Pilatus
S%^Tt$ - 1755000550000
P-2


Разработчик: Pilatus
Страна: Швейцария
Первый полет: 1948
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Фирму Pilarus Fl.AG основали в 1939 году Георг М.Е. Берле и Антони Газда. В первый год войны перед ВВС Швейцарии встал нелегкий вопрос о дальнейших закупках учебных самолётов нового поколения. Большинство европейских стран, втянутых в конфликт, не могли выполнять ещё и зарубежные заказы. В частности, Германия - давний партнер швейцарцев, была занята насыщением парка собственных ВВС. В 1939 году представители фирмы Pilatus попытались закупить лицензию на постройку самолётов Arado Ar-96 или хотя бы SAI-7, но немцы и итальянцы фактически отказали им в этом предложении. Тогда появилась идея самим заняться разработкой тренировочного самолёта, тем более что эксплуатация имеющихся Messerschmitt Bf.108 оказалась дороговатой даже для Швейцарии.

Самолёт начал проектироваться под руководством инженера Х.Фирца, ранее работавшего в технической службе авиакомпании Swissair и на фирме Fl.Alfred Comte. Проект получил название Р-2. Это был низкоплан с двухместной закрытой кабиной для двух пилотов и двигателем жидкостного охлаждения. Фюзеляж выполнялся из металла, при этом заранее проектировалось несколько легкосъёмных панелей для удобства обслуживания. Крыло трапециевидной формы имело деревянную конструкцию. В нем разместили три топливных бака по 225 литров. Так как самолёт планировалось использовать и для ночных полетов, в нем предусмотрели соответствующее оборудование. Размещение лётчиков было стандартным - пилот располагался сзади, курсант спереди. На случай выполнения боевых заданий пилоты менялись местами. В качестве силовой установки выбрали V-образный 12-цилиндровый двигатель Argus As.410A-2, производимый в то время в Чехии на заводах фирмы Walter. В конструкции Р-2 применялись также детали от самолётов EKW C-3604, Doflug D.3802 и Messerschmitt Bf.109E. От последнего почти без изменений взяли шасси, высотомер и гидропомпу.

Постройка первого опытного экземпляра проходила весьма неспешно. Начав сборку Р-2.01 в конце 1943 г. самолёт выкатили из цеха только весной 1945 г. Его первый полет состоялся 27 апреля под управлением Хорста Зигфрида. Заводские испытания прошли вполне успешно в сентябре 1945 г. самолёт был представлен для тестовых полетов ВВС Швейцарии. Одновременно для статических испытаний был подготовлен Р-2.02.

Фирма Pilatus с июля 1944 года вела разработку проекта Р-2 с альтернативной силовой установкой. Наиболее реальным казался тогда вариант с установкой двигателей Hispano-Suisa HS-12Mb (HS-57) снимаемых со старых учебных самолётов Dewoitine D.27. Летом 1947 г. построили два прототипа. Р-2.03 оснащался рацией и двумя пулеметами MG-17 над моторами (в задней кабине также можно было установить один оборонительный пулемет). Р-2.04 был обычным тренировочным самолётов без военного оборудования. Оба прототипа проходили испытания в Дюбендорже, после чего Р-2.03 летал до 11 сентября 1957 г., а Р-2.04 списали только в 1962 г.

Серийной стала модификация Р-2.05, производимая с 1947 г. Самолёты первой серии получили тактические номера А-103 - А-128. Вторая серия из 26 машин модификации Р-2.06 оснащалась двигателями As.410 и пулеметом MG-17 над капотом. Под крылом монтировались четыре держателя для мелких бомб общей массой до 150 кг.

Самолёты Р-2 служили в ВВС до начала 1980-х гг. 20 экземпляров было продано в США, Бельгию, Францию, Великобританию и Германию. До наших дней сохранился Р-2.06 (бортовой код U-134), находящийся в авиамузее.


ЛТХ:
Модификация P-2
Размах крыла, м 11.00
Длина самолета,м 9.07
Высота самолета,м 2.70
Площадь крыла,м2 17.00
Масса, кг
пустого самолета 1520
максимальная взлетная 1970
Тип двигателя 1 ПД Argus AS 410A-2
Мощность, л.с. 1 х 465
Максимальная скорость, км/ч 340
Крейсерская скорость, км/ч 305
Практическая дальность, км 865
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 2
Вооружение: один встроенный 7.62-мм пулемет с 180 патронами
боевая нагрузка - 150 кг на 2 узлах подвески:
2 ПУ Oerlikon-Bohrle 50-мм НУР или
2 практические бомбы.

P-3


Разработчик: Pilatus
Страна: Швейцария
Первый полет: 1953
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



P-3 - учебно-тренировочный самолет начальной и базовой подготовки, созданный швейцарской фирмой Pilatus Flugzeugwerke AG. Тренировочный самолет общего назначения Р-3 совершил первый полет 3 сентября 1953г. Самолет Р-3 являлся свободнонесущим низкопланом и отличался от своего предшественника цельнометаллической конструкцией. Он имел убирающееся трехопорное шасси с носовым колесом.

Так как Р-3 требовался ВВС Швейцарии для полной летной подготовки, с начальной стадии до момента перехода на реактивный тренировочный самолет de Havilland Vampire, на нем был установлен двигатель меньшей мощности Avco Lycoming GO-435-C2A (мощность 260 л.с.). Как и предшествовавший ей в эксплуатации самолет Р-2, модель Р-3 имела сходные стандарты оборудования и вооружения для всестороннего обучения пилотов днем и ночью. Для ВВС Швейцарии в общей сложности было построено 72 самолета Р-3. Так же 6 самолетов были поставлены для морской авиации Бразилии (позднее они были переданы в ВВС Бразилии).













ЛТХ:
Модификация P-3
Размах крыла, м 10.40
Длина самолета,м 8.75
Высота самолета,м 3.05
Площадь крыла,м2 16.50
Масса, кг
пустого самолета 1110
нормальная взлетная 1415
максимальная взлетная 1500
Внутренне топливо, л 160
Тип двигателя 1 ПД Lycoming GO-435-C2A
Мощность, л.с. 1 х 260
Максимальная скорость, км/ч 500
Крейсерская скорость, км/ч 275
Практическая дальность, км 1353
Дальность действия, км 750
Максимальная скороподъемность, м/мин 420
Практический потолок, м 5500
Макс. эксплуатационная перегрузка 6
Экипаж, чел 2
Вооружение: 1 встроенный 7.62-мм пулемет с 180 патронами
Боевая нагрузка - 150 кг на 2 узлах подвески:
2 ПУ Oerlikon-Bohrle 50-мм НУР или
2 практические бомбы.

P-4


Разработчик: Pilatus
Страна: Швейцария
Первый полет: 1954
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Р-4 - легкий многоцелевой самолет, разработанный швейцарской фирмой Pilatus. Самолет Pilatus Р-4 представлял собой еще одну попытку компании попасть на рынок гражданских самолетов. Этот пятиместный подкосный высокоплан с закрытой кабиной и неубирающимся шасси с хвостовым колесом, подкосным хвостовым оперением и двигателем Avco Lycoming O-435 мощностью 190 л.с. имел немного больше успеха, чем его предшественник SB-2.

Самолет вмещал пилота и четырех пассажиров. Все пассажирские сиденья легко снимались, и самолет мог использоваться для перевозки грузов или в качестве воздушной скорой помощи, вмещавшей двое носилок и двоих медицинских работников. При размахе крыла 11,85 м и максимальном взлетном весе 1500 кг он развивал максимальную скорость полета 245 км/час.












ЛТХ:
Модификация P-4
Размах крыла, м 11.85
Длина самолета,м 8.70
Высота самолета,м 2.95
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 890
максимальная взлетная 1500
Тип двигателя 1 ПД Avco Lycoming O-435
Мощность, л.с. 1 х 190
Максимальная скорость, км/ч 245
Крейсерская скорость, км/ч 205
Практическая дальность, км 650
Практический потолок, м 4800
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 4 пассажира или 2 носилок и 2 сопровождающих

PC-6 Porter


Разработчик: Pilatus
Страна: Швейцария
Первый полет: 1959
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



РС-6 Porter - легкий многоцелевой самолет, разработанный швейцарской фирмой Pilatus. Транспортный самолет общего назначения Pilatus РС-6 Porter, поднявшийся в воздух 4 мая 1959г., представлял собой цельнометаллический подкосный высокоплан укороченного взлета и посадки с традиционным хвостовым оперением и неубирающимся шасси (колесным, лыжным или поплавковым). Опытные и первые серийные самолеты имели шестицилиндровый двигатель Avco Lycoming GSO-480-B1A6 мощностью 340 л.с. Кабина, оборудованная обычно одним пассажирским сиденьем и одним креслом пилота, имеет свободную площадь размером 2,3 м на 1,16 м. К концу 1993г. около 450 самолетов РС-6 было поставлено в 50 стран.

Самолет РС-6/350 Porter с двигателем Avco Lycoming IGO-540-A1A мощностью 350 л.с. сертифицирован в сентябре 1962г. С этого времени самолет Porter постоянно усовершенствовался. Его применение чрезвычайно широко. Кроме гражданских потребителей, самолеты используются военными подразделениями Анголы, Аргентины, Австралии, Австрии, Боливии, Бирмы, Чада, Эквадора, Омана, Перу, Судана, Швейцарии и Таиланда. Под обозначением UV-20A Chiricahua армия США также имеет два самолета Turbo-Porter, которые базировались в Европе.









Модификации :
PC-6 Porter

первая серийная модификация.
РС-6/350 Porter

модификация с Lycoming IGO-540-A1A мощностью 350 л.с.
РС-6/А Turbo-Porter
первая модель с турбовинтовым двигателем Turbomeca Astazou IIE или IIG мощностью на валу 523 л.с. Первый полет 2 мая 1961г.

РС-6/А1 Turbo-Porter
модель 1968г. с турбовинтовым двигателем Turbomeca Astazou XII мощностью на валу 573 л.с.

РС-6/А2 Turbo-Porter
модель 1971г. с турбовинтовым двигателем Turbomeca Astazou XIVE мощностью на валу 573 л.с.

РС-6/В Turbo-Porter
модель с турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Aircraft of Canada PT6A-6A мощностью на валу 550 л.с. Первый полет 1 мая 1964г.

РС-6/В1 Turbo-Porter
в основном, как модель РС-6/В, но с турбовинтовым двигателем РТ6А-20 мощностью на валу 550 л.с.

РС-6/B2-H2 Turbo-Porter
серийный вариант с двигателем Pratt & Whitney Canada РТ6А-27 мощностью на валу 680 л.с.

РС-6/С Turbo-Porter
вариант с турбовинтовым двигателем Garrett TPE 331-25D мощностью на валу575 л.с. Опытный самолет компании Fairchild Industries в США. Первый полет в октябре 1965г.

РС-6/С1 Turbo-Porter
в основном сходен с самолетом РС-6/С, но с двигателем Garrett ТРЕ 331-1-100 мощностью на валу 575 л.с.

РС-6/С2-Н2 Porter
самолет компании Fairchild Industries, с турбовинтовым двигателем Garrett TPE 331-101F эффективной мощностью 650 л.с. Опытный экземпляр для военного варианта Fairchild Peacemaker, оборудованного для операций общего назначения и противопартизанских действий (COIN). 15 машин построено для ВВС США как AU-23A, 14 из них для Королевских ВВС Таиланда (позднее еще 20 самолетов); использовались до 1993г.

PC-6/D-H3 Porter
единственный опытный самолет с поршневым двигателем с турбокомпрессором Avco Lycoming мощностью 500 л.с., измененными законцовками крыла и хвостовым оперением.




ЛТХ:
Модификация РС-6/В Turbo-Porter
Размах крыла, м 15.87
Длина самолета,м 10.90
Высота самолета,м 3.20
Площадь крыла,м2 28.80
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 1270
максимальная взлетная 2770
Топливо, л 644
Тип двигателя 1 ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-6А
Мощность, л.с. 1 х 550
Максимальная скорость, км/ч 255
Крейсерская скорость, км/ч 215
Практическая дальность, км 1050
Практический потолок, м 8530
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 7 пассажиров или 850 кг груза

PC-6/B2-H4 Turbo Porter


Разработчик: Pilatus
Страна: Швейцария
Первый полет: 1985
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



РС-6/B2-H4 Turbo Porter- легкий многоцелевой самолет, разработанный швейцарской фирмой Pilatus. PC -6 с поршневым двигателем совершил первый полёт 4 мая 1959. За штурвалом находился Rolf Böhm.

Первый PC-6/A Turbo-Porter с французским турбовинтовым двигателем Turbomeca Astazou II поднялся в воздух 2-го мая 1961 года. Его характеристики значительно превосходили характеристики поршневого варианта самолёта.

Первые поставки к Air Alpes, Швейцарскому заказчику и Wien Alaska Airlines начались в 1962.Значительные улучшения конструкции самолёта были проведены в 1964 году, когда на него был установлен двигатель PT6A-6A. Модель B2-H4 была представлена в середине 1985 года. Она имела увеличенный спинной киль, амортизаторы повышенной прочности, новое заднее колесо и арматуру каркаса.









ЛТХ:
Модификация PC-6/B2-H4
Размах крыла, м 15.87
Длина самолета,м 10.90
Высота самолета,м 3.20
Площадь крыла,м2 30.15
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 1270
максимальная взлетная 2800
Топливо, л 644
Тип двигателя 1 ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-27
Мощность, л.с.
максимальная 1 х 680
продолжительная 1 х 550
Максимальная скорость, км/ч 231
Крейсерская скорость, км/ч 213
Практическая дальность, км
номинальная 925
с двумя ПТБ 1503
Продолжительность полета, ч.мин
номинальная 4.20
с двумя ПТБ 7.35
Практический потолок, м 7620
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 7 - 10 пассажиров или двое носилок с двумя сопровождающими

PC-7 Turbo Trainer


Разработчик: Pilatus
Страна: Швейцария
Первый полет: 1975
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



PC-7 Turbo Trainer - учебно-тренировочный самолет, созданный швейцарской фирмой Pilatus Flugzeugwerke AG на базе поршневого УТС Р-3. Модифицированная модель Р-3 оснащенная турбовинтовым двигателем совершила первый полет в апреле 1966 года, но после катастрофы программа была приостановлена. Программа была продолжена в 1973 году по заказу Швейцарских ВВС, предоставивших еще один Р-3 для дальнейшей модификации. Первый полет прототипа состоялся 12 мая 1975 года.

Самолет претерпел множество изменений, основными были - цельные крылья с внутренними баками, измененные хвост и стабилизаторы. Серийное производство самолета началось в августе 1978 году. 5 декабря этого же года самолет получил гражданскую сертификацию и поступил на вооружение ВВС. Всего было построено более 440 самолетов, поступивших в ВВС Анголы, Австрии, Боливии, Ботсваны, Чили, Франции, Гватемалы, Ирана, Ирака, Малайзии, Нидерландов, Суринама, Швейцарии, ОАЭ и Уругвая.












ЛТХ:
Модификация PC-7
Размах крыла, м 10.40
Длина самолета,м 9.77
Высота самолета,м 3.21
Площадь крыла,м2 16.60
Масса, кг
пустого самолета 1320
нормальная взлетная 1910
максимальная взлетная 2710
Внутренне топливо, л 474
Тип двигателя 1 ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-25A
Мощность, л.с. 1 х 650
Максимальная скорость, км/ч М=0.55
Крейсерская скорость, км/ч 500
Практическая дальность, км 1353
Дальность действия, км 797
Продолжительность полета, ч.мин 4.22
Максимальная скороподъемность, м/мин 665
Практический потолок, м 10060
Макс. эксплутационная перегрузка 6
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка -1040 кг на 6 узлах подвески
Контейнеры с 7.62-мм пулеметами,
ПУ 50- и 70-мм НУРС
легкие практические бомбы

PC-7 Mk.II (M) Turbo Trainer


Разработчик: Pilatus
Страна: Швейцария
Первый полет: 1992
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



PC-7 Mk.II (M) Turbo Trainer - учебно-тренировочный самолет, созданный швейцарской фирмой Pilatus Flugzeugwerke AG на базе УТС РС-7. Самолет предназначен для тестирования, начального и основного летного обучения. Самолет значительно модифицирован по сравнению с предшественником, на нем установлена новое модульное БРЭО, катапультируемые кресла Martin-Baker Mk.CH11A и корпус используемый на самолете Р-9, но под менее мощный двигатель PT6. Самолет разрабатывался под заказ ВВС ЮАР.

Первые два прототипа совершили полет 28 сентября 1992 года. 12 февраля 1993 года был подписан контракт на поставку ВВС ЮАР 60 УТС PC-7 Mk.II. Самолет поступил на вооружение в ноябре 1994 года, под обозначением PC-7 Mk.II Astra. Кроме ВВС ЮАР самолет поставлялся в ВВС Брунея.










ЛТХ:
Модификация PC-7 Mk.II (M)
Размах крыла, м 10.19
Длина самолета,м 10.13
Высота самолета,м 3.26
Площадь крыла,м2 16.29
Масса, кг
пустого самолета 1670
нормальная взлетная 1910
максимальная взлетная 2710
Топливо, л
внутренне 518
ПТБ 2 х 245 (2 х 155)
Тип двигателя 1 ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-25C
Мощность, л.с. 1 х 700
Максимальная скорость, км/ч 555
Крейсерская скорость, км/ч 465
Практическая дальность, км 1935
Дальность действия, км 1407
Продолжительность полета, ч.мин 4.40
Максимальная скороподъемность, м/мин 865
Практический потолок, м 9150
Макс. эксплутационная перегрузка 7
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 1040 кг на 6 узлах подвески

PC-8 Twin Porter


Разработчик: Pilatus
Страна: Швейцария
Первый полет: 1967
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



РС-8 Twin Porter - легкий многоцелевой самолет, разработанный швейцарской фирмой Pilatus. Работы над самолетом были начаты в 1966 году. Новый самолет представлял собой модифицированный PC-6 Porter под установку двух двигателей Lycoming IO-540-GIB мощностью 290 л.с. (220 кВт).

Прототип самолета PC-8D (регистрационный код HB-КОА) впервые взлетел 28 ноября 1967 года. После года испытаний самолет так и не смогли довести до требуемых характеристик (скорость и дальность лишь незначительно превосходили серийный PC-6) и в январе 1969 года проект закрыли.













ЛТХ:
Модификация РС-8D
Размах крыла, м 15.60
Длина самолета,м 10.50
Высота самолета,м 3.60
Площадь крыла,м2 32.40
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 1550
максимальная взлетная 2770
Тип двигателя 2 ПД Lycoming IO-540 -GIB
Мощность, л.с. 2 х 290
Максимальная скорость, км/ч 260
Крейсерская скорость, км/ч 230
Практическая дальность, км 1100
Практический потолок, м 5500
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 9 пассажиров

PC-9(M)


Разработчик: Pilatus
Страна: Швейцария
Первый полет: 1984
Тип: Многоцелевой УТС и УБС
ЛТХ Доп. информация



Самолет Pilatus РС-9, разработанный в 1982 г. - тренировочный самолет для основной и повышенной летной подготовки. РС-9 имеет всего лишь 10-процентное сходство в конструкции планера с моделью РС-7. Отличия - более мощный двигатель, измененная конструкция фонаря, "ступенчатая╩ пилотская кабина с катапультируемыми креслами фирмы Мартин-Бэккер Mk СH 11A, подфюзеляжные тормозные щитки, модифицированные крыло и киль, и колеса большего размера с пневматиками высокого давления.

Первый из двух предсерийных образцов РС-9 поднялся в воздух 7 мая 1984г.; он был оборудован трехлопастным винтом Хартцелла (Hartzell). На второй самолет был установлен "стеклянный кокпит╩ Коллинза. Самолеты этого типа получили сертификат на выполнение фигур высшего пилотажа у швейцарских властей 19 сентября 1985г.

Самолет РС-9 также соответствует уставу Федерального авиационного управления США и некоторым военным американским спецификациям. Первым покупателем были ВВС Бирмы. После них в 1985г. такой самолет у Бритиш Аэроспейс купили Королевские ВВС Саудовской Аравии. Компания ВАе предлагала самолеты РС-9 в 1984г. для замены моделей ВВС Великобритании Джет Провост (Jet Provost), но этот заказ был выигран самолетом Шортс Тукано (Shorts Tucano). После этого компания ВАе сохранила права на оборудование самолетов производства Швейцарии и на предложение их в качестве замены для реактивных тренировочных самолетов Хоук (Hawk).

Всего к началу 1993г. было продано 140 машин. Среди других военных покупателей были Армия США (которая списала свои самолеты в 1992г.) и Королевские ВВС Таиланда. Компания Пилатус предлагает самолеты РС-9 для совместной системы начальной летной подготовки (JPATS) наряду с моделью Бичкрафт (Beechcraft). Эта модель имеет измененную на 70 процентов конструкцию, усиленные фюзеляж и фонарь, а также переоборудованную кабину пилота. Первый из самолетов PC-9 Mk 2 совершил полет в 1992г.

PC-9(M) Advanced Turbo Trainer - УТС разрабатываемый швейцарской фирмой Pilatus Flugzeugwerke AG для Королевских ВВС Великобритании, с целью замены УТС BAe (BAC) Jet Provost. Проект не был принят в ВВС Великобритании и фирма Pilatus продолжила развитие модели в инициативном порядке. Самолет представляет собой развитие более ранней модели РС-7 Turbo Trainer c более мощным двигателем и улучшенной аэродинамической поверхностью фюзеляжа и крыльев. Самолет заинтересовал ВВС разных стран и поставлялся в Австралию, Ботсвану, Бирму, Германию, Саудовскую Аравию, Таиланд и США.







Модификации :
РС-9

основная модификация самолета.
РС-9/А

построенный в Австралии по лицензии РС-9.
РС-9/В немецкая версия РС-9 в роли буксировщика мишеней с лебедкой установленной на подкрылевых узлах подвески.
РС-9 Mk.II совместная американско-швейцарская модификация по программе JPATS.



ЛТХ:
Модификация PC-9
Размах крыла, м 10.19
Длина самолета,м 10.14
Высота самолета,м 3.26
Площадь крыла,м2 16.28
Масса, кг
пустого самолета 1725
нормальная взлетная 2360
максимальная взлетная 3210
Топливо, л
внутренние топливо 530
ПТБ 2 х 250 (155)
Тип двигателя 1 ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-62
Мощность, л.с. 1 х 950
Максимальная скорость, км/ч 667
Крейсерская скорость, км/ч 500
Практическая дальность, км 1642
Боевая дальность, км 1220
Максимальная скороподъемность, м/мин 1247
Практический потолок, м 11600
Макс. эксплуатационная нагрузка 7
Экипаж, чел 2
Вооружение: боевая нагрузка - 1040 кг на 6 узлах подвески
2х 250-кг или 4 150- или 113-кг бомбы, или
2 контейнера СС420 с 30-мм пушкой, или
6 ПУ 68-мм или 70-мм НУР.

PC-12


Разработчик: Pilatus
Страна: Швейцария
Первый полет: 1991
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Самолет Pilatus РС-12 представляет собой уникальную попытку соединения одного мощного турбовинтового двигателя с большим и вместительным планером совершенной конструкции. О создании этого самолета было объявлено на выставке Национальной ассоциации служебной авиации (NBAA) в 1989 г.

Первый полет опытного экземпляра Р.01 состоялся 31 мая 1991г.; второго самолета - в середине 1992г. C самого начала самолет планировался для дальних перелетов на высокой скорости. Компания Pilatus утверждает, что его скорость на 185 км/час больше, чем у самолета Cessna Caravan, а дальность полета больше, чем у модели Beech King Air (обе эти модели являются потенциальными соперниками швейцарского самолета).

Самолет PC-12F - многофункциональная грузовая модель, в связи с чем была выбрана Т-образная конфигурация хвостового оперения. Фюзеляж снабжен большим открывающимся вверх грузовым люком. Объем кабины составляет 9,34 куб.м. В модели РС-12Р может быть установлено до девяти пассажирских кресел. Самолет для перевозки особо важных персон, вмещающий шесть человек, может иметь планировку комби - для четырех пассажиров и 5,94 куб.м груза.

Разрабатывалась военная модель для перевозки десанта и парашютистов. Кабина пилота оборудована системой пилотажных приборов с электронно-лучевой индикацией (EFIS) фирмы Bendix-King с необязательным метеорадиолокатором; вмещает двух человек, но планируется получение сертификата для полетов с одним пилотом. Потенциальный спрос оценивается более чем в 800 самолетов РС-12 (к началу 1993г. было сделано 30 заказов).









ЛТХ:
Модификация PC-12
Размах крыла, м 13.78
Длина самолета,м 13.96
Высота самолета,м 4.14
Площадь крыла,м2 26.00
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 2386
максимальная взлетная 4000
Тип двигателя 1 ТВД Pratt Whitney РТ6А-67В
Мощность, л.с. 1 х 1780
Максимальная скорость, км/ч 525
Крейсерская скорость, км/ч 497
Практическая дальность, км 2965
Практический потолок, м 7620
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 9 пассажиров или 1150 кг груза

PC-21


Разработчик: Pilatus
Страна: Швейцария
Первый полет: 2002
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Выведя на мировой рынок самолеты РС-7 и РС-9, компания "Pilatus" завоевала признание как мирового лидера в области разработки и производства турбовинтовых учебно-тренировочных самолетов (УТС) начальной и повышенной летной подготовки. Однако такая популярность вскоре сыграла с компанией злую шутку. После того, как ВВС и ВМС США в рамках программы JPATS (joint primary aircraft training system) выбрали PC-9 Mk II на роль единого учебно-тренировочного самолета под обозначением Т-6А Texan II, компания "Raytheon" (ныне "Hawker Beechcraft") получила разрешение на лицензионную сборку данных машин на территории США и право на их продажу на мировом рынке. В итоге РС-9 компании "Pilatus" оказался в жесткой конкуренции с американским "родственником" Т-6А.

Решением возникшей проблемы стала разработка нового, более совершенного УТС. В ноябре 1998 года "Pilatus" запустила программу РС-21. Интересно, что финансирование программы шло во многом за счет средств, полученных от контракта по Т-6А.

Первым делом в целях подтверждения концепции разработчик провел оценочные испытания специально переоборудованного РС-7, на который установили двигатель Pratt & Whitney РТ6А-68 мощностью 1600 л. с. Самолет также отличался крылом меньшего размаха и новой кабиной. Первый полет машина выполнила 17 декабря 2000 года, в целом результаты испытаний полностью подтвердили правильность выбранных конструкторами технических решений.

1 мая 2002 года прототип РС-21 был выкачен из цеха завода в Стансе, Швейцария, и там же был облетан 1 июля под управлением Билла Тиндалла. Второй самолет присоединился к летным испытаниям 7 июня 2004 года, но в январе 2005 году он разбился. Затем были построены еще два прототипа.

Разработка турбовинтового РС-21 шла с использованием самых новейших технологий, благодаря чему на самолете можно отрабатывать сложные задачи. Великолепные скоростные характеристики РС-21 позволяют осуществлять на нем не только начальную летную подготовку курсантов, но и подготавливать их к полетам на реактивных самолетах.

Особо стоит отметить современное приборное оборудование кабины РС-21 ≈ оно во многом схоже с тем, которое применяется на типовых боевых самолетах, и позволяет отрабатывать в полете различные сценарии, включая "виртуальную" отработку действий по применению вооружения, средств РЭБ и пр. Естественно, оно может эффективно использоваться и для начальной летной подготовки курсантов. Кроме того, в перспективе приборное оборудование и программное обеспечение могут быть усовершенствованы под новые требования.

Швейцария стала первым заказчиком РС-21, купив шесть машин, а затем увеличив заказ до восьми УТС. Первый самолет поставлен в апреле 2008 года. К тому времени ВВС Сингапура подписали контракт на 19 машин ≈ для подготовки сингапурских летчиков на авиабазе Пирс (Австралия). Первый самолет поступил в ВВС Сингапура в начале 2008 года, а учебная подготовка на новых УТС началась в 2009 году. В 2009 году 25 самолетов закупили ОАЭ, первый самолет был поставлен в 2011 году. К 2014 году число заказчиков возросло до 6 (добавились Саудовская Аравия, Катар и Швеция).






ЛТХ:
Модификация PC-21
Размах крыла, м 9.10
Длина самолета,м 11.20
Высота самолета,м 3.75
Площадь крыла,м2 15.22
Масса, кг
пустого самолета 2270
нормальная взлетная 3100
максимальная взлетная 4250
Тип двигателя 1 ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-68B
Мощность, л.с. 1 х 1600
Максимальная скорость, км/ч 685
Крейсерская скорость, км/ч 595
Практическая дальность, км 1333
Максимальная скороподъемность, м/мин 1219
Практический потолок, м 11582
Макс. эксплутационная перегрузка 8
Экипаж, чел 2

PC-24


Разработчик: Pilatus
Страна: Швейцария
Первый полет: 2015
Тип: Административный самолет
ЛТХ Доп. информация



B мае 2013 года на европейском салоне деловой авиации EBACE-2013 швейцарский производитель турбовинтовых самолетов Pilatus Aircraft наконец-то представил свой новый проект - первый в истории фирмы реактивный самолет PC-24. Двухмоторный самолет легкого класса поступит в эксплуатацию в 2017 г. К этому моменту, согласно прогнозам, парк легких бизнес-джетов вырастет до 7,5 тыс. единиц, в том числе за счет разнообразных новых моделей Cessna, Embraer и Bombardier Learjet. Так что реактивному первенцу Pilatus придется искать свое место на весьма тесном рынке.

Однако руководители Pilatus считают, что PC-24 создаст новую нишу, которую они называют "сегмент универсальных реактивных самолетов", поскольку новая модель будет сочетать взлетно-посадочные характеристики PC-12 (короткие дистанции взлета и посадки, в том числе с грунтовых полос) с объемом салона, типичным для класса midsize, большим грузовым люком в задней части фюзеляжа и крейсерской скоростью легкого реактивного самолета. Все это за 8,9 млн долл.

В качестве потенциальных эксплуатантов Pilatus видит почтовые службы, спасателей, местные воздушные линии и правительственные авиаотряды, а также традиционную клиентскую базу владельцев PC-12: состоятельных граждан, чартерных операторов и корпоративные авиационные отделы.

По словам председателя совета директоров компании Оскара Швенка, проектные изыскания начались около пяти лет назад, но компания сохраняла атмосферу полной секретности. Даже дилеры компании узнали о подробностях программы не намного раньше, чем широкая публика, - за несколько дней до официального анонса на EBACE.

"Мы узнали о программе одновременно и почти столько же, что и остальные посетители салона. И теперь мое отношение к программе более позитивное, чем до объявления, - поделился Пэт Эппс, глава американской компании Epps Aviation, которой принадлежит дилерский центр Pilatus Center South. - Она на шесть лет отстает от конкурентов, но я думаю, этот самолет, имея скорость более 400 узлов, создаст новую нишу. Он большой. Он сможет поспорить с соперниками".

Однако Эппс отмечает, что тогда как большая часть турбовинтовых PC-12 нашли владельцев в США, его реактивный собрат PC-24, скорее всего, будет популярен в основном за пределами Штатов: на северо-западе Канады, в Китае, Азии, Латинской Америке.

Pilatus действительно провел обширное исследование рынка перед запуском программы, опросив, в частности, крупных операторов PC-12. "Они интересовались нашими рекомендациями, - подтверждает Питер Докинг, руководитель авиационного отдела австралийской компании Adelaide▓s Royal Flying Doctor Service, в парке которой более 30 самолетов PC-12. - Я считаю, что это нишевый самолет, в чем-то той же категории, что и PC-12. Идея легкого реактивного самолета с большим грузовым люком очень нам импонирует. Погрузить на борт носилки с лежащим на них пациентом в обычный самолет весьма затруднительно".

Докинг рассказал, что имеет большой опыт работы в горнодобывающей промышленности, где традиционно применяются турбовинтовые машины с возможностью короткого взлета и посадки на грунтовые полосы, это особенно актуально на этапе разработки новых месторождений. Перед конструкторами PC-24 была поставлена цель спроектировать самолет, способный выполнять те же задачи, что и турбовинтовые ВС, при этом в пассажирском варианте перевозить десять человек. "Эти самолеты перевозят вахтовых рабочих, они постоянно в воздухе. Мне кажется, Pilatus затеял неплохую историю. PC-24 - это огромный шаг вперед по сравнению с King Air или PC-12", - считает Докинг.

В разработанную Pilatus архитектуру пилотской кабины ACE встраивается модульный комплекс Honeywell APEX второго поколенияВ конструкции планера будут использованы высокопрочные алюминиевые сплавы. Так же как и у военного учебно-тренировочного PC-21, у нового флагмана Pilatus будет фирменный аэродинамический профиль малого сопротивления, что и обеспечит PC-24 возможность крейсерского полета на большой высоте с высокой скоростью и способность взлетать и садиться на короткие полосы. Примечательно, что основные стойки шасси будут двухколесными, с пневматиками низкого давления и антиюзовой системой торможения.

Чтобы выдержать баланс между характеристиками при полете на больших и малых скоростях, у крыла будет небольшая стреловидность, внутренние и концевые выдвижные закрылки и большой площади тормозные интерцепторы. Расчетная скорость сваливания при максимальном взлетном весе - 81 узел, длина пробега - 770 м. Стандартная взлетная дистанция - 820 м, при взлете с аэродрома на возвышении 1500 м при ISA +20╟C - 1350 м. С такими ВПХ этому самолету будет доступно на 1300 больше аэродромов, чем новому легкому Embraer Phenom 300.

"Не так уж просто совместить полет на эшелоне FL450 с наличием спойлеров и закрылков, необходимых для взлета и посадки с коротких полос", - отмечает Швенк.

Обширная программа обдува в аэродинамической трубе была проведена в Праге, в Национальной аэрокосмической лаборатории в Нидерландах и в RUAG в Швейцарии.

Самолет оснащен большим грузовым люком в задней части фюзеляжаБлагодаря возможности взлета и посадки с грунтовых полос, PC-24 будут доступны 21 тыс. аэродромов (помимо тех, куда обычно летают бизнес-джеты). Носовая стойка будет оснащена специальным дефлектором для предотвращения попадания посторонних предметов в двигатели, а закрылки будут защищены от повреждения камешками, вылетающими из-под колес.
Салон самолета объемом 14 м3 будет 155 см в высоту, 170 см в ширину и 700 см в длину от перегородки кабины пилотов до заднего гермошпангоута. Иллюминаторы будут самыми большими в классе midsize. Давление в салоне на максимальной высоте полета 450 тыс. футов будет на уровне 2,5 тыс. м. В передней части фюзеляжа будет полностью изолированный туалет. Для размещения багажа в салоне предусмотрен объем от 1,4 до 2,5 м3 (в зависимости от компоновки).

Таким образом, пространства в салоне больше, чем в Citation XLS+, но меньше, чем в Hawker 900XP. Однако в отличие от большинства самолетов класса midsize, пол будет плоским, и помимо пассажирского входа в передней части фюзеляжа в задней части будет грузовой люк. Утопленный проход добавил бы места для высоких пассажиров, но усложнил бы работу с грузами.

Производитель намеревается предложить шесть вариантов компоновки салона, предусматривающих размещение 6√8 пасс. в корпоративной версии и десять - в пассажирской, а также чисто грузовой и комбинированный варианты.

"Согласно конструкторским расчетам, PC-24 потребуется 30 мин для набора высоты до эшелона FL450", - говорит Швенк. Максимальная крейсерская скорость на высоте 300 тыс. футов - 425 узлов. Максимальная полезная нагрузка - 1135 кг; с полными баками полезная нагрузка сокращается до 415 кг, то есть самолет перевезет четырех пассажиров на расстояние 1950 морских миль (3611 км). Швенк не рассказал о расчетных характеристиках на эшелоне FL450, но, вероятно, скорость будет около 400√410 узлов, при этом расход топлива окажется немного больше, чем у Citation CJ4, поскольку у этих самолетов практически одинаковые силовые установки и сходная дальность полета. PC-24 возьмет на борт всего на 56 кг больше горючего, чем CJ4.

Силовую установку, включающую два двигателя FJ44-4A тягой 1,5 т каждый и ВСУ, поставит компания Williams International.

Компоновка салона предусматривает размещение 6√8 пассажиров в корпоративной версии и 10 - в пассажирской, а также чисто грузовой и комбинированный вариантыВ разработанную Pilatus архитектуру пилотской кабины ACE (расшифровывается как Advanced Cockpit Environment) встраивается модульный комплекс Honeywell APEX второго поколения с четырьмя 12-дюймовыми дисплеями, расположенными буквой Т. Комплекс будет включать автоматы тяги, системы раннего предупреждения близости земли (EGPWS) и опасного сближения (TCAS II), лазерную инерциальную систему (Laseref IRS), курсовой заход на посадку с вертикальным наведением (LPV). Система навигационных указаний RNP 0.3 и система синтетического видения Honeywell SmartView будут предложены в качестве опции.

В швейцарском городе Штанс уже начато производство компонентов для самолета. Выкатка намечена на середину 2014 г., первый полет - на конец года. Три летных образца будут участвовать в программе испытаний продолжительностью 2500 ч, сертификация FAA и EASA должна завершиться к 2017 г.

По словам Швенка, несколько потенциальных покупателей уже высказали готовность оставить депозит на покупку самолета, однако он откладывает продажи до момента выкатки первого прототипа в следующем году, видимо, не желая связывать себя изначальными конструкторскими расчетами. Имея готовый самолет и точные ЛТХ, он начнет принимать невозвратные депозиты и давать гарантии.

"Pilatus всегда задавал тон, - говорит Швенк. - Новый самолет - сам себе класс". Надо отметить, что когда Pilatus запустил программу PC-12, рынок таких самолетов был более чем сомнительный, но на сегодняшний день поставлено более 1100 одномоторных турбовинтовых самолетов. PC-24 потенциально может стать одним из самых инновационных легких бизнес-джетов на безнадежно тоскливом рынке.

10 мая впервые в воздух поднялся новейший бизнес-джет компании √ реактивный РС-24. Самолет с бортовым номером HB-VXA (Prototype P01) взлетел из аэропорта Buochs и провел в воздухе 55 минут, достигнув высоты в 10000 футов (около 3000 м).

К rконцу 2015 года Pilatus Aircraft изготовил уже два летных экземпляра РС-24, третий будет готов через несколько месяцев. В ближайшие два года прототипы должны налетать, как минимум 2300 летных часов. Сертификация и поставка первого самолета остаются неизменной √ начало 2017 года.

Сейчас Pilatus Aircraft обеспечен производством РС-24 на три года. Напомним, что на майской выставке ЕВАСЕ-2014 Pilatus Aircraft открыла прием заказов на PC-24, стоимостью $8,9 млн. По сообщению производителя, в течение первых двух дней работы выставки портфель заказов пополнился на 84 самолета. Таким образом, все слоты на поставку PC-24, запланированные между началом поставок в 2017 году и до конца 2019, были проданы. Продажи осуществлялись на основе обязательных договоров и невозмещаемых депозитов, и все заказчики бизнес-джета взяли на себя такие обязательства. В Pilatus приняли сознательное решение не принимать заказы на поставку в 2020 и позднее, предпочитая подождать развития ситуации на рынке. После того как самолет будет сертифицирован, компания объявит планы открытия слотов на поставку PC-24 после 2020 года.






ЛТХ:
Модификация PC-24
Размах крыла, м 17.00
Длина самолета, м 16.80
Высота самолета, м 5.30
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого 4967
максимальная взлетная 8006
Тип двигателя 2 ТРДД Williams FJ44-4A
Тяга, кН 2 x 15.0
Максимальная скорость, км/ч 815
Крейсерская скорость, км/ч 787
Практическая дальность, км 3610
Практический потолок, м 13716
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: максимально - 10 пассажиров