Britten-Norman
S%^Tt$ - 9000750000570
BN-2 Islander


Разработчик: Britten-Norman
Страна: Великобритания
Первый полет: 1967
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



История самолета Britten-Norman BN-2 Islander началась в 1964 году, когда Десмонд Норман и Джон Бриттен приступили к проектированию нового легкого пассажирского/транспортного самолета для местных авиалиний, рассматривавшегося в качестве замены уже порядком устаревшему de Havilland Dragon Rapide и другим самолетам подобного назначения. Проект вызвал живой интерес у потенциальных заказчиков, и в сентябре 1964 года была начата постройка первого прототипа машины, получившей обозначение BN-2 Islander, а уже 13 июня 1965 года самолет совершил первый полет Машина была оснащена двумя двигателями Rolls-Royce/Continental IO-360-B мощностью по 210 л. с. По результатам испытаний в конструкцию машины были внесены отдельные усовершенствования, наиболее существенными из которых стали увеличение размаха крыла на 1,22 м и установка новых двигателей - Avco Lycoming O-540-E мощностью 260 л. е., ставших после этого стандартными на самолетах данного типа.

BN-2 Islander первой производственной партии представлял собой цельнометаллический высокоплан с фюзеляжем прямоугольного сечения, однокилевым хвостовым оперением и неубирающимся трехстоечным колесным шасси со спаренными колесами на основных стойках. Самолет был рассчитан на пилота и девятерых пассажиров, которые располагались в пассажирском салоне шириной всего 1,09 м. Причем кресла располагались в ряд "от борта до борта", без межкресельного прохода - посадка осуществлялась через две двери, расположенные на левом борту, и одну - на правом борту (каждая дверь была рассчитана на свой ряд кресел). Первый серийный самолет поднялся в воздух 24 апреля 1967 года, а 13 августа того же года первая машина данного типа поступила в коммерческую эксплуатацию. В середине 1969 года на смену BN-2 пришел модернизированный BN-2A, отличавшийся лучшей аэродинамикой и новейшим оборудованием, а также получивший новое приспособление для загрузки багажа с борта. С 1978 года в серию пошла модификация BN-2B Islander II, которая отличалась от предшественников преимущественно большей максимально допустимой посадочной массой, улучшенным внутренним дизайном салона и воздушными винтами уменьшенного диаметра (это должно было снизить уровень шума в кабине и салоне).

По ходу эксплуатации были разработаны различные образцы оборудования, существенно повысившие эффективность их использования для решения различных задач. Сначала машины получили поршневые двигатели Avco (Textron) Lycoming IO-540-K1BS мощностью по 300 л. с., а затем - турбовинтовые двигатели Allison 250-BI7C эффективной мощностью на валу 320 л. с. (такие самолеты получили обозначение BN-2T Turbine Islander). Кроме того, имелась возможность удлинения носовой части самолета для увеличения объема перевозимого багажа; запас топлива был увеличен за счет оборудования двух концевых топливных баков, а двигатель затем стали оснащать системой турбонаддува Rajay. Имелась возможность размещения под крылом двух дополнительных топливных баков емкостью по 227 л каждый.

Кроме пассажирской модификации имелись транспортный вариант(пассажирские кресла складировались в заднем багажном отделении) и санитарный самолет (с размещением трех носилок и двух сопровождающих). Самолет мог использоваться также для решения разнообразных вспомогательных задач. Были спроектированы и построены военизированные версии данной машины: Defender и Maritime Defender, которые могли применяться в качестве санитарно-эвакуационного, патрульного, транспортного и поисково-спасательного.

Коммерческий успех самолетов данного семейства подтвержден на практике - по многочисленным контрактам для заказчиков из 120 стран мира было построено 1280 самолетов, причем около 760 из них до сих пор находятся в эксплуатации. Значительное количество самолетов было построено по лицензии в Румынии, 35 машин собраны на Филиппинах из компонентов, поставленных "Britten-Norman".

Однако в 1972 году по финансовым причинам контроль над компанией перешел к "Fairey Group". В следующем году сборочная линия Islander была перенесена из Бембриджа в Госсели (Бельгия), но в 1977 году "Fairey Group" сама уже прекратила свое существование, а подразделение "Britten-Norman" было продано швейцарскому концерну "Oerlikon- Buhrle", владевшему тогда компанией "Pilatus". В итоге продолжателем программы Islander стала компания "Pilatus Britten-Norman Ltd", перенесшая линию окончательной сборки на остров Уайт. 21 июля 1998 года компания "Pilatus" продала британское подразделение "Britten-Norman", после чего компания возродилась под своим первоначальным названием и продолжила постройку самолетов семейства Islander. В настоящее время компания принадлежит семье Завави, выходцам из Омана, и по состоянию на конец 2008 года предлагала потенциальным заказчикам самолеты модификаций BN-2B и BN-2T. Кроме того, ведется проектирование модификации BN-2C Islander, отличающейся новыми кабиной, авионикой и серповидными воздушными винтами. Часть из внедренных усовершенствований могут быть реализованы и на самолетах предыдущих моделей. В продуктовой линейке компании также имеется самолет Defender 4000, оснащенный турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce 250, электронным пилотажным индикатором и специальным оборудованием, предназначенным для решения различных задач в интересах военных.




ЛТХ:
Модификация BN-2A
Размах крыла, м 14.94
Длина, м 10.86
Высота, м 4.18
Площадь крыла, м2 30.20
Масса, кг
пустого 1627
максимальная взлетная 2994
Тип двигателя 2 ПД Lycoming O-540-E4C
Мощность, л.с. 2 х 265
Макс. скорость пикирования, км/ч 273
Крейсерская скорость, км/ч 257
Практическая дальность, км 1400
Максимальная скороподъемность, м/мин 294
Практический потолок, м 4024
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: до 9 пассажиров

BN-2A Mk.III Trislander


Разработчик: Britten-Norman
Страна: Великобритания
Первый полет: 1970
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Потребность в новом самолете повышенной вместимости (минимум на 50%) привела компанию "Britten-Norman" к решению создать новую модификацию своего популярного самолета. Впрочем, за счет простого удлинения фюзеляжа решить задачу не представлялось возможным, а потому в 1970 году появился уже трехдвигательный Britten-Norman BN-2A Mk III Trislander, который по сравнению со своим предшественником, Islander, имел увеличенную грузоподъемность, более длинный фюзеляж, усиленное шасси с новыми основными стойками с колесами большего размера и новыми шинами. Были внедрены и другие усовершенствования. Носовая часть фюзеляжа была удлинена на 2,29 м, а хвостовая часть фюзеляжа - подверглась усилению. Несмотря на то, что большинство специалистов высказывалось за установку третьего двигателя в носовой части, в конечном итоге он был установлен на средней линии фюзеляжа, на вертикальном стабилизаторе, который подвергся перепроектированию. Самолет был рассчитан на одного-двух членов экипажа и 17 пассажиров, причем схема установки кресел "от борта до борта" была сохранена, но количество дверей было увеличено до пяти (две по левому борту и три - по правому).

Прототип Trislander был изготовлен путем переделки из второго прототипа Islander и совершил первый полет 11 сентября 1970 года. Первый серийный Trislander поднялся в воздух 6 марта 1971 года, он уже имел крыло увеличенного размаха (это стало опцией для заказчиков самолетов Islander) и вертикальное оперение увеличенной площади. Сертификат типа на новую машину был получен 14 мая 1971 года, а первой 29 июня 1971 года самолет получила компания "Aurigny Air Services".

Первой серийной модификацией стал самолет BN-2A Mk III, на котором была сохранена носовая часть фюзеляжа его предшественника - двухдвигательного самолета Islander. За ним последовал вариант BN-2A Mk III-1 с увеличенной до 4536 кг взлетной массой. Следующей серийной модификацией стал самолет BN-2A Mk III-2, отличавшийся удлиненной носовой частью фюзеляжа. Модификация BN-2A Mk III-3 была разработана специально для американского рынка, отличалась новой формой носовой части фюзеляжа и оснащалась трехлопастными воздушными винтами с пониженным уровнем шума на двух крыльевых двигателях (на предыдущих модификациях на них стояли двухлопастные винты), а также системой автоматического флюгирования лопастей воздушного винта любого из двигателей. Последней серийной модификацией стал BN-2A Mk III-4, представлявший собой фактически модель BN-2A Mk III-2, на которой установили вспомогательный реактивный ускоритель для обеспечения укороченного взлета или дополнительной тяги в случае выхода на взлете из строя одного из двигателей.

Выпуск самолетов Trislander в 1973 году был перенесен в Бельгию, а в 1979 году - на остров Уайт. Было выпущено 72 самолета разных модификаций, а с января 2008 года компания "Britten-Norman" предлагает потенциальным заказчикам только отремонтированные на своем заводе машины раннего выпуска, хотя в то же время объявила о возможности повторного запуска Trislander в серию.







ЛТХ:
Модификация BN-2A Mk.III
Размах крыла, м 16.15
Длина, м 15.01
Высота, м 4.32
Площадь крыла, м2 31.31
Масса, кг
пустого 2650
максимальная взлетная 4536
Тип двигателя 3 ПД Avco Lycoming O-540-E4C5
Мощность, л.с. 3 х 260
Макс. скорость пикирования, км/ч 267
Крейсерская скорость, км/ч 241
Практическая дальность, км 1609
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4010
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: до 17 пассажиров

BN-2 Defender


Разработчик: Britten-Norman
Страна: Великобритания
Первый полет: 1987
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



BN-2 Defender - разведывательный самолет, разработанный английской фирмой Pilatus Britten-Norman на базе легкого многоцелевого самолета BN-2T Islander.

В рамках программы Defender было создано несколько самолетов. Первые пять были созданы для войск Великобритании находящихся в Северной Ирландии в 1987 году и переданы военным в 1989 году. Они были оборудованы системой постановки помех AN/ALQ-144, разведывательным комплексом Lockheed Martin IRCM, камерами Zeiss 610, 80-мм Zeiss Trilens 80, Zeiss RMK, двумя KS-153 и панорамной Vinten F143. Еще два самолета были поставлены британской армии в 1990 году.

Первый официальный показ самолета "Дефендер" состоялся в 1987 г., через год "Дефендер" совершил рекламное турне по странам Ближнего Востока, которые рассматривались в качестве наиболее вероятных заказчиков этого авиационного комплекса. Сообщалось, что ВВС Великобритании закупили три самолета ДРЛО "Дефендер", однако различные справочники по ВВС стран мира, изданные в последние годы данную информацию не подтверждают.

В 1991 г. начались испытания "Дефендера" с другой РЛС - модернизированным радаром AN/APG-66 от истребителя F-16, Переоборудование самолет проходил в США на заводе фирмы Вестингауз в Балтиморе; испытания - в испытательном центре ВМС США Пэтаксен-Ривер. Заинтересованность в закупке четырех "Дефендеров", оснащенных РЛС от F-16, проявляют ВВС Турции.

В 2003 британская армия приобрела 4 самолета получивших обозначение Defender AL Mk1. В ходе эксплуатации самолеты были доработаны (удлинен нос для размещения там поворотной турели для оптического или FLIR датчика.) и переобозначены как Defender AL Mk2.

Последняя версия самолета сознанная на фирме Britten-Norman получила обозначение BN-2T-4S Defender 4000. Эти самолеты с двумя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce 250-17F/1 могут использоваться для установки различных систем воздушной разведки и наблюдения.










ЛТХ:
Модификация BN2T-4S
Размах крыла, м 17.20
Длина самолета,м 10.86
Высота самолета,м 4.20
Площадь крыла,м2 34.31
Масса, кг
пустого самолета 2068
максимальная взлетная 3855
Тип двигателя 2 ТВД Rolls-Royce 250-17F-1
Мощность, л.с. 2 х 400
Максимальная скорость, км/ч 418
Крейсерская скорость, км/ч 326
Скорость патрулирования, км/ч 186
Практическая дальность, км 1863
Продолжительность патрулирования, ч 8
Практический потолок, м 7622
Экипаж, чел 3-4

BN-2 Maritime Defender


Разработчик: Britten-Norman
Страна: Великобритания
Первый полет: 1979
Тип: Патрульный самолет
ЛТХ Доп. информация



Самолет BN-2 Maritime Defender предназначен для патрулирования, разведки на море, проведения поисково-спасательных операций, эвакуации больных и раненых, перевозки небольших грузов. Он является модификацией надежного многоцелевого самолета BN-2 Islander, выпускавшегося английской фирмой Pilatus Britten-Norman (всего выпущено более 1100 машин этого типа).

BN-2 является цельнометаллическим высокопланом с фюзеляжем прямоугольного сечения, однокилевым хвостовым оперением и неубирающимся трехстоечным колесным шасси со спаренными колесами на основных стойках Фирмой Britten-Norman разработаны две модификации самолета - BN-2B с двумя поршневыми двигателями с горизонтальным расположением цилиндров фирмы Avco (Textron) Lycoming 0-540-K1BS мощностью 300 л.с. каждый и BN-2T с двумя турбовинтовыми двигателями Allison 250-В17С мощностью на валу 320 л.с. В самолетах обоих модификаций запас топлива (740 л) размещен в двух крыльевых баках, установленных между лонжеронами крыла, и в двух концевых крыльевых баках. Имеется возможность размещения под крылом двух дополнительных топливных баков емкостью по 227 л каждый.

Самолеты "Мэритайм Дефендер" имеют современное бортовое радиоэлектронное оборудование, главным компонентом которого является поисковая или многофункциональная РЛС Bendix RDR-1400, устанавливаемая в носовой части фюзеляжа. Сканирование антенны многофункциональной РЛС составляет 60╟ с каждого борта, причем ширина захвата поверхности воды при полете на оптимальной высоте достигает 110 км. В состав электронного оборудования входит также аппаратура радионавигационной системы Омега, радиовысотомер и современные средства радиосвязи. Самолеты способны осуществлять патрулирование в течение 8 часов.

Для повышения возможностей самолета BN-2 при поиске самолетов и кораблей фирмы Britten-Norman и Тorn EMI в опытном порядке установили на нем радиолокационный комплекс Скаймастер, способный одновременно обнаруживать до 100 воздушных и 32 морских целей. РЛС установлена в большом носовом обтекателе и может вести обзор нижней и верхней полусфер (во втором случае угол обзора составляет 280╟). При этом корабли и самолеты обнаруживаются на расстоянии 230 км.

При использовании самолета в поисково-спасательных операциях сбрасывание с парашютами спасательных средств может осуществляться через большой грузовой люк в задней части фюзеляжа.

В случае необходимости на самолете может быть установлено вооружение, для этого предусмотрены четыре подкрыльевых узла подвески. Здесь могут быть размещены 7,62-мм пулеметы, пусковые установки неуправляемых ракет, авиационные бомбы и другое оружие массой до 525 кг.

Самолет поставлялся в ВМС Кипра, Индии и Сейшельских островов.





Модификации :
BN-2A Maritime Defender первая серийная модификация самолета.
BN-2B Maritime Defender

вторая серийная модификация самолета.
BN-2Т ASW/ASV Maritime Defender

модернизированная версия на базе самолета BN-2T Turbine Defender.




ЛТХ:
Модификация BN-2B
Размах крыла, м 16.15
Длина самолета,м 10.86
Высота самолета,м 4.18
Площадь крыла,м2 31.31
Масса, кг
пустого самолета 1925
максимальная взлетная 2993
Топливо
внутреннее , кг 585
ПТБ, л 2 х 227.3
Тип двигателя 2 ПД Textron Lycoming IO-540-K1B5
Мощность, л.с. 2 х 300
Максимальная скорость, км/ч 339
Крейсерская скорость, км/ч 264
Практическая дальность, км 2773
Дальность действия, км 1136
Продолжительность патрулирования, ч 6
Практический потолок, м 5240
Экипаж, чел 1 + 3 оператора или 870-кг груза
Вооружение: Боевая нагрузка - 907 кг на 4 узлах подвески
227-кг или 113-кг бомбы, УР воздух-поверхность AS.11.
ПУ 4х80-мм НУР SURA, или ПУ Matra 155 18х68, или ПУ Matra 122 7х68-мм НУР, контейнеры с 7.62-мм пулеметами

BN-2T AEW Defender


Разработчик: Britten-Norman
Страна: Великобритания
Первый полет: 1988
Тип: Самолет ДРЛО
ЛТХ Доп. информация



Разработка авиационного комплекса ДРЛО с ограниченными возможностями началась еще в начале 80-х годов, то есть - до принятия решения об аннулировании программы Nimrod AEW Mk.3 В качестве платформы для размещения РЛС выбрали легкий пассажирский самолет BN-2T Islander.

В начале 90-х один самолет (ZG989) был переделан по программе CASTOR (Corps Airborne Stand-Off Radar) с установкой РЛС в носовой обтекателе.

Второй вариант был разработан по программе ASTOR (Airborne Stand-Off Radar). На самолете установлен доплеровская РЛС Skymaster английской фирмы Thorn EMI.

Станция была разработана на основе импульсно-допплеровской РЛС "Серчуотер", использовавшейся на базовом патрульном самолете "Нимрод" MR.2. Доработанная для установки на самолет ДРЛО станция получила название "Скаймастер", а сам самолет - AEW Defender.

РЛС установлена в шарообразном носовом обтекателе и имеет круговой обзор в нижней полусфере, в верхней - станция отслеживает воздушную обстановку в секторе 280 град, (передняя полусфера). Чтобы бесформенный нос, куда была установлена антенны радиолокатора, не касался грунта, было модифицировано шасси с удлиненной (около 30 см) стойкой шасси носового колеса. Вопреки бесформенному внешнему виду самолет практически не ухудшил свои летные качества.

РЛС "Скаймастер" способна обнаруживать до 100 воздушных (одновременное сопровождение возможно для 50 из них) и 32 надводных целей одновременно. Дальность обнаружения цели типа "истребитель" - до 200 км в верхней полусфере и до 120 км - в нижней; морские цели класса "эсминец" РЛС обнаруживает на удалении 290 км, "катер" - 130-160 км. Продолжительность патрулирования 4-5 ч., с дополнительными топливными баками - до 9 ч.

В состав бортового оборудования, в зависимости от комплектации, может входить от одного до шести пультов управления и отображения информации. Оптимальной считается установка двух пультов: одного для обнаружения целей, другого для наведения на них истребителей. Оператор пульта управления получает буквенно-цифровые данные о двух целях одновременно вместе с данными о своем истребителе и, следовательно, способен осуществлять непосредственное управление перехватом в воздухе. По желанию заказчика может устанавливаться линия передачи данных, система опознавания "свой-чужой" и связанная с ней система радиоэлектронной разведки.

Первый полет самолета с РЛС Skymaster состоялся в 1988 году.







ЛТХ:
Модификация AEW Defender
Размах крыла, м 16.15
Длина самолета,м 12.37
Высота самолета,м 3.85
Площадь крыла,м2 31.40
Масса, кг
пустого самолета 2470
максимальная взлетная 3855
Тип двигателя 2 Rolls-Royce 250-17F-1
Мощность, л.с. 2 х 400
Максимальная скорость, км/ч 418
Крейсерская скорость, км/ч 315
Радиус действия, км 100
Продолжительность патрулирования, ч 8
Практический потолок, м 7600
Экипаж, чел 2

BN-3 Nymph


Разработчик: Britten-Norman
Страна: Великобритания
Первый полет: 1969
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 60-х Десмонд Норман (Desmond Norman) и Джон Бриттен (John Britten) приступили к проектированию нового легкого многоцелевого самолета, получившего обозначение Britten-Norman BN-3 Nymph. Он представлял собой четырехместный цельнометаллический высокоплан, оснащенный двигателем Lycoming O-235-C1B мощностью 115 л.с.

Прототип самолета (G-AXFB) впервые поднялся в воздух 17 мая 1969 года. Несмотря не неплохие летные характеристики самолет не нашел своих заказчиков. В последствии Десмонд Норман использовал его при создании своего самолета NAC-1 Freelance.











ЛТХ:
Модификация BN-3
Размах крыла, м 11.98
Длина, м 7.20
Высота, м 2.90
Площадь крыла, м2 15.70
Масса, кг
пустого 517
максимальная взлетная 873
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-235-C1B
Мощность, л.с. 1 х 115
Макс. скорость пикирования, км/ч 188
Крейсерская скорость, км/ч 182
Практическая дальность, км 966
Максимальная скороподъемность, м/мин 180
Практический потолок, м 3414
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажиров

SA-1 Sheriff


Разработчик: Britten
Страна: Великобритания
Первый полет:
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Небольшой рассказ о небольшом самолете, разработанным Джоном Бриттеном, чье имя упоминалось в истории NAC-6 Fieldmaster. Имя "John Britten" - первое слагаемое в названии фирмы Britten-Norman, чьим творением является самый продаваемый британский самолет в послевоенное время: Britten-Norman Islander, и сделанные на его основе Defender и Trislander.

Бриттен считался квалифицированным и авторитетным конструктором, видимо поэтому когда в феврале 1976 года он уходит из Britten-Norman и основывает (на острове Уайт, аэродром Бембридж) свою компанию к нему на помощь приходят настоящие тяжеловесы британской авиаиндустрии, чьи имена скрупулезно перечисляются в заметках о самолете в английских авиажурналах: John Allan - экс-главный конструктор Handley Page и Britten-Norman; Denis Berryman - с чьим участием создавался "Исландер"; Maurice Brennan - главный конструктор Saunders-Roe, Folland, Avro, ...; Ron Dack, работал на больших должностях в Miles и Britten-Norman и еще несколько столь же авторитетных людей. Настоящая суперкоманда! Которая разрабатывает... нет, не дримлайнер и не прорывной боевой самолет, а мелкий, хоть и симпатичный, двухмоторный аэропланчик Britten SA-1 Sheriff.

В июле 1977 случается трагедия - еще молодой (48 лет) Джон Бриттен умирает от сердечного приступа. Но дело его живет - работы продолжает младший брат Robin Britten. Личность тоже известная, но в совершенно другой области - он долгое время был продюсером "классической" британской рок-группы The Hollies. В компании рассчитывают что для запуска проекта требуется 1 млн. фунтов стерлингов, так же называлась сумма 550тыс.фунтов требуемая для строительство прототипа, его испытаний и сертификации.

"Шериф" позиционировался как двухместный самолет безопасного (за счет двух моторов) обучения начинающих пилотов с неубираемым шасси. Более продвинутый вариант комплектации включал: еще два места, дополнительное приборное оборудование, двигатели того же типа но другой модификации с чуть большей мощностью, винт постоянной скорости вращения (constant-speed propeller) вместо фиксированного, и убираемое шасси. Он мог использоваться как воздушное такси, бизнес-самолет и т.д. Цена в базовой комплектации - 25тыс.ф., в 4хместной - 29,3тыс.ф. Расчет был таков: студент (по статистике того времени ему около 40 лет) учится летать на базовом самолете, а для себя и своей семьи затем покупает "дорогую" версию.

Конструкция цельнометаллическая исключая носовой колпак из пластмассы, двигатели - два поршневых Lycoming O-235, в дальнейшем возможно применение Rolls-Royce IO-368. Крыло однолонжеронное, топливные баки - в крыле, хвостовая часть - четырехлонжеронная. Багажный отсек был сделан намеренно небольшим - дабы не вводить в искус владельцев и не перегружать самолет. Нестандартное размещение двух пассажиров - они сидели спинами к пилоту и сидящему рядом первому пассажиру, объяснялось тем что так для их ног было больше места - они могли их вытянуть в пустую хвостовую часть, а также лучше обзор и больше возможностей пообщаться с пилотом и его соседом.








ЛТХ:
Модификация SA-1
Размах крыла, м 10.06
Длина, м 6.98
Высота, м
Площадь крыла, м2 13.94
Масса, кг
пустого 797
максимальная взлетная 1202
Тип двигателя 2 ПД Lycoming O-235-L2C
Мощность, л.с. 2 х 112
Макс. скорость пикирования, км/ч 241
Крейсерская скорость, км/ч 235
Практическая дальность, км 1005
Максимальная скороподъемность, м/мин 366
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажиров