Etrich
S%^Tt$ - 5757457500000
E.I Praterspatz


Разработчик: Etrich
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1909
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



Удивительными свойствами летучего семени заинтересовался школьный учитель из Гамбурга Фредерик Альборн. После гибели Отто Лилиенталя при падении его планера в 1896 г. Альборн опубликовал брошюру, в которой отмечал устойчивость полета семени занонии и утверждал, что если бы планер имел крыло такой формы, трагедии бы не произошло.7 Через несколько лет Альборн повторил свои выводы во время доклада в Вене, подчеркнув, что летающее семя занонии является идеальным примером планера.

В 1900 году Иго Этрих (Ignaz ⌠Igo■ Etrich, 1879 √ 1967 гг.) под влиянием прочитанной им книги Фридриха Альборна "Об устойчивости аэропланов" (1897 г.) приступил к проектированию планера. В своей работе Альборн доказывал, что можно добиться "автоматической" устойчивости аэроплана на примере полета семян тропической лианы Zanonia macrocarpa. При помощи своего отца, владельца фабрики, близ г. Траутенау (Моравия) он создал лабораторию-мастерскую, в которой приступил к постройке планера. В 1903 г. к работе присоединяется инженер Франц Ксавьер Велс (Franz Xaver Wels).

В содружестве с Францем Велсом Этрих построил летательный аппарат, представляющий собой увеличенную во много раз копию крылатого семени. Его изготовили из бамбука и обтянули полотном. Необходимую крутку концов крыла обесечивали многочисленные растяжки, соединенные с двумя вертикальными стойками. Посадка должна была осуществляться на полозья, а для взлета планер устанавливали на тележку. При испытаниях аппарат скатывался по специальной дорожке, проложенной по склону холма и, набрав скорость, поднимался в воздух.

Опыты с планером, загруженным песчаным балластом, показали, что аппарат устойчиво держится в воздухе. Первый полет с человеком состоялся в октябре 1906 г. Тогда Велсу удалось пролететь расстояние более 200 м. Так как аппарат не имел органов управления, пилот должен был располагаться на планере стоя и для корректировки направления полета отклонять тело в нужную сторону.

Этот опыт был первым успешным полетом летательного аппарата схемы "бесхвостка". Более того, это был первый в истории авиации пилотируемый полет на аппарате, обладающем собственной устойчивостью, то есть способным сохранять положение в полете без участия летчика.

В 1908 году Этрих переехал в Вену, где он создал свою вторую мастерскую, которая находилась близ парка Wiener Prater. Там он продолжил эксперименты со своими планерами. В 1909 году Этрих и Велес установили на свой планер двигатель, и соорудили хвостовое оперение, создав в конечном итоге самолёт Etrich E.I Praterspatz (Воробей парка Пратер) или просто "Sperling" (Sperling нем. - воробей).

Самолет имел французский двигатель Antoinette мощностью 24 л.с. и колесное шасси. Для управления применили перекашивание крыла, то есть искусственное изменение его крутки в полете.

Однако попытка полета в 1908 г. была безуспешной - так хорошо зарекомендовавшее себя на планере крыло вдруг утратило свои волшебные свойства, и самолет стал неустойчивым. Скорее всего это произошло потому, что поток воздуха от винта деформировал гибкое крыло и оно лишалось присущей ему прежде устойчивости.

После этой неудачи Франц Велс разошелся с Этрихом во взглядах на перспективы развития авиации, поэтому изобретатель продолжил разработку своего самолета уже в одиночку. В результает был построен известный самолет E.II Taube.






ЛТХ:
Модификация E.I
Размах крыла, м 9.90
Длина самолета,м 5.40
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Antoinette
Мощность, л.с. 1 х 24
Максимальная скорость, км/ч
крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

E.II Taube


Разработчик: Etrich
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1910
Тип: Многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Подданный Австро-Венгерской Империи доктор Иго Этрих (Igo Etrich) увлекся аэронавтикой еще в конце 19-го века. Он считал, что монопланная схема летающего крыла сулит ряд преимуществ при использовании. К практической реализации своих планов Этрих приступил в 1904 году, когда вместе с Францем Велсом он построил и испытал модель планера - летающего крыла. Успех опытов привел к постройке в 1907 году пилотируемого планера, выполненного по той же схеме. Затем Этрих и Велс превратили планер в самолет, оснастив его двигателем Antoinette мощностью 24 л.с. (18 кВт), приводившим двухлопастный толкающий воздушный винт. Эта попытка не принесла удачи, и лишь в 1909 году, когда Велс занялся самостоятельными проектами, Этриху удалось добиться определенного успеха, оснастив свой самолет рулем направления и передним рулем высоты.

Этрих по-прежнему считал, что за летающим крылом будущее авиации. Однако он понимал, что в настоящее время для управления самолетом по трем осям требуется фюзеляж, на котором должны быть установлены киль с рулем направления и стабилизатор с рулем высоты. Проблема заключалась в создании легкого и прочного крыла для моноплана, способного нести элероны. Естественным для Этриха оказалось использование поперечного управления с помощью перекоса крыла, а его форму в плане он позаимствовал у семени тропической пальмы Zanonia macrocarpa.

Первый самолет с таким крылом Этрих построил в 1909 году, и успешные испытания в ноябре позволили приступить к разработке самолета Etrich E.II Taube (голубь) в следующем году - название очень подходило машине с крылом, напоминавшим крыло голубя. Taube стал популярным и строился в Австро-Венгрии и Германии. С 1912 года два варианта Taube находились на вооружении авиационной службы австро-венгерской Армии; Taube A-1 с двигателем Austro-Daimler мощностью 85 л. с. (63 кВт) с двумя боковыми радиаторами, крепившимися к внешним сторонам верхних кронштейнов крыла, и шасси с хвостовым костылем и центральной лыжей, предотвращавшей капотирование, и Taube A-II с Austro-Daimler мощностью 120 л. с. (90 кВт) с фронтальным радиатором, шасси с хвостовым колесом, основные стойки которого были выполнены по образцу Bleriot Type XI. Хотя к началу Первой мировой войны эти машины считались устаревшими, их продолжали использовать в качестве учебных до 1916 года.

В Германии Этрих сначала передал лицензию фирме "Rumpler", но после долгих споров решил отказаться от авторских прав на проект.

Сразу к строительству самолетов по типу Taube подключились фирмы "Albatros", "DFW", "Gotha", "Halberstadt", "Jeannin", "Kondor", "Krieger", LVG и "Lubeck-Travemunde". В Германии самолеты выпускались в больших количествах и во множестве вариантов, иногда заметно отличавшихся от австрийских машин. Всего построили около 500 самолетов, большая часть из которых была выкуплена или конфискована немецкой Армией после начала войны. Хотя Taube к тому времени уже были устаревшими, их надежность и доступность стали решающим фактором. В боевых частях они продержались до середины 1915 года, после чего их еще долго использовали в качестве учебных.

Albatros Taube фактически был Taube германской постройки с рядным двигателем Mercedes D.I мощностью 100 л. с. (75 кВт). Известный как Stahltaube (стальной голубь) из-за использования в конструкции фюзеляжа стальных труб, Taube от фирмы DFW также был оснащен Mercedes D.I. Фирма "Gotha" выпускала четыре модели Taube: LE.1 и LE.2, появившиеся в 1913 году, и LE.3 и LE.4, появившиеся в 1914 году. LE.1 и LE.2 имели одинаковую конструкцию за исключением шасси - у LE.1 оно было выполнено по типу самолетов Bleriot, а у LE.2 использовались V-образные стойки. Оба варианта были доступны с различными типами двигателей. LE.3 и LE.4 (во время войны, вероятно, получившие обозначение AI и AII) оснащались двигателем Mercedes D.I, но различались расположением радиаторов.

На основном варианте Halberstadt A I также использовался двигатель Mercedes D.I. Jeannin. Stahltaube был одним из самых элегантных предвоенных вариантов Taube и оснащался двигателем Argus As.II мощностью 120 л. с. (90 кВт). Мало что известно о Kondor Taube с двигателем Mercedes D.I, зато Krieger Taube, оснащенный двигателем Benz Bz.I (100 л.с./75 кВт) или Bz.II (110 л.с./(82 кВт), имел полумонококовый фюзеляж круглого сечения, выполненный из фанеры. Самым массовым из германских Taube стал Rumpler Taube, оснащенный двигателем Mercedes D.I.





ЛТХ:
Модификация Etrich Taube A II
Размах крыла, м 14.35
Длина, м 9.85
Высота, м 3.15
Площадь крыла, м2 34.85
Масса, кг
пустого самолета 565
нормальная взлетная 950
Тип двигателя 1 ПД Austro-Daimler
Мощность, л.с. 1 х 120
Максимальная скорость, км/ч 115
Крейсерская скорость, км/ч 85
Продолжительность полета, ч 4
Практический потолок, м 3000
Экипаж, чел 2

E.VII Limousine


Разработчик: Etrich
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1912
Тип: Легкий пассажирский самолет
ЛТХ Доп. информация



Свой первый Лимузин Иго Этрих (Igo Etrich) построил в 1912 году в Йозефштадте, Австрия на заводе компании Etrich-Fliegerwerke. Главным конструктором был словенец Станко Блоудек (Stanko Bloudek).

Самолет, получивший обозначение Etrich E.VII, представлял собой трех-четырехместный подкосный высокоплан, оснащенный двигателем Austro-Daimler мощностью 65 л.с. Фюзеляж и крылья самолета представляли собой доработанные элементы известного Erich Taube.

Первоначально Этрих планировал его продать KuKLFT (ВВС Австро-Венгрии) в качестве наблюдательного самолета, но это предложение не вызвало интереса у военных. Тогда конструктор быстро переделал самолет в легкий пассажирский и добавил к названию слово Limousine (так же часто он упоминается как Luftlimousine или Fluglimousine).

Первый полет E.VII Limousine состоялся 7 мая 1912 года. Самолет стал первым в мире пассажирский аэропланом с полностью закрытой кабиной пассажиров. Машина несколько раз переделывалась и летала не очень долго.





ЛТХ:
Модификация E.VII
Размах крыла, м 13.00
Длина, м 8.30
Высота, м
Площадь крыла, м2 31.00
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Austro-Daimler
Мощность, л.с. 1 х 65
Максимальная скорость , км/ч
Крейсерская скорость , км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2-3 пассажира

E.VIII Taube Limousine


Разработчик: Etrich
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1929
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



После Первой Мировой войны Иго Этрих (Igo Etrich) переехал в Траутенау, теперь Трутнов (а точнее в маленький город возле него - Horní Staré Město), в недавно основанную Чехословакию, где занялся производство текстиля. Там же он построил свой второй "Лимузин" - моноплан с закрытой кабиной, на том же заводе, где он строил текстильное оборудование.

Самолет, названый Etrich E.VIII Taube Limousine (или Sport Taube) задумывался конструктором как Volksflugzeug, т.е. недорогой самолет. Взлетевший в 1929 году прототип представлял собой двухместный подкосный высокплан, оснащенный французским звездообразным девятицилиндровым двигателем Salmson AD9 мощностью 40 л.с. (29 кВт) с двухлопастным пропеллером.

Уже на испытаниях самолет показал отличные летные характеристики. Несмотря на то, что Taube Limousine предназначался для коммерческого использования в качестве частного самолета, его двигатель позволял машине летать быстрее, чем большинство самолетов чехословацких ВВС в то время. Поэтому чешские власти затягивали с сертификацией и выдачей разрешений, необходимых для массового производства самолета, заявив, что самолет может быть использован для контрабанды.

Разочарованный, Иго Этрих отказался от своих авиационных проектов и полностью посвятил себя производству текстильного оборудования.

В 1979 году группа энтузиастов построила реплику самолета в ангаре на аэродроме Praha-Kbely. Оригинальный Salmson AD9 достать не удалось и его заменили на английский Pobjoy R. Эта реплика позднее пополнила экспозицию Технический музей Праги.







ЛТХ:
Модификация E.VIII
Размах крыла, м 11.00
Длина самолета,м 6.67
Высота самолета,м 2.55
Площадь крыла,м2 13.54
Масса, кг
пустого самолета 340
максимальная взлетная 560
Тип двигателя 1 ПД Salmson AD9
Мощность, л.с. 1 х 40
Максимальная скорость, км/ч 141
крейсерская скорость, км/ч 120
Практическая дальность, км 800
Скороподъемность, м/мин 125
Практический потолок, м 4500
Экипаж, чел 2