Sablatnig
S%^Tt$ - 9777000555000
Sablatnig C.I


Разработчик: Sablatnig
Страна: Германия
Первый полет: 1917
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Кроме гидросамолетов Йозеф Саблатниг (Josef Sablatnig) конструировал и менее удачные сухопутные самолеты. В годы Первой мировой войны им были разработаны двухместный вооруженный биплан-разведчик C.I.

В 1917 году построено два экземплярами (с серийными номерами 7700 и 7702) оснащенные двигателем Argus As.III мощностью 240 л. с. Самолет был вооружен одним 7.92-м пулеметом LMG 14 Parabellum, установленным в задней кабине на подвижной турели. Кроме того он мог нести до шести 50-кг бомб.

В следующем году был построен аналогичный биплан C.II с мотором Maybach Mb.IV мощностью 240 л.с. и два варианта с крылом различной конструкции. К пулемету Parabellum был добавлен передний 7.92-мм пулемета LMG 08/15 Spandau.

Последним подобным самолетом фирмы стал двухместный моноплан C.III, выпущенный в единственном экземпляре.





ЛТХ:
Модификация C.I
Размах крыла, м 16.00
Длина, м 8.70
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 1050
нормальная взлетная 1540
Тип двигателя 1 ПД Argus As III
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость у земли , км/ч 120
Крейсерская скорость , км/ч 105
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин 111
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: один 7.92-мм пулемет
шесть 50-кг бомб

KE.1


Разработчик: Sablatnig
Страна: Германия
Первый полет: 1920
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



Последним проектом фирмы Sablating Flugzeugbau GmbH стал легкий самолет KE.1 разработанный в 1919 году инженером Херном Кромером (Herrn Kromer). Это был одноместный деревянный высокоплан, оснащенный двигателем BAW мощностью 20 л.с.

Единственный экземпляр самолета был построен в 1920 году и использовался самим конструктором до 1945 года.

В 1922 году Кромер построил второй вариант самолета под двигатель Siemens Sh 4. Эта версия получила обозначение KE.2.






ЛТХ:
Модификация KE.1
Размах крыла, м 8.40
Длина самолета,м 5.30
Высота самолета,м 2.20
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета 185
максимальная взлетная 285
Тип двигателя 1 ПД BAW
Мощность, л.с. 1 х 20
Максимальная скорость, км/ч 110
Крейсерская скорость, км/ч 95
Практическая дальность, км 275
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

Sablatnig N.I


Разработчик: Sablatnig
Страна: Германия
Первый полет: 1918
Тип: Ночной бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



Еще одним сухопутным самолетом Йозефа Саблатнига (Josef Sablatnig) стал ночной бомбардировщик Sablatnig N.I, созданый на базе вооруженного разведчика C.I. Он представлял собой двухместный деревянный двухстоечный биплан, оснащенный двигателем Benz Bz.IV мощностью 200 л.с.

Вооружение самолета состояло из одного переднего неподвижного 7.92-мм пулемета LMG 08/15 Spandau и одного 7.92-мм пулемета LMG 14 Parabellum, установленного в задней кабине на подвижной турели. Под крыльями N.I мог нести до 300 килограмм бомб (обычно 6х50 кг).

В 1918 году было выпущено небольшая серия самолетов, но в военных действиях они практически не принимали участие.

Сразу после окончания войны пятнадцать N.I перестроили в гражданский Р.I, способный с экипажем из одного летчика перевозить четырех пассажиров. Этот самолет был одним из немногих одобренных комиссией союзников ILÜK (Interallierte Luftfahrt-Überwachungs-Kommission). Самолеты Р.I эксплуатировались в авиакомпаниях Danish Air Express и Lloyd-Luftverkehr Sablatnig.






ЛТХ:
Модификация N.I
Размах крыла, м 16.00
Длина, м 8.70
Высота, м 3.20
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 1100
нормальная взлетная 1800
Тип двигателя 1 ПД Benz Bz.IV
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость , км/ч 125
Крейсерская скорость , км/ч 105
Практическая дальность, км 500
Cкороподъемность, м/мин 30
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 2
Вооружение: два 7.92-мм пулемета
до 300 кг бомб

P.III


Разработчик: Sablatnig
Страна: Германия
Первый полет: 1919
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация


После окончания Первой Мировой войны инженер фирмы Sablating Flugzeugbau GmbH Ханс Сихасе (Hans Seehase) спроектировал модернизированную версию транспортного самолета P.I. Самолет, получивший обозначение Sablating P.III, стал первым разработанным в Германии коммерческим пассажирским самолетом.

Он представлял собой восьмиместный высокоплан смешенной конструкции, оснащенный двигателем Benz Bz.IV мощностью 200 л.с. или как вариант шестицилиндровый Maybach Mb IVa мощностью 260 л.с. В последствии серийные самолеты получили разнообразные двигатели - Armstrong Siddeley Puma (260 л.с.), BMW IV (220 л.с.) или Junkers L 2 (230 л.с).

Два пилота располагались в открытой кабине, а шесть пассажиров - в закрытом пассажирском салоне, сравнимый по комфортабельности с дорогим автомобилем. Пассажирские кресла легко демонтировались и самолет быстро трансформировался в грузовой. Кроме того существовала медико-эвакуационная версия для перевозки одних носилок и двух сопровождающих, а так же вариант для аэрофотосъемки. Для перевозке по железной дороге крылья P.III были сделаны разборными.

Так же как и предшественник, P.III прошел проверку комиссией союзников ILÜK (Interallierte Luftfahrt-Überwachungs-Kommission) и был одобрен для гражданского использования. 17 экземпляров самолета были приобретены компаниями Lloyd Luftverkehr Sablatnig, Deutsche Luft Hansa, Danish Air Express и Aeronaut. Еще несколько экземпляров закупили ВВС Швейцарии.

В связи с жестким контролем союзников часть самолетов было контрабандой вывезено за границу. Так 12 машин было собрано в Эстонии компанией Dwigatel. Всего по разным источникам было произведено от 30 до 40 экземпляров P.III. Большая часть самолетов было списано в 1930 году.

На волне успеха на фирме разработали еще два проекта - P.4 на восемь пассажиров и P.5 с одним пилотом и десятью пассажирами. Однако финансовые трудности привели к закрытию фирмы и проекты остались только на бумаге.




ЛТХ:
Модификация P.III
Размах крыла, м 16.00
Длина, м 8.94
Высота, м 3.25
Площадь крыла, м2 45.10
Масса, кг
пустого самолета 1400
нормальная взлетная 2250
Тип двигателя 1 ПД Maybach Mb IVa
Мощность, л.с. 1 х 260
Максимальная скорость , км/ч 170
Крейсерская скорость , км/ч 150
Практическая дальность, км 900
Практический потолок, м 3800
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка:: 6 пассажиров

SF.1


Разработчик: Sablatnig
Страна: Германия
Первый полет: 1915
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



В многонациональной Австро-Венгерской империи в годы становления летательных аппаратов тяжелее воздуха на слуху было имя инженера Йозефа Заблатнига (Ing. Josef Sablatnig) . Связано это было, в частности, с полетами на бипланах конструкции братьев Райт, победой в 1912 году в соревнованиях Rundflug и созданием собственного самолета. В сентябре и октябре 1910 года он бывал в Праге и на самолете Wright в местном аэроклубе и затем в Высочанах (Vysočany) выполнял показательные полеты и полеты с пассажирами.

В 1913 году инженер Йозеф Заблатниг переехал в Германию, где как он считал имеется больше возможностей для авиастроительной отрасли, нежели в родном Клагенфурте (Klagenfurt). В этом же году он стал директором расположенной в Тельтове (Teltow) авиастроительной компании Union Flugzeugwerke, где под его руководством усовершенствовали спортивный и акробатический самолет Union Pfeil. Под управлением Вальтера Хохдорфа (Walter Höhndorf) этот самолет участвовал в эффектных показательных полетах.

Вскоре Заблатниг получил немецкое подданство и в октябре 1915 года в Берлине основал собственную небольшую компанию Sablatnig Flugzeugbau GmbH., в которой с помощью давнего друга немецкого конструктора доктора-инженера Ханса Зеехазе (Dr. Ing. Hanse Seehase) стал проектировать и строить свой первый в Германии самолет. Зеехазе, работавший до этого в компании LVG, уже имел достаточно опыта, знал немецкие производственные процессы и стандарты, был знаком с организационными и деловыми вопросами и, кроме того, был признанным в стране экспертом. Следует отметить, что проекты самолетов (причем довольно крупных) и в таком количестве появились в небольшой мастерской на берлинской улице Кёпеникер (Köpenickerstrasse). В качестве субподрядчиков выступали фридрихсхафенская компания Bootsbau Retel и берлинская компания Götze, которую инженер Заблатниг в 1916 году полностью взял под свой контроль.

Поскольку у доктора-инженера Зеехазе была слабость к гидросамолетам (не только из-за фамилии), то он имел контакты с представителями немецкого военно-морского флота как в частной сфере, так и при выполнении исследований вовремя работ в высшей технической школе в Берлин-Шарлоттенбурге (Berlin-Charlottenburg). Первым самолетом, отмеченным маркой Sablatnig, стал поплавковый самолет-разведчик SF.1. Машина получила от авиации Императорских военно-морских сил (Marineflieger) регистрационный номер 490, после чего была протестирована в Травемюнде командой ВМФ по испытаниям гидросамолетов (SVK √ Seeflugzeug Versuchs-Kommando). Единственный экземпляр самолета был принят на вооружение ВМФ Германии только в 1917 году.








ЛТХ:
Модификация SF.1
Размах крыла, м 19.10
Длина, м
Высота, м 4.35
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 1015
нормальная взлетная 1650
Тип двигателя 1 ПД Mercedes D.III
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость у земли , км/ч 125
Крейсерская скорость , км/ч 105
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

SF.2


Разработчик: Sablatnig
Страна: Германия
Первый полет: 1916
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Успешные результаты испытаний Sablatnig SF.1 открыли дорогу к серийному производству улучшенных SF.2 с тем же двигателем. На SF 2 предусматривалась возможность установки радиостанции.

Поставки первых шести экземпляров самолета (бортовые номера 580-585) начались в августе 1916 года. До конца года авиация флота Германии получила еще десять машин (с бортовыми номерами 791-800), построенными по лицензии на фирме LVG. Последние десять SF.2 (705-714) были построены на заводе компании LFG Roland с апреля по май 1917 года.

Все самолеты использовались флотом для разведки и для патрулирования береговой линии на Балтике и в Северном море. За хорошие характеристики снискали себе лестное прозвище "Sabi". Ближе к концу войны SF.2 стали в основном применяться как учебно-тренировочные.









ЛТХ:
Модификация SF.2
Размах крыла, м 18.53
Длина, м 9.53
Высота, м 4.25
Площадь крыла, м2 56.00
Масса, кг
пустого самолета 1078
нормальная взлетная 1697
Тип двигателя 1 ПД Mercedes D.III
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость у земли , км/ч 130
Крейсерская скорость , км/ч 110
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин 84
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

SF.3


Разработчик: Sablatnig
Страна: Германия
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В 1917 году в компании Sablatnig Flugzeugbau GmbH появился новый конструктор инженер Найгенфинд (Neigenfind), под руководством которого был разработан поплавковый истребитель SF.3, предназначенный действовать вдали от берега.

Он представлял собой деревянный двухместный биплан, , оснащенный двухпоплавковым шасси и двигателем жидкостного охлаждения Benz Bz.IV мощностью 200 л. с. Вооружение самолета состояло из одного переднего 7.92-мм пулемета LMG 08/15 Spandau и одного 7.92-мм пулемета LMG 14 Parabellum, установленного в задней кабине на подвижной турели.

Единственный экземпляр самолета был передан в SVK (Seeflugzeug Versuchs Kommando), где получил бортовой номер "619". В ходе испытаний самолет был забракован и в дальнейшем пущен на слом.







ЛТХ:
Модификация SF.3
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Benz Bz.IV
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость , км/ч
Крейсерская скорость , км/ч
Продолжительность полета, ч.мин
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: два 7.92-мм пулемета

SF.4


Разработчик: Sablatnig
Страна: Германия
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



После неудачи с двухместным истребителем SF.3 инженеры Заблатниг и Найгенфинд решили попробовать свои силы в создании, разумеется поплавкового, одноместного истребителя. Новый самолет получил обозначение SF.4, и Marineflieger заказала для испытаний два экземпляра, выделив им регистрационные номера 900 и 901.

Все машины серии SF отличались элегантными тонкими корпусами, тщательно закапотированными двигателями и коническими обтекателями винтов. Грациозность корпуса дополняло похожее на плавник хвостовое оперение.

SF.4 был разработан в качестве одностоечного биплана с крыльями неравного размаха и усиленными межплоскостными стойками I-образной формы (продолжавшимися над верхней стороной крыла и служившими своего рода кóзлами для тросов) и системой расчалок. Элероны были установлены только на верхнем крыле. Оба элерона имели деревянный силовой набор и полотняную обшивку. Крылья также имели деревянный каркас и полотняную обшивку. Хвостовое оперение имело подобную конструкцию за исключением того, что киль покрывался фанерой.

Фюзеляж имел прямоугольное поперечное сечение с закругленной верхней частью. Силовой набо фюзеляжа был деревянным и состоял из шпангоутов и стрингеров, обшивка корпуса была фанерной.

В носовой части фюзеляжа устанавливался шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения Benz Bz.III, развивавший мощность 150 л.с. (110 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт. Коробчатые водорадиаторы были установлены по бортам фюзеляжа за двигателем.

Вооружение должно было состоять из синхронизированного 7,92-мм пулемета LMG 08/15 (Spandau) системы Хайрама Максима и размещаться на правой стороне между пилотом и двигателем.

Шасси состояло из размещенной на стойках пары однореданных деревянных поплавков.

Первый экземпляр SF.4 (рег.н. 900) был принят Marineflieger 17 февраля 1917 года. Уже во время испытаний в SVK самолет продемонстрировал некоторые неудачные свойства, прежде всего низкую маневренность в продольной оси в сочетании с малой эффективностью элеронов.

Инженер Найгенфинд понял, что SF.4 (рег.н. 900) испытания в SVK не пройдет и что компания все равно не выиграет конкурс на гидросамолет-истребитель нового типа. Следствием этого стало решение закончить постройку второго экземпляра SF.4 (рег.н. 901) в виде триплана. Весной 1917 года постройка SF.4d была завершена. От первой машины второй самолет отличался незначительно: были внесены изменения в переднюю часть фюзеляжа, цилиндры двигателя Benz Bz.III не были закапотированы, бвли изменены стойки поплавков и увеличено вертикальное оперение.

Три новых крыла имели прямой вид в плане и небольшую длину хорд. Элероны устанавливались уже на все крылья. Новой, конечно же, были и система тросовых расчалок. Летные и весовые характеристики SF.4d остались неизвестными; сохранились лишь данные о размахе и площади крыльев (9,25 м и 28,38 м²) и длине (8,63 м) самолета.

Истребители SF.4 и SF.4d оказались неудачными, но одновременно с ними компания Sablatnig построила другие боевые гидросамолеты: SF.5, SF.6, SF.7 и SF.8.




ЛТХ:
Модификация SF.4
Размах крыла, м 12.00
Длина, м 8.33
Высота, м 3.73
Площадь крыла, м2 28.26
Масса, кг
пустого самолета 790
нормальная взлетная 1070
Тип двигателя 1 ПД Benz Bz.III
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость , км/ч 158
Крейсерская скорость , км/ч 140
Продолжительность полета, ч.мин 3.0
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6500
Экипаж, чел 1
Вооружение: один 7,92-мм пулемет LMG 08/15 Spandau

SF.5


Разработчик: Sablatnig
Страна: Германия
Первый полет: 1917
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1917 году командование Имперского флота заказало фирме Sablatnig Flugzeugbau GmbH. постройку невооруженного разведывательного гидросамолета, оснащенного радиостанцией (по классификации флота - HFT). Этот самолет должен был заменить уже устаревшие машины SF.2.

Первая партия SF.5 (c серийными номерами 968-987) была поставлена флоту в период с января по май 1917 года. Еще две партии (1224-1233 и 1352 -1371) были закончены в июле-сентябре.

Так же двадцать SF.5 в конфигурации учебно-тренировочного самолета (без радиостанции) были произведены компанией LVG (1017-1036 и 1214-1223) во второй половине 1917 года.

Еще десять были выпущены в классе BFT компанией LFG Roland (1459-1468) в период с сентября 1917 года по февраль 1918 года. В этом же месяце был закончен и единственный SF.5 (BFT), выпущенный фирмой Sablatnig.

Всего было построено 101 экземпляр самолета. Они применялись на Балтике и Северном море. Пилоты не очень любили эти самолеты, дав им за летные качества прозвище "Хромая ворона".

Кроме ведения разведки и патрулирования, SF.5 использовался так же для нанесения бомбовых ударов по русским частям. В этом амплуа самолет показал себя еще хуже, становясь легкой добычей истребителей. Минимум два SF.5 были захвачены русскими и использовались в качестве учебно-тренировочных.

Десять SF.5 в декабре 1917 года были поставлены в части немецкой береговой охраны, дислоцировавшейся в Турции. В мае следующего года 6 из них переданы в флота Османской империи.

Один SF.5 был переделан под колесное шасси, но дальнейшего развития эта модификация не получила.





ЛТХ:
Модификация SF.5
Размах крыла, м 17.30
Длина, м 9.50
Высота, м 3.55
Площадь крыла, м2 50.50
Масса, кг
пустого самолета 1010
нормальная взлетная 1605
Тип двигателя 1 ПД Benz Bz.III
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость у земли , км/ч 135
Крейсерская скорость , км/ч 115
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин 84
Практический потолок, м 3600
Экипаж, чел 2

SF.7


Разработчик: Sablatnig
Страна: Германия
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В 1917 году инженеры Заблатниг и Найгенфинд фирмы Sablatnig Flugzeugbau GmbH. опять вернулись к идее создания двухместного гидроистребителя. За основу нового самолета взяли SF.3 и доработали его конструкцию под новые требования.

Для улучшения летных качеств самолета, получившего обозначение SF.7, его оснастили 240-сильным двигателем Maybach Mb.IV. Вооружение оставили прежним - один передний 7.92-мм пулемет LMG 08/15 Spandau и один 7.92-мм пулемета LMG 14 Parabellum, установленный в задней кабине на подвижной турели.

Было выпущено три экземпляра самолета (серийные номера 1475-1477). В сентябре 1917 году все они были переданы авиации Имперского флота (Marineflieger) для оценки. На испытаниях машины показали посредственные результаты и проект был закрыт, а SF.7 стал последним истребителем фирмы.





ЛТХ:
Модификация SF.7
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 2120
Тип двигателя 1 ПД Maybach Mb.IV
Мощность, л.с. 1 х 240
Максимальная скорость , км/ч 162
Крейсерская скорость , км/ч 145
Продолжительность полета, ч.мин
Cкороподъемность, м/мин 125
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: два 7,92-мм пулемета

SF.8


Разработчик: Sablatnig
Страна: Германия
Первый полет: 1918
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Несмотря на то, что многие самолеты фирмы Sablatnig Flugzeugbau GmbH. использовались в роли учебно-тренировочных первый специализированный подобный самолет был построен фирмой лишь в самом конце Первой Мировой войны.

Военно-морской флот заказал три самолета (серийные номера 2020-2022) SF.8 для оценочных испытаний в конце 1917 года. Все они были поставлены заказчику 17 января следующего года.

По результатам испытаний, проведенных в исследовательском центре в Варемюнде, было решено выпустить небольшую серию из 30 машин (6001-6030), однако сколько реально было построено до конца войны осталось неизвестным.





ЛТХ:
Модификация SF.8
Размах крыла, м 16.00
Длина, м 10.20
Высота, м 3.80
Площадь крыла, м2 54.60
Масса, кг
пустого самолета 1180
нормальная взлетная 1570
Тип двигателя 1 ПД Benz Bz.III
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость у земли , км/ч 130
Крейсерская скорость , км/ч 110
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин 66
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2