SAI
S%^Tt$ - 9777000555000
SAI.1


Разработчик: Ambrosini
Страна: Италия
Первый полет: 1935
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация




Авиастроительная компания SAI Ambrosini начала свою историю в 1922 году под названием Società Aeronautica Italiana (SAI). В 1934 году компания SAI была приобретена группой Ambrisini.

Первым проектом компании стал легкий многоцелевой самолет, разработанный Серджио Стефанутти (Sergio Stefanutti).

Самолет, получивший обозначение SAI.1, был построен в 1935 году. Это был двухместный одностоечный биплан, оснащенный семицилиндровым звездообразным двигателем Fiat A.54 мощностью 140 л.с. (100 кВт) с с кольцевым капотом NACA.


Единственный экземпляр самолета (регистрационный номер I-AZIR) принял участие в 1935 году принял участие в соревнованиях Avioraduno del Littorio.






ЛТХ:
Модификация SAI.1
Размах верхних крыльев, м 8.60
Длина самолета,м 6.50
Высота самолета,м 2.50
Площадь крыла,м2 17.20
Масса, кг
пустого самолета 642
максимальная взлетная 943
Тип двигателя 1 ПД Fiat A.54
Мощность, л.с. 1 х 140
Максимальная скорость, км/ч 220
Крейсерская скорость, км/ч 195
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 5500
Экипаж, чел 2

SAI.2


Разработчик: Ambrosini
Страна: Италия
Первый полет: 1934
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация




Специально для авиагонок Avioraduno del Littorio 1935 года авиастроительная компания SAI Ambrosini разработала в 1934 году проект легкого многоцелевого самолета SAI.2. Проектированием самолета занимался Серджио Стефанутти (Sergio Stefanutti).

SAI.2 представлял собой пятиместный низкоплан, оснащенный семицилиндровым звездообразным двигателем Fiat A.54 мощностью 140 л.с. (100 кВт). Экипаж из двух человек располагался в кабине бок-о-бок, а за пилотской кабиной располагался пассажирский салон на трех человек.


Был закончен только один экземпляр самолета, получивший в ноябре 1935 года регистрационный номер I-AMIR. Дальнейшего развития проект не получил, а созданный в 1937 году самолет SAI.2S, несмотря на схожесть индексов, был совершенно новой машиной.






ЛТХ:
Модификация SAI.2
Размах верхних крыльев, м 10.20
Длина самолета,м 7.10
Высота самолета,м 2.40
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета 694
максимальная взлетная 1065
Тип двигателя 1 ПД Fiat A.54
Мощность, л.с. 1 х 140
Максимальная скорость, км/ч 240
Крейсерская скорость, км/ч 215
Практическая дальность, км 1000
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 4 пассажира

SAI 2S


Разработчик: SAI
Страна: Италия
Первый полет: 1937
Тип: Многоцелевой тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Самолёт S.A.I 2S стал родоначальником целого семейства машин, которые с успехом использовались в различных целях в течении 1930-1940 гг. Созданный как аналог очень популярных в те годы многоцелевых самолётов фирмы Miles итальянский образец представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом, неубираемым шасси в обтекателях и полностью закрытой кабиной, рассчитанной на пилота и 2-3 пассажиров.

Хотя S.A.I 2S вызвал определенный интерес со стороны военных, до начала войны он в основном использовался в качестве туристического и тренировочного самолёта. Только после вступления Италии в войну S.A.I 2S были поставлены на военную службу и применялись не только для обучения лётного состава, но и как связные самолёты.

Несмотря на небольшое количество построенных экземпляров S.A.I 2S летали вплоть до подписания перемирия в сентябре 1943 г. Опыт, полученный в ходе работ над ним впоследствии весьма пригодился при проектировании тренировочного самолёта S.A.I 7, который считался одним из лучших послевоенных тренировочных самолётов.







ЛТХ:
Модификация SAI 2S
Размах крыла, м 10.64
Длина, м 6.77
Высота, м 2.80
Площадь крыла, м2 17.90
Масса, кг
пустого самолета 890
максимальная взлетная 1415
Тип двигателя 1 ПД Alfa Romeo A.115
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость , км/ч 250
Крейсерская скорость , км/ч 210
Практическая дальность, км 970
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2-3 пассажира

SAI 3


Разработчик: SAI
Страна: Италия
Первый полет: 1937
Тип: Многоцелевой тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Спроектированный как двухместный легкий тренировочный и прогулочный низкоплан, самолет SAI Ambrosini SAI.3 имел эллиптические крылья большого размаха, удлинненную заднюю часть фюзеляжа и неубирающееся шасси. В качестве силовой установки использовался либо звездообразный поршневой двигатель Fiat А.50 мощностью 85 л.с., либо перевернутый рядный поршневой двигатель Alfa Romeo А.110 мощностью 130 л.с.

Была построена небольшая партия моделей SAI.3 (10 экземпляров), некоторые из которых выпускались с закрытой кабиной вместо более обычных тандемных открытых кабин. Не удивительно, что модель с более мощным двигателем Alfa Romeo имела превосходство в летных характеристиках, кроме того взлетная масса увеличилась на 40 кг и достигла 830 кг, максимальная скорость увеличилась до 230 км/час, практический потолок до 5200 м и дальность полета до 680 км.

Кроме основной модели выпускался еще вариант S.A.I.3S с двигателем Bramo Sh.14 A-4 мощностью 160 л.с. и крылом с незначительно уменьшенной хордой. Его летные характеристики в основном улучшились по сравнению с моделью S.A.I.3.






ЛТХ:
Модификация SAI 3
Размах крыла, м 10.45
Длина, м 7.05
Высота, м 2.80
Площадь крыла, м2 14.00
Масса, кг
пустого самолета 550
максимальная взлетная 790
Тип двигателя 1 ПД Fiat A.50
Мощность, л.с. 1 х 85
Максимальная скорость , км/ч 200
Крейсерская скорость , км/ч 180
Практическая дальность, км 620
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1 пассажир

SAI.10 Grifone


Разработчик: Ambrosini
Страна: Италия
Первый полет: 1938
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В В соответствии с заказом ВВС Италии на лёгкий учебно-тренировочный самолёт фирма Ambrosini предложила проект SAI.10, разработанный конструкторской бригадой под руководством инженера Камилло Сильва (Camillo Silva). Как многие другие самолёты аналогичного назначения, созданные в Европе в предвоенный период SAI.10 представлял собой моноплан-парасоль смешанной конструкции с неубираемым шасси. Фюзеляж самолёта собирался из стальных труб, крыло изготовлялось из дерева. Обшивка большей частью было полотняной. Кабины для пилота и курсанта выполнили открытыми, защищенными от набегающего потока воздуха единственным плексигласовым козырьком, установленным спереди.

Поскольку техническим заданием предусматривалось использование двигателей небольшой мощности, были подготовлены три варианта самолёта. Первый из них должен был оснащаться рядным V-образным мотором CNA D.IV (60 л.с.) √ с ним максимальная скорость составила бы 160 км/ч. Второй вариант оснащался радиальным Fiat A.50 (83 л.с.), а третий √ немецким Siemens-Halske Sh.14 (160 л.с.). Немецкий двигатель выглядел наиболее оптимальным вариантом, но предпочтение всё же отдавалось отечественной продукции. В конечном итоге остановились на двигателе фирмы Fiat.

Первый полет SAI.10, получивший также название "Grifone" (Гриф), совершил 8 июля 1938 г. Заводские испытания проводил пилот Джулиано Феррари (Guiliano Ferrari). В следующем году самолёт передали военным, для проведения всесторонних тестов.

В 1941 году была построена модификация SAI.11, отличавшаяся более мощным двигателем Alfa Romeo А.110 (130 л.с.), а также поплавковая модификация SAI.10bis "Gabbiano" ("Чайка"). Несмотря на то, что оба прототипа представляли определённый интерес, ВВС отказались от их дальнейшего развития. Для серийного производства был выбран вариант с двигателем Fiat A.50.

Заказ на партию из 50 самолётов SAI.10 Grifone был получен в 1940 г. Точное количество построенных самолётов неизвестно, но по некоторым данным их число не превышает 10. По крайней мере, в эксплуатации находилось пять машин с гражданскими регистрационными кодами I-BOLP, I-BOLQ, I-BOLR, I-BOLS и I-BOLT.






ЛТХ:
Модификация SAI.10
Размах крыла, м 10.30
Длина, м 6.50
Высота, м 2.10
Площадь крыла, м2 14.32
Масса, кг
пустого самолета 400
максимальная взлетная 625
Тип двигателя 1 ПД Fiat A.50
Мощность, л.с. 1 х 85
Максимальная скорость , км/ч 182
Крейсерская скорость , км/ч 162
Практическая дальность, км 400
Практический потолок, м 4900
Экипаж, чел 2

SAI 107


Разработчик: Ambrosini
Страна: Италия
Первый полет: 1940
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Успех тренировочного самолёта SAI 7 был для фирмы SAI Ambrosini вполне ожидаем. Даже несмотря на то, что серийное производство этого самолёта затягивалось на неопределенное время, появилась идея создать на его основе полноценный легкий истребитель. Задача перед итальянскими конструкторами стояла тяжелая - если вспомнить, то родоначальников этого дела французов до стадии серийного производства удалось довести только CR.714, да и тот на вооружении продержался около года. Тем не менее, итальянцы справились успешно.

В конце 30-х годов инженер Сержио Стефанутти (Sergio Stefanutti) один из конструкторов фирмы Societa Aeronautica Italiana (SAI) Ambrosini предложил проект скоростного истребителя созданного на базе учебно-тренировочного самолета SAI S.7. В целях упрощения производства и удешевления самолета вся конструкция нового истребителя была целиком изготовлена из дерева.

У тренировочного самолета был переработан фюзеляж, установлен новый 350-сильный двигатель Isotta-Fraschini "Gamma" RC.35 IS с двухлопастным винтом и проведены другие изменения, хотя в целом конструкция осталась прежней. Вооружение самолета оставляло желать лучшего - на нем был установлен всего один 7.7-мм пулемет Breda-SAFAT.

Первый прототип истребителя имел необычный вид, который придавало ему лобовое стекло тянущееся до двигателя. Согласно задумке Сержио Стефанутти такое решение должно было значительно улучшить аэродинамические качества самолета. Однако уже первый полет показал, что оно очень плохо сказалось на обзоре из кабины пилота. В срочном порядке остекление кабины переделали, приведя его к более привычному виду.

В доработанном виде самолёт получил обозначение SAI 107 и был впервые облетан в начале 1942 года.

В таком виде самолет был передан в Экспериментальный центр Guidonia. После испытаний военные рекомендовали фирме доработать самолет и усилить его вооружение. В результате был получен более совершенный образец - SAI 207.

ЛТХ:
Модификация SAI 107
Размах крыла, м 9.00
Длина, м 8.00
Высота, м 2.40
Площадь крыла, м2 13.10
Масса, кг
пустого самолета 1280
нормальная взлетная 1600
Тип двигателя 1 ПД Isotta-Fraschini Gamma R.C.35-I
Мощность, л.с. 1 х 515
Максимальная скорость , км/ч 500
Крейсерская скорость , км/ч 425
Практическая дальность, км 800
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж 1
Вооружение: один 7.7-мм пулемет Breda-SAFAT

SAI 207


Разработчик: Ambrosini
Страна: Италия
Первый полет: 1942
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Характеристики истребителя SAI 107 были вполне обнадеживающими и не дожидаясь завершения испытаний ВВС Италии заказали для оценочных тестов два прототипа новой модификации истребителя SAI 207. Первый опытный образец (номер ММ.441), оснащенный двигателем Isotta Frascini "Delta" RC.35 (705 л.с.) поднялся в воздух в начале 1942 года с аэродрома Кастильоне дель Лаго. Управлял самолётом пилот Марио Фачиоли. На испытаниях SAI 207 показал просто впечатляющие показатели - его максимальная скорость доходила до 630-640 км/ч, а потолок достигал 12000 метров. По заявлению пилота на пикировании скорость могла достигать почти 960 км/ч, хотя более реальным будет официально зафиксированный показатель 750 км/ч! Столь внушительные ТТХ оказали огромное влияние на командование ВВС. Скоростной SAI.207 отлично подходил на роль скоростного перехватчика, особенно если учитывать факт возрастающей мощи союзной авиации. Жизнь первого прототипа и его лётчика трагически оборвалась 5 декабря 1943 года - самолёт был разбит в аварии и похоронил под обломками Марио Фаччиоли.

Авария прервала испытательный цикл почти на целый год и второй прототип (ММ.442) поднялся в воздух только весной 1942 года. Этот образец отличался полным комплектом вооружения (два 12,7-мм и два 7,7-мм пулемета) и более мощном двигателем "Delta" RC.40. Данные полученные двумя годами ранее были подтверждены и среди своей категории истребителей SAI.207 был признан лучшим.

ВВС Италии без промедления заказали установочную партию из 12 самолётов (номера ММ.8425 - ММ.8436), построенную между мартом и июнем 1943 года. Для проведения первого этапа войсковых испытаний выбрали 83a Squadriglia из состава 18o Gruppo CT. 3o Stormo CT. Первые истребители начали поступать с 1 июня 1943 года и оставались там до сентября. Затем шесть SAI 207 перевели в 162a и 163a Squadriglia 161o Gruppo CT. Все они не смогли сразу взлететь, так как требовали ремонта - их деревянные части фюзеляжа и крыльев пострадали во время перевозки.

Мнения пилотов, летавших на SAI.207, были положительными (хотя не все доверяли полностью деревянной машине), только проверить в боевых условиях истребитель не удалось - у руководства Regia Aeronautica уже созрели планы крупномасштабного производства улучшенной модификации истребителя SAI 403, получивший также звучное имя "Dardo" ("Стрела").

Только два самолета (MM.8425 и 8433) перелетев на юг приняли участие в боях. Еще два самолета были разобраны и упакованы для дальней перевозки, по непроверенным данным заказчиком была Япония. На этом история самолета завершилась, большая часть машин была разобрана в 1946 году.

ЛТХ:
Модификация SAI 207
Размах крыла, м 9.00
Длина, м 8.02
Высота, м 2.40
Площадь крыла, м2 13.90
Масса, кг
пустого самолета 1750
нормальная взлетная 2415
Тип двигателя 1 ПД Isotta-Fraschini Delta RC40
Мощность, л.с. 1 х 750
Максимальная скорость , км/ч 625
Крейсерская скорость , км/ч 504
Практическая дальность, км 850
Максимальная скороподъемность, м/мин 800
Практический потолок, м 12000
Экипаж 1
Вооружение: два 12.7-мм пулемета Breda-SAFAT (по 175 патронов)

SS.4


Разработчик: Ambrosini
Страна: Италия
Первый полет: 1939
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Цельнометаллический самолет SS.4 был создан в 1939 г. в результате попытки построить самолет схемы "утка" итальянской фирмой Societa Aeronautica Italiana (SAI) - Ambrosini. Работы над самолетом были начаты инженером Стафаннути в экспериментальном центре Guidonia фирмы SAI. Первый экспериментальный самолет обозначенный SS.2, оснащенный двигателем Keller 16CV был готов в 1936 году. Испытания самолета прошли успешно, и в 1937 году один из двух SS.2 был оборудован более мощным двигателем CNA 38 Cv. Этот самолет был переобозначен как SS.3. Это был небольшой спортивный самолет с двигателем мощностью 38 л. с., он назывался "Анитра" (в переводе с итальянского - "утка").

На основе отработанной при создании SS.3 аэродинамической схемы был создан наиболее тяжелый самолет схемы "утка" того времени - SS.4 с двигателем Isotta Fraschini Asso XI Rc-40 мощностью 960 л. с. По своему назначению это был самолет-истребитель с убирающимся трехопорным шасси и мощным стрелково-пушечным вооружением, состоящим из одной пушки калибра 30 мм и двух пушек 20-мм калибра. Самолет пилотируемый Ambrogio Colombo впервые взлетел с аэродрома фирмы 7 марта 1939 года. В свое время этот самолет обладал более высокими (из двух "уток") летно-техническими характеристиками (его максимальная скорость составляла около 570 км/ч). Успешно пройдя через два года интенсивных испытаний, он разбился из-за отказа двигателя.

Горизонтальное оперение самолета состояло из неподвижного стабилизатора и традиционных рулей высоты. Проблема малого плеча вертикального оперения и рулей направления была разрешена путем применения на самолете двухкилевого вертикального оперения (кили расположены на середине размаха каждой из консолей крыла небольшой стреловидности). Подобная аэродинамическая компоновка впоследствии была использована на некоторых самолетах схем "утка" и "бесхвостка".

Условия военного времени не позволили провести полный цикл летно-конструкторских испытаний, поэтому второй опытный образец SS.4 не был окончательно построен, а фирма сосредоточила свои усилия на совершенствовании традиционных моделей, находившихся в серийном производстве.

Общие летно-технические характеристики SS-4 так и не были превзойдены другими винтовыми самолетами схемы "утка".



ЛТХ:
Модификация SS.4
Размах крыла, м 12.32
Длина, м 6.74
Высота, м 2.48
Площадь крыла, м2 17.50
Масса, кг
пустого самолета 1800
нормальная взлетная 2450
Тип двигателя 1 ПД Isotta Fraschini Asso XI Rc-40
Мощность, л.с. 1 х 960
Максимальная скорость , км/ч 540
Крейсерская скорость , км/ч 465
Практическая дальность, км 980
Скороподъемность, м/мин 780
Практический потолок, м 9200
Экипаж 1
Вооружение: одна 30-мм пушка и две 20-мм пушки

S.1001 Grifo


Разработчик: SIAI
Страна: Италия
Первый полет: 1947
Тип: Легкий вспомогательный самолет
ЛТХ Доп. информация



После окончания Второй мировой войны на фирме SAI Ambrosini начали проектирование легкого многоцелевого самолета на базе SAI 2S. Проект возглавил инженер Сержио Стефанутти. Первый прототип самолета, получившего обозначение S.1001 Grifo, взлетел в 1947 году. Это был четырех местный моноплан с убирающимися шасси, оснащенный двигателем Alfa Romeo 110-ter мощностью 130 л.с. После успешных испытаний была выпущена небольшая серия самолетов для аэроклубов. Еще три экземпляра (MM5603-05) были закуплены для ВВС Италии. Они отличались установкой более мощного двигателя - de Havilland Gipsy Major (145 л.с.).

В конце апреля 1948 года пилоты Леонардо Бонси и Мейнр Луолди установили на S.1001 (предварительно заменив на нем двигатель на Alfa 100bis AL) новый мировой рекорд для машин этого класса, пролетев без посадки по маршруту Campoformido (Италия) - Massawa (Эритрея) преодолев таки образом 4 650 километров. 10 января 1949 года эти же пилоты прилетеле в Даккар для осуществления перелета через океан в Латинскую Америку. 29 января они вылетели в направлении Бразилии. Пилотам пришлось оставить на аэродроме рацию и парашюты, чтобы взять как можно больше топлива - 800 литров. Через 17 часов самолет с бортовым номером I-ASSI приземлился в Парнаибе. За этим последовал триумфальный тур через Бразилию, Уругвай и Аргентину, в ходе которого пилоты собрали 500 миллионов лир от итальянских общин этих стран на укрепление экономики Италии. Самолет I-ASSI был передан Музею Ромео Эспарто в Милане, где и находится до сих пор.

В 1948 году фирмой SAI Ambrosini в инициативном порядке был разработан двухместный вариант S.1001 получивший обозначение S.1002 Trasimeno (Girfalco). Единственный экземпляр самолета (I-LUAD), оснащенный двигателем de Havilland Gipsy Major X мощностью 160 л.с., успешно прошел испытания, однако заинтересованности у военных не вызывал.







ЛТХ:
Модификация S.1001
Размах крыла, м 10.90
Длина самолета,м 7.90
Высота самолета,м 2.75
Площадь крыла,м2 15.20
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 700
максимальная взлетная 1060
Тип двигателя 1 ПД Alfa Romeo 110-ter
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость, км/ч 240
Крейсерская скорость, км/ч 210
Практическая дальность, км 850
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 3 пассажиров