Borel
S%^Tt$ - 9000750000570
BO.2 (BO-T)


Разработчик: Borel-Odier
Страна: Франция
Первый полет: 1916
Тип: Бомбардировщик-торпедоносец
ЛТХ Доп. информация



В отличие от довольно распространенных двухдвигательных летающих лодок - начиная с лодки Curtiss H America, на базе которой в США и Великобритании было разработано несколько успешных самолетов - двухдвигательные поплавковые гидросамолеты были большой редкостью. Среди них были немецкие Gotha W.D.4 и довольно экзотический Gotha-Ursinus U.W.D. Среди французских морских самолетов поплавковые двухмоторные гидропланы были одного типа, который будет описан в данной статье.

Разработала этот гидросамолет авиастроительная компания пионера авиации Габриэля Бореля (Gabriel Borel), который в 1910 году основал в Мурмелоне (Mourmelon) летную школу. Инструкторами этой школы были люди, ставшие впоследствии знаменитыми пилотами и авиаконструкторами, внесшими большой вклад в историю авиации: Франсуа Дено (François Denhaut), Леон Моран и Раймон Солнье. Также в школе работали мастерские, в которых Габриэль Борель проектировал (совместно с другими) и строил свои самолеты. Построенные машины не имели наименований и обозначались в зависимости от поставленных задач, например "гоночный моноплан". До начала Первой Мировой войны самолеты Бореля для истории компании задним числом получили обозначения с Bo.1 по, возможно, Во.19, но эти обозначения, как правило, не использовались.

В 1911 году в школе произошла растрата капитала и после последовавшего за ней скандала подавляющее большинство ее сотрудников покинуло школу и пошло собственными путями. В числе немногих оставшихся был инженер Антуан Одье (Antoine Odier), который стал своего рода главным конструктором. К 1914 году в общей сложности было создано 19 самолетов, большинство из которых не вышли из стадии прототипа. В числе этих самолетов был созданный в 1913 году прототип истребителя дирижаблей. Несмотря на то, что аэроплан обладал отличными летными характеристиками, власти отвергли его как бесполезный. В серийное производство был запущен лишь учебный поплавковый моноплан (позднее получил обозначение Bo.11) обр. 1911 года. Эти гидросамолеты применялись французским и британским флотами, а также поступили на вооружение Бразилии.

После начала войны из-за мобилизации персонала небольшая компания Бореля была закрыта, но в ноябре 1915 года фирма была восстановлена под наименованием Etablissements Borel и занималась изготовлением по лицензии многоцелевых самолетов Caudron G.3 и G.4, истребителей Nieuport, а позднее и истребители SPAD различных типов. Вскоре производственные мощности компании возросли до четырех фабрик, а военные заказы помимо способствовавшего развитию фирмы капитала привели к разработке большого гидросамолета. На технические решения этого гидросамолета повлияли лаборатория Эйфеля (Laboratoire Eiffel), из стен которой вышел аэродинамически чистый истребитель-моноплан Breguet LE, и поплавковые самолеты 1915-1916 годов постройки. На данной основе Борель решил построить самолет, способный нести и сбрасывать торпеду. Таким образом, это должен был стать двухпоплавковый гидросамолет со свободным пространством под фюзеляжем.

Проект, получивший обозначение B.O.T, был разработан в 1916 году Антуаном Одье. В этом же году проект был представлен на рассмотрение командованию французского флота. Самолет оснащался двумя 160-сильными (118 кВт) радиальными двигателями водяного охлаждения Salmson и помимо торпедометания мог выполнять функции дальнего разведчика. Конструкция самолета была цельнодеревянной. Фюзеляж и поплавки имели фанерную обшивку, тогда как крылья и хвостовое оперение полотняную. Для облегчения маневрирования самолета на воде и его посадки с одним работающим двигателем вертикальное оперение было выполнено трехкилевым. Вооружение должно было состоять из двух подвижных 7,7-мм пулеметов Lewis, установленных в позициях в носу самолета и за крыльями, четырех 70-кг бомб и торпеды калибром 450 мм. Экипаж состоял из трех человек. Особенностью гидросамолета Бореля была широкая и плоская (и водонепроницаемая) хвостовая часть фюзеляжа, которая на поверхности воды выполняла функции хвостового поплавка.

В августе 1916 года в первом же полете сразу же после взлета прототип разбился и был полностью разрушен. Заново построенный "настоящий" прототип был оснащен мощными восьмицилиндровыми V-образными двигателями водяного охлаждения Hispano-Suiza 8Bc, развивавшими мощность 220 л.с. (162 кВт). В таком виде в августе 1917 года прототип, получивший новое обозначение Borel-Odier B.O.2 (также использовалось обозначение Во.O.2), был передан ВМФ Франции для проведения официальных испытаний в Сен-Рафаэле. Тестирование было весьма тщательным, и по его результатам 12 декабря 1917 года был выдан заказ на производство сорока машин. Производство этих самолетов затянулось и, прежде чем первые из них были поставлены в боевые части, 10 июля 1918 года командование ВМФ Франции выдало второй заказ - уже на 50 экземпляров. В середине августа первые серийные машины прибыли на базы морской авиации в Перпиньяне (Perpignan), Сете (Cett), Тулоне и Антибе (Antibes). Однако на первых трех базах B.O.2 так и не приступили к боевой деятельности и остались в ящиках в разобранном состоянии.

Самолеты данного типа не принимали участия в боевых действиях. Гидросамолеты B.O.2 были применены лишь в сентябре 1918 года в несколько специфических условиях: переведенное из Антиба в Ниццу подразделение по заказу министерства почт и французского адмиралтейства установило регулярное почтовое авиасообщение с Корсикой. В сентябре и в октябре было выполнено несколько полетов в Аяччо и Кальви. Однако после случайной гибели двух B.O.2 и, наконец, после произошедшего 2 ноября исчезновения у мыса Антиб самолета (серийный номер "5") вместе со всем экипажем французский ВМФ прекратил эти эксперименты и к дате подписания Перемирия подразделение в Ницце было расформировано. Остальные самолеты в разобранном виде были доставлены обратно в Сен-Рафаэль. Почтовые самолеты были двухместными; передняя огневая позиция была закрытой и служила в качестве грузового отсека.

К 1 декабря 1918 года в составе французской военно-морской авиации (Aviation Maritime) числились 35 гидросамолетов B.O.2 (машины находились на вышеупомянутых авиабазах) и их производство продолжалось и после окончания войны. К этому времени компания Бореля сменила название на SGCIM (Société Générale des Constructions Industrielles et Mécaniques). В апреле 1919 года компании была заказана модификация одной из машин, заключавшаяся в установке 250-сильных (184 кВт) двигателей Hispano-Suiza 8Bb. Самолет испытывался в Сен-Рафаэле, но результаты экспериментов не пригодились. На 1 декабря 1919 года на базах в Бере (Berre), Тулуне и в Сен-Рафаэле находилось 68 гидросамолетов B.O.2 (всего было построено 92 самолета; 2 прототипа и 90 серийных). Постепенно они были отправлены на слом. Антуаном Одье был предложен созданный на базе B.O.2 гражданский транспортный самолет B.O.C.. Однако эта машина интереса не вызвала и в начале 1920-х годов компания SGCIM завершила производство самолетов.

(c) alternathistory.org.ua







ЛТХ:
Модификация BO.2
Размах крыла, м 19.80
Длина, м 11.75
Высота, м 4.28
Площадь крыла, м2 80.00
Масса, кг
пустого снаряженного 1650
нормальная взлетная 2650
Тип двигателя 2 ПД Hispano-Suiza 8Bc
Мощность, л.с. 2 х 220
Максимальная скорость , км/ч 140
Крейсерская скорость , км/ч 115
Практическая дальность, км 520
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 3
Вооружение: два подвижных 7,7-мм пулемета Lewis,
четыре 70-кг бомбы и торпеда калибром 450 мм

C.2


Разработчик: Borel
Страна: Франция
Первый полет: 1919
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Разработан Паулем Боккачио для концерна Габриэля Бореля, этот двухместный истребитель был отправлен на испытания в начале 1918 года под официальным обозначением Borel C.2.

Это был двухместный биплан оснащенный 300-сильным двигателем Hispano-Suiza 8Fb и вооруженный одним один передним синхронизированным 7.7-мм пулеметом Vickers и двумя спаренными 7.7-мм пулеметами Lewis, размещенными на кольцевом креплении в кабине наблюдателя. Расчеты указывали что это будет истребитель с отличными летными характеристиками. Однако различные проблемы и недостаток финансирования привели к тому, что окончить работу над самолетом удалось только в 1919 году. К этому времени обозначение самолета изменилось на Borel-Bocaccio Type 3000 (C2).

Испытания самолета доказали заявленные высокие летные характеристики самолета, однако в первые послевоенные годы больше думали о развитии гражданской авиации и заказов на истребитель не последовало. Еще одну попытку реанимировать самолет Borel предпринял в 1925 году, переделав C2 под ночной двухместный истребитель. Новая модификация, получившая обозначение Borel CA n2, отличалась конструкцией крыльев и фюзеляжа, а так же наличием фонаря для ночных полетов. Переделка не принесла значительного увеличения характеристик, которые были отличными в 1919 году, но в 1925 уже стали посредственными.





ЛТХ:
Модификация C2
Размах крыла, м 11.40
Длина, м 7.15
Высота, м 2.75
Площадь крыла, м2 32.50
Масса, кг
пустого самолета 807
нормальная взлетная 1335
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Fb
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость , км/ч 260
Крейсерская скорость , км/ч 225
Практическая дальность, км 600
Скороподъемность, м/мин 358
Практический потолок, м 9200
Экипаж, чел 2
Вооружение: один синхронизированный 7.7-мм пулемета Vickers,
два спаренных 7.7-мм пулемета Lewis

Borel Hydravion


Разработчик: Borel
Страна: Франция
Первый полет: 1911
Тип: Вспомогательный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1911 году Габриэль Борель (Gabriel Borel) разработал и построил на базе сухопутного моноплана Borel-Morane (Morane-Saulnier Type A) многоцелевой гидросамолет (Hydravion). Это был двухместный высокоплан смешенной конструкции с фюзеляжем типа монокок, оснащенный семицилиндровым звездообразным двигателем Gnome Lambda мощностью 80 л.с. (60 кВт).

Самолетом заинтересовались моряки, заказавшие 15 самолетов для морских учебных центров в Ла Видаме и Буе. Восемь самолетов были закуплены RNAS. Французские и английские гидросамолеты продолжали использоваться в начале Первой Мировой, в основном как учебно-тренировочные.

В 1917 году одну такую машину приобрела Бразилии, использовавшая ее в ВМС до 1919 года. Кроме того несколько гидросамолетов Бореля приняли участие в различных соревнованиях, проводимых до начала войны. Всего было выпущено 25 экземпляров самолета.








ЛТХ:
Модификация Hydravion
Размах крыла, м 11.68
Длина, м 8.37
Высота, м 2.50
Площадь крыла, м2 18.00
Масса, кг
пустого самолета 399
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Gnome Lambda
Мощность, л.с. 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч 90
Крейсерская скорость, км/ч 75
Продолжительность полета, ч.мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел: 2

Borel Militaire 1913


Разработчик: Borel
Страна: Франция
Первый полет: 1913
Тип: Вспомогательный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1913 году Габриэль Борель (Gabriel Borel) совместно с инженером Антуаном Одье (Antoine Odier) разработали и построили многоцелевой военный самолет, получивший обозначение Borel Militaire. Это был двухместный выскоплан, оснащенный двигателем Gnome мощностью 50 л.с.

Этот самолет можно было использовать как разведывательный, наблюдательный, учебный и даже в роли истребителя воздушных шаров противника. Остался в единственном экземпляре.








ЛТХ:
Модификация Borel Militaire 1913
Размах крыла, м 11.58
Длина, м 7.52
Высота, м 3.00
Площадь крыла, м2 19.00
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Gnome
Мощность, л.с. 1 х 50
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Продолжительность полета, ч.мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел: 2