МИТ - Минный тральщик (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

СВЕРХСЕКРЕТНЫЙ Т-10. Последний супертанк Сталина / Максим Коломиец : Яуза : Эксмо, 2015. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)

МИННЫЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ТРАЛЬЩИК (МИТ)

Проектированием такой машины занималось конструкторское бюро завода № 78 в Челябинске с конца 1956 года. В качестве базы использовалось шасси танка Т-10, а сам тральщик предназначался для проделывания сплошных проходов в минных полях (большинство тралов проделывают их по ширине гусениц танка). В 1959 году изготовили первый образец МИТ, который именовался как «объект 211».

Машина представляла собой Т-10 с демонтированной башней и оборудованием боевого отделения. Экипаж машины составлял 3 человека. Механик-водитель размещался там же, в средней части корпуса имелись рабочие места командира (с вращающейся командирской башенкой) и оператора (с неподвижной наблюдательной башенкой над ним). Тральщик оснащался дополнительной трансмиссией для отбора мощности, лебедкой и гидросистемой для десятикратного увеличения тягового усилия. При помощи лебедки и гидросистемы осуществлялся подъем или опускание рабочего оборудования - специального трала.

«Объект 211» оснащался так называемым ножевым тралом, состоящем из двух массивных секций с закрепленными на них ножами-плугами. Они заглублялись в грунт, мины извлекались на поверхность и отводились в стороны от полосы движения тральщика.

Масса навесного оборудования «объекта 211» составляла 5400 кг.

Испытания показали, что такая конструкция трала неэффективна на мерзлом, сыпучем или тяжелом грунте.

Следующий образец - «объект 213» - оснащался Катковым минным тралом нажимного действия. Мины взрывались при наезде на них массивных катков, изготовленных из стального литья. Масса трала «объекта 213» составляла 11 т, среди достоинств отмечалась довольно высока скорость траления (до 15 км/ч) и высокая устойчивость к взрывам - катки выдерживали до 15 подрывов зарядами массой 6-7 кг.

Однако недостатки были присущи и этому образцу - трал плохо «работал» на размокших грунтах и песке, а трансмиссия машины подвергалась значительной нагрузке и часто выходила из строя.

Чтобы совместить достоинства обеих машин, завод имени Орджоникидзе в 1962 году изготовил еще один образец - «объект 220». Он имел две секции ножевых колейных и однорядную катковую секцию тралов. Однако в связи с принятым в 1961 году решением о прекращении производства тяжелых танков, все работы по машинам МИТ прекратили.