CMASA
S%^Tt$ - 7555000775000
BGA


Разработчик: CMASA
Страна: Италия
Первый полет: 1936
Тип: Средний бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



Средний бомбардировщик Fiat BGA (Bombardamento Genio Aeronautico) был построен на предприятии "Marina di Pisa" компании "Costruzioni Meccaniche Aeronautiche SA" (более известна как CMASA), принадлежавшей концерну "Fiat". Данная компания строила по лицензии несколько типов самолетов, включая летающие лодки семейства Dornier Wal.

Затем под руководством конструктора Марио Стиавелли в компании была разработана целая серия гидросамолетов, получивших общий префикс MF (от "Marina Fiat"). В данную серию входили следующие самолеты: CMASA MF.4 - трехместная разведывательная летающая лодка с крылом типа парасоль и двигателем Piaggio Stella IX R мощностью 600 л. с. (447 кВт) и тянущим винтом; двухмоторная коммерческая летающая лодка MF.5 - создана на базе самолета Wal; двухместный разведывательный гидросамолет MF.6, запускавшийся с катапульты и отличавшийся одним центральным поплавком и вспомогательными поплавками на законцовках крыла, а также оснащавшийся двигателем Piaggio Jupiter VI мощностью 575 л. с. (429 кВт); двухместная разведывательная летающая лодка-биплан MF.10, запускавшаяся с катапульты и оснащавшаяся двигателем Fiat A.30 RA мощностью 600 л.с. (447 кВт).

Новым этапом в истории компании стало проектирование (конструктор Aldo Guglielmetti) цельнометаллического низкоплана - среднего бомбардировщика, оснащенного двумя звездообразными двигателями Fiat A.80 RC.41 мощностью 1000 л.с. каждый. Фюзеляж машины за надфюзеляжной и подфюзеляжной пулеметными установками был как бы "срезан" - по типу британского Handley Page Hampden, хвостовое оперение - двухкилевое, а основные опоры шасси убирались в гондолы двигателей, имелось также хвостовое колесо. Вооружение состояло из трех 7.7-мм пулеметов установленных в трех огневых точках (сверху и снизу фюзеляжа и в хвостовой части).

Самолет BGA создавался под требования итальянского Министерства авиации от 1934 года и совершил первый полет в 1936 году под управлением Джованни де Бриганти (Giovanni de Briganti). Единственный прототип (MM.295) был в апреле 1938 года был передан в испытательный центр Guidonia. Летные испытания самолета BGA принесли разочаровывающие результаты, поэтому он был снят с конкурса.

Техническое описание.

Бомбардировщик CMASA BGA представлял собой четырехместный средний бомбардировщик цельнометаллической конструкции с убирающимися шасси.

Фюзеляж вытянутой эллиптической формы представлял собой конструкцию, соединенную из двух частей. Передняя часть представляла собой цельнометаллический монокок с дюралевой обшивкой, в то время как задняя - "срезанный" по высоте каркас, сваренный из стальных труб и обтянутый полотном. Низ носовой части фюзеляжа была полностью застеклен для улучшения обзора бомбардиру. Кабина пилотов располагалась над крылом. Под крылом самолета был расположен бомбоотсек.

Крыло самолета цельнометаллическое, свобондонесущее автоматическими предкрылками по всей длине консолей и с щелевыми закрылками.

Горизонтальное оперение расположено у верха хвостовой балки фюзеляжа. Двухкилевое вертикальное оперение свободнонесущее, установленное на горизонтальное.

Силовая установка состояла из двух двухрядных радиальных двигателей Fiat A.80 RC.41 с трехлопастными винтами FIAT изменяемого шага. Винты выпускались в Италии по лицензии американской фирмы Hamilton.

Шасси самолета трехстоечное с убирающимися основными стойками. В убраном положении основные стойки и колеса расположены между двух сторон моторамы позади двигателя. Заднее косело неубирающееся.

Вооружение самолета состоит из трех однопулеметных оборонительных позиций, оснащенных 7,7-мм пулеметами SAFAT-Scotti: передней и двух задних. Передняя представляла собой турель над местом бомбардира. Задние оборонительные позиции - нижняя люковая установка и верхняя непосредственно за пилотской кабиной.







ЛТХ:
Модификация BGA
Размах крыла, м 21.46
Длина, м 15.73
Высота, м 4.85
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 6000
нормальная взлетная 8500
Тип двигателя 2 ПД Fiat A.80 RC.41
Мощность, л.с. 2 х 1000
Максимальная скорость , км/ч 405
Крейсерская скорость , км/ч 310
Практическая дальность, км 2000
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 4
Вооружение: три 7.7-мм пулемета
бомбовая нагрузка - 1600 кг

G.8


Разработчик: Fiat-CMASA
Страна: Италия
Первый полет: 1934
Тип: Многоцелевой вспомогательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Неравнокрылый биплан Fiat G.8 разработан под официальные требования к учебному самолету для резерва ВВС Италии. Прототип (MM.211) выполнил первый полет 28 февраля 1934 года.

Самолет смешанной конструкции с V-образными стойками оснащался неубираемым шасси. Кабина курсанта расположена под вырезом центроплана верхнего крыла, кабина инструктора - за кабиной курсанта.

G.8 строились CMASA, дочерней фирмой "Fiat", на заводе в Марина-де-Пиза. На самолет последовали два военных заказа - на 50 машин в 1935 году и на десять самолетов в 1936 году.

Серийные самолеты оснащались кольцами Тауненда вокруг мотора Fiat A.54 вместо капота на прототипе. Также на серийных машинах доработали вертикальное оперение и отказались от массивных обтекателей на колесах основных опор шасси.

G.8, пилотируемые военными летчиками, принимали участие во многих предвоенных соревнованиях туристских и спортивных самолетов в Италии. Самолеты строились и для гражданских заказчиков, включая вариант с мотором Fiat A.70 мощностью 200 л. с.

Самолёт был выпущен в количестве 60 экземпляров (номера ММ56101-ММ56150 и ММ56251-ММ56260).

С 1935 по 1940 гг. самолёты G.8 успешно эксплуатировались в качестве связных и тренировочных, а в период гражданской войны в Испании несколько машин вошли в состав итальянских экспедиционных сил. Предположительно, последние самолёты G.8 были списаны в 1942 году.








ЛТХ:
Модификация G.8
Размах крыла, м 8.76
Длина, м 7.00
Высота, м 2.50
Площадь крыла, м2 18.91
Масса, кг
пустого самолета 560
нормальная взлетная 840
Тип двигателя 1 ПД Fiat A.54
Мощность, л.с. 1 х 135
Максимальная скорость, км/ч 212
Крейсерская скорость, км/ч 185
Практическая дальность, км 925
Практический потолок, м 5200
Экипаж, чел 2

MF.4


Разработчик: CMASA
Страна: Италия
Первый полет: 1932
Тип: Разведывательная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Компания CMASA ("Costruzioni Meccaniche Aeronautiche SA") была основана в 1922 году как SCMP ("Societa di Costruzioni Meccaniche di Pisa") на базе завода "Gallinari" и изначально занималась лицензионной постройкой самолетов Dornier Do Е, Do F, Delfin и Wal. В 1929 году SCMP вошла в состав "Fiat", а в 1930 году изменила название на CMASA. Фирма разрабатывала и строила самолеты собственной конструкции.

Роль CMASA в империи "Fiat" постепенно снижалась, а производство адаптировалось под самолеты "Fiat" различного назначения и с различными двигателями.

Тем не менее под руководством Марио Стиавелли на CMASA было спроектировано несколько летающих лодок оригинальной конструкции серии MF (Marina Fiat). Первой стала лодка CMASA MF.4 - двух/трехместная разведывательная летающая лодка с крылом типа парасоль, выполнившая первый полет 8 мая 1932 года с мотором Piaggio P.VI и тянущим винтом, расположенным по центру крыла (замены позже на Piaggio Stella IX R мощностью 600 л.с. (447 кВт).

Небольшие размеры MF.4 диктовались необходимостью использовать их с крейсеров типа Zara. На этом крейсере и прошли испытания два прототипа самолета (MM.156 и MM.161). Второй прототип был модифицирован и получил обозначение MF.4bis. Результаты испытаний позволили заказать для флота небольшую серию из 6 машин (MM.35148/35153)





ЛТХ:
Модификация MF.4
Размах крыла, м 15.50
Длина самолета,м 11.17
Высота самолета,м 3.58
Площадь крыла,м2 41.00
Масса, кг
пустого самолета 920
максимальная взлетная 1830
Тип двигателя 1 ПД Piaggio Stella IX R
Мощность, л.с. 1 х 600
Максимальная скорость, км/ч 196
Крейсерская скорость, км/ч 175
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2-3
Вооружение: два 7.7-мм пулемета

MF.5


Разработчик: CMASA
Страна: Италия
Первый полет: 1931
Тип: Транспортная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Следом за разведывательной MF.4 компания CMASA создала транспортную летающую лодку MF.5. Он былабыла разработана на основе самолета Wal. Инженер Гвидо Гауди (Guido Guidi) серьезно переработал конструкцию немецкой лодки создавая свой проект. MF.5 имела крыло типа парасоль и снабжалась спонсонами на корпусе для лучшей устойчивости на воде. Самолет был способен перевозить до 10 пассажиров и оснащался двумя V-образными моторами Fiat A.24R мощностью по 750 л. с. (559 кВт), установленными тандемно с тянущим и толкающим винтами.

Первый прототип самолета (MM.270) с двухлопастным винтом совершил свой полет в декабре 1931 года. Второй прототип (MM.271) поднялся в воздух 10 сентября 1933 году уже с трехлопастным пропеллером.

К этому времени конкурс на гражданскую транспортную лодку был отменен и оба прототипа были переданы в S.A.N.A. (Società Anonima Navigazione Aerea) в Генуе. Там лодки получили гражданские регистрационные номера MM.270 - I-AZEF, а MM.271 - I-AZER и были использованы для рейсов в западной части Средиземного моря. После поглощения фирмы Ala Littoria обе машины были возвращены Министерству аваиции.





ЛТХ:
Модификация MF.5
Размах крыла, м 23.20
Длина самолета,м 17.10
Высота самолета,м 5.45
Площадь крыла,м2 93.00
Масса, кг
пустого самолета 5210
максимальная взлетная 7550
Тип двигателя 2 ПД Fiat A.24R
Мощность, л.с. 2 х 750
Максимальная скорость, км/ч 225
Крейсерская скорость, км/ч 185
Практическая дальность, км 1850
Практический потолок, м 3200
Экипаж, чел 2-3
Полезная нагрузка: до 10 пассажиров

MF.6


Разработчик: CMASA
Страна: Италия
Первый полет: 1934
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



В начале 30-х годов прошлого столетия Министерство авиации Италии объявило конкурс на двухместный разведывательный самолет для крейсеров класса Condottieri. В конкурсе приняло участие несколько фирм, в том числе CMASA ("Costruzioni Meccaniche Aeronautiche SA"). Проект самолета, получившего обозначение MF.6 (Marina Fiat 6), возглавил инженер Манлио Ставелли (Manlio Stiavelli).

В ходе строительства несколько раз изменялись параметры, в результате чего первый построенный экземпляр уже именовали MF.6bis. Это был двухместный биплан смешенной конструкции, катапультного старта с одним большим поплавком и двумя подкрыльевыми поплавками меньшего размера, оснащенный одним звездообразным мотором Bristol Jupiter VI мощностью 575 л. с. (429 кВт) постройки "Piaggio". Вооружение MF.6 состояло из двух пулеметов: переднего неподвижного 7.7-мм Breda-SAFAT и Lewis такого же калибра, установленного на подвижной турели в кабине наблюдателя.

Министерство авиации заключило контракт на строительство двух прототипов (MM.183 и 184) самолета, первый из которых поднялся в воздух в сентябре 1934 года. Развитие самолеты не получили так как в конкурсе победил IMAM Ro.43.








ЛТХ:
Модификация MF.6
Размах крыла, м 11.05
Длина, м 9.30
Высота, м 3.56
Площадь крыла, м2 33.40
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД De Havilland Gipsy
Мощность, л.с. 1 х 85
Максимальная скорость, км/ч 265
Крейсерская скорость, км/ч 205
Практическая дальность, км 1300
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 2
Вооружение: один 7.7-мм пулемет Breda-SAFAT

MF.10


Разработчик: CMASA
Страна: Италия
Первый полет: 1934
Тип: Разведывательная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Последней машиной серии MF (Marina Fiat) стал гидроплан MF.10, разработанный инженером фирмы CMASA Манлио Ставелли (Manlio Stiavelli). Самолет предназначался для базирования на крупных кораблях ВМС Италии и представлял собой биплан с открытыми кабинами стрелка-наблюдателя и летчика, расположенными перед крылом. Горизонтальное оперение самолета - расчалочного типа, установлено примерно на уровне двух третей высоты киля, а корпус лодки выполнен с двумя реданами. Двигатель Fiat A.30RA мощностью 600 л.с. с толкающим винтом установлен в мотогондоле в центроплане верхнего крыла. Вооружение лодки состояло из одного подвижного переднего пулемета Breda-SAFAT калибра 7,7-мм.

В 1934 году выло выпущено два прототипа - MM.238 и MM.288 (оба уже под обозначением MF.10bis). Развития проект не получил, а оба самолета были переданы летным школам. Последнее упоминание о использовании MM.288 датируется июнем 1937 года.





ЛТХ:
Модификация MF.10
Размах крыла, м 11.70
Длина самолета,м 9.35
Высота самолета,м 3.23
Площадь крыла,м2 35.50
Масса, кг
пустого самолета 1545
максимальная взлетная 2360
Тип двигателя 1 ПД Fiat A.30RA
Мощность, л.с. 1 х 600
Максимальная скорость, км/ч 275
Крейсерская скорость, км/ч 250
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 7500
Экипаж, чел 2
Вооружение: один передний 7.7-мм пулемет Breda -SAFAT