БТР-50ПК (Объект 750К) - Бронетранспортер (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
ГУСЕНИЧНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-50ПК (Объект 750К)

Состояние . на вооружении с 1958 г.
Разработчик . КБ ЧТЗ
Изготовитель . ЧТЗ
Производство . серия с 1958 г.
База . БТР-50П
Боевая масса, т . 14,2
Длина, мм . 7070
Ширина, мм . 3140
Высота, мм . 2030
Клиренс, мм . 370
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 . 0,5
Тип двигателя . дизель В-6
Максимальная мощность, л.с. . 240
Удельная мощность, л.с./т . 16,9
Максимальная скорость, км/ч . 45
Скорость на плаву, км/ч . 10
Запас хода, км . 410
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. . 38
- крен, град. . 18
- ров, м . 2,8
- стенка, м . 1,1
- брод, м . плавает
Бронирование, мм . лоб корпуса - 13
Экипаж(десант), чел. . 2(20)
Вооружение . 7,62-мм пулемет ПКБ (ПКТ) (боекомплект - 1250)
Средства постановки дымзавес . ТДА
Радиостанция . Р-113

Дополнительные сведения
Создан на базе бронетранспортера БТР-50П с установкой закрытого бронированного корпуса. Для доступа экипажа и десанта на машине установлено четыре люка на крыше корпуса. Бронетранспортер оборудован ночными приборами ТВН-2Б и системой ПАЗ. Пулемет устанавливается на вертлюжном кронштейне на левом борту десантного отделения. В отличие от БТР-50П эта машина не имеет лебедки и не может перевозить артсистемы и автомобили. Перевозимый груз - до 2 т. На базе бронетранспортера создана командно-штабная машина БТР-50ПУ.

Гусеничный бронетранспортер БТР-50ПК

ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76. От Невы до Ганга и Суэцкого канала / Михаил Барятинский : Яуза : Эксмо, 2016. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)

083-е фото
Описание конструкции бронетранспортеров БТР-50ПК и БТР-50П

Бронетранспортер БТР-50ПК предназначен для транспортировки по суше и на плаву личного состава (десанта) мотострелковых подразделений или различных военных грузов в условиях возможного огневого воздействия противника. БТР-50ПК - боевая бронированная гусеничная машина легкого типа. Бронетранспортер обеспечивает перевозку и переправу двадцати десантников в полном боевом снаряжении или 2000 кг грузов, размеры которых не превышают 1,5x1,4x1,3 м. Экипаж бронетранспортера состоит из двух человек: командира и механика-водителя.

084-е фото
Корпус БТР-50ПК (вид спереди): 1 - нижний наклонный лист; 2, 20, 33 - буксирные крюки; 3 - волноотражательный щит; 4 - скоба для крепления ограждения фары; 5 - средний наклонный лист; 6 - стойка для крепления фары; 7 - верхний наклонный лист; 8 - вырез для установки прибора наблюдения командира десанта; 9 - крышка люка механика-водителя; 10 - крышка переднего люка; 11 - крышки заднего люка; 12 - передний лист крышки силового отделения; 13 - крышка люка над топливным баком; 14 - зацеп для крепления наружных топливных баков с помощью стяжных лет; 15 - крышка люка над двигателем; 16 - крышка люка над силовой передачей; 17 - съемная броневая решетка; 18 - сетка над диффузором эжектора; 19 - бойка для крепления штепсельной розетки; 21 - кронштейн для укладки трубы подогревателя; 22 - задний верхний бортовой лист; 23 - окно для выброса воды; 24 - кронштейн оси балансира; 25 - нижний бортовой лист; 26 - средний верхний бортовой лист; 27 - кронштейн для пружин и резиновых упоров; 28 - колодка крепления захвата; 29 - кронштейн для укладки антенны; 30 - кронштейн крепления антенны; 31 - крышка люка командира бронетранспортера; 32 - передний верхний бортовой лист.

Бронетранспортер БТР-50ПК отличается от плавающего танка ПТ-76Б (ПТ-76) отсутствием башни с пушечным вооружением, конструкцией надводной части корпуса и оборудованием обитаемых отделений.

Основными частями бронетранспортера являются: броневой корпус, моторная установка, трансмиссия, ходовая часть, водоходный движитель, электрооборудование и средства связи. На бронетранспортере имеется возимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.

085-е фото
Бронетранспортеры БТР-50ПК на Красной площади. Москва, 1 мая 1963 года.

086-е фото
Корпус БТР-50ПК (вид с кормы): 1 - кожух приточного вентилятора; 2 - обзорный лючок; 3 - кожух вытяжного вентилятора; 4 - лист задней стенки десантного отделения; 5 - откидывающийся лист; 6 - пробка лючка для выпуска продуктов сгорания из подогревателя; 7 - пробка лючка для заправки малого топливного бака; 8 - пробка лючка для заправки большого топливного бака; 9 - пробка лючка для заправки системы охлаждения; 10 - пробка лючка для заправки масляного бака; 11 - скоба для крепления укрывочного брезента; 12 - поручень; 13, 21 - кронштейны крепления дополнительных топливных баков; 14, 20 - пробки лючков для заправки смазки в бортовые передачи; 15 - грязевой щиток; 16 - заслонка; 17 - упор-ограничитель; 18 - крюк для буксировки артсистем; 19 - пробка лючка для заправки кормового топливного бака; 22 - кожух клапана водооткачивающей системы; 23 - бон ка крепления решетки для укладки буя; 24 - коробка с выключателем водооткачивающего насоса (МВП-2); 25 - коробка для укладки нагрудного переключателя танкового переговорного устройства (ТПУ); 26 - ограждение люка индивидуального воздухопритока двигателя; 27 - кожух отверстия выброса загрязненного воздуха нагнетателем; 28 - ограждение люка забора воздуха нагнетателем.

087-е фото
Бронетранспортеры БТР-50П движутся на Красную площадь. Москва, 7 ноября 1960 года.

Броневой корпус бронетранспортера имеет три отделения: управления, десантное и моторно-трансмиссионное. В связи с этим корпус танка ПТ-76Б, на базе которого выпускается бронетранспортер, конструктивно изменен.

Лобовая часть корпуса отличается наличием верхнего лобового листа, в который слева вварено основание люка командира бронетранспортера с крышкой и тремя шахтами - в них размещены призменные приборы наблюдения ТНП-Б. Крышка люка снабжена стопором, фиксирующим ее в вертикальном положении. Для облегчения ее открывания и предупреждения травм при закрывании на крышке установлен торсион. В закрытом положении крышка люка изнутри запирается замком.

В средней части верхнего лобового листа расположен люк механика-водителя с крышкой, в которой находится призменный прибор наблюдения ТНП-Б, используемый при движении на плаву с поднятым волноотражательным щитом. С целью защиты экипажа от свинцовых брызг, отлетающих от пуль, люк имеет ограждение, приваренное снаружи по его периметру. Внутри, вдоль нижнего края люка, прикреплена легкосъемная предохранительная подушка для предупреждения травмирования лица механика-водителя при вождении по-походному с открытым люком.

Ниже люка механика-водителя размещены три прибора наблюдения ТНП-Б. Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВН-2Б ставится на место ТНП-Б в крышке люка или на место центрального - в лобовом листе.

Справа от люка механика-водителя в верхнем лобовом листе сделан вырез, куда устанавливается прибор наблюдения МК-4 командира десанта. В ночное время он заменяется на монокулярный прибор ночного видения ТКН-1Б или ТКН-1БС. ИК-осветитель ОУ-3 крепится при этом на его броневом ограждении.

По сравнению с танком у бронетранспортера увеличена высота верхних бортовых листов, образующих боковые стенки десантного отделения. На левом верхнем бортовом листе смонтирован поворотный броневой стакан антенного ввода. В правый верхний бортовой лист вварен кожух приточного вентилятора. В обоих этих листах имеются по два обзорных лючка, которые могут использоваться для стрельбы из личного оружия.

В задней стенке десантного отделения есть откидывающийся лист, в котором имеется лючок для стрельбы из личного оружия. На этой стенке справа приварен броневой кожух вытяжного вентилятора, предназначенный для отсоса загрязненного воздуха из десантного отделения и включающийся совместно с приточным вентилятором только на стоянке бронетранспортера при неработающем двигателе и закрытых люках.

088-е фото
Корпус бронетранспортера БТР-50П: 1 - нижний наклонный лист; 2, 20 и 34 - буксирные крюки; 3 - волноотражательный щит; 4 - бонки крепления ограждения фар; 5 - средний наклонный лист; 6 - верхний наклонный лист; 7 - крышка люка механика-водителя; 8 - лист задней стенки.

089-е фото
БТР-50ПК на плаву.

Крыша над десантным отделением состоит из сваренных между собой броневых листов и имеет два люка, закрывающихся крышками и предназначенных для входа и выхода десанта и погрузки имущества. Крышка переднего люка может фиксироваться в вертикальном положении. В ней имеется лючок для стрельбы из личного оружия при открытом люке. Задний люк закрывается двумя крышками.

С 1962 года на крыше десантного отделения за люком командира под броневым колпаком устанавливается нагнетатель, такой же, как в системе ПАЗ танка ПТ-76Б. С этого же времени был введен индивидуальный забор воздуха в двигатель через входной патрубок, находящийся в левом заднем углу крыши десантного отделения.

На корме бронетранспортера есть крюк для буксировки артсистем: 57-, 76- и 85-мм пушек.

Отделение управления расположено в носовой части корпуса. В отличие от танка, в нем, кроме сиденья механика-водителя, размещены еще два сиденья: командира бронетранспортера и командира десанта. Сиденье командира бронетранспортера установлено у левого борта. Его можно регулировать по высоте и переворачивать мягкой подушкой вниз. В этом случае командир может ехать стоя в открытом люке. Он становится ногами на тыльную сторону сиденья, к которой прикреплен резиновый коврик. Сиденье командира десанта размещено справа от сиденья механика-водителя.

090-е фото
Рабочее положение погрузочного устройства бронетранспортера: 1 - рычаги управления лебедкой; 2 и 12 - продольные балки; 3 - поперечная балка; 4 - лебедка; 5 и 9 - ролики; 6 - настил; 7 и 11 - аппарели; 8 - ролик блока; 10 - вспомогательная тележка; 13 - боковая растяжка; 14 - опорная стойка.

091-е фото
Установка пушки, погруженной на бронетранспортер: 1 - продольная балка; 2 и 5 - растяжки с талрепами; 3 - ящик для укладки рычагов управления лебедкой; 4 - поперечная балка; 6 - вспомогательная тележка.

На нижнем лобовом листе находятся коробки для укладки боекомплекта пулемета, ЗИП радиостанции и часть ЗИПа машины. Отделение управления освещается двумя плафонами. В остальном оно оборудовано так же, как отделение управления танка ПТ-76Б.

Десантное отделение занимает среднюю часть корпуса машины. Вдоль этого отделения установлены пять сидений. Средние сиденья - съемные: их стойки вставлены во втулки, приваренные к планкам и ребрам жесткости днища. Боковые сиденья расположены на надгусеничных полках корпуса, и их подушки крепятся к ним ремнями. В передней части десантного отделения находится деревянный укладочный ящик для ночного прибора механика-водителя. На левом борту около моторной перегородки размещен аппарат ТПУ А-3, от которого шнур с нагрудным переключателем выведен наружу через отверстие в задней стенке десантного отделения. Этот аппарат служит для связи командира десанта с командиром и механиком-водителем бронетранспортера при нахождении десанта снаружи машины.

На правом переднем пиллерсе размещен по-походному пулемет ПКБ в чехле. По-боевому пулемет вместе с турельной установкой крепится к одному из двух кронштейнов: или к переднему, или к заднему. Кронштейны одинаковы по конструкции и монтируются: передний - на П-образной балке крыши десантного отделения, задний - на откидывающемся листе задней стенки. Турельная установка обеспечивает стрельбу по курсу в секторе 113° и на корму в секторе 93°. Боекомплект пулемета состоит из 1250 патронов.

092-е фото
Бронетранспортер БТР-50П с установленной на нем 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2.

Тактико-технические характеристики плавающего бронетранспортера БТР-50ПК

093-е фото
До 1968 года бронетранспортер комплектовался пулеметом СГМБ, который по-походному крепился на левом пиллерсе. По-боевому пулеметы СГМБ и ПКБ устанавливались на те же места без переделок.

Моторно-трансмиссионное отделение (в том числе двигатель и трансмиссия), ходовая часть (в том числе водоходный движитель) такие же, как у танка ПТ-76 или ПТ-76Б.

У бронетранспортера БТР-50П, в отличие от БТР-50ПК, нет крыши над десантным отделением, что позволяет транспортировать на нем артиллерийские системы или автомобили. Для этой цели на нем имеется погрузочное устройство, лебедка которого, балки и опорные стойки для установки артиллерийской системы или автомобиля размещены в десантном отделении. Тележки и складные аппарели находятся на крыше моторно-трансмиссионного отделения. В десантном отделении имеются три кронштейна для установки пулеметов десанта.

Для транспортировки на бронетранспортере БТР-50П можно разместить один из следующих видов вооружения с боеприпасами, имуществом и орудийным расчетом:

- три 82-мм безоткатных орудия Б-10, 24 выстрела к ним (в 6 штатных ящиках), возимый ЗИП (в 6 ящиках) и три орудийных расчета по четыре человека в каждом;

- три 82-мм миномета обр.1937 г., 120 мин к ним (в 12 штатных ящиках), возимый ЗИП (в трех сумках), три банника в сборе и три минометных расчета по четыре человека в каждом;

- одно 107-мм безоткатное орудие Б-11, выстрелы к нему (в штатных ящиках), возимый ЗИП и пять человек орудийного расчета;

- один 120-мм миномет, 32 мины (в 16 штатных ящиках), возимый ЗИП и минометный расчет из шести человек;

- одну 57-мм или 76-мм пушку, 25 выстрелов (в пяти штатных ящиках), возимый ЗИП и пять человек орудийного расчета;

- одну 85-мм пушку и два человека орудийного расчета.

Перечисленное вооружение размещается в десантном отделении бронетранспортера или над ним.

Кроме того, на БТР-50П можно погрузить для транспортировки легковой автомобиль высокой проходимости ГАЗ-69.