Pützer
S%^Tt$ - 1755000550000
Buzzard


Разработчик: Pützer
Страна: Германия
Первый полет: 1959
Тип: Экспериментальный самолет
ЛТХ Доп. информация



В середине 50-х годов прошлого столетия командование ВВС ФРГ стали проявлять интерес к недорогим учебно-тренировочным самолетам для начального обучения летчиков. Подобный самолет решил разработать военным инженер Альфонс Пютцер (Alfons Pützer).

В 1958 году он разработал проект SR-57 Buzzard - двухместный низкоплан, оснащенный 95-сильным двигателем Continental C90-12F с толкающим пропеллером. Исследовав хвостовую часть своего предыдущего самолета Dohle, Пютцер совместно с Вальтером Хортеном (Walter Horten) решили для уменьшения потери мощности использовать V-образный хвост.

Прототип самолета с регистрационным номером D-EHIV совершил первый полет в феврале 1959 года. В ходе испытаний самолет показал удовлетворительные летные характеристики. Однако после принятия на вооружение ВВС реактивного французского УТС Fouga Magister военные пересмотрели свои взгляды на поршневые машины. В результате DVL перевел проект Buzzard в разряд экспериментальных.

В этом же году Альфонс Пютцер предложил другому немецкому инженеру Эриху Уферу (Erich Ufer), разрабатывающему для компании Bölkow GmbH кольцевое хвостовое оперение, свой самолет для отработки конструкции. Для опытов в этом направлении прототип SR-57 переделали в конце 1960 года в SR-57-2k именно с такой необычной хвостовой частью.

Первый полет видоизмененной машины состоялся 12 июля 1961 года. После трехмесячных испытаний были получены хорошие показатели, но в 1964 году работы опять были свернуты.

Затем Buzzard передали в Институт динамики двигателей им. Карла Люренбаума в Аахене для тестирования турбовентиляторных двигателей вместе с экспериментальным самолетом Rhein-Flugzeugbau RF-1.

В 1971 году Buzzard снова переделали - в этот раз модифицировал самолет Вальтер Хортен, установивший на него обычный хвост и заменив пропеллер на тянущий. После переделки SR-57 летал еще несколько лет и был утерян в результате пожара в ангаре.






ЛТХ:
Модификация SR-57
Размах крыла, м 12.00
Длина, м 6.30
Высота, м 2.20
Площадь крыла, м2 18.00
Масса, кг
пустого самолета 600
нормальная взлетная 760
Тип двигателя 1 ПД Continental C90-12F
Мощность, л.с. 1 х 95
Максимальная скорость, км/ч 200
Крейсерская скорость , км/ч 180
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

Elster


Разработчик: Pützer
Страна: Германия
Первый полет: 1957
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Elster √ лёгкий многоцелевой самолёт, разработанный немецкой авиастроительной компанией Alfons Pützer KG. Разработка самолета была начата Альфонс Пютцер (Alfons Pützer), Фрицем Раабом (Fritz Raab) и Герхардом Сигелем (Gerhard Siegel) для вновь созданных ВВС Германии. За основу был взят легкий самолет Pützer Moraa (Motorraab) V2.

Новый самолет, получивший обозначение Pützer Elster A, сохранил силовую установку предшественника, но получил новый фюзеляж и кабину. Прототип Elster V1 (D-EJOB) совершил первый полет 11 ноября 1957 года.

В ноябре 1957 года Elster A принял участие в сравнительном конкурсе Бундесвера вместе с Klemm Kl.107, Blume Bl.502, Meindl M.150, Scheibe SF.23A и Rheinflug RW-3. Победителем конкурса был выбран Elster и компания Alfons Pützer KG получили контракт на строительство 24 экземпляров самолета.

Уже в ходе первых испытаний стало ясно, что силовая установка не справляется с поставленными военными задачами, и в 1958 году на прототипе установили 65-сильный двигатель Porsche 678/1. Этот вариант самолета обозначили как Elster A65. Но и эта силовая установка не полностью удовлетворила заказчика. В результате в конце года на V1 установили американский 95-сильный четырехцилиндровый двигатель Continental C90-8F.

Машина, с новым обозначением Elster B, впервые поднялась в воздух 10 января 1959 года. А первые серийные самолеты были переданы Бундесверу в декабре этого же года. Немецкие военные оказались недовольны низкой скоростью полёта Elster, а также его достаточно малой дистанцией следования, составлявшей всего лишь около 450 километров, ввиду чего самолёт мог эксплуатироваться исключительно в качестве учебно-тренировочного самолёта и в качестве патрульного воздушного средства.

Еще девять Elster B были произведены для гражданских заказчиков. Самолет использовался как частное воздушное судно, и как моторизованный планер, и как летательный аппарат пригодный для транспортировки небольших грузов.

Несмотря на достаточно большие габариты летательного аппарата, кабина самолёта имеет немного места, ввиду чего в ней может разместиться всего лишь два человека √ пилот и пассажир, либо же, если самолёт предполагалось использовать в качестве учебно-тренировочного летательного аппарата, то инструктор и курсант. Помимо прочего, если самолёт предполагалось использовать для транспортировки грузов, то здесь можно было разместить до 230 килограмм полезной нагрузки (включая массу пилота), однако, в этом случае, перевозка на борту пассажира была невозможной по причине небольшой максимальной взлётной массы самолёта.

В отличии от военных гражданские пилоты хвалили высокоплан за его хорошие летные качества и поэтому охотно использовали его для подготовки новичков и для буксировки планеров.

Немецкие пилоты считали Elster B лучшим самолетом с "трехруким" управлением в мире. В отличие от многих других образцов Elster не имеет ни управляемого от педали руля направления переднего шасси, ни ножного рычага для управления обоими барабанными тормозами основного шасси. Вместо этого пилот располагает мощным рычагом для управления носовым колесом шасси, расположенным в центре перед панелью приборов, который служит в качестве руля и функционирует подобно румпелю лодки. Если потянуть рычаг влево, самолет катится вправо и наоборот. Сбоку на разделительной перегородке между пилотом и пассажиром расположен еще один рычаг для тормозов, так что уже только рулежка на взлетно-посадочной полосе требует определенного умения.

Несколько самолетов Elster B были проданы за рубеж. Так в Великобритании он продавался компанией Flair Aviation Sales Co. с 1960 года под маркой "Magpie".

В 1963 году был изготовлен еще один вариант самолета - Elster C, оснащенный двигателем Lycoming O-320-A2B мощностью 150 л.с. Компания Sportavia-Pützer GmbH построила 11 экземпляров этой версии, а так же в нее были переоборудованы некоторые Elster B.

Pützer Elster стал одним из первых серийных самолетов, которые были построены в Германии после окончания Второй Мировой войны.









ЛТХ:
Модификация Elster B
Размах крыла, м 13.22
Длина, м 7.10
Высота, м 2.50
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого 470
максимальная взлетная 700
Тип двигателя 1 ПД Continental C90-8F
Мощность, л.с. 1 х 95
Макс. скорость пикирования, км/ч 200
Крейсерская скорость, км/ч 180
Практическая дальность, км 450
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 2

Moraa


Разработчик: Pützer
Страна: Германия
Первый полет: 1955
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В начале 1950-х годов немецкий инженер Альфонс Пютцер (Alfons Pützer) задумал создать небольшой многоцелевой гражданский самолет. Пютцер обратил внимание на довольно удачный двухместный планер Doppelraab, разработанный Фрицем Раабом (Fritz Raab). Конструкторы договорились о совместной разработке на базе планера самолета Pützer Motorraab.

Несмотря на все еще существующие запреты на строительство самолетов в Германии, компания Alfons Pützer KG начала строительство прототипа самолета Motorraab V1 в начале 1955 года. Это был двухместный подкосный высокоплан, оснащенный двигателем VW Beetle мощностью 50 л.с.

Первый полет прототипа состоялся 8 мая 1955 года. Motorraab V1 (D-EBAC) стал одним из первых немецких самолетов взлетевших после окончания Второй Мировой войны.

В ходе испытаний самолет показал неплохие летные характеристики, несмотря на недостаточную мощность силовой установки. В ходе ремонта машины Альфонс Пютцер решил заменить двигатель на 52-сильный Porsche PFM678 и доработал кабину.

Это версия получила обозначение Motorraab V2. Первый полет V2 (D-EKAD) состоялся 1 марта 1956 года.

В этом же году V1 и V2 приняли участие в соревновании Deutschlandflug 1956, впервые проводимые в Германии после 1945 года.

В 1958 году был построена третья версия самолета - V3 (D-EHOG), которая использовалась в основном для исследовательских полетов.

Последней версией стал мотопланер Moraa-B V4 (D-ECIB) , построенный же компанией Martin Neulen KG с двигателем Stamo 1400D мощностью 42 л.с.

В 1959 году обозначение самолета Pützer Motorraab официально была заменено на Pützer Moraa.











ЛТХ:
Модификация Moraa V2
Размах крыла, м 13.70
Длина, м 7.20
Высота, м 2.50
Площадь крыла, м2 18.50
Масса, кг
пустого 320
максимальная взлетная 625
Тип двигателя 1 ПД Porsche PFM678
Мощность, л.с. 1 х 52
Макс. скорость пикирования, км/ч 180
Крейсерская скорость, км/ч 100
Практическая дальность, км 550
Максимальная скороподъемность, м/мин 96
Практический потолок, м 4800
Экипаж, чел 2