Romano
S%^Tt$ - 1755000550000
R-2(4)


Разработчик: Romano
Страна: Франция
Первый полет: 1923
Тип: Разведывательный гидросамолет
ЛТХ Доп. информация



В возрасте 19 лет француз Этьен Романо (Étienne Romano) построил свой первый самолет, названный им Romano R-1. Впрочем, в первом же полете он разбился. В 1922 году Романо приобрел около Канн мастерские и основал компанию "Les Chantiers Navals de la Croisette", приступив к работе как авиаконструктор.

Следующим проектом Романо стал гидросамолет-биплан для разведки и наблюдения. Первый вариант этого самолета Romano R-2, с большим центральным и малыми крыльевыми поплавками и ротативным двигателем Le Rhone 9C мощностью 80 л. с. был выпущен в 1923 году.

В следующем году появился модернизированный вариант Romano R-3 с двигателем Hispano-Suiza 8Ab мощностью 180 л. с. Он проходил интенсивные испытания в ВМС Франции в Сен-Рафаэле и был рекомендован на доработку.

В результате через три года был построен R-4, с усиленной конструкцией, звездообразным двигателем Salmson 9Ab мощностью 230 л. с. и возможностью установки пулемета в кабине наблюдателя. Несмотря на лучшие по сравнению с предшественником характеристики, он тоже был забракован военными.








ЛТХ:
Модификация R-3 R-4
Размах крыла, м 11.00 11.40
Длина, м 7.80 8.58
Высота, м 3.70 3.20
Площадь крыла, м2 30.00 32.00
Масса, кг
пустого самолета 730 1045
нормальная взлетная 1020 1445
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Ab 1 ПД Salmson 9Ab
Мощность, л.с. 1 х 180 1 х 230
Максимальная скорость , км/ч 160 184
Крейсерская скорость , км/ч 130 150
Практическая дальность, км ? 600
Практический потолок, м ? 7200
Экипаж, чел 2 2
Вооружение: нет один 7.7-мм пулемет

R-5


Разработчик: Romano
Страна: Франция
Первый полет: 1932
Тип: Разведывательная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



После неудачи с гидросамолетами Этьен Романо (Étienne Romano) вернулся к разработке летающей лодки. В результате в 1932 году появилась Romano R-5 - одномоторная патрульная/разведывательная летающая лодка.

Самолет имел цельнометаллическую конструкцию и крыло типа парасоль, двухреданный корпус со стабилизирующими спонсонами, а экипаж состоял из двух человек, располагавшихся в закрытой кабине. Самолет был оснащен двигателем Hispano-Suiza 12Nbr мощностью 650 л.с., установленным на крыле, а вооружение состояло из двух пулеметов и бомбовой нагрузки массой до 200 кг.

Несмотря на хорошие характеристики, самолет на вооружение ВМС Франции не поступил.









ЛТХ:
Модификация R-5
Размах крыла, м 22.60
Длина самолета,м 16.00
Высота самолета,м 4.51
Площадь крыла,м2 67.50
Масса, кг
пустого самолета 3051
максимальная взлетная 4520
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12Nbr
Мощность, л.с. 1 х 650
Максимальная скорость, км/ч 218
Крейсерская скорость, км/ч 172
Практическая дальность, км 1200
Практический потолок, м 6700
Экипаж, чел 3
Вооружение: два 7.5-мм пулемета Darne
бомбовая нагрузка - 200 кг

R-15


Разработчик: Romano
Страна: Франция
Первый полет: 1933
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1933 году впервые поднялся в воздух легкий многоцелевой самолет-амфибия Romano R-15. Он представлял собой двухместный свободнонесущий высокоплан с тремя звездообразными двигателями Salmson 9Aer мощностью по 75 л.с. Вмещал пилота и пассажира в закрытой кабине.

На испытаниях самолет показал неплохие летные характеристики, однако заказчиков на него не нашлось и он остался в единственном экземпляре.





ЛТХ:
Модификация R-15
Размах крыла, м 14.45
Длина самолета,м 9.06
Высота самолета,м 3.47
Площадь крыла,м2 26.30
Масса, кг
пустого самолета 928
максимальная взлетная 1268
Тип двигателя 3 ПД Salmson 9Aer
Мощность, л.с. 3 х 75
Максимальная скорость, км/ч 186
Крейсерская скорость, км/ч 160
Практическая дальность, км 500
Практический потолок, м 6500
Экипаж, чел 2

R-16(160)


Разработчик: Romano
Страна: Франция
Первый полет: 1933
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Самолет Romano R-16 имел компоновку, похожую на компоновку модели R-6, и был спроектирован как трехместный самолет для использования в колониальных территориях. Первый полет состоялся в 1933 году.

После окончания испытаний он рассматривался как министерский транспортный самолет под измененным обозначением R-160 (регистрационный номер F-AKGE), но ожидавшийся заказ на пять серийных машин R-162 не состоялся. Единственный самолет R-160, оснащенный тремя звездообразными двигателями Lorraine 9Na Algol, использовался в Северной Африке.










ЛТХ:
Модификация R-16
Размах крыла, м 21.60
Длина, м 13.90
Высота, м 4.05
Площадь крыла, м2 70.00
Масса, кг
пустого самолета 3138
нормальная взлетная 5200
Тип двигателя 3 ПД Lorraine 9Na Algol
Мощность, л.с. 3 х 300
Максимальная скорость , км/ч 230
Крейсерская скорость , км/ч 195
Практическая дальность, км 1200
Практический потолок, м 7880
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 2 пассажиров

R-80


Разработчик: Romano
Страна: Франция
Первый полет: 1935
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1934 году конструкторская бригада под руководством Этьена Романо приступила к созданию легкого пилотажного самолёта для известного летчика М.Детроята. Машина получила обозначение R-80 и была готова в 1935 году. Это был обычный двухместный биплан с неубирающимся шасси и 7-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Lorraine 7ME "Mizar" (240 л.с.). Конструкция самолёта смешанная - хвостовая и средняя секции фюзеляжа изготовлялись из стальных труб и имели деревянную обшивку, носовая часть выполнялась целиком из дюраля. Крылья изготавливались из дерева и каждое из их имело элероны.

Прототип R-80.01 (регистрационный код F-ANMP), показал вполне сносные характеристики и был вполне пригоден для акробатических полетов. Присутствовавшие при испытаниях военные специалисты сделали вполне логичный вывод о том, что R-80 можно использовать как тренировочный самолёт. Машина хорошо вписывалась в спецификацию ЕТ2 (самолёт начальной подготовки, 2-х местный), поэтому для ВВС подготовили второй прототип R-80.02 (код F-AQJP). От первого экземпляра он отличался усиленной конструкцией и более мощным двигателем Salmson 9Aba (280 л.с.).

Испытания прошли в том же 1935 году. R-80 практически по всем параметрам удовлетворил заказчика и в 1937 году Armee de l`Air (ВВС Франции) выдали заказ на 147 самолётов, а Aeronavale (ВВС флота) - на 30. В серийном производстве они получили обозначение R-82, отличаясь лишь более широким капотом двигателя и наплывами над цилиндрами. Морские R-82 были идентичны своим "сухопутным" собратьям.

Оба заказа были выполнены в полном объёме. Последний самолёт для армии фирма Romano сдала в августе 1939 года, а для флота - в апреле 1940 года. После капитуляции Франции самолёты R-82 служили в составе ВВС Виши, однако до 1944 года уцелело слишком немного машин. По крайней мере, в число самолётов новых французских ВВС Romano R-82 не входили.

Помимо Франции три R-82 в феврале 1938 г. было продано республиканскому правительству Испании, где их определили в одну из тренировочных эскадрилий. Незадолго до этого Детроят участвовал в соревнованиях, проходивших в США и создал вполне успешную рекламу этому самолёту. Фирма Romano попыталась предложить R-82 на экспорт, однако в то время слишком сильны были конкуренты - DH-82 "Tiger Moth" и AvRo 621 "Tutor". От предложения французов отказались, так и оставив R-82 без зарубежных заказов.


ЛТХ:
Модификация R.82
Размах крыла, м 9.88
Длина, м 7.82
Высота, м 3.34
Площадь крыла, м2 23.72
Масса, кг
пустого самолета 918
максимальная взлетная 1328
Тип двигателя 1 ПД Salmson 9Aba
Мощность, л.с. 1 х 280
Максимальная скорость , км/ч 240
Крейсерская скорость , км/ч 213
Практическая дальность, км 660
Практический потолок, м 6500
Экипаж 2

R-90


Разработчик: Romano
Страна: Франция
Первый полет: 1935
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Построенный как одноместный палубный истребитель, пригодный для запуска с катапульты, самолет Romano R-90 совершил свой первый полет в августе 1935 года. Самолет первоначально оснащался звездообразным двигателем Hispano-Suiza 9Vbrs мощностью 485 кВт (650 л.с.). Вооружение состояло из четырех 7.5-мм пулеметов Darne (по два на нижних крыльях и на поплавках).

В попытке создать конкурентоспособный самолет для ВМС Франции на фирме Romano уже в октябре 1935 года модернизировали истребитель R-90 установив на него V-образный двенадцатицилиндровый двигатель Hispano-Suiza 12Ycrs-1 мощностью 900 л.с. (671 кВт).

Так же значительно было усилено вооружение - вместо четырех 7.5-мм пулеметов новый самолет получил одну 20-мм мотор-пушку Hispano-Suiza HS-9 и два 7.5-мм пулемета Darne.

Самолет прошел конкурсные испытания в исследовательском центре ВМС Франции вместе с самолетами Loire, Bernard и Potez. Конкурс выиграл самолет Loire 210. Единственный экземпляр R-90 дальнейшем был переделан в колесный вариант R-92. Этот самолет решили продать ВВС республиканцев.

В режиме строжайшей секретности самолет облетали в бельгийском центре Centre d'Essais du Materiel Aerien (CEMA) под видом спортивного и даже выдали гражданский регистрационный номер. Лето 1938 года R-92 был доставлен в Барселону. Его серийное производство так и не состоялось и самолет остался в единственном экземпляре.

Несмотря на неудачу самолет смог все же вызвать интерес у Испанских ВВС. Они заказали небольшую серию из 24 сухопутных самолетов R-83 с моторами Pratt & Whitney Wasp Junior мощность 450 л.с. Сборку самолетов в режиме секретности осуществила бельгийская компания LACEBA (Les Atleliers de Construction et d'Exploitation de Brevets Aéronautiqes).

Из-за проблем с поставками американских двигателей, на первые экземплярах самолета устанавливался менее мощный Salmson 9ABa (280 л.с.). После летных испытаний стало ясно, что с такой силовой установкой самолет не может использоваться как истребитель, а только в роли учебно-тренировочного. В результате выпуск R-83 был прекращен после 6 экземпляра.






ЛТХ:
Модификация R-90 R-92
Размах крыла, м 8.88 8.89
Длина, м 8.67 7.63
Высота, м 3.93 3.10
Площадь крыла, м2 21.00 21.00
Масса, кг
пустого самолета 1642 1858
нормальная взлетная 1990 2200
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 14Hbrs 1 ПД Hispano-Suiza 12Ycrs-1
Мощность, л.с. 1 х 680 1 х 900
Максимальная скорость , км/ч 368 420
Крейсерская скорость , км/ч 330 370
Продолжительность полета, ч.мин 650 600
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 10500 8000
Экипаж, чел 1 1
Вооружение: четыре передних 7.5-мм пулемета Darne одна 20-мм мотор пушка HS-9
два передних 7.5-мм пулемета Darne

R-110


Разработчик: Romano
Страна: Франция
Первый полет: 1938
Тип: Тяжелый истребитель
ЛТХ Доп. информация



Своеобразный французский самолет от конструктора Etienne Romano. Создавался по требованию, выданному в октябре 1934 года на "bimoteur de commandement à la chasse" (требование 1934 C3), на этакий воздушный командный пункт управления эскадрильей одномоторных истребителей. Скорость самолета должна быть выше 400км/ч, взлетный вес - 3500кг (ограничение ввели для гарантированного обеспечения большой скороподъемности), вооружение - две пушки, экипаж - три человека: пилот, стрелок и командир. Командир должен был обнаруживать вражеские самолеты, направлять на них свои ведомые одномоторные истребители, координировать бой, сопровождать поврежденные самолеты до базы, выявление мест посадки пилотов сбитых противником аэропланов.

Требование вызвало энтузиазм у целого выводка французских фирм, подготовивших свои проекты: Breguet 690, Potez 63, Hanriot 220, Romano R-110, Loire-Nieuport LN.20. Проекты Dewoitine D.630/631 и Payen Pa.320/321 видимо тоже создавались с учетом этих требований. В 1938 году Министерство Авиации Франции изменило свои взгляды на то, какие функции должен исполнять новый самолет - вместо лидера понадобился истребитель-бомбардировщик-разведчик-дальний перехватчик. То есть классический тяжелый истребитель. Судя по всему победитель конкурса выявлялся уже согласно этой новой концепции и им стал Potez 63. Позже был заказан еще и Breguet 690, а в 1940ом - и модифицированный Hanriot 220 - Hanriot 220-2 (SNCAC NC.600). Romano R-110 не повезло - он заказчику не понравился, испытания после объявления победителя уже готового самолета были прекращены. Проекты Loire-Nieuport, Dewoitine и Payen реализованы не были.

Первый полет Romano R-110 совершил 30 марта 1938 года. Самолет был бы готов раньше, но затеянная левым правительством национализация и объединение мелких авиапроизводителей затормозила процесс строительства прототипа (единственный завод фирмы Romano в Каннах вошел в состав SNCASE). По конструкции R-110 зауряден: низкоплан с деревянным крылом, обшитым фанерой, набор фюзеляжа - стальные трубы, обшивка - полотно. Самый главный член экипажа - командир - сидел в отдельной кабине линейно-возвышенно располагающейся над местом пилота. Эта деталь отличала самолет от остальных конкурентов. Передним вооружением из двух пушек распоряжался пилот, стрелок управлялся с 7,5мм пулеметом. Двигатели - Renault 12 Ro 2/3 - 12ицилиндровые, воздушного охлаждения мощностью 450 л.с.





ЛТХ:
Модификация R-110
Размах крыла, м 12.80
Длина, м 9.66
Высота, м 3.37
Площадь крыла, м2 24.00
Масса, кг
пустого самолета 2165
максимальная взлетная 3300
Тип двигателя 2 ПД Renault 12R-2/3
Мощность, л.с. 2 х 450
Максимальная скорость , км/ч 470
Крейсерская скорость , км/ч 420
Практическая дальность, км 1280
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 10500
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 20-мм пушки, один 7.5-мм пулемет MAC 34

R-120


Разработчик: Romano
Страна: Франция
Первый полет: 1938
Тип: Ночной бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



Конкурс на средний бомбардировщик категории В4, объявленный в 1936 году, породил несколько замечательных самолётов, которые по праву могут считаться одними из наиболее элегантных машин своего времени - Amiot 350 и LeO 451. Впрочем, эта история началась двумя годами ранее, когда ВВС Франции приняли новую программу модернизации. Для замены недавно принятых на вооружение "чемоданов" требовались машины более высокого класса, обладавшие экипажем из 5 человек, скоростью не менее 400 км\ч на высоте 4000 метров и дальностью полёта порядка 2000 км. Дополнительно указывалось, что передние подвижные пулеметы желательно установить не в установках турельного типа, а в обычных вырезах в остеклении. Задние оборонительные пулеметы должны были иметь обтекатели, а вся бомбовая нагрузка в 1500 кг размещаться только в бомбоотсеке. Предусматривалось, что бомбардировщики будут действовать как днем, так и в ночное время.

Первая подобная спецификация (категории В5) появилась 17 ноября 1934 года и была разослана всем основным самолётостроительным компаниям, в число которых попала и Romano. Макеты бомбардировщиков, среди которых был и будущий R-120, представили технической комиссии в конце 1935 года. Представители ВВС потребовали, чтобы самолёт был обязательно вооружен 20-мм пушкой Hispano-Siuza HS-404 в верхней турели одним-двумя 7,5-мм пулеметами в нижней выдвижной башне. Заодно решили, что состав экипажа можно сократить до 4 человек, поскольку второй пилот вполне мог справиться с обязанностями бомбардира и штурмана. Таким образом появилась новая спецификация на бомбардировщик категории В4, что повлекло за собой новые изменения. Спустя всего каких-то пару месяцев требования к максимальной скорости повысили до 470 км\ч, так как в производстве появились 1000-сильные моторы Gnome-Rhone 14 и Hispano-Suiza 14. На этом глобальные "улучшения" закончились, хотя менее серьёзные исправления все же имели место.

Среди всех остальных конкурентов, не считая Bloch MB.130 - наследника знаменитых Bloch MB.200\210, бомбардировщик фирмы Romano был наиболее консервативным. Хотя конструктивно он почти не отличался от остальных, его внешние формы по прежнему тяготели к старомодным угловатым монопланам, принятым на вооружение в начале 1930-х гг. Как и следовало ожидать, конструкторы отказались от носовой подвижной турели, зато оборону задней полусферы, помимо 20-мм пушки сверху и двух 7,5-мм пулеметов в нижней башне, несколько усилили ещё одним дополнительным 7,5-мм пулеметом, установленным на "спине" самолёта в обтекателе. В качестве силовой установки выбрали радиальные двигатели HS 14Aa 08\09 развивавшие мощность 980 л.с.

На испытания самолёт поступил в 1938 году, одновременно с остальными конкурсантами. О подробностях его тестовых полетов никаких упоминаний пока найти не удалось, но согласно зарубежным источникам самолёт показал весьма неплохие характеристики. Например максимальная скорость R-120 составила 520 км\ч, что даже с учетом некоторого завышения показателей выглядит весьма хорошо. По остальным ТТХ этот бомбардировщик был аналогичен Amiot 340 и LeO 451, являвшимися фаворитами в этом конкурсе и впоследствии запущенными в серийное производство. Их конкурент МВ.130 прошел более долгий путь и в конечном итоге был принят на вооружение в качестве разведчика. А вот Romano R-120 не совсем повезло. Самолёт немного не вписался в планы серийного строительства, но в качестве утешительного приза ВВС позволили продолжить работу над ним, но уже по другой спецификации. В то время требовалась замена бомбардировщикам Bloch MB.210Bn4, составлявшим основу ночных бомбардировочных эскадрилий, а поставки тех же LeO 451 были расписаны на год вперед. С этой целью от R-120 отказываться не стали, хотя сильно фирму Romano никто не торопил. В итоге прототип спокойно дождался Второй Мировой войны с весьма смутной перспективой быть построенным хотя бы в установочной серии. Дальнейшая его судьба неизвестна, но скорее всего он был разобран на металл в 1940 году.


ЛТХ:
Модификация R-120
Размах крыла, м 21.10
Длина, м 16.10
Высота, м 4.25
Площадь крыла, м2 58.00
Масса, кг
пустого самолета 4800
максимальная взлетная 9100
Тип двигателя 2 ПД Hispano-Suiza 14Aa
Мощность, л.с. 2 х 1120
Максимальная скорость , км/ч 520
Крейсерская скорость , км/ч 440
Практическая дальность, км 1400
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 9000
Экипаж, чел 4
Вооружение:
одна 20-мм турельная пушка HS-404
три 7,5-мм турельных пулемета MAC 34 и
бомбовая нагрузка - до 1000 кг