БРЭМ-1 - Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
БРОНИРОВАННАЯ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА БРЭМ-1

Состояние - принята на вооружение с 1975 г.
Изготовитель - УралВагонЗавод
Производство - серия
Боевая масса, т - 41
Длина с оборудованием, мм - 7980
Ширина, мм - 3460
Высота по крышу башни, мм - 2425
Клиренс, мм - 457
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 - 0,83
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. . 30
- крен, град. . 25
- стенка, м . 0,85
- ров, м 2,6...2,8
- брод, м . 1,2 (с ОПВТ - 5)
Тип двигателя - дизель, В-84 (В-46)
Макс, мощность, л.с. - 840 (780)
Удельная мощность, л.с./т - 20,5
Максимальная скорость, км/ч - 60
Запас хода, км - 500-760
Бронирование - противоснарядное . комбинированное
Средства постановки дымзавес - ТДА
Экипаж, чел. - 3
Вооружение - 12,7-мм пулемет НСВТ (боекомплект - 720...840)
Прицел - М
Радиостанция - Р-123М

Дополнительные сведения:
СозданА НА базе шасси, основного боевого танкА Т-72. НА машине установленА тяговая лебедкА С усилием до 25 тс и длиной тросА 200 м, вспомогательная лебедкА С усилием 0,5 тс и длиной тросА 400 м, бульдозерное встроенное навесное оборудование С шириной отвалА 3100 мм, крановое устройство С максимальной грузоподъемностью 10 тс, сварочный агрегат и другое оборудование.

БРЭМ-1

А.В. Карпенко. Обозрение отечественной бронетанковой техники. Невский Бастион; Санкт-Петербург; 1996.

Т-72. Уральская броня против НАТО / Михаил Барятинский : Яуза : Эксмо, 2010. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)

БОЕВЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ ТАНКА Т-72

В течение 1967-1976 годов на вооружение Советской Армии были приняты три основных танка с более высокими динамическими характеристиками и большей массой, чем танки Т-54/55 и Т-62, составлявшие к тому времени основу танкового парка страны. Имевшиеся же в то время в войсках инженерные и специальные машины, были изготовлены, главным образом, на шасси танков Т-54 и Т-55. В итоге инженерные подразделения танковых войск обрекались на значительное отставание на марше от боевых подразделений, оснащенных новыми танками. Кроме того, их тяговые возможности были недостаточными для эффективной эвакуации новых танков. Все эти обстоятельства стали решающими для развертывания работ по созданию целого семейства инженерных, специальных и боевых машин на базе танка Т-72.

117-е фото
118-е фото
119-е фото
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1.

То, что для этого семейства было выбрано шасси Т-72 совсем не случайно. Из всех советских основных танков только он был пригоден для разработки разнообразной боевой и инженерной техники. Газотурбинный двигатель танка Т-80 и двухтактный дизель танка Т-64 были эффективны лишь на режимах работы близких к максимальным. Кроме того, конструктивные особенности моторно-трансмиссионных установок этих танков крайне затрудняли отбор мощности для каких либо иных целей, кроме движения танка. Поэтому на базе Т-80 инженерные машины вообще не выпускались, а на харьковском многоцелевом транспортере-тягаче МТ-Т и машинах на его базе - путепрокладчике, котлованной машине, самоходном пароме, плавающем гусеничном транспортере и т. д. - использовалась ходовая часть Т-64 и двигатель В-46. Опытную БРЭМ на базе Т-64 оказалось проще оснастить вспомогательным четырехтактным дизелем для привода рабочих механизмов, чем решать проблему отбора мощности от основного двигателя.

На базе же Т-72 в 1970-1980 годах были созданы бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, мостоукладчик МТУ-72 и инженерная машина разграждения ИМР-2. Первые две машины разрабатывались в Омске и должны были выпускаться на Омском заводе транспортного машиностроения. Однако он был переориентирован на выпуск танка Т-80. В связи с этим, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 июля 1977 года производство инженерной техники возлагалось на УВЗ. В 1985 году началось серийное производство ИМР-2, достраивавшихся потом на Новокраматорском механическом заводе, в том же году на испытания вышла установочная партия из пяти БРЭМ-1, в 1989-м - установочная партия мостоукладчиков МТУ-72.

В 1990-е годы ряд инженерных и специальных машин, выпускавшихся ранее на шасси танка Т-72, был переведен на шасси танка Т-90, с соответствующей модернизацией. Кроме того, на шасси этого танка были созданы и новые боевые машины.

120-е фото
121-е фото
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1М.

БРЭМ-1 («объект 608»)

Бронированная ремонтно-эвакуционная машина БРЭМ-1 являлась подвижным средством технического обеспечения боевых подразделений, на вооружении которых находились танки Т-64А, Т-72, Т-80 и их модификации. Она была разработана в Омске на базе шасси основного танка Т-72А конструкторским бюро под руководством А.А. Морова и принята на вооружение приказом министра обороны СССР от 13 июня 1975 года.

БРЭМ-1 предназначена для эвакуации аварийных танков из зоны действия огня противника на сборные пункты поврежденных машин или в укрытие, эвакуации застрявших объектов и оказания помощи экипажам при ремонте и техническом обслуживании танков в полевых условиях. Машина оборудована тяговой лебедкой и блоками полиспастов (тяговое усилие 25 тс, длина троса 200 м), вспомогательной лебедкой (тяговое усилие 530 кгс, длина троса 400 м), полужестким буксирным приспособлением с внутренней амортизацией, сошником-бульдозером для закрепления машины на местности при работе с тяговой лебедкой и производства земляных работ, стреловидным полноповоротным краном (грузоподъемность 12 т), грузовой платформой для размещения контейнеров с инструментом, приспособлениями и запасными частями массой до 1,5 т, электросварочной аппаратурой для резки и сварки ЭСА-1 со стартером-генератором СГ-10-1С.

В состав экипажа входили командир машины, механик-водитель и сцепщик-такелажник. Люк командира машины размещался правее, а люк сцепщика-такелажника - слева сзади люка механика-водителя.

122-е фото
123-е фото
Танковый мостоукладчик МТУ-72.

В качестве вооружения использовался 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7. Масса машины с грузом массой 1,5 т на грузовой платформе составляла 41 т. БРЭМ-1 была приспособлена для подводного вождения и имела трубу-лаз.

В 1990-е годы была разработана модернизированная БРЭМ-1М, назначение, состав оборудования и технические характеристики которой такие же, как и у БРЭМ-1, за исключением: - стреловой кран имеет грузоподъемность 20 т (с дооборудованием полиспастом - 25 т) и увеличенной на 1 м длиной стрелы, что позволяет демонтировать башню в сборе с пушкой и системами с любого из танков Российской Армии; - полужесткое буксирное приспособление заменено на механизированные передние и задние, позволяющие производить сцепку машины с буксируемым объектом без выхода экипажей.