SPCA
S%^Tt$ - 9777000555000
SPCA 10


Разработчик: SPCA
Страна: Франция
Первый полет: 1928
Тип: Патрульная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



В начале 1928 года марсельская компания SPCA (Société Provençale de Constructions Aéronautiques) представила свою первую, полностью самостоятельную, разработку - летающую лодку SPCA I type 10. Конструкторами проекта были Полан (Paulhan) и Пийар (Pillard), поэтому в некоторых источниках лодку еще называли SPCA Paulhan-Pillard I или T3.

Первый полет прототипа состоялся 4 апреля 1928 года. Это был пятиместный цельнометаллический высокоплан с крылом типа "парасоль", оснащенный тремя двигателями Gnome-Rhône 9Ac мощностью 420 л.с. SPCA 10 относилась к классу "E5" - военная патрульная пятиместная летающая лодка. Вооружение состояло из трех подвижных 7.7-мм пулеметов.

После первых испытаний военные пришли к выводу, что несмотря на неплохие летные характеристики самолет сложен в управлении. В декабре Министерство Авиации отказалось от закупки лодки, но предложило довести ее под требования многоцелевой. Однако уже 8 января 1929 года в ходе испытательного полета прототип был утерян в катастрофе, унесшей жизни пяти членов экипажа.






ЛТХ:
Модификация SPCA 10
Размах крыла, м 28.15
Длина самолета,м 18.07
Высота самолета,м 4.25
Площадь крыла,м2 140.00
Масса, кг
пустого самолета 4980
максимальная взлетная 8200
Тип двигателя 3 ПД Gnome-Rhône 9Ac
Мощность, л.с. 3 х 420
Максимальная скорость, км/ч 198
Крейсерская скорость, км/ч 165
Практическая дальность, км 1100
Практический потолок, м
Экипаж, чел 5
Вооружение: три 7.7-мм пулемета

SPCA 20


Разработчик: SPCA
Страна: Франция
Первый полет: 1928
Тип: Бомбардировщик-торпедоносец
ЛТХ Доп. информация



Основанная в июне 1925 года марсельская компания SPCA (Société Provençale de Constructions Aéronautiques) начала свою деятельность с производства трех летающих лодок Météore 63, разработанных швейцарцем Л. Д. Сантони (L.D. Santoni), который до этого работал в компании CAMS. Эти трехмоторные летающие лодки имели некоторый успех на пассажирских трассах между Францией и Ливаном.

Разработанная г-дами Поланом (Paulhan) и Пийаром (Pillard) трехмоторная летающая лодка-моноплан SPCA type 10 была первым на 100% самолетом компании, которая оказалась для SPCA болезненной неудачей. SPCA type 20 был не намного успешнее┘

Выпущенная в 1927 году программа разработки бомбардировщиков и торпедоносцев морской авиации требовала создания гидросамолетов двух типов: для действий в открытом море и в прибрежной зоне.

В соответствии с требованиями программы для действий в открытом море были созданы шести самолетов: четырехмоторные Bernard H 340, SAB AB 21, Latécoère 550 и двухмоторные Farman 311, CMS 60 и SPCA II (к ним можно добавить LeO 204, являвшийся установленным на поплавки LeO 203). На все эти машины были заключены контракты, но большая часть этих гидросамолетов была неудачной.

SPCA II (или SPCA PP 20), разработанный марсельской компанией в сотрудничестве с Альфонсом Телье (Alphonse Tellier), имел передовую конструкцию для поплавковых гидросамолетов, выполнявщих функции бомбардировщиков и торпедоносцев.

С большой долей вероятности такой крупный гидросамолет как SPCA PP 20, имевший размах крыла 26 метров, взлетный вес 7 тонн и двухпоплавковое шасси, должен был использоваться в качестве ночного бомбардировщика - вариант BN4 (четырехместный ночной бомбардировщик) с колесным шасси.

В носовой и центральной частях фюзеляжа гидросамолета располагались рабочие места четырех членов экипажа: первого стрелка, пилота, штурмана и второго стрелка.

Крыло самолета имело толстый профиль и трапециевидную в виде сверху форму; силовой набор крыла был дюралюминиевым, в обшивке крыла использовалось полотно.

Силовая установка гидросамолета состояла из расположенных на передней кромке крыла двух радиальных девятицилиндровых двигателей воздушного охлаждения Gnome-Rhône Jupiter, развивавших мощность 480 л.с. и вращавших четырехлопастные деревянные винты. Эти винты представляли собой сборку двух двухлопастных винтов, установленных друг относительно друга под углом 90º.

В 1928 году этот гидросамолет, способный нести 1300 литров топлива и 1500 кг полезной нагрузки, был заказан министерством авиации в количестве двух экземпляров, за которые комиссия по контрактам заплатила 4076000 франков.

В пятницу 22 июня 1928 года летчик Бурри (Burri) и механик Мимоло (Mimolo) впервые подняли в небо первый гидросамолет данного типа. После 55-минутного полета SPCA II type 20 совершил посадку. Во время следующих полетов постепенно были сделаны следующие выводы: угол атаки стабилизатора был слишком мал, управление было жестким и были обнаружены небольшие трещины в винтах недалеко от ступиц.

После замены винтов, регулировки стабилизатора и установки статической стабилизации руля направления путем установки боковых дефлекторов типа "садовая скамейка" ("banc de jardin") гидросамолет был готов начать свой девятый испытательный полет.

В этот день 1 августа 1928 года помимо Бурри и Мимоло на борту SPCA II type 20 были инженер-испытатель Ламуре и представитель SPCN г-н Перро (Perrot). Газ был полностью открыт, и гидросамолет начал набирать скорость и вышел на редан. Однако как только SPCA II type 20 оказался в воздухе, он, несмотря на все усилия Бурри по отклонению рулей направления, начал переходить в крутое пике. Это было ровно в 16 часов. Вскоре Бурри удалось начать восстановление положения, но законцовка правой консоли и затем машины коснулись воды. Гидросамолет скапотировал и затонул в 500 метрах от порта Ла-Сьота (La Ciotat).

Инженер Перро не смог быстро покинуть самолет и получил обморок от купания, в то время как остальные три члена экипажа отделались синяками и незначительными травмами.

Когда несколько дней спустя самолет был поднят из воды, то с удивлением было обнаружено, что вместо установленного по просьбе Бурри угла атаки стабилизатора 40■ был ошибочно установлен 1▓20■. Таким образом, оперение создавало подъемную силу и неизбежно нарушало продольную устойчивость.

К этому времени был изготовлен второй экземпляр самолета данного типа, который перед его первым полетом, состоявшимся 14 октября 1930 года, был дополнительно и весьма тщательно проверен. В ходе данной проверки не было обнаружено никаких причин для критики. От первого самолета второй отличался установленными под фюзеляжем килем и рулем направления, который по-прежнему не имел компенсации. Чтобы избежать новых неудач деревянные четырехлопастные винты, установленные на первом прототипе, были заменены на металлические трехлопастные. И, наконец, законцовки крыла были сделаны прямыми.

Получив зарезервированный номер гражданской регистрации F-AKAX, второй прототип гидросамолета впервые взлетел 14 января 1931 года, и 14 апреля были проведены контрольные испытания. Тестирование с полной нагрузкой было выполнено в Сен-Рафаэле (St-Raphaël), но в итоге штаб ВМФ Франции отказался принимать самолет на вооружение. Как и в случае с SPCA I двигатели были установлены слишком близко к толстому крылу, становясь своего рода воздушными тормозами.

Акцент в программе создания гидросамолетов-торпедоносцев был смещен в сторону одномоторных машин прибрежного класса, одна из которых √ Latécoère 290 √ был запущен в серийное производство. Ни один из гидросамолетов для действий в открытом море не был запущен в серийное производство.

Заброшенный SPCA II type 20 (F-AKAX) остался в Сен-Рафаэле, где его карьера закончилась бесславно.




ЛТХ:
Модификация SPCA 20
Размах крыла, м 26.22
Длина, м 18.62
Высота, м 6.40
Площадь крыла, м2 123.00
Масса, кг
пустого самолета 4300
нормальная взлетная 7300
Тип двигателя 2 ПД Gnome-Rhône 9 Ae
Мощность, л.с. 2 х 480
Максимальная скорость , км/ч 180
Крейсерская скорость , км/ч 165
Практическая дальность, км 1200
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 4
Вооружение: только планировалось

SPCA 30


Разработчик: SPCA
Страна: Франция
Первый полет: 1931
Тип: Бомбардировщик-разведчик
ЛТХ Доп. информация



В 1930 году после ряда машин для флота компанией Société Provençale de Constructions Aéronautiques был построен двухмоторый двухбалочный бомбардировщик наземного базирования. Подобная компоновка в те годы для Франции была ┘ слишком смелой.

В 1929 году были проведены статические испытания, после чего в Марселе было начато строительство двух четырехместных двухмоторных монопланов type 30 M-4, которое было завершено в последние дни 1930 года. В расположенных на бульваре Оддо (Oddo) огромных цехах компании их можно было увидеть находившимся над двумя двухмоторными поплавковыми гидросамолетами SPCA II type 20. Самолет был подвешен к потолочной ферме, что несколько напоминало благодарственное приношение в знак признательности за полученную милость.

SPCA 30 был ответом компании на программу 1928 года по созданию многоместного многоцелевого боевого самолета. Вместе с машиной компании SPCA в конкурсе приняли участие Blériot 137, Breguet 410 и 413, Amiot 140 и 143, Dyle et Bacalan DB 20 и Nieuport-Delage 53.

Для обеспечения максимальной защиты и снижения возможных мертвых зон при стрельбе назад и вниз конструкторы почти всех компаний, за исключением Dyle et Bacalan и Nieuport, предложили ряд оригинальных технических решений:

Breguet 41 √ в задней части самолета фюзеляж сведен к балке;
Amiot 140 √ большая застекленная гондола под фюзеляжем;
Blériot 137 √ две стрелковые позиции, выступавшие из бортов фюзеляжа (данные "сторожевые башни" создавали у хвостового оперения сильное разрежение воздуха);
SPCA 30 √ двухбалочная компоновка самолета, в каждой балке которого была размещена стрелковая позиция.
Первый цельнометаллический (включая и обшивку) самолет компании SPCA √ modèle 30 (или SPCA III) √ представлял собой моноплан, основу силового набора которого составляли два ферменных лонжерона (сквозная балочная ферма). В центроплане крыла, имевшем размах около 5 метров, размещались топливные баки. В качестве обшивки крыла использовался листовой металл 35/100; передняя кромка крыла была гладкой, остальные поверхности √ гофрированными. Элероны, установленные на консолях крыла, были разрезными.

В передней части фюзеляжной гондолы находилась позиция стрелка; в центральной части друг за другом располагались две смещенные к левому борту кабины пилотов. Позади кабин пилотов размещен был бомбоотсек, в котором находились проходы для доступа с хвостовые балки.

Силовая установка состояла из расположенных в носовых частях балок двух рядных двигателей с водяным охлаждением; на первом прототипе устанавливались W-образные 650-сильные моторы Lorraine, а на втором прототипе V-образные двигатели Hispano-Suiza той же мощности. Двигатели приводили в движение винты Levasseur.

В средних частях хвостовых балок √ почти сразу за задней кромкой крыла √ находились позиции двух стрелков. Последние для обеспечения большей свободы движений имели отдельные парашюты, прикрепленные к наружным боковым стенкам балок. Конструкция хвостовых балок состояла из коробчатых шпангоутов, ферменных лонжеронов, изготовленных из U-образных профилей, и гладкой обшивки из листового металла 5/10.

Основные стойки шасси SPCA 30 были раздельным, имели широкую колею и оснащались амортизаторами Messier и имевшими обтекатели колесами с размерами 1200 мм × 275 мм.

Несмотря на то, что для облегчения конструкции было выбрано решение использовать соединения двух конических элементов обшивки в качестве поясов лонжеронов, самолет получился довольно тяжелым.

В воскресенье 1 февраля 1931 года первый прототип SPCA 30, несший на борту буквенный код "AKCA" (F √ обозначающая национальную принадлежность первая буква номера гражданской регистрации нанесена не была) [1], поднялся в небо над Истром под управлением Бурри.

Затем машина была отправлена для проведения испытаний в Виллакубле (Villacoublay), где к 26 февраля после выполнения полетов общей продолжительностью 4 часа были получены следующие данные:

время набора высоты 2000 метров √6 минут;
время набора высоты 5000 метров √20 минут 30 секунд;
время набора высоты 6000 метров √25 минут;
максимальная скорость на уровне земли (высота Виллакубле 176 метров) √ 255 км/ч;
посадочная скорость √ 90 км/ч.
В ходе испытаний у самолета был обнаружен серьезный недостаток: при работе двигателей на полную мощности рули направления мотало в противоположных направлениях! Причиной этих колебаний было скручивание крыла, которое пытались ликвидировать установкой на элероны весовой компенсации. Проблему до конца устранить не удалось, что чуть было не привело к катастрофе, которую удалось избежать лишь благодаря летному мастерству Бурри.

7 августа 1931 года в Виллакубле состоялась презентация различных прототипов самолетов, на которой присутствовали члены комиссии по авиации палаты депутатов, а также маршал Петен и министр авиации Поль Пенлеве (Paul Painlevé).

Среди представленных самолетов был и SPCA 30, экипаж которого во время испытаний состоял из пилота Бурри, механика Скотто (Scotto) и инженера Пьера Эмбера (Pierre Humbert). После показа самолетов прибывшим представителями властей Бурри запустил двигатели. Один мотор был на холостом ходу, а другой работал на полную мощность. Бурри запустил оба двигателя на полную мощность, но через некоторое время начались вибрации, во время которых амплитуда рыскания хвостовых балок в промежутке от задней кромки крыла до стабилизатора превышала один метр, так что выражение "неподвижные части оперения" стали эвфемизмом.

Перед началом вибраций, которые в любой момент могли привести к полному разрыву обшивки, Скотто, который был в хвостовой балке на месте стрелка, через внутренний коридор побежал в центральную гондолу, встретившись там с инженером Эмбером. Высота была слишком низкой, чтобы выброситься с парашютом. Бурри, уменьшая газ до самого малого значения, был вынужден посадить самолет на место проведения военных маневров у города Трапп (Trappes), завершив пробег в противотанковом рву. К самолету, опасаясь за здоровье экипажа, прибыли спасатели. Бурри повредил ноги и его пришлось аккуратно вынимать из кабины пилота. Вибрации рулей направления отдавались на расположенные в кабине пилота педали и буквально измочалили обувь Бурри, от которой остались жалкие клочки, и серьезно повредили его ноги, заставив пилота пролежать в больнице более двух месяцев [2]. Что касается Скотто, то когда он оказался в состоянии говорить, то не смог найти ни одного доброго слова в адрес самолета.

После занявшего несколько дней ремонта самолет перелетел в Виллакубле.

Восстановление первоначального состояния и усиление конструкции были завершены в феврале 1936 года. Меры по увеличению сопротивления крыла изгибающим нагрузкам оказались бесполезными, поскольку основной причиной флаттера крыла было отсутствие уравновешивания рулей направления, о чем тогда еще никто не знал.

Лишь после нескольких катастроф, повлекших за собой гибель людей и потерю техники, и после того как инженер Альбер Мари (Albert Mary), работавший в конструкторском бюро компании Avions de Nieuport-Delage, изобрел в 1933 году весовой компенсации рулей направления. Установка данной весовой компенсации не только рекомендовалась, но и напрямую требовалась техническими службами. Это решение вызвало сильное недовольство со стороны большинства авиастроительных компаний, подключивших для этого прессу, без умолку вещавшую о "свинцовых самолетах" и о нестерпимых приказах инженеров, работающих в государственном секторе. Однако постепенно (и спустя некоторое время) законность требований авиационной технической службы (Service Technique de l▓Aéronautique √ STAé) была признана несомненная необходимость сбалансированных рулей направления.

Второй экземпляр SPCA 30, получивший номер гражданской регистрации F-AKCB, отличался от своего брата-близнеца двигателями Hispano-Suiza. Первый полет второй прототип совершил 6 мая 1933 года под управлением Бурри, который, сидя за штурвалом этой машины, был крайне осторожен. Никаких необычных ситуаций, которые имели место во время испытаний первого прототипа, не было, однако военные уже сделали свой выбор в пользу Amiot 140, который и был запущен в серийное производство. SPCA III type 30, проигравший конкурс на многоцелевой боевой самолет, был заброшен [3].




ЛТХ:
Модификация SPCA 30
Размах крыла, м 26.50
Длина, м 17.06
Высота, м 5.30
Площадь крыла, м2 100.00
Масса, кг
пустого самолета 1750
нормальная взлетная 7200
Тип двигателя 2 ПД Lorraine 18Kd
Мощность, л.с. 2 х 650
Максимальная скорость , км/ч 255
Крейсерская скорость , км/ч 230
Практическая дальность, км 650
Скороподъемность, м/мин 333
Практический потолок, м 7500
Экипаж, чел 4
Вооружение: три 7.5-мм пулемета MAC 1934
бомбовая нагрузка - до 900 кг

SPCA 40T


Разработчик: SPCA
Страна: Франция
Первый полет: 1929
Тип: Почтовый самолет
ЛТХ Доп. информация



Фирма Societe Provencale de Construction Aeronautique (SPCA) возникла в 1925 году. В 1929 году на фирме был разработан проект транспортного самолета, получившего обозначение SPCA 40T. Он представлял собой свободнонесущий высокоплан, оснащенный тремя звездообразными двигателями Salmson 9Ac мощностью 120 л.с.

Экипаж из двух человек размещался в кабине, расположенной перед передней кромкой крыла, а позади и ниже нее имелся отсек для размещения груза, почты или четырех-пяти пассажиров. Первый полет самолета состоялся 21 декабря 1929 года. Вскоре был выпущен еще один экземпляр самолета, использовавшийся исключительно для перевозки почты.

Практически ровно через два года (12 декабря 1931 года) в небо поднялся модернизированный вариант самолета, получивший обозначение SPCA 41T. Основным отличием нового самолета стала силовая установка состоящая из трех двигателей Salmson 9Nc мощностью 135 л.с. Благодаря этому SPCA 41T мог развивать максимальную скорость в 190 км/ч и имел практическую дальность в 750 километров.



ЛТХ:
Модификация SPCA 40T
Размах крыла, м 20.00
Длина самолета,м 13.18
Высота самолета,м 3.25
Площадь крыла,м2 55.00
Масса, кг
пустого самолета 2161
максимальная взлетная 3036
Тип двигателя 3 ПД Salmson 9Ac
Мощность, л.с. 3 х 120
Максимальная скорость, км/ч 180
Крейсерская скорость, км/ч 160
Практическая дальность, км 600
Практический потолок, м 5950
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: до 5 пассажиров или груз почты

SPCA 40T


Разработчик: SPCA
Страна: Франция
Первый полет: 1929
Тип: Почтовый самолет
ЛТХ Доп. информация



Фирма Societe Provencale de Construction Aeronautique (SPCA) возникла в 1925 году. В 1929 году на фирме был разработан проект транспортного самолета, получившего обозначение SPCA 40T. Он представлял собой свободнонесущий высокоплан, оснащенный тремя звездообразными двигателями Salmson 9Ac мощностью 120 л.с.

Экипаж из двух человек размещался в кабине, расположенной перед передней кромкой крыла, а позади и ниже нее имелся отсек для размещения груза, почты или четырех-пяти пассажиров. Первый полет самолета состоялся 21 декабря 1929 года. Вскоре был выпущен еще один экземпляр самолета, использовавшийся исключительно для перевозки почты.

Практически ровно через два года (12 декабря 1931 года) в небо поднялся модернизированный вариант самолета, получивший обозначение SPCA 41T. Основным отличием нового самолета стала силовая установка состоящая из трех двигателей Salmson 9Nc мощностью 135 л.с. Благодаря этому SPCA 41T мог развивать максимальную скорость в 190 км/ч и имел практическую дальность в 750 километров.



ЛТХ:
Модификация SPCA 40T
Размах крыла, м 20.00
Длина самолета,м 13.18
Высота самолета,м 3.25
Площадь крыла,м2 55.00
Масса, кг
пустого самолета 2161
максимальная взлетная 3036
Тип двигателя 3 ПД Salmson 9Ac
Мощность, л.с. 3 х 120
Максимальная скорость, км/ч 180
Крейсерская скорость, км/ч 160
Практическая дальность, км 600
Практический потолок, м 5950
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: до 5 пассажиров или груз почты

SPCA 80


Разработчик: SPCA
Страна: Франция
Первый полет: 1932
Тип: Легкий транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1932 году фирма Societe Provencale de Construction Aeronautique (SPCA) выпустила легкий транспортный самолет для использования в колониальной полиции - SPCA 80. Он представлял собой одномоторный двухместный транспортный свободнонесущий высокоплан, имеющий неубирающееся шасси с хвостовым костылем и оснащенный звездообразным двигателем Gnome-Rhone 7Kb мощностью 300 л.с. SPCA 80 вмещал экипаж из двух человек и четырех пассажиров. Первый полет самолета состоялся 30 марта 1932 года.

Почти через месяц (25 апреля) после полета первого (и единственного) экземпляра SPCA 80, в воздух поднялся модернизированный вариант - SPCA 81 с двигателем Lorraine 9Na Algol той же мощности. Последним вариантом 80-й модели стал SPCA 82 с двигателем Renault 9Ca мощностью 350 л.с. Он был построен летом 1934 года и как его предшественники остался в единственном экземпляре. Несмотря на отличия в силовых установках все самолеты 80-й серии имели практически одинаковые летные характеристики.





ЛТХ:
Модификация SPCA 80
Размах крыла, м 15.00
Длина самолета,м 11.00
Высота самолета,м 3.14
Площадь крыла,м2 31.50
Масса, кг
пустого самолета 1450
максимальная взлетная 2031
Тип двигателя 1 ПД Gnome-Rhone 7Kb
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость, км/ч 219
Крейсерская скорость, км/ч 182
Практическая дальность, км 700
Практический потолок, м 6500
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: до 4 пассажиров

SPCA 90


Разработчик: SPCA
Страна: Франция
Первый полет: 1932
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



После выпуска весной 1932 года легкого транспортный самолет для использования в колониальной полиции, фирма Societe Provencale de Construction Aeronautique (SPCA) начала строительство для колониальной полиции более вместительного трехдвигательного самолета SPCA 90. Он представлял собой свободнонесущий высокоплан с неубирающееся шасси, с экипажем из трех человек и пассажирской кабиной на шестерых.

Первый полет самолета, оснащенного тремя двигателями Gnome-Rhone 7Kd мощностью 350 л.с., состоялся 8 декабря 1932 года. В следующем году SPCA 90 был передан заказчику и использовался в основном как транспортный, однако есть данные, что иногда его применяли в санитарном варианте - для перевозки двух носилок с раненными и одного сопровождающего. В 1934 году был выпущен гражданский транспортный вариант SPCA 91T с увеличенной площадью кабины, вмещавшей восемь пассажиров, багаж и туалет.



ЛТХ:
Модификация SPCA 90
Размах крыла, м 22.35
Длина самолета,м 15.63
Высота самолета,м 5.03
Площадь крыла,м2 63.00
Масса, кг
пустого самолета 3630
максимальная взлетная 5250
Тип двигателя 3 ПД Gnome-Rhone 7Kd
Мощность, л.с. 3 х 350
Максимальная скорость, км/ч 240
Крейсерская скорость, км/ч 220
Практическая дальность, км 800
Практический потолок, м 7000
Экипаж, чел 3
Полезная нагрузка: до 6 пассажиров

SPCA 218


Разработчик: SPCA
Страна: Франция
Первый полет: 1932
Тип: Почтовый самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1932 году фирма Societe Provencale de Construction Aeronautique (SPCA) выпустила модернизированный вариант почтового самолета SPCA 40T. Новый самолет, получивший обозначение SPCA 218, получил три двигателя Salmson 9Nc мощностью 135 л.с., благодаря которым его практическая дальность возросла почти в двое и составила 1075 километров. Было выпущено два экземпляра самолета, использовавшихся в основном на авиалиниях в Африке. Так летом 1935 года оба SPCA 218 участвовали в перелете Алжир - Браззавиль, организованном компанией Regie Air Afrique.







ЛТХ:
Модификация SPCA 218
Размах крыла, м 20.00
Длина самолета,м 13.18
Высота самолета,м 4.19
Площадь крыла,м2 55.00
Масса, кг
пустого самолета 2249
максимальная взлетная 3350
Тип двигателя 3 ПД Salmson 9Nc
Мощность, л.с. 3 х 135
Максимальная скорость, км/ч 180
Крейсерская скорость, км/ч 160
Практическая дальность, км 1075
Практический потолок, м 5960
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: груз почты

Meteore 63


Разработчик: SPCA
Страна: Франция
Первый полет: 1925
Тип: Транспортная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Основанная в июне 1925 года марсельская компания SPCA (Société Provençale de Constructions Aéronautiques) начала свою деятельность с производства летающей лодки Météore 63, разработанной швейцарцем Л. Д. Сантони (L.D. Santoni), который до этого работал в компании CAMS.

Météore 63 представлял собой одностоечный семиместный биплан, оснащенный тремя двигателями Hispano-Suiza 8AC мощностью 130 кВт (180 л.с.). Шесть пассажиров размещались в закрытом салоне с электроподогревом.

Первый полет прототипа (F-ESEK, позже F-AIFN) состоялся 3 сентября 1925 года. А уже в следующем году самолет, пилотируемый Эрнестом Бурри (Ernest Burri), занял первое место в конкурсе Grand Prix des Hydravions de Transport Multimoteurs, принеся компании 100 000 франков.

В этом же году Météore 63 стал первым морским транспортным самолетом получившим от Bureau Veritas сертификат первого класса летной годности. А в октябре 1926 года авиакомпания Lignes Aériennes Latécoère начала его использовать для доставки почты между Марселем и Алжиром.

В январе 1927 года летающая лодка была приобретена компанией Air Union Lignes d'Orient для использования на маршрутах большой дальности. Но уже в мае при перелете Бейрут - Марсель самолет разбился возле Неаполя. Несмотря на это компания заказала еще один экземпляр (F-ESEL, затем F-AIFO), а затем и последний третий (F-ESEM, F-AIPA).

С февраля 1931 года Météore 63 стали использовать на авиалинии Париж - Сайгон компании Air Orient, образованной слиянием Air Union Lignes d'Orient и Air Asie. За все время использования Метеоры налетали более 100 000 километров.






ЛТХ:
Модификация Météore 63
Размах крыла, м 21.20
Длина самолета,м 13.05
Высота самолета,м 5.21
Площадь крыла,м2 103.00
Масса, кг
пустого самолета 3400
максимальная взлетная 5200
Тип двигателя 3 ПД Hispano-Suiza 8AC
Мощность, л.с. 3 х 180
Максимальная скорость, км/ч 167
Крейсерская скорость, км/ч 135
Практическая дальность, км 970
Практический потолок, м 4500
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 6 пассажиров