Preti
S%^Tt$ - 1755000550000
PM.280 Tartuca


Разработчик: Preti
Страна: Италия
Первый полет: 1949
Тип: Легкий спортивный самолет
ЛТХ Доп. информация



Итальянский инженер и пилот Эрменегильдо Прети (Ermenegildo Preti) перешел в 1936 году в Центр планеризма при Миланском политехническом университета [Centro Vola a Vela (CVV) del Politecnico di Milano]. Он руководили разработкой пяти планеров CVV.3 Arcore, CVV.4 Pelican, CVV.5 Duck, CVV.6 Canguro и CVV. 7 Pinocchio (остался только в проекте).

В 1948 году Прети начал проектировать легкий одноместный деревянный низкоплан с убирающимся шасси под 75-сильный двигатель SAI Ambrosini P-70 собственной разработки.

Самолет получивший обозначение PM.280 Tartuca готовился специально для выступления на соревновании Гран-при Милана в сентябре 1949 года, но немого опоздал из-за неготовности двигателя.

Свой первый полет PM.280 совершил с четырехцилиндровым двигателем CNA D.4 мощностью 60 л.с. и деревянным двухлопастным пропеллером.

Единственный построенный экземпляр (регистрационный номер I-GARA) принял участие в нескольких соревнованиях, показав высокие скоростные данные, чем привлек к себе внимание даже военных. В начале 1950 года Regia Aeronautica рассматривала PM.280 в качестве учетно-тренировочного, но до контракта дело не дошло.

В начале 2000х годов энтузиасты восстановили PM.280. Спустя 67 лет с начала первого полета самолет смог вновь подняться в воздух.






ЛТХ:
Модификация PM.280
Размах крыла, м 5.00
Длина, м 5.00
Высота, м 1.38
Площадь крыла, м2 5.00
Масса, кг
пустого 250
максимальная взлетная 350
Тип двигателя 1 ПД CNA D.4
Мощность, л.с. 1 х 60
Максимальная скорость, км/ч 260
Крейсерская скорость, км/ч 215
Практическая дальность, км 500
Практический потолок, м 3300
Экипаж, чел 1

PR.2 Saltafossi


Разработчик: Preti
Страна: Италия
Первый полет: 1946
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



Судьба самолета PR.2 Saltafossi (двуколка) хоть и не изобилует заметными событиями, крайне необычна. Построенный в 1946 году самолет благополучно "пролежал в сарае" до начала XXI века и лишь затем, благодаря усилиям группы энтузиастов смог подняться в воздух. А начиналась эта история так...

В 1945 году итальянский инженер Эрменгильдо Прети (Ermengildo Preti) решил построить самолет. Надо сказать, что Прети был хоть и молодым, но достаточно опытным конструктором - на его счету было уже несколько построенных и прекрасно летавших планеров. Понимая, что построить что-либо серьезное в получастном порядке в условиях, мягко говоря, небогатой послевоенной Италии, он остановил свой выбор на сверхлегком одноместном самолете, который, по его мнению, именно в этих условиях вполне мог найти применение. Прети удалось заинтересовать своей идеей студентов и руководство Миланского технического университета (Potitechnico di Milano). А главное, нашелся тот, кто будет строить самолет, и место, где его будут строить. За строительство "Салтафосси" взялся Анжело Кабрилья (Angelo "Capo" Cabrilla), работавший в мастерских при университете, которые располагались в коммуне Венегоно Супериоре (Venegono Superiore) северо-восточнее Милана. Там и начали строить самолет.

"Салтафосси" представлял из себя одноместный высокоплан крайне малого размера цельнодеревянной конструкции с неубирающимся шасси. В свою кабину единственный член экипажа попадал через боковое окно. Панель приборов практически отсутствовала. Странной особенностью самолета было отсутствие закрылков - видимо они пали жертвой упрощения и облегчения конструкции. Возникли проблемы с тем, чтобы "достать" двигатель подходящей мощности и малого веса, который бы смог поднять в воздух предельно облегченную (сказывался "планерный" опыт Прети) конструкцию. К сожалению, "самолетостроителям" удалось получить (причем, насколько известно, "с возвратом") только 20-сильный автомобильный двигатель MB-3, мощности которого явно не хватало, но выбора все равно не было. В 1946 году самолет достроили. О том, что произошло дальше, "показания свидетелей расходятся".

В литературе упоминаются три версии: по одной, испытания самолета так и не состоялись, по другой - самолету не хватило мощности двигателя, чтобы подняться в воздух, по третьей - нормально "Салтафосси" не летал, но подлет совершить все-таки удалось. Наиболее вероятной, судя по всему, можно считать вторую версию. Точно известно одно - вскоре двигатель с PR.2 сняли, сам самолет задвинули в дальний угол мастерских, а его создатели занялись другими делами. Прета, например, прославился не только на всю Италию, но и на весь мир, создав легендарную мотоколяску "Изетта" ("Isetta").

Что происходило с "Салтафосси" в последующие годы, непонятно, но самолет явно не был бесхозным. По крайней мере, на фотографии, сделанной в 1973/74 гг., видно, что остекление кабины заменено на изогнутое. В 1988 году PR.2, лишившийся, все-таки, большинства металлических деталей, обратил на себя внимание группы энтузиастов, объединившихся в "Группу друзей исторических самолетов" ("Gruppo Amici Velivoli Storici", GAVS). Они решили сохранить самолет, а в дальнейшем, если удастся, довести его до летного состояния.

В 2000 году начались работы по восстановлении "Салтафосси". Проведя расчеты, специалисты GAVS, которыми руководил известный авиаконструктор-"самодельщик" Джанкарло Дзанар-до (Giancarlo Zanardo), сочли, что с "родным" 20-сильным двигателем PR.2 летать не может. Его заключение гласило: "Самолет не имеет закрылков, из-за чего разбег и пробег составят более 300 метров. Для большей безопасности полета необходимо установить двигатель мощностью 60 л.с.". После долгих раздумий конструкторы решили установить на самолете 45-сильный автомобильный "оп-позитник" DAF-44. Естественно, пришлось изготовить и новый воздушный винт. 20 октября 2002 года "Салтафосси" спустя 56 лет после своего "рождения" поднялся в воздух. В настоящее время самолет выставлен в небольшом музее, расположенном в кампусе Миланского технического университета в Бовисе (Bovisa), одном из районов Милана.






ЛТХ:
Модификация PR.2
Размах крыла, м 6.60
Длина, м 4.55
Высота, м
Площадь крыла, м2 6.98
Масса, кг
пустого 160
максимальная взлетная 230
Тип двигателя 1 ПД Macchi MB-2
Мощность, л.с. 1 х 20
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1