AEA
T%!!!*** - 154700450000
Aerodrome
Разработчик: AEA, Curtiss
Страна: США
Первый полет: 1908
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация
В сентябре 1907 года по инициативе Александра Грэма Белла была образована ассоциация АЕА ("Aerial Experiment Association"), задачей которой являлась постройка в Северной Америке аппарата тяжелее воздуха. Среди членов ассоциации также числились американцы Гленн Кертис и лейтенант Томас Селфридж, а также два канадца Фредерик Уолкер Болдуин и Джон Маккарти. Хотя Кертис был ответственным за разработку только одного из четырех построенных АЕА аэропланов, двигатели его конструкции стояли на всех этих машинах, поэтому здесь их принадлежность обозначена объединенным брендом Curtiss/AEA.

Как и братья Райт, Кертис начинал свою деятельность в качестве производителя велосипедов, однако вскоре адаптировал к нему небольшой двигатель и заложил, таким образом, основы мотоциклетной индустрии в США. Затем его легкие бензиновые двигатели стали с успехом использовать на первых дирижаблях, что и побудило, среди прочего, Кертиса вступить в ассоциацию АЕА, официально созданную 1 октября 1907 года. Кертис внес весьма существенный вклад в проектирование и постройку четырех аэропланов ассоциации, получивших обозначение Aerodrome 1/2/3/4, а также имена собственные: "Red Wing", "White Wing", "June Bug" и "Silver Dart" соответственно.

Данные аэропланы стали, фактически, развитием первых аэропланов конструкции братьев Райт и, как считается, были построены во многом благодаря той информации, которую получил от братьев Райт один из членов ассоциации - лейтенант Томас Селфридж. Сам лейтенант стал первым человеком, погибшим в катастрофе самолета: в сентябре 1908 года он разбился на биплане конструкции братьев Райт - Селфридж был там пассажиром, а за штурвалом пилота сидел сам Орвилл Райт. Конструктивно же все самолеты АЕА представляли собой бипланы с толкающим воздушным винтом.

Первый аэроплан, созданный АЕА (принято считать, что за его постройку отвечал Селфридж), Aerodrome No.1 "Red Wing", поднялся в воздух 12 марта 1908 года, пилотировал его Ф.У. Болдуин. Полет выполнялся со льда озера Кейюга, около Хэммондспорта, штат Нью-Йорк. Аэроплан не имел поперечного управления и сумел совершить два небольших подлета (первый оказался и самым длинным - 97 м) прежде, чем упал и разбился.

В мае 1908 года под руководством Болдуина был построен второй аэроплан ассоциации, названный Aerodrome No.2 "White Wing". В его конструкции угадывалось влияние идей таких пионеров авиации как Блерио и Эсно-Пельтье, в частности на самолете имелись колесное шасси и небольшие элероны, что стало первым случаем использования таких конструктивных элементов на аэроплане не-европейской конструкции. Наиболее продолжительный полет данного самолета состоялся 22 мая 1908 года, когда ему удалось преодолеть дистанцию 310 м, однако затем он сильно пострадал при неудачном приземлении и больше не эксплуатировался.

Третий аэроплан ассоциации АЕА, получивший название Aerodrome No.3 "June Bug", проектировался и строился под руководством Кертиса и представлял собой уже более совершенный в техническом плане образец, чем два его предшественника. В период с 21 по 31 августа 1908 года на нем было выполнено более 30 успешных взлетов и посадок, причем за штурвалом находились несколько членов ассоциации (преимущественно - Кертис и Маккарти). Кертис получил приз, установленный журналом "Scientific American" за первый официально зарегистрированный полет на дальность более 1 км, после того как 4 июля преодолел в течение 1 мин 42,5 с расстояние 1551 м. Впоследствии аэроплан был оснащен парой поплавков и получил название "Loon", хотя этот гидросамолет так никогда и не оторвался от водной поверхности.

В июле 1908 года было заявлено о разработке под руководством Маккарти четвертого самолета ассоциации, названного Aerodrome No.4 "Silver Dart", спроектированного по схеме, получившей впоследствии название "утка" (горизонтальное оперение размещается перед крылом), и конструктивно схожего во многом с предыдущей машиной. Отличием от согласованного проекта стали его большие размеры и 50-сильный мотор Curtiss, установленный между верхним и нижним крыльями и приводивший во вращение два толкающих воздушных винта. Хвостовое оперение было представлено только длинным рулем направления. Постройка самолета была завершена в середине октября, причем двигатель теперь был установлен в одной плоскости с нижним крылом и приводил во вращение один толкающий воздушный винт, установленный между хвостовыми балками, а руль направления имел уже меньшие размеры. Аэроплан был построен в Хэммондспорте, но для испытаний был перевезен в залив Баддек в канадской провинции Новая Шотландия и стал, таким образом, первым самолетом, совершившим полет в Канаде. Перед полетом в конструкцию самолета были внесены некоторые изменения, в том числе радиатор сдвинули несколько вперед, уменьшили длину хвостовых балок примерно на 0,31 ми уменьшили длину основных опор шасси (это привело к уменьшению угла атаки крыла при разбеге).

Первый полет состоялся 23 февраля 1909 года, аэроплан под управлением Маккарти пролетел 805 м. Сегодня принято считать эту дату днем рождения канадской авиации. На следующий день, 24 февраля, был выполнен еще один полет - на дистанцию 7,24 км, а в течение нескольких недель в ходе неоднократных полетов удалось даже преодолеть дистанцию 19,3 км.

После завершения испытаний "Silver Dart", дальнейшее развитие конструкции которого представлялось невозможным, ассоциация АЕА была распущена. Маккарти продолжил полеты на "Silver Dart", выполнил не менее 200 полетов в общей сложности, а в 1910 году создал компанию САС ("Canadian Aerodrome Company"), которая построила самолеты Baddeck 1 и Baddeck2. О6a они впоследствии разбились, а компания САС была ликвидирована.

ЛТХ:
Модификация No.1 No.3
Размах крыла, м 13.20 12.95
Длина самолета,м
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 35.76 34.37
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 258 270
Тип двигателя 1 ПД Curtiss 1 ПД Curtiss
Мощность, л.с. 1 х 40 1 х 40
Максимальная скорость, км/ч ? 64
крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1 1

Cygnet
Разработчик: AEA (Bell)
Страна: США
Первый полет: 1907
Тип: Экспериментальный самолет
ЛТХ Доп. информация
Абсолютный рекорд по количеству поверхностей, создающих подъемную силу, поставил в 1907 году не кто иной, как Александр Грэм Белл (Alexander Graham Bell), изобретатель телефона. В начале XX века он увлекся авиастроением.

Когда братья Райт в 1903 году запустили свой первый самолет, не все согласились с их выбором биплана в качестве идеальной конструкции для летательного аппарата. Среди критиков был даже Александр Грэм Белл. Он считал, что братья Райт придумали интересный дизайн, но он непрактичен для полетов. Экспериментируя с новыми идеями, Белл основал Aerial Experimental Association (AEA) - канадско-американскую группу молодых людей, заинтересованных в авиации. Во главе AEA Александр Грэм Белл спроектировал и построил серию летательных аппаратов под общим названием Cygnet.

Принцип их полета базировался на изобретенном Беллом пирамидальном (или тетраэдрическом) воздушном змее. Представьте себе равносторонний треугольник, затем разделите его в уме на несколько треугольников поменьше, а каждый из них в свою очередь - еще на несколько. Треугольники-ячейки, смотрящие вершиной вверх, представьте заполненными тканью, а вершиной вниз - пустыми. Собственно, перед нами одна из сторон пирамидального змея.

Cygnet I был просто гигантским планером-змеем. Его первый и единственный полет состоялся 6 декабря 1907 года на острове Кейп-Бретон, Новая Шотландия. Первый Cygnet смог конечном итоге достигнуть высоты. высота 168 футов (51 м). Но изобретатель не продумал моменты освобождения от буксира и приводнения. В результате Cygnet клюнул носом, неудачно приводнился и затонул. Пилот, к счастью, спасся. Это был первый зарегистрированный полет воздушного аппарата тяжелее воздуха в Канаде.

А вот Cygnet II (он же Aerodrome No.V) представлял собой оснащенный восмицилиндровым двигателем Curtiss V-8 летательный аппарат, крыло которого состояло из 3393 треугольных ячеек! Размах крыла этой ячеечной системы достигал 16 м. 22 и 24 февраля 1909 года второй Cygnet испытывали на озере Бра-д'Ор в Канаде. В качестве взлётной полосы Белл использовал лёд озера - чтобы получше разогнаться, однако не полетел: не хватило мощности мотора.

Лишь упрощенная модель Cygnet III с более мощным силовым агрегатом (70-сильным французским Gnome Gamma) взлетела в 1912 году, но показала крайне низкие полетные качества и управляемость, а во время последнего испытания, 17 марта, просто развалилась в воздухе.

Кульминацией экспериментов Белла с воздушными змеями стал четырехгранный триплан, получивший название Oionus. Конструкция самолета сочетала в себе дизайн биплана AEA Silver Dart Ассоциации воздушного эксперимента (AEA) и его воздушного змея AEA Cygnet. Это было последнее воздушное исследование Белла и первый единственный в Канаде проект триплана. Самолет предпринял пробный полет в марте 1910 года, но не смог оторваться от земли.

ЛТХ:
Модификация Cygnet III
Размах крыла, м 8.03
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Gnome Gamma
Мощность, л.с. 1 х 70 л.с.
Максимальная скорость , км/ч
Крейсерская скорость , км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 51
Экипаж, чел 1