PIK
S%^Tt$ - 1755000550000
PIK-11 Tumppu


Разработчик: PIK
Страна: Финляндия
Первый полет: 1953
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Политехнический авиационный клуб (Polyteknikkojen ilmailukerho - PIK) был организован при Хельсинском Технологическом университете 26 марта 1931 года. При клубе существовала собственное конструкторское бюро. Первоначально участники PIK разрабатывали планеры (PIK-1 до PIK-7). Затем были созданы два проекта самолетов - PIK-8 (конструктор Юхани Хейнонен) и PIK-9 (Раймо Хаккинен). Но они остались только на бумаге. Первым реализованным проектом клуба стал самолет PIK-10 "Paukkulauta". Это был переделанный под двигатель BMW планер Grunau Baby II.

В августе 1949 году в КБ PIK начались работы по созданию легкого многоцелевого самолета PIK-11 Tumppu - одноместного свободнонесущего низкоплана. Руководили проектом профессор Арво Юлинен (Arvo Ylisen) и инженеры Кай Меллен (Kai Mellén) и Илкка Лоунанмаа ( Ilkka Lounanmaa).

Первоначально в качестве силовой установки был выбран 40-сильный двигатель Continental A-40-5, купленный в Великобритании всего за 75 фунтов стерлингов, но затем было решено использовать приобретенный в США более мощный четырехцилиндровый Continental A65-8 (65 л.с.).

Первый полет прототипа PIK-11 (OH-YMA) состоялся 15 марта 1953 г. После успешных испытаний с 1955 года началось строительство четырех серийных самолетов OH-YHB, -YMC, -YHC и -YHE. Специально для авиационных соревнований прототип был переоборудован 75-сильным двигателем Continental.






ЛТХ:
Модификация PIK-11
Размах крыла, м 8.00
Длина, м 5.50
Высота, м 1.65
Площадь крыла, м2 9.00
Масса, кг
пустого самолета 235
максимальная взлетная 400
Тип двигателя 1 ПД Continental A65-8
Мощность, л.с. 1 х 65
Максимальная скорость , км/ч 220
Крейсерская скорость , км/ч 175
Практическая дальность, км 850
Скороподъемность, м/мин 300
Практический потолок, м
Макс.эксплуатационная перегрузка 5.5
Экипаж, чел 1

PIK-15 Hinu


Разработчик: PIK
Страна: Финляндия
Первый полет: 1964
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Политехнический авиационный клуб (Polyteknikkojen ilmailukerho - PIK) был организован при Хельсинском Технологическом университете 26 марта 1931 года. При клубе существовала собственное конструкторское бюро. Первоначально участники PIK разрабатывали планеры (PIK-1 до PIK-7).

В 1960 году в Политехническом авиационном клубе началась разработка легкого многоцелевого самолета для гражданских аэроклубов PIK-15 Hinu. Авторами проекта были Кай Меллен (Kai Mellén), Илкка Лунамаа (Ilkka Lounamaa) и Юсси Ринта (Jussi Rinta).

Прототип самолета был изготовлен в 1962 году, однако доводка самолета заняла почти два года и его первый состоялся только 29 августа 1964 года. Прототип представлял собой двухместный свободнонесущий низкоплан, оснащенный американским двигателем Lycoming O-320A мощностью 150 л.с. (112 л.с.).

Еще в ходе испытаний конструкция самолета дорабатывалась, в результате фюзеляж серийных машин был удлинен почти на 20 сантиметров, а двойное управление в кабине заменили на одну Y-образную ручку управления самолетом.

Самолет получился довольно удачным и в короткое время было получено сразу десять предварительных заказов на PIK-15. Но производственные возможности клуба не позволяли удовлетворить эти заказы. Руководство клуба обратилась к финской компании KK Lehtovaar для выпуска серийных машин, но и там не удалось наладить нормальный выпуск самолетов.

Из-за всех этих трудностей с производством в 1960-х года было выпущено кроме прототипа еще 5 серийных PIK-15 и в 1970-х - 4 экземпляра. Чаще всего их использовали для буксировки планеров в аэроклубах. В 2015 году восемь самолетов еще находились в летном состоянии.





ЛТХ:
Модификация PIK-15
Размах крыла, м 10.00
Длина, м 6.30
Высота, м
Площадь крыла, м2 14.00
Масса, кг
пустого самолета 502
максимальная взлетная 764
Тполиво, л 100
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-320A
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость , км/ч 230
Крейсерская скорость , км/ч 205
Практическая дальность, км 750
Скороподъемность, м/мин 426
Практический потолок, м 8600
Макс.эксплуатационная перегрузка 4.55
Экипаж, чел 2

PIK-18 Sytky


Разработчик: PIK
Страна: Финляндия
Первый полет: 1976
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 1950-х годов инженер Политехнического авиационного клуба (Polyteknikkojen ilmailukerho - PIK) Иллка Лоунамаа (Ilkka Lounamaa) разработал проект легкого многоцелевого самолета PIK-18 Sytky. Однако строительство машины началось лишь в начале 1970-х.

Прототип самолета (OH-XTI) совершил первый полет 7 сентября 1976 года. Это был одноместный подкосный высокоплан, оснащенный доработанным автомобильным двигателем воздушного охлаждения Volkswagen с рабочим объемом 1500 куб.см и мощностью 45 л.с. Чуть позднее на самолет установили 53-сильный двигатель VM с рабочим объемом 1600 куб.см.

Невысокие летные характеристики не заинтересовали потенциальных покупателей и PIK-18 остался построенным в единственном экземпляре.







ЛТХ:
Модификация PIK-18
Размах крыла, м 8.00
Длина, м 5.54
Высота, м
Площадь крыла, м2 13.85
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тполиво, л
Тип двигателя 1 ПД VM 1600
Мощность, л.с. 1 х 53
Максимальная скорость , км/ч
Крейсерская скорость , км/ч
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Макс. эксплуатационная перегрузка
Экипаж, чел 1

PIK-19 Muhinu


Разработчик: PIK
Страна: Финляндия
Первый полет: 1972
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В начале 1970-х годов инженеры Политехнического авиационного клуба (Polyteknikkojen ilmailukerho - PIK) Юкки Тервамяки (Jukka Tervamäki), Илкки Рантасало (Ilkka Rantasalo) и Пекки Тамми (Pekka Tammi) разработали проект легкого многоцелевого самолета PIK-19 Muhinu.

Прототип самолета совершил первый полет 26 марта 1972 года. Это был двухместный композитный свободнонесущий низкоплан, оснащенный американским двигателем Lycoming O-320-B2BC мощностью 160 л.с. (120 л.с.) с двухлопастным металлическим пропеллером McCauley1A-175/GM-8241 или 1C-172/MGM-7657.

Несмотря на хорошие летные данные в серию машина не пошла. Единственный экземпляр самолета (OH-MHX) эксплуатировался в течении 21 года налетав 5217 часов летного времени и отбуксировав около 40 000 планеров. В июне 1994 года в результате аварии, связанной с двигателем, PIK-19 был разрушен.







ЛТХ:
Модификация PIK-19
Размах крыла, м 10.00
Длина, м 6.90
Высота, м 2.60
Площадь крыла, м2 14.00
Масса, кг
пустого самолета 560
максимальная взлетная 840
Тполиво, л 150
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-320-B2BC
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость , км/ч 240
Крейсерская скорость , км/ч 220
Практическая дальность, км 950
Скороподъемность, м/мин 420
Практический потолок, м
Макс. эксплуатационная перегрузка
Экипаж, чел 2

PIK-21 Super Sytky


Разработчик: PIK
Страна: Финляндия
Первый полет: 1981
Тип: Легкий спортивный самолет
ЛТХ Доп. информация



В начале 1970-х годов в Polyteknikkojen Ilmailukerho (PIK) - лётного клуба Хельсинкского политехнического института началась разработка нового легкого спортивного самолёта PIK-21 Super Sytky. Руководил проектом инженер Finair Кай Меллен (Kai Mellén). Не смотря на название этот проект не был развитием модели PIK-18 Sytky, зато в нем чувствовалось большее влияние конструкции Monnett Sonerai. Предназначался самолет для участия в соревнованиях Formula V.

Первый экземпляр самолета (OH-XTM) был закончен 20 января 1981 года, а его первый полет состоялся 16 мая этого же года. PIK-21 представлял собой деревянный одноместный свободнонесущий среднеплан с фюзеляжем типа полумонокок, оснащенный двигателем VM с рабочим объемом 1600 куб.см и мощностью 53 л.с. Эта силовая установка позволяла самолету развивать максимальную скорость в 255 км/ч (Vne - 300 км/ч).

В 2004 году был построен второй экземпляр самолета OH-XMR.





ЛТХ:
Модификация PIK-21
Размах крыла, м 5.30
Длина, м 5.16
Высота, м 1.40
Площадь крыла, м2 7.20
Масса, кг
пустого самолета 199
максимальная взлетная 320
Тполиво, л 200
Тип двигателя 1 ПД VM 1600
Мощность, л.с. 1 х 53
Максимальная скорость , км/ч 255
Крейсерская скорость , км/ч 210
Практическая дальность, км 885
Скороподъемность, м/мин 300
Практический потолок, м 3635
Макс. эксплуатационная перегрузка
Экипаж, чел 1

PIK-23 Towmaster


Разработчик: Valmet (PIK)
Страна: Финляндия
Первый полет: 1982
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 1970-х годов члены Polyteknikkojen Ilmailukerho (PIK) - лётного клуба Хельсинкского политехнического института начали разработку нового легкого многоцелевого самолёта PIK-23 Towmaster (название проекта - Suhinu). Он должен был использоваться как буксировщик планеров/мишеней, а также для первоначального обучения лётчиков.

Изначально планировалось доработать предыдущий проект PIK - PIK-19 Muhinu. Но в итоге решили разработать новый самолёт с "нуля". Получился аккуратный двухместный низкоплан с трёхстоечным неубираемым шасси, оснащенный четырехцилиндровым двигателем Avco Lycoming O-360-A4M мощностью 180 л.с.

PIK-23 был полностью выполнен из армированного пластика, в отличие от большинства самолётов этого же класса. Это в существенной мере позволило снизить вес воздушного судна, и повысить его прочностные характеристики, а следовательно, и увеличить надёжность осуществляемых полётов. Тем не менее, в связи с применением композитных материалов самолёт в значительной мере подорожал.

Самолёт Townmaster обладает хорошей аэродинамической формой, что в значительной мере снижает лобовое сопротивление при полёте, и способствует повышению манёвренности этого летательного аппарата, что немаловажно с учётом его целевого назначения.

Первый полет самолета (OH-TOW) состоялся 22 марта 1982 года. Второй экземпляр (OH-TUG) полетел в апреле 1983 года. Несмотря на широкую рекламную кампанию, заказов на новый самолёт не нашлось - рынок буксировщиков был перенасыщен. Проект закрыли. Оба построенных прототипа Valmet PIK-23 Towmaster летают и в наши дни (данные 2018 года).





ЛТХ:
Модификация PIK-23
Размах крыла, м 10.00
Длина, м 7.19
Высота, м 2.90
Площадь крыла, м2 14.00
Масса, кг
пустого самолета 590
максимальная взлетная 870
Тполиво, л 200
Тип двигателя 1 ПД Avco Lycoming O-360-A4M
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость , км/ч 250
Крейсерская скорость , км/ч 220
Практическая дальность, км 1250
Скороподъемность, м/мин 348
Практический потолок, м 3650
Макс. эксплуатационная перегрузка
Экипаж, чел 2

PIK-25 Varttimarkka


Разработчик: PIK
Страна: Финляндия
Первый полет: 2007
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1983-году в Polyteknikkojen Ilmailukerho (PIK) - лётного клуба Хельсинкского политехнического института началась разработка нового легкого многоцелевого самолёта PIK-25 Varttimarkka. Это был двухместный свободнонесущий низкоплан, оснащенный двигателем VW HO4. Проект был завершен, но финансирование на реализацию так и не было найдено.

В 2007 году энтузиаст Ярмо Хакала (Jarmo Hakala) из летного клуба Finair построил единственный экземпляр PIK-25 (OH-XXV). От оригинального проекта этот самолет отличался только силовой установкой - на нем стоял 100-120-сильный дизельный двигатель Volkswagen VW 1.9 TDI-JH1.







ЛТХ:
Модификация PIK-25
Размах крыла, м 8.80
Длина, м 6.60
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 595
максимальная взлетная 850
Тполиво, л 240
Тип двигателя 1 ПД VW 1.9 TDI-JH1
Мощность, л.с. 1 х 100-120
Максимальная скорость , км/ч 200
Крейсерская скорость , км/ч 185
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Макс. эксплуатационная перегрузка 3.8
Экипаж, чел 2

PIK-26 Mini-Sytky


Разработчик: PIK
Страна: Финляндия
Первый полет: 1996
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В середине 1990-х годов в Polyteknikkojen Ilmailukerho (PIK) - лётном клубе Хельсинкского политехнического института началась разработка нового легкого многоцелевого самолёта PIK-26 Mini-Sytky. Главным конструктором проекта стал Кай Меллен (Kai Mellen).

Первый прототип самолета поднялся в воздух в 1996 году. Это был деревянный одноместный свободнонесущий низкоплан, оснащенный двухцилиндровым двигателем Citroen Visa мощностью 35 л.с. (25 кВт). После успешных испытаний машина была запушена в серийное производство.

PIK-26 продавался в виде наборов для самостоятельной сборки по цене от 9000 до 12000 долларов США либо в виде полного комплекта чертежей. Самолет стал одним из наиболее удачных разработок клуба - всего было построено по разным данным около десятка (либо чуть больше) экземпяров.







ЛТХ:
Модификация PIK-26
Размах крыла, м 5.24
Длина, м 4.33
Высота, м 1.22
Площадь крыла, м2 6.00
Масса, кг
пустого самолета 144
максимальная взлетная 250
Тполиво, л 27
Тип двигателя 1 ПД Citroen Visa
Мощность, л.с. 1 х 35
Максимальная скорость , км/ч 190
Крейсерская скорость , км/ч 170
Практическая дальность, км 450
Скороподъемность, м/мин 192
Практический потолок, м
Макс. эксплуатационная перегрузка 3.8
Экипаж, чел 1

PIK-27 Sehinu


Разработчик: Windcraft, PIK
Страна: Финляндия
Первый полет: 2006
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 1990-х годов в Polyteknikkojen Ilmailukerho (PIK) - лётном клубе Хельсинкского политехнического института началась разработка нового легкого многоцелевого самолёта PIK-27 Sehinu. Главным конструктором проекта стал Аки Суокас (Aki Suokas). Модель самолета (1:3) была испытана 7 декабря 1997 году.

В начале 2000-х самолетом заинтересовалась компания Windcraft Oy из Лахти. Уже с их помощью был построен и испытан прототип (OH-XYA). Его первый полет состоялся 16 декабря 2006 года. Это был одноместный свободнонесущий низкоплан, оснащенный четырехцилиндровым двигателем Rotax 914 мощностью 115 л.с. Серийные самолеты планируется оснащать двигателями компании RAM Performance Ltd.






ЛТХ:
Модификация PIK-27
Размах крыла, м 9.10
Длина, м 6.13
Высота, м
Площадь крыла, м2 9.00
Масса, кг
пустого самолета 410
максимальная взлетная 595
Тполиво, л 90
Тип двигателя 1 ПД Rotax 914
Мощность, л.с. 1 х 115
Максимальная скорость , км/ч 270
Крейсерская скорость , км/ч 198
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин 360
Практический потолок, м 6000
Макс. эксплуатационная перегрузка 4.7
Экипаж, чел 1