Air Tractor
T%!!!*** - 154700450000
AT-300


Разработчик: Air Tractor
Страна: США
Первый полет: 1973
Тип: Легкий сельскохозяйственный самолет
ЛТХ Доп. информация



Лейланд Сноу, президент располагавшейся в Одни, штат Техас, фирмы "Air Tractor Inc.", еще в 1955 году организовал компанию "Snow Aeronautical Company", для проектирования и производства сельскохозяйственных самолетов его собственной конструкции. Он по праву рассчитывал на успех в деле создания нового самолета, пролетав несколько лет в качестве пилота сельскохозяйственной авиации и будучи хорошо знакомым со всеми достоинствами и недостатками машин этого типа. Самолеты Snow S-2A и S-2B получили летные сертификаты 2 апреля 1959 года и 29 июля 1958 года соответственно. За ними последовал усовершенствованный S-2C, а в 1965 году компания была куплена "Rockwell Standard Corporation".

После этого Сноу организовал "Air Tractor Inc", для создания нового сельскохозяйственного самолета Air Tractor Model AT-300 Air Tractor, на базе проекта S-2R. Проектные работы начались в январе 1971 года, к постройке прототипа самолета приступили в августе 1972 года, а первый полет эта машина совершила в сентябре 1973 года.

Model АТ-301 представлял собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом цельнометаллической конструкции (сталь и легкие сплавы), у которого лишь рулевые поверхности хвостового оперения имели полотняную обшивку. На задней кромке крыла размещались большие закрылки Фаулера, облегчавшие полеты с коротких аэродромов. Особое внимание конструкторы уделили защите планера от коррозии, которую могли вызвать попавшие на его поверхность распыляемые химикаты. Также было сделано все, чтобы сидевший в закрытой кабине пилот мог дышать чистым воздухом. Сельскохозяйственное оборудование включало 1211-литровый бак для химикатов в фюзеляже и установленные под задней кромкой крыла трубы с 72 соплами для их распыления.

Самолет Model АТ-302 создавался на основе АТ-307. На него были установлены турбовинтовые двигатели фирмы "Textron Lycoming".




ЛТХ:
Модификация AT-301
Размах крыла, м 13.72
Длина самолета,м 8.23
Высота самолета,м 2.59
Площадь крыла,м2 25.08
Масса, кг
пустого самолета 1658
максимальная взлетная 3130
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney R-1340 Wasp
Мощность, кВт 1 х 600
Максимальная скорость, км/ч 266
Крейсерская скорость, км/ч 241
Практическая дальность, км 563
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1210 литровый бак для химикатов

AT-400


Разработчик: Air Tractor
Страна: США
Первый полет: 1979
Тип: Легкий сельскохозяйственный самолет
ЛТХ Доп. информация



Самолеты Air Tractor Model AT-400 Turbo Air Tractor разработаны на основе самолетов серии АТ-300. Они оснащены баком большей емкости (1514 л) с отверстием шириной 0,97 м, обеспечивающим более быстрое распыление сухих химических реагентов. Шасси снабжены колесами большего диаметра с пневматиками низкого давления. Ряд систем самолета доработан, установлен один турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney РТ6А-15AG мощностью 680 л.с, приводящий в движение трехлопастный металлический реверсивный воздушный винт Hartzell с постоянной скоростью вращения. Первый полет самолета состоялся в сентябре 1979 года.

В целом самолет Model АТ-400 близок аппарату Model АТ-301. На основе базовой модификации АТ-400 разработаны варианты Model АТ-401, Model АТ-401А, Model АТ-401В, Model АТ-402 и Model АТ-402В.

Вариант Model АТ-401 появился в 1986 году, он представляет собой усовершенствованную версию самолета Model АТ-301, оснащенную звездообразным поршневым двигателем Pratt & Whitney R-1340 Wasp мощностью 600 л.с. На самолете установлен бак большей емкости, как на АТ-400, площадь крыла увеличена.

Вариант Model АТ-401А создан на основе самолета Model АТ-401 и оснащен звездообразным поршневым мотором PZL-3S Series 2 мощностью 592 л.с. Был построен единственный экземпляр самолета Model АТ-401А. Вариант Model АТ-401В стал преемником самолета Model АТ-401. Самолет Model АТ-401В снабжен крылом с законцовками типа Hoerner, размах крыла - 15,57 м. В настоящее время самолет Model АТ-401В выпускается серийно.

Вариант Model АТ-402 разработан на основе самолета Model АТ-400, от предшественника его отличает крыло большей площади (как у Model АТ-401). Первый полет самолет Model АТ-402 выполнил в августе 1988 года. Впоследствии на крыле были установлены законцовки типа Hoerner (как на самолете Model АТ-401В). В настоящее время самолет Model АТ-402 выпускается серийно.




ЛТХ:
Модификация AT-400
Размах крыла, м 13.75
Длина самолета,м 8.99
Высота самолета,м 2.59
Площадь крыла,м2 25.08
Масса, кг
пустого самолета 1696
максимальная взлетная 3538
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney Canada PT6A-15AG
Мощность, кВт 1 х 680
Максимальная скорость, км/ч 322
Крейсерская скорость, км/ч 298
Рабочая скорость, км/ч 209-233
Практическая дальность, км 1014
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1514 литровый бак для химикатов

AT-500


Разработчик: Air Tractor
Страна: США
Первый полет: 1986
Тип: Легкий сельскохозяйственный самолет
ЛТХ Доп. информация



В середине 80-х годов с появлением модификации Air Tractor Model AT-500 (некоторое время самолет именовался AirTractor) процесс эволюции самолетов семейства AirTractor вступил в новую фазу. AT-500 стал улучшенным вариантом самолета AT-401 с прежним двигателем, но значительно измененной конструкцией планера (более длинный и широкий фюзеляж, силовой набор из стальных труб большего диаметра), баком увеличенной до 1900 л емкости (бак установлен перед, а не за кабиной).

На основе базовой модификации Model AT-500 были разработаны варианты Model AT-501, Model AT-501A, Model AT-502, Model AT-502A, Model AT-502B, Model AT-503 и Model AT-503A. Также строился вариант Model AT-602, также спроектированный на основе самолета Model AT-500. Самолет Model AT-501 получил сертификат летной годности в июне 1987 года, сертификат предусматривал замену поршневого двигателя турбовинтовым в полевых условиях.

Первый полет вариант Model AT-502 выполнил в апреле 1987 года. А в конце года начались поставки заказчикам турбовинтовой модификации с двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-15AG, -27 или -28 мощностью 680 л.с. или PT6A-34 или -34AG мощностью 750 л.с. Подвариант этого самолета, Model AT-502B, обладает улучшенными взлетно-посадочными характеристиками за счет крыла большего размаха с более толстым профилем, оснащенного законцовками типа Hoerner.

Далее появились подвариант AT-502A, оптимизированного для работы в гористых местностях. Первый полет AT-502A выполнил в феврале 1992 года. Данная модель отличается от базовой вертикальным оперением увеличенной площади и иной силовой установкой - турбовинтовым двигателем PT6A-45R мощностью 1100 л.с, снабженного пятилопастным воздушным винтом Hartzell с пониженной частотой вращения, размах крыла самолета AT-502B увеличен.

Разработка самолета Model AT-503 началась в сентябре 1985 года в ответ на запрос предложений Государственного департамента к самолету, предназначенному для борьбы с наркомафией. За основу был взят AT-400/401, фюзеляж которого удлинили на 0,56 м для оборудования двухместной кабины, позволяющей при необходимости использовать самолет в качестве учебно-тренировочного. Единственный AT-503 выполнил первый полет 25 апреля 1986 года, позже самолет продали е Испанию, где его использовали для борьбы с пожарами. Серийный вариант AT-503A был конструктивно близок AT-503, хотя проектировался на основе самолета AT-502, масса пустого при этом была увеличена до 2032 кг. Было построено три AT-503A, последние из которых заказчик получил в 1991 году.




ЛТХ:
Модификация AT-502B
Размах крыла, м 13.75
Длина самолета,м 8.99
Высота самолета,м 2.59
Площадь крыла,м2 25.08
Масса, кг
пустого самолета 1696
максимальная взлетная 3538
Тип двигателя 1 ТВД Pratt & Whitney Canada РТ6А-34AG
Мощность, кВт 1 х 750
Максимальная скорость, км/ч 322
Крейсерская скорость, км/ч 298
Рабочая скорость, км/ч 209-233
Практическая дальность, км 1014
Практический потолок, м 10975
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1900 литровый бак для химикатов

AT-600


Разработчик: Air Tractor
Страна: США
Первый полет: 1995
Тип: Легкий сельскохозяйственный самолет
ЛТХ Доп. информация



Самолет Air Tractor АТ-602 выполнил первый полет 1 декабря 1995 года, поставки серийных машин начались в июле 1992 года. АТ-602 стал вторым по количеству построенных самолетов в семействе Air Tractor. Самолет занимает промежуточную нишу между АТ-502 с баком емкостью 1892 л и АТ-802 с баком емкостью 3104 л.

АТ-602 разработан на базе самолета АТ-502, но его силовая установка несколько упрощена - турбовинтовой двигатель РТ6А с пятилопастным реверсивным воздушным винтом Hartzell с постоянной частотой вращения. Основным внешним отличием стало крыло, размах которого увеличен на 1,18 м; использование крыла большего размаха положительно сказалось на взлетно-посадочных характеристиках. Одной заправкой реагентом самолет способен обработать поля площадью 50,5 га.

Фирма-производитель полагает, что с появлением АТ-602 отпадет необходимость в содержании парка самолетов нескольких типов, то есть АТ-602 станет своего рода единым, универсальным сельскохозяйственным самолетом, способным работать на разных высотах. АТ-602 снабжен распылительным устройством диаметром 0,44 м, изготовленным из алюминиевого сплава с 44 форсунками, а также грузовым проемом шириной 0,97 м, который можно использовать для сброса воды при тушении пожаров. Бортовое оборудование самолета АТ-602 комплектуется по желанию заказчика.







ЛТХ:
Модификация AT-602
Размах крыла, м 17.10
Длина самолета,м 9.91
Высота самолета,м 3.35
Площадь крыла,м2 31.24
Масса, кг
пустого самолета 2540
максимальная взлетная 5670
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney PT6A-60AG
Мощность, кВт 1 х 1100
Максимальная скорость, км/ч 290
Крейсерская скорость, км/ч 268
Рабочая скорость, км/ч
Практическая дальность, км 1000
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2380 литровый бак для химикатов

AT-800


Разработчик: Air Tractor
Страна: США
Первый полет: 1990
Тип: Легкий сельскохозяйственный самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 80-х годов рост требований к сельскохозяйственному самолету совпал с ростом востребованности на рынке противопожарных самолетов. В этих условиях фирма "Leland Snow" приступила к проектированию нового самолета, более крупных размеров и с более мощной силовой установкой, чем все самолеты, ранее спроектированные фирмой. Результатом стал самолет AirTractor Model АТ-800, разработка которого началась в июле 1989 года. Первый полет первый из двух прототипов выполнил 30 октября 1990 года.

Большие размеры и большая масса самолета потребовала от конструкторов использования двигателя РТ6А, стандартного для всех самолетов AirTractor поздних модификаций, в варианте увеличенной мощности. Винт оставили прежним - пятилопастный реверсивный металлический Hartzell с постоянной частотой вращения. Емкость топливных баков увеличили до 946 л, а емкость баков (два бака между двигателем и кабиной и один небольшой бак за кабиной) для химических реагентов - до 3066 л.

Известно три модификации базовой модели АТ-800: Model АТ-802, Model АТ-802А и Model AT-802AF. Двухместный сельскохозяйственный и учебно-тренировочный самолет Model АТ-802 получил сертификат летной годности в апреле 1993 года. Самолет АТ-802А выполнил первый полет 6 июля 1992 года, данный вариант представляет собой одноместную модификацию самолета Model АТ-802 с той же самой силовой установкой и близкими весовыми данными. Model AT-802AF представляет собой одноместную противопожарную версию самолета Model АТ-802 обрудованную Air Tractor Computerized Firegate. Существует еще одна противопожарная модификация - AT 802 Fire Boss оснащенная специальными поплавками Wipaire.







ЛТХ:
Модификация AT-802AF
Размах крыла, м 17.68
Длина самолета,м 11.07
Высота самолета,м 3.40
Площадь крыла,м2 37.29
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 2850
максимальная взлетная 7257
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney Canada PT6A-67AG
Мощность, кВт 1 х 1350
Максимальная скорость, км/ч 338
Крейсерская скорость, км/ч 314
Практическая дальность, км 805
Практический потолок, м 3960
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3070 литровый бак для химикатов или воды

AT-802U


Разработчик: Air Tractor
Страна: США
Первый полет: 2008
Тип: Легкий штурмовик
ЛТХ Доп. информация



В 2009 году на парижском авиасалоне американская фирма "Эр Трэктор" (Air Tractor) представила легкий штурмовик AT-802U (первый полет - 2008 год), построенный на базе двухместного самолета с АТ-802, выпускаемого с 1993 года и оснащенного БРЭО компаний "Бендикс и Кинг" и "Гармин".

Эта машина предназначена для непосредственной авиационной поддержки и решения задач разведки. Кабина экипажа и двигатель самолета защищены броней, под крылом имеется шесть узлов подвески для размещения блоков НАР и пулеметов. Вооружение самолета составляют два трехствольных пулемета GAU-19/A фирмы "Гатлинг" калибра 12,7 мм, подвесные блоки М260 для применения НАР калибра 70 мм, а также бомбы Мк 82 калибра 500 фунтов (масса 226 кг). Кроме того, для применения УР класса "воздух - земля" с лазерным наведением типа AGM-114M Hellfire II и DAGR (Direct Attack Guided Rocket) самолет может быть оборудован оптоэлектронной прицельной системой AN/AAQ 33 "Снайпер-XR" компании "Локхид-Мартин", работающей в видимом и ИК-диапазонах. Система позволит экипажу вести поиск, обнаружение, распознавание и автоматическое сопровождение наземных (надводных) целей на дальностях 15 - 20 км в любых метеоусловиях и время суток, их лазерную подсветку и наведение управляемого авиационного вооружения. Общий вес вооружения может достигать 4000 кг.

Для самообороны машина оснащена системой предупреждения о пуске ракет с автоматическим выбросом "ловушек" и средствами радиоэлектронного противодействия AAR-47/ALE-47. В отсеке для химикатов могут размещаться грузы и запас топлива, который увеличивает продолжительность полета до 10 часов. Для высотных полетов, например в районе Анд, самолет снабжен кислородной системой.

Радиосвязное оборудование дополнено радиостанцией с частотной и амплитудной модуляцией несущей частоты. Она обеспечивает ведение радиообмена практически с любым образцом радиостанций, используемых наземными силами.

В комплект обзорных систем входят ИК- и видеокамера L3 Wescam MX-15Di. Последняя размещена на турельной установке и оснащена защищенной линией связи "ЛА - земля" с приемниками видеосигнала ROVER (Remotely Operated Video Enhanced Receiver), что позволяет передавать изображение в режиме реального времени.

Конструктивно в передней части кабины летчиков возможна установка дополнительного топливного бака (ТБ). Кроме того, на подкрыльевые и подфюзеляжные пилоны предусмотрена подвеска сбрасываемых ТБ. Общая емкость топливной системы обеспечит возможность патрулирования в течение свыше 10 ч.

Самолеты AT-802U уже состоят на вооружении правительственных подразделений спецназначения в США (INL/A - International Narcotics and Law Enforcement Affairs' Office of Aviation) и Колумбии.





ЛТХ:
Модификация AT-802U
Размах крыла, м 18.06
Длина самолета,м 10.87
Высота самолета,м 3.50
Площадь крыла,м2 37.30
Масса, кг
пустого самолета 2903
максимальная взлетная 7257
Тип двигателя 1 ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-67F
Мощность, л.с. 1 х 1600
Максимальная скорость, км/ч 370
Крейсерская скорость, км/ч 300
Практическая дальность, км 2963
Практический потолок, м 7620
Экипаж, чел 2
Вооружение: боевая нагрузка 4100 кг на 6 узлах подвески