NAC
S%^Tt$ - 1755000550000
NAC-1 Freelance


Разработчик: Norman (NAC)
Страна: Великобритания
Первый полет: 1984
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 60-х Десмонд Норман (Desmond Norman) разработал проект легкого многоцелевого самолета с двигателем Lycoming O-235 мощностью 115 л.с.. Самолет получил обозначение Britten-Norman BN-3 Nymph.

После развала фирмы Britten-Norman Норман основал компанию NDN Aircraft, где планировал выпустить версию BN-3 с увеличенной кабиной. Одномоторный четырехместный легкий самолет Freelance был облетан 29 сентября 1984 года, он оснащался поршневым двигателем Lycoming O-360A мощностью 180 л. с.

В следующем году компания изменила свое наименование на Norman Aircraft Company (NAC) и самолет получил обозначение NAC-1. Кроме прототипа был также построен второй самолет. Впоследствии программа Freelance перешла компании "Aeronortec Ltd", но больше самолеты не строились, так как Freelance не смог конкурировать с проектами фирм "Cessna", "Piper" и SOCATA.
















ЛТХ:
Модификация NAC-1
Размах крыла, м 11.98
Длина, м 7.18
Высота, м 2.90
Площадь крыла, м2 15.70
Масса, кг
пустого снаряженного 613
максимальная взлетная 1114
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-360A
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость, км/ч 225
Крейсерская скорость, км/ч 195
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин 216
Практический потолок, м 5181
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира

NDN-1 Firecracker


Разработчик: NAC
Страна: Великобритания
Первый полет: 1977
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Найджел Десмонд Норман был одним из основателей компании "Britten-Norman Aircraft Company", которая строила такие известные самолеты, как Defender, Islander и Trislander. В начале 1976 года Н.Д. Норман основал компанию "NDN Aircraft Ltd" для разработки нового военного двухместного учебно-тренировочного самолета начальной летной подготовки, названного NDN-1 Firecracker. Прототип самолета был облетан 26 мая 1977 года. Он конструктивно представлял собой свободнонесущий низкоплан с убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой и двумя тандемными закрытыми кабинами.

В начале 80-х годов ВВС Великобритании опубликовали требования под названием Air Staff Target (AST) 412, с целью замены в учебных частях RAF устаревших учебно-тренировочных самолетов типа Jet Provost. В борьбу за контракт включились шесть небольших английских фирм.

Фирма Specialist Flying Training представила в 1982 году самолет NDN-1T Turbo Firecracker, созданный на базе лицензионной копии самолета фирмы NDN Aircraft Ltd - Firecracker. Три из них Hunting Associated Industries, Firecracker Aircraft Ltd и Specialist Flying Training Ltd образовали в 1984 году фирму Hunting Firecracker Ltd. Было решено представить самолет Turbo Firecracker на конкурс RAF.

Первый полет самолета состоялся 1 сентября 1983 года. После испытаний ВВС Великобритании остановили свой выбор на УТС S.312 Tucano. А права на самолет перешли к фирме Norman Aeroplane Company.

В 1985 году компания "NDN Aircraft" стала испытывать финансовые трудности, поэтому Десмонд Норман основал новую компанию "Norman Aeroplane Company" (NAC), под управление которой перешел завод в Кардиффе.

Фирма NAC решила продолжить работы над самолетом выпустив две его модификации - гражданскую с турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-25А мощностью 550 л.с. и военную с двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-25D мощностью 750 л.с, катапультируемым креслом и четырьмя узлами подвески вооружения общем массой до 724 кг.








ЛТХ:
Модификация NDN-1T
Размах крыла, м 7.92
Длина самолета,м 8.33
Высота самолета,м 3.25
Площадь крыла,м2 11.89
Масса, кг
пустого самолета 1210
максимальная взлетная 1927
Тип двигателя 1 ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-25D
Мощность, кВт 1 х 750
Максимальная скорость, км/ч 367
Крейсерская скорость, км/ч 305
Практическая дальность, км
нормальная 1158
с одним ПТБ 2038
Практический потолок, м 8260
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка - 724 кг на 4 узлах подвески:
Контейнеры с 12.7 и 7.6-мм пулеметами, ПУ 70-мм НУР,
легкие обычные, кассетные и учебные бомбы

NDN-6 Fieldmaster


Разработчик: NAC
Страна: Великобритания
Первый полет: 1981
Тип: Сельскохозяйственный самолет
ЛТХ Доп. информация



Британец Десмонд Норман (Nigel Desmond Norman) (1929-2002) вместе со своим другом и партнером по бизнесу John Britten занимались яхтами, сельскохозяйственной авиацией и судами на воздушной подушке, внесли они свой вклад и в авиастроение. За годы совместного творчества ими была основана фирма Britten-Norman, первым самолетом которой в 1951 году стал ультралегкий Britten-Norman BN-1. Самыми знаменитыми и успешными летающими машинами фирмы стали безусловно Britten-Norman Islander и совершенно чудной Britten-Norman Trislander. В 1972 году Britten-Norman стала принадлежать Fairey, но оба основателя продолжали трудится на ней уже как наемные работники.

В 1976 Норман затевает новый проект - контору под скромным именем NDN (названа по инициалам хозяина), в 1985 после перебазирования с острова Уайт в Кардифф, Уэльс она переименовывается в Norman Aeroplane Company. Сельскохозяйственный самолет NDN-6/NAC-6 Fieldmaster стал единственным серийным (довольно условно впрочем) изделием новых фирм Нормана.

Fieldmaster представлял собой довольно крупный самолет (по размаху крыла его опережали только польские "Бельфегор" и "Дромадер"), позиционировался он как решение для небедных заказчиков-перфекционистов из стран с просторными полями - США, Южная Америка, Африка, Австралия, Новая Зеландия, которые были бы готовы заплатить за уникальные особенности самолета. Первая из них - большой бункер для химикатов, выполненный конструктивно как часть фюзеляжа. Обычно он выполнялся отдельно, он был тяжел, требовал усиления конструкции в месте установки, он мог протечь, поэтому требовались съемные панели, что также увеличивало вес и т.д. и т.п. Оборотная сторона такого решения - бак требовалось выполнить из химически стойкого материала - Норман его сделал из дорогого титана. Вторая фишка - форсунки для распыления химикатов, интегрированные в расположенные по всему размаху крыла закрылки. Обычным решением была внешняя штанга, которая отъедала по мнению конструктора 40л.с. При начале разбрызгивания закрылки отклонялись, в результате чего нос опускался на 6 градусов, что было полезно для увеличения обзора. Третья особенность - трехстоечное шасси с носовым колесом. Для "агропланов" нормальным было колесо хвостовое, такая схема обеспечивала лучшую проходимость, резоном внедрения носового колеса было большое число молодых пилотов, обученных взлетать и садится "на три точки". К тому же колеса основных стоек были большого диаметра. Четвертым пунктом можно указать силовую установку в виде турбовинтового двигателя - не частое решение для 80х годов.

Самолет двухместный, второе место оснащалось съемными органами управления, так что Fieldmaster можно было использовать как учебный. В любом случае, по мнению создателя, второе место будет полезным и совсем не лишним. Поскольку за штурвалом самолета пилот находился часами кабину сделали максимально удобной и эргономичной.

Первый Fieldmaster взлетел в декабре 17го 1981 года с аэропорта города Сандаун, о.Уайт.

Экономический кризис начала 80х затормозил дальнейшее развитие проекта на долгий срок, следующие "Хозяева полей" были построены и облетаны в 1987 году уже как NAC-6, тогда же машина получила сертификацию в Великобритании. Самолет предлагался не только как сельскохозяйственный, но и как пожарный, причем с упором на новую функцию - в аграрном секторе в это время был глубокий застой. Была изготовлена система забора воды в полете в виде опускаемой подфюзеляжной штанги. Тут кстати титановый бак оказался подспорьем - можно было забирать не только пресную, но и соленую воду. Стоимость аэроплана составляла 400-500-550 тысяч долларов США (новые цены, с повышением, объявлялись чуть ли не через месяц), Норман объявил что к 1989 году будет производится одна машина в месяц, а зарабатывать на ней фирма будет сдачей NAC-6 в краткосрочную аренду. Так в том же 87ом в качестве противопожарных три этих самолета, взятых в лизинг, использовали французы для борьбы с лесными пожарами в предгорьях Лазурного Берега, с базированием в Каннах. Аэродром был расположен на высоте в 1000м, в жарком климате, для тушения пожаров в Приморских Альпах требовалось брать на борт 2000л воды - тут то и оказалось что мощность двигателя в 750 л.с. для уверенного взлета недостаточно - пилоты хотели мотор в 1200л.с. Всего за время аренды французами машины налетали по 200 часов и показали себя очень неплохо.

В 1988 году как то не очень ожиданно Норман переносит производство самолетов в ... Югославию! Оказалось что для самолета, поддержанного сначала средствами "британской короны" от некоего института под длинным названием UK Government's National Research and Development Corporation), затем Уэльса (Welsh Development Agency (WDA) и Welsh Office), в Кардиффе мало квалифицированных рабочих, а в Югославии они есть, и стоят они недорого. Различные части Fieldmaster'а должны были выпускаться заводами фирм Soko и Utva (планер), Prva Pepoletka Trstenika (шасси), в Кардиффе оставалась сборка аэроплана из югославских комплектов. Утва обещала выпустить 200-500 валлийских машин в течение 10 лет. В СФРЮ также думали купить себе немного этих агропланов, и поскольку цена канадского двигателя Pratt & Whitney для югославов была великовата, они задумывались о ремоторизации машины на чехословацкий ТВД Walter. Общее число Fieldmaster'ов, которое могло понадобится Югославии, оценивалось в 150 штук. Сам Десмонд Норман в это время думает над версией с двигателем P&W PT6A-65 мощностью 1230л.с.

На март 1988 было выпущено пять самолетов (плюс прототип), два из которых боролись с мухой це-це в Сомали, еще один рекламировал себя в Австралии. В 1988 (1989?) году Norman Aeroplane Company ликвидируется, права на Fieldmaster в апреле 1989 переходят к лизинговой фирме Croplease Ltd, которая заказывает авиастроительной компании Brooklands Aerospace улучшенную по рецепту Нормана версию, с тем же канадским ТВД но большей мощности и с пятилопастным винтом. Под именованием Firemaster 65 переделывается один самолет, проходит его сертификация, его сдают в аренду тушить пожары во Францию, на тот же Лазурный Берег. В планах переоборудование остальных четырех самолетов и установка на югославские планера именно этого, мощного двигателя.

Начавшаяся война в Югославии перечеркивает все планы.

В 1994 Croplease Ltd продает свои права на многострадальный самолет. Видимо туркам из Turkish Aeronautical Association. Вроде как в 1997-1999 годах они строят два самолета, два остаются без двигателя и еще два были заложены. В Турции их обозвали TAYSU (сокращение от TArimsal Havacilik ve Yangin Söndürme Uçagi - что-то типа Пожарный и Сельскохозяйственный Самолет), один из них экспонируется в Авиационном музее Анкары. Называются турецкие регистрационные номера этих двух выпущенных самолетов - TC-ZBC и TC-ZBD. Однако есть источники, где говорится что это бывшие британские G-NACM и G-NACN, второй и третий выпущенные самолеты. Так что вероятно у турков были какие-то гипотетические планы по производству Fieldmaster'а но реально до их производства дело не дошло.





ЛТХ:
Модификация NAC-6
Размах крыла, м 16.23
Длина самолета,м 11.02
Высота самолета,м 4.12
Площадь крыла,м2 33.25
Масса, кг
пустого самолета 2266
максимальная взлетная 4535
Тип двигателя 1 ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-34AG
Мощность, л.с. 1 х 750
Максимальная скорость, км/ч 318
Крейсерская скорость, км/ч 265
Практическая дальность, км 1853
Максимальная скороподъемность, м/мин 293
Практический потолок, м 5547
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1 пассажир или 2032 кг или бак на 2366 литров химикатов