Phönix
S%^Tt$ - 1755000550000
Phönix 20.24(25)


Разработчик: Phönix
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1918
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Начало знаменитой австро-венгерской авиастроительной компании Phönix Flugzeugwerke A.G. было положено в апреле 1914 года, когда немецкая компания Albatroswerke открыла в Вене филиал Österreichisch-Ungarische Albatros Flugzeugwerke G.m.b.H. (Öst.-Ung. Albatros) для того, чтобы оснащать подразделения Императорско-королевских воздушных сил (K.u.K. Luftfahrtruppe [LFT]) разработанными в Германии самолетами. С января 1915 года Öst.-Ung. Albatros начала поставки двухместных бипланов Albatros B.I и C.I.

В январе 1917 года компания была куплена известным австро-венгерским предпринимателем и финансистом Камилло Кастильони (Camillo Castiglioni) при поддержке князя Августа Лобковица (August Lobkowitz), стала акционерным обществом и была переименована в Phönix Flugzeugwerke A.G. (Phönix). Компания продолжала выпускать двухместные бипланы Albatros B.I(Ph) и C.I(Ph), но в то же время укрепила опытно-конструкторский отдел, существовавший уже и ранее. Что интересно, он был юридически независим от основной компании и сохраниил наименование Albatros-Studien Gesellschaft.

Влиятельный Камилло Кастильони с приобретением компании Phönix стал в дунайской монархии самым крупным предпринимателем в авиастроительной промышленности (к этому времени он уже являлся владельцем компаний Hansa-Brandenburg и UFAG). Таким образом, возник картель, который не только противоречил законам Австро-Венгрии, но и, несмотря на очевидный конфликт интересов, продолжал существовать далее. Было лишь заменено руководство компаний, подозревавшееся в махинациях с закупками.

Руководимый дипломированным инженером Лео Кирсте (Dipl. Ing. Leo Kirste) опытно-конструкторский отдел компании Phönix занимался не только переделкой немецких "альбатросов" под требования LFT, но и разрабатывал собственные конструкции. Первым было оснащение многоцелевого биплана Albatros B.I(Ph) двигателем Hiero; новый самолет получил обозначение 20.01. Следом за ним были созданы экспериментальные машины 20.02-20.09; все они также вели свое происхождение от немецкого "альбатроса". Помимо этого был построен двухмоторный бомбардировщик 20.10 (Kampflugzeug) и разработаны проекты 20.11-20.13.

В конце 1916 года дипломированный инженер Лео Кирсте, вдохновленный французским истребителем Nieuport Bebe, стал работать над проектом прочного и компактного истребителя-полутораплана, т.е. когда одно крыло по размаху и площади меньше второго. В отличие от французской машины, оснащенной ротативным двигателем, самолет конструкции Лео Кирсте должен был оснащаться рядным авиамотором жидкостного охлаждения.

Первой подобной машиной был экспериментальный самолет 20.14, являвшийся развитием изготавливавшегося по лицензии Brandenburg D.I(Ph) (обозначение 20.48). Затем, также на основе Brandenburg D.I(Ph) и D.II(Ph), были созданы прототипы 20.15-20.18. Обозначения 20.19-20.21 были присвоены двухместным бипланам, предназначенным для выполнения задач разведки и наблюдения; однако прототипы 20.22-20.25 снова были истребителями, представлявшими собой развитие биплана Brandenburg D.II(Ph).

Разработку двух последних машин этой серии - прототипов истребителей 20.24 и 20.25 - дипломированный инженер Лео Кирсте начал в конце 1917 года. Идея Кирсте состояла в том, чтобы спроектировать истребитель с помощью "абсолютно всего имевшегося на тот момент опыта проектирования и эксплуатации самолетов-истребителей с применением новейших знаний и достижений в данных областях".

Документация и предварительные расчеты новых самолетов (20.24 и 20.25) были завершены конструкторским отделом компании Phönix в январе 1918 года и переданы для оценки специалистам Императорско-королевского авиационного арсенала (K.u.K. Fliegerarsenal - Flars), ответственного за оснащение LFT самолетами новых типов. Решение арсенала было благоприятным, и Лео Кирсте смог продолжить работы по этим машинам, а компания Phönix начать изготовление прототипов.

Если на истребителе Brandenburg был применен фюзеляж с деревянной ферменной конструкцией с прямоугольным поперечным сечением и изогнутой верхней частью и полотняной обшивкой, то на 20.24 и 20.25 была использована совершенно новая конструкция фюзеляжа. Это был фанерный монокок овального поперечного сечения с минимальным количеством внутренних упрочняющих элементов - лишь с одним лонжероном, простиравшимся за кабиной пилота по оси симметрии самолета.

В остальном конструкции обоих прототипов были заимствованы у истребителя Brandenburg (точнее, у предыдущего прототипа Phönix 20.23). Несущие плоскости и хвостовое оперение, а также расположение силовой установки, шасси и компоновка бипланной коробки (две пары наклонных межкрыльевых стоек и две пары коротких кабанных стоек) были идентичны примененным на 20.23. Тем не менее, были небольшие отличия: задние опоры основных стоек шасси были прикреплены к передним лонжеронам консолей нижнего крыла, к которым были присоединены короткие стойки, передававшие нагрузки от лонжеронов на продольные элементы фюзеляжа.

Два крыла имели деревянный силовой набор, включавший в себя два лонжерона и нервюры. Обшивка крыльев была полотняной; задние кромки крыльев формировались стальным тросом. Верхнее крыло было оснащено элеронами с небольшой роговой компенсацией; элероны имели силовой набор из стальных труб и полотняную обшивку. По сравнению с верхним крылом нижнее имело меньшие размах (7,5 м) и длину хорды, а также эллиптические законцовки.

Хвостовое оперение было идентично оперению истребителя Brandenburg: рули имели силовой набор из тонких стальных труб и полотняную обшивку. Киль и стабилизатор имели деревянный силовой набор и фанерную обшивку.

Между собой прототипы истребителей отличались типом силовой установки. Первый из них - 20.24 - оснащался установленным в носовой части фюзеляжа шестицилиндровым рядным двигателем Hiero H IV (серия 34/35).Данный двигатель на взлете развивал мощность 230 л.с. (169 кВт) и вращал двухлопастный деревянный винт производства компании Warchalowski, Eissler & Co. A.G. из Вены. Силовая установка 20.25 состояла из шестицилиндрового двигателя Austro-Daimler AD 6 (23-й серии) производства компании Daimler-Motoren A.G. (Винер-Нейштадт), развивавшего 225 л.с. (166 кВт) и также вращавшего деревянный двухлопастный винт.

Прямоугольный водяной радиатор был установлен над центропланом верхнего крыла (первоначально на прототипе 20.24 был испытан поверхностный радиатор, установленный на верхней поверхности центроплана верхнего крыла). На прототипе 20.25 также в порядке эксперимента испытывались крылья с более толстым аэродинамическим профилем разработки самого Лео Кирсте.

Каждый из прототипов был оснащен двумя синхронизированными 8-мм пулеметами Schwazlose M7/12, установленными в передней части фюзеляжа таким образом, что рукоятки их находились в пределах доступа пилота. Коробки с боеприпасами размещались над пулеметами.

Изготовление обоих прототипов было завершено в мае 1918 года, и в июне были проведены заводские испытания. В июле самолеты были отправлены в Асперн для участия в проводившихся Flars официальных испытаниях. В ходе тестирования большинство полетов были выполнены старшим лейтенантом Фиала (nadporučík Fiala), который дал высокую оценку машинам и рекомендовал произвести лишь несколько незначительных изменений.

В ходе испытаний на 20.24 был испытан совершенно новый электрический зеркальный прицел. Испытания проводились до августа 1918 года. К этому времени дунайская монархия начала сыпаться; стремительно приближался экономический и следом за ним военный крах Австро-Венгрии. Серийное производство самолетов так и не было начато (на серийных машинах, которые должны были иметь обозначение Phönix D.IV, должен был устанавливаться либо Hiero H IV, либо Austro-Daimler AD 6). В октябре 1918 года - в последние дни Австро-Венгрии - LFT официально приняла на вооружение оба прототипа и оплатила их, но самолеты больше не летали.




ЛТХ:
Модификация Phonix 20.24
Размах крыла, м 8.50
Длина, м 6.66
Высота, м 2.70
Площадь крыла, м2 23.50
Масса, кг
пустого самолета 665
нормальная взлетная 950
Тип двигателя 1 ПД Hiero H IV (34/35)
Мощность, л.с. 1 х 230
Максимальная скорость , км/ч 185
Крейсерская скорость , км/ч 160
Продолжительность полета, ч.мин 3.00
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6500
Экипаж, чел 1
Вооружение: два передних 8-мм пулемета Schwarzlose M7/1

Phonix C.I


Разработчик: Phonix
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1918
Тип: Фронтовой разведчик
ЛТХ Доп. информация



Весной 1916 года Эрнст Хейнкель спроектировал весьма оригинальный двухместный разведчик-биплан "Ганза-Бранденбург КОС" со звездообразными межкрыльевыми подкосами, высокобортным фюзеляжем и бескилевым хвостовым оперением. Так же, как и предыдущая разработка Хейнкеля, этот самолет не заинтересовал руководство фирмы Ганза-Бранденбург, но зато вызвал живой интерес у австро-венгерской авиапромышленности.

Сразу две фирмы - австрийская Феникс и венгерская UFAG (УФАГ - Унгариш Флющойгфабрик АГ) купили лицензии на выпуск машины. Обе фирмы слегка видоизменили проект, отказавшись от непривычных звездообразных подкосов и установив обычные стойки бипланной коробки. В результате получилось два очень похожих аэроплана с одним и тем же мотором, отличавшихся лишь в деталях.

На "Фениксе" сохранилось "хейнкелевское" бескилевое оперение, а размах нижнего крыла был слегка уменьшен. На "Уфаге", наоборот, оставили крылья равного размаха, зато установили новое вертикальное оперение с небольшим килем. По оценкам пилотов, оба арппарата были в общем почти равноценны и сходны по летным характеристикам. "Феникс" считался более устойчивым, простым в пилотировании и лучше набирал высоту. Зато "Уфаг" обладал более высокой скоростью, лучшей маневренностью и большей полезной нагрузкой. Так и не решив, какой самолет предпочтительнее, военное командование в конце 1917-го распорядилось начать одновременный выпуск обеих машин, В дальнейшем наметили продолжить сборку той модели, которая лучше зарекомендует себя на фронте.

"Феникс" и "Уфаг" начали поступать на итало-австрийский фронт весной 1918 года. "Фениксы", обладавшие более высоким потолком, применялись в основном для фоторазведки. "Уфаги" же выступали в качестве универсальных боевых машин, вылетая на разведку, штурмовку и бомбардировку вражеских позиций.

Такой аппарат посчитали более полезным, и летом 1918-го, после сборки 110 экземпляров, выпуск "Фениксов" прекратился. А венский завод фирмы Феникс приступил к постройке "Уфагов". До конца войны он успел закончить 50 штук. Еще 150 самолетов сдал завод фирмы UFAG в Будапеште.

После распада Австро-Венгерской империи уцелевшие "Фениксы" и "Уфаги" достались тем странам, на чьей территории шли боевые действия, в первую очередь Румынии, Италии и Югославии.










ЛТХ:
Модификация Phonix C.I
Размах крыла, м 11.00
Длина, м 7.52
Высота, м 2.95
Площадь крыла, м2 29.00
Масса, кг
пустого самолета 820
максимальная взлетная 1240
Тип двигателя 1 ПД Hiero
Мощность, л.с. 1 х 230
Максимальная скорость, км/ч 185
Крейсерская скорость, км/ч 158
Продолжительность полета, ч 3.20
Скороподъемность, м/мин 187
Практический потолок, м 5400
Экипаж, чел 2
Вооружение: 1 синхронный и 1 турельный Шварцлозе , 100 кг бомб.

Phonix D.I(III)


Разработчик: Phonix
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Вторая половина войны характеризовалась резким ростом количества воздушных схваток. Противоборствующие стороны прилагали максимальные усилия, стремясь увеличить выпуск авиационной техники и улучшить летно-технические данные самолетов. В связи с этим Австро-Венгрия постоянно испытывала острую нехватку в современной боевой технике, особенно истребителях. Поэтому, когда немецкий авиаконструктор Эрнст Хейнкель создал самолет Branderburg D I, по разным причинам не нашедший применения в Германии, его компаньон, богатый австрийский бизнесмен граф Кастильо - не предложил организовать серийное производство машины на заводах принадлежащих ему фирм "Hansa-Branderburg" и "Phonix".

Главный конструктор фирмы "Phonix" Габриэль Кирштаг творчески подошел к выпуску истребителя Хейнкеля, решив сначала коренным образом его доработать. Конструкция самолета была максимально облегчена, установлено новое верхнее крыло и обычные межкрыльевые стойки, а также модернизировано хвостовое оперение. В качестве силовой установки был использован более мощный шестицилиндровый рядный двигатель Геро (200 л. с). Вооружение состояло из двух синхронных пулеметов "Шварцлозе".

Осенью 1917г. новый истребитель, получивший обозначение Phonix D.I, был одобрен Министерством авиации. Фирма получила первый заказ на 150 машин, которые выпускались тремя равными сериями, отличавшимися только двигателями, поставляемыми тремя разными заводами.

В феврале 1918 г. самолеты стали поступать в строевые части австро-венгерской авиации. Военные моряки также заинтересовались этим истребителем и закупили небольшую партию машин, получивших обозначение Phonix J.1. Боевая эксплуатация на итальянском фронте показала, что по скорости самолет превосходит лучший истребитель противника Сопвич "Кэмел", но уступает ему в маневренности. Было выявлено и то, что конструкция планера недостаточно прочная. Для устранения этого недостатка пришлось срочно усиливать мотораму, а том числе и во фронтовых условиях.

В результате была создана новая модификация Phonix D.II, которая выпускалась всериях 122,222,322. Новая машина отличалась усиленным фюзеляжем, модернизированными килем и рулем направления, а также элеронами с аэродинамической компенсацией. В мае 1918 г. Phonix D.II появился на фронте, где демонстрировал хорошие летно-технические характеристики.

Одновременно была выпущена серия 422, самолеты которой получили обозначение Phonix D IIа. На этих машинах на обоих крыльях устанавливались элероны и использовался более мощный двигатель Геро. У самолетов D.IIа несколько возросла скорость. Незадолго до окончания войны было организовано производство варианта Phonix D.III с двигателем Геро (225 л. с). В двух экземплярах был изготовлен Phonix D.IV с двигателем Австро-Даймлер. Фюзеляж этой модификации представлял собой полумонокок.

Самолеты Phonix D.I и D.II пользовались хорошей репутацией у летного состава. На них летали многие асы австро-венгерской авиации, например, значительное количество побед на Phonixе D.I одержал Франк. 31 июля 1918 г. его самолет был в ремонте, поэтому пришлось вылетать на Авиатике DI. В бою с "Кэмелом", который пилотировал Линке-Кроуфорд, Франк был сбит и погиб.

Всего было произведено 160 истребителей Phonix D1,144 - DII, 48 - D На и 29 - DIII.

Конструкция.

Самолет "Феникс D.I" и D.II представлял собой одноместный биплан цельнодеревянной конструкции. Каркас фюзеляжа обшит фанерой, а в передней части алюминиевым листом. Блок цилиндров выступает за пределы фюзеляжа, чтобы улучшить охлаждение.

Крылья двухлонжеронные, обшиты материей. Между крыльями распорки из стальных трубок и растяжки из стальной проволоки. Элероны металлические с матерчатой обшивкой, только на верхнем крыле. Привод элеронов на D.I с помощью толкателей, на D.II - с помощью тяг. Радиатор над верхним крылом. Винт деревянный, двухлопастный, диаметром 2660 м.

Вооружение - два пулемета "Шварцлозе" калибра 8 мм, боекомплект 300 выстрелов на ствол. Пулеметы установлены под капотом слева и справа от двигателя, оснащены синхронизатором системы Цапарка.


Модификации :
Phonix D.I
двигатель Hiero, рядный, шестицилиндровый, водяного охлаждения, 200 л.с. Элероны только на
верхнем крыле. Построено 160 экз.

Phonix D.II
новая форма стабилизатора, рули высоты с аэродинамической компенсацией. Выпущено 144 экз.

Phonix D.IIa
двигатель Hiero, 230 л.с. Элероны на обоих крыльях. Построено 48 экземпляров.

Phonix D.III
измененная форма носовой части, пулеметы вынесены наружу и размещены поверх капота. Построено
28 серийных экземпляров.




ЛТХ:
Модификация D.I D.III
Размах крыла, м 9.50 9.80
Длина, м 6.62 6.62
Высота, м 2.79 3.01
Площадь крыла, м2 25.60 25.00
Масса, кг
пустого самолета 640 685
нормальная взлетная 805 951
Тип двигателя 1 ПД Hiero 1 ПД Hiero
Мощность, л.с. 1 х 200 1 х 225
Максимальная скорость , км/ч 180 188
Крейсерская скорость , км/ч 164 171
Продолжительность полета, ч.мин 2.00 2.30
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6000 6200
Экипаж, чел 1 1
два передних 8-мм пулемета Schwarzlose