Doman
S%^Tt$ - 7555000775000
LZ-5


Разработчик: Doman
Страна: США
Первый полет: 1953
Тип: Многоцлевой вертолет
ЛТХ Доп. информация




В 1945 году Глидден С. Доман (Glidden Doman) основал компанию Doman Helicopters для исследования различных концепций постройки вертолетов. Среди них была новая конструкция втулки несущего винта, похожая на механизм, использовавшийся в пропеллерах изменяемого шага. Она включала в себя карданную подвеску, необходимую для обеспечения возможности наклона диска винта. Доман начал эксперименты с этой системой, установив ее на вертолете Сикорского R-6. Вертолет получил наименование LZ-1A, его испытания начались в начале 1950-х годов и шли с очень хорошими результатами. Позже был построен вертолет больших размеров - LZ-2A "Pelican".

Затем появился еще больший вертолет LZ-4A, построенный уже в расчете на коммерческое использование. Он имел вместительный фюзеляж с тремя рядами двухместных кресел в пассажирской кабине и двухместной кабиной пилотов. Большие раздвижные двери позволяли загружать в грузовую кабину объемистые грузы. Хвостовая балка была обычной формы с выгнутой вверх задней частью, на которой устанавливался рулевой винт. Двигатель Lycoming SO-590-B мощносью 300кВт устанавливался внизу носовой части, вращая четырехлопастный ротор постредством гибкой трансмиссии. Вслед за первым полетом в ноябре 1950 года и последовавшими испытаниями, Доман перешел к постройке усовершенствованного вертолета LZ-5, передав LZ-4A компании Curtiss-Wright.

LZ-5 был в целом похож на LZ-4, но был оснащен двигателем с турбонаддувом Lycoming 580-D мощностью 300кВт. Первый опытный образец поднялся в воздух 27 апреля 1953 года. Доман получил контракт на поставку двух вертолетов для Армии США, обозначенных YH-31. В конце 1953 года они начали проходить армейские испытания, в ходе которых оказалось, что при обслуживании в полевых условиях такой сложной несущей системы могут возникнуть проблемы. В результате оба вертолета использовались лишь в качестве штабного транспорта и в 1958 году были списаны.

Также Доманом был сконструирован для армии двухместный вертолет D-10 меньших размеров, который должен был оснащаться ГТД Allison 250, однако он так и не был построен.

Кроме двух YH-31 Доман также построил еще два опытных образца, один из которых, D-10B, оснащенный двигателем с турбонаддувом Lycoming HIO-720-A1A, предполагалось собирать в Канаде вместе с тамошней фирмой Fleet.

Доман также предпринял ряд усилий к тому, чтобы запустить в серийное производство модель LZ-5. Лицензия на военный вариант вертолета была передана компании Hiller. Кроме того, Доман предлагал итальянской фирме Ambrosini заключить соглашение о продаже вертолетов D-10B в Италии, а также о производстве фюзеляжей 20 машин на заводе Sicula в Палермо с последующей их окончательной сборкой в США. Рассматривалась также возможность совместно с заводом Sicula оснастить D-10B турбовальными двигателями Turbomeca "Astazou". Однако ни одно соглашение с итальянцами так и не было достигнуто и в новой попытке открыть производство в 1966 году в Пуэрто-Рико Доман основал новую фирму Caribe Doman.

Однако к тому времени LZ-5 уже морально устарел и не мог конкурировать с новыми газотурбинными вертолетами, заполнившими рынок. Последней попыткой заявить о себе стал мертворожденный проект BD-19 фирмы Berlin-Doman. На этом история вертолетов Doman закончилась.



Модификации :
LZ-5

базовая версия вертолета.

YH-31

вариант LZ-5 для Армейской авиации США.

D-10B
вариант оснащенный двигателем с турбонаддувом Lycoming HIO-720-A1A для Канады.




ЛТХ:
Модификация LZ-5
Диаметр несущего винта, м 14.60
Диаметр рулевого винта, м 11.60
Длина,м 11.20
Высота ,м 3.12
Ширина, м
Масса, кг
пустого 1475
максимальная взлетная 2359
Тип двигателя 1 ПД Lycoming SO-580-A1
Мощность, л.с. 1 х 400
Максимальная скорость, км/ч 169
Крейсерская скорость, км/ч 159
Практическая дальность, км 392
Скороподъемность, м/мин 396
Практический потолок, м 3500
Статический потолок, м 1200
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 6 пассажиров или 4 носилов или до 1000 кг груза