AISA
T%!!!*** - 154700450000
GN
Разработчик: AISA
Страна: Испания
Первый полет: 1982
Тип: Легкий автожир
ЛТХ Доп. информация
Фирма AISA ("Aeronautica Industrial SA") была основана в 1923 году в Мадриде. Фирма принимала участие в проектировании и постройке в 1927 году самого первого автожира конструкции Хуана де ла Сиерва. В 1970-е годы фирма возобновила работы по автожирам, спроектировав и построив аппарат AISA Autogyro GN.

GN изготовлен главным образом из легких сплавов. В передней части фюзеляжа полумонококовой конструкции с большой площадью остекления размещены места пилота и трех пассажиров, в задней части фюзеляжа-гондолы находится двигатель. Двигатель установлен ниже пилона четырехлопастного несущего винта, обеспечивающего аппарату вертикальные взлет и посадку. Подключение несущего винта к двигателю осуществляется специальным сцеплением. К крылу среднего расположения крепятся две хвостовые балки овального сечения, объединенные в хвостовых частях стабилизатором. На балках установлены кили. Шасси - трехопорное с носовой опорой, неубираемое.

Проектирование затянулось, постройка двух прототипов началась только в 1979 году. Первый прототип впервые поднялся в воздух 20 июля 1982 года. До сентября этого же года года, когда вся программа была закрыта в результате аварии автожира, удалось провести лишь самый начальный этап летных испытаний.

ЛТХ:
Модификация AISA GN
Диаметр несущего винта, м 11.76
Длина,м 6.50
Высота ,м 3.20
Масса, кг
пустого 950
максимальная взлетная 1400
Тип двигателя 1 ПД Avco Lycoming IO-540-K1A5
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость, км/ч 240
Крейсерская скорость, км/ч 212
Практическая дальность, км 800
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: три пассажира

I-11 Vespa
Разработчик: AISA
Страна: Испания
Первый полет: 1951
Тип: Многоцелевой тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация
В 1948 году в Мадриде открылась авиастроительная фирма Iberavia. Одним из первых проектов фирмы стал легкий многоцелевой самолет I-11. К моменту поглощения фирмы компанией Aeronautica Industrial S.A. (AISA) было изготовлено два прототипа самолета, первый из которых поднялся в воздух 16 июля 1951 года.

Специалисты AISA, под руководством Хуана дэль Кампо (Juan del Campo), посчитали проект сыроватым и для серийного производства серьезно модернизировали его. В результате появился вариант, получивший обозначение I-11B. В процессе проектирования самолет доработали для выполнения всего комплекса фигур высшего пилотажа с экипажем из одного человека.

Первоначально ему присвоили имя Peque, но очень скоро сменили на Vespa. Это был деревянный двухместный (посадка пилотов бок-о-бок) низкоплан и оснащенный четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения Continental C90-12F мощностью 90 л.с.

В 1954 году началось серийное производство I-11B. Часть самолетов (125 штук) поступили на вооружение ВВС Испании в 1955 году под обозначением L-8С, которые использовались в качестве тренировочных и связных. Остальные были проданы в аэроклубы и частным лицам. В 1957 году пилот Francisco выиграл на I-11B национальные соревнования.

Всего было изготовлено 180 самолетов в двух вариантах - с базовым комплектом приборов (70 машин) и с расширенным приборным оборудованием (110 самолетов)

Последние I-11B продолжали использоваться через 50 лет после из выпуска.

ЛТХ:
Модификация I-11B
Размах крыла, м 9.34
Длина самолета, м 6.47
Высота самолета, м 1.90
Площадь крыла,м2 13.40
Масса, кг
пустого самолета 421
максимальная взлетная 670
Тип двигателя 1 ПД Continental C90-12F
Мощность, л.с. 1 х 90
Максимальная скорость, км/ч 200
Крейсерская скорость, км/ч 177
Практическая дальность, км 650
Практический потолок, м 4700
Экипаж, чел 2

I-115
Разработчик: AISA
Страна: Испания
Первый полет: 1952
Тип: Многоцелевой тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация
Многоцелевой тренировочный самолет I-115 представлял собой вариант самолета I-11 для испанских ВВС. Его проект так же был разработан первоначально на фирме Iberavia, а затем доведен до серийного выпуска компанией Aeronautica Industrial S.A. (AISA).

I-115 представлял собой деревянный двухместный (с тандемной посадкой пилотов) низкоплан и оснащенный четырехцилиндровым двигателем испанской разработки ENMA Tigre G-IV-B мощностью 150 л.с.

Первый прототип самолета поднялся в воздух 20 июня 1952 года. В начале 1956 года было начато серийное производство самолета, а уже весной этого же года первые самолеты стали поступать в ВВС Испании, где получили обозначение E-9 (хотя первоначально самолет обозначили как EE.6). I-115 заменяли в частях ненадежный HM-1. Последний E-9 был списан из состава ВВС в 1976 году. В ходе эксплуатации некоторые самолеты получили более мощные двигатели - 145-сильные de Havilland Gipsy Major или 190-сильные Lycoming O-435-A.

I-115 не имел официального наименования, но пилоты-курсанты придумали для него прозвище Garrapata (клещ), из за его способности "цепляться" за взлетную полосу при взлете и посадке.

Всего было произведено 200 экземпляров самолета, из них 150 для ВВС. После окончания службы большинство I-115 были проданы частным лицам и продолжали использоваться вплоть до начала следующего тысячелетия. На 2009 год в летно-пригодном состоянии находилось еще сем экземпляров самолета.

ЛТХ:
Модификация I-115
Размах крыла, м 9.54
Длина самолета, м 7.35
Высота самолета, м 2.10
Площадь крыла,м2 14.00
Масса, кг
пустого самолета 612
максимальная взлетная 900
Тип двигателя 1 ПД ENMA Tigre G-IV-B
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч 240
Крейсерская скорость, км/ч 204
Практическая дальность, км 800
Практический потолок, м 4300
Экипаж, чел 2