Cunliffe-Owen
S%^Tt$ - 7555000775000
Concordia


Разработчик: Cunliffe-Owen
Страна: Великобритания
Первый полет: 1947
Тип: Ближнемагистральный пассажирский самолет
ЛТХ Доп. информация






Cunliffe-Owen Aircraft, Ltd - британская авиафирма второго эшелона. Начала свою деятельность в 1937 году на капиталы British American Tobacco Company и возглавлялась мистером Hugo Cunliffe-Owen, по-видимому до этого не имеющего никакого отношения к авиации. Завод фирмы располагался около аэропорта Саутгемптона, был открыт в феврале 1939 года и входил в число "теневых заводов". Первые планы Cunliffe-Owen были связаны с лицензионным производством чудо-самолета Burnelli UB-14, из готовых деталей был собран один "Бурнелли", обозначавшийся как Cunliffe-Owen O.A.1 (он стал в будущем личным транспортом Шарля де Голля). Начало Второй Мировой смешало планы фирмы, завод начал использоваться по прямому назначению - в Саутгемптоне начали производить узлы "Спитфайера", ремонтировать и восстанавливать эти самолеты, а также с 1943 производить Supermarine Seafire. В годы войны открылся еще и завод под Эдинбургом, занятый ремонтом Lockheed Hudson.

Послевоенные планы компании были связаны с производством единственного в недолгой истории Cunliffe-Owen самолета, разработанного в самой фирме - Cunliffe-Owen Concordia. "Конкордия" с регистрационным номером Y-0222 совершила первый полет 19 мая 1947 года. Никаких уникальных фишек в конструкции самолета пожалуй не было, разве что трехстоечное шасси с носовым колесом, убираемым в нишу с поворотом, подобно основным стойкам шасси на P-40 например. Самолет был рассчитан на перевозку 10 пассажиров на дальность до 1600 км, подавался он конечно как самый комфортабельный (полеты на ближние и средние расстояния с комфортом дальнемагистрального авиалайнера), экономичный и дешевый в эксплуатации. А еще в салоне можно было курить! Салон шумоизолирован, от кабины пилотов его отделяла перегородка с дверью, в аэроплане был багажный отсек и туалетная комната.

Существовали конфигурации на 12 или на 8 пассажиров с дополнительным багажом (при этом в салоне размещались сундуки под кладь). Другие варианты применения "Конкордии" - транспортный, медицинский, военно-транспортный - для перевозки 14 солдат, корпоративный самолет. Обе выпущенных машины оснащались двумя двигателями Alvis Leonides по 550л.с. с электрическим управлением шагом винта, по желанию заказчика ставилась модификация этого мотора с реверсом. Второй экземпляр (G-AKBE) несколько отличался от прототипа - был длиннее на 5 дюймов (удлинен для устранения резонансных явлений в конструкции), на фотографии видны и другие различия: капля обтекателя антенны радионавигации, мачты антенн и отсутствует обтекаемая "нашлепка" на фюзеляже ближе к хвосту, где на первом экземпляре находился противоштопорный парашют.

18 ноября 1947 года все работы над проектом были прекращены. Слишком сильна была конкуренция на рынке - конкурентами были и британские одноклассники более "сильных" фирм (De Havilland Dove) и масса демобилизованных американских "Дакот". Всего было заложено шесть "Конкордий", из них: две для British European Airways, одна для Air Malta, одна для набоба Бхопала.

В том же 1947 году фирма Cunliffe-Owen Aircraft прекратила свое существование.





ЛТХ:
Модификация Concordia
Размах крыла, м 17.25
Длина самолета, м 13.67
Высота самолета, м 5.10
Площадь крыла,м2 40.40
Масса, кг
пустого самолета 2018
максимальная взлетная 5670
Тип двигателя 2 ПД Alvis Leonides L.E.4M
Мощность, л.с. 2 х 550
Максимальная скорость, км/ч 348
Крейсерская скорость, км/ч 312
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка до 10 пассажиров

OA-1 Clyde Clipper


Разработчик: Cunliff-Owen
Страна: Великобритания
Первый полет: 1939
Тип: Транспортный самолет
ЛТХ Доп. информация



Самолёты конструкции Винсента Джастаса Бурнелли если и не произвели революции в самолётостроении, то по крайней мере стали в один ряд с самыми оригинальными машинами периода Второй Мировой войны.

С 1921 по 1930 гг. Бурнелли сконструировал по меньшей мере пять самолётов. Об их военном использовании речи тогда не шло, поскольку самолёты предназначались для перевозки пассажиров. В 1934 г. Из сборочного цеха выкатили наиболее удачную модель - UB-14.

Прототип был облетан в конце 1934 г., но уже в январе 1935 г. первый UB-14 потерпел аварию. Второй опытный образец UB-14B оснащался 738-сильными двигателями "Hornet" и в остальном был идентичен первому прототипу.

История UB-14, тем не менее, имела продолжение. К августу 1937 года - к 10-летию перелета Чарльза Линдберга через Атлантический Океан, конструкторским отделом компании SAEC был подготовлен проект самолёт, основанного на конструкции UB-14.

Коренным отличием от американской машины были только рядные двигатели Rolls-Royce "Kestrel" мощностью 738 л.с. До начала 1937 г. успели построить только макет самолёта, когда оказалось, что эта идея не будет реализована по финансовым соображениям. Так проект попал в руки сэра Хью Канлифф-Оуэна (Hugh Cunliff-Owen) основавшего в мае 1938 г. в Саутгемптоне одноименную фирму.

Чертежи подвергли некоторым доработкам, главным образом затронувшим фюзеляж - согласно последнему обновлению в нем можно было разместить до 15 пассажиров. Кстати, для самолёта, названному ОА-1, выбрали радиальные двигатели Bristol "Perseus"XIVС (710 л.с.). В это же время инженеры фирмы Cunliff-Owen разработали модифицированный вариант ОА-2 на 20 пассажирских мест, но он так и остался нереализованным.

Первый и последний экземпляр самолёта ОА-1 (иногда его называют О.А.Мк.I) "Clyde Clipper" с регистрационным кодом G-AFMB поднялся в воздух 12 января 1939 г. Испытания, проводившиеся в Истлее (Eastleigh), подтвердили расчетные характеристики. Особенно выгодно отличался ОА-1 коротким взлетом и посадкой. Серийное производство планировалось на конец 1939 г., однако начало войны не позволило сделать этого.

В 1941 г. самолёт ОА-1 был реквизирован RAF, но военного регистрационного номера он не получил. Не зная толком, что делать с этим "чудом", Королевские ВВС решили передать ОА-1 авиации Свободной Франции. Вплоть до 1944 года включительно французы использовали его как вспомогательный самолёт в Северной и Восточной Африке. В частности, ОА-1 время от времени перевозил генерала Шарля де Голля и участвовал в различных транспортных операциях. По некоторым данным эта машина была уничтожена в самом конце войны.







ЛТХ:
Модификация OA-1
Размах крыла, м 22.40
Длина самолета,м 13.46
Высота самолета,м 3.66
Площадь крыла,м2 76.78
Масса, кг
пустого самолета 4309
максимальная взлетная 8618
Тип двигателя 2 ПД PBristol Perseus XIVC
Мощность, л.с. 2 х 710
Максимальная скорость, км/ч 354
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км 3138
Практический потолок, м 6076
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 15 пассажиров