Co-Z
S%^Tt$ - 7555000775000
Cozy III(IV)


Разработчик: Co-Z
Страна: США
Первый полет: 1982
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1973 году Натаниел Паффер (Nataniel "Nat" Puffer), к тому времени уже, в общем-то совсем немолодой человек с багажом знаний магистра инженерии и некоторыми специальными навыками аэронавтики, которые он приобрел в послевоенные годы, поступив и окончив с отличием Университет Миннесоты, решил стать самодельщиком. И, как многие его ровесники и энтузиасты той поры, конечно же, купил себе кит-набор от Джима Биди (Jim Bede) на самолетик под название BD-5 и, безусловно, с воодушевлением его строил. Но┘

Многие знают, чем закончилась эта эпопея┘ Удача полетать на этом супердетище выпала очень немногим. Тогда, в 1978 году, начитавшись журнала о популярных науках, Паффер заинтересовался и таки построил свой первый Very EZ - версию самолетика Берта Рутана (Burt Rutan), и все в нем было хорошо, кроме того, что жене пришлось сидеть сзади. Тогда он поискал начатый проект Long EZ и решил его переделать в варианте с двумя - плечо к плечу - передними сиденьями.

Натан специально обратился к Берту с вопросом, есть ли у него версия именно такого расположения кресел, но Берт не делал таких попыток. Несмотря на то, что Берт очень скептически относился к любым попыткам переделки своей машинки, Натан все-таки добил свой вариант и таки сделал свой вариант с широкой кабиной на два кресла впереди и еще одно сиденье сзади, с 120-сильным двигателем Lycoming O-235-L2C. Корпус был выпилен из пенопласта горячим проводом, обшит стекловолокном и залит эпоксидкой - самый дешевый и простой способ создания фюзеляжа, наверное, и по сегодняшний день.

Для переделки самолета и расширения корпуса на 97 см (38 дюймов) потребовалось очень скрупулезно переделать, в общем, все, включая толщину стенок, усиление несущей внутренней поверхности продольным килем, куда прятались как кабеля рулей управления, так и вентиляция кабины была подведена "изнутри". Все системы управления были продублированы для обеих сторон. Натан и его жена Ширли дебютировали на своем прототипе в Ошкоше в 1982 году. В конце концов, информация дошла до Берта Рутана, он рассмотрел разработку и новшества, предложенные Натаном и┘ таки утвердил их.

Существует официальная бумага, в которой указано, что Берт Рутан не возражает против изменений в конструкции своего самолета Long EZ, произведенных Натаниелем Паффером, и разрешает торговать этим самолетом и его планами с лицензией самого Берта Рутана. Так появилась компания Co-Z (слово "кози" по-английски означает "уют" или "комфорт" - именно такой была задача при создании именно "бок-о-бок"-варианта фюзеляжа с дополнительным местом позади). Так появился первый самолетик под названием Cozy III. Его появление и событие в жизни канардов зафиксировано благотворительным актом, когда в 1992 году Натаниель подарил свой борт No.1 музею экспериментальной авиации в Ошкоше.

Cozy сначала выпускались трехместные, а с 1988 года четырехместный Cozy IV с двигателем Lycoming O-360 стал набирать обороты популярности. Надо сказать, что Натан даже уже после создания Mark III собрался совсем покинуть работу и уйти на пенсию, но не тут-то было - Mark IV стал настолько популярен, что пришлось заново переписывать всю документацию и отложить планы на спокойную пенсионную жизнь. Всего к 2015 году было построено 350 экземпляров Cozy IV.

В чем же состоял тот интересный поворот, что заставил Ната стать еще раз лидером компании Co-Z Development Company? Во-первых, сам компактный вариант исполнения всей машины с, в общем-то, небольшим движком. Большим делом еще стало то, что самолетик был продан как план-строительство - не как кит-набор, а просто документированный шаг за шагом процесс. При всем при том, что чаще всего кито-строители любят строить, а не летать, в нашем случае этот самолетик стал исключением, потому как действительно отличался прекрасными летными данными.

На сегодняшний день всеми правами на самолеты Cozy III и IV обладает небезызвестная интернет-компания Aircraft Spruce & Specialty Co, которая выкупила все права на эту разработку в 2005 году у Ken Brock Manufacturing Co. of Stanton, CA. Стоимость комплекта чертежей на 2015 год составляла всего 500 долларов США.

В последствии на базе самолетов были созданы еще несколько модификаций - Cozy IV-RG с убирающимся шасси, Twin Cozy - с двумя 100-сильными мотоциклетными двигателями Suzuki Swift, Kinda Cozy RG - вариант Cozy с автомобильным двигателем Subaru EG33 (230 л.с.), Cozyjet - самолет с двигателем Mazda 13B, который затем сменили на ТРД GE T58-8F, Fish Eagle - южно-африканская переделка Cozy IV под автомобильный двигатель V8 и последним стал БПЛА AURA (Autonomous Unmanned Reconnaissance Aircraft) с двигателем Lycoming O-235, представлявший собой переделку компанией Aeromet Cozy IV.




ЛТХ:
Модификация Cozy III Cozy IV
Размах крыла, м 8.00 8.57
Длина самолета, м 5.10 5.15
Высота самолета, м 2.40 2.41
Площадь крыла,м2 8.88 8.20
Масса, кг
пустого самолета 411 476
максимальная взлетная 680 930
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-235-L2C 1 ПД Lycoming O-360
Мощность, л.с. 1 х 120 1 х 180
Максимальная скорость, км/ч 320 380
Крейсерская скорость, км/ч 290 350
Практическая дальность, км 1900 2400
Скороподъемность, м/мин 246 366
Практический потолок, м 5500 6100
Экипаж, чел 1 1
Полезная нагрузка: 2 пассажиров 3 пассажиров