Sopora
S%^Tt$ - 9777000555000
Silesia S-3


Разработчик: Sopora
Страна: Польша
Первый полет: 1923
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



Братья Эдвард и Войцех Сопора весной 1923 года начали проектирование трех спортивных самолетов - S-1, S-2 и S-3, из которых первый был бипланом. После утверждения проектов военными властями братья приступили к постройке самолета S-3 на своем механическом заводе в Хорзовии. Вскоре он получил новое название - "Pierwsza Slaska Fabryka Samolotow". Вместе с конструкторами работали два механика и летчик-испытатель. Самолет получил новое название "Silesia S-3" и был закончен к октябрю 1923 года.

В первые дни ноября самолет был облетан пилотом Клошка. Уже в первом вылете появились проблемы с устойчивостью. После устранения недостатков самолет 16 ноября 1923 года был показан перед технической комиссией из 2-го летного авиаполка из Кракова. Пилот Клошка выполнил три полета по 10-15 минут. Наибольшей высотой стала 150 метров. Комиссия признала что самолет перетяжелен и при слабом двигателе не может быть принят на вооружение.

В 1924 году пилот Качмарек разбил S-3 во время посадки. Конструкторы не ремонтировали свой самолет, сосредоточившись на постройке следующего самолета, на котором использовался двигатель от S-3.



ЛТХ:
Модификация S-3
Размах крыла, м 8.60
Длина самолета,м 4.50
Высота самолета,м 2.55
Площадь крыла,м2 12.00
Масса, кг
пустого самолета 345
максимальная взлетная 430
Тип двигателя 1 ПД Haacke
Мощность, л.с. 1 х 30
Максимальная скорость, км/ч 100
Крейсерская скорость, км/ч 85
Практическая дальность, км 80
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

Silesia S-4


Разработчик: Sopora
Страна: Польша
Первый полет: 1925
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



Второй реализованной конструкцией братьев Сопоров был "Silesia S-4". В его конструкции широко использовались элементы конструкции S-3. В отличие от своего предшественника эта конструкция была типа "парасоль" по образцу немецкого спортивного самолета Stahlwerk Mark R-III.

Самолет S-4 был построен в мае 1925 года, а облетал его пилот Клошек в июне того же года. Самолет продемонстрировали перед командованием 23-го пехотного полка. После нескольких десятков полетов самолет отправили на аэродром Катовицы, где на нем полетали гражданские летчики Боченски и Баргел. Однако проблемы остались - это перетяжеленная конструкция и слабый двигатель. И как его предшественник он закончил свой век на окраине катовицкого аэродрома.

В 1930 году братья Сопоры получили заказ от Aeroklubu Slaskiego на постройку двухместного биплана S-10 с двигателем Siemens-Halskie. Проектирование самолета было начато летом 1929 года. Документы по самолету зимой 1930/31 гг. были утверждены. Однако реализации проекта помешал трагическая случайность - 17 июня 1931 года один из лучших пилотов аэроклуба Прабуцкий попытался подняться в воздух на Silesia S-4. Уже при взлете самолет свалился на одну сторону и упал. Летчик погиб. После чего аэроклуб отказался от постройки S-10, что в итоге привело к закрытию "Pierwszej Slaskiej Fabryki Samolotow".




ЛТХ:
Модификация S-4
Размах крыла, м 8.40
Длина самолета,м 4.60
Высота самолета,м 1.80
Площадь крыла,м2 11.00
Масса, кг
пустого самолета 318
максимальная взлетная 415
Тип двигателя 1 ПД Haacke
Мощность, л.с. 1 х 30
Максимальная скорость, км/ч 120
Крейсерская скорость, км/ч 100
Практическая дальность, км 200
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1