БРДМ-1 - Боевая разведывательная машина (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
БРОНИРОВАННАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДОЗОРНАЯ МАШИНА БРДМ-1

Состояние . принята на вооружение в 1958 г.
Разработчик . КБ ГАЗ
Изготовитель . ГАЗ
Производство . серия 1957-1966 гг.
База . БТР-40П
Колесная формула . 4x4
Боевая масса, т . 5,6
Длина, мм . 5660
Ширина, мм . 2170
Высота, мм . 1870 (2290)
Клиренс, мм . 315
Тип двигателя . карбюратор ГАЗ-40П
Максимальная мощность, л.с. . 89-93
Удельная мощность, л.с./т . 16,1
Максимальная скорость, км/ч . 80-90
Скорость на плаву, км/ч . 9
Запас хода, км . 500
Запас топлива, л . 150
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. . 31
- крен, град. . 20-25
- ров, м . 1,2
- брод, м . плавает
Бронирование, мм . лоб корпуса - 12
Экипаж(десант), чел. . 2(3)
Вооружение . 7,62-мм пулемет СГМБ (ПКТ) (боекомплект - 1250)
Прицел . М
Радиостанция . Р-113

Дополнительные сведения
Разработка началась в 1954 г. (база - БТР-40). Ведущий конструктор - В. К. Рубцов. Герметичный корпус - сварной из броневых катаных листов толщиной 6,8 и 12 мм. Сверху на корпусе установлена сварная рубка. На первых серийных образцах рубка была открыта сверху, но впоследствии она была закрыта броневой крышей с люками. Ходовая часть имела четырехколесный движитель и систему из четырех дополнительных колес (меньшего диаметра). Для движения на воде применялся реактивный водометный движитель. На базе БРДМ-1 созданы бронированные боевые машины управления БРДМ-1У, химической разведки БРДМ-1РХ, противотанковых комплексов 2П27, 9П32 и др.

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 первых серий, с открытым верхом

Машина химической разведки БРДМ-1РХ

Бронированные разведывательные машины

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ
Полноприводная колесная бронированная машина повышенной проходимости, предназначенная для использования в качестве разведывательной, штабной и машины связи. Разрабатывалась с 1954 года в ОКБ ГАЗа. На момент создания аналогов за рубежом не имела. Принята на вооружение в 1958 году. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1957 по 1966 год.

БРДМ

Серийные модификации:
БРДМ - герметичный сварной несущий корпус с закрытой сверху рубкой (на машинах первых серий рубка не имела крыши). Силовое отделение расположено в передней части машины, управления и боевое - в кормовой. Ходовая часть состояла из основного четырехколесного движителя и системы дополнительных колес. Четыре дополнительных колеса меньшего диаметра при движении в обычных условиях поднимались и отключались, при преодолении препятствий опускались с помощью гидроподъемников и приводились во вращение цепной передачей. Движение на плаву обеспечивал реактивный водометный движитель. Установлен кабестан. Часть машин оснащалась крупнокалиберным пулеметом ДШКМ.
Боевая машина 2П27-ПУ самоходного ПТРК 2К15. Выдвижной пакет из трех направляющих с ПТУР ЗМ6 "Швель" в кормовой части машины. Система управления - ручная, по проводам. Дополнительный возимый боекомплект - 3 ПТУР. Экипаж 2 человека.
Боевая машина 2П32 - ПУ самоходного ПТРК 2К8. Выдвижной пакет из четырех направляющих с ПТУР ЗМ11 "Фаланга" в кормовой части машины. Система управления - радиокомандная.
Боевая машина 9П110 (1963 г.) - ПУ самоходного ПТРК 9К11. Выдвижной пакет из шести направляющих с ПТУР 9М14М "Малютка". Система управления - ручная по проводам. Дополнительный возимый боекомплект - 8 ПТУР.

2П27

2П32

9П110

Первая опытная серия БРДМ была выпущена в конце 1957-го. Начиная со следующего года эти машины во все возрастающих количествах стали поступать в сухопутные войска, части морской пехоты и воздушно-десантные войска.
Помимо самоходных ПТРК на базе БРДМ были созданы машины управления БРДМ-у и радиационной и химической разведки БРДМ-рх.
БРДМ и машины на ее базе, включая ПТРК, активно экспортировались. В разные годы состояли или до сих пор состоят на вооружении в Албании, Алжире, Анголе, Афганистане, Болгарии, Вьетнаме, Гвинее, ГДР, Египте, Замбии, Зимбабве, Израиле (трофейные египетские), Индонезии, Конго, Кубе (250 единиц на 1995 г.), Мозамбике, Польше, Румынии, Сирии (400 на 1995 г.), Судане, Эфиопии, Югославии. БРДМ принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРДМ
БОЕВАЯ МАССА, т: 5,6.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ДЕСАНТ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5700, ширина - 2250, высота по крыше - 1900, высота по пулемету - 2295, база - 2800, колея - 1660, дорожный просвет - 315.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет СГМБ обр.1949 г. калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1250 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 7...11, лоб рубки - 11, борт, корма - 7, крыша - 5, днище - 4.
ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-40П, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 85-90 л.с. при 3400 об/мин, рабочий объем 3480 см³.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, коробка отбора мощности на водометный движитель и насос гидросистемы дополнительных колес, двухступенчатая раздаточная коробка с редуктором отбора мощности на дополнительные колеса, редукторы привода дополнительных колес, цепные передачи, карданные передачи, главные передачи переднего и заднего мостов.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4x4, размер шин 12.00-18", давление воздуха в шинах регулируется от 3 до 0,5 кг/см², подвеска на четырех продольных полуэллиптических рессорах, гидравлические рычажно-поршневые амортизаторы по четыре на каждом мосту, четыре дополнительных пневматических колеса (по два на борт) размером 750x250 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше - 80, на плаву - 9.
ЗАПАС ХОДА, км: на суше - 500, на плаву - 85.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 1,22; высота стенки, м - 0,4.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113.

Бронеколлекция, №3, 2000, М. Б. Барятинский - Советская бронетанковая техника (1945-1995), Часть 1