NHI
S%^Tt$ - 1755000550000
Merlin


Разработчик: EHI
Страна: Великобритания
Первый полет: 1987
Тип: Многоцелевой вертолет
ЛТХ Доп. информация



В 1980г. фирмы Westland и Agusta образовали консорциум European Helicopter Industries (EHI) для совместной разработки на базе вертолета WG.34 и итальянского трехдвигательного транспортного вертолета Agusta A-101G противолодочного вертолета EH-101. Контракт на разработку варианта для флота был подписан в марте 1984 года, руководство программой было возложено на министерство обороны Великобритании. Первый полет первого опытного вертолета состоялся 9 октября 1987 года, а последующих восьми - в 1988-1990 годах.

Морской палубный вертолет "Merlin" HAS.1 (итальянское наименование - "Griffon") для противолодочной обороны разработан в двух разных модификациях, отличающихся оборудованием для флотов Англии и Италии. Вертолеты смогут использоваться для самостоятельных противолодочных и противокорабельных операций с палубы эсминцев при волнении 6 баллов, а также для поисково-спасательных операций, для разведки и радиоэлектронного противодействия. Максимальное время патрулирования при противолодочных операциях - 5ч. Кроме специального оборудования и вооружения морской вариант отличается увеличенной длиной и объемом грузовой кабины, складывающимися лопастями несущего винта и хвостовой балкой.

Первоначально программой разработки и производства вертолетов ЕН-101 предполагалось построить 50 вертолетов для ВМС и 25 - для армии Великобритании и 45 вертолетов для ВМС Италии, а также 50 вертолетов для ВМС Канады для замены вертолетов "Sea King". Потенциальный рынок оценивался в 700-800 военных и гражданских вертолетов ЕН-101, которые предлагались на экспорт многим странам, включая США, для замены палубных транспортных вертолетов СН-46 "Sea Knight". Вертолеты ЕН-101 предлагались, кроме основных трех вариантов, также в поисково-спасательном варианте, в кабине которого может разместиться 10 пострадавших на сиденьях и 8 на носилках. Общая стоимость разработки ЕН-101 оценивалась в 174 млн долларов.

Программа разработки и производства вертолетов ЕН-101 несколько раз пересматривалась из-за задержек постройки опытных вертолетов и их летных испытаний, а также из-за затруднений с финансированием. Первый полет первого опытного вертолета состоялся 9 октября 1987 года, а последующих восьми - в 1988-1990 годах. Летные испытания их, проводившиеся с 1987 года, были прерваны из-за катастрофы 21 января 1993г. опытного гражданского вертолета, потребовавшей некоторого изменения конструкции вертолета. За время испытаний опытные вертолеты должны были налетать 4000ч, до катастрофы они налетали 2500ч.

Изменились и программы закупок вертолетов. Флотом Великобритании заказано 44 противолодочных вертолета "Merlin", флот Италии собирается заказать 16 противолодочных вертолетов и зарезервировала свой заказ еще на 8 вертолетов армия Великобритании. Пересматриваются условия закупки вертолетов ЕН-101 для министерства обороны Канады, которое зарезервировало заказ на 35 противолодочных вертолетов и 15 поисково-спасательных. Изучается возможность применения вертолетов для радиолокационного пикетирования в системе раннего обнаружения для кораблей.

Вертолет Merlin HAS Mk.1 (теперь HM.Mk.1) принят на вооружение в ВМС Великобритании в декабре 1998 года. Так же 16 вертолетов передано в 1999 году для ВМС Италии, 8 в роли противолодочного вертолета, 4 в роли вертолетов ДРЛО, 4 в роли транспортного вертолета морской пехоты.

Конструкция вертолета. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом.

Фюзеляж типа полумонокок. Передняя и центральная части цельнометаллические, одинаковой конструкции для всех трех вариантов. Обтекатель концевой балки и пилон рулевого винта выполнены из КМ. В многоцелевом варианте задняя часть фюзеляжа и хвостовая балка несколько изменены для установки задней грузовой рампы. В палубном варианте концевая балка складывается, откидываясь вперед и вниз, при этом правая консоль стабилизатора размещается под задней частью фюзеляжа. Кабина экипажа оборудована для одного или двух летчиков. В противолодочном варианте в состав экипажа входят также .наблюдатель и оператор акустических систем; для всех членов экипажа используются кресла, рассчитанные на удар при посадке с вертикальной скоростью 10.7м/с. Усовершенствованное оборудование кабины экипажа предусматривает, широкое использование цветных индикаторов на ЭЛТ с многофункциональными клавишными панелями управления для пилотажно-навигационных задач и отображения данных. В многоцелевом военном варианте в грузовой кабине размерами 6.5 х 2.5 х 1.83м, смогут разместиться 30 вооруженных десантников или автомобиль-вездеход, для загрузки которых сзади имеется опускающаяся грузовая рампа. Для входа в грузовую кабину гражданского и многоцелевого вариантов предусмотрена основная дверь с левой стороны размерами 1.54 х 0.94м, служащая аварийным выходом. В центральной части кабины с правой стороны расположена сдвигаемая по направляющим дверь размерами 1.54 х 1.96м, имеющая аварийный люк. Имеются также два аварийных выхода с каждой стороны фюзеляжа, над обтекателями главных стоек шасси. В гражданском варианте кабина рассчитана на размещение 50 пассажиров по 4 человека в ряду (по схеме 2+2 с шагом 0.76м между рядами) и бортпроводника. Предусмотрены помещение для буфета за кабиной экипажа, туалет и багажный отсек в задней части фюзеляжа. Для доступа в багажный отсек предусмотрены люки с каждой стороны фюзеляжа.

Несущий винт пятилопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти крепятся к втулке с помощью эластомерных подшипников. Лопасти усовершенствованной конструкции из КМ, имеют изменяемые по длине относительную толщину и крутку. Законцовка сложной формы, разработанная по экспериментальной программе BERP, способствует улучшению аэродинамических характеристик лопасти.

Втулка выполнена из отдельных пластин из КМ с металлической матрицей. Предусмотрено применение электрической противообледенительной системы лопастей, которая для палубного варианта является стандартной. В палубном варианте имеется полностью автоматическая система складывания лопастей. Окружная скорость концов лопастей 204м/с.

Рулевой винт четырехлопастный, диаметром 4.01м, лопасти выполнены из угле- и стекловолокна с заполнителем из номекса и пеноалюминия. Носок лопасти усилен противоэрозионной накладкой из титанового сплава. Втулка имеет эластомерные осевые шарниры. Предусмострено применение противообледенительной системы.

Оперение состоит из стабилизатора и киля, служащего пилоном рулевого винта. Стабилизатор прямой, трапециевидной формы в плане. Имеется небольшой киль под концевой частью хвостовой балки. Для обшивки стабилизатора, киля и концевой балки использованы панели из углеволокна или кевлара, в качестве заполнителя использован номекс. Носок стабилизатора снабжен электрическим противообледенительным устройстввом.

Шасси убирающееся, трехопорное, носовая опора имеет сдвоенные самоориентирующиеся колеса, уборка главных колес шасси производится в боковые обтекатели. Предусмотрены надувные поплавки из полиуретана с использованием кевлара. Выпуск и уборка шасси выполняются с помощью гидравлической системы с тройным резервированием. Номинальное рабочее давление в гидросистеме 20.7 МПа.

Силовая установка из трех ГТД со свободной турбиной Дженерал Электрик Т 700-GE-401 в палубном варианте чрезвычайной мощностью 3 х 1278кВт и максимальной продолжительной мощностью 3 х 1071кВт или СТ-7-6А в многоцелевом и гражданском вариантах чрезвычайной мощностью 3 х 1432кВт и максимальной продолжительной 3 х 1230кВт. ГТД установлены в верхней части фюзеляжа: два по обеим сторонам пилона и один за пилоном несущего винта. Вертолет может совершать взлет и полет на крейсерском режиме при двух работающих двигателях. Управление работой двигателей обеспечивается электронной и резервной механической системами. Двигатели защищены противопожарными перегородками из титанового сплава.

Боковые воздухозаборники, выполненные с применением кевлара, снабжены электрическими противообледенителъными устройствами фирмы "Данлоп". Вспомогательная силовая установка будет использоваться для запуска основных двигателей и привода редуктора вспомогательных агрегатов (электросистемы и гидросистемы). Для вертолета разрабатывается новый ГТД Роллс-Ройс-Турбомека RTM 322, взлетная мощность 1274кВт.

Трансмиссия. Мощность от трех двигателей передается непосредственно на главный редуктор при скорости вращения валов двигателя 20500 об/мин. Главный редуктор четырехступенчатый, с передаточным отношением 97.5 :1. Вал привода рулевого винта расположен между центральным двигателем и ВСУ, скорость вращения вала привода рулевого винта 3312 об/мин, вала рулевого винта - 950 об/мин. Промежуточный угловой редуктор имеет передаточное отношение 1.345:1.

Топливная система включает четыре топливных бака емкостью 1060л каждый, размещенных под полом грузовой кабины. Заправка топливом под давлением обеспечивается через заправочную горловину с правой стороны фюзеляжа. Имеются подкачивающие насосы для подачи топлива из баков. Предусмотрена автоматическая система регулирования расхода топлива. Рассматривается возможность применения системы заправки топливом в полете.

Система управления несущим и рулевым винтами гидравлическая, бустерная, дублированная.

Электросистема имеет основную трехфазную цепь переменного тока (115-200В) с двумя генераторами переменного тока с масляным охлаждением (45 или 90 кВА - в зависимости от варианта), с приводом от правого редуктора и третьим резервным генератором переменного тока, имеющим самостоятельный привод. В цепи постоянного тока имеется никель-кадмиевая батарея.

Электронное оборудование. Работа электронных систем основана на использовании двух мультиплексных систем передачи данных MIL-STD-1553B, которые связывают основные системы управления и специальное оборудование на вертолете. Основным звеном обработки данных системы управления является дублированная ЭВМ, которая осуществляет контроль за пилотированием, управлением и отображением данных, выполняет вычисление летных характеристик и следит за состоянием и функционированием систем, ЭВМ контролирует также работу основной системы передачи данных. К основным системам, обеспечивающим полет, относятся также дуплексная цифровая автоматическая система управления полетом, комплексная подсистема военной связи, доплеровская инерциальная, глобальная и другие навигационные системы. Автоматическая система управления будет включать автоматический указатель направления полета и плановый навигационный индикатор.

Вооружение и специальное оборудование. В противолодочном варианте вертолет может быть вооружен четырьмя самонаводящимися торпедами Маркони "Стинг Рей" или другими видами вооружения и оснащен противолодочной системой Дженерал Электрик AQS-903. В противолодочном варианте предполагается использовать радиолокатор кругового обзора в носовом обтекателе (Ферранти "Блю Кестрел" на английском вертолете); погружаемый гидролокатор; два автомата сбрасывания радиогидроакустических буев; усовершенствованный процессор акустических сигналов; систему радиоэлектронной разведки; маркерные маяки и спасательную лебедку.

Вариант для противокорабельной разведки и слежения во взаимодействии с фрегатом будет оснащен оборудованием для тактической разведки и загоризонтного обнаружения целей, обнаружения и передачи на фрегат координат корабля противника и данных для наведения ракет фрегата. При выполнении заданий по патрулированию определенной ограниченной зоны (740 х 570км) или слежению за надводными объектами на территории площадью 77700км2 вертолет оснащен соответствующими радиолокационными средствами.

Многоцелевой вертолет при доставке снаряжения может быть оснащен грузовым тросом, рассчитанным на усилие 5445кг, и различным вооружением.




ЛТХ:
Модификация Merlin HM Mk.1
Диаметр главного винта, м 18.59
Диаметр хвостового винта, м 4.01
Длина,м 22.80
Высота ,м 6.63
Масса, кг
пустого 10500
максимальная взлетная 14600
Внутренние топливо, кг 3438 + опционально 840
Тип двигателя
английская версия 3 ГТД Rolls-Royce Turbomeca RTM 322 02/8
итальянская версия 3 ГТД General Electric T700-GE-T6A
Мощность, кВт
максимальная 3 х 1724
взлетная 3 х 1566 (1521)
нормальная 3 х 1394 (1327)
Максимальная скорость, км/ч 309
Крейсерская скорость, км/ч 286
Перегоночная дальность, км 1200
Практическая дальность, км 740
Продолжительность полета, ч 5
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6500
Статический потолок, м 4575
Экипаж, чел 2 пилота и 2 оператора
Полезная нагрузка: до 30 солдат или 3100 кг груза
Вооружение: Боевая нагрузка - 907 кг на 2 или 4 узлах нагрузки
2-4 торпеды Mk.46 или Stingray или A 244/S или
2-4 глубинные бомбы Mk.11 или
2-4 ПКР AM.39 Exocet или AGM-84 Harpoon или Sea Eagle или Sea Skua.

NH-90


Разработчик: NH Industries
Страна: International
Первый полет: 1995
Тип: Многоцелевой вертолет
ЛТХ Доп. информация



Полномасштабная разработка морского и тактического транспортного вертолета NH-90 (NATO Helicopter-90 - вертолет НАТО 90-х годов) фирмами Великобритании, Франции, Италии, Германии и Нидерландов началась в декабре 1986 г. В апреле 1987 г. Великобритания отказалась от участия в программе, предпочтя британо-итальянский проект ЕН-101. Для координации разработки вертолета и подготовки его серийного производства в 1992 г. образовали консорциум "NH Индастриз", в который вошли фирмы "Агуста" (26,9%), "Еврокоптер Дойчланд" (24,0 %), "Еврокоптер Франс" (42,4%) и "Фоккер" (6,7%).

Согласно договоренностям, за производство передних частей фюзеляжей, редукторов рулевого винта и втулок несущих винтов отвечает "Еврокоптер Франс" (Мариньян); центральных частей фюзеляжей - "Еврокоптер Дойчланд" (Оттобрюне); задних частей фюзеляжей, валов несущих винтов и главных редукторов - "Агуста" (Кассина-Коста); хвостовых балок- производители из Голландии (Йепенбург); лопастей - производитель из Франции (Ла-Курневю); промежуточных редукторов и шасси - также голландцы.

Вертолет проектировали в двух вариантах- корабельного базирования и транспортный для сухопутных войск и ВВС. Вариант NFH (NATO Fregat Helicopter - вертолет для базирования на фрегатах ВМС стран НАТО) автономно решает задачи поиска и уничтожения подлодок и надводных целей, осуществляет загоризонтное наведение УР класса "поверхность-поверхность", выполняет поисково-спасательные операции, перевозит грузы в кабине и на внешней подвеске. Применять с фрегата его возможно в ПМУ и СМУ благодаря системе посадки на палубу "Гарпун", спасательной лебедке и автоматической системе складывания лопастей несущего винта и хвостовой балки.

Программа NH-90 предусматривала постройку одного вертолета для наземных испытаний и пяти прототипов для летных. Испытания единственного GTV (Ground Test Vehicle - вертолет для наземных испытаний), изготовленного "Агустой", начались 28 сентября 1995 г Первый летный прототип РТ1 (бортовой ╧ F-ZWTH) покинул завод фирмы "Еврокоптер Франс" 29 сентября 1995 г. Его первый полет состоялся 18 декабря 1995 г. Впервые машину продемонстрировали в Берлине на авиакосмической выставке в мае 1996 г.

Второй летный прототип РТ2 (бортовой ╧ F-ZWTI) изготовили к ноябрю 1996 г Его первый полет состоялся 19 марта 1997 г. После налета в пять часов на вертолете установили ЭДСУ полетом взамен механической. Первый полет с ней машина совершила 2 июля 1997 г. Третий РЕ3 для испытаний БРЭО выполнил первый полет в конце 1998 г., четвертый РТ4 построен в варианте ТТН, пятый РТ5 - в варианте NFH на заводе фирмы "Агуста". Это первый полноценный прототип морского вертолета. Впервые он поднялся в воздух 22 декабря 1999 г.

Чем больше стран создают "единый" образец военной техники, тем дольше его разрабатывают. NH-90 - не исключение. Сначала планировалось закупить 726 вертолетов NH-90 в вариантах ТТН и NTH (220 - для вооруженных сил Франции, 272 - Германии, 214 -Италии и 20 - для Нидерландов). В июле 1996 г. их число сократилось до 647. Программу неоднократно пересматривали, приостанавливали и даже собирались аннулировать из-за различного видения в странах-участниках корабельного вертолета, сокращения военных бюджетов, сложностей организационного плана.

Контракт на поставку первой партии вертолетов подписали лишь летом 1999 г. Бочку меда традиционно "украсила" ложка дегтя -голландцы из-за проблем с финансированием отложили на четыре года (до 2007 г.) закупку 20 вертолетов NH-90 в варианте NFH. В то же время Италия и Германия договорились разработать еще вариант NH-90 для поисково-спасательных операций в интересах ВС. Пока заказано 152 вертолета NH-90 первой партии: 27 NFH для Франции (поставка в 2004-05 гг.); четыре NFH (поставка в 2007 г.) и 61 машина в тактическом транспортном варианте ТТН (поставки с 2003 г.) для Германии; 15 NFH и 25 ТТН для Италии(поставки с 2004 г.); 20 NFH для Нидерландов. Окончательную сборку вертолетов наладят в Германии, Италии и Франции. Для Нидерландов их будут собирать в Италии.

NH-90 обладает неплохими перспективами на мировом рынке корабельных машин. По массе и габаритам он занимает нишу между Sea Hawk и Merlin, с вместительной кабиной сочетая возможность базирования на кораблях класса ниже, чем фрегат. На NH-90 установлена ЭДСУ полетом. Пока с такой системой летает только американский боевой RAH-66 Comanche. С ним NH-90 роднит и форма планера, уменьшающая РЛ-заметность. Правда, форма эта досталась морскому варианту "в наследство" от транспортного. Требования к снижению заметности в радиодиапазоне более актуальны для сухопутной машины, однако варианту NFH уменьшение ЭПР также не повредит.

"Первой ласточкой" в продвижении NH-90 на мировой рынок стал контракт с Норвегией на поставку 14 вертолетов, подписанный 30 ноября 2001 г. Шесть машин закупят в противолодочном варианте, восемь - в поисково-спасательном. Их поставка - в 20052008 гг. Зарезервирован заказ на поставку еще десяти поисково-спасательных NH-90.

Вертолет рассчитан на эксплуатацию при температурах от -40 до +50╟С. Спецификация предусматривает не более 250 отказов оборудования и систем на каждую 1000 ч налета при технической надежности вертолета 97,5%. Экипаж - три человека: два летчика и оператор поискового оборудования. Вертолет могут эксплуатировать и два человека (летчик и оператор) в ПМУ и СМУ.

Фюзеляж выпуклой формы полностью выполнен из КМ. Как на российском штурмовике Су-25 и ударном Ка-50, боевую живучесть NH-90 обеспечивает защита наиболее важных узлов и агрегатов менее важными. Несущий винт - четырехлопастный, с эластомерными упругими элементами, втулка - из титана. Лопасти с хордой 0,65 м полностью выполнены из КМ. Они спроектированы по безбумажной технологии в среде программирования Catia CAD/CAM, обладают усовершенствованным профилем и аэродинамической круткой законцовок. Рулевой винт - четырехлопастный бесшарнирный. Лопасти с хордой 0,32 м изготовлены из КМ и конструктивно подобны лопастям несущего винта.

Шасси фирмы "DAF Спешиал Прадактс" -трехопорное, с носовой опорой, убираемое. Передняя стойка - двухколесная, основные -одноколесные. Предусмотрена установка баллонетов для посадки вертолета на воду.

Силовая установка - два турбовальных двигателя Турбомека/Роллс-Ройс/MTU RTM-322-01/9. Система управления ими -цифровая FADEC. Сухая масса двигателя составляет 240 кг, длина - 1,17 м, диаметр - 0,6 м. Вертолеты NH-90 для ВС Италии оснащают ГТД Альфа Ромео/Дженерал Электрик Т700-Т6Е. NH-90 способен летать без потери высоты в условиях МСА на высоте 1000 м на одном двигателе. Запускают основные двигатели от ВСУ или от электростартера. ВСУ также питает системы кондиционирования при выключенных основных двигателях.

Трансмиссия рассчитана на передачу мощности до 3413 л.с. (2545 кВт) при работе двух ГТД или 2749 л.с. в течение 30 с при работе одного. Она может работать без смазки в течение 30 мин. Топливная система включает протектированные топливные баки (в нижней части фюзеляжа), самозатягивающиеся при попадании пуль калибра 12,7 мм. Суммарная масса топлива во внутренних баках - 1902 кг/

ЭДСУ полетом "Еврокоптер Франс" - четырехканальная, исключающая перекрестные связи между каналами управления. Она оптимизирована для полетов на малых и предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Управляют вертолетом с помощью боковых рукояток. Центральный процессор системы управления полетом - разработки "SFIM" и "Аления". Имеется радиотехническая система захода на посадку "Томсон-CSF" и "Маркони". Работу гидравлической системы обеспечивают две механические помпы и одна электрическая. Для питания электрооборудования предусмотрены четыре электрогенератора и две аккумуляторные батареи. На NH-90 установлена автоматическая система пожаротушения.

Авионика построена по принципу открытой архитектуры с использованием шин данных MIL-STD-1553B с двойным резервированием. Их в единый комплекс связывают несколько БЦВМ, диагностирующих и контролирующих бортовое оборудование, навигационную систему, автопилот.

Радиосвязное оборудование включает интегрированный радиокоммуникационно-идентификационный комплекс "Томсон-CSF TSC-2000 IFF" и внутреннее переговорное устройство "Род энд Шварц". Осветительное оборудование кабины летчиков совместимо с очками ночного видения. Основные приборы отображения информации в кабине летчиков - пять многофункциональных ЖКИ размером по 20х20 см. Предусмотрена установка нашлемных прицелов-индикаторов.

В состав целевого оборудования NFH входят опускаемая АС, сбрасываемые активные и пассивные РГБ, детектор магнитных аномалий, канал передачи данных "корабль-вертолет" Link 11. Машину оснащают и поисковой БРЛС кругового обзора. На обоих вариантах вертолета предусмотрена ИК-система обзора передней полусферы.

Бортовой комплекс обороны включает устройства отстрела ИК-ловушек и ДОС. Вертолет NFH может быть вооружен самонаводящимися противолодочными торпедами, глубинными бомбами, УР "воздух-воздух" общей массой до 700 кг.


ЛТХ:
Модификация NH-90
Диаметр несущего винта, м 16.30
Диаметр рулевого винта, м 3.20
Длина,м
фюзеляжа 15.89
общая 19.56
Высота ,м 5.44
Ширина, м 4.37
Масса, кг
пустого вертолета (NFH) 5400 (6430)
нормальная взлетная 8700 (9100)
максимальная взлетная 10000
Топливо, л 2500
Тип двигателя 2 ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM 322-01/9
Мощность, кВт
максимальная 2 х 1690
нормальная 2 x 1266
Максимальная скорость, км/ч 300
Крейсерская скорость, км/ч 262
Практическая дальность, км 1150
Боевая дальность, км 950
Боевой радиус действия, км 250
Продолжительность полета, ч.мин 4.50
Максимальная скороподъемность, м/мин 660
Практический потолок, м 4250
Статический потолок, м 2600
Экипаж, чел 1-4
Полезная нагрузка: 14- 20 солдат или 12 носилок или 2500 кг груза в кабине и 700 кг на внешней подвеске (NFH)
Вооружение (опционально): Боевая нагрузка - 700 кг:
УР воздух-воздух , воздух-поверхность , ПКР АМ-39 Exoset и противолодочные торпеды Murena, Мк.46 или А244, глубинные бомбы.