SOCATA
S%^Tt$ - 9777000555000
GY-80 Horizon


Разработчик: SOCATA
Страна: Франция
Первый полет: 1960
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Французская компания "Societe de Construction d'Avions de Tourisme et d▓Affaires" (SOCATA) была образована в 1966 году первоначально как дочерняя компания "Sud-Aviation", но затем она перешла под контроль компании "Aerospatiale".

В 2000 году компания SOCATA вошла в состав концерна EADS, но с 2008 года перешла под контроль французского промышленного конгломерата DAHER.

SOCATA выпускала по лицензии для компании "Sud-Aviation" четырехместный свободнонесущий низкоплан GY-80 Horizon. Разработал самолет Ив Гардан (Yves Gardan). Первый полет состоялся 21 июля 1960 года.

Самолет имел крыло размахом 9,70 м и полуубирающееся трехопорное шасси, а также оснащался поршневым двигателем Avco Lycoming O-360-A мощностью 180 л.с., который позволял самолету развивать максимальную скорость на уровне моря 250 км/ч.

SOCATA построила более 267 таких самолетов - производство их было прекращено в 1969 году. На базе Horizon компания разработала усовершенствованный четырехместный моноплан, получивший название Super Horizon 2000, или Provence, и поступивший в серийное производство в 1969 году как ST 10 Diplomate.













ЛТХ:
Модификация GY-80-180
Размах крыла, м 9.70
Длина, м 6.64
Высота, м 2.60
Площадь крыла, м2 13.00
Масса, кг
пустого 625
максимальная взлетная 1150
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-360-A
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость, км/ч 250
Крейсерская скорость, км/ч 245
Практическая дальность, км 1250
Максимальная скороподъемность, м/мин 270
Практический потолок, м 4700
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка 3 пассажира

MS.880 Rallye


Разработчик: SOCATA
Страна: Франция
Первый полет: 1959
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Деятельность компании SOCATA по выпуску легких самолетов началась с туристического самолета MS.880 Ralley, спроектированного компанией "Morane-Saulnier" (с 1965 года - за год до создания компании SOCATA - в составе компании "Sud-Aviation").

SOCATA начала работу в качестве дочерней компании "Sud-Aviation" и с начала 1960-х годов строила варианты ее самолетов под обозначением Rallye. Все самолеты представляли собой монопланы с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси, различаясь вместимостью и составом силовой установки. В 1979 году компания приступила к реализации новой производственной программы.

Самолеты семейства Rallye были очень популярны у различных заказчиков - компания собрала около 3300 таких машин, а последним серийным вариантом семейства стал двухместный учебно-тренировочный самолет Galopin (первоначально - Rallye 110ST), оснащенный двигателем Avco Lycoming O-235-L2A мощностью 110 л. с. и строившийся в двух вариантах. Он также производился по лицензии польской компанией "PZL Warszawa-Okecie" под обозначением L-110 Koliber в двух-/трехместной конфигурации и оснащался двигателем Franklin 4A-235-131 мощностью 126 л.с. Специалисты "PZL Warszawa-Okecie" затем разработали на основе базового проекта линейку легких самолетов, машина оставалась в производстве до 2001 года.

Самолет Galerien (Rallye 180T) - вариант для буксировки планеров, оснащенный двигателем O-360-A3A мощностью 180 л.с., а самолет Gabier (Rallye 235GT) - модификация с улучшенными летными характеристиками, возможностью взлета и посадки с укороченным разбегом, усиленным планером и более мощным двигателем O-540.








ЛТХ:
Модификация MS.880B
Размах крыла, м 9.74
Длина, м 6.97
Высота, м 2.70
Площадь крыла, м2 14.70
Масса, кг
пустого 477
максимальная взлетная 770
Тип двигателя 1 ПД Continental O-200 A
Мощность, л.с. 1 х 100
Максимальная скорость пикирования, км/ч 200
Крейсерская скорость, км/ч 176
Практическая дальность, км 700
Практический потолок, м 2000
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка 1-2 пассажира

Rallye 235 Guerrier


Разработчик: SOCATA
Страна: Франция
Первый полет: 1975
Тип: Легкий ударный самолет-целеуказания с УВП
ЛТХ Доп. информация



Первый самолет семейства Morane-Saulnier MS.880 Rallye взлетел июне 1959 года. Это был цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и велосипедным шасси. До модели Ralley 235 это был только гражданский самолет с очень успешной карьерой. В 1975 году фирмой SOCATA (филиал Аэроспансьяль), образовавшейся после приобретения Morane-Saulnier группой Potez, была изготовлена модель Ralley 235 с двигателем мощностью 175 кВт, его военный вариант с усиленным крылом для размещения четырех узлов подвески получил наименование Ralley 235 Guerrier (Воин) или более известное имя Ralley 235G. Это был самолет с укороченным взлетом-посадкой для использования с полевых аэродромов и неподготовленных взлетных полос. Он использовался для целеуказания и нанесения ударов с низкой высоты.










ЛТХ:
Модификация Ralley 235G
Размах крыла, м 9.74
Длина самолета,м 7.25
Высота самолета,м 2.80
Площадь крыла,м2 12.28
Масса, кг
пустого самолета 710
нормальная взлетная 1200
максимальная взлетная 1350
Внутренние топливо, л 282
Тип двигателя 1 ТВД Textron Lycoming O-540-B4B5
Мощность, кВт 1 х 175
Максимальная скорость, км/ч 275
Крейсерская скорость, км/ч 245
Практическая дальность, км 1300
Боевой радиус действия, км 40-550
Максимальная скороподъемность, м/мин 300
Практический потолок, м 4500
Экипаж, чел 2
Вооружение: боевая нагрузка - 300 кг на 4 узлах подвески
100- и 50-кг бомбы,
ПУ Matra F2 6x68 НУР SNEB,
контейнер Type AA 52 с 2 7.62-мм пулеметами и 1000 патронами.

ST-10 Diplomate


Разработчик: SOCATA
Страна: Франция
Первый полет: 1967
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Французская компания Societe de Construction d'Avions de Tourisme et d'Affaires (SOCATA) была основана в 1966 году. Она по лицензии от Ива Гардана (Yves Gardan) производила для корпорации Sud Aviation четырехместный свободнонесущий низкоплан, носивший обозначение SOCATA GY-80 Horizon. С полуубирающимся трехопорным шасси и четырехплоскостным поршневым двигателем Lycoming O-360-A мощностью 180 л.с. Компания SOCATA построила более 250 таких аппаратов до окончания их производства в 1969 году. и создала на основе этой модели улучшенный четырехместный моноплан с закрытой кабиной, который носил названия Super Horizon 2000 и Provence до того, как начал производиться в 1969 году.

Под обозначением ST-10 Diplomate. Он отличался от модели GY 80 тем, что имел немного удлиненный фюзеляж, измененные хвостовое оперение и шасси, а также более мощный четырехплоскостной двигатель Lycoming IO-360-C1B мощностью 200 л.с. Несмотря на улучшенные летные характеристики, с максимальной скоростью на уровне моря 280 км/час самолет не смог вызвать сколь-нибудь значительный интерес, и только 56 экземпляров было поставлено к моменту прекращения производства в 1975 году.













ЛТХ:
Модификация ST-10
Размах крыла, м 9.70
Длина, м 7.26
Высота, м 2.88
Площадь крыла, м2 13.00
Масса, кг
пустого 723
максимальная взлетная 1220
Тип двигателя 1 ПД Lycoming IO-360-C1B
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость, км/ч 280
Крейсерская скорость, км/ч 265
Практическая дальность, км 1385
Максимальная скороподъемность, м/мин 306
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка 3 пассажира

TB-9 Tampico


Разработчик: SOCATA
Страна: Франция
Первый полет: 1979
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В начале 1975 года компания SOCATA начала проектирование четырех- /пятиместного моноплана TB 10, позже получившего название Tobago. Самолет был облетан 23 февраля 1977 года и оснащался двигателем Avco Lycoming O-320-D2A мощностью 160 л. с. Он стал родоначальником новой серии легких низкопланов, в основном цельнометаллической конструкции с неубирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой и воздушными винтами постоянного числа оборотов.

Вскоре появился второй прототип, оснащенный двигателем Avco Lycoming O-360-A1AD мощностью 180 л.с. Решение о производстве обоих вариантов привело к тому, что самолет с двигателем меньшей мощности стал четырехместным и был переименован в TB-9 Tampico. Дальнейшим развитием самолета стала версия TB-9C Tampico Club с неубирающимися шасси.

Первый полет состоялся 9 марта 1979 года. Самолет получил французский сертификат 27 сентября 1979 года. В сентябре 1997 года фирма SOCATA представила модернизированную версию TB-9 Tampico Sprint. У самолета были модернизированы шасси и установлен новый пропеллер Sensenich. Благодаря улучшениям дизайна удалось увеличить крейсерскую скорость самолета на 18 км/ч. Первый самолет был поставлен заказчикам в начале 1998 года.










ЛТХ:
Модификация TB-9
Размах крыла, м 10.04
Длина, м 7.72
Высота, м 3.02
Площадь крыла, м2 12.25
Масса, кг
пустого 647
максимальная взлетная 1060
Топливо, л 152
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-320-D2A
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 225
Крейсерская скорость, км/ч 213
Экономичная скорость, км/ч 181
Практическая дальность, км 1094
Максимальная скороподъемность, м/мин 203
Практический потолок, м 3353
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка 3-4 пассажира

TB-10 Tobago


Разработчик: SOCATA
Страна: Франция
Первый полет: 1977
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



TB-10 Tobago - легкий многоцелевой самолет, разработанный французской фирмой SOCATA. В начале 1975 года компания SOCATA начала проектирование четырех/пятиместного моноплана с закрытой кабиной, обозначенного SOCATA TB-10 Tobago.

Совершивший первый полет самолет (F-WZJP) 23 февраля 1977 г. с двигателем Lycoming O-320-D2A мощностью 160 л. с., этот самолет стал основателем новой серии легких свободнонесущих низкопланов, в основном цельнометаллической конструкции с неубирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой.

Вскоре появился второй опытный самолет с двигателем Lycoming О-360-А1АD мощностью 180 л.с. Эта версия и пошла в серийное производство под обозначением TB-10 Tobago. Французский сертификат самолет получил 26 апреля 1979 года, сертификат FAA - 27 ноября 1985 года. Развитием самолета стала версия TB-10 Tobago GT. У самолета изменилась форма кабины, появились крыльевые баки и наплывы на законцовках крыльев и увеличенная грузовая дверь.









ЛТХ:
Модификация TB-10
Размах крыла, м 10.04
Длина, м 7.75
Высота, м 3.02
Площадь крыла, м2 12.25
Масса, кг
пустого 700
максимальная взлетная 1150
Топливо, л 204
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-360-A1AD
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость, км/ч 248
Крейсерская скорость, км/ч 235
Экономичная скорость, км/ч 204
Практическая дальность, км 1291
Максимальная скороподъемность, м/мин 240
Практический потолок, м 3962
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка 3-4 пассажира

TB-20 Trinidad


Разработчик: SOCATA
Страна: Франция
Первый полет: 1980
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



TB-20 Trinidad - легкий многоцелевой самолет, разработанный французской фирмой SOCATA. Самолет является дальнейшим развитием самолетов ТB-9/10. ТВ-20 Trinidad (F-WDBA) совершил свой первый полет 14 ноября 1980 года. Он имел убирающееся трехопорное шасси, более мощный двигатель Textron Lycoming IO-540-C4D5D (мощность 250 л.с.) и незначительные изменения в конструкции планера. Самолет прошел французскую сертификацию 18 декабря 1981 года, FAA сертификацию 27 января 1984 года.

Первый серийный самолет (F-WDBB) был поставлен 23 марта 1982 года. Так же выпускается версия TB-20C В роли легкого транспортного или медицинского самолета. В 1999 году была выпущена ограниченная серия модификации TB 20 Trinidad Excellence. На самолете установлена авионика AlliedSignal KLN 90B с GPS-ориентированной навигацией. 15 из 25 произведенных были поставлены в США. Всего произведено до 1998 года 580 экземпляров самолета разных модификаций.















ЛТХ:
Модификация TB-20
Размах крыла, м 9.97
Длина, м 7.75
Высота, м 2.85
Площадь крыла, м2 11.90
Масса, кг
пустого 859
максимальная взлетная 1400
Топливо, л 326
Тип двигателя 1 ПД Lycoming IO-540-C4 D5D
Мощность, л.с. 1 х 250
Максимальная скорость, км/ч 320
Крейсерская скорость, км/ч 301
Экономичная скорость, км/ч 268
Практическая дальность, км 2053
Максимальная скороподъемность, м/мин 366
Практический потолок, м 6096
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка 3-4 пассажира

TB-21 Trinidad


Разработчик: SOCATA
Страна: Франция
Первый полет: 1984
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



TB-21 Trinidad - легкий многоцелевой самолет, разработанный французской фирмой SOCATA. Самолет является развитием самолета ТВ-20. Опытный экземпляр самолета выставлялся на Парижском авиасалоне в 1983 года. Он имел в силовой установке систему Christen для перевернутого полета. ТВ-21 Trinidad совершил свой первый полет 24 августа 1984 года. Самолет прошел французскую сертификацию23 мая 1985 года, FAA сертификацию 5 марта 1986 года.

Выпускается так же версия с двигателем Textron Lycoming TIO-540-AB1AD с турбокомпрессором и мощностью 250 л.с. Эта версия получила обозначение TB 21 Trinidad TC. Последней серийной версией стала модификация TB-21 TRINIDAD Gt Turbo с компьютерным управлением турбокомпрессора, а так же с системой обеспечения кислородом пилота и пассажиров. К 2000 году поставлено около 100 самолетов.














ЛТХ:
Модификация TB-21
Размах крыла, м 9.97
Длина, м 7.75
Высота, м 2.85
Площадь крыла, м2 11.90
Масса, кг
пустого 867
максимальная взлетная 1400
Топливо, л 326
Тип двигателя 1 ПД Lycoming TIO-540-AB1AD
Мощность, л.с. 1 х 250
Максимальная скорость, км/ч 365
Крейсерская скорость, км/ч 351
Экономичная скорость, км/ч 313
Практическая дальность, км 1917
Максимальная скороподъемность, м/мин 344
Практический потолок, м 7620
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка 3-4 пассажира

TB.30 Epsilon


Разработчик: Aerospatiale
Страна: Франция
Первый полет: 1979
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Фирма SOCATA - филиал "Aerospatiale", размещается в городе Тарб и специализируется на производстве легких самолетов. В начале 1977 года фирма начала разработку базового военного учебно-тренировочного самолета на основе своего же 4-5-местного пассажирского самолета ТВ-10 Tobago. Переделанный для ВВС Франции, новый самолет был создан в модификациях ТВ-30А и ТВ-30В, с двигателями мощностью 260л.с.(194кВ) и 300л.с. (224 кВ) соответственно.

Контракт на разработку ТВ-30В был подписан 1979 году, первый опытный образец взлетел 22 декабря 1979 года. Второй поднялся в воздух 12 июля 1980 года, он имел увеличенный размах крыла, скругленную законцовку крыла, измененную хвостовую часть фюзеляжа и хвостовое оперение, принявшие окончательную форму уже в серийном самолете, получившем название Epsilon. По завершении этапа разработки первый серийный самолет поднялся в воздух 29 июня 1983 года.

Epsilon имел цельнометаллическую конструкцию, убираемое трехколесное шасси, большой откидывающийся фонарь, компоновку кабины и летные характеристики, необходимые для подготовки пилотов к полетам на более сложном реактивном учебном самолете ВВС Alpha Jet корпорации "Daasault-Brequet/Dornier". Полностью подготовленный для высшего пилотажа и выдерживающий предельную нагрузку +6,7g и -3,35 g, Epsilon имел топливную систему Кристена, позволяющую выполнять перевернутый полет в течение двух минут.

6 января 1982 года перед завершением программы разработки, ВВС заказали 150 самолетов, примерно по 30 самолетов в год. Первые две поставки были осуществлены в 1982 году. Epsilon поступил в Центр подготовки военных летчиков в Мон-де-Марсан 29 июля 1983 года. Самолетами Epsilon оснащалось учебное соединение GE 315 в Коньяк/Шато в июне 1984 года. К концу 1989 года это соединение получило 150 самолетов Epsilon.

Экспортные заказы на самолет Epsilon поступили от двух покупателей. Вооруженные силы Португалии с 1989 года получили 18 машин Epsilon. Все, кроме одного, были заказаны OGMA. Эти самолеты изначально эксплуатировались 104-й эскадрильей в Синтре.

Вооруженный вариант Epsilon был заказан ВВС Того в конце 1984 года. Этот вариант оснащался четырьмя подкрыльевыми пилонами, несущими 300 кг груза при одном пилоте и 200 кг при наличии двух пилотов. Три самолета были поставлены правительству Того в 1986 году и один на замену изношенного - в 1987 году.

На самолетах Epsilon, используемых в качестве учебных с 1983 года, пилоты проходили 23-недельные (66 часов налета) первичные курсы летной подготовки.








Модификации :
TB.30А первая серийная модификация с ПД мощностью в 260 л.с.
TB.30В
модификация с ПД мощностью в 300 л.с.




ЛТХ:
Модификация TB.30В
Размах крыла, м 7.92
Длина самолета,м 7.59
Высота самолета,м 2.66
Площадь крыла,м2 9.00
Масса, кг
пустого самолета 932
максимальная взлетная 1250
Внутренне топливо, кг 150
Тип двигателя 1 ПД Textron Lycoming AEIO-540-L1B5D
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость, км/ч 520
Крейсерская скорость, км/ч 358
Дальность действия, км 1250
Продолжительность полета, ч.мин 3.45
Практический потолок, м 7010
Макс. эксплуатационная перегрузка 6.7
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка - 300 кг на 4 узлах подвески
Легкие бомбы, многоцелевые контейнеры, ПУ НУР и контейнеры с пулеметами.

TB-31 Omega


Разработчик: Aerospatiale (SOCATA)
Страна: Франция
Первый полет: 1989
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



После успеха ТВ-30 Epsilon компания SOCATA решила извлечь выгоду из своего опыта конструирования и производства этого типа самолетов и в 1983 году начала разработку турбовинтового варианта в качестве частного проекта. Сначала его обозначили ТВ 30С. Первой целью компании было производство в соответствии с требованиями ВВС Франции по замене учебного реактивного самолета Fouga Magister.

Вначале опытный образец Epsilon 01 использовался как летающий испытательный стенд для турбовинтовой силовой установки Turbomeca ТРЗ19 мощностью 450 л. с. (335 кВт), ограниченной по мощности до 350 л. с. (261 кВт), смонтированной в существенно переработанном носовом обтекателе с носовым подфюзеляжным воздухозаборником. Первоначально оснащенный трехлопастным композитным винтом Ratier-Figeac, самолет Turbo Epsilon совершил первый полет 9 ноября 1985 года, но после модернизации двигателя подвергся дальнейшей модификации и появился в 1989 году как TB-31 Omega.

На него был установлен турбовинтовой двигатель TP319-1A2 Arrius мощностью 488 л. с. (364 кВт), дефорсированный до 360 л.с. (268 кВт), с винтом Hartzell, а также новый двухсекционный фонарь с улучшенным обзором из кабины. Дополнительное оборудование включало два легких катапультируемых кресла Martin-Baker Mk 15FC (с возможностью использования на нулевой высоте), способных работать на скорости более 111 км/час. Оборудование кабины и параметры управления были максимально приближены к характеристикам боевого самолета. Другими изменениями стали введение электронной системы отображения полетной информации EFIS (на базе дисплеев CRT) и стреловидное хвостовое оперение. Успешная программа испытательных полетов началась 30 апреля 1989 года и подтвердила существенные улучшения эксплуатационных характеристик. Однако французское правительство предпочло более мощный EMBRAER Tucano, что и остановило начало производства ТВ 31. Самолет участвовал в конкурсе JPATS (Joint Primary Aircraft Training System) ВВС и ВМС США.







ЛТХ:
Модификация TB-31
Размах крыла, м 7.92
Длина самолета,м 7.81
Высота самолета,м 2.66
Площадь крыла,м2 9.00
Масса, кг
пустого самолета 860
максимальная взлетная 1447
Внутренне топливо, кг 222
Тип двигателя 1 ТВД Turbomeca TP 319-1A2 Arrius IA2
Мощность, л.с. 1 х 490
Максимальная скорость, км/ч 519
Крейсерская скорость, км/ч 434
Дальность действия, км 1308
Практический потолок, м 9145
Макс. эксплуатационная перегрузка 7
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка - 300 кг на 4 узлах подвески
Легкие бомбы, многоцелевые контейнеры, ПУ НУР и контейнеры с пулеметами.

TB-200 Tobago


Разработчик: SOCATA
Страна: Франция
Первый полет: 1991
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



TB-200 Tobago - легкий многоцелевой самолет, разработанный французской фирмой SOCATA. Самолет является развитием самолетов семейства ТB-20/TB-21. Этот четырех/пятиместный самолет во многом сходен с основным вариантом ТВ 10, но имеет более мощный двигатель Textron Lycoming IO-360-A1B6 мощностью 200 л.с. Первый полет самолета TB-200 Tobago XL состоялся 27 марта 1991 года. Французский сертификат летной пригодности TB-200 получил 30 октября 1991 года.

В конце 90-х годов фирма SOCATA выпустила модернизированный вариант самолета TB-200 Tobago GT. На самолете применена система впрыска топлива исключающая обледенение карбюратора. Так же применен новый пропеллер постоянной скорости Hartzell. Нововведения позволили улучшить летные характеристики самолета достичь самолета (крейсерская скорость возросла на 6 км/ч, а скороподъемность на 10 метров в минуту). До 1997 года были поставлены 111 самолетов TB-200 Tobago XL.
















ЛТХ:
Модификация TB-200
Размах крыла, м 10.04
Длина, м 7.75
Высота, м 3.02
Площадь крыла, м2 12.25
Масса, кг
пустого 745
максимальная взлетная 1150
Топливо, л 204
Тип двигателя 1 ПД Lycoming : IO-360-A1B6
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость, км/ч 265
Крейсерская скорость, км/ч 241
Экономичная скорость, км/ч 213
Практическая дальность, км 1179
Максимальная скороподъемность, м/мин 286
Практический потолок, м 4877
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка 3-4 пассажира

TB-360 Tangara


Разработчик: SOCATA
Страна: Франция
Первый полет: 1996
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



TB-360 Tangara - легкий многоцелевой самолет, производимый французской фирмой SOCATA. В 1995 году фирма SOCATA приобрела лицензию на производство американского самолета Grumman/Gulfstream American/American General GA-7 Cougar. Первоначально самолет получил обозначение TB-320. Однако в 1996 году в конструкцию самолета были внесены некоторые модификации, в частности были установлены новые двигатели Textron Lycoming O-360-A1G6 мощностью 180 л.с.

Прототип нового самолета (F-WWRS) совершил полет в середине 1996 года с одним 160- сильным и одним 180-сильным двигателями. В сентябре 1996 года самолет был показан на авиашоу в Фарнборо. Первый серийный TB-360 Tangara взлетел 24 февраля 1997 года. Серийные поставки самолета были начаты с 1998 года, в основном для изучения рынка сбыта. С 1999 года в связи с расширением производства самолета TBM-700 выпуск самолета TB-360 было резко сокращен.













ЛТХ:
Модификация TB-360
Размах крыла, м 11.23
Длина, м 9.09
Высота, м 3.16
Площадь крыла, м2 17.09
Масса, кг
пустого 1174
максимальная взлетная 1724
Топливо, л 447
Тип двигателя 2 ПД Textron Lycoming O-360-A1G6
Мощность, л.с. 2 х 180
Максимальная скорость, км/ч 322
Крейсерская скорость, км/ч 306
Экономичная скорость, км/ч 222
Практическая дальность, км 2111
Максимальная скороподъемность, м/мин 427
Практический потолок, м 6100
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка 3 пассажира

TBM-700


Разработчик: SOCATA
Страна: Франция
Первый полет: 1988
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



TBM-700 - легкий многоцелевой самолет, разработанный французской фирмой SOCATA. Компании SOCATA и Mooney Aircraft Corporation, США объявили 12 июня 1987 года о намерении построить шести/восьмиместный одномоторный самолет бизнескласса. Проект был приостановлен из-за финансовых трудностей. Правительство Франции согласилось оплатить треть расходов, при этом компания SOCATA становилась лидером проектной разработки. Новый аппарат получил обозначение TBM-700. Финская компания Valmet присоединилась к этому проекту в июне 1988 году. При постройке первого самолета компания Mooney отвечала за сборку задней части фюзеляжа и крыла, компания SOCATA - за носовую часть фюзеляжа, а компания Valmet - за хвостовое оперение.

Первый самолет (F-WTBM) поднялся в воздух 14 июля 1988 года, второй (F-WKPG) - 3 августа 1989 года, а третий (F-WKDL) - 11 октября 1989 г. К этому времени компания Valmet прекратила участие в проекте, а два первоначальных партнера продолжили разработку. Интерьер самолета TBM-700 был переделан для размещения от четырех до семи пассажиров. В летной кабине могли разместиться два пилота, хотя одной из основных целей проектирования было получение сертификата для полетов с одним пилотом. В качестве силовой установки использовался апробированный и испытанный двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-64 с четырехлопастным металлическим полностью флюгированным пропеллером Hartzell с постоянной скоростью вращения. Киль, в отличие от крыла, имел стреловидность. Закрылки были спроектированы компанией ATR и сделаны из сотового композиционного материала Nomex. Топливо размещалось во встроенных в крыло топливных баках общей емкостью 1100 или 1080 литров. Французская сертификация самолета была закончена 31 января 1990 года, а сертификат FAR Pt 23 был получен 28 августа этого же года. Первая поставка новой машины была осуществлена 21 декабря 1990 года. 27 мая 1992 года первый самолет был поставлен в ВВС Франции (подразделение Groupe Aérien d'Entrainement et de Liaison).

В конечном итоге в мае 1991 года компания Mooney отошла от участия в создании TBM-700, но до настоящего времени компания SOCATA сохранила прежнее название самолета. К 2001 году было построено 125 экземпляра TBM-700 при производительности четыре самолета в месяц, из них 25 было поставлено военным заказчикам. Так же выпускается транспортная версия самолета TMB-700C с грузовой дверью с левой стороны фюзеляжа и коммерческой нагрузкой до 825 кг. На самолете TBM-700 установлена система цифровой авионики AlliedSignal Silver Crown, погодная РЛС AlliedSignal RDR-2000, навигационные системы KX 165 и KNS 80.













ЛТХ:
Модификация TBM-700
Размах крыла, м 12.68
Длина, м 10.64
Высота, м 4.35
Площадь крыла, м2 18.00
Масса, кг
пустого снаряженного 1860
максимальная взлетная 2984
топлива 866
Тип двигателя 1 ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-64
Мощность, л.с. 1 х 1580
Максимальная скорость, км/ч 365
Крейсерская скорость, км/ч 345
Экономичная скорость, км/ч 280
Практическая дальность, км 2870
Максимальная скороподъемность, м/мин 725
Практический потолок, м 9140
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка 4-5 пассажиров или 825 кг груза

TBM-850


Разработчик: SOCATA (Daher)
Страна: Франция
Первый полет: 2005
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Расположенная во французском городе Тарб, компания "DAHER-SOCATA" (ранее - "EADS SOCATA") занимается выпуском поршневых и турбовинтовых легких самолетов, предназначенных для личного использования и для обучения пилотированию, а также для использования в качестве корпоративных самолетов.

27 июня 2008 года компания "EADS" объявила о намерении продать принадлежащей ей контрольный пакет акций в "EADS SOCATA" французскому промышленному конгломерату "DAHER", и 3 ноября 2008 года "EADS" и "DAHER" объявили о том, что они достигли соглашения по данному вопросу. Процесс купли-продажи был завершен 7 января 2009 года, после чего новая компания получила название "DAHER-SOCATA".

Сегодня компания предлагает легкий частный и корпоративный самолет DAHER-SOCATA TBM 850, созданный на базе модели TBM 700 (первый полет - июль 1988 года). Новая машина получила более мощный двигатель, совершила первый полет в феврале 2005 года под обозначением TBM 700N и фактически являлась вторым прототипом TBM 700, у которого изначально ставившийся двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-64 мощностью 700 л.с. (522 кВт) был заменен на PT6A-66D. Последний имел номинальную мощность 1825 л.с. (1361 кВт), после установки на самолет она была понижена до 850 л.с. (634 кВт), однако для упрощения сертификации мощность на взлетном режиме понизили до 700 л.с. (522 кВт). Новая машина получила от предшественника четырехлопастный воздушный винт и запас топлива в объеме 1100л.

TBM 850 - это серийная модификация TBM 700N, самолет предназначен преимущественно для североамериканского рынка - там его главными конкурентами являются новые сверхлегкие реактивные самолеты. На крейсерском режиме полета мощность двигателя может быть увеличена до 850 л.с. (634 кВт), таким образом, крейсерская скорость у TBM 850 существенно больше, чем у модификаций TBM 700, особенно на больших высотах, но при этом будет незначительно снижена дальность полета.

Поставки TBM 850 начаты в 2006 году, при этом, начиная с 2008 года, TBM 850 взамен достаточно обширного и "пестрого" набора различного оборудования оснащается интегрированной "стеклянной" кабиной Garmin G1000, которая с 2009 года стала предлагаться в улучшенном варианте, с использованием технологии "искусственного зрения" (Synthetic Vision Technology, синтезированное отображение на дисплее трехмерного изображения земной поверхности). Стоимость базового варианта TBM 850 по состоянию на 2010 год составляла немногим больше 3 млн долларов. Самолет может пилотироваться одним или двумя пилотами и перевозить четыре - пять пассажиров.






ЛТХ:
Модификация TBM-850
Размах крыла, м 12.68
Длина, м 10.65
Высота, м 4.36
Площадь крыла, м2 18.00
Масса, кг
пустого снаряженного 2081
максимальная взлетная 3353
Тип двигателя 1 ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-66D
Мощность, л.с. 1 х 1825
Максимальная скорость, км/ч 593
Крейсерская скорость, км/ч 467
Экономичная скорость, км/ч 280
Практическая дальность, км 2935
Cкороподъемность, м/мин 528
Практический потолок, м 9450
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка 4-5 пассажиров

TBM-900


Разработчик: SOCATA (Daher)
Страна: Франция
Первый полет: 2014
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Расположенная во французском городе Тарб, компания "Daher-Socata" (ранее - "EADS Socata") занимается выпуском поршневых и турбовинтовых легких самолетов, предназначенных для личного использования и для обучения пилотированию, а также для использования в качестве корпоративных самолетов.

27 июня 2008 года компания "EADS" объявила о намерении продать принадлежащей ей контрольный пакет акций в "EADS Socata" французскому промышленному конгломерату "Daher", и 3 ноября 2008 года "EADS" и "Daher" объявили о том, что они достигли соглашения по данному вопросу. Процесс купли-продажи был завершен 7 января 2009 года, после чего новая компания получила название "Daher-Socata".

Самолет TBM-900 - это модернизированная версия TBM 850. Его силовая установка осталась прежней (самолет оснащается турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-66D), однако он обладает увеличенной крейсерской скоростью. Базовая стоимость самолета 2014 года составляет 3,512,000 Долларов США и включает Сертификат Типа ВС МАК АР. Типичная стоимость с дополнительным оборудованием 3,711,000 Долларов США.

Турбовинтовой самолет DAHER TBM 900 √ пришедший на смену семейства самолетов TBM 850 и ТВМ 700, задает планку скорости и теперь является самым быстрым в классе однодвигательных турбовинтовых самолетов с максимальной крейсерской скоростью 611 км/час (330 узлов) на эшелоне 280 (в условиях ISA). Это совершенно новый класс Очень Быстрого Турбовинтового самолета сочетающий в себе высокую скорость реактивного самолета и эффективность и экономичность самолета с турбовинтовым двигателем. Одним из самых привлекательных особенностей самолета, в глазах владельцев, являются возможность совершать посадку в небольших региональных и горных аэропортах с короткими ВПП, а также большая дальность полета (до 3,304 км) и полезная нагрузка.

Самолет TBM-900 оборудован обновленной с учетом последних трендов современной ⌠стеклянной■ кабиной Garmin G1000 включая в себя два монитора с диагональю 10,4 дюйма и один центральный с диагональю 15 дюймов имеющим широкий угол обзора. Последняя версия програмного обеспечения так называемого Syntetic Vision Technology (SVT) позволяет пилоту видеть виртуальную дорогу в небе повышая безопасность пилотирования. Основываясь на данных интегрированных систем управления полетом Garmin G1000 предоставляет сводные данные о скорости и высоте полета, навигационные указания, визуализацию воздушной обстановки и метеоинформации, а также о состоянии и параметрах работы двигателя. В состав бортового радионавигационного оборудования входит полностью интегрированный цифровой автопилот управляющий самолетом позволяющий снизить нагрузку на пилота и упрощает пилотирование самолета. Встроенный спутниковый телефон интегрированный со всеми системами поможет всегда быть на связи.

TBM-900 предлагает самый элегантный и комфортный интерьер кабины самолета, который содержит самые последние изменения салона модели 2013 ТВМ850 ⌠Elite■ с целью создания большего пространства и универсальности конфигурации. Внутренняя отделка самолета выполнена из высококачественной кожи в которой расположены 2 пилотских и 4 расположенных друг напротив друга ( с возможностью поворота по ходу движения) удобных регулируемых кресла с опускаемыми подлокотниками и большой инкрустированный ценными породами древесины стол. В салоне расположено достаточно вместительное багажное отделение. Добавлена возможность установки портативного туалета вместо одного кресла в третьем ряду кресел. Свободный проход в салон самолета возможен через большую дверь с электрическим приводом, имеется складной трап с перилами. Дополнительно возможно установить отдельную пилотскую дверь.

После получение в начале 2014 года сертификата компания Daher-Socata получила заказ на 64 и поставила 51 новый высокоскоростной турбовинтовой самолет TBM 900. Это на 27% превышает поставки самолетов семейства, осуществленные в 2013 г. Был активен и вторичный рынок: в течение прошлого года в общей сложности Daher-Socata продала 150 ВС.

Повышение продаж производитель связывает с успешной презентацией новейшего TBM 900, сертифицированного в марте 2014 г. Вице-президент Daher-Socata Николя Шабберт отметил, что такие показатели - это результат трехлетней работы над TBM 900.

5 декабря 2015 года авиапроизводитель Daher сообщил о поставке сотого самолета TBM-900. Поставка сотого высокоскоростного турбопропа состоялась спустя 20 месяцев после того, как производитель впервые показал эту модель публике. Получателем юбилейной машины стал бизнесмен из Северной Каролины (США) Дэйл Шнайдер.














ЛТХ:
Модификация TBM-900
Размах крыла, м 12.83
Длина, м 10.74
Высота, м 4.36
Площадь крыла, м2 18.00
Масса, кг
пустого снаряженного 2097
максимальная взлетная 3353
Тип двигателя 1 ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-66D
Мощность, л.с.
номинальная 1 х 850
максимальная 1 х 1825
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 611
Крейсерская скорость, км/ч 467
Практическая дальность, км 3204
Cкороподъемность, м/мин 725
Практический потолок, м 9450
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка 4-6 пассажиров

TBM-910


Разработчик: SOCATA (Daher)
Страна: Франция
Первый полет: 2017
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В апреле 2017 года французский авиапроизводитель Daher представил самолет TBM 910. Машина представляет собой очередную итерацию скоростных однодвигательных турбовинтовых ВС делового класса линейки TBM 900. В конце марта на самолет были получены сертификаты от американской FAA и европейской EASA.

От базовой версии серии, которая оснащается бортовым комплексом Garmin G1000, TBM 910 отличается установкой более совершенной авионики G1000NXi. Этот комплекс оснащен более мощными процессорами, которые позволяют ему работать быстрее предшественника.

Комплекс оснащен модулем Wi-Fi, который позволяет загружать в систему навигационные карты с мобильного устройства с приложением Garmin Pilot.

Салон нового самолета, рассчитанный на 6 пасс., оснащен на том же уровне, что и у более дорогой модели TBM 930.

На самолет установлен турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A мощностью 850 л. с. Максимальная крейсерская скорость в зависимости от режима полета составляет 467√611 км/ч, максимальная дальность полета - 3304 км.

По данным Aviation Week, каталожная цена TBM 910 - 3,68√3,92 млн долл.

Интерес к самолетам класса TBM, по-видимому, продолжит расти, особенно со вступлением в марте этого года в ЕС новых правил, разрешающих использование однодвигательных турбовинтовых самолетов для коммерческих перевозок в т.н. инструментальных метеоусловиях (IMC, т.е. выполнении полетов в сложных метеорологических условиях по приборам) и полетах ночью. Это позволит коммерческим эксплуатантам расширить границы применения однодвигательных турбопропов.





ЛТХ:
Модификация TBM-910
Размах крыла, м 12.83
Длина, м 10.74
Высота, м 4.36
Площадь крыла, м2 18.00
Масса, кг
пустого снаряженного 2097
максимальная взлетная 3354
Тип двигателя 1 ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-66D
Мощность, л.с.
номинальная 1 х 850
максимальная 1 х 1825
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 611
Крейсерская скорость, км/ч 467
Практическая дальность, км 3304
Cкороподъемность, м/мин 725
Практический потолок, м 9450
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка 4-6 пассажиров

TBM-930


Разработчик: SOCATA (Daher)
Страна: Франция
Первый полет: 2016
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



5 апреля 2016 года французская компания Daher представила новый однодвигательный турбовинтовой самолет TBM 930, который является обновленной версией модели TBM 900.

Турбовинтовой самолет DAHER TBM 930 √ в основном базируется на самолете ТВМ900, но с одним большим отличием, которое заметно только в кабине пилотов, наличие нового Garmin G3000 (который и добавил ⌠30■ в цифровой индекс модели самолета), задает планку скорости и теперь является самым быстрым в классе однодвигательных турбовинтовых самолетов с максимальной крейсерской скоростью 611 км/час (330 узлов) на эшелоне 280 (в условиях ISA). Это совершенно новый класс Очень Быстрого Турбовинтового самолета сочетающий в себе высокую скорость реактивного самолета и эффективность и экономичность самолета с турбовинтовым двигателем. Одним из самых привлекательных особенностей самолета, в глазах владельцев, являются возможность совершать посадку в небольших региональных и горных аэропортах с короткими ВПП, а также большая дальность полета (до 3,304 км) и полезная нагрузка.

Самолет TBM 930 оборудован самой современной с учетом последних трендов■стеклянной■ кабиной Garmin G3000, включая в себя три монитора с высоким разрешением диагональю 12 дюймов имеющим широкий угол обзора. Последняя версия програмного обеспечения так называемого Syntetic Vision Technology (SVT) позволяет пилоту видеть виртуальную дорогу в небе повышая безопасность пилотирования. Основываясь на данных интегрированных систем управления полетом Garmin G3000 предоставляет сводные данные о скорости и высоте полета, навигационные указания, визуализацию воздушной обстановки и метеоинформации, а также о состоянии и параметрах работы двигателя. Для простоты использования Garmin G3000 установлены два терминала GTC580 имеющих сенсорное управление системами и меню авионики самолета. В состав бортового радионавигационного оборудования входит полностью интегрированный цифровой автопилот управляющий самолетом позволяющий снизить нагрузку на пилота и упрощает пилотирование самолета. Встроенный спутниковый телефон интегрированный со всеми системами поможет всегда быть на связи.

TBM 930 предлагает самый элегантный и комфортный интерьер кабины самолета, который содержит самые последние изменения салона модели 2013 ТВМ850 ⌠Elite■ и ТВМ900 с целью создания большего пространства и универсальности конфигурации. Внутренняя отделка самолета выполнена из высококачественной кожи в которой расположены 2 пилотских и 4 расположенных друг напротив друга ( с возможностью поворота по ходу движения ) удобных регулируемых кресла с опускаемыми подлокотниками и большой инкрустированный ценными породами древесины или отделкой углеволокнами (карбоном) стол. В салоне расположено достаточно вместительное багажное отделение. Добавлена возможность установки портативного туалета вместо одного кресла в третьем ряду кресел. Свободный проход в салон самолета возможен через большую дверь с электрическим приводом, имеется складной трап с перилами. В стандартной конфигурации установлена отдельная пилотская дверь .

Базовая стоимость самолета 2016 года составляет 3,899,887 Долларов США и включает Сертификат Типа ВС МАК АР. Типичная стоимость с дополнительным оборудованием в конфигурации ⌠Elite■ 4,099,277 Долларов США.

В 2017 году компания Daher поставила на рынок первый турбовинтовой самолет TBM 930 2017 модельного года. Основные особенности, впрочем, не носят революционного характера. Речь идет о незначительных доработках и ранее анонсированных дополнений. Так, в частности, все кресла экипажа и пассажиров оснащены ремнями безопасности и подушками безопасности AmSafe. Кокпит также оснащен транспондером GTX345 с функцией ADS-B In, которая позволяет получать информацию о воздушном движении и прогнозе погоды на территории США. А клиенту в глаза бросится новый интерьер √ переработанный салон с новыми сидениями и подголовниками, покрытые Ultraleather специальной синтетической тканью Ultraleather для увеличения продолжительности службы. В компании уверены, что TBM 930 2017 модельного года под названием Elite Package придется по вкусу не только частным владельцам, но и деловым операторам.





ЛТХ:
Модификация TBM-930
Размах крыла, м 12.83
Длина, м 10.74
Высота, м 4.36
Площадь крыла, м2 18.00
Масса, кг
пустого снаряженного 2097
максимальная взлетная 3354
Тип двигателя 1 ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-66D
Мощность, л.с.
номинальная 1 х 850
максимальная 1 х 1825
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 611
Крейсерская скорость, км/ч 467
Практическая дальность, км 3304
Cкороподъемность, м/мин 725
Практический потолок, м 9450
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка 4-6 пассажиров

TBM-940


Разработчик: SOCATA (Daher)
Страна: Франция
Первый полет: 2019
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Весной 2019 года французский авиапроизводитель Daher представил очередную итерацию скоростных однодвигательных турбовинтовых ВС делового класса популярной линейки TBM-900. Через 28 лет после начала производства первого поколения самолетов - TBM-700 семейство ВС пополнилась новым членом - TBM-940.

Модернизированная версия сменит представленный в 2016 г. TBM-930 в качестве флагмана семейства. В отличие от предыдущей версии, TBM-940 стоимостью 4,13 млн долл. оснащен автоматом тяги и улучшенной автоматикой противообледенительной системы, которая будет автоматически активироваться при обнаружении образования льда в случае отсутствия действий со стороны пилота. Также на самолете изменен дизайн салона. В салоне TBM-940 установлены модернизированные кресла, оснащенные разъемами USB, розетками (115 вольт). В самолете 3 кресла для пилотов и 6 кресел для авиапассажиров. Разработчик авиатехники установил центральную полку, где пассажиры могут хранить личные вещи, доработал термоизоляцию стен фюзеляжа.

По заявлению Daher, TBM 940 стал первым однодвигательным турбовинтовым самолетом весом менее 5675 кг, где установлен автомат тяги. Полностью интегрированный с автопилотом, дроссельный рычаг автоматически регулирует скорость самолета в зависимости от заданного профиля полета - от набора высоты до захода на посадку. В дополнение к сокращению рабочей нагрузки на пилота автоматический дроссель позволяет эксплуатировать TBM-940 на ╚грани разрешенных╩ режимах мощности двигателя Pratt & Whitney Canada PT6A-66D, обеспечивая оптимальную производительность и эффективность силовой установки

Самолет оснащен сенсорной стеклянной приборной панелью Garmin G3000 и опциональной системой электронного помощника. Электронный помощник разработан как система контроля безопасности эксплуатационных режимов полета. Она включает в себя датчик и калькулятор угла атаки, электронную стабилизацию и систему защиты от потери скорости.

Также в самолете предусмотрен режим аварийного снижения в режиме автопилота. В случае разгерметизации кабины и отсутствии действий пилота самолет в автоматическом режиме выводится на безопасную высоту 15000 футов. Кроме этого, голосовые сигналы получили новые звуковые тона, которые уведомляют о сваливании, превышении скорости, положении шасси и использовании кислородного оборудования.

Максимальная дальность нового самолета составляет 1730 морских миль. Стоимость самолета составит $4,13 млн.

Уже в мае 2019 года TBM-9430 получил европейский сертификат типа, а уже в начале лета первая подобная машина была поставлена в Великобританию. К осени этого де года Daher получил заказы на 25 штук TBM 940. Клиенты с других континентов, особенно из Северной Америки, смогут получить TBM 940 после получения Сертификата типа от Федерального авиационного управления США (FAA).





ЛТХ:
Модификация TBM-940
Размах крыла, м 12.83
Длина, м 10.74
Высота, м 4.36
Площадь крыла, м2 18.00
Масса, кг
пустого снаряженного 2097
максимальная взлетная 3354
Тип двигателя 1 ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-66D
Мощность, л.с.
номинальная 1 х 850
максимальная 1 х 1825
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 611
Крейсерская скорость, км/ч 467
Практическая дальность, км 3204
Cкороподъемность, м/мин 725
Практический потолок, м 9450
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка 4-6 пассажиров