Atlas
T%!!!*** - 154700450000
ACE


Разработчик: Atlas
Страна: ЮАР
Первый полет: 1991
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Совет по научно-промышленным исследованиям правительства Южной Африки организовал Отделение технологий авиационных систем, неформально называемое "Aerotek". В сентябре 1985 года это подразделение начало разработку NGT (Next Generation Trainer - учебный самолет следующего поколения) в рамках проекта Ovid. Целью было создание возможностей для проектирования и производства самолета на основе композитных материалов.

Конструкция образца с турбовинтовым двигателем рассматривалась как следующий учебный самолет для южноафриканских ВВС вместо устаревших североамериканских T-6G Texan/Harvard с поршневыми двигателями.

В конструкции NGT должны были широко применяться кевлар и стекловолокно с целью создания каркаса, который был бы дешевле и проще в производстве, чем у Pilatus РС-7, но с теми же эксплуатационными и общими свойствами.

NGT имел стандартную конфигурацию учебного самолета, у него было прямое сужающееся крыло со значительным поперечным V. В хвостовом оперении перед стабилизатором имелся наплыв, а перед килем - ребро форкиля.Ученик и инструктор располагались один за другим в креслах Martin-Baker Mk 16L Кресла предназначены для катапультирования на нулевой скорости и высоте. Колпак фонаря был выполнен единым и моноблочным, на шарнирах с правой стороны и с защитной дугой. В NGT стоял турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada РТ6А-25 мощностью 750 л. с. (559 кВт) и трехлопастной металлический флюгируемый с постоянной скоростью вращения винт Hartzell.

Задача постройки опытного образца NGT была возложена на "Atlas Aircraft Corporation" подразделение "Armscor Group" до апреля 1992 года, когда она стала "Atlas Aviation (Pty) Ltd" - подразделением "Denel (Pty) Ltd", образованного из "Armscor". Опытный образец NGT, получивший обозначение Atlas ACE Mk.1, впервые полетел 29 апреля 1991 года и испытания подтвердили наличие всех спортивно-пилотажных качеств и отсутствие серьезных проблем с управлением.

В конце 1991 года самолет был предложен SAAF (ВВС ЮАР), которые опробовали несколько вариантов. Хотя АСЕ создавался как двухместный учебный самолет, он оказался способным нести пушечно-пулеметное вооружение, бомбы и ракеты на своих шести подкрыльевых подвесках.

Однако после отказа ЮАР от режима апартеида были сняты ограничения на импорт, что позволило вместо продолжения разработки импортировать Piiatus РС-9, соответствующий требованиям.




ЛТХ:
Модификация ACE
Размах крыла, м 10.80
Длина самолета,м 10.80
Высота самолета,м 4.10
Площадь крыла,м2 18.00
Масса, кг
пустого самолета 1545
нормальная взлетная 2200
максимальная взлетная 3200
Тип двигателя 1 ТВД Pratt & Whitney Canada РТ6А-25С
Мощность, л.с. 1 х 750
Максимальная скорость, км/ч 500
Крейсерская скорость, км/ч 370
Практическая дальность с ПТБ, км 1741
Максимальная скороподъемность, м/мин 838
Практический потолок, м 10060
Экипаж, чел 2
Вооружение: боевая нагрузка до 1000 кг на 6 узлах подвески
(две их которых предназначены для ПТБ)

C4M Kudu


Разработчик: Atlas
Страна: ЮАР
Первый полет: 1974
Тип: Легкий транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Южноафриканская корпорация "Atlas Aircraft Corporation" в 1969 году была поглощена концерном "Armscor", а с 1992 года известна как отделение "Atlas Aviation (Pty) Ltd" фирмы "Denel (Pty) Ltd". В ноябре 1996 года фирму переименовали в "Denel Aviation".

Корпорация утверждает, что самолет С4М Kudu полностью разработан в Южной Африке, но совершенно очевидна связь его конструкции с ранним итальянским самолетом Aeritalia/Aermacchi AM-3C. Шестицилиндровый поршневой двигатель Piaggio (Textron Lycoming) GSO-480-B1B3 для аппарата Kudu строился по лицензии в Италии.

Самолет Kudu являлся военным вариантом аппарата С4М и предполагался, главным образом, для выполнения задач транспорта общего назначения. Он имел меньшую, нежели AM-3C, площадь остекления пилотской кабины, в которой размещался экипаж из двух человек, и кабину, вмещавшую от четырех до шести экипированных солдат, пассажиров или груз весом до 560 кг. Для его погрузки имелась двойная дверь по левому борту; для парашютистов по правому борту была оборудована сдвигающаяся дверь. Другие военные применения самолета включали сброс снаряжения и воздушное патрулирование и наблюдение, для чего в полу фюзеляжа имелась дверь-трап площадью 0,35 кв. м, которая могла использоваться для сброса грузов, или как люк для фотокамеры. Cамолет Kudu мог применяться и в качестве санитарного.

Первый опытный (гражданский) вариант С4М совершил свой первый полет 16 февраля 1974г., за ним поднялся в воздух 18 июня 1975г. и военный опытный образец. Самолет был принят на вооружение в ВВС ЮАР в 1976 году. Всего было построено более 40 самолетов к моменту окончания их серийного производства в начале 80-х годов. Последние самолеты этого типа были сняты с вооружения в начале 1990-х годов.









ЛТХ:
Модификация C4M
Размах крыла, м 13.08
Длина самолета,м 9.31
Высота самолета,м 3.66
Площадь крыла,м2 20.97
Масса, кг
пустого самолета 1230
максимальная взлетная 2040
Топливо, кг 432
Тип двигателя 1 ПД Piaggio (Textron Lycoming) GSO-480-B1B3
Мощность, л.с. 1 х 340
Максимальная скорость, км/ч 305
Крейсерская скорость, км/ч 233
Перегоночная дальность, км 1297
Дальность действия, км 741
Практический потолок, м 4270
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 6 пассажиров или 560 кг груза в кабине

Cheetah


Разработчик: Atlas
Страна: ЮАР
Первый полет: 1986
Тип: Многоцелевой истребитель
ЛТХ Доп. информация



Истребитель "Чита" ("Гепард"), названный так в честь одноименной 2-й истребительной эскадрильи южноафриканских ВВС, образованной в 1938 году и отличившейся в ходе Второй мировой войны и войны в Корее (1950-1953 годах), является глубокой модернизацией французских самолетов Дассо "Мираж III, закупленных ЮАР в 1963-1973 годах (было получено 16 истребителей "Мираж" IIrcZ и 17 "Мираж" IIIBZ, три учебно-боевых самолета "Мираж" IIffiZ, три УБС "Мираж" IIIDZ и 11 УБС "Мираж" IIIRZ, а также три разведчика "Мираж"IIIRZ).

Имеющий большое сходство с израильским самолетом "Кфир", самолет "Чита" появился в ответ на международное эмбарго, наложенное на ЮАР в 1977 году, препятствовавшее обновлению устаревшего парка южноафриканских самолетов "Мираж" III и также войной в Анголе.

Самолеты "Мираж" широко применялись в боевых действиях в Анголе в 1970-1980-х годах. Однако когда у противника - вооруженных сил республики Ангола и пришедших им на помощь кубинских добровольцев - появились более современные истребители МиГ-23МФ, перед южноафриканскими ВВС остро встал вопрос о проведении работ по модернизации своего основного истребителя. Следует заметить, что западные страны, связанные международными обязательствами, воздерживались от поставок в Южную

Африку, проводившую политику дискриминации коренного населения, боевых самолетов новейших типов. Полноценное сотрудничество в области обороны поддерживалось лишь с Израилем, также осуществлявшим программу модернизации самолетов типа "Мираж" III.

В 1984 годах южноафриканская фирма Атлас Авиэйшн получила контракт на разработку модификации "Миража". Предполагалось, что новый истребитель при ведении ближнего воздушного боя не должен уступать самолету МиГ-23 с ракетами Р-60, считавшемуся тогда самым грозным противником для самолетов ВВС ЮАР.

В апреле 1983 года на фирме Атлас (с 1986 года - Денел) при технической помощи Израиля начались работы по модернизации двухместных учебно-боевых самолетов "Мираж" IIIDZ и D2Z по типу израильского самолета ИАИ "Кфир" ТС-2.

Согласно заявлению официальных представителей ВВС ЮАР, самолет по своим летно-техническим характеристикам не уступает самолету МиГ-23. Самолет "Чита" имеет удлиненную носовую часть фюзеляжа, ПГО и фюзеляжные гребни перед воздухозаборником. Переделке подвергся "Мираж" III D2Z No.845.

Первый модернизированный УБС, получивший название "Чита" В, совершил первый полет 16 июля 1986 года. В торжественной обстановке при презентации самолета присутствовало два живых гепарда.

Всего в вариант "Чита" В было переоборудовано восемь самолетов "Мираж" IIIDZ и D2Z, а также пять истребителей IAI "Кфир" С-1, по неофициальной информации, полученных из Израиля (по другим данным -одноместные самолеты "Мираж" IIIBZ и RZ ВВС ЮАР).

"Чита" В начала поступать на вооружение школы боевого применения на авиабазе Питерсбург с 1987 года, и с 1989 года начала использоваться в качестве штурмовика-истребителя. В дальнейшем предусматривается замена устаревших "Буканиров".

Предусматривалась возможность несения самолетом атомной бомбы, но в соответствии с подписанным договором, в 1994 году работы в ЮАР по его разработке прекратились.

Авиабаза Питерсбург была закрыта в 1992 году. На сегодняшний день "Чита" состоит на вооружении 2 тренировочного эскадрона.

На сегодняшний день самолет "Чита" В No.845 используется по программе разработки МУПСОВ (MUPSOW) - оружия для работы по наземным целям.

Второй и третий "Мираж" IIIEZ, переданные на фирму Атлас были переделаны в одноместные варианты "Чита", но так как двухместному самолету был отдан приоритет, то вскоре их переделали до уровня "Чита" В, оставив одноместным. БРЭО самолета было оптимизировано под одного пилота. Самолет получил название "Чита" Е. Поступил он на вооружение 5 эскадрона, базировавшегося на новейшей авиабазе Луис Тричард, на границе с Зимбабве. Ипользовались самолеты как штурмовики-истербители. 5 эскадрон был распущен 2 октября 1992 года. Из 16 построенных "Чита" Е - 2 были потеряны, а осташиеся 14 переданы на базу хранения Питерсбург. На базе "Миража" III R2Z была создан разведывательный вариант, получивший название "Чита" R ╧-855. Фотокамера распологалась внизу носовой части, а из-за увеличенной носовой части в нее смог поместиться и радар. Самолет впервые был представлен в 1994 году на выставке, состявшейся на авиабазе Ватерклоф.

ЮАР самостоятельно осуществила программу усовершенствования приблизительно половины своих самолетов. Были произведены многочисленные изменения в аэродинамике исходных моделей, наиболее заметным из которых стало применение небольших аэродинамических поверхностей в передней части фюзеляжа, перед ПГО.

Первый самолет был переделан из двухместного "Миража" IIID2, в дальнейшем по этой схеме модифицировались как одноместные, так и двухместные самолеты, причем двухместные машины были усовершенствованы в большей степени. Все созданные таким образом модификации оборудовались пилонами для вооружения, производства ЮАР.

Программа модификации осуществляется фирмой Атлас Айркрафт (причем часть оборудования разработана совместно с фирмой ИАИ) и предусматривает улучшение летных характеристик самолета, замену многих конструктивных компонентов и усовершенствование системы управления полетом для обеспечения высокой маневренности в бою, улучшения взлетно-посадочных характеристик и увеличения срока службы самолета.

Мгновенная угловая скорость разворота увеличена с 14.5 до 19 град/с, а угловая скорость установившегося разворота до 9.5 град/с, допустимый угол атаки с 27 до 42 град. (скорость полета и радиус действия не будут существенно отличаться от аналогичных характеристик самолета "Мираж" III).

Самолет "Чита" оснащен новой навигационной системой, системой управления, наведения оружия, новым ИЛС, лазерным дальномером, предусмотрена установка автомата разбрасывания дипольных отражателей. Самолет оснащен РЛС Элта EL2001 или EL/M2001 В.

Вооружение самолета "Чита" разработано и изготовлено в ЮАР - УР класса воздух-воздух V3B "Кукри" и бомбы различного типа, включая кассетные бомбы СВ 470. На самолете установлен ТРД СНЕКМА Атар 9С, изучается возможность установки ТРД СНЕКМА Атар 9К50. В целом около 50% конструкции и систем самолета "Чита" являются новыми.

В 1988 году в ВВС ЮАР начали поступать одноместные истребители "Чита" Е, переоборудованные из самолетов "Мираж" IIIEZ. Всего было доработано 13 самолетов. Истребители

"Чита" Е состояли на вооружении до 1994 года, после чего были выведены в резерв и переданы на базу хранения. В феврале 1994 г. при технической помощи Израиля в рамках модернизационного "проекта 855" начались работы по оснащению 12 самолетов "Чита" Е многофункциональной БРЛС Элта EL/M2035. Программа рассчитывалась на два года. Предполагалось, что после проведения модернизации истребители будут проданы на экспорт.

В 1992 году в рамках программы ACW (Advanced Combat Wing усовершенствованное боевое крыло) был создан самолет "Чита" С. В этот вариант в середине 1990-х гг. было переоборудованы истребители "Мираж" III СZ, а также часть самолетов "Мираж" III других модификаций (всего 38 машин). Применение нового фиксированного носка концевой части крыла, отклоненного вниз, позволило снизить аэродинамическое сопротивление при М>1 на 14%. Максимальное число М увеличилось с 1.8 до 2.0. Некоторое уменьшение полетной массы повысило маневренные характеристики самолетов этой модификации. За счет увеличения запаса топлива максимальная взлетная масса по сравнению с самолетом "Чита" Е возросла на 600 кг. В ходе летных испытаний самолет выходил на углы атаки до 33 гр. и выполнял горизонтальный полет с минимальной скоростью 148 км/ч. Всего в "Читы" из "Миражей" было трансформировано более 50 самолетов.

В 1994 году сообщалось о переговорах по продаже 20 самолетов "Чита" Е, доработанных в рамках "проекта 855" и "Чита" С ВВС Чили. Несмотря на то, что в это же время ВВС Чили проводили работы по модернизации собственных самолетов "Мираж"50 в усовершенствованный вариант "Пантера", фактически аналогичные самолетам "Чита" Е/С, 20 самолетов "Чита" Е7 и R2Z были поставлены в эту страну, где заменили истребители "Хантер".

12 самолетов "Чита" Е7, выведенные в резерв и также предназначенные для продажи на экспорт, при технической помощи израильской фирмы ИАИ с февраля 1994 года были переоснащены многоцелевой БРЛС Элта EL/M2035.

Изучалась возможность переоснащения самолетов "Чита" D и "Чита" С российским ТРДДФ РД-33 (8300 кгс), однако в дальнейшем было принято решение установить этот двигатель лишь на истребителе Дассо "Мираж" F-1AZ ВВС ЮАР.

38 самолетов "Мираж" III, находящиеся в настоящее время на консервации в ЮАР, предполагается модифицировать в вариант "Чита" С/D.

Заместитель начальника по научной работе (в настоящее время начальник) Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава полковник Александр Николавевич Харчевский с группой российских летчиков в 1995 году побывал в ЮАР, где была проведена серия учебных боев между российскими Су-27 и южноафриканскими истребителями, в частности, "Читой".

Полковник Харчевский отмечал достаточно высокие (для истребителя третьего поколения) летные данные модернизированного "Миража" и высочайшую подготовку, а также достойный подражания боевой дух южноафриканских летчиков, сумевших обобщить опыт боев над Анголой и использовать свои истребители с максимальной эффективностью.

Но к настоящему времени много высококвалифицированных боевых летчиков ВВС ЮАР, принадлежащих к белому меньшинству, подверглось притеснениям, а подчас и откровенному давлению со стороны нынешних властей ЮАР и было вынуждено эмигрировать в другие страны, а некоторые стали "дикими гусями" (наемники).

Конструкция самолета "Чита".

Тип: одноместный боевой (модификации Е и С) и двухместный учебно-тренировочный (модификация D) самолет.

Модификации: "Чита" D -двухместный УБС; "Чита" Е -тактический истребитель; "Чита" С - тактический истребитель; "Проект 855" - усовершенствованный экспортный вариант самолета "Чита" Е.

Самолеты оснащены передним горизонтальным оперением (ПГО) и небольшими аэродинамическими поверхностями в носовой части фюзеляжа (непосредственно за обтекателем БРЛС). На крыле имеется вихреобразующий "клык".

С правой стороны фюзеляжа, непосредственно за кабиной летчика установлен неубирающийся топливоприемник системы дозаправки в полете (в качестве заправщиков используются самолеты ВВС ЮАР Боинг 707, оборудованные двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами).

Истребители "Чита" С имеют модернизированный носок крыла, более емкие крыльевые топливные баки, односекционный козырек фонаря кабины и несколько измененное расположение штанги топливоприемника системы дозаправки в воздухе. Экипаж - 1 человек.

Силовая установка: Часть самолетов "Чита" В, переоборудованных из истребителей "Мираж" IIIDZ7 и, возможно, часть истребителей "Чита" С оснащены ТРДФ СНЕКМА "Атар" 9К50 (1x7200 кгс). На остальных самолетах установлены ТРДФ "Атар"9С или "Атар" 9СО (1x6200 кгс).

Оборудование и системы УБС "Чита" О и истребители "Чита" Е оснащены радиодальномером.

На самолетах "Чита" С установлены многофункциональная БРЛС Хьюз AN/APG-66 или Элта EL/M2035, а также разработанная в ЮАР новая навигационно-прицельная система.

Вооружение: Две встроенные 30-мм пушки Дефа 552A (30 мм, 2x125 снарядов). УР класса "воздух-воздух" малой дальности Армскор V3B "Кукри" и V3C "Дартер" (южноафриканской разработки, с целеуказанием ТГС посредством нашлемного визира).Также самолет может нести до восьми бомб калибром 225 кг, зажигательные баки, НАР.

В перспективе самолеты предполагается вооружить УР класса "воздух-воздух" средней дальности с радиолокационным наведением, создающейся в ЮАР, а также новой УР класса "воздух-поверхность" и КАБ.



Модификации :
Cheetah C
основной одноместный вариант на базе Мираж III CZ.

Cheetah D
двухместный вариант на основе Мираж IIIBZ, IIIDZ, IIID2Z.

Cheetah E
одноместный вариант на основе Мираж IIIEZ, IIIRZ, IIIR2Z.

Cheetah R2
модернизированная по проекту ACW (Advanced Combat Wing) версия Cheetah EZ, Производство начато в апреле 1992 года.




ЛТХ:
Модификация Cheetah С
Размах крыла, м 8.22
Длина, м 15.55
Высота, м 4.50
Площадь крыла, м2 34.80
Масса, кг
пустого 6600
максимальная взлетная 13700
Тип двигателя 1 ТРД SNECMA Atar 9K50C-11
Тяга , кН 1 х 71
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 2338 (М=2.20)
у земли 1390 (М=1.13)
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 1000
Перегоночная дальность, км 2600
Практическая дальность, км 1300
Скороподъемность, м/мин 14000
Практический потолок, м 17000
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.5
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 30-пушки DEFA 552A c 125 патронами на пушку
Боевая нагрузка - 4400 кг. на 5 узлах подвески
На подфюзеляжной подвеске:
4х 227 кг бомбы или
4х 250(125) кг бомбы или
1х 400 кг обычную или бомбу слазерным наведением,
1 УР класса воздух-поверхность АS.30
На 2 подвесках под крыльями :
по
4х 250(125) кг бомбы или
2х 227 кг бомбы или
1х 400 кг обычную или бомбу слазерным наведением,
1 ПУ 6х100-мм или 18х68-мм НУР или
1 контейнер с 30-мм пушкой
На 2 концевых подвесках:
2 УР класса воздух-воздух V3B (ближней дальности) или
2 ПУ 6х68-мм НУР

Impala


Разработчик: Atlas
Страна: ЮАР
Первый полет: 1971
Тип: Многоцелевой штурмовик
ЛТХ Доп. информация



В середине 1960-х годов Южная Африка купила лицензию на самолет Aermacchi MB-326GB, предназначенный для обучения пилотов и борьбы с повстанцами. Первый из 16 самолетов, собранных на фирме "Atlas" из итальянских комплектующих, поднялся в воздух 11 мая 1966 года. Следующие 30 машин имели часть комплектующих местного производства. После этого еще 105 машин были полностью сделаны из узлов и агрегатов, выпущенных южноафриканской фирмой. Последний из них был готов в 1974 году. Машины, поступившие на вооружение SAAF под обозначением Atlas Impala Mk 1, сначала попали в летную школу в Лангебаанвеге, где они использовались для подготовки пилотов реактивных и транспортных самолетов. Пять двухместных машин получила пилотажная группа SAAF "Silver Falcons".

Южная Африка также приобрела лицензию на постройку МВ-326КМ - одноместного варианта Aermacchi МВ-326. "Atlas" снова начала выпуск с "отверточной" сборки, изготовив семь таких самолетов. Последующие 93 машины на 90% состояли из деталей местного производства. Первая из них поступила на вооружение SAAF 22 апреля 1974 года под обозначением Impala Mk 2. Машина не многим отличалась от МВ-326КМ. Отличия самолета заключаются в несколько измененных размерах фюзеляжа, другом двигателе Rolls-Royce Viper ASV.20 Mk.540 (с немного меньшей тягой - 17.79 против 18.89 у MB.326KМ) и возможностью использования УР "воздух-воздух" Matra R550 Magic.

Смешанный парк Impala Mk 1 и 2 использовался для обучения пилотов и борьбы с повстанцами. Impala Mk 2 также применялся для подготовки пилотов для истребителей Cheetah.

Самолеты Impala из состава ВВС ЮАР широко использовались в боевых действиях а Анголе. Впервые они были введены в бой в марте 1979 года, используясь для непосредственной поддержки наземных войск. Первый самолет Impala Мк.II был сбит в мае 1982 года. 22 декабря 1983 года ЗРК "Стрела-10" правительственных войск Анголы, впервые появившееся на ТВД, уничтожили еще один самолет этого типа. Приходилось самолетам Impala вступать и в воздушный бой с авиацией противника, при этом истребителями МиГ-23 был сбит, как минимум, один штурмовик (МиГ пилотировал ангольский летчик). Всего было потеряно не менее шести самолетов этого типа.

В воздушных боях Impala Мк.II использовали УР классса "воздух-воздух" V3B "Кукри" и V3C "Дартер" южно-африканского производства. Для поражения наземных целей применялись НАР Матра SNEB (68 мм) и свободнопадающие бомбы калибром 225 кг.




ЛТХ:
Модификация Impala Mk.II
Размах крыла, м 10.85
Длина самолета,м 10.67
Высота самолета,м 3.72
Площадь крыла,м2 19.35
Масса, кг
пустого самолета 3123
нормальная взлетная 4510
максимальная взлетная 6100
Топливо, кг
внутренние топливо 1660
ПТБ 2 х 340
Тип двигателя 1 ТРД Rolls-Royce Viper ASV.20 Mk.540
Тяга нефорсированная, кН 1 х 17.79
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 11000 м 770
у земли 686
Практическая дальность, км 1665
Боевой радиус действия, км до 1000
Практический потолок, м 14325
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.33
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 30-мм пушки DEFA 553 с 125 патронами на пушку.
боевая нагрузка - 1814 кг на 6 узлах подвески
ПУ 68-,70-, 81-, 127-мм НУР,
контейнер с 12.7-мм пушкой Сolt-Browning M3 или
7.62-мм шестиствольным пулеметом GAU-2B/A или
30-мм пушкой Aden,
различные обычные или кассетные бомбы, или
УР воздух-земля AS.12 или AS.12 или
УР воздух-воздух Matra R550 Magic

TP-1 Oryx


Разработчик: Atlas
Страна: ЮАР, Франция
Первый полет: 1990
Тип: Многоцелевой транспортный вертолет
ЛТХ Доп. информация



В ЮАР провели свою модернизацию "Пумы", создав машину под названием TP-1 "Орикс". Закупка вертолетов "Супер Пума" во Франции для Претории была невозможна по причине санкций, наложенных ООН на режим апартеида. Свои "пумы" южноафриканцы приобретали не во Франции, а в Румынии - Чаушеску санкции ООН в расчет не принимал. Однако неправильно считать "Орикс" просто местным вариантом "короткой" "Супер Пумы". При разработке проекта модернизации был по максимуму учтен опыт войны на Юге Африки. Вертолет создавался в первую очередь для использования в военных целях. Две "пумы" были доработаны фирмой "Атлас" в качестве опытных образцов. Заменили двигатели, частично изменили фюзеляж и динамические системы, а также вооружение и СУО. Изначально новый вариант получил название "Гемсбок", но затем имя изменили на "Орикс".

На "Ориксе" стоят два двигателя "Топаз" - эквивалент "Макила" 1А1 мощностью по 1877 л.с. Внешне южноафриканский вертолет практически повторяет облик "короткой" "Супер Пумы", за исключением носовой части фюзеляжа, которая осталась такой же, как на "Пуме". Единственное отличие: установлен сравнительно небольшой обтекатель метеорологической РЛС Эллайд Сигнал 1400В.

Существуют три версии появления серийных "ориксов". По одной, "Атлас" сумела самостоятельно освоить полный цикл производства вертолетов, по другой - в новый вариант дорабатывались "пумы" ВВС ЮАР. По третьей версии, в 1996 г. некий португальский бизнесмен закупил у консорциума "Еврокоптер" "запасных частей" к вертолетам "Супер Пума" на сумму 2 млрд. долларов. Затем эти "запчасти" оказались в ЮАР, где из них и соорудили вертолеты "Орикс". Но наиболее вероятным представляется вариант поставки 50 планеров из Румынии, доработанных потом фирмой "Атлас".

Поступление "Ориксов" в ВВС ЮАР началось в 1988 г., а в 1994 г. вооруженная этими вертолетами 19-я эскадрилья достигла состояния боеготовности. К 1996 г. поставили в общей сложности 50 машин типа "Орикс". Свои "супер пумы" строили также в Индонезии. Завод фирмы IPTN делал их, начиная с 1983 г., для нужд своей страны и на экспорт. Для вооруженных сил Индонезии выпускали "короткие" NAS.332B, NAS.332C и, возможно, NAS.322F. Строились также гражданские вертолеты, предназначенные для обслуживания морских нефтепромыслов. Три NAS.332L были изготовлены в VIP-koh-фигурации, а два NAS.332B - в VVIP ("cynepVIP") варианте.


ЛТХ:
Модификация Oryx
Диаметр главного винта, м 15.00
Диаметр хвостового винта, м 3.04
Длина,м 14.06
Высота ,м 5.14
Масса, кг
пустого 3600
нормальная взлетная 7500
максимальная взлетная 7700
Внутренние топливо, л 1544 + опционально 1900
ПТБ, л 2 х 350
Тип двигателя 2 ГТД Turbomeca Makila IA1
Мощность, кВт
при взлете 2 х 1400
при полете 2 х 1184
Максимальная скорость, км/ч 271
Крейсерская скорость, км/ч 258
Практическая дальность, км 572
Дальность с полной загрузкой, км 552
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6000
Статический потолок, м 4400
Экипаж, чел 3
Полезная нагрузка: 20 солдат или 6 носилок и 6 сидячих раненых или 3000 кг груза в кабине или 3200 кг на подвеске
Вооружение:
одна 20-мм пушка F2(GA-1) c 900 патронами
боевая нагрузка на 4 узлах подвески: 4 ПТУР Atlas Swift или HOT-3 или 4 УР воздух-воздух V3C Darter или Mistra или 4 ПУ Matra 155 18х68-мм или Thomson-Brandt 68-36 36х68-мм НУР, или 4 контейнера с 20-мм пушкой или 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами

XH-1 Alpha


Разработчик: Atlas
Страна: ЮАР
Первый полет: 1985
Тип: Легкий ударный вертолет
ЛТХ Доп. информация



ВС ЮАР уже давно требовался ударный вертолет, но введенное против "государства апартеида" эмбарго не позволяло приобрести такие машины за рубежом. Тогда в ЮАР фирмой "Atlas Aircraft Corporation" (в настоящее время Denel) по заказу ВВС страны создан легкий ударный вертолет огневой поддержки XH-1 Alpha. Вертолет разрабатывался в качестве демонстратора концепции для тогдашнего планового проекта Rooivalk. Хотя официальные представители командования ВВС утверждали, будто эта машина является полностью собственной разработкой, тем не менее в зарубежной печати отмечается, что в ее конструкции использованы многие узлы и агрегаты французского вертолета Alouette III.

Проектирование легкого боевого вертолета ХН-1 Alpha велось компанией "Atlas ", работы были начаты в марте 1981 года. Фюзеляж был спроектирован заново, а от SA 316В взяли несущий винт и трансмиссию, выпускавшиеся в ЮАР, и двигатель Turbomeca. Хвостовая балка была незначительно перепроектирована, экипаж располагался по схеме тандем, с превышением места пилота над оператором вооружения. В нижней носовой части фюзеляжа была установлена 20-мм пушка GA1, дополнительное вооружение подвешивалось на пилоны.

Предварительные летные испытания опытного образца вертолета ХН-1 Alpha проводились в 1985 году. Прототип совершил первый полет 3 февраля 1985 года и несколько позже начался основной этап программы летных испытаний, чтобы изучить возможности нового ударного вертолета в условиях жаркого климата Африканского континента. Но существование данной программы официально признали только в марте 1986 года.

Результаты были в конечном счете достаточно хорошие, чтобы убедить "Atlas" и руководство воздушных сил ЮАР, чтобы продолжать дальнейшую работу над вертолетом. В итоге с учетом прежних нароботок по проекту вертолета XH-1 Alpha, началась разработка нового прототипа - XH-2. Впоследствии уже на базе этого прототипа был создан и запущен в производство ударный вертолет АН-2 Rooivalk. Однако следует отметить, что XH-1 Alpha и АН-2 Rooivalk - это совершенно разные вертолёты и не имеют никаких общих компонентов (Rooivalk был разработан позднее XH-2 прототипа). Единственный XH-1 Alpha после проведенных испытаний, в конце 1980-х был передан в южноафриканский Музей ВВС, где остается и по сей день.

ХН-1 выполнен по одновинтовой схеме с трехлопастными несущим и рулевым винтами и колесным шасси трехстоечной схемы с хвостовой опорой. На хвостовой балке располагаются стреловидный киль (на противоположной от рулевого винта стороне) и стабилизатор. Кабина двухместная, члены экипажа (летчик и стрелок) размещаются по схеме тандем. Силовая установка включает турбовальный двигатель "Artouste-3В" французской фирмы "Turbomeca" мощностью на валу 425 кВт (570 л. е.).

Опытный образец вертолета оснащен подфюзеляжной турельной установкой с 20-мм пушкой GA1 собственной разработки (темп стрельбы 600 выстр./мин, начальная скорость снаряда 720 м/с), управление стрельбой из которой производится стрелком с использованием нашлемного прицела. Турельная установка подвижная в двух плоскостях: по горизонту - в пределах ╠120╟, по вертикали - вверх на 10╟, вниз на 60╟. В иностранной прессе сообщается, что серийные вертолеты "Альфа" предполагалось вооружать также ПТУР и неуправляемыми авиационными ракетами, которые будут размещаться на пилонах под крылом.





ЛТХ:
Модификация XH-1
Диаметр несущего винта, м 11.20
Диаметр рулевого винта, м 1.70
Длина, м 10.56
Высота, м 2.73
Масса, кг
пустого 1400
максимальная взлетная 2200
Тип двигателя 1 ГТД Turbomeca Artouste IIIB
Мощность, кВт 1 х 550
Максимальная скорость, км/ч 200
Крейсерская скорость, км/ч 185
Практическая дальность, км 550
Скороподъемность, м/мин 276
Практический потолок, м
Статический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 20-мм Vektor GA-1 Rattler c 1000 патронами
боевая нагрузка на 6 узлах подвески:
ПТУР и/или ПУ НАР