Stinson
S%^Tt$ - 9777000555000
L-1 Vigilant


Разработчик: Stinson
Страна: США
Первый полет: 1940
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Согласно выпущенным в 1940 году требованиям авиации Армии США к двухместному наблюдательному самолету компания "Stinson" спроектировала Model 74. Фирме заказали постройку трех таких машин под обозначением YO-49 для конкурсных испытаний, конкурентами являлись компании "Bellanca" (с самолетом YO-50) и "Ryan" (YO-51).

Компания "Stinson" выиграла контракт на поставку 142 серийных самолетов O-49 (первый полет самолета состоялся 15 июля 1940 года.). Также в авиационной литературе эти машины проходят как Vultee, так как в 1940 году "Stinson" стала отделением компании "Vultee Aircraft Inc". Чтобы обеспечить хорошие летные данные на малых скоростях конструкторы остановились на схеме подкосного высокоплана с крылом, оснащенным эффективными предкрылками и закрылками, мотор - Lycoming R-680-9.

Следом был заключен контракт на поставку 189 самолетов варианта O-49A с несколько более длинным фюзеляжем и измененным составом оборудования. В 1942 году обозначения O-49 и O-49A изменили на L-1 и L-1A. Размах крыла L-1 составлял 15,52 м, силовая установка включала один радиальный девятицилиндровый мотор Lycoming R-680-9 мощностью 295 л. с. (220 кВт), максимальная скорость - 196 км/ч.

Восемь самолетов L-1 и 100 L-1A по ленд-лизу поступили в британские ВВС как Vigilant Mk I и Vigilant Mk II, соответственно. Многие их этих машин выполняли задания в интересах англичан и американцев.

Доработка O-49 и O-49A для выполнения иных задач привела к появлению трех санитарных самолетов O-49B (L-1B), способных перевозить раненого на носилках и медработника; одного санитарного L-1C с измененным интерьером; 21 учебного L-1D (на основе L-1A); семи конверсий L-1 в поплавковый санитарный самолет L-1E и пяти аналогичных конверсий L-1A в L-1F.

В дальнейшем на смену Vigilant пришли более удачные Grasshopper. К настоящему времени сохранилось пять самолётов L-1 и L-1A, которые находятся в экспозициях авиационных музеев США.








Модификации :
О-49 первоначальное обозначение самолета.
L-1 обозначение с 1942 года.
L-1A модификация с удлиненным на 33 см фюзеляжем. .
L-1B санитарная модификация серийных О-49, доработано три или четыре самолёта..
L-1C санитарная модификация серийных L-1А.
L-1D модификация серийных L-1 в буксировщики планеровмодификация серийных L-1 в буксировщики планеров.
L-1E санитарная модификация серийных L-1 на поплавковом шасси.
L-1F санитарная модификация серийных L-1A.
CQ-2 радиоуправляемый самолёт-мишень на основе L-1A для ВМС США.
Vigilant Mk.I L-1 для RAF.
Vigilant Mk.II L-1A для RAF.



ЛТХ:
Модификация L-1A
Размах крыла, м 15.52
Длина, м 10.44
Высота, м 3.10
Площадь крыла, м2 30.60
Масса, кг
пустого самолета 1211
максимальная взлетная 1542
Тип двигателя 1 ПД Lycoming R-680-9
Мощность, л.с. 1 х 295
Максимальная скорость , км/ч 196
Крейсерская скорость , км/ч 165
Практическая дальность, км 451
Практический потолок, м 3900
Экипаж, чел 3

L-5 Sentinel


Разработчик: Stinson
Страна: США
Первый полет: 1941
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Шесть самолетов Stinson Model 10-A, оснащенных двигателями Continental O-170-1 мощностью 80 л. с., в 1941 году были приобретены для авиации Армии США для оценочных испытаний и получили обозначение YO-54. Испытания были успешными, и Армия США заказала еще 275 самолетов (обозначение O-62), которые были немного больше и тяжелее и оснащались двигателями Lycoming O-435-1.

Последующий заказ предусматривал поставку 1456 похожих самолетов. Имя Sentinel было присвоено самолету в 1942 году одновременно с изменением обозначения O-62 на L-5.

Далее последовали варианты L-5A (688 машин; модернизированы из L-5) с обновленной электросистемой, L-5B (679) с доработанной под размещение носилок хвостовой частью фюзеляжа и L-5C (200) с фотооборудованием.

Обозначение L-5D не использовалось, на варианте L-5E (558) внедрили зависающие элероны и увеличили площадь закрылков. Один самолет под обозначением XL-5 использовался для испытаний некоторых нововведений и мотора O-435-2. Финальный серийный вариант L-5G (115) был близок L-5E, за исключением установленного на нем мотора O-435-11 мощностью 190 л. с.

Кроме вышеописанных машин на вооружение авиации Армии США поступили восемь самолетов Stinson 105 и 12 - Model 10-A Voyager под обозначениями, соответственно, AT-19A (позже L-9A) и AT-19B (L-9B).

В общей сложности 306 L-5 передали Корпусу морской пехоты, а 152 - ВМС США. Почти все эти самолеты обозначались OY-1 (452 машины), а 30 с новым оборудованием получили обозначение OY-2.

По программе ленд-лиза 40 L-5 и 60 L-5B поставили британским ВВС как Sentinel Mk I и Sentinel Mk II. Всего построено около 3900 L-5, это второй по массовости выпуска наблюдательный самолет времен Второй мировой войны (после Piper L-4 Cub).

Самолеты Sentinel, известные под прозвищем "Flying Jeeps", ВВС Армии США интенсивно использовали в военные годы. Британские ВВС применяли такие самолеты в Бирме, а морская пехота и ВМС США - на Тихом океане. Sentinel также применялись в годы войны в Корее. В 1962 году обозначение уцелевших L-5 изменили на U-19A. Один самолет, доработанный в буксировщик планеров для нужд Академии ВВС США, обозначался U-19B.


Модификации :
О-62 первоначальное обозначение самолета.
L-5 обозначение с 1942 года.
L-5A с с обновленной электросистемой.
L-5B с доработанной под размещение носилок хвостовой частью фюзеляжа.
L-5C с фотокамерой K-20.
L-5E вариант зависающими элеронами и увеличенной площадью закрылков.
L-5G вариант L-5E c мотором O-435-11 мощностью 190 л. с.
OY-1 L-5 и L-5B для ВМС США.
OY-2 L-5E для ВМС США.
Sentinel Mk.I L-5 для RAF.
Sentinel Mk.II L-5B для RAF.
U-19A обозначение L-5 после 1962 года.



ЛТХ:
Модификация L-5
Размах крыла, м 10.36
Длина, м 7.34
Высота, м 2.41
Площадь крыла, м2 14.40
Масса, кг
пустого самолета 702
максимальная взлетная 916
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-435-1
Мощность, л.с. 1 х 185
Максимальная скорость , км/ч 262
Крейсерская скорость , км/ч 220
Практическая дальность, км 603
Практический потолок, м 4815
Экипаж, чел 2

Stinson 108


Разработчик: Stinson
Страна: США
Первый полет: 1944
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В годы войны подразделение "Stinson Division" из компании "Vultee Aircraft Inc." (позже "Consolidated Vultee Aircraft Corporation") сфокусировала свои усилия на военных самолетах. Но вместе с тем компания готовилась и к мирным временам, разработав улучшенный Model 108 Voyager. Новый самолет отличала лучшая аэродинамика.

Впервые он появился в августе 1945 года как Voyager 125 с мотором Avco Lycoming мощностью 125 л.с. (93 кВт). Но на послевоенный рынок самолет был выпущен как Voyager 150 с мотором Franklin 6A4-150 мощностью 150 л. с. До конца 1946 года было построено более 1400 таких самолетов.

Далее последовал улучшенный вариант самолета Voyager 150 и альтернативный вариант общего назначения Station Wagon, который мог оснащаться колесным, лыжным или поплавковым шасси. На финальных вариантах самолетов Voyager и Station Wagon ставились моторы Franklin 6A4-165-B3 мощностью 165 л.с.

К июлю 1948 года "Stinson" поставила более 5000 Model 108 всех модификаций, но затем на рынке наступил спад, так как на него хлынул поток дешевых самолетов, ставших ненужными Вооруженным силам.

В конце 1948 года компания "Consolidated Vultee" передала "Stinson Division" в "Piper Aircraft Corporation". Попытки компании "Piper" продолжить производство и продажи модели Piper-Stinson Voyager успеха не имели, и в 1949 году производство этих самолетов прекратили.





ЛТХ:
Модификация 108-3
Размах крыла, м 10.30
Длина самолета, м 7.70
Высота самолета, м 2.30
Площадь крыла, м2 14.40
Масса, кг
пустого самолета 587
максимальная взлетная 1089
Тип двигателя 1 ПД Franklin 6A4
Мощность, л.с. 1 х 165
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 195
Практическая дальность, км 821
Практический потолок, м 5029
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира

Model A


Разработчик: Stinson
Страна: США
Первый полет: 1934
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1930 году "Stinson Aircraft Corporation" решила, что настал момент выйти на рынок авиалайнеров. Ее первым предложением стал самолет SM-6000 Airliner, представленный в июле того же года. Подкосный высокоплан был рассчитан на двух пилотов и 10 пассажиров и оснащался тремя двигателями Lycoming R-680 мощностью 215 л.с. (160 кВт).

Самолет, получивший обозначение Stinson Model A, конструктивно представлял собой низкоплан с подкосным крылом и убирающимся шасси с хвостовым колесом и мог брать на борт двух пилотов, стюарда и 10 пассажиров. Первый полет Model A состоялся 27 апреля 1934 года. Самолет оснащался тремя двигателями Lycoming R-680-5 мощностью 260 л. с. ( один располагался в носовой части фюзеляжа и два - в крыле).

Было построено всего 35 самолетов, поскольку на момент, когда он появился на рынке, авиалайнер уже безнадежно устарел - появление на рынке самолетов Boeing Model 247 и Douglas DC-2 поставило крест на судьбе промежуточных вариантов с подкосным крылом. Два из четырех самолетов, поставленных австралийским авиакомпаниям, были переоборудованы в 1942 году двухмоторную конфигурацию с двигателями Pratt & Whitney Wasp мощностью 450 л. с.

В 1979 году один экземпляр Stinson Model A был восстановлен и демонстрировался на многих выставках и аэрошоу. Сейчас выставлен в музее Golden Wings Flying Museum в Миннеаполисе, штат Миннесота .



ЛТХ:
Модификация Model A
Размах крыла, м 18.29
Длина самолета,м 11.22
Высота самолета,м 3.51
Площадь крыла,м2 46.50
Масса, кг
пустого самолета 3370
максимальная взлетная 4636
Тип двигателя 3 ПД Lycoming R-680-5
Мощность, л.с. 3 х 260
Максимальная скорость, км/ч 290
Крейсерская скорость, км/ч 262
Практическая дальность, км 790
Практический потолок, м 5180
Экипаж, чел 2+1
Полезная нагрузка: 10 пассажиров

Model O


Разработчик: Stinson
Страна: США
Первый полет: 1933
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1933 году компания "Stinson Aircraft Corporation" представила самолет Model O, разработанный на базе SR Reliant и конструктивно представлявший собой моноплан с крылом типа парасоль и звездообразным двигателем Lycoming R-680-4 мощностью 220 л.с.

Самолет предполагался' в качестве учебно-тренировочного для подготовки военных летчиков и отличался тандемно расположенными кабинами инструктора и курсанта, а также возможностью установки вооружения: два стреляющих вперед пулемета, наводимый пулемет в задней кабине и подфюзеляжные держатели для бомб.

Серийный выпуск составил 10 машин, включая прототип NX13817, который позже отправили в "Lycoming Motors Division", а после - в гражданскую летную школу США. Остальные самолеты поставлены в Бразилию (один), Китай (три) и Гондурас (пять). Китайские самолеты, поставленные в 1934 году, вначале поступили в авиакорпус армии Квайчоу (провинция на юго-западе Китая, сегодня - Гуйчжоу), а затем были переданы центральному правительству. Самолет имел крыло размахом 12,17 м и развивал максимальную скорость 219 км/ч.

В 2010 году один самолет был полностью восстановлен. При его постройке использовали крылья и хвостовую часть Stinson SR-5 Reliant .



ЛТХ:
Модификация Model O
Размах крыла, м 12.17
Длина, м 8.43
Высота, м 2.44
Площадь крыла, м2 20.00
Масса, кг
пустого самолета 865
нормальная взлетная 1187
Тип двигателя 1 ПД Lycoming R-680-4
Мощность, л.с. 1 х 220
Максимальная скорость , км/ч 219
Крейсерская скорость , км/ч 196
Практическая дальность, км 724
Скороподъемность, м/мин 336
Практический потолок, м 4877
Экипаж, чел 2

Model R


Разработчик: Stinson
Страна: США
Первый полет: 1931
Тип: Легкий транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1931 году "Stinson Aircraft Corporation" паралеьльно с выпуском четырехместного Stinson Model W начала выпуск еще одной делюксовой версии - Stinson Model R. Этот самолет, созданный на базе Stinson SM-8 Junior, представлял собой четырехместный подкосный высокоплан, оснащенный двигателем Lycoming R-680 мощностью 215 л.с. (160 кВт).

Первый полет прототипа состоялся осенью 1931 года. Самолет получил сертификат летной годности в конце января 1932 года и был запущен в серийное производство. Всего было построено 31 экземпляр Stinson Model R (включая прототип).

Вслед за основной версией последовали три R-2 двигателем Lycoming R-680BA мощностью 240 л.с. (180 кВт) и неубирающимся шасси, пять R-3 с силовой установкой от R-2 и убирающимся шасси и один R-3S c 245-сильным Lycoming R-680-6. Дальнейшим развитием самолета стал известный Stinson Reliant.





ЛТХ:
Модификация Stinson R
Размах крыла, м 13.18
Длина самолета,м 7.95
Высота самолета,м 2.67
Площадь крыла,м2 21.80
Масса, кг
пустого самолета 1009
максимальная взлетная 1508
Тип двигателя 1 ПД Lycoming R-680
Мощность, л.с. 1 х 215
Максимальная скорость, км/ч 210
Крейсерская скорость, км/ч 180
Практическая дальность, км 720
Скороподъемность, м/мин 206
Практический потолок, м 3800
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажиров

Model W


Разработчик: Stinson
Страна: США
Первый полет: 1931
Тип: Легкий транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1931 году "Stinson Aircraft Corporation" начала выпуск легкого транспортного самолета Stinson Model W. Это был четырехместный подкосный высокоплан, оснащенный двигателем Pratt & Whitney Wasp Junior мощностью 300 л.с.

Самолет представлявший собой делюксовую версию SM-1 Junior был построен в пяти экземплярах (NC10849, NC12144, NC12146, NC12160, NC12177). Последние самолеты этой модели продолжали летать еще в 1960-1970-х годах.



ЛТХ:
Модификация Stinson W
Размах крыла, м 12.83
Длина самолета,м 9.40
Высота самолета,м 3.28
Площадь крыла,м2 21.83
Масса, кг
пустого самолета 725
максимальная взлетная 1112
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney Wasp Junior
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость, км/ч 225
Крейсерская скорость, км/ч 190
Практическая дальность, км 756
Практический потолок, м 5486
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажиров

Reliant


Разработчик: Stinson
Страна: США
Первый полет: 1933
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Варианты Stinson Model R и Model S создали основу для самолета Stinson Reliant. Первоначальный вариант Stinson SR Reliant появился летом 1933г. с такой же основной конфигурацией; он производился дополнительно как двухпоплавковый гидросамолет. Самолет SR оснащался двигателем Lycoming R-680 мощностью 215 л.с.; вариант SR-1 имел двигатель R-680-2, а SR-2 - двигатель R-680-7 каждый мощностью 240 л.с.; вариант SR-3 был в основном похож на SR-1, но с незначительными конструктивными изменениями. Самолет SR-4 имел звездообразный двигатель Wright R-760-E мощностью 250 л.с., а улучшенный самолет SR-5 (1934г.) выпускался в трех вариантах: SR-5 имел двигатель Lycoming R-680-4 мощностью 225 л.с., SR-5B и SR-5C - двигатели R-680-2 мощностью 240 л.с. и R-680-5 мощностью 260 л.с. соответственно.

Массовыми вариантами самолета Reliant (75 машин) являлись SR-5A с двигателем R-680-6 мощностью 245 л.с. и SR-5E (строился с разнообразными дополнениями) с двигателем R-680-4 мощностью 225 л.с.. Самым дорогим самолетом Reliant был вариант SR-5F с двигателями Wright R-760-E мощностью 250 л.с. или R-760-E1 мощностью 285 л.с. по выбору. В 1935г. компания Stinson представила усовершенствованный вариант Reliant SR-6. Варианты SR-6 и SR-6B с двигателями большей мощности R-680-6 и R-680-5 соответственно, были пятиместными, а вариант SR-6A с двигателем R-680-4 мощностью 225 л.с. вмещал только четыре человека.

Самолет SR-7 Reliant (1936г.) с крылом с переменным сужением строился как четырехместный вариант SR-7A с двигателем R-680-4 и как пятиместный SR-7B или SR-7C с двигателями R-680-6 и R-680-5 соответственно. Вариант SR-8 Reliant того же года был в основном похожим на самолет SR-7, но производился в пяти вариантах. Варианты SR-8A, SR-8B и SR-8C соответствовали по силовым установкам вариантам SR-7A, SR-7B, SR-7C, но были собраны как четырехместные самолеты. Варианты SR-8D и SR-8E были пятиместными с двигателями Wright R-760-E1 мощностью 285 л.с. и R-760-E1 мощностью 320 л.с) соответственно. Оба варианта с двигателями Wright предлагались в качестве самолетов общего назначения под обозначениями SR-8DM и SR-8EM.

Самолет SR-9 (1937г.) производился в вариантах SR-9A, SR-9B, SR-9C и SR-9E с такими же силовыми установками, как на соответствующих вариантах SR-8; на выбор делался интерьер класса люкс или общего назначения. Дополнением в 1937г. был вариант SR-9F с двигателем Pratt & Whitney Wasp Junior мощностью 400 л.с. Последним гражданским самолетом Reliant был вариант SR-10 (1938г.), имевший больше усовершенствований и производившийся с силовыми установками мощностью от 245 до 450 л.с.. Наиболее производившимися были самолеты SR-10B, SR-10C, SR-10D, SR-10E и SR-10F - всего около 90 машин всех вариантов. Во время Второй мировой войны армия использовала 46 реквизированных гражданских самолетов под обозначениями от UC-81A до UC-81N (различные варианты SR-8, SR-9 и SR-10) и один самолет SR-10F, который был обозначен XC-81D и использовался для разработки техники захвата планера. Два самолета SR-5A и два SR-7B Reliant были также реквизированы под соответствующими обозначениями L-12 и L-12A.

В ходе войны 500 вновь построенных машин были поставлены под обозначением AT-19 в ВМС Великобритании по ленд-лизу; они были похожи на SR-10G, с двигателем Lycoming R-680-E1, удлиненным фюзеляжем и специальным оборудованием, использовались в 12 эскадрильях. Кроме того, 15 британских гражданских самолетов Reliant были также реквизированы для военной службы.







ЛТХ:
Модификация SR-10
Размах крыла, м 12.77
Длина самолета,м 8.50
Высота самолета,м 2.58
Площадь крыла,м2 24.00
Масса, кг
пустого самолета 1276
максимальная взлетная 1816
Тип двигателя 1 ПД Lycoming R-680-13
Мощность, л.с. 1 х 290
Максимальная скорость, км/ч 226
Крейсерская скорость, км/ч 208
Практическая дальность, км 1026
Практический потолок, м 4270
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 3 пассажиров

SB-1 Detroiter


Разработчик: Stinson
Страна: США
Первый полет: 1926
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1926 году пилот Эдди Стинсон (Edward "Eddie" Stinson) для постройки четырехместного биплана с закрытой кабиной создал компанию "Stinson Aircraft Syndicate". Самолет, разработанный совместно Стинсоном и Альфредом Вервиллем (Alfred V. Verville), получил обозначение SB-1 Detroiter (Stinson Biplane -1) и в варианте прототипа оснащался системой обогрева кабины на 4-5 пассажиров, шасси с индивидуальными (раздельными) тормозами Harley Davidson и 220-сильным двигателем Wright J-5 Whirlwind, запуск которого выполнялся при помощи электростартера.

Первый полет прототипа состоялся 25 января 1926 года. Самолет получился весьма удачным - за небольшое количество времени было продано 26 экземпляров самолета, принесших прибыль компании в размере 150 000 долларов. SB-1 стал первым самолетом вновь созданной авиакомпании Northwest Airlines.

Несколько самолетов Detroiter было выпущено в полярном исполнении, включавшем утепление кабины, лыжное шасси или поплавки. На еще трех самолетах были установлены 200-сильные Wright J-4, эта версия получила обозначение Detroiter Special.











ЛТХ:
Модификация SB-1
Размах крыла, м 10.92
Длина самолета,м 8.79
Высота самолета,м 3.23
Площадь крыла,м2 32.52
Масса, кг
пустого самолета 771
максимальная взлетная 1315
Тип двигателя 1 ПД Wright J-5 Whirlwind
Мощность, л.с. 1 х 220
Максимальная скорость, км/ч 201
Крейсерская скорость, км/ч 169
Практическая дальность, км 805
Практический потолок, м 3962
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 4-5 пассажиров

SM-1 Detroiter


Разработчик: Stinson
Страна: США
Первый полет: 1927
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1926 году Эдди Стинсон (Edward "Eddie" Stinson) вложив первую прибыль от продажи SB-1 преобразовал свою компанию в "Stinson Aircraft Corporation", и тогда же началась работа над вариантом SM-1 Detroiter (Stinson Monoplane-1), который представлял собой подкосный высокоплан с аналогичной силовой установкой, как у SB-1, но с кабиной, рассчитанной на шесть пассажиров. Эта конфигурация стала наиболее популярной и была продолжена в машинах SM-1B, SM-1D, SM-1DA и SM-1DB, которые имели незначительные усовершенствования.

Первый полет Stinson SM-1 Detroiter состоялся 27 апреля 1927г. Благодаря превосходным летным характеристикам самолет должен был установить множество рекордов по длительности полета. Эти самолеты вышли на линии авиакомпании "Northwest Airways" в июле 1927 года.

Следом в единичных экземплярах строились самолеты SM-1DC и SM-1DD - двухместные машины для перевозки грузов. Причем SM-1DD был последним Detroiter с двигателем J-5. Было построено около 75 SM-1D всех вариантов.

Последним представителем базовой линейки Detroiter стал SM-1F (1929 год) с двигателем Wright J-6 мощностью 300 л. с. Самолет с крылом размахом 14,22 м развивал максимальную скорость 212 км/ч. Многие SM-1D позже были оснащены двигателями J-6 и получили обозначение SM-1D300. SM-1F также строился с поплавковым шасси под обозначением SM-1FS. Совокупное серийное производство SM-1F и SM-1FS составило около 30 машин.

В 1928 году были построены два семиместных самолета SM-6B Detroiter, за которыми последовали еще семь или восемь машин с восьмиместным интерьером. Эти самолеты были оснащены звездообразными двигателями Pratt & Whitney Wasp C-1 мощностью 450 л.с.









ЛТХ:
Модификация SM-1
Размах крыла, м 13.97
Длина самолета,м 9.75
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 1581
Тип двигателя 1 ПД Wright J-5 Whirlwind
Мощность, л.с. 1 х 220
Максимальная скорость, км/ч 196
Крейсерская скорость, км/ч 169
Практическая дальность, км 1127
Практический потолок, м 4267
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 6 пассажиров

SM-2 Junior


Разработчик: Stinson
Страна: США
Первый полет: 1928
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1928 году компания "Stinson" вывела на рынок уменьшенный вариант самолета Detroiter, благодаря чему начала увеличивать объем продаж. Самолет, получивший обозначение SM-2, представлял собой трех-/четырехместный высокоплан с закрытой кабиной, имевший облегченную конструкцию и звездообразный двигатель Warner Scarab в 120 л.с. Самолет был известен как Detroiter Junior, но после начала производства в 1929 году модели SM-2AA название сократилось до Junior. SM-2AA имел новый звездообразный двигатель Wright мощностью 165 л.с. и строился в количестве 24 экземпляров. Следом появился усовершенствованный вариант SM-2AB, построенный в количестве более 30 машин.

Последним в семействе SM-2 стал SM-2AC, оснащенный двигателем Wright J-6 мощностью 225 л.с., предлагавшийся также в варианте с двойным поплавковым шасси под обозначением SM-2ACS. Общее производство SM-2AC и SM-2ACS составило около 20 машин. После этого развитие линейки Stinson Junior пошло по двум направлениям.

В 1930 году был построен самолет SM-7A Junior, отличавшийся большой тяговооруженностью, интерьером класса "люкс" и двигателем Wright J-б (R-975) мощностью 300 л.с. Позже в том же году появился вариант SM-7B, отличавшийся только двигателем Pratt & Whitney Wasp Junior мощностью 300 л.с.

По другому пути инженеры компании пошли, создав самолеты SM-8A и SM-8B, оснащавшиеся звездообразными двигателями Lycoming R-680 мощностью 215 л.с. и Wright J-6 R-760 мощностью 225 л.с., соответственно. Продали только шесть SM-8B, а более дешевый SM-8A продавался сотнями. SM-8A имел крыло размахом 12,7 м, максимальную скорость - 201 км/ч и дальность полета - 805 км. Вариант SM-8D с новым дизельным двигателем Packard мощностью 225 л.с. был воспринят с некоторой подозрительностью, так что удалось продать всего две машины. Линейка самолетов семейства Junior продолжилась затем уже без имени Junior (маркетологи компании посчитали, что такое название будет формировать неправильный имидж самолета и оттолкнет многих заказчиков), так что появившаяся в 1931 году модель Model S, строившаяся в количестве более 100 машин, отличалась от SM-8A лишь незначительными доработками.

Альтернативный вариант Model Junior W, представленный в том же году, был похож на SM-7B и сохранил двигатель Pratt & Whitney Wasp Junior, но его высокая цена ограничила продажу всего пятью машинами.

Улучшенный вариант, Model Junior R (более 30 самолетов), стал развитием Model S с такой же силовой установкой, но с переделанной конструкцией фюзеляжа (1932 год). Самолет Model R-2, построенный в количестве двух или трех экземпляров, оснащался двигателем Lycoming R-680-BA мощностью 240 л.с, a Model R-3 (выпущены три или четыре машины) был в целом ему идентичен, но имел убирающиеся главные стойки шасси. Самолет R-3-S имел двигатель R-680-6 мощностью 245 л.с. и воздушный винт изменяемого шага. После самолетов семейства R последовали другие машины, во многом повторявшие наработки по базовым моделям Detroiter/Junior.





ЛТХ:
Модификация SM-2AC
Размах крыла, м 12.70
Длина самолета,м 8.84
Высота самолета,м 2.51
Площадь крыла,м2 21.92
Масса, кг
пустого самолета 984
максимальная взлетная 1465
Тип двигателя 1 ПД Wright J6-7 Whirlwind
Мощность, л.с. 1 х 225
Максимальная скорость, км/ч 217
Крейсерская скорость, км/ч 182
Практическая дальность, км 724
Практический потолок, м 6706
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира

SM-6000 Airliner


Разработчик: Stinson
Страна: США
Первый полет: 1930
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1930 году "Stinson Aircraft Corporation" решила, что настал момент выйти на рынок авиалайнеров. Ее первым предложением стал самолет SM-6000 Airliner, представленный в июле того же года. Подкосный высокоплан был рассчитан на двух пилотов и 10 пассажиров и оснащался тремя двигателями Lycoming R-680 мощностью 215 л.с. (160 кВт).

Позже в 1930 году появился вариант SM-6000A, выпускавшийся с различными вариантами интерьера. Появившийся в 1931 году SM-6000B в целом был схож с SM-6000A, но имел усовершенствованные оборудование и интерьер. Данный вариант выпускался в двух модификациях: SM-6000B1 (полностью пассажирский) и SM-6000B2 (почтово-пассажирский).

В 1932 году компания начала серийное производство варианта Model U Airliner, который был оснащен двигателями Lycoming R-680-BA мощностью 240 л.с. Всего было выпущено 80 трехмоторных самолетов семейства SM-6000 и Model U, а следующим трехмоторным самолетом компании стал совершенно отличный от предшественников проект.

В 1942 году один SM-6000A был реквизирован ВВС США и ему присвоили обозначение C-91 (серийный номер 42-79547).





ЛТХ:
Модификация SM-6000B
Размах крыла, м 18.29
Длина самолета,м 12.80
Высота самолета,м 3.66
Площадь крыла,м2 45.60
Масса, кг
пустого самолета 2620
максимальная взлетная 3910
Тип двигателя 3 ПД Lycoming R-680
Мощность, л.с. 3 х 215
Максимальная скорость, км/ч 234
Крейсерская скорость, км/ч 200
Практическая дальность, км 628
Практический потолок, м 4330
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 9-10 пассажиров (B1 - 10, B2- 9)

Voyager


Разработчик: Stinson
Страна: США
Первый полет: 1939
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1939 году компания "Stinson Aircraft Company" вышла на рынок легких самолетов и представила новую разработку - Model 105 Voyager (Model HW-75), напоминавший уменьшенный Junior и представлявший собой трехместный подкосный высокоплан с двигателем Continental A75-3 в 75 л.с. или A80-6 в 80 л.с. Данные модели строились примерно поровну, всего построено около 530 экземпляров.

В 1941 году компания представила усовершенствованный Model 10 Voyager, отличавшийся интерьером и оборудованием. Базовым вариантом стал Model 10-A, оснащенный двигателем Franklin 4AC-199-E3 мощностью 90 л.с. и строившийся до 1942 года в количестве 750 машин. Несколько самолетов также строились с двигателем Lycoming GO-145-E3 мощностью 75 л.с. (обозначение Model 10-B).

Шесть самолетов Model 10-A, оснащенных двигателями Continental O-170-1 мощностью 80 л. с., в 1941 году были приобретены для авиации Армии США для оценочных испытаний и получили обозначение YO-54. Так же Армия США закупила восемь самолетов Model 105 под обозначением AT-19A и двенадцать самолетов Model 10-A под обозначением AT-19A, в 1942 году их обозначения сменили на L-9A и L-9B, соответсвенно.






ЛТХ:
Модификация Model 105
Размах крыла, м 10.36
Длина самолета,м 6.76
Высота самолета,м 1.98
Площадь крыла,м2 14.40
Масса, кг
пустого самолета 419
максимальная взлетная 717
Тип двигателя 1 ПД Continental A-75-3
Мощность, л.с. 1 х 75
Максимальная скорость, км/ч 169
Крейсерская скорость, км/ч 161
Практическая дальность, км 563
Практический потолок, м 3200
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 2 пассажиров