SEPECAT
S%^Tt$ - 9777000555000
Jaguar


Разработчик: Sepecat
Страна: International
Первый полет: 1968
Тип: Многоцелевой истребитель
ЛТХ Доп. информация



Самолет не сразу получил свое громкое название. Техническое задание, составленное в 1963 году по требованиям ВВС Франции, было ориентировано на разработку военного учебного самолета. В 1964 году ВВС потребовали от него выполнения также роли ударного тактического самолета. Из проектов фирм Breguet Aviation, Marcel Dassault, Nord Aviation, Sud Aviation и Potez были выбраны Breguet Br.121 и Dassault Cavalier, а к началу 1965 года лучшим признан Br.121. В то же время Royal Air Force проводили свой конкурс по замене 150 учебных самолетов Folland Gnat. Согласно требованиям главного штаба ВВС были представлены проекты Hawker Siddley HS.1173, Hunting H.155, ВАС P.45 и Folland Fo.147 (последние два с изменяемой геометрией крыла). Близость поставленных задач и опыт совместного производства сверхзвукового самолета "Конкорд" побудили к объединению усилий. Генштабы подписали соглашение 17 мая 1965 года, а совместное техническое задание было разработано фирмами ВАС и Breguet к сентябрю. Новую машину назвали Jaguar (Ягуар).

В мае 1966 года был образован консорциум SEPECAT (Европейское объединение по производству учебно-боевого тактического самолета), в рамках которого ведущие фирмы ВАС и Breguet разрабатывали сам самолет, а фирмы Rolls-Royce (Великобритания) и Turbomeca (Франция) - двигатель. Назначением самолета были поддержка наземных войск, разведка и учебно-тренировочная подготовка. В основу конструкции закладывалось удобство полевой эксплуатации, причем все обслуживание основных узлов и агрегатов предполагалось без стремянок и спецприспособлений. На серийном самолете 282 лючка и панели заняли 30% поверхности.

Разработку крыла и оперения с хвостовым отсеком взяла на себя фирма ВАС, а фюзеляж был создан фирмой Breguet. Шасси поручили компании Messier (Франция) с участием Dowty (Великобритания). Двигатель создавался на основе проектов RB.172 фирмы Rolls-Royce и Т260 фирмы Turbomeca объединением RRTL (Rolls-Royce - Turbomeca Ltd). Производство размещалось на заводах в городах Тарно (Франция) и в Дерби (Великобритания), где в мае 1967 года на стенде был испытан прототип нового двигателя Adour RB.172/T260. Он был назван в честь реки, на которой стоит город Тарно.

Тем временем в ноябре 1966 года был утвержден натурный макет самолета и начато строительство 10 прототипов - 8 летных и 2 "на слом" - для наземных испытаний на прочность. 10 января 1968 года был оформлен заказ на 400 "Ягуаров": 160 боевых и 40 учебных "спарок" для Франции, 165 боевых и 35 двухместных для Великобритании. Вскоре для Королевской школы летчиков-испытателей ETPS были заказаны еще 2 учебных самолета. Производство развертывалось в Тулуза-Коломьез и Мариньяк (Франция), а также на заводах Warton Division (отделение фирмы ВАС в Великобритании). В литературе часто указывают " в г.Уортон", путая название города и одноименных заводов. На самом деле основные заводы Warton Division расположены в городах Престон, Уортон и Самлсбэри. Сборка "Ягуаров" была поручена заводу в Самлсбэри. Восемь заказанных прототипов были облетаны менее чем за три года и стали самолетами-лидерами серийных модификаций:

Прототипы 01 и 02 (первый полет 8.09.68 и 11.02.69) - французский двухместный "Ягуар" Е. Поэтому они обозначались также "Ягуар" Е.01 и Е.02. Прототипы 03 и 04 (соответственно А.03 и А.04, 29.03.69 и 27.05.69) -французский боевой "Ягуар" А. Прототип 05 (М.05, 14.11.69) - французский палубный "Ягуар" М для замены устаревшего ударного самолета "Этандар". После испытаний весной 1970 года на суше в испытательном центре в городе Бэдфорд (Великобритания) в июле последовала неудачная серия полетов с палубы авианосца "Clemenceau". После доработок испытания продолжились в октябре 1971 года, однако посадочная скорость и маневренность так и не удовлетворили моряков. В 1973 году флот окончательно отказался от заказов на 40 "Ягуаров" М и утвердил разработку нового палубного самолета "Супер Этандар". Прототипы 06 и 07 (S.06 и S.07, 12.10.69 и 12.06.70) - британский боевой "Ягуар" S. Прототип 08 (В.08, 30.08,71) - британский учебный "Ягуар" В.

Годичная задержка его облета была связана с потерей двух прототипов из-за взрыва двигателей. Всего при испытаниях разбилось три прототипа. Все прототипы отличались от серийных самолетов наличием щитка-обтекателя пограничного слоя перед воздухозаборниками. На серийных самолетах он был снят. На различных прототипах впоследствии испытывались новшества, не пошедшие в серию: крыло с увеличенной на 20% площадью, корневые наплывы центроплана, вариант с РЛС Thomson CSF "Agave" и др. Совершенствование двигателей велось в основном фирмой Rolls-Royce, а летные испытания их проходили на первых серийных "Ягуарах" S на авиабазе Лоссимут (Великобритания).

Стремясь получить новый самолет для оперативной поддержки с воздуха своего военного присутствия на "заморских" территориях, Франция построила больше прототипов и быстрее их облетала. В результате французские ВВС получили "Ягуары" на вооружение в 1972 году, тогда как британские - в 1973 г. В целом консорциум истратил на исследовательские и опытно-конструкторские работы свыше миллиарда долларов. Расчетная стоимость серийного самолета с 1966 по 1973 год увеличилась вдвое. В серию пошли следующие модификации:

"Ягуар" А - французский одноместный истребитель-бомбардировщик (первый полет серийного самолета - 20.04.72). Первая серия - 59 из общего заказа 160 машин. Начиная с самолета А. 18, оснащается штангами для дозаправки, позволяющими заправляться на высотах до 12 000 м со скоростью перекачки топлива 700-1000 л/мин. Продолжительность дозаправки 3-5 мин. По сравнению с британским "Ягуаром" отличается более простым оборудованием и пушками DEFA 553 с боезапасом 150 снарядов. Около 20 первых самолетов имели двигатели Adour Mk.101, которые в частях были заменены стандартными Мк.102 по мере выработки ресурса.

"Ягуар" Е - двухместный учебный самолет для ВВС Франции (первый полет -2.11.71). Первый серийный самолет передан испытательному центру СЕАМ в мае 1972 года, после чего началось поступление в строевые части. Около 10 первых машин имели двигатели Adour Мк.101. С самолета No. 27 (Е.27) в носовой части, фюзеляжа вместо ПВД устанавливалась штанга дозаправки, которая впоследствии появилась и на некоторых более ранних "спарках" эскадры ЕС11 для выполнения перелетов на "заморские" территории. Всего произведено более 40 самолетов. "Ягуар" S - одноместный истребитель-бомбардировщик для ВВС Великобритании (строевое обозначение RAF-GR.Mk.1 или GR.1, первый полет 11.10.72). От "Ягуара" А отличался пушками ADEN с боезапасом по 130 снарядов на ствол и более сложным оборудованием, включая ILS (индикатор на лобовом стекле, который планировалось установить только на последние серии "Ягуаров" А).

Первые прототипы внешне почти не отличались от "Ягуаров" А, однако вскоре на них были испытаны новые устройства оповещения и РЭБ, а также лазерные дальномеры-целеуказатели Marconi Avionics LRMTS. Сначала на киле появился характерный плоский контейнер РЭБ, затем под укороченным ПВД - клиновидное окно LRMTS. В таком виде самолет пошел в серию. К 1980 году двигатели Adour Мк.102 были заменены на Мк.104, обкатанные на экспортных самолетах, а оборудование приспособлено для работы с подвесным разведывательным контейнером фирмы ВАС. На внешнем виде самолета это не отразилось. Модификация получила обозначение GR.Мк.1А (GR.1A), однако затем последовали дальнейшие усовершенствования, обычные в жизни серийного самолета, и в итоге обозначение не прижилось.

"Ягуар" В - двухместный учебно-тренировочный самолет (строевое обозначение RAF - Jaguar T.Mk.2 или Т.2, первый полет 22.03.73) для подготовки пилотов "Ягуар" S. Общий заказ - 35 самолетов для строевых частей и 2 - для школы испытателей ETPS. В отличие от "Ягуаров" S, самолеты Т.Мк.2 имели одну пушку ADEN слева, которая обычно снаряжалась неполным боекомплектом (60-90 снарядов). На "спарках" ETPS пушки впоследствии сняли. Для лучшего обзора кресло в задней кабине модификаций В и Е было поднято на 380 мм над уровнем переднего. "Ягуар Интернешнл" (Jaguar International, иногда в прессе - "Ягуар" К) -экспортный вариант модификации "Ягуар" S (первый полет 19.08.76). Основные отличия - двигатели с увеличенной тягой и несколько упрощенное оборудование. Разработка начата в 1974 году. В ноябре 1975 года на прототипе S.07 были испытаны съемные надкрыльевые пилоны для ракет "воздух-воздух" Matra 550 Magic. Самолет вызвал большой интерес на авиасалонах в Фарнборо и Париже, однако в практической эксплуатации пилоны не использовались. Причина в том, что на положительных перегрузках, обычных для любого воздушного боя, пуск ракеты становился ненадежным и даже опасным, особенно при вращениях самолета (Впоследствии во время войны в Заливе надкрыльевые пилоны были опробованны еще раз и начали активно использоваться как для подвески ракет Magic и Sidewinder так и для подвески разнообразных контейнеров). Для работы в жарких и высокогорных странах экспортные "Ягуары" оснащались более мощными двигателями Adour 804, которые после доработки стали стандартными для "Ягуаров" S под обозначением Мк. 104. Затем появились еще более мощные Adour 811 и 815.

Производство всех модификаций "Ягуаров" шло без проблем, за исключением первой стадии, совпавшей с кризисом британской экономики 1972-73 годов. Чуть позже случился сбой поставок двигателей из-за нестыковок фирм Rolls-Royce и Turbomeca в производстве различ-ных модификаций. В 1981 году после выполнения заказа на 165 машин RAF и нескольких самолетов для замен, производство "Ягуар" S (GR.Mk.1) было прекращено.

Первыми интерес к "Ягуарам" проявили Бельгия, Эквадор и Оман. Однако Бельгия выставила дополнительное условие - участие в производстве самолета, и в 1975 переориентировалась на лицензионный выпуск F-16 для стран НАТО. Эквадор и Оман заказали по 10 боевых "Ягуаров" и по две "спарки". Поставки в эти страны осуществлялись воздухом, с дозаправками в полете, и стали своеобразной частью рекламной кампании управления военных поставок фирмы ВАС (впоследствии ВАе - British Aerospace). Перегонка происходила парами. В Эквадор "Ягуары" перебрасывались с января по ноябрь 1977 года на авиабазу Taure под Гуаякилем, где размещалась единственная истребительная эскадрилья ВВС Эквадора. Поставки в Оман длились с марта 1977 по июль 1978 года. "Ягуары" поступили на вооружение Squadron 8 SOAF (Sultan of Oman's Air Force) на авиабазу Thumrait. В конце 80-х годов, когда обстановка в зоне Персидского залива стала накаляться, были спешно закуплены еще 10 боевых и 2 учебных "Ягуара", поставленные до конца 1989 года. Всего Оман получил 4 двухместных "Ягуара" Т.Мк.2, 1 "Ягуар" GR.1 и 17 "Ягуаров" S (О) Mk.1 (так называли серию, выпущенную для Омана). На оманских самолетах два года несли боевое дежурство и активно отрабатывали пилотаж на малых высотах иностранные летчики. Стоило первым четырем оманцам сесть за штурвал после обучения в Великобритании, как были потеряны две машины.

Быстрота и четкость первых поставок сдвинули с места также переговоры с Индией, тянувшиеся с 1970 года и 6-го октября 1978 года был подписан договор о лицензированном производстве, и сразу в Великобританию отправились летчики и даже техники ВВС Индии. Уже в июле 1979 года индийские пилоты перегнали домой первую пару (боевой "Ягуар" S и "спарку" Т.2). Первое подразделение - Squadron 14 - перевооружились с "Хантеров" на "Ягуары" в завидном темпе - к лету 1980 года. Индийская сделка стала крупнейшим иностранным заказом на "Ягуары". Она состояла из трех этапов. Первый - поставки "взаймы" из Англии 16 машин GR.Mk.1 и двух Т.Мк.2 для первичной учебно-боевой подготовки. Второй этап - поставки 35 боевых самолетов и 5 "спарок", изготовленных специально для Индии. По мере их поступления 18 первых "Ягуаров" возвращаются Англии.

Третий этап, проводившийся параллельно с остальными, - развертывание лицензионного производства на заводах HAL в Бангалоре. Первая партия английских деталей и узлов прибыла в Индию в 1981 году, и со следующего года начался выпуск "Ягуаров" с доработанными двигателями Adour Mk.804E и адаптированным радиооборудованием. Отличительной чертой индийских Ягуаров стала приспособленность к работе с бетонобойными бомбами "Дюрандаль". Серийное производство шло медленно и не прекращалось до 1992 года (построено по лицензии более 100 самолетов). Отчасти это объяснялось загруженностью тех же заводов в начале 80-х годов производством более дешевых по стоимости советских МиГ-27. В самой же Великобритании выпуск "Ягуаров" прекратился в 1986 году. К тому времени был построен 531 самолет.

Возвращенные Индией 18 машин, конечно, не были направлены в RAF. Дилеры фирмы ВАе оперативно "пристроили" слегка потрепанные "Ягуары" GR.Mk.1 и Т.Мк.2 в Нигерию, где очень понравилась работа французских самолетов в Чаде. Полное господство Великобритании в экспортных поставках обусловлено коммерческой политикой французов. Фирма Breguet слилась, а вернее сказать, была поглощена в 1971 году корпорацией Avions Marsel Dassault, в интересах которой, естественно, было бороться за сбыт своей продукции. В то время это был "Мираж" F.1, поставлявшийся более чем в 10 стран. Кстати, Кувейт предпочел "Ягуару" "Мираж" F.1. Однако "Ягуар" и не был рассчитан на массовый экспорт. Основными заказчиками его были ВВС Великобритании и Франции.

Французские "Ягуары" "понюхали пороха" раньше британских. В конце 1977 года 4 самолета эскадрильи ЕС 3/11 Соrсе нанесли 2 удара по колоннам партизан проливийского Фронта освобождения Северо-Западной Африки ПОЛИСАРИО в Мавритании (операция "Lamantin"). Переброска из Туль-Росьерз через Дакар выполнялась воздухом, с дозаправкой из танкеров C-135F и Transall 93-й эскадры. Правда, один из "Ягуаров" не смог принять горючее и совершил посадку в Сенегале. Затем последовали операции в Чаде, Центрально-Африканской республике, Габоне и Сенегале. Наиболее масштабной была операция в Чаде, когда с февраля 1986 года самолеты двух эскадрилий несколько месяцев вели боевые действия против местных сепаратистов и ливийского контингента. "Ягуары" из ЕС 1/11 Roussillon наносили удары по аэродромам, колоннам и позициям противника, а коллеги из ЕС 3/3 Ardennes обеспечивали их действия ударами по радиолокаторам и по позициям зенитных комплексов. В это время был введен так называемый "заморский" шоколадно-песочный камуфляж.

Всего же в ВВС Франции было сформировано 9 эскадрилий "Ягуаров" в составе Тактического командования ВВС. Семь из них подчинены 1-му тактическому командованию, занимающемуся обычными вопросами боевого применения, а две - ЕС4/7 и 4/11 - приписаны ко второму командованию, задачей которого является поддержка операций сил быстрого реагирования на "заморских" территориях и развертывание боевых эскадрилий в угрожаемый период на основе резервных частей. Строевые части и соединения истребитель ной авиации ВВС Франции имеют цифровые коды, например, ЕС7 или ЕС 1/11. Первый код (без дроби) - код Escadre de Chasse N 7 (истребительной эскадры). Второй (дробный) - код истребительной эскадрильи ЕС N1 из 11 эскадры.

Все самолеты ВВС Франции имеют общую систему бортовых тактических номеров (кодов), состоящую из числа и двух букв через тире. Число перед тире - номер эскадры, первая буква после тире - код эскадрильи в эскадре, вторая буква - код (номер) самолета в эскадрилье, начиная с буквы "А". Особенностью обозначений французских ВВС является то, что эмблемы эскадрилий, которые наносятся на киль, слева и справа разные. Стандартный состав истребительно-бомбардировочной эскадрильи ВВС Франции - 15 самолетов, включая 2 двухместных "Ягуара" Е. Это не касается ЕС 2/7 - учебной эскадрильи. Кроме строевых частей, "Ягуары" активно используются в государственном летно-испытательном институте и НИИ ВВС.

При дальних перелетах "Ягуары" обычно поддерживаются самолетами-заправщиками C-135F и С-135FR эскадрильи ERV 3/93 Landes, полученными из США в 1964 году. Каждый из них может выдать 43000 кг. горючего, то есть заправить 7-9 самолетов. Французский летчик в среднем налетывает 180 часов в год, совершая до 250 вылетов. В зависимости от тактической ориентации эскадрильи 20-50 из них - с дозаправкой. Часто это перелеты на учения, наиболее удаленные из которых происходят ежегодно в США - на авиабазе Неллис. Это известные маневры "Red flag", в которых традиционно участвует четверка "Ягуаров". Французы обычные гости и на европейских учениях НАТО, где летают бок о бок и с английскими "Ягуарами". Интересно, что летчики ЕС 1/7 и 3/7 (носителей ядерного оружия) летают за границу на самолетах других эскадрилий.

Британские ВВС в 1973 году начали постановку "Ягуара" на вооружение с организации учебно-боевой переходной эскадрильи OCU 226 на авиабазе Лоссимут. После этого по мере подготовки кадров и поставок техники были сформированы разведывательные эскадрильи N 2 (авиабаза Лаарбрух, ФРГ), и 41 (Колтисхол, Великобритания), истребительно-бомбардировочные эскадрильи NN 14, 17, 20 и 31 (Брегген, ФРГ), и NN 6, 54 (Колтисхол). Рутинная строевая служба "Ягуаров" Королевских ВВС продолжалась до середины 80-х годов, когда на смену пришли самолеты с изменяемой геометрией крыла "Торнадо".

Боевую выучку пилотам британских "Ягуаров" не пришлось демонстрировать ни во Вьетнаме, ни на Ближнем Востоке. Их звездный час пробил в 1991 году. Когда Саддам Хусейн 2.08.90 ввел войска в Кувейт, для мирового сообщества это не стало неожиданностью. Уже 8 августа для предотвращения дальнейшей агрессии началась операция "Desert Shield" - ввод американских войск в Саудовскую Аравию. Позже сопутствующие операции начала Великобритания - "Gran-by" и Франция - "Daguet". Среди 80 британских боевых самолетов 12 "Ягуаров" GR.1A 41 эскадрильи были переброшены с базы Колтисхолл в Бахрейн. Интересно, что прилетевшие из ФРГ на самолетах "Торнадо" 14, 17, 20 и 31 эскадрильи всего 3-4 года назад летали на "Ягуарах". В составе французского контингента из 38 боевых машин с базы Туль-Росьерз в Аль-Ace прибыли 24 "Ягуара" А эскадры ЕС 11.

Они вступили в бой в первый день "Бури в пустыне". Семнадцатого января 1991 года в 8 часов 30 минут багдадского времени поднялась в воздух вторая ударная волна - 400 самолетов. Двенадцать "Ягуаров" А с высоты 35 метров атаковали базу Ахмед-аль-Джабель фугасными бомбами 250 кг и кассетными бомбами "Belouga". Их встретил плотный зенитный огонь, несмотря на обработку средств ПВО Ирака первой ударной волной (600 самолетов), утюжившей командные пункты, позиции огневых средств и локаторов с 2 часов 30 минут до 5 часов утра. Несколько "Ягуаров" были повреждены осколками зенитных снарядов, один ракетой. Примечателен случай, когда осколок пробил фонарь кабины одного из "Ягуаров", защитный шлем и буквально оскальпировал пилота. Однако все самолеты вернулись на базу. Британский "Ягуары" GR.1A начали работу на следующее утро в 4-й ударной волне (18.01.91 с 0 до 2 час.). Они нанесли удары по позициям зенитных ракет бомбами Мк.20 Rockeye и кассетами BL-755. В третий, последний день первого воздушного наступления союзников, "Ягуары" в составе 6-й и 7-й ударных волн обрабатывали цели в Кувейте, расчищая дорогу наземным войскам. В ударах по Ираку они почти не участвовали из-за небольшой дальности полета на малой высоте. Однако работы хватало и в Кувейте. Основными целями стали позиции артиллерии, оборонительные сооружения, танковые колонны, командные пункты. Англичане продолжали успешно использовать обычные и кассетные бомбы, а французские "Ягуары" стали активно применять ракеты с лазерным наведением AS-30L, цели для которых подсвечивались целеуказателем ATLIS. "Лазерные" ракеты оказались очень эффективны, особенно по фортификационным сооружениям: бункерам, ДОТам и ДЗОТам, закрытым позициям и т.п.

В нескольких случаях ракеты влетали прямо в двери и амбразуры. Однако подвесной контейнер целеуказателя ограничивал запас ракет на борту до одной. Кроме того, во время работы системы подсветки практически невозможно было выполнять противозенитный маневр. Поэтому, например, англичане применяли специальные самолеты-подсветчики Buccaneer. В действиях тактической авиации в Заливе можно отметить некоторую однообразность. Эффективный прием - атака с предельно малых высот - выполнялся по шаблонной схеме "разгон - горка с доворотами - противоракетный маневр - обстрел цели - противозенитный маневр". Доминировала американская система "shot and run" - "ударь и удирай". Большие надежды возлагались на разведданные спутниковых систем, максимальное сокращение времени над целью и применение высокоточного оружия. Однако при массированном подавлении управления, радиолокационных и зенитно-ракетных средств ПВО Ирака почти никаких специальных средств не применялось для предотвращения активных действий ствольной зенитной артиллерии, в результате чего спаренные и счетверенные установки советского производства нанесли серьезный урон авиации многонациональных сил.

В этих условиях экипажи более тяжелых самолетов типа "Торнадо", А-10 и т.п. оказывались в положении игрока в рулетку. И даже увидев опасность, не всегда можно было заставить машину отреагировать. В интервью журналу "Интеравиа" пилот одного из сбитых над Ираком "Торнадо" с огорчением заявил, что видел вспышку при пуске зенитной ракеты, однако не успел даже накренить самолет для ввода в противоракетный маневр. Грубые прикидки показывают, что несмотря на несколько худшие угловые скорости установившегося крена и виража "Ягуар" за это же время успевал уклониться от курса более чем на 100 метров. Подвох в том, что почти вдвое более тяжелый "Торнадо" гораздо дольше "раскручивался" до максимальной скорости маневра. Выполнять на нем резкие, особенно знакопеременные эволюции -уклонение от огня противника, перекладку из крена в крен - очень тяжело. Самолет "отстает" от действий летчика, а иногда даже "сопротивляется" им.

Более легкие "Ягуары" оказались на высоте. Военное счастье не изменило их пилотам, а домой они вернулись в полном составе, заслуженными ветеранами. После конфликта активная замена "Ягуаров" на "Торнадо" притормозилась. Командование RAF заявило о том, что около 100 самолетов 6, 41 и 54-й эскадрилий останутся в строю до середины 90-х годов. Во Франции также предполагается не перевооружать эскадру ЕС 11 до 1994-95 годов. Остальные эскадры - ЕС 3 и ЕС 7 с 1991 года поэскадрильно переходят на самолеты "Мираж" 2000, причем носители ядерного оружия - ЕС 1/7 и ЕС 3/7 получают модификацию "Мираж" 2000N, оснащенную ядерной ракетой ASMP.

Краткое техническое описание.

"Ягуар" - одноместный (кроме "Ягуара" Е и Мк.Т.2) цельнометаллический высокоплан, конструкция которого выполнена на 86 % из алюминиевых сплавов и рассчитана на эксплуатационные перегрузки до +8,6 (разрушающие +12). Сталь использована" только в силовых узлах, шасси и обтекателях пилонов, а титан - в мотоотсеке. Широко использованы сотовые панели. Ресурс планера модификаций А и S - 3000 час, В и Е - 6000 час. Фюзеляж спроектирован с учетом правила площадей и состоит из трех секций. Передняя содержит оборудование, нишу передней стойки шасси и кабину. В кабинах "Ягуаров" А и Е установлены кресла Martin-Baker Mk.4 (срабатывание не ниже скорости 167 км/ч), а S и В имеют "нулевые" Мк.9 (внешне отличаются отсутствием ручки шторки вверху заголовника). В зависимости от тактической ориентации эскадрильи "Ягуары" А снизу носовой части могут иметь панорамную камеру Omera ОМ 40 или лазерный дальномер TAV 38. "Ягуар" S и "Интернешнл" имеют более совершенный встроенный дальномер-целеуказатель LRMTS.

Средняя секция содержит топливные баки, оборудование, пушки и ниши основных стоек шасси. К ней крепится крыло и воздухозаборники. Хвостовая секция несет оперение, двигатели, тормозные щитки, посадочный крюк и контейнер тормозного парашюта, вместо которого может быть установлен контейнер постановки помех. Половины центроплана стыкуются по оси самолета. Двухлонжеронное крыло площадью24,18 кв.м, удлинением 3,12 и стреловидностью 40 градусов по четвертям хорд, имеет поперечное V=-3╟, отличается отсутствием элеронов, на месте которых расположены внешние секции двухщелевых закрылков. Напротив них установлены интерцепторы общей площадью 1,03 кв.м (на малых скоростях дифференциальное отклонение помогает интерцепторам заменять элероны) и выдвижные автоматические предкрылки общей площадью 1,05 кв.м.

Полезная нагрузка размещается на пяти пилонах: подфюзеляжном Alkan 905, двух внутренних подкрыльных Alkan 900 грузоподъемностью до 1200 кг, позволяющих подвешивать топливные баки, и двух внешних подкрыльных Alkan 610 грузоподъемностью до 600 кг. Вместо аэродинамического гребня может быть установлен надкрыльевой пилон. Оперение классическое двухлонжеронной конструкции с широким использованием сотовых панелей. Киль стреловидностью 43 градуса по четвертям хорд общей площадью 3,9 кв.м имеет руль направления и несет антенны радиоборудования, а на "Ягуаре" S и International -контейнер средств РЭБ в характерном обтекателе. Под фюзеляжем расположены два дополнительных киля. Стабилизатор цельноповоротный стреловидностью 40 градусов по четвертям хорд имеет размах 4,53 м, площадь 7,8 кв.м и поперечное V=-10 градусов.

Посадочные устройства - шасси с убирающейся назад носовой стойкой (колесо Dunlop 550х250-6, давление 3,5 атм.) и основными, убирающимися вперед в фюзеляж с поворотом сдвоенных колес Dunlop 615х225-10 (давление 4,9 атм.). Посадка допускается с вертикальной скоростью до 3,6 м/с, взлет возможен с травяных полос длиной менее 1 км. Переднее колесо управляемое (╠ 55 градусов), на его щитке расположены 2 посадочные фары. База 5,69 м, колея 2,4 м. Стойки прототипа палубного варианта (М.05) имели по одному колесу высокого давления.

Оборудование всех модификаций включает системы навигации и посадки VOR/ILS и TACAN, радиосвязное оборудование метрового/дециметрового диапазона, системы "свой-чужой", оповещение об облучении, инерциальные платформы, бортовые вычислители и др.

"Ягуар" А имеет также доплеровскую РЛС Decca RDN72, систему сбора воздушных данных ELDIA, а на самолетах некоторых эскадрилий (в основном ЕС 3/3) - вычислитель системы управления ракетами AS-37 Martel. Возможна также подвеска контейнера ATLIS для подсветки целей ракетам AS.30L.

"Ягуар" S имеет прицельно-навигационный комплекс Marconi Avionics NAVWASS с выдачей данных на лобовое стекло. Он связывает ЭВМ MCS 920M, инерциальную платформу E3R, вычислитель навигационных данных с индикатором "движущаяся карта" и взаимодействует с системой TACAN и целеуказателем Ferranti LRMTS. Более поздние серии имели оборудование для работы с подвесным разведывательным контейнером фирмы ВАС. В ходе модернизации, проведенной в 1980-х годах, самолет получил усовершенствованный навигационно-прицельный комплекс FIN1064, в состав которого вошли новые ИНС, центральный цифровой вычислитель и вычислитель воздушных данных, ИЛС и навигационный индикатор с подвижной картой проекционного типа, совмещенной с изображением на ЭЛТ (что позволяет генерировать различные навигационные символы на фоне карты). На английских самолетах установлены приемники оповещения о радиолокационном облучении ARI 18223 или "Скай Гардиан"200.

"Ягуары" В, Е и International имели несколько упрощенное оборудование по сравнению с боевыми самолетами: "Ягуар" Е не имел РЛС RDN72 и систем работы с ракетой AS.37 и контейнером ATLIS, "Ягуар Интернешнл" не имел полного комплекса NAVWASS и средств работы с контейнером ВАС, а "Ягуар" В, кроме того, не имел LRMTS и спецсредств РЭБ.

Силовая установка состояла из двух двигателей RRTL Adour, 2 крыльевых и 6 фюзеляжных баков общей емкостью 4200 л, 1-3 подвесных баков емкостью по 1200л и системы дозаправки в полете (на большинстве самолетов модификаций А, Е, S, International). Воздухозаборники серийных самолетов нерегулируемые, с подпружиненными взлетными створками.

Двигатель Adour - двухвальный, модульной конструкции, с управляемым форсажем. Стандартный двигатель Adour Mk. 102 имеет сухой вес 729 кг, длину 2,97 м, диаметр входа 0,56 м, расход воздуха на максимале 11,0 кг на кг тяги в час, расход топлива на максимале 0,74-0,955 кг. на кг. тяги в час. Кроме того, бесфорсажная модификация Мк 151 (RT. 172-06) устанавливается на учебные самолеты Hawk.

Вооружение. Самолеты "Ягуар"А и "Ягуар"Е оснащены двумя 30-мм пушками DEFA 553, созданной на базе германской системы MG213C, разработанной еще в годы второй мировой войны. Максимальная скорострельность - 1300 выст./мин, боекомплект - 150 снарядов на ствол. Ракетное вооружение - две УР класса "воздух-воздух" Матра 550 "Мажик", одна или две противорадиолокациопные ракеты Матра AS37 или ракеты класса "воздух-поверхность" AS30L. На четырех подкрыльевых и центральном подфюзеляжном узлах внешней подвески возможно размещение до восьми ФАБ калибром 400 кг, до 11 - 250 кг или до 15-125 кг.

Самолеты "Ягуар" S имеют две 30-мм пушки ADEN Mk4, также созданные на основе германской пушки MG213C и имеющие боекомплект 150 снарядов на ствол и скорострельность 1400 выстр./мин.

Часть истребителей-штурмовиков королевских ВВС имеет узлы подвески для тактической ядерной бомбы WE177. Обычное бомбардировочное вооружение включает ФАБ калибром 225 и 450 кг, РБК BL755 (227 кг), снаряженные 175 противотанковыми или шрапнельными суббоеприпасами, а также американские РБК CBU-87. Ракетное вооружение - контейнеры LAU-5003B/А, каждый из которых содержит 19 НАР. Некоторые самолеты английских ВВС, специально модернизировавшиеся для участия в операции "Буря в пустыне", были оснащены УР AIM-9L "Сайдуиндер", АПу которых расположены над крылом.



Модификации :
Jaguar А тактические истребители для Франции.
Jaguar S
тактические истребители для Великобритании (английское обозначение Jaguar GR.Mk.1).

Jaguar Е учебно-боевые двухместные самолеты для Франции.
Jaguar В учебно-боевые двухместные самолеты для Великобритании (английское обозначение Jaguar T.Mk.2).
Jaguar IM Shamsher
тактические истребители на основе Jaguar S разработанные для Индийских ВВС, с двигателем Аdour RT.172 Mk. 804(811), с УР Matra 550 Magic и AIM-9 Sidewinder, ПКР AGM-84 Harpoon, AM.39 Exocet, Kormoran, SeaEagle.

Jaguar International экспортная версия самолета
Jaguar M палубная версия самолета для ВМС Франции



ЛТХ:
Модификация Jaguar GR.Mk.1
Размах крыла, м 8,69
Длина самолета, м 16,42
Высота самолета, м 4,92
Площадь крыла, м2 24.00
Масса, кг
пустого самолета 7000
нормальная взлетная 11000
максимальная взлетная 15500
Запас топлива, л
внутренний 3337
ПТБ 3 х 1200
Тип двигателя 2 ТРДДФ Аdour Mk. 104
Тяга, кгс
максимальная 2 х 2300
на форсаже 2 х 3580
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1300
на высоте 11000 м 1800 (М=1.5)
Перегоночная дальность, км 4210
Боевой радиус действия, км 575-1315
Практический потолок, м 14300
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.5
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов) -
Максимальная боевая нагрузка - 4763 кг. на 5 узлах подвески.
8х 454 кг бомбы, 11х 227 кг бомб,
6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы,
6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР, 8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18
Paveway II,
2 ПРЛУР AJ168(AS.37) Martel или 2 УРВВ Magic.
ПУ НУР 180х68 мм.

Jaguar E


Разработчик: SEPECAT
Страна: International
Первый полет: 1968
Тип: Учебно-боевой истребитель
ЛТХ Доп. информация



Первым из восьми прототипов Jaguar стал двухместный французский Jaguar E (от Ecole - учебный). Первый прототип Е.01, представлявший собой двухместный учебно-боевой самолет для ВВС Франции, построили на заводе фирмы "Бреге" 17 апреля 1968 г. 8 сентября в центре летных испытаний в Истре летчик-испытатель Бернар Витт (Bernard Witt) совершил на нем первый полет. Уже через месяц "Ягуар" летал со сверхзвуковой скоростью, а летчики-испытатели фирм "Бреге" и ВАС совершали на нем до трех вылетов в день.

Для ускорения испытаний была составлена объединенная программа под общим руководством ВВС Франции. Это также позволило избежать дорогостоящего дублирования полетов при отработке ряда важнейших разделов программы, прежде всего в ходе исследований летных характеристик самолета. Каждый из прототипов предназначался для испытаний по отдельным направлениям. На самолете Е.01 проводилась проверка аэродинамики, устойчивости и управляемости. Перед первым полетом на нем под хвостовой частью фюзеляжа были установлены гребни, которые обеспечивали путевую устойчивость при больших углах атаки, когда киль и руль направления частично затенялись. Эти поверхности вскоре установили и на три последующих самолета, которые начали испытания без гребней. Далее они уже ставились штатно. Е.02 испытывали на флаттер, тестировали двигатели и топливную систему.

Фюзеляж двухместного Jaguar на 90 см длиннее фюзеляжа одноместного варианта из-за установки кабины второго члена экипажа. Спарка оснащалась полным комплектом целевого оборудования, как одноместный "боевой" вариант, однако лазерный дальномер в носовой части фюзеляжа не монтировался, не был установлен топливоприемник системы дозаправки топливом в полете, а из двух пушек оставлена одна.

Серийные самолеты для ВВС Франции получили обозначение Jaguar E и были выпущены в количестве 40 экземпляров. 10 первых машин оснащались двигателями Adour Мк.101. Начиная с самолета с серийным номером Е.27, в носовой части фюзеляжа вместо ПВД устанавливалась штанга дозаправки, которая впоследствии появилась и на некоторых более ранних "спарках". Самолет оснащался двумя пушками DEFA 553. На Jaguar Е не устанавливалась РЛС RDN72 и система работы с ракетой AS.37, а также контейнеры ATLIS. На "спарке" отсутствовал и лазерный дальномер.

Британская серийная "спарка" Jaguar В (Jaguar T.Mk.2 или Jaguar Т.2) взлетела 22 марта 1973 г. Кроме прототипа В.08 и 36 заказанных самолетов для RAF, было выпущено еще два Т.2 для школы испытателей ETPS (Empire Test Pilot School). В отличие от боевых "Ягуаров" и французских "спарок", самолеты Т.Мк.2 оснащались лишь одной пушкой по левому борту, которая обычно снаряжалась неполным боекомплектом (60-90 снарядов). На самолетах для ETPS пушку впоследствии сняли. На учебно-боевом самолете также отсутствовал лазерный дальномер и контейнер РЭБ на киле. 14 "спарок", доработанных по образцу Jaguar GR.1A, получили наименование Jaguar Т.2А. Самолеты, доработанные под установку контейнера TIALD, получили наименование Jaguar Т.2В. В сентябре 1998 г. началась модернизация 11 "Ягуаров" Т.2 в вариант Jaguar Т.4, которые отличались новыми двигателями Adour Мк.106 и усовершенствованным бортовым оборудованием.


ЛТХ:
Модификация Jaguar Е
Размах крыла, м 8.69
Длина самолета, м 17.53
Высота самолета, м 4.89
Площадь крыла, м2 24.18
Масса, кг
пустого самолета 7000
нормальная взлетная 15700
максимальная взлетная 16700
Тип двигателя 2 ТРД Turbomeca Аdour Mk. 102
Максимальная тяга, кгс 2 х 3313
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1210
на высоте 11000 м 1620
Практический потолок, м 14000
Практическая дальность, км 3800
Боевой радиус действия, км 1400
Эксплуатационная перегрузка 8.0
Экипаж, чел 2
Вооружение: две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов) -
Максимальная боевая нагрузка - 4800 кг. на 5 узлах подвески.
8х 454 кг бомбы или 11х 227 кг бомб,
6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы,
6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР, 8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18
Paveway II,
2 УР класса воздух-земля AJ168(AS.37) Martel и
2 Magic. или Magic II или AIM-9 Sidewinder
ПУ НУР- 180х68 мм.

Jaguar GR.1B


Разработчик: Sepecat
Страна: International
Первый полет: 1995
Тип: Многоцелевой истребитель
ЛТХ Доп. информация



В 1991 году истребители-бомбардировщики Jaguar во время военных действий в Персидском заливе в полной мере продемонстрировали свою высокую живучесть, универсальность и простоту эксплуатации. Именно результаты операции "Буря в пустыне" заставили отложить снятие этих самолетов с вооружения британских ВВС. Свои лучшие качества Jaguar проявлял и во многих последующих миротворческих операциях НАТО и ООН.

В ходе действий сил НАТО на Балканах выявилась критическая нехватка в британских ВВС самолетов, способных наносить точечные удары "умными" боеприпасами. Было принято решение об оснащении самолетов в кратчайший срок аппаратурой лазерной подсветки целей. Немедленно началась работа по интеграции контейнера GES TLALD (Thermal Imaging Airborne Laser Designator) на истребители Tornado. Пять Tornado были оборудованы такими контейнерами еще во время операции "Буря в пустыне", но после окончания войны процесс сильно затормозился. Также велись работы по интеграции новых систем вооружений на СВВП Harrier, логичным продолжением процесса модернизации стало оснащение лазерной аппаратурой самолетов Jaguar. Отработкой и испытаниями аппаратуры на одноместном реактивном самолете занималась оборонная исследовательская организация DRA (Defence Research Agency). Эксперименты проводились на доработанном самолете Jaguar. Их результат был положительным: для контейнера TIALD подходили как самолеты Harrier GR.Mk 7 (позже Typhoon), так и Jaguar.

Согласно заказу британских ВВС для быстрейшей адаптации под установку контейнеров TIALD было выделено 12 самолетов Jaguar - десять одноместных (позже получили обозначение GR.Mk 1В) и два двухместных (T.Mk 2В). Заказ утвердили в июне 1994-го, а в мае 1995 года первые два Jaguar с контейнерами TLALD уже выполняли патрульные полеты над Боснией. В ходе доработки под установку контейнеров с аппаратурой лазерного наведения самолеты прошли модернизацию: всю бортовую электронику GR.Mk 1В объединили цифровым интерфейсом стандарта MIL STD 1553В, установили приемник спутниковой навигационной системы GPS и индикатор движущейся цифровой карты местности.

Самолеты GR.Mk 1В действовали над Боснией с "самодостаточным" вариантом полезной нагрузки, когда на подфюзеляжном пилоне подвешивался топливный бак, а на подкрыльевых - контейнер TIALD и корректируемая бомба с лазерным наведением. При таком варианте подвески не требовался второй самолет для подсветки объекта удара лазером. В ходе операции "Deliberate Force" ("Обдуманная сила") использовались самолеты Jaguar с контейнером TIALD на подфюзеляжном пилоне и двумя топливными баками под крылом. В такой конфигурации самолеты применялись для подсветки целей СВВП Harrier GR. Mk 7, вооруженных корректируемыми бомбами с лазерным наведением. Успех модернизации в вариант GR.Mk 1В и ее сравнительно невысокая стоимость привели к появлению плана доработки всего парка самолетов Jaguar британских ВВС.






ЛТХ:
Модификация Jaguar GR.Mk.1B
Размах крыла, м 8,69
Длина самолета, м 16,42
Высота самолета, м 4,92
Площадь крыла, м2 24.00
Масса, кг
пустого самолета 7000
нормальная взлетная 11000
максимальная взлетная 15500
Запас топлива, л
внутренний 3337
ПТБ 3 х 1200
Тип двигателя 2 ТРДДФ Аdour Mk. 104
Тяга, кгс
максимальная 2 х 2300
на форсаже 2 х 3580
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1300
на высоте 11000 м 1800 (М=1.5)
Перегоночная дальность, км 4210
Боевой радиус действия, км 575-1315
Практический потолок, м 14300
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.5
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов) -
Максимальная боевая нагрузка - 4763 кг. на 5 узлах подвески.
8х 454 кг бомбы, 11х 227 кг бомб,
6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы,
6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР, 8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18
Paveway II,
2 ПРЛУР AJ168(AS.37) Martel или 2 УРВВ Magic.
ПУ НУР 180х68 мм.

Jaguar GR.3


Разработчик: Sepecat
Страна: International
Первый полет: 1996
Тип: Многоцелевой истребитель
ЛТХ Доп. информация



Дальнейшая программа предусматривала двухэтапную модернизацию - Jaguar 96 и Jaguar 97. Доработанные самолеты обозначались GR.Mk 3 (одноместные) и T.Mk 4 (двухместные). На промежуточном этапе программы (Jaguar 96) самолеты получали новые индикаторы на фоне лобового стекла, цифровые карты местности, приемники спутниковой навигации и систему предупреждения о близости земли BASE Terprom. Четыре самолета Jaguar 96 дополнительно получили возможность использования контейнеров TIALD и разведывательных контейнеров Vinten Series 603 GP(1). Как уже отмечалось, Jaguar 96 являлся переходным вариантом к Jaguar 97, причем до уровня Jaguar 97 было намечено доработать весь парк. Первым в вариант Jaguar 96 модернизировали самолет ХХ738, впервые поднявшийся в воздух после доработки в январе 1996 года.

Полноценный Jaguar 97 оснащался жидкокристаллическим дисплеем для отображения информации от аппаратуры контейнера TIALD и цифровой картой местности. Все самолеты Jaguar 97 совместимы с контейнерами TIALD и разведывательными контейнерами. Также самолеты оборудовались нашлемными индикаторами и новой системой планирования боевого задания. На нашлемный индикатор выводилась информация от аппаратуры TLALD, головок самонаведения ракет "воздух-воздух", а также заранее введенные данные о препятствиях и угрозах по маршруту полета.

Jaguar GR. Mk 3 стал одним из самых эффективных истребителей-бомбардировщиков, состоящих на вооружении. Аналогичными системами предполагают оснастить истребители следующего поколения Typhoon.

Модернизация Jaguar коснулась не только его бортового оборудования. Одним из недостатков самолета считалась недостаточная мощность его двигателей. На Jaguar 97 запланировали установить новые двигатели Adour Mk 106 с тягой на 25% большей, чем у двигателей Adour Mk 104. Первый самолет GR. Mk 3А с новыми двигателями поступил на вооружение 28 января 2002 года. Двухместные машины с Mk 104 получили обозначение T.Mk 4А.

Модернизированные самолеты лучше всех британских истребителей-бомбардировщиков подходили для операций в Ираке и Афганистане, однако по политическим и экономическим причинам было принято решение о прекращении эксплуатации самолетов Jaguar с октября 2007 года. Одну эскадрилью таких самолетов - 6-ю - хотели все же сохранить для подготовки пилотов самолетов Typhoon ударной модификации. Но из-за сокращения военного бюджета и необходимости сохранения в условиях недофинансирования всемирно известной пилотажной группы "Red Arrows", командование ВВС Великобритании решило отказаться от совсем недавно модернизированных самолетов. Процесс вывода их из эксплуатации начался даже с опережением графика - 30 апреля 2007 года. Это решение политиков оставило британские ВВС без самых совершенных ударных самолетов как раз в тот момент, когда они были нужны.



ЛТХ:
Модификация Jaguar GR.Mk.3
Размах крыла, м 8,69
Длина самолета, м 16,42
Высота самолета, м 4,92
Площадь крыла, м2 24.00
Масса, кг
пустого самолета 7000
нормальная взлетная 11000
максимальная взлетная 15500
Запас топлива, л
внутренний 3337
ПТБ 3 х 1200
Тип двигателя 2 ТРДДФ Аdour Mk. 104
Тяга, кгс
максимальная 2 х 2300
на форсаже 2 х 3580
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1300
на высоте 11000 м 1800 (М=1.5)
Перегоночная дальность, км 4210
Боевой радиус действия, км 575-1315
Практический потолок, м 14300
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.5
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов) -
Максимальная боевая нагрузка - 4763 кг. на 5 узлах подвески.
8х 454 кг бомбы, 11х 227 кг бомб,
6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы,
6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР, 8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18
Paveway II,
2 ПРЛУР AJ168(AS.37) Martel или 2 УРВВ Magic.
ПУ НУР 180х68 мм.

Jaguar IM Shamsher


Разработчик: SEPECAT
Страна: Европа, Индия
Первый полет: 1986
Тип: Тактический ударный истребитель
ЛТХ Доп. информация



Jaguar IM Shamsher - тактический ударный истребитель, разработанный франко-английской фирмой SEPECAT. Самолет разработан по заказу Индийских ВВС на базе истребителя на Jaguar S. Основная задача самолета - противокорабельные ударные операции. Для этого самолет может оборудоваться ПКР AGM-84 Harpoon, AM.39 Exocet, Kormoran, SeaEagle. Так же самолет несет УР класса "воздух-воздух" Matra 550 Magic и Magic II, AIM-9 Sidewinder. Все важнейшие части самолета бронированы, стекло фонаря выдерживает попадание из 7.62-мм пулемета.

На самолете установлена система дозаправки в воздухе. Jaguar IM оснащен турбореактивным двигателем Аdour RT.172 Mk. 811. На самолете установлена была установлена РЛС Agave, которую в конце 90-х годов заменили на РЛС Elta El/M 2032. На сегодняшний день самолетами Jaguar IM Shamsher оснащена 16 эскадрилья ВВС Индии.









ЛТХ:
Модификация Jaguar IM
Размах крыла, м 8,69
Длина самолета, м 16,83
Высота самолета, м 4,89
Площадь крыла, м2 24.18
Масса, кг
пустого самолета 7650
нормальная взлетная 15200
максимальная взлетная 16200
Тип двигателя 2 ТРД Аdour RT.172 Mk. 811.
Максимальная тяга, кН 2х 37.36
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1350
на высоте 11000 м 1699
Практический потолок, м 11000
Практическая дальность, км 3650
Боевой радиус действия, км 900
Эксплуатационная перегрузка 8.6
Предельная перегрузка 12
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов) -
максимальная боевая нагрузка - 4763 кг на 7 узлах подвески:
3 ПКР AGM-84 Harpoon, AM.39 Exocet, Kormoran, SeaEagle
8х 454 кг бомбы или 11х 227 кг бомб,
6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы,
6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР, 8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18
Paveway II,
2 УР класса воздух-земля AJ168(AS.37) Martel и 2 Magic. или Magic II или AIM-9 Sidewinder
ПУ НУР- 180х68 мм.

Jaguar International


Разработчик: SEPECAT
Страна: International
Первый полет: 1982
Тип: Многоцелевой истребитель
ЛТХ Доп. информация



Выдающиеся качества самолетов Jaguar побудили компанию SEPECAT разработать экспортную модификацию этой машины. Первый Jaguar International поднялся в воздух в августе 1976 году. Этот Jaguar комплектовался различными вариантами бортового оборудования и вооружения, что позволяло использовать его в качестве противокорабельного самолета, штурмовика, перехватчика и разведчика.

Несмотря на многочисленные зарубежные заказы, к середине 1990-х годов в Индию, Эквадор, Нигерию и Оман было поставлено всего 169 самолетов (включая собранные на месте по лицензии). Кроме того, индийская компания HAL собрала 45 машин из поставленных Великобританией комплектующих. Комплекс бортового оборудования включал индикаторы на лобовом стекле и систему наведения. Одной из характерных черт самолета - наличие накрыльевых узлов подвески для управляемых ракет класса "воздух-воздух" типа Magic, MICA или AIM-9 Sidewinder.













Модификации :
Jaguar International Экспортная версия Jaguar S или Jaguar B.
Jaguar ES Jaguar International для ВВС Эквадара (10 экземпляров).
Jaguar EB Двухместный Jaguar International для ВВС Эквадара (2 экземпляра).
Jaguar SO Jaguar International для ВВС Омана (20 экземпляров).
Jaguar BO Двухместный Jaguar International для ВВС Эквадара (4 экземпляра).
Jaguar IS Jaguar International для ВВС Индии (124 экземпляра).
Jaguar IB Двухместный Jaguar International для ВВС Индии (32 экземпляра).
Jaguar IM Морской ударный вариант Jaguar International для ВВС Индии (12 экземпляров).
Jaguar SN Jaguar International для ВВС Нигерии (13 экземпляров).
Jaguar BN Двухместный Jaguar International для ВВС Индии (5 экземпляров).



ЛТХ:
Модификация Jaguar International
Размах крыла, м 8.69
Длина самолета, м 16.83
Высота самолета, м 4.89
Площадь крыла, м2 24.18
Масса, кг
пустого самолета 7700
нормальная взлетная 15700
максимальная взлетная 16700
Тип двигателя 2 ТРД Аdour RT.172 Mk. 811.
Максимальная тяга, кН 2 х 37.36
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1350
на высоте 11000 м 1699
Практический потолок, м 11000
Практическая дальность, км 3650
Боевой радиус действия, км 1400
Эксплуатационная перегрузка 8.6
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов) -
Максимальная боевая нагрузка - 4763 кг. на 9 узлах подвески.
3 ПКР AGM-84 Harpoon, AM.39 Exocet, Kormoran, SeaEagle
8х 454 кг бомбы или 11х 227 кг бомб,
6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы,
6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР, 8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18
Paveway II,
4 УР класса воздух-земля AJ168(AS.37) Martel и
4 Magic. или Magic II или AIM-9 Sidewinder
ПУ НУР- 180х68 мм.

Jaguar IS


Разработчик: SEPECAT
Страна: Европа, Индия
Первый полет: 1979
Тип: Тактический ударный истребитель
ЛТХ Доп. информация



Самым крупным экспортным успехом "Ягуара" стал индийский заказ. ВВС Индии выработали требования к "ударному самолету глубокого проникновения" в 1978 г., через 12 лет после того, как англичане предлагали индусам "Ягуар" в качестве замены истребителя-бомбардировщика "Нэт".

К 1978 г. "Ягуары" уже добрых 15 лет состояли на вооружении ВВС Франции и Великобритании, доказав на практике способность прорывать ПВО на малых высотах и наносить удары по целям, расположенным глубоко за линией фронта.

Появление "Ягуаров" на вооружении ВВС Индии выглядит вполне логичным, но только на первый взгляд. Со стороны строительство ВВС Индии вообще представляется предельно выверенным и очень обстоятельным процессом, в основу которого положена диверсификация поставщиков - Запад и Советский Союз, а теперь Россия. Тем не менее, принятие практически любого типа самолета на вооружение ВВС Индии было связано со скандалами и затягивалось лет на несколько. "Ягуар" исключением не стал.

"Ягуар" продолжил британскую линию самолетов ВВС Индии - "Нэт", "Хантер", "Канберра". Впрочем, он мог и вообще не появится в ВВС Индии. С упорством, достойным лучшего, индусы пытаются поставить на вооружение своих ВВС самолет национальной разработки. Раз за разом такие попытки оказываются, мягко говоря, не очень успешными на протяжении добрых пяти десятков лет.

На рубеже 50-60-х годов командование ВВС Индии выработало требования к самолету DPSA (Deep Penetration Strike Aircraft, ударный самолет глубокого проникновения). Считалось, что индийская авиапромышленность в состоянии разработать такой самолет своими силами. Работы по истребителю-бомбардировщику HF-24 возглавил небезызвестный немецкий авиационный конструктор Курт Танк - создатель знаменитого Fw-190. Под началом Танка трудилось еще 15 германских специалистов. Надо сказать, самолет у Танка получился неплохой, но тяжелый и для него не нашлось подходящих двигателей. Немцы проектировали истребитель-бомбардировщик вокруг ТРД Бристоль-Сиддли "Орфеус-12", не особо принимая в расчет авторские права на двигатель англичан. Официальный контракт на поставку двигателей этого типа в Индию с фирмой Бристоль-Сиддли заключен не был, а когда дело дошло до заключения контракта, то британцы потребовали оплатить не только партию движков, но и полностью компенсировать затраты на разработку ТРД. Что интересно, аналогичные условия были выдвинуты желавшим приобрести двигатели итальянцам и шведам! Стоит ли удивляться, что ТРД "Орфеус-12" не купил никто?

На HF-24 пришлось поставить менее мощные, чем "Орфеус-1 2", двигатели "0рфеус-703". Первый полет самолет выполнил в июле 1961 г., а с 1965 г. истребители-бомбардировщики "Марут" начали поступать на вооружение строевых частей ВВС Индии. Несмотря на маломощные двигатели, "Марут" оказался самым безопасным реактивным самолетом в истории индийских ВВС. Не раз и не два самолеты благополучно возвращались на базу с одним отказавшим двигателем. Один такой случай имел место в ходе индо-пакистанской войны 1971 г., когда один из двух ТРД "Марута" отказал в полете над территорией Пакистана. Кстати, именно после этого случая индусы посчитали обязательным иметь на самолете DPSA два двигателя. Поиски альтернативного двигателя для "Марута", тем временем, продолжались. Однако самолет в конечном итоге сгубил не двигатель, а отсутствие на борту совершенного бортового оборудования. С точки зрения БРЭО "Марут" не сильно отличался от Fw-190...

ВВС Индии проявили интерес к "Ягуару" еще на стадии разработки англо-французского истребителя-бомбардировщика. Формальное предложение о покупке "Ягуаров" представители консорциума SEPECAT сделали ВВС Индии в середине 1968 г., еще до первого полета самолета и по неприлично низкой, как первому покупателю, цене. Индийцы отказались - у них хватило проблем с "сырым" британским "Нэтом", поставившим антирекорд безопасности полетов в ВВС Индии. Покупать еще одного "кота в мешке" не хотелось. Индийцев смущала, что "Ягуар", как и "Марут", имеет двигатели, по тяге явно не соответствующие массе самолета.

Официально о заключении контракта, предусматривающего закупку в Великобритании истребителей-бомбардировщиков "Ягуар", Дели объявил 6 октября 1978 г. К этому времени была достигнута договоренность с Лондоном о предоставлении 18 самолетов из состава RAF "взаймы" и о подготовке 12 индийских летчиков в Британии. Договоренность далась очень непросто. На самом высоком уровне на руководителя Индии Индиру Ганди оказывал давление Париж - верные своей политике французы всячески пытались пропихнуть в ВВС Индии "Миражи" F.I. С другой стороны на Индиру Ганди давил собственный сын. Сыновья Индиры Ганди стали профессиональными авиаторами. Сандживу Ганди очень приглянулся шведский "Вигген", достоинства которого он не уставал расхваливать. А тут еще оппозиция на всех углах кричала о коррупционной подоплеке сделки на поставку "Ягуаров".

СССР тогда предлагал Индии МиГ-23БН - прямой аналог "Ягуара" - и был совсем не против, если бы индусы вообще отказались от закупок западных истребителей-бомбардировщиков. Но тут индусы оказались на высоте: спекулируя возможностью выбора между советскими и западными самолетами они добились заключения с СССР контракта на поставку и лицензионное производство гораздо более совершенных, чем МиГ-23БН истребителей-бомбардировщиков МиГ-27.

В пользу "Ягуара" настойчиво высказывалось командование ВВС, что в конечном итоге и решило дело.

Формальный контракт был подписан в апреле 1979 г., контрактом предусматривалась поставка ВВС Индии 130 самолетов "Ягуар" с освоением лицензионного производства планеров и двигателей в Индии. Первые 40 самолетов должны были строиться в Англии на заводе фирмы "ВАе" в Уартоне, часть комплектующих для этих машин поставляли французские контрагенты.

Командовать группой индийских пилотов, отобранных для переучивания в Британии на самолеты "Ягуар", был поставлен уинг-коммендер ДР. Надкарни (в начале XXI века он стал маршалом авиации). Надкарни и три летчика прибыли в Лондон 26 февраля 1979 г. В апреле и в августе 1979 г. прибыли еще две группы по четыре индийских летчика в каждой. Курс подготовки индийских летчиков почти не отличался от курса подготовки пилотов "Ягуаров" RAF. 12 индийских летчиков налетали в Британии на "Ягуарах" по 70 часов. Эти пилоты составили ядро 14-й эскадрильи ("Bulls") ВВС Индии, на вооружение которой поступили 18 взятых в Англии "взаймы" "Ягуаров". Эскадрилья была сформирована в июле 1979 г.

Первые два "Ягуара", один одноместный, другой - двухместный, перегнали из Англии в Индию британские летчики-испытатели, в задней кабине "спарки" находился уинг-коммендер Надкарни. Все последующие "заемные" и построенные ВАЕ "Ягуары", коме одного (его перегнал британский летчик-испытатель), перегоняли индийские пилоты. Практически во всех перегоночных полетах индийские "Ягуары" на части маршрута сопровождали истребители F-14 с американских авианосцев. Тогда Индия и США не очень-то дружили, и американцы старались держать в поле зрения индийские боевые самолеты, не позволяя им приближаться к авианосцам.

Два из 18 "заемных" "Ягуаров" разбились в ходе эксплуатации (аварийность в ВВС Индии одна из самых высоких в мире, но и летают индусы много). Один самолет использовался в различных испытательных программах, а 15 машин индусы вернули в 1982 - 1984 г.г. Великобритании.

"Настоящие" индийские "Ягуары" ВВС получали следующими двумя партиями (1-я партия - "заемные" самолеты). Самолеты 2-й партии строились для Индии фирмой ВАе, поставки начались в марте 1981 г. Все самолеты 3-й партии строились в Индии на заводе фирмы HAL. На первом этапе "Ягуары" в Индии собирали из комплектов, изготовленных в Британии. Постепенно доля британских комплектующих снижалась. Параллельно в Индии осваивали производство двигателей для "Ягуаров".

Индийские "Ягуары" имели ряд отличий от британских. Самолеты 2-й партии в целом соответствовали "Ягуару" GR. Mk.l и оснащались таким же прицельно-навигационным комплексом. Двигатели "Адур-804Е" мало отличались от ТРД "Адур" Mk.l 04, которые ставились на британские "Ягуары" с 1978 г. В то же время индийские "Ягуары" 2-й партии получили надкрылье-вые пилоны для ракет воздух-воздух. Всего в рамках 2-й партии ВВС Индии получили 35 одноместных и пять двухместных "Ягуаров". Официально самолеты именовались "Ягуар" IS (одноместные) и "Ягуар" IT (двухместные), но вскоре самолеты получили национальное имя - "Шамшир", которое, впрочем, совершенно не прижилось.

Самолеты 3-й партии отличались от британских "Ягуаров" более радикально. На них ставились более мощные ТРД "Адур" Mk.811, да и электронный борт был построен иначе. "Ягуары" 3-й партии получили прицельно-навигационную систему DARIN индийской разработки, построенную вокруг французской инерциальной навигационной системы "Улисс" фирмы "Сажем".

В ВВС Индии на "Ягуары" возлагаются те же задачи, что и на истребители-бомбардировщики МиГ-27: тактическая разведка и нанесение ударов по наземным целям. Для ведения разведки оптимизированы "Ягуары" 7-го авиакрыла, оснащенные устаревшими прицельно-навигационными системами NAVWAS, что не позволяет использовать самолеты в качестве ударных с должной эффективностью.

Возможности "Ягуара" как самолета-разведчика продемонстрировали пилоты 5-й эскадрильи в июле 1988 г. в ходе операции "Паван" - миротворческой операции вооруженных сил Индии в Шри-Ланке. "Ягуары" тогда выполнили несколько длительных разведывательных полетов над Яффной. Также "Ягуары" выполняли разведывательные полеты в Каргиле.

Последняя строевая в ВВС Индии эскадрилья (5-я) начала получить "Ягуары" в 1987 г. Ранее на вооружении этой эскадрильи состояли бомбардировщики "Канберра". Перевооружение ее на "Ягуары" завершилось в 1991 г. Эскадрилья получила совершенно особенные "Ягуары", в носовых частях фюзеляжей которых были установлены РЛС "Агава", а в систему управления оружием были интегрированы противокорабельные ракеты "Си Игл" (ракета подвешивалась на центральном подфюзеляжном пилоне). Данный вариант самолета обозначался "Ягуар" IM (Indian Maritime).

Всего в Индии было собрано и частично построено 76 самолетов 3-й партии шестью производственными сериями. Полноценное серийное производство началось с самолетов седьмой производственной серии - изготовлено 56 самолетов, в том числе 11 "Ягуаров" IS, четыре "Ягуара" IM и 17 "спарок". Одноместные "Ягуары" 7-й серии оснащались системами дозаправки в воздухе, параллельно убираемые топливоприемники ставились на уже построенные самолеты 2-й и 3-й партий. Система дозаправки ориентирована на совместную работу с самолетами-заправщиками Ил-78.

Полностью построенные в Индии 17 "спарок" стали первыми серийными "Ягуарами", оснащенными ПрНК DARIN-II. Комплекс построен вокруг ИНС на лазерных гироскопах, кроме того, у него обновлен практически весь состав комплектующих. Поставки 17 двухместных "Ягуаров" завершены в конце 2005 г. Есть информация, что некоторые их них покрыты радиопог-лощающим материалом, который примерно на 76 % снижает ЭПР, то есть индусы сделали из "Ягуара" "квази стелс". По своим боевым возможностям эти самолеты в разы превосходят "Ягуары" 2-й партии и первых производственных серий 3-й партии. В ходе планового ремонта на заводе фирмы HAL на этих самолетах меняют ПрНК NAVWASS на ПрНК DARIN-II. К модернизации самолетов подключены израильская фирма "Элта" и французская "Секстант Авионик".

Индия рассчитывает эксплуатировать "Ягуары" минимум до 2020 г. и не исключает закупки дополнительного количества самолетов из числа снятых с вооружения в Великобритании или возобновления серийного производства.

Индийские "Ягуары" принимали участие в миротворческой операции в Шри-Ланке в 1987 - 1990 г.г., но выполняли в ходе нее только разведывательные полеты. В ходе вооруженного конфликта с Пакистаном в Каргиле в 1999 г. "Ягуары" наносили удары свободнопадающими бомбами. С "Ягуара" тогда была сброшена всего одна корректируемая бомба с лазерным наведением - основной "платформой" для бомб с лазерным наведением в ВВС Индии служат самолеты "Мираж 2000". В боях ВВС Индии не потеряли ни одного "Ягуара".





ЛТХ:
Модификация Jaguar IS
Размах крыла, м 8.69
Длина самолета, м 16.83
Высота самолета, м 4.89
Площадь крыла, м2 24.18
Масса, кг
пустого самолета 7650
нормальная взлетная 15200
максимальная взлетная 16200
Тип двигателя 2 ТРД Аdour RT.172 Mk. 811
Максимальная тяга, кН 2х 37.36
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1350
на высоте 11000 м 1699
Практический потолок, м 11000
Практическая дальность, км 3650
Боевой радиус действия, км 900
Эксплуатационная перегрузка 8.6
Предельная перегрузка 12
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов) -
максимальная боевая нагрузка - 4763 кг на 7 узлах подвески:
8х 454 кг бомбы или 11х 227 кг бомб,
6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы,
6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР, 8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18
Paveway II,
2 УР класса воздух-земля AJ168(AS.37) Martel и 2 Magic. или Magic II или AIM-9 Sidewinder
ПУ НУР- 180х68 мм.

Jaguar M


Разработчик: SEPECAT
Страна: Франция
Первый полет: 1969
Тип: Палубный истребитель
ЛТХ Доп. информация



Первым из восьми прототипов Jaguar стал двухместный французский Jaguar E (от Ecole - учебный). Первый прототип Е.01, представлявший собой двухместный учебно-боевой самолет для ВВС Франции, построили на заводе фирмы "Бреге" 17 апреля 1968 г.

Французы изготовили и один прототип самолета палубного базирования Jaguar М. Командование авиация ВМС Франции видело в "Ягуаре" замену палубному истребителю-бомбардировщику "Etendard IV".

"М05" - представлял собой вариант "Ягуара" палубного базирования, спроектированный и изготовленный согласно спецификации ВМС Франции. От других опытных "Ягуаров" его отличало, прежде всего, шасси усиленной конструкции и с двухколесной носовой опорой. "М05" проходил испытания как во Франции, так и в Британии, поскольку Королевский военный флот проявлял определенный интерес к палубному "Ягуару".

Первый полет "М05" выполнил 14 ноября 1969 г. Сначала "палубные" посодки выполнялись в 1971 г. на наземном имитаторе авианосца в Бедфорде (Великобритания). 8 июля I 971 г. "М05" произвел первую посадку на французский авианосец "Клемансо", а 10 июля выполнил первый катапультный взлет с корабля. До 13 июля самолет выполнил 12 взлетов и посадок с авианосца. В конце июля самолет вернулся в Бедфорд для изучения последствий базирования на корабле и подготовки к палубным испытаниям с боевой нагрузкой. Второй этап авианосных испытаний на "Клемансо" начался 20 октября 1971 г. При одной из посадок пилот промахнулся - гак не зацепил трос аэрофинишера. Мощности двигателей едва хватило для ухода на второй круг. Так моряки впервые на практике столкнулись с недостаточной мощностью установленных на "Ягуаре" двигателей.

Интерес к "Ягуару" у моряков быстро пошел на спад, когда выявились серьезные проблемы с двигателями "Адур" Mk.101, но точку в программе маринизированного "Ягуара" поставило поглощение фирмы "Бреге" фирмой "Дассо". "Дассо" предложила флоту модернизированный "Super Etendard IVM", который реальных тактико-технических преимуществ перед "Ягуаром" не имел, но являлся 100 % изделием фирмы "Дассо". В 1973 г. флот окончательно отказался от "Ягуара" в варианте корабельного базирования.

Прототип Jaguar М выполнил свой последний полет 12 декабря 1975 г., после чего его передали в Ро-чефорт, где использовали в качестве учебного пособия.







ЛТХ:
Модификация Jaguar M
Размах крыла, м 8.69
Длина самолета, м 15.53
Высота самолета, м 4.89
Площадь крыла, м2 24.18
Масса, кг
пустого самолета 7000
нормальная взлетная 15200
максимальная взлетная 16400
Тип двигателя 2 ТРД Rolls-Royce Turbom ca Adour 102 Mk804
Тяга, кН 2 х 31.7
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1134
на высоте 11000 м 1600
Практический потолок, м 14000
Практическая дальность, км 1410
Эксплуатационная перегрузка 8.0
Экипаж, чел 2
Вооружение: две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов) -
максимальная боевая нагрузка - 4800 кг. на 5 узлах подвески.
2 УР класса воздух-земля AS.37 Martel и AS-30L
2 УР R-550 Magic или Magic II
1 ПКР AM-39 Exocet
8 х454 кг бомбы или 11х 227 кг бомб,
6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы,
6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР, ПУ НУР- 180х68 мм.
8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18
Paveway II,