Command-Aire
S%^Tt$ - 7555000775000
3С3


Разработчик: Command-Aire
Страна: США
Первый полет: 1928
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1926 году в Литл-Роке, штат Арканзас была основана компания Arkansas Aircraft Co. Президентом компании стал Роберт Б. Сноуден-младший (Robert B. Snowden Jr.), а финансовым директором - Джон Кэрролл Кон (John Carroll Cone). В этом же году качестве инженера в компанию был принят немец Альберт Фольмеке (Albert Voellmecke), выпускник Брауншвейгского технического университета и сотрудник компании Henkel, направленный ею в Америку для оказания консультаций.

Фольмеке организовал выпуск компанией лицензированной копии самолетов Heinkel HD.40. А через два года компания была реорганизована в Command-Aire Inc. и перед Альбертом Фольмеке, ставшим главным конструктором компании, поставили задачу разработать свой собственный легкий многоцелевой самолет.

В результате в этом же году на свет появился самолет Command-Aire 3C3 (или 3С-3). Это был трехместный одностоечный биплан, оснащенный двигателем Curtiss OX-5 мощностью 90 л.с. Эта силовая установка позволяла 3C3 развивать максимальную скорость в 161 км/ч и летать на расстояние 708 километров.

Надежный и легкоуправляемый самолет быстро нашел своего покупателя и в течении двух лет было было продано 116 экземпляров по цене 3350 долларов США. Не останавливаясь на этом успехе компания в следующем году выпустила еще пять модификаций машины.

Первым стал 3C3-A со звездообразным двигателем Warner Scarab мощностью 110 л.с. Всего было продано 20 подобных машин, способных летать со скоростью 170 км/ч. Второй модификацией стал 3C3-AT, отличавшийся от 3C3-A наличием кабины с двойным управлением. Учебные самолеты были выпущены в количестве 6 штук.

Затем был построен вариант 3C3-A с немецким двигателем Siemens-Halske Sh.14 мощностью 125 л.с. Этот вариант, получивший обозначение 3C3-B, выпустили в 5 экземплярах. Так же как и с вариантом А на базе B тоже сделали три учебные машины 3C3-BT. Был даже подписан предварительный контракт с правительством на поставку 36 подобным машин Армии США, но по неизвестным причинам контракт аннулировали.

Последней версией самолета стал 3C3-T с той же силовой установкой, как у первоначальной модификации (Curtiss OX-5). Отличавшийся от 3C3 в основном небольшими переделками фюзеляжа и крыльев, машина имела практически те же летные характеристики и была построена в количестве 30 штук.






ЛТХ:
Модификация 3C3-T
Размах крыла, м 9.60
Длина самолета,м 7.47
Высота самолета,м 2.54
Площадь крыла,м2 28.15
Масса, кг
пустого самолета 626
максимальная взлетная 998
Тип двигателя 1 ПД Curtiss OX-5
Мощность, л.с. 1 х 90
Максимальная скорость, км/ч 167
Крейсерская скорость, км/ч 137
Практическая дальность, км 644
Скороподъемность, м/мин 155
Практический потолок, м 2896
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира

5С3


Разработчик: Command-Aire
Страна: США
Первый полет: 1929
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



После выпуска успешной модели 3C3 (построено около 300 машин) компания Command-Aire Inc. решила создать вариант самолета с лучшими летными характеристиками. Первая проба вышла неудачной - самолет 4C3 с двигателем Walter NZ мощностью 120 л.с. остался на уровне прототипа.

Затем Альберт Фольмеке (Albert Voellmecke) заменил двигатель на 185-сильный Curtiss Challenger. В результате в 1929 году появился самолет Command-Aire 5С3. Он мог развивать скорость до 200 км/ч и летать на расстояние 805 километров. Так же заменено увеличилась скороподъемность и практический потолок. Таких машин было продано 35 штук. На серийных машинах мощность двигателя часто составляла 170 л.с.

В этом же году появилась модификация самолета 5C3-A с двигателем Hisso E мощностью 180 л.с. Снижение мощности сказалась на летных характеристиках - максимальная скорость упала до 185 км/ч, а практическая дальность до 644 километров. Из-за этого удалось продать только 3 подобные машины.

Несмотря на неудачи с вариантом 5C3-A был построен самолет с еще менее мощной силовой установкой - 150-сильным мотором Axelson (Floco) A. Всего было закончено четыре экземпляра в модификации 5C3-B.

Последней модификацией самолета стал 5C3-C с двигателем Wright J-6 мощностью 165 л.с. Несмотря на меньшую мощность двигателя летные характеристики самолета оказались на уровне начальной модификации. Но и этих машин было построено всего 5 штук.







ЛТХ:
Модификация 5C3
Размах крыла, м 9.60
Длина самолета,м 7.44
Высота самолета,м 2.54
Площадь крыла,м2 28.15
Масса, кг
пустого самолета 672
максимальная взлетная 1118
Тип двигателя 1 ПД Curtiss Challenger
Мощность, л.с. 1 х 170
Максимальная скорость, км/ч 200
Крейсерская скорость, км/ч 166
Практическая дальность, км 805
Скороподъемность, м/мин 259
Практический потолок, м 4267
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира

BS-14(16)


Разработчик: Command-Aire
Страна: США
Первый полет: 1930
Тип: Легкий спортивный самолет
ЛТХ Доп. информация



Начавшаяся в 1929 году Великая депрессия сильно ударила но молодой авиационной промышленности США. Не осталась в стороне от кризиса компания Command-Aire Inc. из Литл-Рока. В 1929 они смогли продать всего пять десятков экземпляров хорошего самолета 5C3. Несмотря на трудности главный конструктор компании Альберт Фольмеке (Albert Voellmecke) продолжал работать над созданием новых моделей. В начале 1930 года был построен прототип многообещающего двухместного самолета BS-14 (BS - Biplane Sport).

Самолет, получивший регистрационный номер X286V, взял самое лучшее от моделей 3C3 и 5C3, при этом Фольмеке многое доработал. Например увеличил вырез в задней части верхнего крыла, позволявший без проблем пассажиру покидать самолет во время аэробатических выступлений. Так же на шасси появились амортизаторы. В качестве силовой установки конструктор применил звездообразный Warner Scarab мощностью 125 л.с.

Чуть позже был закончен еще один вариант самолета - BS-16 (X337V). Силовая установка самолета состояла из одного девятицилиндрового звездообразного двигателя Lycoming R-680 мощностью 210 л.с. По количеству новшеств и улучшений BS-16 стал лучшей машиной Фольмеке, но финансовые трудности компании вскоре привели ее к банкротству.







ЛТХ:
Модификация BS-16
Размах крыла, м 9.60
Длина самолета,м 7.40
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 28.15
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Lycoming R-680
Мощность, л.с. 1 х 210
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

MR-1 Little Rocket


Разработчик: Command-Aire
Страна: США
Первый полет: 1930
Тип: Гоночный самолет
ЛТХ Доп. информация



Последним самолетом Альберта Фольмеке (Albert Voellmecke) в компании Command-Aire Inc. стал гоночный самолет MR-1 Little Rocket. Еще в 1929 году ассоциация Little Rock Racing Association обратилась к руководству компании с просьбой разработать самолет для участия в гонке All American Cirrus Derby следующего года.

Всего четыре месяца потребовалось Фольмеке для создания новой машины. Уже летом Command-Aire додала заявку на участие в гонке. Гоночный MR-1 (NR10403) представлял собой одноместный деревянный низкоплан с фюзеляжем типа монокок, оснащенный четырехцилиндровым двигателем с турбонаддувом Cirrus Mk.III "High Drive" мощностью 110 л.с.

Специально для гонки машину выкрасили в красный цвет, с серебристыми вставками, а на борот фюзеляжа нанесли номер "1". Как оказалось такой номер присвоили самолету не зря. Пилот Ли Гельбах (Lee Gehlbach) на "Маленькой ракете" пришел к финишу первым развив среднюю скорость в 127,11 миль в час (205 км/ч), опередив, ставшего вторым Лоуэлла Бейлса (Lowell Bayles) на Gee Bee Sportster с результатом 116.4 мили в час (187 км/ч). Призовой фонд гонки в 25 000 долларов США разделили между тремя призерами.

Успех самолета позволил успешно его продать Джеку Уокеру из Литл-Рока за 750 долларов в марте 1931 года. Летал после этого MR-1 не долго - уже в следующем году он сгорел с трейлером во время перевозки.

Но на этом история самолета не закончилась - в начале 1982 года американский энтузиаст Джо Аральди (Joe Araldi) из Лейкленда, Флорида обратился к Альберту Фольмеку с просьбой предоставить ему чертежи для сборки реплики. Фольмеке пошел на встречу Аральди и через восемь лет, новая "Маленькая ракета" (но уже под обозначением MR-2) опять поднялась в небо с двигателем Wright Gypsy. После четырех полетов Аральди передал MR-2 музею Sun ▒N Fun.





ЛТХ:
Модификация MR-1
Размах крыла, м 7.16
Длина самолета,м 5.72
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 8.18
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Cirrus Mk.III "High Drive"
Мощность, л.с. 1 х 110
Максимальная скорость, км/ч 210
Крейсерская скорость, км/ч 205
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1