а также пожароопасного и прожорливого бензинового двигателя. Новая машина представлялась как симбиоз башни М48 с новой 105-мм пушкой и адаптированного под установку дизеля корпуса; ходовая часть танка принципиальным изменениям не подвергалась (заменили лишь опорные катки и поддерживающие ролики). В отличие от скругленной лобовой части корпуса М48, на новой машине корпус сделали обычной, прямоугольной в плане, формы; в то же время лодкообразность в сечении сохранилась на протяжении всей длины корпуса. Дабы удержать массу машины, неизбежный рост которой диктовали более толстая броня и новая более тяжелая пушка, пришлось пойти на широкое использование в конструкции алюминиевых сплавов. Масса «крылатого» металла в конструкции М60 достигала 3 т, из алюминия изготавливались элементы ходовой части, топливные баки, вращающийся полик башни, надгусеничные полки, а также разного рода рукоятки и детали крепежа. Конструкторы учли недовольство танкистов тесной командирской башенкой М1, заменив ее просторной низкопрофильной М19. В марте 1959 года был готов первый вариант танка ХМ60. Под обозначением М60 его вскоре приняли на вооружение армии США. Контракт на изготовление 180 машин первой партии (плюс зарезервированный заказ еще на 720 танков) командование армии подписало с руководством фирмы «Крайслер» в июне того же года.

3-я илл.
Один из первых серийных танков М60. Обращает на себя внимание прямоугольная в плане лобовая часть корпуса, в отличие от скругленной у М48

4-я илл.
90-мм пушка танка М48А2С

5-я илл.
105-мм пушка танка М60

6-я илл.
Транспортировка краном собранной башни М60 в цеху завода фирмы «Крайслер»

Описание конструкции М60

Танк М60 спроектирован по традиционной компоновочной схеме с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой. Экипаж состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя. Компоновка танка осталась прежней, то есть с задним расположением силового отделения, как и у танка М48А2.

Корпус и башня - литые. Лобовая часть корпуса выполнена с большими, чем у танка М48А2, углами наклона. Верхняя лобовая плита имеет толщину 120 мм и угол наклона к вертикали 64°; толщина крыши и днища корпуса в районе отделения управления - 50 и 40 мм соответственно. Толщина брони в районе боевого отделения и МТО уменьшена до 20 мм.

Рабочее место механика-водителя располагается в отделении управления строго по продольной оси корпуса. Над креслом механика-водителя, в верхнем бронелисте, имеется люк со сдвижной крышкой (перед поворотом она приподнимается). В положении «по-боевому» обзор местности осуществляется с помощью трех перископических наблюдательных приборов, средний из которых взаимозаменяем с ночным инфракрасным прибором М36. Подсвечивается прибор ночного видения специальными фарами, смонтированными на лобовом листе. По бокам от кресла механика-водителя находится боеукладка - алюминиевые гнезда для унитарных выстрелов к пушке М68 (15 гнезд - слева от сиденья, 11 - справа), непосредственно за креслом размещены аккумуляторные батареи.

Несколько улучшена конфигурация башни полусферической формы и уменьшены ее размеры. На крыше башни установлена новая командирская башенка М19 увеличенных размеров, создающая более комфортные условия для работы командира в танке. Башенка снабжена смотровыми призмами, обеспечивающими командиру круговой обзор, и ручным приводом.

Основное вооружение машины - 105-мм танковая пушка М68. Она состоит из трубы-моноблока, литого казенника, соединенного со стволом секторной резьбой, клинового затвора и эжекционного устройства, установленного в средней части ствола. Дульного тормоза на пушке нет. Орудие монтируется в люльке, корпус которой служит одновременно и наружным цилиндром противооткатных устройств. Углы вертикального наведения пушки от -10° до +20°. Механизмы наведения имеют электрогидравлические и ручные приводы.

7-я илл.
Отделение управления танка М60. По обеим сторонам от сиденья механика-водителя расположены гнезда для размещения 105-мм выстрелов. Сразу за сиденьем - аккумуляторные батареи

8-я илл.
105-мм выстрелы для танка М60 (слева направо): М393, М416, М392 и М456

9-я илл.
М60

10-я илл.
Вид спереди

11-я илл.
Вид сзади

Управление электромеханическими механизмами осуществляют командир танка и наводчик со своих пультов посредством рукоятки, поворачивающейся в двух плоскостях. Максимальная скорость поворота башни - 24 град/с, наведения пушки в вертикальной плоскости - 4 град/с. Пушка на танке не стабилизирована.

Заряжание - ручное, с механизмом досылания. Скорострельность составляет 8 выстр./мин. В боекомплект пушки входят 60 выстрелов (26 размещены в отделении управления, 34 - в боевом отделении) унитарного заряжания с электрозапальным устройством со снарядами пяти типов:

- бронебойный подкалиберный снаряд М392 с отделяющимся поддоном и сердечником из карбида вольфрама, способный пробить гомогенную броню толщиной до 120 мм на дальности 2000 м при угле встречи 60°;

- компенсированный (с невращающимся зарядом) кумулятивный снаряд М456;

- бронебойно-фугасный снаряд М393 с пластическим ВВ и легкодеформируемой головной частью;

- снаряд М494 с готовыми стреловидными убойными элементами; дымовой снаряд М416.

Начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда - 1478 м/с.

В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет М73 (слева от орудия в маске пушки) и 12,7-мм зенитный пулемет М85 (углы вертикального наведения от -15° до +60°), смонтированный в командирской башенке. Оба пулемета имеют укороченные ствольные коробки и свободные затворы, что улучшает отвод тепла от ствола. Боекомплект состоит из 1050 патронов калибра 12,7 мм и 5500 патронов калибра 7,62 мм.

Основная система управления огнем прямой наводкой состоит из нового монокулярного прицела-дальномера М17С, которым пользуется командир танка.

12-я илл.
Серийный М60 с бульдозерным оборудованием М9. На башне установлена труба-лаз ОПВТ

13-я илл.
Подразделение танков М60 во время боевых стрельб на полигоне Хоенфельдс в Германии, 1963 год. Все машины оснащены ксеноновыми прожекторами

Дальномер имеет базу 2000 мм и 10-кратное увеличение. Дальность измерения до цели - 500...4000 м. Корпус прицела-дальномера связан с орудием параллелограммным механизмом. Наводчик пользуется перископическим (основным) прицелом М31 и телескопическим шарнирным (вспомогательным) прицелом М105С. Оба имеют переменное увеличение (однократное и восьмикратное) и сетки со шкалой дальностей, проградуированной в метрах. Для спаренного с пушкой пулемета используется прицел М44С. Как и на предыдущих танках, в систему управления огнем входят баллистический вычислитель M13A1D, мало чем отличающийся от такого же прибора танка М48А2, и баллистический привод М10, связывающий баллистический вычислитель пушки, прицел-дальномер и перископический прицел. Определяемое дальномером расстояние через баллистический вычислитель автоматически вводится в сетки прицела наводчика и прицел дальномера командира танка. Поправки на деривацию, параллакс прицела,потерю начальной скорости вследствие износа ствола, наклон цапф, несоответствие внешней и внутренней температуры вносятся специальным датчиком.

Наведение пушки при стрельбе с закрытых позиций осуществляется с помощью указателя азимута М28А1 и квадранта М13А1, которые усовершенствованы, по сравнению с такими же приборами танка М48А2.

Работа наводчика (в отличие от танка М48А2) облегчена за счет двойной градуировки сеток всех трех прицелов, рассчитанных на использование двух разных типов боеприпасов - огонь можно вести, не пользуясь таблицей поправок, учитывающих разницу в массе снарядов. Для командира предусмотрена вторая рукоятка управления механизмами наведения. У него имеется своя система управления огнем и он может произвести выстрел вместо наводчика.

14-я илл.
Башня танка М60

15-я илл.
Башня танка М60А1

16-я илл.
17-я илл.
Сборка башен и корпусов танков М60А1 в цехах завода фирмы «Крайслер» в Детройте. 1962 год

Обзор по горизонту командиру обеспечивают восемь скошенных стеклоблоков М41, установленных по периметру командирской башенки. В последней находятся пулеметный прицел М71-28С, предназначенный для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям, и прибор наблюдения М34. Один призменный наблюдательный прибор кругового вращения М27 установлен у заряжающего, а три - у механика-водителя.

Силовая установка танка - четырехтактный 12-цилиндровый V-образный танковый дизель AVDS-1790-2 «Континенталь» воздушного охлаждения с турбонаддувом. Мощность дизеля - 750 л.с. при 2400 об/мин. Основное его преимущество - значительное снижение расхода топлива, по сравнению с бензиновым двигателем танка М48А2. Кроме того, он герметизирован и может работать под водой. Двигатель в сборе с силовой передачей размещен вдоль продольной оси танка. Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) танка М60 снабжено таким же теплорассеивающим устройством, снижающим тепловую радиацию отработавших газов, как и МТО танка М48А2. Выхлопные трубы двигателя выведены в специальный надмоторный отсек, закрытый сверху теплоизоляционной крышей, в котором отработавшие газы охлаждаются, смешиваясь с потоком воздуха системы охлаждения, а затем выбрасываются через смонтированные в корме жалюзи. Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в танке установлен подогреватель с принудительной подачей воздуха. Запуск двигателя электростартером обеспечивается при температуре воздуха до - 30°С. Вспомогательный двигатель для привода зарядного агрегата на этом танке не предусмотрен. Суммарная емкость топливных баков составляет 1420 л, все они располагаются в забронированном объеме.

Силовая передача - гидромеханическая трансмиссия CD-850-6 «Кросс-Драйв», выполненная аналогично трансмиссии танка М48А2 и состоящая из гидротрансформатора, трехступенчатой планетарной коробки передач и многорадиусного планетарного дифференциального механизма поворота.

Подвеска танка М60 аналогична подвеске танка М48А2, за исключением незначительных изменений, внесенных в ее конструкцию. В частности, на М60 исключены натяжные ролики, использованы более жесткие торсионные валы, позволившие несколько увеличить клиренс машины, опорные (кроме крайних) и поддерживающие катки изготовлены из алюминиевого сплава, на первом и шестом опорных катках смонтированы ограничители хода с пружинами и телескопические амортизаторы. Опорные катки (по шесть на борт) - двускатные, обрезиненные, со съемными дисками и ступицами из алюминиевого сплава, их динамический ход - 206 мм. Катки взаимозаменяемые, с направляющими колесами. Поддерживающие катки (по три на борт) также имеют резиновые бандажи. Ведущие колеса - со стальными съемными зубчатыми венцами. Гусеницы шириной 710 мм - полностью с обрезиненными траками Т97 и резинометаллическими шарнирами. Ресурс гусениц по пробегу составляет 1500-2000 км.

18-я илл.
Одна из последних операций по сборке М60А1 - установка полностью комплектной башни на корпус

Корзины для снаряжения

19-я илл.
Танк М60

20-я илл.
Танк М60А1

Радиооборудование танка состоит из одной УКВ радиостанции AN/GRC-3 (или AN/GRC-4, -5, -6, -7 или -8), обеспечивающей устойчивую связь в радиусе 32-40 км, и танкового переговорного устройства ANA/1A-4 с гнездом подключения полевого телефона. Кроме того, на М60 может устанавливаться рация, работающая в диапазоне частот, используемых авиацией.

Танк оснащен фильтро-вентиляционной установкой Е37Р1, такой же, как у М8А2, специальными танковыми противогазами и капюшонами для защиты экипажа от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериологического оружия, рентгенметром, автоматической системой противопожарного оборудования и воздушными обогревателями (для обогрева экипажа).

Для преодоления бродов глубиной до 3,125 м на танке предусмотрено специальное оборудование, а установка трубы-лаза обеспечивает танку подводное вождение (до 5 м). Герметизация погона башни осуществляется с помощью резинового кольца-трубки, в которую нагнетается воздух ручным насосом.

Серийное производство танков М60 осуществлялось арсеналом фирмы «Крайслер» в Детройте с 1959 по 1987 год. Первые же прототипы М60 были изготовлены на заводе в Делавере. Всего был выпущен 15 221 танк четырех модификаций: М60, М60А1, М60А2 и М60А3; из них М60 - 900 единиц.

21-я илл.
Танк М60А1 раннего выпуска со старыми гусеницами,заимствованными у М48

22-я илл.
Замена гусеницы в полевых условиях. Эта машина оснащена новыми гусеницами М142, так называемыми «октогональными»

Бронеколлекция, №4, 2005, М. ?. Никольский - Основной боевой танк М60

 

Эксплуатация и боевое применение

Первые М60 поступили на вооружение строевых подразделений армии США в 1960 году. Наивысший приоритет в перевооружении на новую технику имели бронетанковые и бронекавалерийские батальоны, размещенные в Западной Европе. В частности, их получили батальоны 33-го бронетанкового полка 3-й танковой дивизии. Машины усовершенствованной модели - М60А1 - появились в войсках весной 1962-го.

«Ракетные» танки М60А2 поступили на вооружение в середине 1970-х годов, ими были укомплектованы шесть батальонов, расквартированных в Германии; первым танки получил 1-й батальон 2-го бронетанкового полка 3-й танковой дивизии. Однако быстрый прогресс систем управления огнем танковых пушек свел на нет преимущества ПТУР «Шиллела», и крайне непопулярный среди танкистов М60А2 быстро сошел со сцены. Башни этих танков со 152-мм пушками отправили в металлолом, а корпуса послужили базой для мостоукладчиков AVLB. Отношение экипажей к этим машинам характеризует прозвище «Компьютеризованная агония», которое танкисты одного из М60А2 дали своему танку. По иронии судьбы, батальоны перевооружались на М60А2 с модели М60А1, а после снятия с вооружения ракетных «паттонов» вновь получили М60А1.

54-я илл.
Танк М60 из состава 2-го батальона 33-го танкового полка 3-й танковой дивизии во время учений на территории Германии, 1963 год

55-я илл.
Танк М60А1 с бульдозерным оборудованием М9. 1-я пехотная дивизия, учения «Рефорджер 5», Германия, 1973 год

Считается, что крещение огнем М60 прошли во Вьетнаме, куда для испытаний в боевых условиях была отправлена партия «Паттонов III», однако об их участии в боях до сих пор ничего не известно. Основными машинами американских бронетанковых подразделений, действовавших в Индокитае, были М48 «Паттон II» и М551 «Шеридан».

Кроме частей первой линии армии США, танки М60 находились на вооружении резервных подразделений, подразделений Национальной гвардии, частей Корпуса морской пехоты. Каждая дивизия морской пехоты имела в своем составе один бронетанковый батальон, в котором насчитывалось до 70 танков М60.

Эти машины продержались в танковых батальонах морской пехоты до начала 1990-х годов. Пять М60А1 Корпуса морской пехоты США принимали участие в высадке на Гренаду в 1983 году. М60 Корпуса морской пехоты стали первыми американскими танками, доставленными в Саудовскую Аравию накануне операции «Буря в пустыне» 1990-1991 гг. В боевых действиях, правда, первую скрипку играли уже не «паттоны», а «абрамсы».

Тем не менее, вне всяких сомнений, самым ярким эпизодом в боевой карьере М60 стали ближневосточные войны.

После Шестидневной войны Израиль оказался в международной изоляции. Особенно больно ударило по боеготовности армии свертывание военных контактов с Францией. Генерал Де Голль, возмущенный угоном агентами МОССАДа ракетных катеров из Шербура, полностью свернул все контакты с Израилем. Единственным западным государством, продолжавшим открытое военное сотрудничество с этой страной после войны 1967 года, были США. Американцы начали поставлять сюда самую современную военную технику, в том числе и 150 танков М60А1.

56-я илл.
М60А3 на улице немецкого города. Учения НАТО, 1988 год

57-я илл.
Выгрузка танков М60А3 Корпуса морской пехоты США в Саудовской Аравии, 1990 год

Первой настоящей проверкой для них стала арабо-израильская война 1973 года. Боевые действия начались 6 октября, в еврейский праздник Йом-Киппура - День искупления (по другому - Судный день, отсюда и название - «Война Судного дня»). После сокрушительной 20-минутной артподготовки египетские войска форсировали Суэцкий канал на всем его протяжении, а водометы начали размывать насыпь и готовить проходы для танков одновременно в 70 местах. Израильтяне были ошеломлены, тем не менее, как только египетская пехота появилась на азиатском берегу канала, ее атаковали танки 252-го угдата. Танки наступали как в 1967 году - без предварительной разведки и без пехоты, одним словом «на ура». За что и поплатились. На каждые 3-4 солдата передовых египетских штурмовых групп приходился противотанковый гранатомет РПГ-7. До конца дня египетская пехота и расчеты установленных на БРДМ ПТУР «Малютка» уничтожили, по разным оценкам, от 100 до 200 израильских танков различных типов. После жестоких боев первых четырех дней наступило относительное затишье. Египтяне закреплялись на завоеванных рубежах, израильские войска проводили ограниченные контратаки, чтобы выиграть время для подхода резервов. Потери обеих сторон в технике оказались катастрофическими. И арабам, и израильтянам пришлось обращаться с просьбами к своим «спонсорам» - СССР и США - о срочной поставке оружия. Просьбы нашли понимание. В Израиль, например, в кратчайший срок военно-транспортными самолетами С-5А ВВС США доставили 150 танков М60А1.

В ходе войны «Судного дня», как и после Шестидневной войны, обе стороны до предела истощили свои армии, в частности, полностью из строя было выведено более 50% бронетанковой техники. По косвенным признакам можно судить о довольно низкой оценке израильтянами танка М60А1. Сразу же после войны в Израиле начали лихорадочно искать способы усиления защищенности «паттонов». Результатом поисков стало появление навесной динамической брони «Блайзер». Одновременно ускорились работы по созданию собственного танка «Меркава». В одном из интервью пожелавший остаться неизвестным высокопоставленный израильский офицер отказался сравнивать американские танки с советскими Т-54 и Т-62, заметив лишь, что арабы «просто оказывались не в том месте и не в то время, с чем и связаны их высокие потери в танках».

58-я илл.
Танки М60А1 Армии обороны Израиля в Синайской пустыне. 6 октября 1973 года

59-я илл.
Танк М60А1 израильской 460-й танковой бригады буксирует секцию понтонного моста к месту переправы через Суэцкий канал в ходе израильского контрнаступления 16 октября 1973 года

Сирия по-прежнему ориентировалась в закупках военной техники на СССР. Из Советского Союза она получила танки Т-72. А вот Египет поменял партнера. Президент Садат заключил мир с Израилем. Египетские военные начали тесно сотрудничать с США и странами НАТО. Из-за океана стали поступать танки М60А1, а впоследствии и новейшие М1 «Абрамс».

После выхода Египта из войны основным противником Израиля в регионе осталась Сирия. Ареной боевых столкновений армий этих стран стал Ливан. В начале 1982 года сирийские вооруженные силы в Ливане контролировали около 70% территории, включая столицу Бейрут. Сирийский контингент насчитывал 30 000 - 40 000 солдат и офицеров (в разных источниках данные о численности сирийских войск колеблются в этих пределах). Союзниками Сирии являлись и отряды Организации Освобождения Палестины, которые насчитывали порядка 15 000 бойцов. Боевые действия на земле начались в 11.00 6 июня 1982 года, когда израильские войска пересекли северную границу Ливана. В вооруженных силах Израиля на тот момент насчитывалось 810 М60, большинство из которых были модернизированы до уровня «Магач» и «Магач-6». На западном направлении, на узкой прибрежной полосе предстояло действовать 211-й танковой бригаде. Ее возглавлял самый молодой комбриг за всю историю израильской армии 32-летний полковник Эли Гева. На вооружении бригады находились танки «Магач» и «Меркава». В состав бригады входило весьма необычное подразделение «Хесдирникс», где служили студенты семинарии, удачно совмещавшие профессиональное служение богу с не менее профессиональным владением грозным боевым оружием. «Хесдирникс» считалась одной из самых боеспособных танковых частей Армии обороны.

60-я илл.
Выгрузка доставленных из Европы в Израиль американских танков М60А1. Аэропорт Тель-Авива, октябрь 1973 года

61-я илл.
Израильский М60А1 во время отражения египетской атаки на Синайском полуострове. Октябрь 1973 года

62-я илл.
Колонна израильской бронетехники вступает в Ливан, впереди - М60А1 «Магач», 1982 год

63-я илл.
64-я илл.
М60А1 «Магач» движется на Бейрут по приморскому шоссе (фото в центре). Колонна израильских танков М60А1 с комплектами навесной динамической защиты на улице Бейрута, 1982 год (фото внизу)

С самого начала события стали развиваться не по плану. Колонны войск двигались по узкому прибрежному шоссе, окруженному густыми рощами цитрусовых деревьев, представлявшими собой прекрасное место для организации засад. Передовой израильский парашютно-десантный батальон Ури Григера, продвигавшийся впереди основной колонны на М113 и джипах, увлекся прочесыванием рощ и потерял визуальную связь с танками 211-й бригады. В районе лагеря беженцев Шабрика батальон угодил в засаду, два из нескольких приданных авангарду М60 были подбиты гранатами РПГ и потеряли ход. Благодаря динамической защите их экипажи уцелели, меньше повезло солдатам, которые находились в бронетранспортерах: М113, получившие попадания гранат, моментально загорелись. Батальон вступил в бой в крайне невыгодных условиях. К счастью для десантников, танкисты быстро сориентировались по взрывам и пришли на помощь. 211-я бригада переломила ход боя, но еще до ее прибытия Григер и несколько его подчиненных угодили в плен к палестинцам. Танкисты также понесли потери: в частности, был сожжен «Магач» заместителя командира бригады. К исходу дня подразделения 211-й бригады и 91-й механизированной дивизии обошли Тир, форсировали реку Нахр-эль-Касимия (так называется река Нахр-эль-Литани в своем нижнем течении) и вышли к населенному пункту Сурафенд, расположенному на полпути между Тиром и Сайдой. Здесь ударная группировка приморского направления остановилась на ночь, организовав импровизированный походный лагерь. Часть подразделений была оставлена для блокады Тира и совместного с высаженным морским десантом (до батальона пехоты) штурма города.

Мелкие очаги сопротивления оттягивали на себя значительные силы, замедляя темп наступления израильтян. Мощного ударного кулака, рвущегося к Бейруту, уже не получалось. На север продвигались лишь танкисты 211-й бригады. Но и они 8-го июня под Дамуром попали в противотанковую засаду. Взять город удалось только на следующий день после комбинированного удара, который нанесли по Дамуру истребители-бомбардировщики и ракетные катера. Как и в Тире и Сайде, бои здесь продолжались и после «официального» взятия города.

65-я илл.
Танк «Магач-6», оснащенный Катковым минным тралом, во время тактических занятий в пустыне Негев. 1980-е годы (фото в верху). «Магач-6В» во время учений. На лобовой броне башни слева и справа от пушки установлены блоки дымовых гранатометов CL-3030

66-я илл.

Первые столкновения израильтян и сирийцев произошли 8 июня в ходе боя за Джеззину, где столкнулись израильские «центурионы» и сирийские Т-62. Что же касается М60, то с их участием прошел драматический для израильтян бой в долине Бекаа в ночь с 10 на 11 июня. В 2 часа ночи сирийские командос провели свою самую удачную за всю войну операцию. Арабы скрытно окружили заночевавшие в населенном пункте Султан-Якуб подразделения 90-й танковой дивизии, после чего внезапно открыли огонь в упор. Трем танковым батальонам удалось вырваться из огненного ада, а один остался в окружении. Израильские танкисты прорвались к своим только на следующий день под прикрытием артиллерийского огня спешно подтянутых батарей САУ М109. Батальон потерял в огненном котле не менее восьми М60, кроме того, на рассвете 11 июня пара сирийских МиГ-23БН разбомбила командный пункт подполковника Эфрони - командира окруженной части.

Последнее крупномасштабное военное противостояние Сирии и Израиля закончилось осенью 1982 года. Потери в войне были тяжелыми с обеих сторон. Армия обороны Израиля лишилась не менее трети танков. Оценка потерь, как всегда, вопрос философский - в одних изданиях, в частности, в «М60 in Action», безвозвратные потери Израиля в ливанской войне оцениваются в 50 танков; Стивен Залога приводит следующие данные - 300 танков получили боевые повреждения, из них 108 - незначительные, на 92 танках броня была пробита, причем 52 машины, из числа получивших такие попадания, восстановлению не подлежали (37 М60 «Магач», 8 «Центурион Шот», 7 «Меркава»), ну а если подсчитать уничтоженные израильские танки по книге воспоминаний главного военного советника при министерстве обороны Сирии генерал-лейтенанта Г.П.Яшкина, то потери израильтян вырастают значительно. Вопрос, на чьей стороне правда, остается открытым.

67-я илл.
«Магач» на маневрах после войны в Ливане. Эта машина представляет собой модернизированный М60. Большинство таких танков впоследствии переоборудовали в вариант «Магач-7С»

68-я илл.
«Магач-6В» со стальными гусеницами, заимствованными у танка «Меркава»

Наиболее тяжелые потери с израильской стороны, как и в войне 1973 года, понесла 188-я танковая бригада. По израильским данным, сирийская армия и формирования ООП лишились 334 танков, тот же Стивен Залога говорит о 400-500 подбитых танках и о 200 захваченных в качестве трофеев. Последнее весьма маловероятно: война 1982 года резко отличалась от предыдущих хотя бы тем, что арабы уже не обращались в бегство, оставляя на поле боя колонны бронетехники, а сами же израильтяне отмечают единственный за всю войну случай, когда сирийцы дрогнули и побежали - это произошло в районе Эль-Зехалты. В фотоальбоме Стивена Залоги, замечательном, кстати, издании «Tank Battles of the Mid-East Wars» (part 2), на странице 18 приведена фотография нескольких десятков Т-62 и Т-55, захваченных, как следует из подписи, в 1982 году в долине Бекаа.

Однако этот снимок впервые был опубликован журналом «International Defence Rewiew» в мартовском номере за 1975 год среди других, демонстрирующих военные трофеи Израиля, захваченные в войне 1973 года. Как говорится, без комментариев. При сравнении потерь сторон стоит иметь в виду, что в 1982 году впервые общее превосходство в силах было на стороне Израиля.

69-я илл.
Рота танков «Магач-7С» совершает марш во время учений в пустыне Негев. Несмотря на возросшую массу, подвижность танка не уменьшилась благодаря установке 900-сильного двигателя

70-я илл.
Защищенность танка «Магач-7С» существенно возросла в результате применения дополнительного бронирования типа «Чобхэм»

Порядка 400 М60А1 состояли на вооружении иранской армии и принимали участие в ирано-иракской войне, где особой славы не стяжали. Известен эпизод этой войны, когда в марте 1986 года 56 МиГ-23БН ВВС Ирака «накрыли» скопление иранской бронетехники в районе Ахфаза, полностью разгромив механизированную дивизию. Потери иранцев составили около 500 танков и БТР, главным образом М60 и М113.

По состоянию на конец 1999 года танки М60 состояли на вооружении в Австрии (169 М60А3), Бахрейне (180 М60А3), Греции (357 М60А1, 312 М60А3), Египте (835 М60А3, 680 М60А1), Израиле (1400 различных модификаций), Иордании (218 М60А1/АЗ, 50 М60А3 TTS), Иране (50 М60А1), Испании (244 М60А3, 66 М60А1), Йемене (140 М60А1), Омане (6 М60А1, 43 М60А3), Саудовской Аравии (406 М60А3, на хранении), Судане (20 М60А3), Таиланде (53 М60А1, 125 М60А3, ведутся переговоры о закупке в США партии из 107 М60А3 TTS), Тайване (460 М60А3), Тунисе (24 М60А1) и Турции (1100 М60А1/АЗ). В настоящее время танки М60 постепенно снимаются с вооружения. Здесь уместно привести один любопытный эпизод. В конце 1990-х годов Австрия собиралась «провернуть» весьма оригинальную сделку, выставив свои «паттоны» на продажу почти по цене металлолома - 169 танков за 21 миллион долларов, в то же время австрийцам требовались 9-12 современных транспортных вертолетов. Фирма «Сикорский» предложила обменять старые М60 на новые «блэк хоуки», застолбив тем самым вертолетный рынок Австрийской республики. Сделка не состоялась, а жаль. Интересно, что бы стала делать фирма «Сикорский» с горой брони, гусениц, колес и пушек общей массой 8500 т?

Саперные танки М728 начали поступать на вооружение армии США в 1966 году, с 1968 года открыли поставки этих машин подразделениям резерва и Национальной гвардии. Ограниченное участие в боях саперные танки принимали на заключительных этапах войны в Индокитае. По непроверенным данным, на счету М728 есть один уничтоженный северовьетнамский Т-54, подбитый удачным выстрелом из 165-мм гаубицы.

Кроме США, саперные танки М728 состояли на вооружении только в Саудовской Аравии.

71-я илл.
«Магач-7» позднего образца на позиции вдоль линии разграничения между Израилем и Палестинской автономией. 2002 год

Тактико-технические характеристики танков М60
_ / М60А1 / М60А2 / М60А3 / M60TTS
Экипаж, чел. / 4 / 4 / 4 / 4
Боевая масса, т / 48,1 / 44 / 51,5 / 52,0
Масса пустого, т / 46,0 / - / 47,6 / 48,1
Длина с пушкой вперед, м / 9,44 / 7,33 / 9,44 / 9,44
Длина по корпусу, м / 6,95 / 6,95 / 6,95 / 6,95
Ширина, м / 3,63 / 3,63 / 3,63 / 3,63
Высота по крыше башни, м / 2,99 / 3,1 / 2,99 / 2,99
Высота габаритная, м / 3,26 / 3,31 / 3,46 / 3,46
Клиренс, м / 0,46 / 0,46 / 0,46 / 0,46
Максимальная скорость хода по шоссе, км/ч / 48 / 50 / 48 / 48
Запас хода по шоссе, км / 500 / 595 / 500 / 500
Емкость топливных баков, л / 1420 / 1420 / 1430 / 1430
Преодолеваемые препятствия
высота стенки, м / 0,91 / 0,91 / 0,91 / 0,91
глубина брода, м без подготовки / 1,22 / 1,22 / 1,22 / 1,22
с подготовкой* / 2,40 / 2,40 / 2,40 / 2,40
подъем, % / 60 / 60 / 60 / 60
*При установке воздуховодной трубы-лаза танк способен преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м.

Мостоукладчики на базе танков М60, так же как и на базе танков М48, американцы широко применяли во Вьетнаме. Израильтяне использовали М60 AVLB для форсирования Суэцкого канала в войне 1973 года, причем мостоукладчики применялись не в чистом виде, а для быстрого латания дыр, проделанных египетской артиллерией в понтонном мосту. Мостоукладчики помогли танковым соединениям Армии обороны Израиля преодолевать разрушенные палестинцами участки горных дорог в Ливане в 1982 году.

72-я илл.
Подразделение танков М60А1 на марше во время учений на одном из полигонов США

73-я илл.
Танк М60А1 Армии обороны Израиля, оснащенный комплектом динамической защиты «Блайзер»

74-я илл.
Танк М60 роты «С» 3-го батальона 64-го танкового полка 3-й американской мотопехотной дивизии. Германия, 1966 г.

75-я илл.
Танк М60А1 4-го батальона морской пехоты. Форт-Ирвин (Калифорния), 1984 г.

76-я илл.
Танк М60А1 одной из израильских частей. Западный берег Суэцкого канала, октябрь 1973 г.

77-я илл.
Танк «Магач-7С» Армии обороны Израиля. 1994 г.

Бронеколлекция, №4, 2005, М. ?. Никольский - Основной боевой танк М60