Stearman
S%^Tt$ - 9777000555000
Stearman 4


Разработчик: Stearman
Страна: США
Первый полет: 1930
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1930 году компания "Stearman Aircraft Company" представила свой новый проект, получивший обозначение Stearman 4. Самолет стал дальнейшим развитием семейств C2 и C3. Как и два предыдущих проекта, этот выпускался в нескольких модификациях.

Модель 4E Junior Speedmail (выпущен в 1930 году) оснащалась двигателем Pratt & Whitney Wasp C1 мощностью 420 л. с. и так же, как и C3, была трехместной, но передняя кабина легко переоборудовалась для перевозки груза или почты.

За моделью 4E, выпускавшейся в небольшом количестве, последовали варианты 4C с двигателем Wright J-6 мощностью 300 л. с.; 4D с двигателем Pratt & Whitney Wasp Junior мощностью 300 л. с.; 4EM Senior Speedmail с передней кабиной, предназначенной специально для груза или почты, а также грузо-почтовый вариант самолета 4C, получивший обозначение 4CM-1 Senior Speedmail и оснащенный двигателем Wright R-975 мощностью 300 л.с., и аналогично переделанный самолет 4D, обозначенный 4DM-1 Senior Speedmail.

27 мая 1930 года сертификат типа был выдан самолету Stearmann 4DM. Однако к тому времени экономический кризис в США достиг своего пика, так что продать удалось всего два 4DM-1.




ЛТХ:
Модификация 4E
Размах крыла, м 11.60
Длина самолета,м 8.00
Высота самолета,м 3.20
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета 1100
максимальная взлетная 1785
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney Wasp C1
Мощность, л.с. 1 х 420
Максимальная скорость, км/ч 256
Крейсерская скорость, км/ч 206
Практическая дальность, км 1045
Скороподъемность, м/мин 426
Практический потолок, м 5490
Экипаж, чел 3

Stearman 6 Cloudboy (PT-9)


Разработчик: Stearman
Страна: США
Первый полет: 1931
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1931-1932 годах компания "Stearman Aircraft Company" разработала гражданский и военный учебно-тренировочный самолет 6 Cloudboy - двухместный биплан с тандемно расположенными открытыми кабинами. Первой гражданской модификацией стал 6A с двигателем Wright J-б мощностью 165 л. с. Продали лишь три гражданские машины.

Надежда возродилась после того, как авиакорпус Армии США заказал четыре подобных самолетов под обозначением YPT-9, оснащенных такими же двигателями. Однако в дальнейшем заказа на серийное производство не последовало.

Позже данные самолеты были переоборудованы и получили новые обозначения - YPT-9A (двигатель Continental A70 мощностью 1б5л.с.), YPT-9B (двигатель Lycoming мощностью 200 л. с.), YPT-9C (двигатель Kinner мощностью 170 л. с.), YBT-3 (двигатель Wright J-6-9 Whirlwind мощностью 300 л. с.) и YBT-5 (двигатель Pratt & Whitney Wasp Jr мощностью 300 л. с.).

На их базе создана серия гражданских машин: 6F Cloudboy (двигатель Continental), 6D (Wasp Junior), 6H (Kinner) и 6L (Lycoming), но каждый построен в двух или трех экземплярах.



ЛТХ:
Модификация YPT-9B
Размах крыла, м 9.76
Длина, м 7.52
Высота, м 2.92
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 1279
Тип двигателя 1 ПД Lycoming R-680-3
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость , км/ч 217
Крейсерская скорость , км/ч 185
Практическая дальность, км 789
Скороподъемность, м/мин 318
Практический потолок, м 5183
Экипаж, чел 2

Stearman 80 Sportster


Разработчик: Stearman
Страна: США
Первый полет: 1933
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1933 году компания "Stearman Aircraft Company" разработала гражданский учебно-тренировочный самолет Stearman 80 Sportster. Самолет, созданный на базе Steraman 4, представлял собой двухемстный одностоечный биплан, оснащенный девятицилиндровым звездообразным двигателем Pratt & Whitney Wasp Junior T3A мощностью 420 л.с. (313 кВт). Передняя кабина оставались открытой, а задняя - закрытой. Был изготовлен только один экземпляр (NC11720).

В это же году выпустили вариант самолета с двумя закрытыми кабинами - Stearman 81. И он был построен только в единственном числе (NC570Y). Для демонстрационного полета по странам Южной Америки машину оснастили двигателем Wright мощностью 430 л.с. и поплавками Edo. Рекламный тур окончился безуспешно - контрактов на самолет не последовало, и УТС продали правительству Мексики.





ЛТХ:
Модификация Stearman 80
Размах крыла, м 10.67
Длина, м 7.65
Высота, м 2.95
Площадь крыла, м2 25.55
Масса, кг
пустого самолета 1105
нормальная взлетная 1588
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney Wasp Junior T3A
Мощность, л.с. 1 х 420
Максимальная скорость , км/ч 282
Крейсерская скорость , км/ч 243
Практическая дальность, км 1046
Скороподъемность, м/мин 488
Практический потолок, м 5974
Экипаж, чел 2

A-21


Разработчик: Stearman
Страна: США
Первый полет: 1938
Тип: Ударный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1937 г. Отдел Материального Обеспечения американской армии начал проводить исследования, направленные на возможность создания мощного двухмоторного бомбардировщика-штурмовика, который в ближайшие годы должен был заменить одномоторные штурмовики Northrop A-17A. В марте 1938 г. для нового самолёта сразу зарезервировали номер 38-385. Согласно требованиям, скорость новой машины составляла 200 миль в час (322 км\ч), бомбовая нагрузка - 1200 фунтов . Армия отказалась от финансирования этого проекта, предложив авиастроительным фирмам проектировать самолёты за свой счет. В случае успеха фирму-победитель ждал немаленький заказ на серийную продукцию.

В борьбу за столь лакомый кусок вступили пять фирм: Bell, Martin, North-Amiracan, Douglas и Boeing-Stearman. Крайний срок подачи проектов был назначен на 17 сентября 1939 г. Проект Bell Model 9, оснащаемый двумя рядными двигателями, отвергли практически сразу. Фирма Martin представила на рассмотрение проект самолёта, более известного теперь как Model 167 ("Maryland") - на вооружение USAF он хотя и поступил, но использовался только для обучения, так как основная часть собранных машин пошла на экспорт во Францию и Великобританию. Не слишком удачливым оказался North-American NA-40. Поступив на испытания в конце 1939 г. этот самолёт потерпел две большие аварии и не был принят на вооружение. Что касается проекта фирмы Boeing-Stearman, то из всех кандидатов он имел самые скромные шансы на успех. Дело всё в том, что компания Stearman до этого времени успела отличиться только серией легких учебных самолётов Model 75\76, и тяжелый двухмоторный штурмовик был, так сказать, первой пробой пера.

Тем не менее, проект с фирменным обозначением Х-100, получился весьма неплохим. Это был цельнометаллический моноплан с высокорасположенным крылом оснащенным закрылками Фаулера и с двумя двигателями воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-2180. Шасси имело электропривод. Экипаж из трех человек размещался в просторном фюзеляже. Пилот и бомбардир располагались тандемом в носовой, хорошо остекленной, части. Место стрелка-радиста находилось в средней части фюзеляжа, в его распоряжении (помимо радиостанции) находилось четыре пулемета для защиты с бортов и со стороны хвоста. Также предусматривалось место для четвертого члена экипажа, который мог бы выполнять роль дополнительного стрелка.

Проектирование Х-100 завершили в конце 1938 г. На строящийся прототип были установлены двигатели Pratt и Whitney R-2180-S1A1-G номинальной мощностью 1150 л.с. при 2350 оборотах в минуту, но способными развивать до 1400 л.с. при 2500 оборотах в минуту на взлетном режиме. Когда опытный образец поступил на испытания армейская авиация уже выбрала для серийного строительства Douglas DB-7, при этом технические требования на двухмоторный штурмовик были изменены. Тем не менее, в сентябре 1939 г. USAC купил прототип Х-100, присвоив ему армейское обозначение ХА-21 и номер 40-191. К этому времени проект претерпел некоторые изменения. В частности, была облагорожена аэродинамика фюзеляжа, так как места пилота и бомбардира сместили на одну линию по высоте. Поскольку большой надобности в аналогичном самолёте армия не ощущала ХА-21 сначала планировали приспособить для выполнения других задач, но затем отказались и от этой цели. Ещё некоторое время неудавшийся штурмовик фирмы Stearman продолжал использоваться для различных экспериментов, а после 1942 г. его следы теряются.



ЛТХ:
Модификация A-21
Размах крыла, м 19.81
Длина, м 16.18
Высота, м 4.31
Площадь крыла, м2 38.40
Масса, кг
пустого самолета 5430
нормальная взлетная 8270
Тип двигателя 2 ПД Pratt Whitney R-2180-7
Мощность, л.с. 2 х 1400
Максимальная скорость , км/ч 414
Крейсерская скорость , км/ч 373
Практическая дальность, км 2414
Практический потолок, м 6100
Экипаж, чел 3
Вооружение: четыре 7.62-мм пулемета установленных в крыльях,
один 7.62-мм пулемет в носу самолета и
один 7.62-мм пулемета установленных на турелях
бомбовая нагрузка - до 1225 кг

BT-17


Разработчик: Stearman
Страна: США
Первый полет: 1940
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Первым монопланом фирмы "Stearman Aircraft Company" стал учебно-тренировочный самолет начальной подготовки, получивший обозначение Stearman Model X-90. Самолет имевший деревянные крылья и выполненную из стальных труб носовую часть фюзеляжа, оснащался девятицилиндровым двигателем Lycoming R-680-B4D мощностью 225 л.с. (168 кВт).

Единственный экземпляр самолета (рег. номер NX21924) поднялся в воздух в 1940 году. X-90 не вызвал интереса у военных, и проект модернизировали в учебно-тренировочный самолет основной подготовки. Этот вариант, оснащенный двигателем Pratt & Whitney R-985-AN-1 Wasp Junior мощностью 450 л.с. (336 кВт), получил обозначение Stearman Model X-91.

В январе 1942 года УТС был передан ВВС США для испытаний, где получил обозначение XBT-17 и бортовой номер 42-8726. Не показав ничего выдающегося самолет не был принят военными и проект был закрыт.









ЛТХ:
Модификация XBT-17
Размах крыла, м 10.90
Длина, м 8.46
Высота, м 2.57
Площадь крыла, м2 19.00
Масса, кг
пустого самолета 1397
максимальная взлетная 1882
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney R-985-AN-1 Wasp Junior
Мощность, л.с. 1 х 450
Максимальная скорость , км/ч 306
Крейсерская скорость , км/ч 257
Практическая дальность, км 650
Скороподъемность, м/мин 396
Практический потолок, м 6096
Экипаж, чел 2

C1


Разработчик: Stearman
Страна: США
Первый полет: 1927
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Компания "Stearman Aircraft Company" была основана в 1927 году в Венеции, штат Калифорния, но вскоре переехала в Уичито, штат Канзас. Компания удачно сочетала конструкторскую гениальность Ллойда Стирмана (Lloyd Stearman) с практическим опытом компании "Lyle-Hoyt Aircraft Corporation". В 1934 году компания стала филиалом компании "Boeing Airplane Company", а в 1939 году - ее отделением в Уичито.

Первым проектом компании был самолет Stearman C1 - классический неравнокрылый биплан с неубирающимся шасси с хвостовым костылем, тандемно расположенными открытыми кабинами для пилота и двух пассажиров и оснащенный двигателем Curtiss OX-5 мощностью 90 л. с. (68 кВт). Его первый полет состоялся в марте 1927 года.

Позднее на единственный экземпляр самолета установили французский звездообразный двигатель производимый по лицензии фирмой Menasco - Salmson 9Z мощностью 260 л.с. (194 кВт). После этого обозначение самолета сменили на C1X.






ЛТХ:
Модификация C1
Размах крыла, м 10.67
Длина самолета,м 7.62
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Curtiss OX-5
Мощность, л.с. 1 х 90
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 3

C2


Разработчик: Stearman
Страна: США
Первый полет: 1927
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Параллельно с C1 компания "Stearman Aircraft Company" разработала практически полностью схожий коммерческий биплан, получивший обозначение C2. Главным отличием самолета от предшественника стали элероны крыла.

Первый экземпляр самолета был оснащен двигателем Curtiss OX-5 мощностью 90 л. с. (68 кВт). Затем были выпущены еще три самолета с различными двигателями - Wright-Hisso и Wright Whirlwind.

В течении 27-28 годов были выпущены еще пять модификаций самолета : C2B с двигателем Wright J5 мощностью 220 л.с. (произведено 15 машин), C2C - c V-образным двигателем Wright/Martin Hispano Suiza мощностью 180 л.с. (1 машина), C2H - c Menasco-Salmson B-2 мощностью 260 л.с. (1 экземпляр), C2K с Ryan (Siemens-Halske) SH-12 мощностью 125 л.с. (2 экземпляра) и C2M Mail - специализированный почтовый самолет с двигателем Wright J5 мощностью 220 л.с. (произведена 1 машина).








ЛТХ:
Модификация C2
Размах крыла, м 10.67
Длина самолета,м 7.06
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Curtiss OX-5
Мощность, л.с. 1 х 90
Максимальная скорость, км/ч 177
Крейсерская скорость, км/ч 145
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 3

C3


Разработчик: Stearman
Страна: США
Первый полет: 1927
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Компания "Stearman Aircraft Company" была основана в 1927 году в Венеции, штат Калифорния, но вскоре переехала в Уичито, штат Канзас. Компания удачно сочетала конструкторскую гениальность Ллойда Стирмана с практическим опытом компании "Lyle-Hoyt Aircraft Corporation". В 1934 году компания стала филиалом компании "Boeing Airplane Company", а в 1939 году - ее отделением в Уичито.

Первым крупносерийным проектом компании был самолет Stearman C3 - классический неравнокрылый биплан с неубирающимся шасси с хвостовым костылем, тандемно расположенными открытыми кабинами для пилота и двух пассажиров.

Опытный самолет C3A был создан на базе C2 и так же оснащен мотором Curtiss OX-5 мощностью 90 л. с. (68 кВт), а первый серийный вариант C3B - звездообразным двигателем Wright J-5 Whirlwind мощностью 220 л. с. В течении трех лет было выпущено 136 экземпляров этой модификации.

Затем было выпущено целых 11 модификаций под разные двигатели, например на варианте C3C стоял двигатель Hispano-Suiza мощностью 150 или 180 л. с., на C3K - двигатель Siemens-Halske Sh.12 мощностью 128 л.с., тогда как C3L получил двигатель Comet мощностью 130 л.с. Самолет C3MB отличался от C3B тем, что передняя (пассажирская) кабина была приспособлена для перевозки груза или почты. Позже многие C3B переоборудовали под данный стандарт.

Последним серийным вариантом стал C3R с двигателем Wright J-6 мощностью 225 л. с. Он был выпущен в 1929 году в количестве 38 машин.



ЛТХ:
Модификация C3B
Размах крыла, м 10.68
Длина самолета,м 7.32
Высота самолета,м 2.75
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета 748
максимальная взлетная 1202
Тип двигателя 1 ПД Wright J-5 Whirlwind
Мощность, л.с. 1 х 220
Максимальная скорость, км/ч 204
Крейсерская скорость, км/ч 175
Практическая дальность, км 1004
Скороподъемность, м/мин 305
Практический потолок, м
Экипаж, чел 3

M-2 Speedmail


Разработчик: Stearman
Страна: США
Первый полет: 1929
Тип: Почтовый самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1929 году компания "Stearman Aircraft Company" на базе модели C3R разработала более крупный самолет M-2 Speedmail, который оснащался двигателем Wright R-1750 Cyclone мощностью 525 л.с. и мог перевозить груз или почту массой до 454 кг. В течении года было выпущено семь подобных самолетов, получивших прозвище "Bull Stearman".

В этом же году был выпущен вариант LT-1, в котором грузовой отсек самолета M-2 был заменен на закрытую кабину для размещения четырех пассажиров или полезной нагрузки массой 544 кг. Опытный образец LT-1 сохранил двигатель Cyclone самолета M-2, а серийный вариант имел уже двигатель Pratt & Whitney Hornet такой же мощности. Всего было построено 3 LT-1.

Последним появился единственный экземпляр варианта CAB-1, представлявший собой модификацию LT-1 с закрытой кабиной пилотов.






ЛТХ:
Модификация M-2
Размах крыла, м 14.00
Длина самолета,м 9.19
Высота самолета,м 3.63
Площадь крыла,м2 14.00
Масса, кг
пустого самолета 1564
максимальная взлетная 2535
Тип двигателя 1 ПД Wright R-1750 Cyclone
Мощность, л.с. 1 х 525
Максимальная скорость, км/ч 235
Крейсерская скорость, км/ч 202
Практическая дальность, км 740
Практический потолок, м 4900
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: почта массой до 454 кг

OSS-1


Разработчик: Stearman
Страна: США
Первый полет: 1938
Тип: Многоцелевой морской разведчик
ЛТХ Доп. информация



В 1937 году Командование ВМС США опубликовало новую спецификацию на легкий наблюдательный и разведывательный самолет, способный взлетать с катапульты, установленной на борту линкоров и крейсеров. В конкурсе по этой спецификации приняли участие три фирмы - Naval Aircraft Factory с проектом XOSN-1, Chance Vought с XOS2U-1 и Stearman Model X-85.

Проект X-85 представлял собой двухместный одностоечный биплан, оснащенный двигателем Pratt & Whitney R-1340-36 Wasp мощностью 600 л.с. (450 кВт). Самолет мог использоваться как на колесном шасси, так и на двух поплавках.

Первый полет прототипа состоялся в сентябре 1938 года. Затем самолет был передан флоту для оценочных испытаний, получив флотское обозначение XOSS-1. В ходе испытаний он получил весьма средние оценки, а победителем был объявлен XOS2U-1.

Единственный построенный XOSS-1 остался на службе флота. Он использовался как связной самолет до 1941 года, когда его пустили на слом.






ЛТХ:
Модификация XOSS-1
Размах крыла, м 11.00
Длина, м 10.52
Высота, м 4.00
Площадь крыла, м2 24.34
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 2173
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney R-1340-36 Wasp
Мощность, л.с. 1 х 600
Максимальная скорость , км/ч 261
Крейсерская скорость , км/ч 230
Практическая дальность, км 1339
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 5639
Экипаж 2
Вооружение: не устанавливалось, только планировалось

PT-13 Kaydet


Разработчик: Stearman
Страна: США
Первый полет: 1933
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1939 году компания "Stearman Aircraft Company" приобрела статус подразделения компании "Boeing Airplane Company" в Уичито, штат Канзас. А шестью годами ранее ее специалисты приступили к созданию нового учебно-тренировочного биплана, который был спроектирован на базе более раннего Stearman Model C. Работа шла на собственные средства компании, и в декабре 1933 года прототип, получивший вначале обозначение Stearman X-70, был успешно облетан. В 1934 году он был предложен на тендер, объявленный авиакорпусом Армии США на новый УТС начальной летной подготовки.

Но первыми интерес к машине проявили ВМС США, которые в начале 1935 года подписали контракт на поставку 61 самолета Stearman Model 70 под военным обозначением NS-1. Причем самолеты получили новые двигатели - флот располагал на складах значительным количеством 225-сильных звездообразных двигателей Wright J-5 (R-790-8), которые и было решено ставить на заказанные ВМС машины (в компании такие самолеты получили обозначение Model 73).

Тем временем X-70 проходил длительные испытания в Армии США, и в начале 1936 года на него, наконец, был получен контракт на поставку 26 самолетов под обозначением PT-13 (Primary Trainer, 13). Самолеты оснащались двигателями Lycoming R-680-5 мощностью 215 л. с. и стали первыми представителями семейства Stearman Model 75.

Долгие и тщательные испытания, выпавшие на долю самолета, объясняются во многом тем, что авиакорпус Армии США на тот момент имел весьма скромный бюджет - это требовало тщательного отбора с целью последующей закупки самого лучшего из имеющихся самолетов.

В дальнейшем на компанию "Boeing" буквально пролился золотой дождь в виде контрактов на тысячи разработанных "Stearman" самолетов, которые, начиная с 1939 года, выпускались под официальным обозначением Boeing Model 75, но всю войну его по-прежнему именовали как Stearman 75. Название Kaydet появилось позже - его ввели канадцы, а остальные использовали данное название как неофициальное.

Самолет представлял собой двухместный одностоечный биплан смешанной конструкции, крылья которого были выполнены из дерева и имели полотняную обшивку, а фюзеляж выполнялся из сварных труб и преимущественно имел также полотняную обшивку. Шасси было выполнено неубирающимся, с хвостовым колесом, причем пружинно-масляные амортизаторы стоек основных опор шасси были укрыты тщательно проработанными обтекателями, что снижало аэродинамическое сопротивление. Состав силовой установки менялся за весь период выпуска самолета, который завершился в начале 1945 года. Всего было собрано более 10 000 машин.

В 1937 году авиакорпус Армии США продолжил закупки данных самолетов, подписав контракт на модель PT-13A - 92 таких самолета поставлены, начиная с 1937 года. Они отличались усовершенствованным приборным оборудованием и двигателями R-680-7 мощностью 220 л. с. К концу 1941 года Армия США получила еще 255 PT-13B, оснащенных двигателями R-680-11 и имевших незначительные отличия в оборудовании.

В 1941 году шесть PT-13A были переоборудованы в вариант PT-13C, на котором установили оборудование, необходимое для полетов ночью и по приборам (т.н. "слепой" полет). После установки на PT-13A двигателей Continental R-670-5 мощностью 220 л. с. самолеты получили обозначение PT-17 (в течение 1940 года построено 3519 таких самолетов). 18 PT-17 были переоборудованы для обучения полетам по приборам и получили обозначение PT-17A, а три машины оснастили опылительным оборудованием для борьбы с вредителями и присвоили им обозначение PT-17B.

В то же время ВМС США приобрели первую партию из 250 Model 75, оснащенных двигателями Continental R-670-14 и получивших военное обозначение N2S-1, за которыми последовали 125 самолетов N2S-2 с двигателями Lycoming R-680-8. Самолеты N2S-3, выпущенные в количестве 1875 машин, оснащались двигателями Continental R-670-4. Кроме того, ВМС США получили 99 PT-17, заказанных ранее Армией США, и еще 577 в целом схожих самолетов, получивших обозначение N2S-4.

Следует отметить, что в 1942 году впервые в истории авиация Армии и ВМС США получили фактически единый учебно-тренировочный самолет, который представлял собой планер PT-13A и силовую установку на базе двигателя Lycoming R-680-17. Данные машины поступили на вооружение Армии и ВМС США под обозначениями, соответственно, PT-13D (318 самолетов) и N2S-5 (1450 самолетов).

Нехватка в 1940-1941 годах авиационных двигателей привела к тому, что были подготовлены к выпуску две новые модификации - PT-18 и PT-18A. Первая выпускалась в количестве 150 экземпляров и представляла собой планер PT-13A в который был интегрирован двигатель Jacobs R-755-7 мощностью 225 л. с., а второй вариант представлял собой PT-18, переоборудованный для полетов по приборам, - было выпущено шесть экземпляров.

Под обозначением PT-27 строились 300 самолетов, поставленных Армии США для передачи в рамках ленд-лиза канадским ВВС. Небольшое количество поступило и в ВМС США. Эти самолеты, а также некоторое количество N2S-5 имели ряд существенных отличий: кабины курсанта и инструктора оборудовались фонарями, системой обогрева кабин, была возможность выполнения полетов по приборам и пр.

После окончания войны значительное количество Model 75 было снято с вооружения и передано ВВС других стран, а тысячи из них - проданы частным владельцам. Многие из них переоборудовали для сельхозавиации. И сегодня самолеты этого семейства остаются востребованы у частных пилотов и принимают участие в спортивных состязаниях и на авиашоу.





Модификации :
PT-13A
самолеты поставлявшиеся Авиационному корпусу США, 92 из которых, поставленные с 1937г., имели на борту усовершенствованные приборы и двигатели R-680-7 мощностью 220 л. с.

PT-13B
модификация 1941г. для ВВС США ( получили 225 самолетов) с двигателем R-680-11 и незначительными изменениями оборудования.

PT-13C
шесть самолетов PT-13A, на которых установили дополнительное оборудование для "слепых" полетов.

PT-17
самолет РТ-13А , на котором осуществили замену силовой установки на двигатель Continental R-670-5 мощностью 220 л. с. В течение 1940г. было построено 3519 этих аппаратов.

PT-18
самолеты с планером типа PT-13A и двигателем Jacobs R-755-7 мощностью 225 л.с.

PT-27
300 самолетов, приобретенным Армией США для поставок по ленд-лизу Королевским ВВС Канады.

NS-1
Вариант Stearman Model 70 для ВМС США.

N2S
Варианты PT-13 для ВМС США.




ЛТХ:
Модификация PT-13A
Размах крыла, м 9.80
Длина, м 7.63
Высота, м 2.79
Площадь крыла, м2 27.9
Масса, кг
пустого самолета 878
максимальная взлетная 1232
Тип двигателя 1 ПД Lycoming R-680-7
Мощность, л.с. 1 х 220
Максимальная скорость , км/ч 201
Крейсерская скорость , км/ч 167
Практическая дальность, км 724
Практический потолок, м 4270
Экипаж, чел 2

Y-1S (Y-150)


Разработчик: Stearman-Hammond
Страна: США
Первый полет: 1937
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Y-1S стал одной из многих попыток сконструировать такой летательный аппарат, который был бы доступен многим любителя авиации, не располагавшим достаточными капиталовложениями и не имевшими опыта в пилотировании хотя бы тренировочного самолёта.

В 1934 году Дин Хаммонд разработал весьма оригинальный проект легкого самолёта, условно обозначенного АВ-205, в основу конструкции которого и был положен вышеизложенный принцип. Существовавшее тогда Бюро Воздушной Торговли (БВТ) признало проект Хаммонда как один из наиболее перспективных. Основными особенностями самолёта были его высокие пилотажные характеристики самолёта, способность прощать пилоты не грубые ошибки, безопасность, "травмоустучивость" (способность выдерживать значительные повреждения) и, что самое главное, низкая стоимость самолёта. Первоначальная цена на модель 1934 года в 700$ вполне устраивала покупателя, но руководители фирмы сочли её чересчур низкой, поскольку один лишь двигатель Menasco (95 л.с.) забирал большую часть суммы. После долгих переговоров с руководителем БВТ Юджином Видалом удалось достичь определенного компромисса, и цена модели Y-1 оценивалась уже от 700$ и выше. Согласно новой договоренности, самолёт имел стоимость уже 3000$, причем и эта сумма не была окончательной.

Возможность поставить бизнес на широкую ногу стала теперь несколько затруднительной, так как проект несколько не вписывался в ранее выдвинутые требования. В это же время Ллойд Хаммонд перенес свой офис в Сан-Франциско, где объединил свои усилия с конструктором Ллойдом Стирманом, фирма которого была очень популярна благодаря многочисленным моделям учебных самолётов. Созданная ими корпорация получила название Stearman-Hammond.

Оригинальность конструкторской мысли обоих создателей будущего самолёта проявилась во многих чертах будущей машины. Самолёт, названный Y-1M (иногда он именовался как Y-125) имел центральную фюзеляжную гондолу, в носовой части которой размещалась кабина для пилота и пассажира, а в хвостовой части был установлен рядный двигатель с толкающим двухлопастных винтом. Двухкилевое оперение располагалось на концах длинных хвостовых балок. Крыло выполнили низкорасположенным с высокой степенью механизации. Трехстоечное шасси с носовым колесом было полуубираемым, чтобы снизить повреждения фюзеляжа при грубой посадке. Конструкция Y-1 целиком изготовлялась из алюминия.

Эта модель, по сути являясь прототипом, получила сертификат летной годности в апреле 1936 года.

В следующем году была построена его усовершенствованная модификация Y-1S (Y-150), отличавшаяся мотором C-4S мощностью 150 л.с. и удлиненным до 12,19 м крылом.

Хотя были отмечены некоторые недостатки, Y-1S показал себя с хорошей стороны. И все же расчет на то, что опытный автолюбитель сможет пересесть за штурвал самолёта всего после часа обучения не оправдались. Его сочли пригодным только для обучения молодых лётчиков и при демонстрационных полётах 1937 года Y-1S не произвел особого впечатления на потенциальных заказчиков. Заказов на него так и не последовало, но фирма в инициативном порядке все же выпустила 13 (по другим данным - 20) серийных экземпляров (номера NC15521 - NC15533).

Неудача, постигшая фирму Stearman-Hammond, в скором времени привела к её распаду, а некогда многообещающий самолёт предали забвению. В послевоенное время Генри Крейзер предпринял попытку восстановить производство Y-1S, но и она закончилась безрезультатно.

О судьбе американских Y-1S какая-либо определенная информация отсутствует. Известно лишь то, что 14-й серийный образец (NC15533) потерпел аварию и в 1955 году его останки были собраны одним из энтузиастов авиации и переданы и авиационный музей. Гораздо интереснее сложилась жизнь Y-1S, купленного голландской авиакомпанией KLM. Вероятно, голландцы стали единственными импортерами этого самолёта, а куплен он был специально для того, чтобы обучать пилотов особенностям управления самолётов с носовым колесом. Возможно, именно под влиянием Y-1S был создан последний голландский учебный самолёт De Schelde S-20, поступивший на испытания весной 1940 г. Эксплуатировался Y-1S (Y-1) в рядах KLM совсем недолго, поскольку из-за начавшейся войны его спешно эвакуировали в Великобританию. Там он получил регистрационный код R2676, вместо старого гражданского PH-APY, и до 1942 года продолжал использоваться в том же качестве.




ЛТХ:
Модификация Y-1S
Размах крыла, м 12.19
Длина самолета,м 7.92
Высота самолета,м 2.31
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 975
Тип двигателя 1 ПД Menasco C-4S
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч 209
Крейсерская скорость, км/ч 195
Практическая дальность, км 772
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2