Bloudek
S%^Tt$ - 9000750000570
Bloudek XI/XIV Sraka


Разработчик: Bloudek
Страна: Югославия
Первый полет: 1925
Тип: Легкий спортивный самолет
ЛТХ Доп. информация



Югославский инженер словенец Станко Блоудек (Stanko Bloudek) получил большой опыт в проектировании самолетов, принимая участие в создании истребителей в конструкторских бюро в Вене, Лейпциге, Праге и Будапеште. После войны Блоудек вернулся в Любляну и для местного аэроклуба начал разработку легкого спортивного самолета названного Bloudek XI.

Первый полет самолета состоялся 3 ноября 1925 года. Машина представляла собой одноместный деревянный свободнонесущий высокоплан, оснащенный британским двухцилиндровым поршневым двигателем Blackburn Tomtit мощностью 18 л.с. (13.3 кВт). За проблем с двигателем первый полет оказался очень коротким. Второй полет тоже получился не долгим, так как двигатель не развивал заявленной мощности. Из-за таких полетов самолет получил прозвище Sraka (Сорока).

В 1926 году "Сорока" получила повреждения при посадке, и только через два года машину продали за небольшую сумму аэроклубу в Любляне. Специалисты клуба отремонтировали самолет и перебрали двигатель. Доработанный самолет, сменивший обозначение на Bloudek XIV Sraka вновь поднялся в воздух 18 сентября 1932 года. Однако проблемы с двигателем полностью решить не удалось и 22 сентября "Сорока" взлетела в последний раз.

Несмотря на то, что Bloudek XI/XIV Sraka так и не получил официальную регистрацию он стал первым гражданским самолетом построенным в Югославии.






ЛТХ:
Модификация Bloudek XIV
Размах крыла, м 10.50
Длина самолета,м 5.50
Высота самолета,м 1.50
Площадь крыла,м2 12.80
Масса, кг
пустого самолета 120
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Blackburn Tomtit
Мощность, л.с. 1 х 18
Максимальная скорость, км/ч 120
крейсерская скорость, км/ч 80
Практическая дальность, км 400
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

Bloudek XV Lojze


Разработчик: Bloudek
Страна: Югославия
Первый полет: 1930
Тип: Легкий спортивный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1929 году руководство аэроклуба в Люблине приняло решение о закупке новых самолетов для участие в местных и зарубежных соревнованиях. Инженер Станко Блоудек (Stanko Bloudek) предложил клубу проект легкого спортивного самолета, дизайн которого был создан под влиянием самых элегантных спортивных машин того времени - Raab Katzenstein RK.25 и De Haviland DH.71.

Клуб одобрил проект и уже в июне 1929 года было начато строительство самолета, получившего обозначение Bloudek XV. Это был двухместный свободнонесущий низкоплан, оснащенный четырехцилиндровым рядным двигателем с воздушным охлаждением ADC Cirrus II мощностью 85 л.с. английского производства.

9 июня 1930 года самолет совершил свой первый полет. В ходе испытаний были выявлены небольшие недоработки и официально самолет представили только 15 июня в аэропорту Шишка. Но и тут не обошлось без проблем - из-за неисправности двигателя самолет был значительно поврежден.

После ремонта, в августе 1930 года самолет был крещен и получил собственное имя - Lojze. А вскоре он был официально зарегистрирован как UN-SLO. В этом же году Bloudek XV совершил рекордный перелет Любляна-Загреб-Любляна за один час сорок минут. Уже в следующем году машина приняла участие в нескольких выставках и соревнования.

В 1932 году самолет сменил регистрационный номер на UN-PAO, а в следующем опять сменил на YU-PAO. Почти четыре года Bloudek XV Lojze летал без каких-то значительных аварий и происшествий, но 24 июня 1934 года в ходе аэробатического выступления произошла катастрофа - самолет разбился, а пилот Янко Колар погиб.





ЛТХ:
Модификация Bloudek XV
Размах крыла, м 9.40
Длина самолета,м 6.80
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 13.20
Масса, кг
пустого самолета 370
максимальная взлетная 610
Тип двигателя 1 ПД ADC Cirrus II
Мощность, л.с. 1 х 85
Максимальная скорость, км/ч 195
крейсерская скорость, км/ч 80
Практическая дальность, км 700-900
Скороподъемность, м/мин 308
Практический потолок, м 5500
Экипаж, чел 2

Racek


Разработчик: Bloudek
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1910
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1910 году югославский инженер словенец Станко Блоудек (Stanko Bloudek), находясь в Праге обучался инженерному делу. Там же Блоудек при участии двух членов Чешской авиационной ассоциации (ČAD) - Ярослава Потучека (Jaroslav Potuček) и Яна Чермака (Jan Čermak), начал проектировать свой первый самолет, получивший название Racek ("чайка", иногда его называют B-P-Č - по первым буквам фамилий создателей). Блоудек занимался в основном проектированием машины и руководил ее строительством, Потучек помогал строительству, а Чермак финансировал этот проект.

Racek был представлен в Праге 8 октября 1910 года. Это был одноместный моноплан, схожий с французским Santos-Dumontove Demoiselle, оснащенный двигателем Darracq мощностью 32 л.с. (23,5 кВт) с деревянным двухлопастным пропеллером Chauviere с диаметром 2 метра. Мотор приобрел во Франции Ян Чермак за 2600 франков.

Через пару дней самолет отвезли на аэродром возле города Пльзень. Первая попытка взлететь у Ярослава Потучека не удалась. В ходе последующих попыток машина была повреждена, но быстро восстановлена. Первый удачный полет состоялся только 21 ноября, когда поле аэродрома покрыл толстый слоя снега. Первый полет длился 8 минут, при этом Racek смог подняться на высоту в 60 метров.

Летал самолет не долго - уже в конце 1910 года создатели рассорились, и Блоудек снял с машины двигатель, который Чермак наваривался установить на другой аэроплан. В результате простояв без двигателя полтора года Racek был продан в 1912 году другому пилоту, а в 1915 году разобран.





ЛТХ:
Модификация Racek
Размах крыла, м 7.50
Длина самолета,м 6.30
Высота самолета,м 2.50
Площадь крыла,м2 15.90
Масса, кг
пустого самолета 120
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Darracq
Мощность, л.с. 1 х 32
Максимальная скорость, км/ч 80
крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1