Coandă
S%^Tt$ - 7555000775000
Coanda 1910


Разработчик: Coanda
Страна: Франция
Первый полет: 1910
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1910 году авиаконструктор румынского происхождения Анри Коанда (Henri Coanda) построил в мастерских Капрони этот своеобразный аппарат. Примечателен в нём прежде всего двигатель - компрессор, работая от 4-х цилиндрового 50-ти сильного бензинового мотора Clerget, нагнетал воздух в 2 расположенные по бокам фюзеляжа камеры сгорания, где тот смешивался с топливом и сгорал. Топливные баки размещались в верхней паре крыльев, которая была по площади больше нижней и несколько выдвинута вперёд относительно той.

В октябре 1910 самолёт экспонировался на второй международной аэронавтической выставке в Париже, где и было сделано расположенное выше фото. Аппарат поднимался в воздух один-единственный раз - 16 декабря 1910 г.

В этот день Коанда занимался испытаниями своего детища на аэродроме Issy-les-Moulineaux близ Парижа. По его воспоминаниям, он не собирался подниматься в воздух, а только хотел проверить работу двигательной установки, однако неожиданно большая и горячая реактивная струя заставила его целиком сконцентрироваться на регулировке двигателя. Хотя обшивка возле сопел и была металлической, приходилось опасаться пожара. К тому же, по легенде там в это время можно было наблюдать эффект прижимания струи к поверхности, также известный как эффект Коанда.

Самолёт тем временем двигался и набрал достаточно большую скорость, так что когда Коанда посмотрел вперёд и обнаружил что быстро приближается к стене, времени тормозить или поворачивать уже не было. Он не имел опыта управления самолётом в воздухе, поэтому после того как самолёт взмыл резко взмыл вверх он пролетел немного и упал на левое крыло. Свежеиспечёный авиатор не стал таковым в прямом смысле - его выбросило наружу при столкновении с землёй, машина же сгорела.

Дальнейшего развития проект не получил из-за недостатка внимания со стороны публики и поддержки со стороны научного сообщества и спонсоров. Коанда переключился на аппараты c пропеллером и успешно продолжил свои исследования в области аэродинамики.







ЛТХ:
Модификация Coanda 1910
Размах крыла, м 10.30
Длина самолета,м 12.50
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 32.70
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 420
Тип двигателя 1 ПД Clerget
Мощность, л.с. 1 х 50
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Продолжительность полета, ч
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

Coanda 1911


Разработчик: Coanda
Страна: Франция
Первый полет: 1911
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



Coanda 1911 крайне любопытный аппарат, спроектированный и построенный в начале 1911 года румынским изобретателем Анри Коанда, более известным как создатель первого в мире "безвинтового" аэроплана с мотокомпрессорным двигателем.

Это вторая авиационная разработка Коанда, выглядящая не менее оригинально. Ее силовой агрегат представлял собой два семицилиндровых 70-сильных ротативных мотора "Гном-Гамма", установленных по бортам фюзеляжа и вращавших через конический шестеренчатый редуктор один большой четырехлопастный винт. Таким образом, Коанда мог претендовать на создание если не первого, то одного из первых двухмоторных самолетов.

Конструкция планера тоже весьма необычна, тут и тандемные четырехколесные опоры шасси в огромных треугольных обтекателях, напоминающих юбки или клеши, и фюзеляж, "подвешенный" на расчалках между крыльями, и Х-образное хвостовое оперение. Каркас был сделан из никелевой стали и обтянут полотном, только передняя часть фюзеляжа в районе кабины имела гнутую фанерную обшивку.

Управление по крену осуществлялось перекашиванием законцовок крыла (гошированием). Самолет выделялся довольно крупными для тех времен размерами и массой: длина - 13 м, размах - 16,5 м, взлетный вес - 1250 кг. Кабина вмещала пилота и троих пассажиров.

Конструктор рассчитывал, что его творение сможет развивать скорость до 130 км/ч, однако неясно, оправдался ли этот прогноз, так как данных о результатах летных испытаний не сохранилось.

В октябре 1911 года аппарат протестировали в Реймсе французские военные, которым Коанда предложил его в качестве прототипа многоцелевого армейского аэроплана, но, то ли из-за необычности конструкции, то ли по каким-то иным причинам на вооружение его не приняли. Гражданских покупателей на машину тоже не нашлось и ее дальнейшая судьба неизвестна.

(c) Вячеслав Кондратьев







ЛТХ:
Модификация Coanda 1911
Размах крыла, м 16.50
Длина самолета,м 13.00
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета 470
максимальная взлетная 1250
Тип двигателя 2 ПД Gnome Gamma
Мощность, л.с. 2 х 70
Максимальная скорость, км/ч 130
Крейсерская скорость, км/ч
Продолжительность полета, ч
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 3 пассажиров

Coanda No.4


Разработчик: Coanda
Страна: Франция
Первый полет: 1917
Тип: Бомбардировщик-разведчик
ЛТХ Доп. информация



В начале Первой Мировой Анри Коанда (Henri Coandă) вернулся во Францию был принят на работу в Section Technique de l'Aéronautique (STAé) по просьбе полковника Этьена. В начале 1915 года он перешел в конструкторское бюро компании SIA-Delaunay-Belleville (авиационное отделение известного французского производителя автомобилей).

В новой компании он разработал три проекта самолетов, как всегда необычных, например одноместный артиллерийский биплан со складными крыльями и оснащенный двигателем Hispano-Suiza мощностью 140 л.с.

Четвертым проектом Коанды стал бомбардировщик-разведчик (или тяжелый эскортный истребитель) Coanda No.4 (или Coanda-Delaunay-Belleville No.4). Работы над самолетом были начаты в 1916 году (часто из-за этого проект так же называют Coanda 1916). Это был трехместный двухстоечный биплан с торпедообразным фюзеляжем, оснащенный сдвоенным двигателем состоящим из двух Hispano-Suiza 8Aa, общей мощностью 300 л.с. Двигатели были установлены внутри фюзеляжа и охлаждались двумя круглыми радиаторами Lamblin, расположенными под фюзеляжем. После доработки их заменили на большие боковые радиаторы.

В первой (носовой) кабине располагался наводчик, вооруженный 7.7-мм пулеметом Lewis. Анри Коанда планировался специально для него разработать некое 140-мм "ракетное орудие" (canon-fusée), но этот проект остался только на бумаге. Пилот сидел в центральной открытой кабине, а в задней, оснащенной 7.7-мм пулеметом на подвижной турели, наблюдатель-стрелок.

Испытания бомбардировщика начались весной 1917 года возле города Этамп-Виллезаваж. В ходе испытаний так и не удалось показать требуемых летных характеристик. Несмотря на это испытания Coanda No.4 заинтересовали британский RNAS, заказавший фирме Delaunay-Belleville строительство пяти подобных машин (серийные номера 1395-1399).

Но в ноябре этого же года самолет потерпел аварию. Восстанавливать его не стали по нескольким причинам - сказалось дефицит двигателей Hispano-Suiza, устанавливавшихся на многие типы боевых французских самолетов, к тому же был практически готов более перспективный проект SIA BN2. Естественно свой заказ аннулировали и RNAS.







ЛТХ:
Модификация Coanda No.4
Размах крыла, м 17.40
Длина, м 8.20
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная
Тип двигателя 2 ПД Hispano-Suiza 8Aa
Мощность, л.с. 2 х 150
Максимальная скорость , км/ч
Крейсерская скорость , км/ч
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 3
Вооружение: один 7.7-мм передний пулемет Lewis, один такой же пулемет в задней кабине на подвижной турели.