Auster
T%!!!*** - 154700450000
AOP.6


Разработчик: Auster
Страна: Великобритания
Первый полет: 1945
Тип: Легкий вспомогательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Усовершенствования предвоенных американских проектов фирмы Taylorcraft привели к появлению серии самолетов этой компании, переименованной в 1946г. в Auster Aircraft. По мере приближения конца войны было решено установить на самолете Auster 5 двигатель британского производства. Так в 1945г. появился самолет Auster A.O.P.6, который имел усиленную заднюю часть фюзеляжа и большие взлетную массу и тяговооруженность. В качестве силовой установки на нем был использован двигатель de Havilland Gipsy Major 7 мощностью 145 л.с. Для обеспечения необходимого зазора для винта с увеличенным диаметром потребовались удлиненные стойки шасси. Значительно изменился и внешний вид самолета в результате использования внешних выступающих за профиль крыла закрылков. Они крепились на задней кромке крыла, имели цельнометаллическую конструкцию и служили для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета.

Первоначальное серийное производство 296 самолетов A.O.P.6 завершилось в 1949г., но затем оно возобновилось, и к концу 1952г. всего было построено около 400 машин. В своей книге "Солдаты в небе" генерал Питер Мид сравнивал самолеты A.O.P.6 с самолетами Auster 5. Он подчеркивал, что на модели A.O.P.6 не было механического авиагоризонта, следовательно, управление им было более тяжелым и неповоротливым, и что A.O.P.6 имел худшие взлетно-посадочные характеристики. Как утверждал Питер Мид в своей книге, тот факт, что самолет имел взлетную дистанцию значительно более длинную, чем посадочную, внушал многим летчикам сомнения и опасения при взлете с новых небольших аэродромов. В 1955г. их сменили самолеты A.O.P.9. Когда образовался излишек самолетов A.O.P.6, они были перепрофилированы для использования в гражданских целях и получили обозначение Auster Mk 6A, а позднее - Beagle Terrier.







ЛТХ:
Модификация AOP.6
Размах крыла, м 11.00
Длина, м 7.20
Высота, м 2.60
Площадь крыла, м2 17.10
Масса, кг
пустого самолета 667
максимальная взлетная 991
Тип двигателя 1 ПД Havilland Gipsy Major 7
Мощность, л.с. 1 х 145
Максимальная скорость км/ч 196
Крейсерская скорость км/ч 174
Практическая дальность, км 510
Практический потолок, м 3658
Экипаж, чел 2 - 3

AOP.9


Разработчик: Auster
Страна: Великобритания
Первый полет: 1954
Тип: Легкий вспомогательный самолет
ЛТХ Доп. информация



В середине 1950-х годов англичанам понадобился самолет для замены Auster AOP.Mk 6, и фирма "Auster" разработала новый проект Auster Model В.5, который был запущен в серию под обозначением Auster АОР. Мк 9. Имея ту же схему подкосного высокоплана, что и у его предшественника, Auster AOP.Mk 9 был немного легче, но при этом имел более мощный мотор и более крупное крыло, оснащенное щелевыми закрылками и зависающими элеронами.

Это обеспечило ему великолепные взлетно-посадочные характеристики. Кроме того, самолет отличался нетребовательностью к покрытию аэродромов и мог взлетать с пашни и раскисшего грунта благодаря своему прочному шасси с пневматиками низкого давления. AOP.Mk 9 мог перевозить людей и грузы, а также использоваться в качестве корректировщика артогня.

Пол в задней части кабины был съемным, что позволяло легко переоборудовать самолет для перевозки раненых, аэрофотосъемки или прокладки кабеля.

Прототип Auster AOP.Mk 9 впервые поднялся в воздух 19 марта 1954 года, а поставки серийных машин начались в феврале 1955-го. Самолет вскоре принял участие в войне в Малайе в составе 656-й эскадрильи RAF.

Служба в 653-й эскадрилье в Адене выявила серьезные проблемы - двигатель Cirrus Bombardier страдал от недостатка мощности при эксплуатации с аэродромов, расположенных выше 1220 м. В результате скороподъемность самолета резко снижалась, что было опасно в боевых условиях. К тому времени армейское руководство уже всерьез задумалось об использовании вертолетов в качестве корректировщиков, поэтому на доработку машины денег не выделили. Построили всего 145 машин АОР.Мк 9, часть из них была продана в Индию и ЮАР.



Модификации :
AOP.9 основная модификация.
Auster 9 пять невостребованных самолетов АОР.Мк 9 для гражданского применения.
Auster 9M невостребованный самолет, приобретенный в 1967 году капитаном М. Сомертон-Райнером и позднее оснащенный двигателем Avco Lycoming О-360-А1D.
AOP Mk.11 трехместный самолет укороченного взлета и посадки, разработанный на базе АОР.Мк 9 и оснащенный двигателем Rolls-Royce (Continental) IO-470-D мощностью 260 л.с. (194 кВт); построен только один экземпляр, известный также под обозначением Beagle А. 115 или Е.3.



ЛТХ:
Модификация AOP.9
Размах крыла, м 11.10
Длина, м 7.23
Высота, м 2.72
Площадь крыла, м2 18.35
Масса, кг
пустого самолета 721
максимальная взлетная 1057
Тип двигателя 1 ПД Blackburn Citrus Bombardier 203
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость км/ч 204
Крейсерская скорость км/ч 177
Практическая дальность, км 389
Практический потолок, м 5945
Экипаж, чел 2 - 3

B.4


Разработчик: Auster
Страна: Великобритания
Первый полет: 1951
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Четырехместный самолет Auster Model В.4, впервые взлетевший 7 сентября 1951 года, был предназначен для эвакуации раненых и перевозки грузов. Машина имела фюзеляж прямоугольного сечения с тонкой хвостовой балкой, в котором, кроме пилота, могли разместиться три пассажира, груз или носилки. Доступ к грузовому отсеку осуществлялся через съемную двустворчатую заднюю дверь.

По компоновке Model B.4 представлял собой подкосный высокоплан с классическим горизонтальным оперением и неубирающимся четырехстоечным шасси, состоявшим из передних основных стоек и задних стоек с маленькими колесами по бокам фюзеляжа.

После испытаний конструкцию самолета доработали, увеличив площадь вертикального оперения. Единственный прототип испытывался британской армией, но заказов не последовало ни от военных, ни от гражданских покупателей.







ЛТХ:
Модификация B.4
Размах крыла, м 7.52
Длина, м 11.28
Высота, м 2.55
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого 785
максимальная взлетная 823
Тип двигателя 1 ПД Blackburn Cirrus Bombardier 702
Мощность, л.с. 1 х 180
Макс. скорость пикирования, км/ч 195
Крейсерская скорость, км/ч 166
Практическая дальность, км 450
Максимальная скороподъемность, м/мин 204
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 человека

B.8 Agricola


Разработчик: Auster
Страна: Великобритания
Первый полет: 1956
Тип: Легкий сельскохозяйственный самолет
ЛТХ Доп. информация



После поездки в Новую Зеландию в 1954 году с целью узнать, какой тип самолета нужен в этой аграрной стране, главный конструктор фирмы "Auster" Р. Е. Бёрд предложил проекты двух сельскохозяйственных машин - высокоплана Model В.6 с рядным двигателем Blackburn Cirrus Bombardier и низкоплана Auster Model В.8 Agricola. Был построен только Model В.8, низкое расположение крыла которого давало пилоту хороший обзор на малой высоте и обеспечивало более равномерное распыление химикатов за счет скоса потока на крыле.

Model В.8 имел хорошо освоенную фирмой "Auster" сварную конструкцию, тщательно защищенную от коррозии, с полотняной обшивкой. Фюзеляж по всей длине имел прямоугольное сечение, за исключением приплюснутой носовой части. Консоли крыла имели заметное поперечное V для улучшения устойчивости. Шасси было неубирающимся, а кабину пилота герметизировали для защиты от ядохимикатов. За кабиной имелся тесный отсек, способный вместить двух пассажиров, а под полом было предусмотрено место для размещения бака на 655 литров инсектицидов или бункера на 762 кг удобрений.

Первый полет Agricola состоялся 8 декабря 1956 года, но спрос на него был очень низким - построено всего восемь машин. Девятую позднее собрали в Новой Зеландии из запасных частей.







ЛТХ:
Модификация B.8
Размах крыла, м 12.80
Длина самолета,м 8.56
Высота самолета,м 2.54
Площадь крыла,м2 23.66
Масса, кг
пустого самолета 871
максимальная взлетная 1742
Тип двигателя 1 ПД Continental 0-470
Мощность, л.с. 1 х 240
Максимальная скорость, км/ч 205
Крейсерская скорость, км/ч 163
Практическая дальность, км 354
Практический потолок, м 4600
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 654 литровый бак для химикатов или 750 кг удобрений

J.1 Autocrat


Разработчик: Auster
Страна: Великобритания
Первый полет: 1945
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



На завершающем этапе Второй мировой войны компания "British Taylorcraft" начала прогнозировать послевоенные перспективы продаж и после тщательного рассмотрения наиболее подходящим для себя выбрала разработку более экономичного варианта Auster Mk V. Для испытаний одну машину модифицировали, установив рядный двигатель Blackburn Cirrus Minor 2 мощностью 100 л.с. Одновременно началось создание прототипа на основе фюзеляжа разбившегося прототипа модели Plus D, который долгое время летал с обозначением J-1 Autocrat серии Taylorcraft Auster Mk V. 7 марта 1946 года компания сменила название на "Auster Aircraft Ltd.", а новый самолет - на Auster J.1 Autocrat.

Еще в декабре 1945 года продали первую машину, она отличалась от прототипа рулем направления, он был не с роговой компенсацией, а с весовой балансировкой. Autocrat оказался одним из наиболее удачных послевоенных легких самолетов Великобритании, было выпущено более 400 экземпляров, что проложило дорогу многим хорошо известным машинам компании. Несмотря на множество изделий, название практически не менялось. Первым появился J.1А, некоторое количество которых оборудовалось четвертым креслом, но позднее вернулись к стандартной 3-местной компоновке Установка рядного двигателя de Havilland Gipsy Major 1 мощностью 120 л. с. дала жизнь J.1N Alpha, один самолет с Gipsy Major 10 Mk 2-2 мощностью 140 л.с. обозначили J-1S.

Пытаясь сделать более мощный Autocrat для опыления полей, "Auster" в 1950 году на стандартный фюзеляж установила de Havilland Gipsy Major 1 мощностью 130 л.с., что потребовало увеличить площадь вертикального хвостового оперения. Самолет получил обозначение J.1В Aiglet; 14 машин зарегистрировали в Великобритании, а 72 экспортировали, в основном в Австралию и Новую Зеландию. Австралийские самолеты собирала, оснащала и продавала "Kingsford Smith Aviation Services".

Затем "Auster" спроектировала более крупный и мощный J.1U Workmaster, предназначенный главным образом для операций в Судане и Центральной Африке. Он имел стандартный, но упрочненный фюзеляж J-1N, увеличенное вертикальное оперение с верхним зализом киля и основные стойки шасси с шинами низкого давления и гидравлическими тормозами. Первый J.1U взлетел 22 февраля 1958 года - он имел двигатель Avco Lycoming О-360-А-1А с шестью горизонтальными противолежащими цилиндрами мощностью 180 л.с. Восемь машин продали в Британии и две на экспорт.







Модификации :
J.1 Autocrat первая модификация с двигателем Blackburn Cirrus Major ( позже - Lycoming O-320-A1A.)
J.1A Autocrat первая четырехместная модификация.
J.1B Aiglet сельскохозяйственный вариант с двигателем de Havilland Gipsy Major 1.
J.1N Alpha вариант с de Havilland Gipsy Major 1.
J.1S Autocrat вариант с Gipsy Major 10 Mk 2-2.
J.1U Workmaster увеличенный вариант с двигателем Lycoming О-360-А-1А.



ЛТХ:
Модификация J.1B
Размах крыла, м 10.97
Длина, м 7.22
Высота, м 1.98
Площадь крыла, м2 17.19
Масса, кг
пустого 555
максимальная взлетная 907
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Major 1
Мощность, л.с. 1 х 130
Макс. скорость пикирования, км/ч 203
Крейсерская скорость, км/ч 169
Практическая дальность, км 354
Максимальная скороподъемность, м/мин 274
Практический потолок, м 5485
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 2 пассажиров или бак для химикатов

J.2(4)


Разработчик: Auster
Страна: Великобритания
Первый полет: 1945
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1945 году "British Taylorcraft" построила прототип высокоплана с расчалочным крылом, не имевшего официального обозначения и предназначавшегося в качестве прототипа для предшественника модели Plus С. Самолет с кабиной на двух сидящих рядом человек оснащался двигателем Avco Lycoming 0-145-ВЗ с четырьмя горизонтальными противолежащими цилиндрами мощностью 65 л.с. Хотя его не запустили в производство, он дал дорогу улучшенному Auster J.2 Arrow, полетевшему летом 1946 года с двигателем Continental С-75-12.

Использование американского двигателя было вынужденным из-за дефицита британских нужной мощности. Но это означало, что продажи в Великобритании были небольшими вследствие ограничений на импорт изделий, не являющихся важными, из стран за пределами Великобритании и стран Британского Содружества (чтобы сократить послевоенные финансовые затраты страны). Поэтому выпустили только 15 J.2, семь из них для "Auster", еще 26 экспортировали, в основном в Австралию.

Компания по-прежнему была заинтересована в создании недорогого в эксплуатации самолета малой мощности - в результате появился J.3 Atom с фюзеляжем J-2, рулем направления с роговой компенсацией и двигателем Continental С-65-12 мощностью 65 л.с. Прототип поднялся в воздух в 1946 году, но в производство запущен не был.

Дальнейшей разработкой J.2 стал J.4 Archer с британским двигателем, чтобы избежать ограничений. Это был рядный двигатель Blackburn Cirrus Minor 1 мощностью 90 л.с. Первый J.4 взлетел в конце 1946 года. В Британии этот двухместный легкий самолет интереса не вызвал, выпуск ограничился 29 машинами, все они были зарегистрированы в стране, но вскоре по экспортным продажам составили конкуренцию J.2.







ЛТХ:
Модификация J.2
Размах крыла, м 10.97
Длина, м 6.93
Высота, м 1.98
Площадь крыла, м2 17.19
Масса, кг
пустого 396
максимальная взлетная 658
Тип двигателя 1 ПД Continental С-75-12
Мощность, л.с. 1 х 75
Макс. скорость пикирования, км/ч 158
Крейсерская скорость, км/ч 140
Практическая дальность, км 515
Максимальная скороподъемность, м/мин 131
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

J.5 Autocar


Разработчик: Auster
Страна: Великобритания
Первый полет: 1949
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Потребность в 4-местном туристском самолете в дополнение к 3-местному J-1 Autocrat привела через неудачную модель Р Avis (4-местный гражданский Avis Mk 1 и военно-санитарный Avis Mk 2, создан в 1947 году) к разработке Auster J-5B Autocar с двигателем Gipsy Major 1, взлетевшего в августе 1949 года. В Британии продали 15 машин, на экспорт в 16 стран - 65 машин.

Необходимость в более мощном самолете для жарких и высокогорных условий заставила создать к 1950 году единственный экспериментальный J-5E с мотором Blackburn Cirrus Major 3 мощностью 155 л. с. Фактически, он стал прототипом J-5G, поднявшегося в воздух в июле 1951 года. Большинство из 90 серийных J-5G специально строились для эксплуатации в жарком климате, а пять зарегистрированных в Британии машин использовались в Судане для опыления полей. Некоторое количество самолетов отправили в Малайю с военной регистрацией, но для сельскохозяйственных работ. Самый необычный J-5G использовался "Saunders-Roe" для испытаний поплавкового шасси в проливе Солент в 1958 году.

Кроме того, "Auster" разработала J-5, J-8 Aiglet Trainer и Alpine. Хотя для Auster J-5F Aiglet Trainer использовалось название J-1В Aiglet, в его основу лег фюзеляж J-5 с новым крылом меньшего размаха. Предназначенный для аэробатики самолет взлетел 2 июня 1951 года.

После него выпустили 27 серийных машин, зарегистрированных в Великобритании, и еще 40 на экспорт, в том числе 17 для ВВС Пакистана. Среди британских владельцев машины был Том Хейхау, установивший 28 рекордов дальности беспосадочных перелетов для данного класса машин в Европе - он погиб в апреле 1953 года во время вынужденной посадки в австрийских Альпах при попытке установить рекорд на маршруте Лондон - Белград. Другой рекордсмен, X. Б. Шоуэлл пролетел на J-5F из Кембриджа в Австралию и обратно в период с октября 1953 года по январь 1954 года.

Aiglet Trainer выпускался во множестве вариантов до 1958 года.






Модификации :
J-5A Autocar сельскохозяйственная модификация.
J-5B Autocar первый крупносерийный вариант с двигателем de Havilland Gipsy Major 1.
J-5E Autocar экспериментальный вариант с мотором Blackburn Cirrus Major 3.
J-5G Autocar экспортный вариант с рядным двигателем Blackburn Cirrus Major 3.
J-5GL Autocar единственный экземпляр J-5G с двигателем Avco Lycoming.
J-5H Autocar единственный экземпляр J-5B с рядным двигателем Blackburn Cirrus Major 2.
J-5P Autocar обозначение примерно 20-ти самолетов с рядным двигателем de Havilland Gipsy Major 10.
J-5V Autocar разработка "Beagle Aircraft" с двигателем Avco Lycoming О-320-В2В с четырьмя горизонтальными противолежащими цилиндрами мощностью 160 л.с. послужил основой для разработки прототипа серии D.
J-5K Aiglet Trainer обозначение одного самолета с рядным двигателем Blackburn Cirrus Major 3.
J-5L Aiglet Trainer обозначение 10 самолетов с рядным двигателем de Havilland Gipsy Major 10 Mk 21).
J-5R Alpine обозначение шести гибридных самолетов с фюзеляжем от Aiglet Trainer, крыльями от J-1 Autocrat и элеронами от Aiglet Trainer; прототип изготовили из J-5L с той же силовой установкой.
J-5Q Alpine построено четыре самолета: менее мощный вариант J-5R с рядным двигателем de Havilland Gipsy Major 1.
J-8L Aiglet Trainer обозначение J-5K после установки двигателя с J-5L.



ЛТХ:
Модификация J.5B
Размах крыла, м 10.97
Длина, м 7.11
Высота, м 1.98
Площадь крыла, м2 17.19
Масса, кг
пустого 605
максимальная взлетная 1089
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Major 1
Мощность, л.с. 1 х 130
Макс. скорость пикирования, км/ч 188
Крейсерская скорость, км/ч 171
Практическая дальность, км 418
Максимальная скороподъемность, м/мин 160
Практический потолок, м 3355
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 3 пассажиров