Oeffag
S%^Tt$ - 1755000550000
Oeffag C.II


Разработчик: Oeffag
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1916
Тип: Разведчик-бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



В декабре 1913 года совет директоров австро-венгерской машиностроительной компании Österreichische Daimler Motoren A.G. и его основной акционер Skoda-werke A.G. приняли решение основать авиастроительный филиал - компанию Österreichische Flugzeugfabrik A.G. (Oeffag). Штаб-квартирой нового филиала стал Винер-Нойштадт, район Штайнфельд (Steinfeld). Ввод в эксплуатацию новых объектов состоялся в марте 1915 года. Из Пльзеня был приглашен инженер Лео Портш (Leo Portsch) стал директором, тогда как инженеры Карл Оккермюллер (Karl Ockermüller) и Эдуард Запарка (Eduard Zaparka) стали первыми руководителями конструкторского бюро.

Хотя компания Oeffag прославилась в основном благодаря лицензионному производству немецких истребителей-бипланов Albatros D.II и D.III, ее инженерами был разработан и ряд машин собственной конструкции, в том числе и выпускавшихся серийно. Так уже летом 1915 года был закончен первый проект самолета под маркой Oeffag - это был биплан 50.01. В число машин, разработанных компанией Oeffag, вошел и двухместный самолет-разведчик и легкий бомбар╜дировщик C.II.

В феврале 1916 года компания Oeffag получила контракт на поставку авиационным подразделениям Императорско-королевской армии (Luftfahrtruppen - LFT) 32 самолетов 52-й серии, получивших номера с 52.01 по 52.32. Машины несли стандартный набор оборудования и были оснащены рядными шестицилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Austro-Daimler AD 6 серии 17, развивавшими по 160 л.с. (118 кВт).

Первые три прототипа 52.01, 02 и 03 были завершены в конце марта, а серийное производство предполагалось развернуть в последних числах апреля этого же года. Однако этого не произошло, так как опытные образцы ещё не завершили испытания в Императорско-королевском авиационном арсенале (K.u.K. Fliegerarsenal - Flars) и в ходе их подвергались различным доработкам. Так, например, второй прототип 52.02 получил приподнятую вверх турель в кабине стрелка-наблюдателя. Также у него были доработаны система управления, которая первоначально была слишком жесткой, и система охлаждения двигателя. На другом прототипе был испытан руль высоты без роговой компенсации.

В результате серийное производство самолета началось лишь в августе 1916 года. Поскольку по некоторым параметрам летных характеристик изготовленные машины не соответствовали строгим требованиям LFT, то компания Oeffag была оштрафована. Тем не менее, современных типов самолетов данной категории не хватало, так что машины 52-й серии были приняты на вооружение и получили обозначение Öeffag C.II.

Конструкция самолета-разведчика и легкого бомбардировщика Oeffag C.II была типичной для своего времени цельнодеревянной. Основу фюзеляжа прямоугольного поперечного сечения составляла деревянная ферма, обшитая фанерой. Двухлонжеронные крылья были обтянуты полотном и соединялись между собой четырьмя парами стоек (по две пары с каждой стороны). Стойкам, изготовленным из стальных труб, был придан аэродинамический профиль при помощи деревянных обтекателей, после чего вся конструкция стойки оклеивалась полотном. Жёсткость бипланной коробки обеспечивалась системой проволочных расчалок.

Элероны и рули высоты и направления имели силовой набор из стальных труб и полотняную обшивку. Конструкция киля и стабилизатора горизонтального оперения была аналогичной. Рули высоты и направления имели аэродинамическую роговую компенсацию.

Силовая установка состояла из шестицилиндрового двигателя Austro-Daimler AD 6 серии 17, вращавшего двухлопастный деревянный винт. Водяной радиатор был установлен над двигателем перед передней кромкой верхнего крыла, конструктивно состоявшего из двух полукрыльев (центроплан отсутствовал).

Стандартное вооружение Oeffag C.II состояло из неподвижного несинхронизированного 8-мм пулемета Schwarzlose M 7/12, установленного в съемном контейнере тип II VK и размещенного над верхним крылом вне зоны ометания винта, и такого же пулемета на подвижной кольцевой турели в кабине стрелка-наблюдателя (иногда самолеты летали без переднего неподвижного пулемета). Также в кабине стрелка-наблюдателя должны были размещаться легкие бомбы, фотокамера, сигнальный пистолет, футляр с картами, а позднее и радиостанция.

С осени 1916 года, но преимущественно с начала 1917 года серийные C.II (самолеты 52-й серии) - как правило, по три экземпляра - поступали в 3-й, 5-й, 13-й, 14-й, 18-й, 20-й, 22-й, 25-й, 27-й и 30-й авиаотряды (Fliegerkompanie - Flik), действовавшие на русском фронте, в качестве пополнения или замены самолетов старых типов Aviatik B.II/B.III. Машины использовались в основном в качестве разведчиков, артиллерийских корректировщиков (для этой цели применялись самолеты, оборудованные радиостанциями) и легких бомбардировщиков.

Фронтовая эксплуатация Oeffag C.II выявила ряд недостатков этих машин, среди которых отмечалась теснота кабины стрелка-наблюдателя, где не умещалось все необходимое и дополнительное оборудование, а также вооружение. Кроме того, пилоты жаловались на низкую крейсерскую скорость, недостаточную маневренностью, малые дальность полета и потолок и высокую посадочную скорость; также с их точки зрения управление самолетом по-прежнему было слишком жестким, а полет на нем - напряженным.

Тем не менее, несмотря на отмеченные выше недостатки, в декабре 1916 года (в это время компания Oeffag заканчивала производство первой партии машин) LFT заказывает вторую партию самолетов 52-й серии также в количестве 32 экземпляров, в которых должны были быть учтены замечания к самолетам первой серии. Легкие бомбардировщики и самолеты-разведчики второй серии C.II получили обозначение 52.5 и серийные номера с 52.50 по 52.81.

Все запланированные изменения конструкции C.II были испытаны компанией Öeffag на самолете с номером 50.07, но запланированный к установке 185-сильный (136 кВт) двигатель Austro-Daimler AD 6 серии 18 получили лишь первые несколько машин, поскольку моторы данного типа в первую очередь устанавливались на истребители. В результате большинство новых C.II (серии 52.5) оснащалось всё теми же Austro-Daimler AD 6 серии 17.

Изготовленные машины были переданы Flars, а оттуда в свою очередь были распределены в авиаотряды, действовавшие на русском (5-й, 11-й, 13-й, 18-й, 22-й и 26-й Flik) и румынском (31-й, 36-й и 44-й Flik) фронтах. Несколько машин действовали в Албании в составе 6-го Flik.

С начала лета 1917 года большая часть самолетов-разведчиков и легких бомбардировщиков C.II обеих серий стала постепенно выводиться из боевых подразделений в тыловые. Хотя в LFT самолеты данного типа послужили хорошую службу, они были не слишком популярными: низкие характеристики быстро сделали C.II устаревшими, и летчики без сожаления расставались с ними.

Снимаемые с вооружения самолеты возвращались компании-производителю или передавались Flars, где переделывались в учебные с установкой двойного управления. Второй комплект органов управления устанавливался в бывшей кабине стрелка-наблюдателя, которая при этом лишалась кольцевой пулеметной турели и другого оборудования, зато получала в своей передней части прозрачный козырек.

Учебные C.II передавались в учебные Flik и запасные авиаотряды (Fliegerersatzkompanie - Flek), расположенные во внутренних районах Австро-Венгрии далеко от зоны ведения военных действий. В августе 1918 года в боевых частях LFT еще числились шесть C.II, ряд других машин этого типа использовался для доставки военной корреспонденции, летая между фронтом и тыловыми районами. В заключение следует сказать, что после окончания Первой Мировой войны несколько C.II оказались в восстановленной Польше и в новообразованной Чехословакии.




ЛТХ:
Модификация Oeffag C.II
Размах крыла, м 12.71
Длина, м 8.40
Высота, м 3.27
Площадь крыла, м2 38.00
Масса, кг
пустого самолета 885
максимальная взлетная 1205
Тип двигателя 1 ПД Austro-Daimler AD6
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 140
Крейсерская скорость, км/ч 135
Продолжительность полета, ч.мин 2.24
Практический потолок, м 4700
Экипаж, чел 2
Вооружение: один синхронный передний 8-мм пулемет Schwarzlose, и
одного подвижного пулемета той же марки и калибра на кольцевой турели в кабине наблюдателя
легкие бомбы

Oeffag CF (50.14)


Разработчик: Oeffag
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1918
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация


В конце 1917 года австрийская фирма Oesterreichische Flugzeugfabrik (Oeffag) начала проектирование собственного истребителя, получившего обозначение Oeffag CF. Это был одноместный деревянный одностоечный триплан, оснащенный шестицилиндровым двигателем водяного охлаждения Austro-Daimler мощностью 225 л.с. Вооружен был истребитель вполне стандартно - двумя передними синхроннизированными 8-мм пулеметами Schwarzlose.

Летные испытания прототипа с бортовым номером 50.14 состоялись в мае 1918 года. В ходе проведенных испытаний стало ясно, что триплан значительно уступаем истребителям-бипланам, но не смотря на это машину все же представили на конкурсе истребителей, проходившем в Асперне в июле этого же года.

Как и ожидалось этот конкурс подтвердил первоначальные выводы - истребитель Oeffag был слишком тяжелым и неповоротливым. После конкурса его вернули на завод, где он прошел переделку крыльев и замену двигателя (был установлен 200-сильный Austro-Daimler). На этом работы по проекту свернули.




ЛТХ:
Модификация Oeffag CF
Размах крыла, м 8.40
Длина, м 6.40
Высота, м 2.98
Площадь крыла, м2 23.80
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 970
Тип двигателя 1 ПД Austro-Daimler
Мощность, л.с. 1 х 225
Максимальная скорость , км/ч
Крейсерская скорость , км/ч
Продолжительность полета, ч.мин
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: два передних синхронных 8-мм пулемета Schwarzlose

Oeffag D.II(III)


Разработчик: Oeffag
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация


Осенью 1916 года австрийская фирма "Остеррейхиш Флюгцойгфабрик АГ" (сокращенно - Оэффаг) приобрела лицензию на производство немецкого истребителя "Альбатрос" D.II. Инженеры фирмы слегка переработали немецкий проект под австрийский двигатель и вооружение, и в январе 1917 года первый прототип новой машины Oeffag D.II с заводским индексом 53.01 вышел на летные испытания. Он был оснащен рядным шестицилиндровым мотором водяного охлаждения "Австро-Даймлер" Dm-185 мощностью 185 л.с. и вооружен одним синхронным пулеметом "Шварцлозе", установленным справа от двигателя. В конце мая самолет начал поступать на фронт.

Благодаря более мощному мотору летные данные лицензионного истребителя получились выше, чем у немецкого оригинала. Фирма получила заказ на 50 экземпляров (заводское обозначение - Bauart 53 - "серия 53", сокращенно - Ва.53), из которых успели построить только 15, после чего схему бипланной коробки изменили по типу "Альбатроса" D.III, уменьшив размеры нижнего крыла и установив V-образные межкрыльевые стойки.

Самолет сразу пошел в производство под обозначением Oeffag D.III "серия 53", построено 45 экземпляров. Машины выходили с завода с полностью закапотированным двигателем, но в частях обычно снимали верхний обтекатель, закрывавший головки цилиндров, чтобы улучшить охлаждение. Винты - деревянные, двухлопастные, диаметром 2750 мм, производства фирм "Ярай", "Интеграл" или "Гайдук". Вооружение - два пулемета "Штейр" или "Шварцлозе М7/12" или M7/16R калибра 8 мм, установленные слева и справа от двигателя. Пулеметы стреляли через диск винта с помощью синхронизатора "Даймлер", "Призель" или "Бернацик".

В июне 1917г. на самолет установили новую модификацию двигателя "Австро-Даймлер" мощностью 200л.с. С этим мотором было выпущено 280 машин под индексом "серия 153" (Ва.153). Последние из них имели винт без кока (от кока отказались, поскольку его иногда срывало в полете) и полусферический носовой обтекатель фюзеляжа.

Девять машин были выпущены в разведывательном варианте с аэрофотоаппаратами за кабиной пилота. "Оэффаг" широко применялся с лета 1917 года и до конца войны на итальянском фронте.

В начале 1918 года появилась очередная версия "Австро-Даймлера", мощность которой удалось повысить до 225 л.с. Модификация "Альбатроса" с этим мотором получила обозначение "серия 253" (Ва.253). Силовой набор крыла был усилен фанерными накладками. Вооружение аналогично предыдущей версии, винт без кока по типу поздних Ва.153.

Самолет обладал выдающимися летными характеристиками, намного превышавшими данные немецкого "Альбатроса" D.III и даже - более поздней его модификации - D.V. Самолеты серии 253 считаются лучшими истребителями Австро-Венгерской империи.

Фирме "Оэффаг" заказали 230 экземпляров новой машины, затем заказ был увеличен еще на 100 штук. Первые серийные Ва.253 попали на фронт в мае 1918-го. До выхода Австро-Венгрии из войны успели построить 201 самолет. Выпуск продолжался еще некоторое время после подписания перемирия, пока не был прекращен по требованию держав-победительниц, запретивших странам, проигравшим мировую войну, развивать военную авиацию.

"Оэффаги" были весьма популярны среди пилотов, особенно это относилось к самолетам 253-й серии. В 1919 году 38 таких машин приобрела Польша, которая использовала их в войне с Советской Россией. Еще четыре экземпляра купила Чехословакия.

Некоторое число самолетов этого типа после распада Австро-Венгерской империи досталось Венгрии и Югославии. Югославы применяли их в пограничном конфликте с Италией, а венгры - в войне с Румынией.


Модификации :
Серия 53 двигатель "Австро-Даймлер", 185 л.с. Построено 45 экземпляров.
Серия 153 двигатель "Австро-Даймлер", 200 л.с. В серии с июня 1917 г. Построено 280 штук.
Серия 253 двигатель той же фирмы, форсированный до 245 л.с. Винт без кока. Носовая часть фюзеляжа имела полукруглую законцовку. Выпускался с мая 1918 г. До конца войны построен 201 экземпляр.



ЛТХ:
Модификация Серия 153 Серия 253
Размах крыла, м 9.00 9.00
Длина, м 7.37 7.35
Высота, м 2.98 2.98
Площадь крыла, м2 20.64 20.64
Масса, кг
пустого самолета 690 716
нормальная взлетная 964 1005
Тип двигателя 1 ПД Austro-Daimler 1 ПД Austro-Daimler
Мощность, л.с. 1 х 200 1 х 245
Максимальная скорость , км/ч 188 202
Крейсерская скорость , км/ч 167 187
Продолжительность полета, ч.мин 2.30 2.30
Максимальная скороподъемность, м/мин 267 278
Практический потолок, м 5800 6000
Экипаж, чел 1 1
Вооружение: два передних синхронных 8-мм пулемета Schwarzlose

Oeffag G


Разработчик: Oeffag
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1915
Тип: Многоцелевая летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Австрийский инженер и авиаконструктор Йозеф Микл (Josef Mickl) родился 8 июня 1885 года в городе Клагенфурт. В 1909 году он закончил Венский технический университет и в этом же году поступил на службу в Военно-морской флот Австро-Венгрии. Летом 1909 года Микл с друзьями собрал и испытал свой первый аэроплан.

В начале 1910 года Йозефа Микла назначают командиров военно-морского арсенала в Пуле. Специально для морской авиации (k.u.k. Marineluftwaffe (MLW)) он начинает конструировать вспомогательный гидросамолет, названный Marineapparat I. В Пуле он построил еще несколько гидросамолетов.

В начале Первой Мировой войны Микл по заказу Kaiserlich und Königlich Seefliegerkorps (K.u.K. Seefliegerkorps) разработал для компании Oeffag (Oesterreichische Flugzeugfabrik AG) проект многоцелевой летающей лодки Oeffag G. Это был трехместный двухстоечный биплан, оснащенный тремя поршневыми двигателями. Вооружение лодки состояло из передней 66-мм пушки D/20 и легких бомб общей массой до 600 кг. Пушки устанавливались только на первых лодках, а дальше ее заменили на 8-мм пулемет на подвижной турели.

C 1915 по 1916 год было построено 10 экземпляров летающей лодки, отличавшихся силовой установкой и вооружением. Первые три (G1-G3) оснащались шестицилиндровыми двигателями Hiero мощностью 200 л.с. (150 кВт), затем четыре (G4-G7) с шестицилиндровыми Austro-Daimler мощностью 250 л.с. (185 кВт), еще две четырехместные (G8-G9) получили 310-сильные Hiero и последний G12 был оснащен 250-сильным Austro-Daimler. Два экземпляра G10 и G11 так и не были достроены.







ЛТХ:
Модификация Oeffag G
Размах крыла, м 24.36
Длина, м 17.10
Высота, м 5.46
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 5000
Тип двигателя 1 ПД Austro-Daimler
Мощность, л.с. 1 х 250
Максимальная скорость, км/ч 130
Крейсерская скорость, км/ч 110
Продолжительность полета, ч.мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 3-4
Вооружение: одна 66-мм пушка D/20 или один 8-мм пулемет на подвижной турели
до 600 кг бомб

Oeffag H


Разработчик: Oeffag
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель - летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Австрийский пилот-ас Готтфрид Банфильд, в начале Первой Мировой войны летал на многих гидросамолетах и летающих лодках. В 1916 году он пересел на истрбитель-летающую лодку Hansa-Brandenburg CC с бортовым номером A12.

В следющем году боевые успехи Банфильда на летающих лодках побудили инженера Йозефа Микла (Josef Mickl), ведущего конструктора фирмы Oeffag (Oesterreichische Flugzeugfabrik AG), создать специально для "орла Триеста" одноместный гидроистребитель Oeffag H. Разработанный им самолет А11 был немного крупнее, чем А12, но мощный мотор Hiero в 200 л.с. позволял ему развивать более высокую скорость. Кроме того, А11 был вооружен не одним, а двумя пулеметами с огромным по тем временам боекомплектом - 750 патронов на ствол.

Впрочем, именно оружие, казавшееся таким мощным, на деле оказалось "ахиллесовой пятой" новой машины. В первом же бою 19 марта у Банфильда заклинило пулеметы. Та же беда повторилась в следующей воздушной схватке 4 апреля. Но несмотря на досадный дефект вооружения, самолет Банфильду понравился. Скоростной, маневренный, легкий в управлении гидроплан, выкрашенный в серо-голубой защитный цвет, даже получил от летчика прозвище "Голубое чудо".

Единственную победу на "чуде" Банфильд одержал 31 мая, когда поздно вечером итальянские летающие лодки бомбили австрийские позиции у Санта Андреа. В 23.30 Банфильд атаковал и сбил одну из них. Итальянский самолет рухнул в воду, а Банфильд вернулся в Триест. Садиться пришлось уже в полной темноте, но мастерство морского аса помогло избежать аварии. Ранним утром следующего дня экипаж итальянского патрульного катера сумел подойти к вражескому берегу и подобрать плавающие на воде обломки сбитого накануне гидроплана. Австрийцы лишились "сувенира", но Банфильду все же зачли его ночной успех, ставший девятой и последней официальной победой "орла Триеста".

В течение следующих двух месяцев Банфильд не участвовал в воздушных боях. По приказу командования ему пришлось заняться более актуальной, хотя и не столь "престижной" работой - ведением разведки и штурмовкой вражеских наземных позиций. По счастью, его миновал зенитный огонь и этот период службы закончился для морского аса благополучно.

Только 4 августа у Банфильда вновь появился шанс пополнить свой боевой счет. В ночном патрульном полете он увидел "Капрони", идущий к городу Паренцо. Оставаясь незамеченным, он приблизился к бомбардировщику на 50 метров и дал очередь по мотору. Прицел был точен: двигатель задымил и вражеский самолет пошел на снижение. У самой земли "бомбовоз" выровнялся, но скорость его резко упала. Казалось, еще один залп, и десятый трофей будет в кармане. Готтфрид взял на мушку другой двигатель и нажал на спуск... пулеметы молчали! "Голубое чудо" вновь подвело своего владельца. "Итальянец" на двух моторах пересек линию фронта, дальнейшее преследование уже не имело смысла.

Тем не менее, Готтфрид с непонятным упорством продолжал летать на А11. На нем он провел еще несколько воздушных боев, но всякий раз победа в последний момент ускользала из рук. Так, 21 сентября Банфильд, совместно с пилотом другого гидроистребителя атаковал итальянскую летающую лодку у Голаметто. От нескольких попаданий в мотор вражеский самолет вспыхнул. Охваченная пламенем машина круто пошла вниз, но густой туман у земли скрыл место падения. Обломки сбитого самолета так и не были найдены, и победа осталась незачтенной.

Только в январе 1918 года Банфильд оставил А11 в пользу более нового самолета Hansa-Brandenburg W.18, конструкции тогда еще малоизвестного инженера Эрнста Хейнкеля. "Орел Триеста" воевал на нем несколько месяцев, однако 26 мая почему-то вновь решил вылететь на задание в кабине "голубого чуда". Этот вылет едва не стал для него роковым. Вновь дадим слово самому Банфильду: "Вражеские торпедные катера, как сообщила наша телеграфная станция, двигались со скоростью 25-28 узлов к бухте Муд-жиа, к югу от Триеста. Они вооружены пулеметами. Я немедленно вылетел на А11, оснащенном двумя фиксированными пулеметами с боекомплектом в 1500 трассирующих патронов. Благодаря местному флотскому командованию прожекторные посты направили свои лучи так, чтобы мы могли видеть цель.

Едва взлетев над морем, я увидел катер на расстоянии 1000 м. Я ринулся на него на полной скорости, открыв огонь с дистанции 200 м и высоты 5 м. Первая цель была поражена, катер лежал разбитым на воде. Затем я атаковал второй катер, а потом и третий.

Во время третьей атаки фосфорная (трассирующая - прим. авт.) пуля, выпущенная со второго катера, ранила меня в левую берцовую кость. Рычаг управления также был перебит, и я потерял возможность пользоваться пулеметами. Одной рукой я зажимал рану, другой же вел аппарат при помощи неразбитой части ручки управления.

Из последних сил я приводнился возле прожектора, установленного в рыбацкой гавани, и потерял сознание. Следующее, что я помню, - это операционный стол городского госпиталя. Рана была достаточно серьезной из-за фосфора, но через месяц мне вновь было возвращено здоровье".

"Орел Триеста" вернулся в небо над городом в понедельник 5 августа. Триест непрерывно подвергался массированным воздушным налетам. Банфильд на отремонтированном "голубом чуде" и его поредевший отряд безуспешно пытались остановить врага.

В конце своей военной карьеры линейншиффслейтенант Готтфрид фон Банфильд (приставка "фон" появилась с присвоением ему дворянского титула) летал как на гидропланах, так и на армейских истребителях Phoenix DI. Но последний воздушный бой 18 сентября 1918 г. он провел на любимом гидроплане Oeffag H "голубое чудо" (правда к этому времени окраску летающей лодки сменили на стандартную защитную), построенном специально для него.



ЛТХ:
Модификация Oeffag H
Размах крыла, м 12.16
Длина, м 8.58
Высота, м 3.90
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Hiero
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Продолжительность полета, ч.мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: два 7.92-мм пулемета Schwarzlose M17/12 с 750 патронов на ствол