Percival
S%^Tt$ - 1755000550000
EP.9


Разработчик: Percival
Страна: Великобритания
Первый полет: 1955
Тип: Легкий сельскохозяйственный самолет
ЛТХ Доп. информация



Эдгар Персиваль (Edgar Percival) сделал себе имя в 1930-е годы, разработав семейство легких самолетов Gull. Фирма Percival после окончания Второй мировой войны выпускала учебно-тренировочные самолеты Prentice и Provost, затем она была куплена компанией Hunting Group, которая со временем вошла в состав British Aircraft Aerospace (ныне ВАЕ Systems).

В 1954 году уроженец Австралии Эдгар Персиваль основал в британском Стаплфорде новую фирму Edgar Percival Aircraft Ltd и приступил к проектированию высокоплана общего назначения, известного как Edgar Percival EP.9. Самолет создавался, прежде всего, как сельскохозяйственный и легкий транспортный.

Это был высокоплан, оснащенный двигателем Lycoming GO-480-B1 мощностью 270 л.с. За кабиной пилота (где мог разместиться еще один пассажир) располагался пассажирский отсек на 4 человека. Двери отсека позволяли размещать в салоне ящики, бочки с топливом до 45 галлонов и даже некрупный домашний скот.

Прототип самолета (G-AOFU) совершил первый полет 21 декабря 1955 года. После демонстрационного тура по Австралии была заказаны первые четыре серийных самолета, из которых два были поставлены в сентябре 1957 года компании "Super Spread Aviation (Pty) Ltd" из Мельбурна, а еще два - в следующем месяце компании "Skyspread Ltd" из Сиднея.

Всего было построено 20 машин. Самолеты экспортировались в Канаду, Францию, Новую Зеландию и Тасманию. Несколько самолетов, имевших британскую регистрацию, занималось опылением полей за рубежом. В марте 1958 года два EP.9 закупила британская Армия, они эксплуатировались в течение нескольких лет, после чего были проданы гражданским организациям.

В 1958 году права на EP.9 приобрела компания Samlesbury Engineering Ltd, вместе с правами были куплены несколько готовых и частично собранных самолетов. Фирма изменила наименование на Lancashire Aircraft Co. Ltd и собрала три самолета с моторами GO-480-G1A6 мощностью 295 л. с., получивших обозначение Lancashire Prospector Mk I.

В следующем году австралийская фирма Skyspread Limited модернизировала два самолета EP.9 (VH-SSX и VH-FBZ), установив на них радиальные двигатели Armstrong Siddeley Cheetah 10. Эти самолеты получили обозначение Skyspread EP.9. Аналогичный двигатель установили на последний самолет постройки Lancashire, собранный в 1960 году, - он получил обозначение Prospector Mk II. Этот самолет использовался до 1982 года.

Жизнь самолетов EP.9 были длинной и спешной. В ходе ее они успели побыть сельскохозяйственными и легкими транспортными самолетами, а так же использовались как самолеты STOL для армии и для выброски парашютистов. К 2010 году еще использовались 9 экземпляров самолета.






ЛТХ:
Модификация EP.9
Размах крыла, м 13.26
Длина самолета,м 8.99
Высота самолета,м 2.67
Площадь крыла,м2 21.14
Масса, кг
пустого самолета 912
максимальная взлетная 1610
Тип двигателя 1 ПД Lycoming GO-480-В1В
Мощность, л.с. 1 х 270
Максимальная скорость, км/ч 235
Крейсерская скорость, км/ч 195
Практическая дальность, км 933
Практический потолок, м 5335
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 5 пассажиров или 726 кг груза

Gull


Разработчик: Percival
Страна: Великобритания
Первый полет: 1932
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Эдгар У. Персиваль построил опытный экземпляр своего трехместного туристического моноплана Percival Type D.1 "Gull" в Мэйдстоуне в 1932 г. В том же году в гонке на Королевский кубок показал среднюю скорость 229,7 км/час. Компания Percival Aircraft Co. передала субподряд на производство 24 самолетов Type D.2 "Gull" компании George Parnall & Co. Среди использовавшихся силовых установок были двигатели "Cirrus Hermes" IV и DH "Gipsy Major" мощностью 130 л.с. а также "Napier "Javelin" III мощностью 160 л.с. Эти самолеты часто называли "Gull Four".

В 1934 году компания Percival Aircraft начала производить улучшенную модель Type D.3 "Gull Six" с двигателем de Havilland "Gipsy Six" мощностью 200 л.с. Она имела более изящное одноподкосное неубирающееся шасси с обтекателями и детальные улучшения кабины, но сохранила складывающиеся крылья модели "Gull Four". До 1936 года было построено 48 экземпляров D.3.

Четырехместная модификация Type K.1 "Vega Gull" совершила полет в ноябре 1935 г. Самолет имел двойное управление, закрылки и такой же двигатель, как у "Gull Six", на более поздних моделях - моторы "Gipsy Six" Series II мощностью 205 л.с. Самолеты "Vega Gull" достигли нескольких успехов в гонках и полетах на дальние дистанции. Всего было построено 90 машин (последняя в июле 1939 г.). Самолеты "Vega Gull" использовались для связи. Позднее этот тип был усовершенствован в вариант "Proctor".

Специально для британских ВВС была разработана модификация самолёта "Vega Gull", модифицированная под спецификацию 20\38. В течении 1939 г. 24 самолёта были поставлены в 24-ю эскадрилью и ещё два использовались военным атташе Великобритании в Лиссабоне (Португалия). Несколько ранее три гражданских "Vega Gull" перешли в ведение военных и были переданы в пользование посольствам в Буэнос-Айресе и Берлине. В последствии один из этих самолётов был реквизирован немцами. Всего же RAF эксплуатировала в течении войны не менее 21 самолёта этого типа. По две машины находились на службе ВВС Индии и Австралии и ещё один "Vega Gull" летал в Новой Зеландии в составе 1 Communication Unit. Наибольшим долгожителем среди таких машин оказался самолёт с регистрационным кодом G-AEYC. Реквизированный в конце 1939 года он летал всю войну и даже после неё в качестве курьерского самолёта, пока в 1960 году пожар в двигателе не оборвал его летную карьеру.

В 1939-1940 гг. по одному Percival "Gull" были реквизированы для нужд RAF на Ближнем Востоке, Южной Африке и Новой Зеландии. Ещё два самолета находились в Индии и с 1942 г., где выполняли связные функции.


ЛТХ:
Модификация Gull Six
Размах крыла, м 12.04
Длина самолета,м 7.77
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 17.09
Масса, кг
пустого самолета 789
максимальная взлетная 1474
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Six
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость, км/ч 282
Крейсерская скорость, км/ч 241
Практическая дальность, км 1062
Практический потолок, м 5182
Экипаж, чел 3

Mew Gull


Разработчик: Percival
Страна: Великобритания
Первый полет: 1934
Тип: Легкий гоночный самолет
ЛТХ Доп. информация



Percival Mew Gull был британском гоночным самолетом 1930-х годов. Это был небольшой одномоторный одноместный низкоплан деревянной конструкции обычно оснащавшийся шестицилиндровым поршневым двигателем de Havilland Gipsy Six. За свою спортивную карьеру Percival Mew Gull установил много рекордов и считался выдающейся по эффективности конструкцией, которая в своей окончательной форме 1939 года при скромных 205 л.с. достигла максимальной скорости 265 миль/ч (425 км/ч). Тогдашние наблюдатели характеризовали Mew Gull как "святой грааль британских авиагонок". Во второй половине 1930-х годов самолеты Mew Gull были доминирующими в британских авиагонках и последовательно устанавливали рекорды со все лучшим временем, пока в конце 1939 года начавшаяся война не прекратила все гражданские полеты.

Сделав себе имя с гоночным самолетом Percival Gull, в течение нескольких месяцев 1933-34 годов капитан Эдгар У. Персиваль (Capt. Edgar W. Percival) спроектировал и построил его одноместный гоночный вариант первоначально названный E1. С 1934 по 1938 годы на его основе были доработаны варианты E2, E2H и E3H. Применяемое иногда обозначение "P6" было некорректным, ретроспективно оно было создано после того как Персиваль покинул компанию и вскоре после постройки самолетов Mew Gull. Таким образом эти гоночные машины никогда не строились как "P6". За исключением единственного E3H (G-AFAA), который был построен после того как компания переехала в Лутон (Luton), все Mew Gull были изготовлены на небольшом заводе в Грейвсенде (Gravesend). Следует отметить, что E3H хоть визуально очень сильно напоминал E2H фактически был совершенно новой и другой машиной, каждый элемент которой отличался немного отличался от предшественника. И, конечно, на нем не была версия "крыла E2H с усеченными законцовками", как это описано в некоторых источниках.

В конструктивном отношении кроме нескольких незначительных компонентов между Gull IV/Gull VI/Vega Gull и Mew Gull было мало схожего, однако все "чайки" имели похожую общую структуру. Специализированное оборудование, такое как двигатели, воздушные винты, обтекатели, приборы, стойки шасси, колеса и шины, как правило, были общими для всех серий. Гоночные самолеты Mew Gull (за исключением E1 в первоначальной конфигурации) использовали неубирающиеся основные стойки с масляно-пневматическими амортизаторами и свободно-ориентирующийся хвостовой костыль. На крыле были установлены небольшие управляемые вручную щелевые закрылки, но они были "неэффективными даже в полностью выпущенном положении".

Самолет был спроектирован для авиационных гонок с гандикапом, которые приобрел огромную популярность в Великобритании в 1920-е и особенно в 1930-е годы ≈ в так называемый "золотой век" авиации. Гонки на кубок короля Георга V (ежегодные авиационные гонки с гандикапом) были учреждены для оказания помощи в развитии британской легкой авиации и считались самыми важнвми авиагонками Британии. Всего Mew Gull выиграл эти гонки четыре раза.

Прототип G-ACND совершил первый полет в марте 1934 года со 165-сильным двигателем Napier Javelin, еще до первой гонки замененным на болеке мощный и надежный 200-сильный двигатель Gipsy Six, вращавший винт фиксированного шага.

Гонки на кубок короля Георга проводились ежегодно начиная с 1922 года; гонки были с гандикапом: каждый гоночный результат сравнивался со временем, которое комитет устанавливал для самолета данного типа. Чем больше была разница между полученным и предписанным временем, тем были выше шансы на победу. Первоначально кубок победителю вручал король Георг и, как и на шнейдеровских гонках, на этой чаше были выгравированы фамилии и года победителей. После первой гонки было решено, что каждый год победителю будет вручаться новый кубок.

Персиваль записался на участие в гонках на кубок короля Георга в июле 1934 года, но не смог завершить ее. После аварии первоначальный E1 был переработан в очень усовершенствованный вариант E2, причем большую часть проектных работ выполнил Артур Бэйдж (Arthur Bage). В июле 1935 года на G-ACND был установлен французский 180-сильный двигатель Regnier, и самолет участвовал в гонках на кубок Армана Эсдера (Coupe Armand Esders) по 1046-мильному (1683 км) маршруту Довиль ≈ Канны и обратно. Mew Gull пилотировал представитель Персиваля во Франции граф Гуи де Шатобрюн (Count Guy de Chateaubrun), развив среднюю скорость гонки 188 миль/ч (302,5 км/ч). Сразу же после этого вновь был установлен первоначальный британский двигатель de Havilland Gipsy Six. Впоследствии Гуи де Шатобрюн стал единственным пилотом, который выпрыгнул с парашютом из Mew Gull, покинув G-ACND из-за тумана.

В сентябре 1935 года Персиваль, летая на третьем Mew Gull и первом "серийном" E2H, занял первое место в 120-мильной (190 км) гонка, и в июле 1936 года он финишировал четвертым в гонках на кубок короля Георга. Позднее в августе Персиваль финишировал седьмым в 174-мильной (280 км) гонке на приз Фолкстоуна (Folkestone Trophy).

В сентябре 1936 года на личном самолете Эдгара Персиваля G-AEKL был заменен двигатель, а сама машина была модифицирована для участия в гонках Шлезингера (Schlesinger Race). В африканской авиагонке Шлезингера из Англии в Южную Африку длиной 6154 мили (9900 км) должен был принять G-AEKL, но эта машина была снята за десять дней до гонок после фатальной аварии во время выруливания в ливерпульской аэропорту Спеке (Liverpool Speke Airport) (ныне ливерпульский аэропорт имени Джона Леннона). Два других E2H Mew Gull, построенные в то же время как модифицированные G-AEKL, приняли участие в гонках. К сожалению оба самолета не смогли завершить гонку. В состоявшейся в 1937 году гонке на кубок короля Георга восстановленный и перекрашенный G-AEKL под управлением Чарльза Гарднера (Charles Gardner) занял первое место. Самолет был окрашен в цвета Гарднера ≈ темно-синий со светло-голубой надписью и отделкой. На более чем 1442-мильном (2320 км) маршруте Гарднер развил среднюю скорость 234 миль/ч (376,5 км/ч). В этой гонке Персиваль управлял своей шестой и последней построенной Mew Gull ≈ E3H "Super"-Mew Gull, G-AFAA, ≈ финишировав третьим. Еще один E2H пилотировал Алекс Хеншоу (Alex Henshaw).

Состоявшаяся в 1938 году гонка на кубок короля Георга была 1012-мильным (1628 км) соревнованием. В этих гонках приняли участие занявший первое место со скоростью 236 миль/ч (379,7 км/ч) Алекс Хеншоу на сильно модифицированном E2H (G-AEXF) и занявший второе место Джайлс Гатри (Giles Guthrie) на "стандартном" E2H (G-AEKL). Эдгар Персиваль управлял третьей Mew Gull E3H (G-AFAA) и занял шестое место. Возможно, Персиваль мог бы легко выиграть гонку, но он также являлся участником гонки с гандикапом, и поэтому когда непосредственно перед гонкой точная настройка шага винта оказалась сбитой, его наземный персонал все еще возился с ним, когда Алекс Хеншоу уже стартовал. В то время воздушные винты типа Bracket еще не имели диапазона шагов, чтобы справиться с исключительно широким диапазоном скоростей E3H (59-265 миль/ч (95 ≈ 426 км/ч)). Оптимизация для крейсерского полета или для взлета-посадки неизбежно ставила под угрозу тот или иной режим.

В 1939 году Алекс Хеншоу попытался установить рекорд на маршруте Англия-Кейптаун, взлетев 5 февраля из аэропорта Грейвсенд (Gravesend) и на следующий день приземлившись в Кейптауне на аэродроме Уингфилд (Wingfield). Алекс Хеншоу преодолел 6377 миль (10260,6 км) за 30 часов 25 минут со средней скоростью 209,44 миль/ч (336,989 км/ч). Обратное путеществие было на 11 минут дольше. Интересно отметить, что во время этих приключений самолет Алекса Хеншоу не имел никаких повреждений.

В конце 1939 года Хеншоу продал G-AEXF французу Виктору Верморалю (Victor Vermoral). Во время Второй Мировой войны самолет хранился во Франции в ангаре, несколько владельцев которого продолжали скрывать самолет от немецких властей. В 1950 году Хью Скроуп (Hugh Scrope) нашел и купил самолет и с помощью Дага Бьянки (Doug Bianchi) отремонтировал самолет. Скроуп и Бьянки сделали героические усилия, чтобы сохранить машину годной к эксплуатации. К сожалению, в августе 1951 года G-AEXF был поврежден в Шорхэме (Shoreham) во время аварии при посадке, а затем был приобретен Фредом Данкерли (Fred Dunkerly). Последующие изменения, проводившиеся с целью улучшения переднего обзора, были неуместными и уродующими. Тем не менее, G-AEXF выиграл гонки на кубок короля в 1953 году ≈ хотя и со скоростью 213,5 миль/ч (343,52 км/ч), что было на 23 миль/ч (37 км/ч) медленнее, чем в 1938 году.

Новый владелец Эрнест Крабтри летал на этой машине в 1965 году в последнем мэнском авиационном дерби (Manx Air Derby). однако к этому времени многие владельцы изменяли этот исторический самолет, что вело к снижению характеристик. В конце концов заброшенный самолет попал в руки плохоуправлявшегося музея. Самолет отсырел, консоли крыла были грубо отпилены, а многие части были похищены охотниками за сувенирами. В этом состоянии в 1970 году Том Стори (Tom Storey) и Мартин Барраклаф (Martin Barraclough) купии и перестроили самолет. Желая сделать этот самолет более практичным в эксплуатации, была выбрана конфигурация наиболее приближенная к первоначальной конструкции, сделавшая G-AEXF похожим на гибрид E2H/E3H. Самолет был окрашен в белый и в британский гоночный зеленый (British Racing Green) цвета машины, принаждлежавшей Алексу Хеншоу в 1930-х годах. В конце 1983 года, когда Остер выруливал, G-AEXF был вновь поврежден. Самолет продолжили эксплуатировать в конфигурации Стори и Барраклафа, до тех пор, пока G-AEXF не был выставлен на продажу.

Новым владельцем стал Десмонд Пенроуз (Desmond Penrose), отправивший машину в Олд Уорден (Old Warden), где самолет еще два раза бился. Один раз было в момент покупки, второй раз через несколько лет. После первой из них машина была изменена, став напоминать конфигурацию кейптаунского полета 1939 года. G-AEXF был очень сильно переделан в очередной, на этот раз третий раз, и интенсивно использовался в Олд Уордене вплоть до продажи.

В 2002 году G-AEXF был продан нынешнему владельцу Робу Флемингу (Rob Fleming) и ныне эксплуатируется фирмой Real Aeroplane Company с аэродрома Брейтон, Йоркшир, Соединенное королевство (Breighton Aerodrome, Yorkshire, UK). В 2003 году G-AEXF был временно переправлен в США для полетов в "демонстрационных гонках" проходящего в Рино, штат Невада, национального чемпионата авиагонок (National Championship Air Race), став первой Mew Gull, прикоснувшейся к американской земле.

В 2012 году, спустя 76 лет после своего первого воплощения, G-AEXF все еще взлетал с брейтонского аэродрома.


ЛТХ:
Модификация Mew Gull E.2
Размах крыла, м 7.32
Длина самолета,м 6.16
Высота самолета,м 2/08
Площадь крыла,м2 8.18
Масса, кг
пустого самолета 522
максимальная взлетная 964
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Six Srs. II
Мощность, л.с. 1 х 205
Максимальная скорость, км/ч 370
Крейсерская скорость, км/ч 350
Практическая дальность, км 1287
Практический потолок, м 6400
Экипаж, чел 1

Proctor


Разработчик: Percival
Страна: Великобритания
Первый полет: 1939
Тип: Вспомогательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Проект летательного аппарата модели Percival Proctor стал разрабатываться в начале 30-х годов прошлого века по спецификации 20/38 на самолет связи и для подготовки радистов. В качестве первоосновы британские авиастроители использовали модель ранее созданного самолёта Percival Vega Gull, который оказался достаточно эффективным в плане своих эксплуатационных качеств, однако, из-за относительно небольшой сферы своего применения, специалисты из "Percival Aircraft Company" смогли оптимизировать конструкцию летательного аппарата, благодаря чему роль воздушного судна Percival Proctor в значительной мере была расширена, что и стало одно из причин для высокого уровня популяризации данного самолёта.

Самолёт модели Percival Proctor выполнен в конфигурации моноплана, с нижним расположением крыла, что обеспечивает самолёту большую аэродинамичность, позволяя развивать и более высокую скорость полёта, и более высокую манёвренность, что весьма эффективно применялось.

Первый полёт многоцелевого воздушного судна модели Percival Proctor состоялся 8 октября 1939 года, и по сути, благодаря тому, что ранее базовый вариант летательного аппарата уже ранее прошёл все необходимые испытания, то и во время текущих испытаний, каких-либо проблем и отклонений от норм выявлено не было, благодаря чему, уже в начале 1938 года проект был запущен в серийное производство.

Первыми были выпущены трехместный связной самолет P.28 Proctor Mk I (построено 247 машин) и варианты P.30 Proctor Mk II (175 самолетов) и P.34 Proctor Mk III (437 самолетов), предназначенные также для обучения радистов. По спецификации T.9/41 был разработан самолет для подготовки радистов, первоначально названный Preceptor, а затем ставший Proctor Mk IV (построено 258 машин). Он имел более длинный фюзеляж с большим поперечным сечением, вмещавший четырех человек, а на поздних моделях устанавливалось двойное управление. Большинство самолетов Proctor, строившихся в годы войны, выпускались по лицензии компанией "F.Hills & Sons" в Манчестере: 25 самолетов Mk 1, 100 Mk II, 437 Mk III и 250 Mk IV.

В конце Второй мировой войны около 200 Proctor Mk I, Mk II и Mk III были сняты с вооружения, но несколько Mk IV продолжали использоваться в эскадрильях связи до 1955 года, когда оставшиеся машины были проданы гражданским эксплуатантам. В 1945 году три Proctor IV были переделаны в гражданский вариант - построено 150 Proctor 5, четыре из которых британские ВВС применяли в интересах военно-воздушных атташе под обозначением Proctor C.Mk 5. Единственный поплавковый гидросамолет Proctor 6 был построен в 1946 году для компании "Hudson's Bay Company" в Канаде.

В кабине многоцелевого летательного аппарата модели Percival Proctor может разместиться до четырёх человек, включая 1-2 пилотов (экипаж из двух человек был задействован в военной сфере авиации), и 1-2 пассажиров. Благодаря оптимизации конструкции кабины, самолёт Percival Proctor может также применяться и для транспортировки на своём борту небольших грузов, условием чему является соблюдение установленных габаритов, а также максимальной взлётной массы летательного аппарата.

Силовая установка воздушного судна Percival Proctor представлена одним поршневым двигателем марки de Havilland Gipsy Queen 2, который обладая тяговой мощностью в 210 л.с., способен разгонять летательный аппарат до максимальной скорости своего следования в 260 км\ч., при этом, максимальная дальность полёта этого самолёта ограничена дистанцией в 805 километров.

В гражданской сфере авиации летательный аппарат эксплуатировался в основном как пассажирский самолёт выполняющий перелёты на небольших дистанциях, или же, как частное воздушное судно, однако, в военной сфере авиации этот летательный аппарат эксплуатировался в основном в качестве учебно-тренировочного воздушного средства, однако, на нём выполнялись также и патрульные полёты, полёты связанные с наблюдением за местностью и др.






Модификации :
P.28 Proctor Mk.I базовый вариант самолета для ВВС.
P.28 Proctor Mk.IA улучшенная модификация самолета для ВМС.
P.29 Proctor учебный легкий бомбардировщик с 16х9 кг бомбами.
P.30 Proctor Mk.II военный учебно-тренировочный вариант самолёта для радистов.
P.34 Proctor Mk.III улучшенный аналог версии Percival P.30 Proctor II, использовался для обучения радистов Бомбардировочного командования.
P.31 Proctor Mk.IV четырёхместная версия самолета (Согласно спецификации T.9/41 ), с увеличенной длиной фюзеляжа, для подготовки радистов.
Proctor 5 гражданский 5-местный вариант самолёта.
Proctor 6 аналог версии Percival Proctor 5, оснащённый поплавковым шасси.



ЛТХ:
Модификация Proctor Mk III
Размах крыла, м 12.04
Длина, м 8.59
Высота, м 2.98
Площадь крыла, м2 18.77
Масса, кг
пустого самолета 1075
максимальная взлетная 1588
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Queen
Мощность, л.с. 1 х 210
Максимальная скорость , км/ч 257
Крейсерская скорость , км/ч 218
Практическая дальность, км 805
Практический потолок, м 4265
Экипаж, чел 3-4

Prentice


Разработчик: Percival
Страна: Великобритания
Первый полет: 1946
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Percival Р.40 Prentice был создан для замены учебно-тренировочного биплана de Havilland Tiger Moth, использовавшегося всю Вторую мировую войну. Он представлял собой цельнометаллический моноплан с вдвое большим полным полетным весом и меньшей мощностью, чем у самолета и вряд ли имел лучшие пилотажные характеристики. Третье откидное сиденье, которое не использовалось, увеличивало массу. Но самолет Prentice был первым тренировочным самолетом ВВС Великобритании с расположенными бок о бок сиденьями; эта компоновка сохранялась до начала использования в 1988г. самолетов Tucano.

Опытный самолет совершил полет в марте 1946г. После доработки хвостового оперения и законцовок крыла первая партия была поставлена для эксплуатационных испытаний. После этого самолет начал производиться в полном масштабе на двух сборочных линиях. Завод компании Percival в Лютоне собрал 230 экземпляров для ВВС Великобритании, а компания Blackburn в Бро - еще 125. Компания Percival дополнительно построила два самолета для Ливана, и 200 были проданы Аргентине. Компания Hindustan Aircraft построила 65 машин для ВВС Индии с двигателями de Havilland Gipsy Queen мощностью 345 л.с.; эти самолеты находились в эксплуатации в 1948 и 1959гг. Замена модели Prentice в ВВС Великобритании самолетами Provost началась в 1953г., а в 1955г. компания Aviation Traders в Саутэнде закупила 252 самолета Prentice для возможной переделки их в гражданский вариант; еще два были куплены частными лицами.










ЛТХ:
Модификация Prentice
Размах крыла, м 14.02
Длина, м 9.52
Высота, м 3.91
Площадь крыла, м2 28.33
Масса, кг
пустого 1461
максимальная взлетная 1905
Тип двигателя 1 ПД De Havilland Gipsy Queen 32
Мощность, л.с. 1 х 251
Максимальная скорость км/ч 230
Крейсерская скорость км/ч 212
Практическая дальность, км 637
Практический потолок, м 5500
Экипаж, чел 2

Prince


Разработчик: Percival
Страна: Великобритания
Первый полет: 1948
Тип: Легкий многоцелевой транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Компания Percival Aircraft построила пятиместный опытный самолет Р.48 Merganser, который совершил свой первый полет 9 мая 1947 года. Это был свободнонесущий высокоплан с убирающимся трехопорным шасси и двумя двигателями Gipsy Queen 51 мощностью 269 л.с. Окончание производства этих двигателей привело к созданию модели Р.50 Prince, снабженной 9-цилиндровыми звездообразными двигателями Alvis Leonides.

После первого полета опытного самолета Prince состоявшегося 13 мая 1948 года, были построены 24 серийные машины, имевшие двигатели мощностью от 520 до 560 л.с. Модель Prince 5 была создана под обозначением President. Шесть экземпляров с удлиненной носовой частью и фотолюками были построены под обозначением Р.54 Survey Prince. Первый из них совершил полет в начале 50-х годов. ВМС Великобритании приобрели четыре самолета и присвоили им обозначение Sea Prince C.Mk 1. Затем были закуплены 42 машины Sea Prince Т.Mk 1, оборудованные для обучения навигации и работе с противолодочным оружием (в этом варианте экипаж самолета состоял из двух пилотов, одного инструктора и трех курсантов), и три самолета Sea Prince C.Mk 2 - связной вариант модели Т.Mk 1.








ЛТХ:
Модификация P.50
Размах крыла, м 17.07
Длина самолета,м 13.06
Высота самолета,м 4.90
Площадь крыла,м2 33.91
Масса, кг
пустого самолета 3340
максимальная взлетная 4990
Тип двигателя 2 ПД Alvis Leonides Mk. 501/4
Мощность, э.л.с. 2 х 520
Максимальная скорость, км/ч 348
Крейсерская скорость, км/ч 317
Практическая дальность, км 1439
Практический потолок, м 7160
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 8 пассажиров

Pembroke


Разработчик: Percival, Hunting
Страна: Великобритания
Первый полет: 1952
Тип: Легкий транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1952 году по заказу ВВС Великобритании была создана увеличенная копия самолета Percival P.50 Prince, получившая обозначение P.66 Pembroke. Десятиместный связной и легкий транспортный самолет впервые поднялся в воздух 21 ноября 1952 года. 44 машины были построены для ВВС Великобритании под обозначением Pembrook C.Mk 1. Они отличались от гражданского Prince увеличенным размахом крыла, усиленным полом грузовой кабины, более прочным шасси и развернутыми назад креслами пассажиров.

С 1954 года после вхождения фирмы Percival в состав компании Hunting Aircrafts самолеты стали обозначаться Hunting Р.66 Pembroke. Они отличались увеличенным размахом крыла, усиленным полом грузовой кабины, более прочным шасси и развернутыми назад креслами пассажиров. 6 самолетов, получивших обозначение Pembrook C(PR).Mk 1, имели внутри фюзеляжа камеры для аэрофоторазведки.

Экспортные варианты (в количестве 69 машин) были построены для ВВС Бельгии, Дании, Финляндии, Западной Германии, Швеции (в ВВС получили обозначение Tp 83) и Судана. Западная Германия стала главным зарубежным эксплуатантом Pembroke - с июня 1957 года она получила 33 самолета С.Mk 54. Код "AS" означает принадлежность машины к летной школе Flugzeugfuhrerschule S, занимавшейся подготовкой штурманов и пилотов многодвигательных самолетов, а также проводившей переподготовку на данный тип самолета.











ЛТХ:
Модификация Pembroke C.Mk.1
Размах крыла, м 19.66
Длина самолета,м 14.02
Высота самолета,м 4.90
Площадь крыла,м2 37.16
Масса, кг
пустого самолета 4400
нормальная взлетная 5900
максимальная взлетная 6124
Тип двигателя 2 ПД Alvis Leonides Mk. 12-701
Мощность, э.л.с. 2 х 1000
Максимальная скорость, км/ч 355
Крейсерская скорость, км/ч 249
Практическая дальность, км 1850
Практический потолок, м 6096
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 8 пассажиров

Q.6 Petrel


Разработчик: Percival
Страна: Великобритания
Первый полет: 1937
Тип: Связной самолет
ЛТХ Доп. информация



Первым двухмоторным самолетом Эдгара Персиваля была модель Percival P.16 Q.6 с двигателями de Havilland "Gipsy Six". Ее опытный образец совершил свой первый полет 14 сентября 1937 г. Он представлял собой свободнонесущий низкоплан с неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Самолет стал самым большим монопланом с низко расположенным крылом, спроектированным Эдгаром Персивалем.

Этот тип начал производиться в 1938 г.; было построено 27 экземпляров, четыре из них с убирающимся шасси. Первый из этой четверки поступил на испытания в Мартлешам - Хит для опробации убираемого шасси. Самолет мог перевозить шесть или семь пассажиров, или мог использоваться в роли грузового или эвакуационного самолета. Пользователями были Египет (2 машины) и ВВС Великобритании, которые имели семь самолетов, заказанные по спецификации 25\38 и использовавшихся для связи под обозначениями Q.6 "Petrel". К маю 1940 года девять зарегистрированных в Великобритании самолетов Q.6 были реквизированы для использования ВВС и ВМС Великобритании; еще два самолета были реквизированы в Хелиополисе в феврале 1940 и декабре 1941 гг.

Один "Petrel" использовался под гражданским обозначением фирмой Vickers, но в 1946 году вместе с тремя другими машинами, был передан в 5-ое эксплуатационное подразделение в Кембле для продажи в частные руки. После войны ещё три уцелевших самолета вернулись в Великобританию и нашли применение в гражданской авиации.

Весьма любопытно сложилась судьба одного из Q.6, отправленных в Австралию. В середине 1930-х гг. австралийское правительство пожелало приобрести двухмоторный комфортабельный самолёт для перевозки руководства страны. Выбор был не особо большим, поскольку кандидат оказался всего один - разумеется это был Douglas DC-3. Однако, 25 октября 1938 г. этот лайнер был потерян в аварии в виду несовершенства радио-навигационных устройств . Для восполнения этого недостатка и был приспособлен Percival Q.6, соглашение о закупке которого было заключено ещё в мае. Самолёт продали за 7200 фунтов и привезли в Австралию 12 июля 1939 г. В следующем месяце Q.6 был доставлен на аэродром Эссендон и приступил к намеченной работе, заменив на этом месте американский Lockheed Model 10. Помимо этого британская машина иногда использовалась для перевозки особо важных персон.

Высокая надежность Q.6 была подтверждена перелетом по маршруту Эссендон-Сидней-Брисбен-Дарвин-Перт-Эссендон, совершенным 21 июля - 1 августа 1940 г., во время которого не случилось ни одной серьёзной поломки, а самолёт показал среднюю скорость 241 км/ч. Позднее он использовался на авиалинии Эссендон-Гамильтон, пока его не продали частному лицу. Карьера самолёта трагически оборвалась 26 августа 1947 г., когда Q.6 с двумя пассажирами на борту разбился при перелете из Сиднея в Джилонг.





ЛТХ:
Модификация Q.6
Размах крыла, м 14.22
Длина, м 9.83
Высота, м 2.97
Площадь крыла, м2 25.83
Масса, кг
пустого самолета 1588
максимальная взлетная 2495
Тип двигателя 2 ПД de Havilland Gipsy Six
Мощность, л.с. 2 х 140-205
Максимальная скорость , км/ч 314
Крейсерская скорость , км/ч 282
Практическая дальность, км 1207
Практический потолок, м 6400
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 4-6 пассажиров