9К57 Ураган - Реактивная система залпового огня (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган»
После завершения разработки системы «Град», в конце 1960-х годов, началось проектирование более дальнобойного комплекса, получившего впоследствии название 9К57 «Ураган». Необходимость увеличения дальности обосновывалась тем, что в быстро меняющейся боевой обстановке реактивные системы залпового огня не всегда успевали обеспечить своевременный «маневр колесами» - требовалось расширить их возможности «маневра огнем».

Тактико-технические характеристики
Боевая машина 9П140
Масса в боевом положении, т: 20
Колесная формула: 8x8
Количество направляющих, шт.: 16
Калибр направляющих, мм: 220
Дальность стрельбы максимальная, км: 35
Время перезарядки, мин.: 15
Время перевода из походного положения в боевое, не более, мин.: 3
Время срочного оставления боевой позиции после залпа, не более, мин.: 1,5

Машина 9П140 - В боевом положении, вид сбоку.

Начало разработки будущей реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Ураган», которая в то время носила название «Аванпроект "Ураган"», относится ко второй половине 1960-х годов. В 1969 году - начале 1970 года составили и откорректировали тактико-технические требования на опытно-конструкторскую работу: «Армейская реактивная система залпового огня "Град-3"» (с начала 1970 года - «Ураган»).

Артиллерийская часть боевой машины 9П140.

Требования к системе
В состав РСЗО должны были входить боевая, транспортная и командирская машины и арсенальное оборудование. Предлагались следующие типы головных частей: фугасная (с заданным дроблением корпуса), кассетная осколочного действия и кассетная для дистанционного минирования местности. Решение о разработке боевых частей других типов (кумулятивной, зажигательной, агитационной и в специальном наполнении) должны были принять Министерство обороны и Министерство машиностроения по результатам аванпроекта во втором квартале 1970 года.
В конструкции снарядов использовался один для всех типов боевых частей реактивный двигатель на твердом топливе с нерегулируемым соплом (соплами) во всем интервале температур эксплуатации. Сменные сопла не допускались. В качестве базы предлагалось шасси ЗИЛ-135ЛМ.
На стадии эскизного проектирования нужно было создать варианты боевой и транспортной машин на шасси гусеничного транспортера-тягача МТ-С. При использовании шасси ЗИЛ-135ЛМ предусматривалось 20 направляющих и 24 - при использовании шасси МТ-С. Однако точное их количество следовало утвердить после рассмотрения эскизного проекта. В качестве базы транспортной машины также рассматривалось колесное шасси грузового автомобиля KpA3-253. Главным конструктором системы назначили А. Н. Ганичева, разработкой боевой и транспортной машин руководил Ю. Н. Калачников. Комплекс 9К57 «Ураган» приняли на вооружение постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 марта 1975 года.
Контекст
Как известно, в годы правления Н. С. Хрущева основной упор делался на развитие различных видов ракетного вооружения. Ствольные артсистемы явно недооценивали. Однако с середины 1960-х годов их разработку, включая и реактивные системы залпового огня, возобновили.

Выстрел реактивным снарядом с боевой машины 9П140.

Назначение и состав
Реактивная система залпового огня «Ураган» предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых подразделений противника в местах сосредоточения и на марше, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной инфраструктуры, дистанционной установки противотанковых и противопехотных минных полей в зоне боевых действий на удалении от 10 до 35 км.
В состав РСЗО «Ураган» входят следующие боевые средства: боевая машина (БМ) 9П140, транспортно-заряжающая машина 9Т452, реактивные снаряды, комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б», учебно-тренировочные средства, автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М, радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44 и комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381. Эксплуатация комплекса возможна в условиях применения противником ядерного, химического, бактериологического оружия в любое время года и суток, в различных климатических условиях при температуре окружающего воздуха от -40 до +50 °C.

Основные сведения
Вид: реактивная система залпового огня
Заказчик: Советская армия
Разработчик: Тульский государственный НИИ точного машиностроения (ныне ФГУП «ГНПП «Сплав»), Пермский машиностроительный завод им. В. И. Ленина (ныне ОАО «Мотовилихинские заводы») и другие
Производитель: ФГУП «ГНПП «Сплав», ОАО «Мотовилихинские заводы»
Годы производства: с 1975
Годы эксплуатации: с 1976
Количество выпущенных машин: свыше 1000 единиц

Основные даты
Март 1975 г. - принятие на вооружение
С 1980 г. - боевое применение в Афганистане
1980 г. - принятие на вооружение реактивных снарядов для дистанционного минирования местности
1982 г. - боевое применение сирийскими войсками в ходе Первой ливанской войны
2008 г. - боевое применение в ходе грузино-югоосетинского конфликта

Заряжание боевой машины 9П140 с ТЗМ 9Т452.

Боевая машина 9П140
Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8x8), производившемся впоследствии на Брянском автомобильном заводе под маркой БАЗ. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно в направляющие. Боевая машина оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и прибором ночного видения. Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости в полете. При движении по траектории вращение снаряда поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом к его продольной оси.
Залп одной БМ накрывает площадь более 42 га. Основной способ стрельбы - с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины. Расчет БМ 9П140 - шесть человек (в мирное время - четыре): командир БМ, наводчик (старший наводчик), механик-водитель и три номера расчета.
На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726-45. В качестве визирного и угломерного устройств в нем используется штатная орудийная панорама ПГ-1М. Система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом (все 16 ракет запускаются с интервалом 0,5 с), а также с так называемым «рваным» темпом стрельбы (первые 8 ракет с интервалом 0,5 с, остальные 8 - через каждые 2 с). Благодаря применению такого темпа удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний боевой машины, и, следовательно, улучшить кучность стрельбы.
Транспортно-заряжающая машина 9Т452
Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) 9Т452, разработанной на таком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжание без специальной подготовки позиции, в том числе с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут, Грузоподъемность крана ТЗМ - 300 кг.
Боекомплект
В боекомплект РСЗО «Ураган» входят следующие реактивные снаряды: 9М27Ф, с осколочно-фугасной головной частью; 9М27К, с кассетной головной частью в снаряжении осколочными боевыми элементами; 9М27С, с зажигательной головной частью; 9М59, с кассетной головной частью в снаряжении противотанковыми минами; 9М27К2, с кассетной головной частью в снаряжении противотанковыми минами; 9М27КЗ, с кассетной головной частью в снаряжении противопехотными минами; 9М51, с головной частью объемно-детонирующего действия (показал высокую эффективность во время войны в Афганистане).
Максимальная дальность стрельбы составляет 3 км. Для стрельбы на меньшие дистанции на реактивный снаряд надевают кольца, тормозящие его в полете. С малым кольцом дальность полета кассетных снарядов составляет от 11 до 22 км, осколочно-фугасных 9М27Ф - от 8 до 21 км. При использовании большого тормозного кольца дальность полета кассетных снарядов - от 9 до 15 км, 9М27Ф - от 8 до 16 км. Особенностью четырехосного полноприводного шасси ЗИЛ-135ЛМП является расположение силовой установки за четырехместной стеклопластиковой кабиной экипажа. Силовая установка состоит из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375Я мощностью 180 л. с. при 3200 об/мин. каждый. Трансмиссия имеет бортовую схему: от двигателей крутящий момент через два сухих двухдисковых сцепления, две пятиступенчатые коробки передач и две одноступенчатые раздаточные коробки передается на две бортовые системы одноступенчатых колесных редукторов. Одновременное управление обеими системами обеспечивают специальные синхронизирующие устройства. Колеса первой и четвертой оси - управляемые, с независимой торсионной подвеской и телескопическими гидроамортизаторами двойного действия. Колеса средних осей сближены, не имеют упругой подвески и к раме крепятся жестко. Машина оборудована централизованной системой регулирования давления в шинах, имеет очень высокую проходимость и скоростные характеристики. При движении с полной нагрузкой по шоссе максимальная скорость составляет 65 км/ч, без предварительной подготовки может преодолевать броды глубиной до 1,2 м. Полная масса шасси составляет 19,2 т. Запас хода по топливу составляет 520 км.
Двухдверная четырехместная кабина массой 490 кг оборудуется регулируемым сиденьем водителя, автономным отопителем, средствами радиационного контроля, местами для крепления личного оружия, двумя светомаскировочными фарами и одной поисковой.

Боевая машина 9П140. Пакет направляющих в боевом положении, домкраты опущены.

Ходовая часть. Колеса первой и четвертой осей - управляемые, имеют независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко.

Артиллерийская часть включает в себя пакет из 16 трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающий механизм, электротехническую и гидравлическую аппаратуру.

РСЗО 9К57 «Ураган»
Боевая машина 9П140 реактивной системы залпового огня 9К57 «Ураган». Один из вариантов парадной окраски, использовавшийся в Советской армии. Иногда его можно встретить и в Российской армии.
1 Кабина. Двухдверная четырехместная стеклопластиковая кабина оборудуется регулируемым сиденьем водителя, автономным отопителем, средствами радиационного контроля, местами для крепления личного оружия, двумя светомаскировочными фарами и одной поисковой.
2 Моторный отсек. В моторном отсеке размещена силовая установка, состоящая из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375Я мощностью 180 л. с. при 3200 об/мин каждый.
3 Пакет направляющих. Шестнадцать трубчатых направляющих расположены в люльке в три ряда, при этом в верхнем ряду установлены всего четыре направляющих. Максимальный угол возвышения составляет 55°.
4 Трубчатая направляющая. Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда, обеспечивая ему первоначальную раскрутку.
5 Домкрат. Для повышения устойчивости боевой машины при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом, с помощью которых осуществляется вывешивание кормовой части.
6 Передний управляемый мост. Независимая торсионная подвеска, телескопические гидроамортизаторы двойного действия, диагональные камерные шины И-159 размером 16,00-20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.
7 Рама. Рама шасси ЗИЛ-135ЛМП - сварная лонжеронная. Открытая часть рамы, предназначенная для монтажа вооружения, имеет длину 5200 мм, погрузочная высота - 990 мм.
8 Средние неуправляемые мосты. Жесткое бесподвесочное крепление к раме. Диагональные камерные шины И-159 размером 16,00-20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.
9 Задний управляемый мост. Независимая торсионная подвеска, телескопические гидроамортизаторы двойного действия, диагональные камерные шины И-159 размером 16,00-20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.

Боевые машины мира - №2 - 2014

 

Циммерит и другие противоминные покрытия

Защитная паста
В1943 году немецкая химическая промышленность разработала особое покрытие - пасту с антимагнитными свойствами. Ее наносили толстым слоем на танковую броню, и она затвердевала на ней шероховатой коркой. Это средство - изобретение берлинского предприятия Chemische Werke Zimmer AG (CWZ), получившее название «циммерит», было эффективной защитой от магнитных мин. Плохо воспламеняющаяся масса низкой плотности хорошо приставала к металлической поверхности, и для ее нанесения не требовались специалисты.

«Шерман» М4, защищенный от мин деревянными панелями, прикрученными к бортам. Обратите внимание на металлические решетки на люках: они защищают экипаж от атак японской пехоты.

Во время Второй мировой войны Германия сконструировала грозное оружие - магнитную противотанковую минуТеНегтте. Пехотинцы ее устанавливали на вертикальные поверхности танков вручную. Процесс был прост, однако при этом солдаты подвергались большой опасности. Осознавая, какой угрозой может стать использование подобного оружия против его же собственных танков, Верховное командование сухопутных войск (ОКХ, нем. Oberkommando des Heeres) немедленно озаботилось также изготовлением нового средства, которое бы защищало от магнитных мин. Тщательно изучив вопрос, берлинское химическое предприятие Chemische Werke Zimmer AG провело испытания особой пасты: нанесенная на броню, она препятствовала прилипанию к машинам магнитных мин, так что те падали на землю под собственным весом или из-за вибрации корпуса танка.
Технология покрытия
Циммерит наносили непосредственно на стальную броню при помощи металлического шпателя или валика. Сначала первый слой толщиной 3 мм оставляли засыхать на 24 часа при нормальной температуре. Затем поверх этого слоя, который намеренно делали очень неровным, наносили второй слой, также неровный и шероховатый. И наконец, покрытие обрабатывали паяльными лампами. Подобная высокотемпературная обработка позволяла сократить время высыхания циммерита с восьми дней до одного и, кроме того, существенно повышала его прочность. Циммеритная обмазка была водонепроницаемой, однако входивший в ее состав поливинилацетат (в данном случае клей для дерева, использовавшийся столярами) делал ее чувствительной к холоду: на морозе она могла треснуть и даже осыпаться. Помимо поливинилацетата (25 %), служившего связующим веществом, циммерит состоял из сульфата бария (40 %), древесных опилок (10 %) и пигмента охры.
Циммерит начали применять с октября 1943 года как на заводах, выпускавших танки, так и в полевых мастерских. Его наносили на вертикальные или наклонные элементы брони до высоты человеческого роста, в тех местах, куда противник мог установить магнитные мины. Распоряжение ОКХ от 29 декабря 1943 года предписывало использование циммеритного покрытия для следующих танков: Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV, Pz.Kpfw.V Panther, Pz.Kpfw.VI Tiger I, Sturmgeschutz III, Panzerjager 38t и Panzerjager Hornisse. Таким образом, циммерит предназначался для танков и штурмовых орудий, задействованных на первой линии атаки, но не для бронеавтомобилей и самоходных артиллерийских установок, в теории подвергавшихся меньшей опасности. В зависимости от завода, на котором наносили циммеритное покрытие, оно могло выглядеть по-разному. В подавляющем большинстве случаев машины, уже введенные в боевые действия, циммеритом не покрывали.

Шероховатая циммеритная обмазка хорошо заметна на башне этого «Тигра» Ausf.В.

Нерациональная защита
Седьмого сентября 1944 года генеральный инспектор танковых войск Гейнц Вильгельм Гудериан подписал приказ о прекращении использования циммеритной обмазки, подлежащий немедленному исполнению. Всего за несколько дней его распоряжение было передано на все немецкие заводы, выпускавшие танки.
Основная причина этого решения в точности не известна. Ясно одно: наверняка повлияли слухи о попаданиях снарядов, приводивших к опасному возгоранию бронированных машин, покрытых циммеритом. Другая причина отказа от этого средства может крыться в значительном увеличении веса бронированных машин, не говоря уже о росте потребления горючего, наблюдавшемся в связи с систематическим применением циммерита. Помимо этих соображений, очевидно, Германия пошла на эту меру также и для того, чтобы максимально упростить процесс производства танков.
Нельзя не принять во внимание и тот факт, что из всех союзников в войне против Третьего рейха только СССР применял магнитные мины, однако никогда - систематически. После Курской битвы численное превосходство Красной Армии в танках и других бронированных машинах стало настолько велико, что русским пехотинцам больше не было нужды рисковать собой и прибегать к этой опасной тактике боя. По всем выше перечисленным причинам циммерит использовался вермахтом реже и реже.

Штурмовые орудия StuG III Ausf. G с заводским циммеритным покрытием, Италия, 1944 год.

Новые способы защиты от огня
В ходе Тихоокеанской кампании Армия (US Army) и Морской флот США (US Marine Corps) применяли другие виды противоминных покрытий. Так, солдаты крепили по бортам своих танков широкие деревянные панели, стараясь закрыть ими как можно большую поверхность, чтобы японские солдаты-смертники не могли прикрепить к броне магнитные мины. Кроме того, к суперструктуре корпуса приматывали колючую проволоку, которая не позволяла пехотинцам противника вскарабкаться на танк.
Отметим, что британские войска, развернутые в Бирме, были вынуждены прибегать к тем же защитным мерам. Несмотря на то что английские танки воевали здесь в тесном взаимодействии с пехотой, последняя была не в силах отбросить японских пехотинцев, которые, внезапно появляясь из джунглей, пытались открыть люки танков и убить танкистов клинками или штыками. Чтобы защититься от них, английским экипажам приходилось использовать колючую проволоку и ставить на люки решетки или металлические сетки.

Боевые машины мира - №2 - 2014