Monnett
S%^Tt$ - 9757500457000
Monex


Разработчик: Monnett
Страна: США
Первый полет: 1980
Тип: Легкий спортивный самолет
ЛТХ Доп. информация



Свой пятый самолет Джон Монэ (John Monnett) школьный учитель из города Елчин штат Иллинойс, начал строить в конце 1970-х годов. Эта легкая спортивная машина, получившая обозначение Monnett Monex, представляла собой одноместный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан c V-образной хвостовой частью, оснащенный четырехцилиндровым двигателем Volkswagen 2180cc мощностью 60 л.с. (45 кВт). Прочный фюзеляж самолета позволял ему совершать аэробатические трюки с перегрузкой от +6 до -4g.

Единственный экземпляр самолета (N82MX) совершил свой первый полет 30 сентября 1980 года. За пять лет полетов эта машины установила два мировых рекорда в своем классе FAI (C-1a/0). В 1982 году пилот Чак Эндрюс (Chuck Andrews) на Monex разогнался на дистанции в 100 километров до скорости 297,86 км/ч (185,12 мили в час), а затем преодолел 500 км, показав результат в 293,38 км/ч (182,30 мили в час). В этом же году самолет стал третьим по эффективности в соревнованиях Lowers-Baker-Falk 500 Race.

В 1981 году Джон Монэ организовал компанию Monnett Experimental Aircraft Inc. и использовал наработки по Monex при создании спортивного самолета Moni.







ЛТХ:
Модификация Monex
Размах крыла, м 5.08
Длина самолета, м 4.62
Высота самолета, м
Площадь крыла,м2 4.30
Масса, кг
пустого самолета 172
максимальная взлетная 295
Топливо, л 38
Тип двигателя 1 ПД Volkswagen 2180cc
Тяга, кгс 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч 350
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км 640
Максимальная скороподъемность, м/мин 600
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

Moni


Разработчик: Monnett
Страна: США
Первый полет: 1981
Тип: Легкий многоцелевой самолет (мотопланер)
ЛТХ Доп. информация



Moni - легкий многоцелевой самолет, разработанный Джоном Моннэ (John Monnett) из города Елчин, штат Иллинойс. Специально для этомй машины конструктор придумал термин "Air Recreation Vehicle", он представляет собой одноместный мотопланер с низким консольным крылом и V-образным хвостом. Как паритель Moni имел аэродинамическое качество равное 20 и минимальное снижение равное 0,85 м/сек.

Цельнометаллическая конструкция - простая и недорогая в строительстве и эксплуатации. Шасси велосипедное, основное колесо установлено в обтекателе. Как вариант, можно было построить самолет с трехколесным шасси с носовой стойкой. На самолете установлен небольшой двухцилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением IAME KFM 107 мощностью 30 л.с. (22 кВт). Первый полет на прототипе Moni совершил сам Джон Моннэ 24 июля 1981 года.

Конструкция Моннэ вобрала в себя многие качества, которые многие пилоты выходного дня мечтали найти в самолете, построенном самостоятельно из Кита. Самолет Monnett Moni имел привлекательный и изящный дизайн. Любой мог построить его в собственном гараже. Все это сделало машину весьма популярной - за период с 1982 по 1986 год компанией компанию Monnett Experimental Aircraft Inc. продано около 380 наборов для самостоятельной сборки.

Заказываемый по почте комплект для постройки Moni содержал детали предварительно сформованные из авиационного алюминия, кроме большого фонаря из плексигласа. Для большей части работ по постройке самолета требовались только электрическая дрель, ножницы для листового металла и пистолет для клепки. Достаточно серьезного опыта требовала работа по обшивке крыла металлическими листами, но Моннэ утверждал, что общее время строительства составляет около 350-400 часов.

Готовый самолет Moni был способен выполнять основные фигуры пилотажа, таких как петли и бочки. С двигателем скорость самолета 193 км/ч (120 миль в час) и при этом можно выключить двигатель и лететь как планер с качеством 20. Вес планера составлял около 118 кг (260 фунтов), всего на 1,8 кг (4 фунта) больше допустимого предела веса для сверхлегких самолетов, но Moni был как минимум в два раза быстрее.

И это все зависело от небольшой и экономичной силовой установки, двухтактного двигателя KFM (Komet Flight Motors) 107 с воздушным охлаждением, который Моннэ включал во все продаваемые им комплекты. Этот двигатель оказался не очень надежным и было несколько отказов. Характеристики самолета сильно зависели от качества постройки крыла. В первых комплектах крыло было построено с использованием клея. Но после нескольких проблем с крылом в воздухе, Моннэ перепроектировал в клепанное крыло.

История Monnett Moni имела интересное продолжение - в 2008 году компания Electric Aircraft Corporation переделал Moni в "элеткросамолет" ElectraFlyer-C, который использует ионно-литиево-полимерные батареи. Комплект аккумуляторов общей массой 35 килограмм имеет ёмкость 5,6 киловатт-часов и может обеспечить полет на расстояние 150-200 километров. Время полной зарядки аккумуляторов составляет около двух часов.






ЛТХ:
Модификация Moni
Размах крыла, м 8.38
Длина самолета, м 4.46
Высота самолета, м 1.07
Площадь крыла,м2 7.00
Масса, кг
пустого самолета 118
максимальная взлетная 227
Тип двигателя 1 ПД IAME KFM 107
Тяга, кгс 1 х 30
Максимальная скорость, км/ч 193
Крейсерская скорость, км/ч 177
Практическая дальность, км 515
Максимальная скороподъемность, м/мин 210
Практический потолок, м 3810
Экипаж, чел 1

Sonerai


Разработчик: Monnett
Страна: США
Первый полет: 1971
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Школьный учитель Джоне Монэ (John Monnett) из города Елчин шт. Иллинойс, который, в общем-то, никакого формального отношения к авиации никогда не имел. Он всего лишь с детства строил модельки самолетиков из шпона и пергамента и даже не предполагал переходить на что-нибудь серьезное, пока в 1971 году не взялся за постройку своего собственного легкого одноместного самолета. Он назвал его "Sonerai".

Никакого особого смысла в этом слове нет √ просто созвучие двух слов √ "Sonic" (звук) и "ray" (радиально распространение). "Sonerai" можно было бы перевести как "источник звука", но это уж очень фривольный перевод.

Тем не менее, летательный аппарат получился шикарный и сразу зарекомендовал себя как достойный участник Формулы V √ авиагонок, которые появились в 1972 году. Это был одноместный среднеплан с двигателем Volkswagen в 1600 сс (в дальнейшем появилась возможность устанавливать 80-сильный двигатель 2180 AeroVee). А его первый полет состоялся 20 июля 1971 года.

Надо сказать, что представительство такой машины на гонках сразу вызвало интерес публики, и Джону пришлось осваивать черчение, чтобы начать продавать план-набор (не kit, kit▓ов таких никогда не было), а просто планы и чертежи для строительства и сборки такого маленького чуда.

Так, в общем-то, из учительской забавы получилась целая авиастроительная компания под названием Monnett Experimental Aircraft (Экпериментальные Самолеты Монэ). На основе первоначальной одноместной спортивной машины компания разработала еще пять модификаций. Sonerai II - двухместный среднеплан, Sonerai IIL - двухместный низкоплан, Sonerai IILT -двухместный низкоплан с трехколесным шасси с носовой стойкой, Sonerai IILS - двухместный низкоплан с усиленной конструкцией фюзеляжа и Sonerai IILTS - аналог Sonerai IILS, но с с трехколесным шасси с носовой стойкой.

На Sonerai были установлены несколько мировых рекордов в своем классе (FAI C-1a/0). 19 февраля 1989 года Брайан Демпси (Brian Dempsey) разогнал самолет Sonerai I до скорости 292,15 км/ч. Этот рекорд продержался в течении 20 лет(!). А Робин Остин (Robin Austin) из Австралии на Sonerai IIL побил сразу четыре мировых достижения, в том числе показав максимальную скорость в 440 км/ч в июле 2008 года.






ЛТХ:
Модификация Sonerai II
Размах крыла, м 5.69
Длина самолета, м 5.74
Высота самолета, м 1.68
Площадь крыла,м2 7.80
Масса, кг
пустого самолета 236
максимальная взлетная 522
Тип двигателя 1 ПД 2180 AeroVee
Тяга, кгс 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч 322
Крейсерская скорость, км/ч 225
Практическая дальность, км 482
Максимальная скороподъемность, м/мин 152
Практический потолок, м
Макс. эксплуатационная перегрузка 3.8
Экипаж, чел 2