M48A1 - Средний танк (США)
45000
M48A1

Історія створення M48A1

Виробництво M48A1

Конструкція M48A1

Броньовий корпус M48A1

Башта M48A1

Озброєння M48A1

Засоби спостереження і зв'язку M48A1

Двигун M48A1

Трансмісія M48A1

Ходова частина M48A1

Бойове застосування M48A1

Оцінка бойової машини M48A1

Модифікації M48A1

М48А1

Однако промышленникам, по-видимому, удалось добиться пересмотра уже почти принятого решения и склонить чашу весов в свою сторону: производство продолжилось. К апрелю 1953 года было изготовлено более 900 танков М48. Едва сойдя со сборочных линий, новенькие «паттоны» тут же направлялись в модернизационные центры для переоборудования.

М48 имел удивительно малый запас хода - всего 75 миль (примерно 120 км). Дабы хоть как-то улучшить эту характеристику, в кормовой части корпуса танка стали монтировать сбрасываемую консольную конструкцию, к которой крепились четыре 55-галонные (208 л) бочки, подключенные к его топливной системе. Данное устройство не имело абсолютно никакой брони и в зоне боевых действий демонтировалось, а в случае неожиданно возникавшей опасности - сбрасывалось. Танк с такими бензобаками был чрезвычайно уязвим даже от огня легкого стрелкового оружия. На некоторых машинах на бочки ставились металлические кожухи, однако они все равно не спасали от бронебойно-зажигательных пуль.

В процессе серийного производства на М48 начали устанавливать пушки с Т-образным дульным тормозом: использовавшийся ранее цилиндрический тормоз приводил при выстреле к образованию большого количества пыли, демаскирующей танк. Новый дульный тормоз стал типовым для всех 90-мм танковых пушек, однако, как выяснилось на практике, его эффективность не намного превосходила старый, цилиндрический.

Пришлось также внести изменения в ходовую часть - поставить дополнительное колесо между последним опорным катком и ведущей звездочкой. Колесо препятствовало сбросу гусеницы при резких разворотах. Среди других усовершенствований - модификация люка механика-водителя, теперь он имел большую площадь, и сначала его крышка приподнималась, а потом сдвигалась; таким образом, необходимость в убираемых перископах отпала.

7-я илл.
М48

С августа 1953 года на башни М48 стали устанавливать низкопрофильные командирские башенки М1 фирмы «Эйркрафт Армамент» с 12,7-мм пулеметом. Приводы разворота башенки и наведения пулемета в вертикальной плоскости были электрогидравлическими, время одного полного оборота - 15 с. Башенка имела по периметру пять наблюдательных блоков. Установка в ней пулемета ограничивала внутреннее свободное пространство и затрудняла работу командира, а неудачное расположение соленоида дистанционного электроспуска приводило к тому, что соленоид регулярно «сносился» ногами танкистов при спешном «нырянии» в башню. Кроме того, командирская башенка увеличивала и без того немалую высоту «Паттона». Мнения относительно необходимости введения на танках подобных башенок разделились. На американских машинах они остались и получили дальнейшее развитие на М60, а в ряде стран, куда поставлялись М48, их модернизировали или демонтировали. Кстати сказать, сами американцы на модели М48А5 также отказались от башенки с пулеметом.

После выпуска 3000 единиц М48 армия США присвоила танку со всеми внедренными в конструкцию изменениями индекс М48А1. Наряду с вышеперечисленными нововведениями на М48А1 появилась модернизированная трансмиссия CD-850-4B, на заднем бронелисте башни наваривалась корзина из металлических прутьев, а на решетке МТО ставился дефлектор для отвода горячих газов двигателя. До его установки при развороте башни в походное положение от работающего мотора сильно грелся ствол орудия, что приводило к его изгибу и влияло на точность стрельбы.

8-я илл.
9-я илл.
Закрепленная на корме танка консольная платформа с четырьмя 200-л топливными бочками позволила увеличить запас хода, но была крайне уязвимой для огня даже легкого стрелкового оружия

10-я илл.
На танке М48 крупнокалиберный зенитный пулемет устанавливался над люком командира

11-я илл.
Установка 12,7-мм пулемета на танке М48

12-я илл.
Командирская башенка М1 с 12,7-мм пулеметом танка М48А1

Бронеколлекция, №1, 2004, М. ?. Никольский - Средний танк М48