Бумеранг - Бронетранспортер (РФ)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Русские бронетранспортеры (От БТР-40 до «Бумеранга») / Михаил Барятинский : Яуза : Эксмо, 2018. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)

«Бумеранг»
Читатель уже обратил внимание, что в этой книге содержится подробная информация лишь о серийных отечественных бронетранспортерах. Ну или же, как БТР-90, хотя бы официально принятых на вооружение. Но невозможно обойти вниманием последний образец КБМ российской разработки - боевую машину на основе платформы «Бумеранг». Информацией о ней, по понятным причинам еще далеко не полной, а местами даже противоречивой, будет уместно завершить обзор отечественных колесных бронетранспортеров.

Боевая машина пехоты К-17 платформы «Бумеранг» на Пушкинской площади перед генеральной репетицией парада. Москва, 7 мая 2015 года.

Правый водомет.

В течение последних 50 лет на вооружении сначала Советской, а затем и Российской Армии состоял фактически один тип колесного бронетранспортера. Нет, марки машин, конечно, были разные - БТР-60, БТР-70, БТР-80 и т. д. Разными были и их технические характеристики, улучшавшиеся от образца к образцу. Общим же у всех этих бронетранспортеров была компоновка с так называемым активным размещением десанта. То есть, это когда экипаж и десант размещаются в передней части машины, а двигатель и трансмиссия - в задней.
Главное преимущество такой компоновки - возможность ведения огневого боя десантом не спешиваясь (при этом почему-то забывалось, что подобное требование всегда выдвигалось к БМП, задача же БТР - всего лишь доставка пехоты к полю боя). Главный недостаток - высокая уязвимость экипажа и десанта, а также затрудненная посадка и высадка. Мешала принятая компоновка и созданию различных боевых и вспомогательных машин на базе линейного бронетранспортера.
Преодолеть эти недостатки конструкторы попытались в 1990-е годы, создав бронетранспортер (а точнее - колесную БМП) БТР-90 «Росток». «Росток» больше и тяжелее предыдущих образцов, но компоновка его осталась прежней. Машину приняли на вооружение, но в производство так и не запустили. Не устроил военных и следующий образец, создававшийся по теме «Гильза», работы по которой начались в 2009 году. На этом БТРе двигатель размещался не в корме, а в середине корпуса за отделением управления. На машине планировалось установить модуль вооружения, аналогичный используемому на БТР-82, и применить комплект динамической защиты.

Колесные БМП К-17 «Бумеранг» завершают прохождение боевой техники во время генеральной репетиции парада. Москва, Красная площадь, 7 мая 2015 года.

«Бумеранг» возвращается с Красной площади после репетиции. Хорошо видны дверь и откидная аппарель в кормовом листе корпуса.

К концу 2009 года эскизный проект бронетранспортера был завершен и представлен заказчику. Однако после этого в техническое задание стали вноситься многочисленные изменения и дополнения, сильно изменившие облик машины. Название ОКР изменили на «Бумеранг», защита обновленного технического проекта состоялась в марте 2010 года. Об этом журналистам сообщил командующий Сухопутными войсками ВС РФ Александр Постников. Тогда же в СМИ впервые промелькнуло и название темы - «Бумеранг».
Первый показ новой машины состоялся в 2013 году на закрытой презентации, проходившей в рамках выставки Russia Arms EXPO в Нижнем Тагиле. Широкая же публика смогла увидеть машину в период подготовки и во время парада Победы в Москве в 2015 году. В 2016 и 2017 годах в парадах принимали участие машины с несколько доработанным корпусом.
На сегодняшний день исчерпывающей информации о конструкции машины, разумеется, нет. Однако же, используя информацию из открытых источников, можно попытаться описать БТР более или менее полно.
Итак, что же нам известно? Известно, например, то что боевая масса БТР ВПК-7829 на платформе «Бумеранг» составляет около 20 т. Впрочем, в некоторых источниках можно встретить и другие данные - 25 т. Дело тут, по-видимому, в том, что предусматривается иметь три весовых категории бронетранспортера - легкую, среднюю и тяжелую. Отсюда и некоторый диапазон боевой массы. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса справа. Слева от него размещено отделение управления, в котором находится механик-водитель, и проход, соединяющий его с десантным отделением, расположенным в кормовой части машины. В передней части крыши десантного отделения установлен необитаемый боевой модуль, в задней имеются два прямоугольных люка, закрывающиеся откидными крышками. Для высадки десанта предназначена большая прямоугольная дверь в кормовом листе корпуса, закрывающаяся откидной крышкой-аппарелью. Она обеспечивает выход десанта в полном снаряжении в колонну по два, что сокращает время десантирования до 3 с. Для посадки десантников служит дверь, выполненная в этой крышке. В двери имеется амбразура для стрельбы из личного оружия десанта.

Бронетранспортеры «Бумеранг» К-16 во время репетиции в Алабино.

Модернизированный вариант БМП К-17. Хорошо видны изменения в носовой части корпуса. Москва, 28 апреля 2016 года.

Модернизированный вариант БМП К-17, вид с правого борта.

В конструкции БТР «Бумеранг» используется многослойная броня с керамическими вставками. Такой тип брони никогда раньше не использовался при создании легкой бронетехники. Как известно, основной отличительной особенностью многослойной брони является ее высокая эффективность против кумулятивных боеприпасов. В соответствии с техзаданием лобовая броня «Бумеранга» должна выдерживать попадания малокалиберных автоматических пушек, а бортовая и кормовая - противотанковых гранат и крупнокалиберных пуль. На корпусе машины укреплены плоские съемные панели накладной брони. За счет их полного или частичного демонтажа, а также за счет замены боевого модуля и достигается разбивка машин на три весовых категории. Дополнительную защиту лобовой проекции боевой машины создает откидной волноотражательный щиток, в походном положении укладывающийся на верхний лобовой лист.
Существенным недостатком отечественных бронетранспортеров предыдущих образцов была недостаточная противоминная защита. Плоское днище просто не «держало» ударную волну от взрыва мины. Повысить уровень защищенности за счет модернизации было невозможно, так как требовался новый корпус.
Противоминная защита «Бумеранга» обеспечивается специальной формой днища и внутренней компоновкой, в частности, подвеской сидений экипажа и десанта к крыше. Кроме того, в конструкции днища корпуса могут использоваться так называемые противоминные «сэндвичи» - многослойные наполнители.
Следует отметить, что «Бумеранг» - это первый отечественный бронетранспортер, в бортах которого отсутствуют амбразуры для стрельбы из личного оружия десанта. Вся огневая мощь машины обеспечивается боевым модулем.

«Бумеранг» К-17 по пути на Красную площадь. Москва, 3 мая 2017 года.

Та машина, которую можно было увидеть на параде в Москве, относится к классу колесных БМП и оснащена боевым модулем «Бумеранг-БМ» разработки тульского Конструкторского бюро приборостроения. Этот модуль оснащен стабилизированной в двух плоскостях автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм с селективным боепитанием и боезапасом 500 выстрелов (160 с бронебойно-трассирующими и 340 с осколочно-фугасными снарядами), пулеметом ПКТМ калибра 7,62 мм с боезапасом 2000 патронов и двумя сдвоенными пусковыми установками противотанковых ракет «Корнет-Д». Управлять модулем могут наводчик-оператор и командир БМП.
СУО модуля позволяет вести автоматический поиск целей одновременно в различных спектральных диапазонах в пассивном и активном режиме; вести поиск замаскированных целей оптическим локатором; осуществлять одновременный обстрел двух целей; вести стрельбу из пушки по зенитным целям с автоматом сопровождения на углах возвышения до 70°; использовать дистанционное управление; вести обстрел по внешнему целеуказанию.
Как ожидается, «Бумеранг-БМ» сможет работать и в полностью автономном режиме, то есть после целеуказания оператором без дальнейшего вмешательства человека следить за целью и вести по ней огонь вплоть до уничтожения.
Главной особенностью боевого модуля «Бумеранг-БМ» является использование безэкипажной компоновки. За счет отсутствия обитаемых объемов тульским конструкторам удалось плотнее скомпоновать внутренние агрегаты модуля и тем самым уменьшить его общие габариты. В средней части боевого модуля, примерно над осью вращения башни, располагаются механизмы крепления и вертикального наведения пушки и пулемета. По бокам от казенных частей пушки и пулемета предусмотрены системы подачи боеприпасов. Подача выстрелов для пушки ведется с правой стороны, а в пулемет патроны поступают слева. Боезапас пушки и пулемета расположен полукругом вдоль задней стенки боевого отделения.
Автоматическая пушка 2А42 позволяет обстреливать цели на дальности до 4000 м, а управляемые ракеты «Корнет», в зависимости от модификации, могут уничтожать технику или укрепления противника на дистанции 8 или 10 км. Угол возвышения пушки - 70°. Пушка установлена в специальном кожухе, снижающем заметность машины в ИК- и РЛ-диапазонах.
Боевой модуль «Бумеранг-БМ» оснащен двумя комплексами прицельного оборудования. Комплекс наводчика-оператора располагается в передней части модуля, справа от пушки. Командирский комплекс расположен слева и выше спаренной установки. Комплексы имеют независимую двухплоскостную стабилизацию поля зрения, телевизионный, тепловизионный и лазерный дальномерные каналы, а также лазерный канал формирования поля управления ракетой.
На крыше боевого модуля установлено несколько антенн оборудования связи и система датчиков состояния атмосферы. Впрочем, о связи следует поговорить особо.
В конце апреля 2015 года Объединенная приборостроительная корпорация объявила, что БТР «Бумеранг», а также другая перспективная боевая техника, получат интегрированную аппаратуру связи, навигации и управления, полностью отвечающую концепции сетецентрической войны. Бортовая аппаратура позволит экипажу БТРа получать все оперативно-тактические данные в режиме реального времени и взаимодействовать с командными пунктами и другими войсковыми подразделениями в единой системе автоматизированного управления. Иными словами, перспективные БТР будут интегрированы в единое информационное пространство автоматизированной системы управления войсками и оружием Вооруженных Сил.
Следует отметить, что разработка доктрины сетецентрических вооруженных сил ведется несколькими странами мира с конца 1970-х годов. Официально она была сформулирована в США в 1990-х годах. Она предполагает объединение средств разведки, целеуказания и поражения в единую информационную систему. Благодаря этому можно значительно сократить цикл боевого управления за счет уменьшения времени на выработку и принятие решения, донесение приказа до исполнителей, повышения темпа проведения армейских операций. В целом же сетецентрическая армия имеет большую эффективность и живучесть по сравнению с обычными вооруженными силами.
Силовая установка бронетранспортера состоит из дизеля ЯМЗ-780 мощностью 750 л.с. Это четырехтактный 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель с турбонаддувом и жидкостным охлаждением. Двигатель устанавливается на «Бумеранге» в комплексе с автоматической коробкой передач. Переключение передач возможно как в автоматическом, так и в ручном режиме (6 вперед, 1 назад). По другим данным, на машине установлен 10-цилиндровый дизель УТД-32ТР мощностью 510 л.с. (или 660 л.с.), изготовленный на «Барнаултрансмаше». Двигатель установлен в блоке с гидромеханической трансмиссией и гидрообъемной передачей.
В конструкции ходовой части заложена возможность установки без доработок корпусных деталей как традиционной торсионной подвески, так и регулируемой гидропневматической подвески. Боестойкие колеса с радиальными шинами со вставками Run Flat обеспечивают необходимые характеристики устойчивости. Комбинированный способ поворота (за счет поворота управляемых пар колес и изменения скорости вращения колес на противоположном борту) обеспечивает «Бумерангу» разворот с радиусом в 2 раза меньше, чем у зарубежных аналогов.
Силовая установка и ходовая часть с колесной формулой 8x8 обеспечивают бронетранспортеру движение со скоростью свыше 100 км/ч по дорогам с твердым покрытием. Запас хода по шоссе составляет 800 км. Движение на плаву со скоростью до 10 км/ч осуществляется с помощью двух водометов, установленных по бортам в кормовой части корпуса машины. Судя по их размещению и внешнему виду, можно утверждать, что они близки по конструкции водометам, используемым на БТР-90. Следует, однако, отметить, что плавающими будут только легкая и средняя версии машины.
Этим описанием на сегодняшний день и исчерпывается доступная информация по конструкции «Бумеранга». Однако же, как упоминалось выше, речь шла не совсем о бронетранспортере, а о БМП, имеющей индекс К-17. Именно она показывалась на московских парадах в 2015-2017 годах в количестве трех единиц. Но в 2015 году в период предпарадной подготовки в Алабино засветились еще три машины с боевыми модулями меньших размеров, чего не смогли скрыть брезентовые чехлы. Фотография такой машины - бронетранспортера К-16 - была вскоре размещена на официальном сайте Министерства обороны. Установленный на нем более простой и легкий боевой модуль с 12,7-мм пулеметом «Корд» разработан АО «Буревестник».
Получается, что в настоящее время мы уже имеем две машины на платформе «Бумеранг» - БТР и БМП. Однако, данная боевая платформа может оснащаться различными видами вооружения. По заявлению разработчика - «Военно-промышленной компании» - на шасси «Бумеранг» планируется создание и производство противотанкового ракетного комплекса, командно-штабной машины, самоходного зенитного ракетно-пушечного комплекса, боевой машины с тяжелым вооружением, машин фронтовой разведки и радиоэлектронной борьбы, санитарно-эвакуационной машины и т. д.
Таким образом, на основе многофункциональной боевой платформы «Бумеранг» будет создано обширное семейство колесных боевых машин различного назначения, позволяющее полноценно укомплектовать всеми видами боевой и вспомогательной техники мотострелковые бригады легкого типа. Но это в будущем, а что же происходит сейчас?
Помимо участия в парадах, БМП К-17 «Бумеранг» была продемонстрирована на форуме «Армия-2017». В январе 2018 года в сети появились первые официальные фотографии интерьера боевой машины. Известно, что «Бумеранг» проходит испытания. Официальная информация о сроках их завершения и перспективах начала серийного производства пока отсутствует.