Bellanca
S%^Tt$ - 9000750000570
Bellanca 7 Champ/Citabria


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1970
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В сентябре 1970 года "Bellanca" приобрела активы обанкротившейся компании "Champion Aircraft Corporations, в том числе и права на Champion Model 7АС Champ - высокоплан с подкосами и высоко расположенной двухместной кабиной. Было построено более 7000 таких самолетов в различных вариантах.

Наиболее известными модификациями, запущенными в производство компанией "Bellanca", стали Model 7 Citabria (от слова "airbatic", то есть "пилотажный", но представленное наоборот - в перевернутом виде) и Model 7 Scout, причем до снятия их с производства в 1980 году первая модель поставлялась уже в трех вариантах.

Фюзеляж и хвостовое оперение Citabria представляли собой сварной из стальных труб каркас, обтянутый полотняной обшивкой. Шасси - неубирающееся, с хвостовым колесом. На двух более совершенных версиях Citabria 150 консольные основные опоры шасси представляли собой стальные рессоры и имели обтекатели. Закрытая кабина была рассчитана на двух человек, а пилотажный характер машины побудил конструкторов сделать дверь кабины отделяемой - для аварийных ситуаций. Самолет мог выдерживать перегрузки от -2g до +5g.

В 1979 году компания предлагала три модели: Model 7ECA Citabria Standard с двигателем Avco Lycoming O-235-K2C мощностью 115 л. с. (88 кВт); улучшенный вариант Model 7GCAA Citabria 150 с двигателем O-320-A2D мощностью 150 л. с. (112 кВт) и в целом похожую модификацию Model 7GCBC Citabria 150S с крылом большего размаха и с закрылками. К 1980 году, когда выпуск самолетов был прекращен, было построено более 5000 таких машин.

Компания "Bellanca" также, с начала 1971 года, выпускала многоцелевую версию Citabria, известную как Model 7GCBC Scout. Самолет отличался от базовых вариантов семейства Citabria преимущественно крылом увеличенного размаха, оснащенного закрылками. Опционально были доступны поплавковое и полозковое шасси, самолет мог также переоборудоваться в сельскохозяйственный вариант - с установкой систем распыления. К 1980 году было выпущено более 300 самолетов Scout, причем на последнем варианте - Model 8GCBC Scout - был уже установлен более мощный двигатель.




ЛТХ:
Модификация 7GCAA
Размах крыла, м 10.20
Длина самолета,м 6.90
Высота самолета,м 2.40
Площадь крыла,м2 15.30
Масса, кг
пустого самолета 504
максимальная взлетная 748
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-320-A2B
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч 261
Крейсерская скорость, км/ч 203
Практическая дальность, км 805
Максимальная скороподъемность, м/мин 341
Практический потолок, м 3660
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1 пассажир

Bellanca 8 Decathlon


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1970
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Champion Model 8KCAB Decathlon являлся дальнейшим развитием самолетов Model 7 Champ и Model 8 Scout и изначально разрабатывался как пилотажный самолет. В результате на свет появилась машина, в целом схожая с двумя этими моделями, но с крылом уменьшенного размаха и большей хордой, а также способная выдерживать перегрузки от -5g до +6g.

После приобретения фирмы "Champion" компания "Bellanca" продолжила работы по доработке и запуску в производство модели Decathlon и к 1979 году уже предлагала три ее модификации: базовый вариант Decathlon - практически идентичный модели Model 8KCAB и оснащенный двигателем Avco Lycoming AEIO-320-E1B мощностью 150 л. с. (112 кВт), вращающим винт с фиксированным шагом; модель Decathlon CS - с такой же силовой установкой, но воздушным винтом постоянного числа оборотов; Super Decathlon - вариант Decathlon CS с более мощным двигателем. Выпуск самолета прекратился в 1980 году, было построено более 550 машин.








ЛТХ:
Модификация 8KCAB
Размах крыла, м 9.80
Длина самолета,м 7.00
Высота самолета,м 2.30
Площадь крыла,м2 15.70
Масса, кг
пустого самолета 608
максимальная взлетная 816
Тип двигателя 1 ПД Lycoming AEIO-360-H1B CSU
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость, км/ч 322
Крейсерская скорость, км/ч 249
Практическая дальность, км 906
Максимальная скороподъемность, м/мин 390
Практический потолок, м 4816
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1 пассажир

Bellanca 14(17)


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1937
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 1930-х годов компания "Bellanca Aircraft Corporation" решила приступить к созданию двух-трехместного легкого самолета. В результате появился свободнонесущий низкоплан с деревянно-стальной конструкцией, покрытой полотняно-фанерной обшивкой. Отличительными особенностями самолета были несущий фюзеляж и, впервые среди серийных американских легких самолетов, убирающееся шасси.

Прототип Bellanca Model 14 Junior, Model 14-7, поднялся в небо в декабре 1937 года. Он имел еще неубирающееся шасси и оснащался звездообразным двигателем Le Blond 5Е мощностью 70 л. с. (52 кВт).

В 1939 году появился Model 14-9 - первый серийный вариант самолета, имевший уже убираемое шасси и оснащавшийся звездообразными двигателями Ken Royce (позже Le Blond) 5F или Ken Royce 56 мощностью 90 л. с. (67 кВт). Было построено около 40 таких машин, а также небольшое количество самолетов Model 14-9L Cruisair Junior (1941 год), Model 14-10 и Model 14-14, отличавшихся силовыми установками.

Следующей модификацией, созданной инженерами "Bellanca", стал разработанный на базе Model 14 Junior самолет Model 14-12 Cruisair, имевший иную силовую установку. А первой моделью, пошедшей в крупную серию, стал 3-4-местный Model 14-12-F3 Cruisair, появившийся в 1941 году и оснащавшийся уже поршневым двигателем Franklin 6AC-264-F3 мощностью 120 л. с. (90 кВт) с винтом W74CF-57 фирмы "SensenichWood Propeller Со.".

После окончания Второй мировой войны компания "Bellanca" продолжила выпуск самолетов Model 14, теперь это была модификация Model 14-13 Senior Cruisair с двигателем Franklin 6A4-150-B3 мощностью 150 л.с. (112 кВт). Дальнейшим же развитием Model 14-13 стали варианты Model 14-13-2 (1948 год), усовершенствованный Model 14-13-3 (1949 год) и многоцелевой Model 14-13-3W.

Разные компании на протяжении длительного времени выпускали самолеты данного семейства, известные как Model 14-9 Junior, Model 14-13 Cruisair Senior и, наконец, Model 14-19 Cruisemaster. В январе 1959 года компания "Bellanca Aircraft Corporation" продала все права на Model 14-19 компании "Northern Aircraft lnc.", которая затем реорганизовалась в "Downer Aircraft Company Inc.". Компания успела выпустить более сотни модифицированных самолетов Cruisemaster, вариант с трехколесным шасси и двигателем Continental мощностью 260 л.с. (194 кВт). Затем производство было переориентировано на модель Downer Bellanca 260. После этого выпуском данного типа самолета занялась компания "Inter-Air", и его обозначение вновь поменялось на Model 14-19-3A, тогда же появился окончательный вариант самолета - Model 17 Viking.

К 1967 году компания "Inter-Air" преобразовалась в " Bellanca Sales Company" и разработала усовершенствованную модель Bellanca 260C Model 14-19-3C. В это же время появился самолет Viking 300 - комбинация планера модели 260C и двигателя Continental мощностью 300 л.с. (224 кВт). Данная модель выпускалась компанией "Bellanca Aircraft Corporation" вплоть до 1980 года, в общей сложности было собрано 1670 самолетов Viking в следующих модификациях: Model 17-30A Super Viking 300A с двигателем Continental; Model 17-31A Super Viking 300A с двигателем Avco Lycoming, а также Model 17-31 АТС Turbo Viking 300A с двигателем Lycoming с турбонаддувом. В 1982 году оставшиеся активы "Bellanca" приобрела компания "Viking Aviation", которая сменила в связи с этим название на "Bellanca Inc". С 1983 года она в ограниченном количестве выпускала самолеты семейства Viking. В 2002 году все активы компании были выкуплены руководством компании и группой бывших ее служащих, организовавших компанию "Alexandria Aircraft LLC" с целью возобновления серийного выпуска самолетов семейства Viking.




ЛТХ:
Модификация Bellanca 17-31A
Размах крыла, м 10.41
Длина самолета,м 8.03
Высота самолета,м 2.24
Площадь крыла,м2 15.00
Масса, кг
пустого самолета 1014
максимальная взлетная 1508
Тип двигателя 1 ПД Lycoming IO-540-K1E5
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость, км/ч 364
Крейсерская скорость, км/ч 311
Практическая дальность, км 1340
Практический потолок, м 5180
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира

Bellanca 28-70(90)


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1934
Тип: Гоночный самолет
ЛТХ Доп. информация



Американский гоночный самолёт Bellanca 28-70 был спроектирован и построен ирландским конструктором Джеймсом Фитцморисом специально для участия в гонках МакРобертсона в 1934 г. - скоростного перелета из Англии в Австралию. Машина, окрещенная "Ирландский удар" ("Irish Swoop". Название является вольной интерпретацией, т.к. слово Swoop не имеет адекватного значения в русском языке и может быть переведено фразой, как "пикирование хищной птицы на жертву". - Примеч. пер.), прибыла в Англию морем точно во время. Однако Фитцморису пришлось снять своё детище с соревнований, так новые правила ограничили загрузку топлива, и конструктор не решился выпустить машину без надлежащих тестов.

Самолёт представлял собой цельнометаллический моноплан с крылом низкого расположения и двухместной кабиной для пилота и штурмана, смещенной ближе к хвостовому оперению. На модели 28-70 устанавливался радиальный двигатель Pratt & Whitney R-1535 мощностью 700 л.с. Пространство между двигателем и кабиной лётчиков занимал большой топливный бак. Основные стойки шасси вместе с колесами убирались в консоли крыла и закрывались щитками, хвостовое колесо было неубираемым.

Первый полёт Bellanca 28-70, с регистрационным кодом EI-AAZ и номером "29", совершил 1-го сентября 1934 года. Время поджимало ≈ на 20 октября был намечен старт гонок и самолёт в срочном порядке отправили в Англию. Прибыв точно к сроку "белланка" прошла полный комплекс технических работ, однако к старту допущена не была. Фитцморису пришлось снять своё детище с соревнований, поскольку новые правила ограничили загрузку топлива, и конструктор не решился выпустить машину без надлежащих тестов.

В результате самолёт был отправлен в США, где в течении 1935 года был проведен полный испытательный цикл. Показатели "белланки" впечатляли ≈ максимальная скорость составила 442 км\ч, а дальность полёта достигала 4023 км! Несмотря на то, что один из тестовых полётов завершился вынужденной посадкой Bellanca 28-70 получил хорошую оценку. Более высокие скоростные качества были достигнуты после установки более мощного двигателя Pratt & Whitney R-1830, но к этому времени сверхбольшая дальность была уже не нужна.

Так что 28-70 вернулся в США для проведения испытаний. Вскоре самолёт был сильно поврежден во время посадки. В 1936 г. провели модернизацию, установив 900-сильный двигатель Пратт-Уиттни Твин Уосп. Машина получила обозначение Bellanca 28-90 и новое имя "Дороти" (Dorothy). В таком варианте самолёт использовался для достижения рекорда скорости при трансатлантическом перелете. В 1937 г. пилот Джеймс Моллисон перегнал обновленную машину в Мадрид, где её тут же купило республиканское правительство, активно собиравшее образцы любой более-менее современной авиатехники для использования в гражданской войны. Есть сведения, что "Дороти" потеряли во время выполнения разведывательной миссии, однако фактов подтверждающих это нет.




ЛТХ:
Модификация 29-70
Размах крыла, м 14.08
Длина, м 8.08
Высота, м
Площадь крыла, м2 25.90
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 3787
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior
Мощность, л.с. 1 х 700
Максимальная скорость , км/ч 442
Крейсерская скорость , км/ч 405
Практическая дальность, км 4023
Cкороподъемность, м/мин 852
Практический потолок, м 9300
Экипаж, чел 2
Вооружение: нет

Bellanca 28-90B


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1937
Тип: Истребитель-бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



Американский гоночный самолёт Bellanca 28-70 был спроектирован и построен ирландским конструктором Джеймсом Фитцморисом специально для участия в гонках МакРобертсона в 1934 г. - скоростного перелета из Англии в Австралию. Машина, окрещенная "Ирландский удар" ("Irish Swoop". Название является вольной интерпретацией, т.к. слово Swoop не имеет адекватного значения в русском языке и может быть переведено фразой, как "пикирование хищной птицы на жертву". - Примеч. пер.), прибыла в Англию морем точно во время. Однако Фитцморису пришлось снять своё детище с соревнований, так новые правила ограничили загрузку топлива, и конструктор не решился выпустить машину без надлежащих тестов.

Так что 28-70 вернулся в США для проведения испытаний. Вскоре самолёт был сильно поврежден во время посадки. В 1936 г. провели модернизацию, установив 900-сильный двигатель Пратт-Уиттни Твин Уосп. Машина получила обозначение Bellanca 28-90 и новое имя "Дороти" (Dorothy). В таком варианте самолёт использовался для достижения рекорда скорости при трансатлантическом перелете. В 1937 г. пилот Джеймс Моллисон перегнал обновленную машину в Мадрид, где её тут же купило республиканское правительство, активно собиравшее образцы любой более-менее современной авиатехники для использования в гражданской войны. Есть сведения, что "Дороти" потеряли во время выполнения разведывательной миссии, однако фактов подтверждающих это нет.

Вообще говоря, республиканцы находились под впечатлением от скорости и большого радиуса действия самолёта Белланки, ещё до прибытия "Дороти" в Испанию. В конце 1936 г. они заключили контракт на поставку 20 самолётов Bellanca 28-90B (с новым именем "Вспышка" [Flash]), которые должны были прибыть в следующем году. Американский закон того времени запрещал продажу оружия воюющим нациям, так что легально такую сделку совершить было невозможно. Поэтому формально машины поставлялись французской авиакомпании Эйр Франс в качестве скоростных почтовых самолётов дальнего действия. На всех самолётах даже нарисовали эмблему авиакомпании.

Вскоре после завершения поставки, экспортные ограничения сняли. И когда китайцы пожелали закупить самолёты Белланка для войны с Японией, американское правительство не имело никаких возражений. Первый самолёт в варианте истребителя-бомбардировщика 28-90FB китацы получили уже в июне 1937 г. Остальные 20 - в варианте истребителя 28-90F - прибыли в августе 1937 г. в Ханькоу. По имеющимся сведениям машины на месте оснастили бомбодержателями. Большинство из них погибли на аэродроме под японскими бомбами ещё до введения в строй.

Очередным иностранным клиентом выступила Греции, закупив 22 самолёта 28-90B для летной школы. Однако вскоре греки отменили заказ, и построенные машины перенаправили в Испанию. Но к тому моменту гражданская война закончилась поражением республиканцев. В результате самолёты застряли в мексиканском порту Веракруз. Где около года томились в ящиках в разобранном виде, пока решался вопрос, куда их направить. Рассматривалось несколько версий. В конечном счете, машины попали в ВВС Мексики. Собрали их осенью 1939 г. или весной 1940 г. (версии разнятся).

Короткое время 28-90B служили в первом авиаполку мексиканских ВВС. Известно о четырех лётных происшествиях связанных с Белланками, и явившимися в первую очередь результатом неопытности пилотов. Доподлинно подтверждены как минимум два таких случая - вынужденная посадка около озера Тексоко из-за сбоя двигателя, и посадка на брюхо в результате поломки закрылков и шасси (последний случай произошёл 22-го августа 1940 г., пилот - капитан Энрико Очоа, вероятно, погиб).

Долго на службе Белланки не задержались. Вскоре всех их поставили на прикол. Некоторые самолёты поместили в хранилище, некоторые использовались начинающими техниками в качестве учебного пособия. Одна машина была выкуплена в 1946 г. компанией Babbco Inc филиалом Charles E Babb Company, которая пыталась продавать устаревшие самолёты авиации ВМС США для использования в качестве тренировочных. Так закончилась история "Вспышки" Белланки.

В заключении стоит добавить, что судьба порядка 20 самолётов остается неизвестной. Некоторые источники утверждают, что большинство из них попали в разные страны Южноамериканского континента.




ЛТХ:
Модификация 28-90B
Размах крыла, м 14.07
Длина, м 7.90
Высота, м 2.64
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 3220
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney R-1830-13 Twin Wasp
Мощность, л.с. 1 х 900
Максимальная скорость , км/ч 450
Крейсерская скорость , км/ч 364
Практическая дальность, км 1285
Cкороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 10000
Экипаж, чел 2
Вооружение: два 7,62- мм пулемета Browning
легкие бомбы

Bellanca 28-92


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1937
Тип: Гоночный самолет
ЛТХ Доп. информация



Bellanca 28-92 (заводской номер 903) был разработан в 1937 году Джузеппе Белланкой (Giuseppe Bellanca) для капитана Александру Папана (Alexandru Papana). Папана был пилотом румынских ВВС, который планировал использовать Bellanca 28-92 для престижного полета на дальность из Нью-Йорка в Бухарест. Он назвал самолет "Alba Iulia 1918" в память об ассамблее делегатов-румын, принявшей решение о вхождении Трансильвании в состав королевства Румыния. Самолет, деньги на покупку которого жертвовались по широкой подписке по всей Румынии, нес румынскую регистрацию YR-AHA.

Bellanca 28-92 был одноместным трехмоторным низкопланом. Фюзеляж имел конструкцию из стальных труб; вплоть до конца кабины он покрывался алюминиевыми листами, после кабины - полотном. Крыло было двухлонжеронным и так же как и хвостовое оперение было деревянным с фанерной обшивкой. Поверхности управления крыла и хвостового оперения самолета покрывались полотном. Основные стойки шасси частично втягивались в задние части гондол крыльевых двигателей, хвостовое колесо было неубираемым. Экипаж Bellanca 28-92 состоял из одного человека, размещавшегося в расположенной у задней кромки крыла закрытой кабине под сдвигаемым назад фонарем.

На каждой консоли крыла самолет нес 250-сильный шестицилиндровый иневртированный рядный безредукторный двигатель воздушного охлаждения Menasco C6S4 Super Buccaneer. Двигатель Menasco C6S4 был с наддувом и имел объем 544 дйм³ (8,915 л).

420-сильный двенадцатицилиндровый инвертированный V-образный двигатель воздушного охлаждения Ranger SGV-770 был установлен в носу Bellanca 28-92. Редукторный двигатель Ranger SGV-770 был с наддувом и имел объем 773 дйм³ (12,667 л).

Все двигатели трехмоторного самолета при запуске имели ручной запуск и вращали двухлопастные винты изменяемого шага. Фюзеляжный мотор вращал винт диаметром 8 фт 3 дйм (2,51 м), а крыльевые моторы - винты диаметром 6 фт 6 дйм (1,98 м). Bellanca 28-92 имел емкость топливных баков 715 ам. галл (2706,569 л). Самолет имел размах крыла 46 фт 4 дйм (14,12 м), длину 27 фт 8 дйм (8,43 м) и вес пустого 4700 фнт (2131,92 кг). Bellanca 28-92 имел максимальную скорость 285 миль/ч (458,565 км/ч), дальность 3000 миль (4827 км) на скорости 250 миль/ч (402,25 км/ч) и 4160 миль (6693,44 км) на скорости 200 миль/ч (321,8 км/ч), посадочная скорость была 75 миль/ч (120,675 км/ч).

После проблем во время испытательного полета и из-за несогласия с Белланкой Папана отменил заказ на трехмоторный самолет: после сборки Bellanca 28-92 ни Папана, ни румынское правительство не заслатили за машину и самолет остался на заводе Белланки.

В 1938 году Белланка зарегистрировал самолет в США как NX2433 и записал для участия в пересекающих всю страну гонках на приз Бендикса. Фрэнк Кордова (Frank Cordova) был пилотом этой гонки, и его самолет летал с номером 99*. 3 сентября он взлетел в Бербанке, взяв направление на Кливленд, но, к сожалению, из-за неисправности двигателя самолет не смог завершить гонку. Носовой двигатель Ranger вышел из строя, но Кордова на двух двигателях Menasco смог пролететь еще 1000 миль (1609 км), приземлившись в Блумингтоне (Bloomington), штат Иллинойс. Введенные в 1938 году новые правила указывали, что самолеты не завершившие гонки Бендикса могли принять участие в томпсоновских гонках, и поэтому Bellanca 28-92 был возвращен на завод Белланки.

Bellanca 28-92 под управлением Артура К. Басси (Arthur C. Bussy) участвовал в 1939 году в гонках на приз Томпсона. Участвуя в гонке под номером 39, самолет занял второе место, пролетев 2042,9-мильное (3287,6-км) расстояние между Бербанком и Кливлендом за 8 часов 33 минуты 42,1 секунды со средней скоростью 244,485 миль/ч (393,376 км/ч). Продолжив полет в Нью-Йорк, Басси и его трехмоторный самолет снова заняли второе место со средней скоростью 231,951 миль/ч (373,209 км/ч) на общем расстоянии от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка.

В связи с началом Второй мировой войны, всех воздушные гонки и рекордные полеты были приостановлены. В это время от Bellanca 28-92 Trimotor было мало пользы. В конце концов самолет был приобретен эквадорскими ВВС и служил в Южной Америке с 1941 по 1945 год. По сообщениям, Bellanca 28-92 был брошен на небольшом аэродроме в Эквадоре - печальный конец для уникального самолета.

В заключение хотелось бы сказать, что у Джузеппе Белланки была оригинальная система собозначения самолетов: "28-92" указывало на площадь крыла ("28" обозначало 280 фт² (26 м²)) и мощность силовой установки ("92" указывало на 920 л.с. (то есть, 420 + 250 + 250)).

(c) alternathistory.org.ua



ЛТХ:
Модификация Bellanca 28-92
Размах крыла, м 14.12
Длина самолета, м 8.43
Высота самолета, м
Площадь крыла, м2 26.00
Масса, кг
пустого самолета 2132
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Ranger V-770 V-12 + 2 Menasco C6S4 Super Buccaneer
Мощность, л.с. 1 х 450 + 2x 250
Максимальная скорость, км/ч 459
Крейсерская скорость, км/ч 386
Практическая дальность, км 6693
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

Bellanca 77 Bomber


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1933
Тип: Бомбардировщик и транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Колумбия, расположенная на берегах Карибского моря и Тихого океана, имеет на своих южных границах небольшой выступ нестандартной формы. Вклинившаяся между Бразилией и Перу узкая полоса земли, ведущая к самой южной точке страны и единственному колумбийскому речному порту на Амазонке - Летисии, столице департамента Амасонас. Один из этих соседей - Перу - с неудовольствием относился к данной ситуации. Росло напряжение, которое вскоре переросло в вооруженный конфликт. 31 августа 1932 года шесть колумбийских солдат из гарнизона Летисии попали в засаду проперуанских партизан, которые называли себя "лоретанос" (Loretanos - производная от имени Лорето [Loreto]) и захватили порт.

Результатом стала война между Колумбией и Перу; велась она скромными средствами, в особенности со стороны Колумбии. Материальную часть её военно-воздушных сил можно было пересчитать по пальцам двух рук. Однако в стране работала колумбийско-германская транспортная авиакомпания SCADTA, персонал которой был немедленно привлечен к боевым действиям. Также колумбийские власти приступили к поспешной закупке военной техники (в том числе и самолётов) за рубежом. Самолёты покупались в основном в США и преимущественно самые дешевые, так как средств было мало. Летный состав нанимался по всему миру; многие были наняты в Германии, где также были закуплены несколько самолётов.

Несколько запутанная система закупки, которая вскоре увеличила численность колумбийских ВВС (Aviación Militar) до 150 самолётов, означала, что материальная часть ее была чрезвычайно пестрой при крошечном количестве машин каждого из типов. Всё это серьезно затрудняло техническое обслуживание и поддержание пригодного к полётам состояния. Тем не менее, колумбийцам удалось выбить перуанцев со своей территории.

2 ноября 1934 года конфликт под давлением Лиги Наций и США был прекращен, и в Рио-де-Жанейро был подписан мирный договор, в основу которого был положен принцип "status quo ante bellum". В 1942 году США получили от Колумбии весь производимый ею каучук, а 27 ноября 1943 года Колумбия объявила, по крайней мере символически, войну странам Оси.

В период вышеупомянутой лихорадочной закупки самолётов ВВС Колумбии проявляли интерес в том числе и к относительно тяжелым двухмоторным бомбардировщикам. Их взгляд был обращен в первую очередь на США, где в те годы доминировали двухмоторные бипланы компании Keystone. Можно сказать, что они недалеко ушли от машин времен Первой Мировой войны - в первой половине 30-х годов даже для такой бедной страны, как Колумбия, покупать подобный хлам было бы чересчур. Современные прототипы Boeing Y1B-9 и Martin XB-10, хотя еще не были приняты на вооружение Авиационным корпусом армии США (United States Army Air Corps - USAAC), тем не менее были запрещены к экспорту. Таким образом, командование ВВС Колумбии начало присматриваться к более мелким компаниям.

Наконец колумбийские покупатели нашли подходящий для себя самолёт у компании Bellanca Aircraft Corp. Здесь необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о создателе этой компании. В 1911 году сицилиец Джузеппе Марио Белланка переехал в США. Перед переездом он в Италии закончил техническое обучение с авиационным уклоном. Белланка строил самолёты в Италии и продолжил это делать в США. В 1921 году он разработал и построил пассажирский самолёт Bellanca CF Air Sedan - высокоплан с широкими подкосами. Такие несущие подкосы (одинарные или двойные) стали его "фирменным знаком". В 1928 году Белланка создал транспортный самолёт Model К (Airbus), в котором подкосы стали фактически настоящим нижним крылом. Консоли данного крыла состояли из почти горизонтальных опор основных стоек шасси и подкосов, шедших от обтекателей колес и консолям крыла.

Джузеппе Белланка смог убедить колумбийцев, что именно такое техническое решение является идеальным для их условий: самолёт будет иметь короткие взлет и посадку и большую грузоподъемность даже в условиях очень высоких температур. Контракт был заключен в 1934 году, и согласно ему компания Bellanca должна была построить четыре больших двухмоторных поплавковых гидросамолёта.

Главный конструктор Эндрю Ф. Хайдук (Andrew F. Haiduck) разработал проект Model 77 очень быстро, не отступая от выбранной концепции. Фюзеляж самолёта был сварен из стальных труб и покрыт полотном. Верхнее крыло имело деревянный силовой набор и полотняную обшивку. Центроплан нижнего крыла (опоры основных стоек шасси, в данном случае имевшие выраженное отрицательное поперечное V) имел силовой набор из стальных труб и дюралюминиевую обшивку, а "консоли" нижнего крыла (они же - подкосы верхнего) состояли из стального лонжерона, деревянных обтекателей и обтягивались полотном.

Силовая установка состояла из двух 9-цилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Wright Cyclone R-1820-F3, развивавших мощность 710 л.с. (522 кВт). Экипаж, состоявший из четырех человек, мог защитить свой самолёт при помощи пяти подвижных пулеметов, установленных в носовой, верхней и нижней частях фюзеляжа и по его бортам. Первоначально носовая турель на прототипе была закрытой, с ручным приводом; однако на поставленных в Колумбию самолётах носовые турели, как и верхние, были обычными для тех лет - открытыми кольцевыми. Под центропланом нижнего крыла можно было подвесить различные комбинации бомб общим весом до 1000 кг.

Прототип был испытан в декабре 1934 года с колесным шасси, заключенным в большие обтекатели (т.н. версия 77-140). Колумбия получила самолёты, оснащенные поплавками компании Edo (версия 77-320 [1]). В 1935 году поплавковые бомбардировщики Bellanca Model 77-320 вступили в строй. Первоначально машины действовали в Летисии, а затем с прибрежных авиабаз. Во время эксплуатации один самолёт в конце 30-х годов разбился, а остальные три машины прослужили до 1942 года. После объявления войны странам Оси (Германии, Италии и Японии) Колумбия получила из США большое количество самолётов и предоставила свои береговые базы в распоряжение US Navy. В боевых действиях поплавковые бомбардировщики Model 77-320, разумеется, участия не принимали.








ЛТХ:
Модификация Вellanca 77-320
Размах крыла, м 23.16
Длина, м 13.79
Высота, м 6.25
Площадь крыла, м2 71.53
Масса, кг
пустого самолета 5216
нормальная взлетная 8936
Тип двигателя 2 ПД Wright R-2600 Cyclone 14
Мощность, л.с. 2 х 1600
Максимальная скорость , км/ч 362
Крейсерская скорость , км/ч 322
Практическая дальность, км 1448
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 8535
Экипаж, чел 3-4
Вооружение: пять 7,62-мм подвижных пулеметов Browning (носовой, надфюзеляжный, подфюзеляжный "туннельный" и два бортовых), а также до 1293 кг вооружения на внешней подвеске (одна торпеда или бомбы)

C-27


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1930
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1927 году итальянский конструктор Джузеппе Бельянка, в сотрудничестве с американской фирмой Wright, разработал один из наиболее удачных транспортных самолётов начала 1930-х гг. Модель 100, получившая название "Airbus", выгодно отличалась от конкурентов чистыми аэродинамическими формами, закрытой кабиной пилотов и необычным техническим решением - в качестве нижних несущих поверхностей использовались подкосы верхнего крыла. Таким образом Модель 100 представляла собой компромиссный вариант между монопланной и бипланной схемой. Грузо-пассажирский отсек самолёта был рассчитан на перевозку 14 человек или до 500 кг грузов.

Первый прототип самолёта Модель 100 поднялся в воздух в 1930 г. Машина оснащалась рядным двигателем Curtiss "Conqueror" (600 л.с.), но на серийных экземплярах устанавливался радиальный мотор Pratt & Whitney S3D1-G (650 л.с.). К самолёту проявили заинтересованность военные из Авиационного Корпуса США.

Первым вариантом для USAC стал предсерийный Y1C-27 (всего построено четыре самолёта с серийными номерами 32-399 - 32-402), принятый в эксплуатацию в 1932 г. Он отличался 550-сильным двигателем Wright R-1820-17 "Cyclone", возможностью установки одного оборонительного пулемета и незначительными мелкими улучшениями.

В 1933 году серийное производство была запущена модификация С-27А, оснащенная двигателем Wright R-1820-19 мощностью 650 л.с.(построено 10 самолётов, серийные номера 33-18 - 33-27). Практически одновременно на основе конструкции С-27А были построены один С-27В (1 экземпляр, оснащался 675-сильным двигателем Wright "Cyclone" F, серийный номер 33-19) и С-27С (9 экземпляров с 750-сильным двигателем, серийные номера 33-18,-19,-20,-27).

Для гражданской авиации планировалось строить более простой вариант под названием Модель 200 "Aircruiser".

К большому сожалению для компании Bellanca в связи с продолжающейся Великой Депрессией производство самолётов пришлось ограничить. Всего было построено 23 экземпляра военных С-27 и гражданских "Aircruiser", часть из которых продолжала эксплуатироваться до начала 1940-х гг.




ЛТХ:
Модификация C-27A
Размах крыла, м 19.81
Длина самолета,м 13.03
Высота самолета,м 3.52
Площадь крыла,м2 60.57
Масса, кг
пустого самолета 2450
максимальная взлетная 4613
Тип двигателя 1 ПД Wright R-1820-19
Мощность, л.с. 1 х 550
Максимальная скорость, км/ч 259
Крейсерская скорость, км/ч 212
Практическая дальность, км 1050
Практический потолок, м 4900
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 11-12 пассажиров
Вооружение (опционально): один 7.7-мм пулемет Lewis

Bellanca CD


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1917
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1916 году компания Maryland Pressed Steel Company наняла Джузеппе Марио Белланку (Giuseppe Mario Bellanca) для разработки легкого вспомогательного самолета для Армии США.

В сентябре следующего года в небо поднялся первый прототип самолета. Это был одноместный одностоечный биплан, оснащенный трехцилиндровым двигателем Anzani мощностью 35 л.с. (26 кВт).

Всего было построено шесть экземпляров самолета, получившего обозначение Bellanca CD, для гражданского использования. Большинство из них летало еще в начале 1920-х.






ЛТХ:
Модификация Bellanca CD
Размах крыла, м 7.92
Длина самолета,м 5.36
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 13.94
Масса, кг
пустого самолета 181
максимальная взлетная 352
Тип двигателя 1 ПД Anzani
Мощность, л.с. 1 х 35
Максимальная скорость, км/ч 137
Крейсерская скорость, км/ч 122
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

Bellanca CE


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1919
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1919 году Джузеппе Марио Белланка (Giuseppe Mario Bellanca) доработал для компании Maryland Pressed Steel Company свой проект Bellanca CD. Новый самолет, обозначенный как Bellanca CE, получил элероны на крыльях, две кабины экипажа и более мощный 55-сильный двигатель Anzani.

Всего было построено два подобных самолета, один в мае 1920, после банкротства Maryland Pressed Steel, году купил за 4000 долларов США пилот Кларенс Дункан Чемберлин (Clarence Duncan Chamberlin) , а вторую доработали под спортивный CE Sport (302V).






ЛТХ:
Модификация Bellanca CE
Размах крыла, м 8.50
Длина самолета,м 5.64
Высота самолета,м 2.18
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета 227
максимальная взлетная 352
Тип двигателя 1 ПД Anzani
Мощность, л.с. 1 х 55
Максимальная скорость, км/ч 163
Крейсерская скорость, км/ч 135
Практическая дальность, км 724
Практический потолок, м 5200
Экипаж, чел 2

Bellanca CF


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1922
Тип: Легкий транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Итальянский инженер Джузеппе Марио Белланка (Giuseppe Mario Bellanca) создал свой первый самолет с крылом парасоль еще на Сицилии, после чего привез его в Нью-Йорк на испытания. Там же он основал комапнию Bellanca Aeroplane Company и летную школу в 1911 году.

Белланка построил серию бипланов для Maryland Pressed Steel Company, которая появилась вскоре после Первой Мировой. Позже инженер переезжает на запад в Омаха, штат Небраска и основывает Roos-Bellanca Aircraft Company вместе с Виктором Русом (Victor H. Roos) и А.Фитерсом (A.H. Fetters).

Эта компания просуществовала короткое время и построила лишь один самолет - Bellanca CF. Джузеппе Белланка начал разработку машины в 1921 году. Bellanca CF имел деревянный фюзеляж из красного дерева, обшитый фанерой, с обтянутыми тканью крылом, хвостовым оперением и подкосами. Самолет получил полностью закрытую кабину с маленькими окнами. Фюзеляж был усилен стальной проволокой. Шасси было покрыто ламинатом из слоновой кости и березовым шпоном. Подкосы крыла сделаны из кедра и имели функциональные профили для увеличения подъемной силы. В качестве силовой установки использовался семицилиндровый радиальный двигатель Anzani мощностью 95 л.с.

Bellanca CF был облетан пилотом авиапочты Гарри Смитом (Harry G. Smith) 8 июня 1922 года в Fort Crook, Небраска. В ходе испытаний самолет выполнил петли и бочки. После чего его отправили в тур по стране для поиска клиентов.

CF был продемонстрирован на Midwestern Flying Meet в Monmouth, Illinois, получив четыре награды. Пилот авиапочты Билл Хобсон (Bill Hobson) летал на CF на Tarkio Aero Meet, Interstate Aero Meet, и 1923 National Air Races победив в конкурсе на эффективность. В салоне самолета были проведены в воздухе две свадебные церемонии. Но Белланка вскоре покинул компанию в 1924 году, присоединившись к Wright Aeronautical в качестве консультанта.

Компания Roos-Bellanca Aircraft Company просуществовала короткое время и построила лишь один самолет, но зато закрытая кабина Bellanca CF опередила свое время. Лишь позже почтовые контракты сделали производство самолетов в мирное время прибыльным. Зато этот борт стал важным шагом к серии рекордных самолетов построенных Bellanca позже....

Базирующаяся в Нью-Йорке компания Yellow Aircab приобрела CF в 1924 году и модифицировала его обновив кабину, увеличив окна и установив 110-сильный девятицилиндровый двигатель Anzani. В 1928 году самолет получил топливный бак емкостью 55 галлонов и модернизированный вертикальный стабилизатор.

Единственный CF демонстрировался в музее на Roosevelt Field Air, потом перешел к семье Bellanca перед тем, как был подарен в коллекцию Smithsonian в National Air and Space Museum в 1960 году.





ЛТХ:
Модификация Bellanca CF
Размах крыла, м 12.06
Длина самолета,м 7.19
Высота самолета,м 2.21
Площадь крыла,м2 31.70
Масса, кг
пустого самолета 428
максимальная взлетная 896
Тип двигателя 1 ПД Anzani
Мощность, л.с. 1 х 95
Максимальная скорость, км/ч 178
Крейсерская скорость, км/ч 165
Практическая дальность, км 1000
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 4 пассажиров

Bellanca J


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1927
Тип: Cамолет для дальних перелетов
ЛТХ Доп. информация



В 1927 году компания Bellanca Aircraft Corporation построила шестиместный самолет, получившего обозначение Bellanca J. Летом следующего года его доработали для трансатлантического перелета из Америки в Испанию, установим большой бак на 644 галлона (2438 литров) в пассажирском салоне.

Первая попытка перелета на самолете "Green Flash" (NX5315) в 1928 году завершилась неудачей - при взлете было повреждено шасси.

В 1932 году Станислав Хауснер (Stanisław Hausner) выкупил самолет "Santa Rosa Maria" (NR7085) чтобы перелететь на нем из США в Польшу. В ходе второй попытки, из-за утечки топлива, Станислав приводнил самолет и на этом плавающем островке дождался спасателей только через 6 дней.

В июле 1929 года третий самолет (NX3789) получивший имя "Pathfinder", пилотируемый Роджером Вильямсом (Roger Q. Williams) и Лэвисом Янси (Lewis A. Yancey), совершил успешный перелет в Испанию длившийся 30 часов и 30 минут.

Четвертый самолет "3 Musketeers" (NX4483) закончил в мае 1929 года попытку очередного дальнего перелета в результате аварии.





ЛТХ:
Модификация Bellanca J
Размах крыла, м 14.83
Длина самолета,м 8.52
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Wright J-5
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

Bellanca J-300


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1931
Тип: Cамолет для дальних перелетов
ЛТХ Доп. информация



В 1931 году компания Bellanca Aircraft Corporation построила очередной самолет для дальних перелетов получивший обозначение Bellanca Special J-300. Он представлял собой переделку CH-300 Peacemaker - вместо пассажирского отсека установили большой топливный бак, а силовую установку заменили на 300-сильный Wright Whirlwind.

Первый самолет (NR797W) получивший имя "Liberty" предназначался для перелета с острова Ньюфаундленд в Копенгаген. Долететь до Дании пилотам не удалось и машина приземлилась в Германии пролетев 32 часа.

В 1933 году два польских эмигранта Болеслав и Юзеф Адамовичи (Bolesław i Józef Adamowiczowie) купили NR797W для перелета в Польшу. Самолет сманил имя на "Warsaw". Только со второй попытки, в июне 1934 года, перелет с острова Ньюфаундленд через Нормандию в Варшаву осуществился. Компания LOPP выкупила J-300, после чего он сменил регистрацию на SP-BPG.

Следующий самолет (NR761W) с именем "Cape Cod" смог завершить перелет из Нью-Йорка в Стамбул преодолев 5014 миль (8069 км) за 49 часов и 19 минут. Позднее имя самолета сменили на "American Legion".

Третий J-300 (NR13137) названный "Leonardo da Vinci" пилотируемый Цезаре Сабели (Cesare Sabelli) и Джорджем Пондм (George Pond) не смог достичь Италии, приземлившись только в Ирландии.

Эти полеты сделали компанию очень известной, что позволила ей еще продать два J-300 (NR782W и NR13199), а так же один J-3-500 "Santa Lucia", построенный для генерала Франческо де Пинедо планировавшего долететь на нем из США в Персию.





ЛТХ:
Модификация Bellanca J-300
Размах крыла, м 14.42
Длина самолета,м 8.45
Высота самолета,м 3.57
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Wright Whirlwind
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

Bellanca K


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1928
Тип: Cамолет для дальних перелетов
ЛТХ Доп. информация



В конце 20-х годов прошлого столетия авиационные рекорды обновлялись очень быстро. Побить один из таких рекордов задумал итальянский пилот-ас Чезаре Сабелли (Cesare Sabelli). В 1928 году он заказал американской компании Bellanca Aircraft Corporation разработку самолета способного пролететь без остановки из Нью-Йорка в Рим.

В результате в этом же году был построен самолет Bellanca K (s/n. 117, регистрационный NX4864) получивший наименование "Roma". Это был биплан чистыми аэродинамическими формами, закрытой кабиной пилотов и необычным техническим решением - в качестве нижних несущих поверхностей использовались подкосы верхнего крыла. В качестве силовой установки использовался 500-сильный Pratt & Whitney Hornet.

Осуществить перелет Саббели не удалось, но работа конструкторов не пропала даром - они использовали новое техническое решение в конструкции следующего транспортного самолета Airbus/Aircruiser.

Только через четыре года о Bellanca K опять вспомнили. Пилоты Тор Сольберг (Thor Solberg) и Карл Петерсон (Carl Peterson) решили совершить на нем перелет через Атлантику в Норвегию. В качестве спонсора перелета выступила обувная фирма Erma Jettick Shoe Company, поэтому самолету дали новое имя "Erma Jettick".

23 августа 1932 года Bellanca K вылетел из Нью-Йорка в 5:45 утра. Перед перелетом через Атлантику пилоты планировали совершить дозаправку на аэродроме на острове Ньюфаундленд. Однако плохая видимость из-за шторма и туман привели в аварии при посадке. Самолет упал в прибрежные воды, а Солберг и Петерсон отделались незначительными повреждениями.






ЛТХ:
Модификация Bellanca K
Размах крыла, м 19.66
Длина самолета,м 11.91
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 3628
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney Hornet
Мощность, л.с. 1 х 500
Максимальная скорость, км/ч 225
Крейсерская скорость, км/ч 185
Практическая дальность, км 8850
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

O-50


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1940
Тип: Армейский разведчик-наблюдатель
ЛТХ Доп. информация



В 1938 году командование ВВС США (тогда еще USAAC) объявила условия конкурса на легкий двухместный армейский разведывательный самолет ближнего радиуса действия. В конкурсе приняли участие 11 различных компаний. Одной из них была компания Bellanca Aircraft Corporation. После рассмотрения предложений к конкурсу допустили только три машины - Stinson YO-49 (Model 74), Bellanca YO-50 (Model 49-42) и Ryan YO-51.

Проект Bellanca 49-42 законченный в 1939 году представлял собой двухместный подкосный высокоплан, оснащенный двенадцатицилиндровым V-образным двигателем Ranger SGV-770B-3 мощностью 420 л.с. (310 кВт).

В течении следующего года для конкурсных испытаний было построено три самолета с укороченным взлетом и посадкой (STOL) Bellanca YO-50 (42-741 - 42-743), но поставлены военным они были только в 1941 году. Победителем конкурса стал Stinson YO-49 (позднее переименованный в L-1 Vigilant).







ЛТХ:
Модификация YO-50
Размах крыла, м 16.92
Длина, м 10.72
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 1445
нормальная взлетная 1763
Тип двигателя 1 ПД Ranger SGV-770B-3
Мощность, л.с. 1 х 420
Максимальная скорость , км/ч 214
Крейсерская скорость , км/ч 193
Практическая дальность, км 660
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

Pacemaker


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1928
Тип: Легкий транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Первым самолетом семейства Bellanca Pacemaker стал CH-200 Pacemaker построенный в 1928 году. Этот самолет был создан на базе Wright WB-2 и стал первым самолетом фирмы прошедшим сертификацию. Это был шестиместный высокоплан оснащенный двигателем Wright J-5 220 л.с.

В это же году CH-200 принял успешное участие в нескольких авиагонках, а с двигателем Packard DR-980 побил мировой рекорд продолжительности полета пролетев 35 часов 25 минут.

С 11 декабря 1928 года по 25 июня 1929 года , перуанские летчики Карлос Мартинес де Пинилло и Карлос Сегарра Ланфранко вылетели на CH-200 из Перу в тур по Латинской Америке. В течение этого полета они преодолели 20635 км за 157 часов 55 минут, посетив в пути 13 стран и 25 городов.

После таких успехов CH-200 конструкторы фирмы задумались над коммерческим вариантом самолета с более мощным двигателем. А 1929 году появился CH-300. Это был расчалочный высокоплан с двигателем Wright J-6 мощностью 220 л.с. и неубирающимися шасси.

Так же как и его старший брат CH-300 был просто создан для для дальних полетов. Так в 1929 году Джордж Холдеман совершил на нем первый беспосадочный перелет из Нью-Йорк на Кубу за 12 часов 56 минут. А в 1931 году пилоты Уолтер Лис и Фредерик Броссайс на CH-300 c дизельным двигателем Packard был установили мировой рекорд пролетев 84 часов и 33 минуты без дозаправки. Этот рекорд был побит лишь 55(!!!) лет спустя.

Всего было выпущено около 35 экземпляров самолета, включая два модификации PM-300 Pacemaker Freighter и один 300W - CH-300 с Pratt & Whitney R-985.

Кроме гражданского использования CH-300 применялся и военными. в 1932 году ВВС Бразилии сделали заказ на небольшую партию самолётов. Всего бразильцы получили 12 машин модели СН-300 Special Pacemaker (регистрационные коды К-321 - К-329, SGE-1, SGE-2 и 1-215) эксплуатируя их до 1942 года как транспортные и для фотографирования местности. В соединенных штатах и Великобритании Pacemaker официально на военную службу не призывались, оставаясь в частных руках на протяжении всей войны. Единственный самолёт этого типа был импортирован британцами из Италии в 1932 году (регистрационный код G-ABNW). Его реквизировали на военную службу в июле 1941 года и присвоили номер DZ209. Самолёт некоторое время использовался Адмиралтейством, пока в конце 1942 года машину не вернули RAF и направили в 5 MU, где он разрушился то перегрузок в марте 1943 года.

Краткое техническое описание самолета.

Фюзеляж - сварной из стальных труб, обтянут полотном. Нижняя часть, образующая дно кабины, обшита дюралюминием. К нижним продольным лонжеронам фюзеляжа крепятся стойки шасси из стальных труб O70 мм, профилированных металлическими фермами и деревянными наделками для придания обтекаемой формы. От осей колес к фюзеляжу идут подкосы из стальных труб. Колеса закрыты большими каплеобразными обтекателями, которые крепятся к основным стойкам шасси. Между колесами имеется профилированная лента-растяжка, закрепленная тендерами. От стойки шасси к крылу отходит передний профилированный подкос.

Костыль с резиновой шнуровой амортизацией из твердого дерева, пятка костыля с металлической оковкой.

Двигатель укреплен на подмоторной раме из стальных труб и закрыт кольцевым обтекателем; перед картером расположен круглый коллектор газовыхлопа, в который по касательной входят выхлопные патрубки всех цилиндров. Внизу, также по касательной, из коллектора выходит труба большого диаметра, отводящая выхлопные газы под фюзеляж.

Пропеллер - металлический, фиксированного шага, двухлопастный.

Крыло - деревянной конструкции, из двух половин, соединяемых по ДП. Набор состоит из двух толстых деревянных лонжеронов и нервюр с полунервюрами. Передняя кромка до первого лонжерона зашита фанерой. Крыло и элероны обтянуты полотном. Каждое полукрыло крепится к фюзеляжу двумя подкосами, имеющими несколько необычную форму: нижняя их часть представляет каркас из деревянного лонжерона и набора нервюр, обтянутых полотном; верхняя - стальная труба, имеющая на конце проушину для крепления к крылу. От лонжеронов крыла к основным подкосам идут небольшие вспомогательные подкосы из стальных профилированных труб. Кроме того, имеется перемычка из стальной трубы, соединяющая между собой основные подкосы в их верхней части. Такая конструкция обладает очень высокой жесткостью при минимальном весе.

Стабилизатор и киль - деревянной конструкции, обтянуты полотном. Стабилизатор имеет снизу металлические трубчатые подкосы, сверху - растяжки из профилированной ленты.

Под фюзеляжем были предусмотрены горловины аварийного слива топлива, а под кабиной пилотов - два выпуклых блистера для осмотра нижней полусферы в полете. Как уже говорилось выше, самолет был окрашен оранжевой краской, с черными декоративными полосками по передним кромкам крыла, стабилизатора, подкосов и обтекателей колес. Моторные капоты - из полированного дюралюминия. Надписи на крыльях - черного цвета, на фюзеляже - белого. Приемник указателя скорости (трубка Пито) - на левой консоли, приемник гироскопических приборов (трубка Вентури) - у левого бокового окна пилотской кабины. Цвет - черный. Аэронавигационные огни на крыльях и руле поворотов - в каплевидных обтекателях.




ЛТХ:
Модификация CH-300
Размах крыла, м 14.10
Длина самолета,м 8.50
Высота самолета,м 2.50
Площадь крыла,м2 37.70
Масса, кг
пустого самолета 1032
максимальная взлетная 1847
Тип двигателя 1 ПД Wright J-6
Мощность, л.с. 1 х 330
Максимальная скорость, км/ч 266
Крейсерская скорость, км/ч 220
Практическая дальность, км 1086
Практический потолок, м 5800
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 5 пассажиров

SE


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1931
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1931 году ВМС США подписали с компанией Bellanca Aircraft Corp. контракт на строительство палубного дальнего разведывательного самолета. В этом же году был разработан проект самолета, на базе транспортного самолета Bellanca P-200 Airbus.

Испытания прототипа самолета XSE-1 начались в декабре 1931 года. Это был трехместный подкосный высокоплан, оснащенный одним двигателем Wright R-1820F Cyclone мощностью 650 л.с. Вооружение состояло из двух передних 7.62-мм пулеметов Browning и одного такого же, установленного в задней кабине на подвижной турели. Уже в ходе первых полетов прототип был разрушен.

Второй прототип XSE-2 был закончен только в 1934 году. Он отличался четырнадцатицилиндровым двигателем Wright R-1510-98 Twin Whirlwind той же мощности, новой хвостовой частью и усиленным гаком. На заводских испытаниях самолет показал неплохие летные данные, однако к этому времени военные изменили свои планы, их больше интересовали разведчики-бомбардировщики и проект закрыли.






ЛТХ:
Модификация XSE-2
Размах крыла, м 15.16
Длина, м 9.04
Высота, м
Площадь крыла, м2 38.18
Масса, кг
пустого самолета 1619
максимальная взлетная 2741
Тип двигателя 1 ПД Wright R-1510-98 Twin Whirlwind
Мощность, л.с. 1 х 650
Максимальная скорость, км/ч 278
Крейсерская скорость, км/ч 225
Практическая дальность, км 2345
Скороподъмность, м/мин
Практический потолок, м 5730
Экипаж, чел: 3
Вооружение
два передних 7,62-мм пулемета Browning, один 7,62-мм пулемет на турели в кабине наблюдателя

Skyrocket


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1930
Тип: Легкий транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Усовершенствованный вариант самолетов семейства Pacemaker моноплан Bellanca CH-400 Skyrocket впервые поднялся в воздух в 1930 году с силовой установкой Pratt & Whitney Wasp С мощностью 425 л.с. Кроме колесного шасси предусматривалась так же установка поплавков Идо. Skyrocket имел скорость только на 8 км/час выше, чем самолет Pacemaker, но его скороподъемность 381 м в минуту и потолок 6100 м по сравнению со скороподъемностью 274 м в минуту и потолком 5485 м свидетельствовали о преимуществах большего двигателя.

Вскоре был предложен самолет De Luxe Skyrocket с двигателем Wasp мощностью 450 л.с., обеспечившим скорость 277 км/час. Он получил сертификат в апреле 1932 года и выпускался под обозначением Bellanca D Skyrocket. Производство насчитывало семь экземпляров. Самолет отличался от предшественника Bellanca CH-400 тем, что шасси имело обтекатели и колесные тормоза. Было создано три варианта самолета CH-400 для Армии США: Bellanca XRE-1 использовался для радиоисследований, Bellanca XRE-2 был легким транспортным самолетом, а Bellanca XRE-3 являлся санитарным самолетом с местами для двух носилок. Всего произведено 32 экземпляра самолета.

В 1931 году состоялся первый в мире беспосадочный полёт через Тихий океан. Кругосветный перелёт был совершен американскими лётчиками Клайдом Пангборном и Хью Херндоном из США (перелёт начался 28 июня 1931) в Японию на CH-400 носившем собственное имя "Miss Veedol". Перелёт они благополучно завершили 15 октября 1931.

До 1935 года компания предлагала Model 31-42 Senior Skyrocket с перепроектированным хвостовым оперением и двигателем Pratt & Whitney Wasp мощностью 550 л. с.. Выпускалась также версия De Luxe Senior Skyrocket. Она содержала множество усовершенствований, был установлен звездообразный двигатель Pratt & Whitney Wasp мощностью 525 л.с. Несколько самолетов Skyrocket были построены по лицензии в Канаде компанией North-West Industries под обозначением Model 31-55А с двигателями Pratt & Whitney Hornet мощностью 550 л.с.

По всей видимости единственной страной, в которой "Skyrocket" состоял на вооружении, была Бразилия. В 1940 году ВВС этого государства получили два самолёта (регистрационные коды SGE-3 и SGE-4), которым определили роль аэрофотосъёмщиков для Географической Службы. В строю бразильские "Skyrocket" продержались совсем недолго - в 1941 году их сняли с вооружения, передав в частные руки.





ЛТХ:
Модификация CH-300 31-55
Размах крыла, м 14.12 15.30
Длина самолета,м 8.48 8.50
Высота самолета,м 2.45 2.50
Площадь крыла,м2 33.00 28.80
Масса, кг
пустого самолета 1560 1786
максимальная взлетная 2540 ?
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney Wasp C 1 ПД Pratt & Whitney Hornet
Мощность, л.с. 1 х 420 1 х 550
Максимальная скорость, км/ч 249 290
Крейсерская скорость, км/ч 225 245
Практическая дальность, км 670 1450
Практический потолок, м 7250 ?
Экипаж, чел 2 1
Полезная нагрузка: до 6 пассажиров до 7 пассажиров

Bellanca TES


Разработчик: Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1929
Тип: Cамолет для дальних перелетов
ЛТХ Доп. информация



Когда речь заходит о компании Bellanca, обычно вспоминают либо её современные легкомоторные аппараты, либо Airbus/Aircruiser - одномоторные пассажирские/транспортные самолеты, выпущенные сравнительно небольшой серией и имеющие достаточно узнаваемый облик. Впрочем, даже этот самолет имеет собрата, внешний вид которого более оригинален.

Речь идет о разработанном в 1929 году конструктором американской фирмы Bellanca Aircraft Company, самим Джузеппе Марио Белланика (Giuseppe Mario Bellanca) самолете для дальних перелетов Bellanca TES (Tandem Experimental Sesquiplane).

Два 425-сильных двигателя Pratt & Whitney R-1340 Wasp были установлены один за другим, один традиционным образом вперед, а второй за ним, в нижней части фюзеляжа. Винты при этом были с двух концов фюзеляжа - один тянущий, другой толкающий. Таким образом, двухмоторный самолет имел один аэродинамический "лоб", а не три, как традиционный двухмоторный самолет с двигателями на крыльях.

Двухмоторный тянитолкай был построен в этом же 1929 для участия в беспосадочном перелете Сиэтл-Токио, в чем, однако не поучаствовал (хотя занятно, что первым такой перелет осуществили на другом самолете той же фирмы (Bellanca вообще тяготела к участию в дальних перелетах - у них, например, был шанс создать самолет для Линдберга, но он все же выбрал Ryan-овский "Дух Сент-Луиса").

В 1930 году самолету (получившему имя "Blue Streak") сменили двигатели с Pratt & Whitney R-1340 Wasp на Curtiss V-1570 Conqueror, повысив суммарную мощность на 350 лошадиные силы (этим объясняется то, что на ряде фотографий самолет имеет разную форму капотов), но пролетать ему пришлось недолго - 26 мая 1931 года самолет разбился из-за разрушения вала заднего пропеллера.





ЛТХ:
Модификация Bellanca TES
Размах крыла, м 25.35
Длина самолета,м 14.40
Высота самолета,м 3.96
Площадь крыла,м2 84.73
Масса, кг
пустого самолета 3629
максимальная взлетная 7030
Топливо, л 8139
Тип двигателя 2 ПД Curtiss V-1570 Conqueror
Мощность, л.с. 2 х 600
Максимальная скорость, км/ч 258
Крейсерская скорость, км/ч 219
Практическая дальность, км 8047
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

WB-1


Разработчик: Wright-Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1925
Тип: Самолет для дальних перелетов
ЛТХ Доп. информация



В середине 1920 годов компания Wright обратилась к конструктору Джузеппе Марио Белланка (Giuseppe Mario Bellanca) с просьбой разработать самолет для дальних перелетов. В 1925 году был закончен самолет, получивший обозначение Wright-Bellanca WB-1, созданный на базе Bellanca CF.

WB-1 представлял собой пяти-шестиместный подкосный высокоплан, оснащенный девятицилиндровым двигателем Wright J-4 Whirlwind мощностью 200 л.с. (150 кВт). Для дальних перелетов в пассажирский салон устанавливались дополнительные топливные баки.

Перед попыткой побить мировой рекорд на дальность руководство Wright решило опробовать WB-1 в National Air Races 1925 года. Уже в первый день самолет привлек к себе внимание разогнавшись до 196 км/ч (121,8 мили в час). А уже на второй день соревнований WB-1 получил приз Highest Efficiency Prize, опередив Curtiss Oriole и Sikorsky S-31.

В следующем году, после столь удачного испытания, было решено попробовать побить мировой рекорд. Но уже в ходе тренировочных полетов на аэродроме Curtiss Field пилот Фред Беккер (Fred Becker) разбил машину при неудачном приземлении.






ЛТХ:
Модификация WB-1
Размах крыла, м 14.00
Длина, м 7.54
Высота, м 2.57
Площадь крыла, м2 25.27
Масса, кг
пустого самолета 812
максимальная взлетная 1465
Тип двигателя 1 ПД Wright J-4 Whirlwind
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость , км/ч 212
Крейсерская скорость , км/ч 161
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 4-5 пассажиров

WB-2


Разработчик: Wright-Bellanca
Страна: США
Первый полет: 1926
Тип: Самолет для дальних перелетов
ЛТХ Доп. информация



В середине 1920 годов компания Wright обратилась к конструктору Джузеппе Марио Белланка (Giuseppe Mario Bellanca) с просьбой разработать самолет для дальних перелетов. В 1925 году был закончен самолет, получивший обозначение Wright-Bellanca WB-1, созданный на базе Bellanca CF. В следующем году при тестовом полете WB-1 бы разбит при посадке.

В этом же году был создан модернизированный шестиместный вариант WB-2 (NX237), оснащенный двигателем Wright J-5 Whirlwind мощностью 220 л.с. (160 кВт). Самолет принял участие в National Air Races, и как предшественник, получил приз за эффективность - Highest Efficiency Prize.

К этому времени компания Wright решила отказаться от производства самолетов, сконцентрировавшись на разработке двигателей. Джузеппе Белланка и Чарльз А. Левин (Charles A. Levine) из Columbia Air Liners Inc., сформировали Columbia Aircraft Corp. и выкупили WB-2.

В 1927 году пилот Чарльз Линдберг хотел приобрести WB-2 для трансатлантического перелета на приз Рэймонда Ортейга. Но Левин и Линдберг не сошлись во мнении о формировании экипажа и в результате пилот преодолел Атлантику на самолете Ryan.

Columbia Aircraft Corp. сформировала свой экипаж из пилота Кларенса Чемберлена (Clarence Chamberlin) и самого Чарльза А. Левина. В начале июня WB-2 "Miss Columbia" пересек Атлантику. Маленькому самолету не хватило 150 километров до цели полета и он приземлился в расположенном к юго-западу от Берлина городе Бишопсроде (Bishopsrode). Тем не менее, преодолев 6285 км за 42 часа b 45 минут Чемберлен и Левин установили новый мировой рекорд дальности.

30 декабря 1927 года Джузеппе Белланка ушел из Columbia Aircraft и сформировал свою компанию Bellanca Aircraft Corp.

WB-2 продолжал совершать дальние перелеты, в том числе в 1928 году из Нью-Йорка в Гаваану, а в следующем занял второе место в гонке из Нью-Йорка в Калифорнию. В 1930 году WB-2 арендовали канадцы и переименовали его в "Maple Leaf" (Кленовый лист). Уже под новым именем самолет совершил свой второй трансатлантический перелет из Канады в Лондон.

25 января 1934 года WB-2 был уничтожен в результате пожара в ангаре завода Bellanca В Ньюкасле, штат Делавэр.




ЛТХ:
Модификация WB-2
Размах крыла, м 14.10
Длина, м 8.15
Высота, м
Площадь крыла, м2 25.30
Масса, кг
пустого самолета 839
максимальная взлетная 2449
Тип двигателя 1 ПД Wright J-5 Whirlwind
Мощность, л.с. 1 х 220
Максимальная скорость , км/ч 203
Крейсерская скорость , км/ч 169
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 5 пассажиров