Sportine Aviacija
S%^Tt$ - 9777000555000
LAK-11 Nida


Разработчик: Sportine Aviacija
Страна: Литва
Первый полет: 1982
Тип: Спортивный планер
ЛТХ Доп. информация



ЛАК-11 "Нида" - опытный экземпляр одноместного спортивного планера 15-метрового класса (ведущий конструктор И. Банкаускас). Построен на ЭЗСА в 1982 г. и выпущен головной серией в четырех экземплярах в 1985 году.

По схеме планер ЛАК-11 "Нида"- свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла большого удлинения и Т-образным оперением. Ламинарный профиль крыла Вортмана Х67-К-170/150. Крыло помимо элеронов механизировано закрылками и выдвижными интерцепторами.

Конструкция планера целиком пластиковая с применением стекловолокна в качестве основного армирующего материала.Фюзеляж - в основном типа моно кок, также с трехслойной обшивкой.

Впервые ЛАК-11 "Нида" был поднят в воздух С.Науялисом 6 июля 1982 года.








ЛТХ:
Модификация LAK-11
Размах крыла, м 15.00
Длина, м 6.76
Удлинение 22.00
Высота, м
Площадь крыла, м2 10.23
Нагрузка на крыло, кг/м2 32.3-47.0
Масса, кг
пустого 220
водобалласта 150
максимальная 480
Скорость мин. снижения (эконом.), км/ч 73(88)
Минимальное снижение, м/с 0.56(0/68)
Макс. аэродинамическое качество 40(42)
Скорость МАК, км/ч 91 (110)
Экипаж, чел 1

LAK-15 Lietuva


Разработчик: Sportine Aviacija
Страна: Литва
Первый полет: 1984
Тип: Спортивный планер
ЛТХ Доп. информация



LAK-15 Lietuva √ одноместный планер открытого класса. Предназначен для рекордных полетов и участия во внутрисоюзных и международных состязаниях (ведущий конструктор И. Банкаускас), построен на ЭЗСА.

По схеме планер - свободнонесущий среднеплан с крылом весьма большого удлинения. Конструкция и прочность планера соответствует "Единым нормам летной годности планеров" (стран-членов СЭВ) по категории "М".

Планер ЛАК-15 целиком выполнен из композиционных материалов, с обшивкой трехслойного типа. Однолонжеронное крыло конструктивно состоит из четырех частей. По задней кромке расположены нещелевые закрылки и трех секционные зависающие элероны. На его верхней части - интерцепторы. В передней части крыла расположены баки водобалласта общей емкостью 305 л. Наполнением баков с водой можно изменять нагрузку на крыло в пределах 26-44 кг/м2.

Фюзеляж типа монокок овального сечения, несколько суживающегося кверху, в задней части переходит в киль. Фюзеляж малого миделя обеспечивает минимальное сопротивление и удобное размещение пилота ростом до 190 см с наспинным парашютом. Педали и сиденье пилота регулируемые.

Приборная доска оборудована минимальным количеством навигационных приборов. Применение вариометра со счетно-решающим устройством обеспечивает пилоту выбор оптимальных режимов полета. Хвостовое оперение Т-образного типа с рулями высоты и направления обеспечивает безопасность посадки планера на площадки с высокой растительностью.

Соединение консоли крыла с фюзеляжем фиксируется при помощи одного штыря с одновременной стыковкой тяг управления. Простота сборки и разборки планера делает его удобным и надежным в эксплуатации. Применение композиционного материала углепластика в конструкции крыла определяет массу пустого планера - 375 кг.

Точно судьба данного планера не известна. Однозначно был построен прототип и был облетан. Но далее прототипа дело не пошло. По отрывочным данным можно сделать предположение, что фактические летные данные прототипа оказались ниже расчетных.







ЛТХ:
Модификация LAK-15
Размах крыла, м 25.60
Длина, м 7.98
Удлинение 38.40
Высота, м
Площадь крыла, м2 17.04
Нагрузка на крыло, кг/м2 26.0-44.0
Масса, кг
пустого 375
водобалласта 305
максимальная 750
Скорость мин. снижения (эконом.), км/ч 83(103)
Минимальное снижение, м/с 0.40 (0.44)
Макс. аэродинамическое качество 57(59)
Скорость МАК, км/ч 95(115)
Экипаж, чел 1

LAK-17 Lithuania


Разработчик: Sportine Aviacija
Страна: Литва
Первый полет: 1998
Тип: Спортивный планер
ЛТХ Доп. информация



LAK-17A Lithuania - новое поколение FAI, планер 15м - 18м класса , разработанный и сертифицированный по JAR - 22 категория технических требований "U". Это среднеплан с закрылками, Т-образным хвостом, убирающееся шасси с амортизатором, хвостовое колесо (пневматик) и способный нести 180 л водобалласта.

Планер изготовлен из смеси композитных материалов, таких как кевлар, углепластик, стеклопластик. Лонжерон крыла выполнен из современных углепластиковых стержней GRAPHLITE SM315 и имеет двойную Т-образную секцию. Вес каждой консоли крыла около 55 кг. Аэродинамические тормоза (интерцепторы) расположены только на верхней поверхности крыльев. Профиль крыла - LAP 92 - 130/15, переходит в LAP 92 - 150/15 на кончиках крыльев.

Кабина - монокок. Органы управления, чашка сиденья и регулируемая чашка сиденья вместе с оптимально расположенными элементами управления создают значительный комфорт в длинном полете. Фонарь, состоящий из одной части, открывается в перед. На левой части фонаря есть задвижное окно с вентиляционным воздухозаборником. Приборная доска подымается вверх вместе с фонарем.

Убирающееся шасси имеет пневматик 350x15mm и амортизатор. Механизм торможения колеса приводится в действие рычагом на ручке управления. Педали управления регулируются в полете. Все рычаги, включая водобалластную систему, подключаются автоматически. Буксировочный замок смонтирован рядом с шасси. Т-образное оперение (неподвижный стабилизатор с рулем высоты) обеспечивает устойчивое и чуткое изменение угла тангажа. Руль высоты подключается автоматически во время сборки. Килевой балластный бак (емкостью 7 литров) компенсирует перетяжеляющий на нос момент, возникающий за счет высокой балластной нагрузки в крыльевые баки. Килевой бак - сливаемый в полете. Водобалласт заполняется и сливается через отверстия в нижней части крыльев. Высокочастотная антенна смонтирована в киле . Кроме того аккумулятор так же вставляется в киль.

В 2000 году, в классе 18-ти метровых планеров, Uvalde, Texas, пилот Bill Bartell на LAK-17A занял второе место.

LAK-17A по настоящему хороший планер. Очень отрадно что на постсоветском пространстве появляются вещи мирового уровня. Отечественного планериста зрелище LAK-17A может привести в состояние ступора или экстаза. Качество исполнения ни чуть не уступает мировым изготовителем (сравнивать было с чем, это был планер Ventus фирмы Schempp-Hirth того же класса). Интересно было смотреть как во время старта длиннокрылых (открытый класс) LAK-12, идущих как корабли, на той же высоте не снижаясь, со значительным превышением в скорости их обгонял LAK-17A





ЛТХ:
Модификация LAK-17A
Размах крыла, м 15.00 (18.00)
Длина, м 6.53
Удлинение 24.83 (33)
Высота, м 1.29
Площадь крыла, м2 9.06 (9.80)
Нагрузка на крыло, кг/м2
максимальная 50 (46.2)
минимальная 31.5 (30.1)
Масса, кг
пустого 220 (226)
максимальная 453
МАК без водобалласта 44 (49)
Скорость МАК без водобалласта, км/ч 95
МАК с водобалластом 45(50)
Скорость МАК с водобалластом, км/ч 115
Минимальное снижение, м/с 0.53 (0.48)
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.2
Экипаж, чел 1

LAK-19 Standart


Разработчик: Sportine Aviacija
Страна: Литва
Первый полет: 2001
Тип: Спортивный планер
ЛТХ Доп. информация



LAK-19 Standart - планер стандартного класса. Тестовый полет первого серийного LAK-19 состоялся 30 июля 2001 года. Конструкция LAK-19 практически такая же как у LAK - 17A, за исключением закрылков, конечно. У планеров стандартного класса они отсутствуют.

До настоящего времени фирма не занималась выпуском планеров стандартного класса, и не занималась выпуском планеров 15-ти метрового класса. Если не вдаваться в подробности то рассчитывая планер 15-ти метрового класса, достаточно убрать с него закрылки и вот готов планер стандартного класса. Ввиду того что планера стандартного класса дешевле планеров 15-ти метрового, 18-ти метрового и уж тем более открытого класса, то и спрос на них прогнозируется как наибольший.

Для тех кто просто интересуется авиацией и может быть не знает аэродинамических тонкостей, отвечу на вопрос: "В чем собственно разница планера стандартного и 15-ти метрового класса, ведь судя по характеристикам 15-ти метровый LAK-17A и LAK-19 одинаковы?" Разница в наличии и отсутствии закрылков. Выпущенные закрылки позволяют уменьшить минимальную скорость (отодвинуть срыв в штопор на меньшую скорость), находится в восходящем потоке в спирали с меньшим радиусом, т.е. быть ближе к центру потока, где скороподъемность выше. Т.е. 15-ти метровый LAK-17A будет быстрее набирать высоту, чем LAK-19, а в свободном прямолинейном полете они не будут иметь друг перед другом преимуществ.







ЛТХ:
Модификация LAK-19
Размах крыла, м 15.00
Длина, м 6.53
Удлинение 24.83
Высота, м 1.29
Площадь крыла, м2 9.06
Нагрузка на крыло, кг/м2
максимальная 50
минимальная 31.5
Масса, кг
пустого 214
максимальная 453
МАК без водобалласта 44
Скорость МАК без водобалласта, км/ч 95
МАК с водобалластом 45
Скорость МАК с водобалластом, км/ч 115
Минимальное снижение, м/с 0.53
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.2
Экипаж, чел 1