Felixstowe
S%^Tt$ - 5757457500000
Felixstowe F.1(2)


Разработчик: Felixstowe
Страна: Великобритания
Первый полет: 1916
Тип: Многоцелевая летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Сквадрон-лидер британской морской авиации Джон Порте впервые заинтересовался авиацией в 1909 году, а в начале 1914 года присоединился в США к знаменитому Гленну Кертису, чтобы участвовать в проектировании трансатлантической летающей лодки. Вернувшись в Великобританию, он стал активно убеждать Адмиралтейство приобрести для морской авиации летающие лодки конструкции Гленна Кертиса. В первый год Первой мировой войны Дж. Порте приобрел достаточно богатый опыт полетов на таких гидросамолетах, а в сентябре 1915 года приступил к разработке модифицированного варианта на базе лодок Кертиса.

Модернизация американских лодок имела ограниченный успех, но Порте, в конце концов, спроектировал совершенно новый корпус с одним реданом, который получил обозначение Porte I. Имея крылья и хвостовое оперение по типу стандартной летающей лодки Curtiss H-4 и силовую установку, состоявшую из двух двигателей Hispano-Suiza, новый гидросамолет получил обозначение Felixstowe F.1. После проведенных испытаний Порте добавил два редана на корпус лодки и в таком виде самолет считается прототипом последующего семейства летающих лодок "F".

Дальность полета и полезная нагрузка H-4 не удовлетворяли требованиям, предъявляемым к самолетам, предназначенным для патрулирования акватории Северного моря. Поэтому вскоре Порте убедил Гленна Кертиса присоединиться к проекту и усовершенствовать самолет, после чего тот под обозначением H-12 или Large America был в количестве 50 самолетов заказан Адмиралтейством. Машины были поставлены в Феликстоу в июле 1916 года. Однако установленные на них двигатели Curtiss мощностью 160 л.с. (119 кВт) имели слишком маленькую тягу, и Порте договорился об их замене двумя двигателями Rolls-Royce Eagle I мощностью 250 л. с. (186 кВт). После этого самолет получил обозначение H-12A. Хотя он имел хорошие летные характеристики, вскоре стало ясно - первоначальный вариант корпуса не подходит для использования в Северном море. Порте пришлось спроектировать новый двухреданный корпус - на основе корпуса самолета F.1, который вместе с перепроектированным хвостовым оперением, бипланной коробкой по типу самолета H-12 и двигателями Eagle обеспечил новой летающей лодке намного лучшие характеристики. Новый самолет получил обозначение Felixstowe F.2. Последовавшие испытания показали, что незначительная доработка и установка более мощных двигателей позволят сделать из самолета идеальную патрульную летающую лодку - с двигателями Eagle VIII машину начали выпускать серийно под обозначением F.2A.

Единственный вариант базовой модификации имел обозначение F.2C, машина отличалась модифицированным и более легким корпусом, первоначально она оснащалась двумя двигателями Eagle II мощностью 275 л. с. (205 кВт). Впоследствии они были заменены двумя двигателями Eagle VI мощностью по 322 л.с. (240 кВт), и хотя испытания показали, что в этой конфигурации летные характеристики самолета значительно превосходят характеристики самолета F.2A, в серию машина не пошла. Варианта F.2B не существовало.





ЛТХ:
Модификация Felixstowe F2A
Размах крыла, м 29.15
Длина самолета,м 14.10
Высота самолета,м 5.33
Площадь крыла,м2 105.26
Масса, кг
пустого самолета 3424
максимальная взлетная 4980
Тип двигателя 2 ПД Rolls-Royce Eagle VIII
Мощность, л.с. 2 х 355
Максимальная скорость, км/ч 153
Крейсерская скорость, км/ч 132
Практическая дальность, км 950
Практический потолок, м 2900
Экипаж, чел 4
Вооружение: четыре-семь 7.9-мм пулеметов Lewis
2 х 104-кг бомбы

Felixstowe F.3


Разработчик: Felixstowe
Страна: Великобритания
Первый полет: 1917
Тип: Многоцелевая летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



В феврале 1917 года в воздух поднялся прототип новой летающей лодки, созданной на базе самолета F.2A. Внешне в основном схожий с предшественником, самолет Felixstowe F.3 имел и отличия: слегка увеличенные длина корпуса и размах крыла. Новый самолет предназначался для обеспечения большей дальности полета и возможности увеличения полезной нагрузки. Поставленные разработчиками цели были успешно достигнуты, но поскольку самолет F.3 имел такие же двигатели Rolls-Royce Eagle VIII, как и у F.2A, эти самые улучшения были достигнуты не без потерь: новая машина оказалась тихоходнее и менее маневренной, чем предшественник. В результате он оказался неспособным противостоять неприятельским морским истребителям и дирижаблям Zeppelin, поэтому в основном использовался для противолодочного патрулирования.

Прототип оснащался двигателями Sunbeam Cossack мощностью 320 л.с. (239 кВт), вероятно - по причине недостатка моторов типа Eagle (хотя двигатели Eagle VIII стояли на серийных машинах). Заказы на самолет, насчитывавшие 263 машины, значительно превышали заказы на самолет F.2A, имевший лучшие летные характеристики, что, вероятно, стало возможным ввиду вдвое большей бомбовой нагрузки. Однако к концу Первой мировой войны были построены лишь около 100 самолетов, некоторые из них достраивались уже как вариант F.5 для поставки британским ВВС. Боевое использование самолетов F.2A ограничивалось британскими базами, а самолеты F.3 активно использовались в Средиземноморье. Заказ на летающие лодки для этого региона был настолько срочным, что 18 самолетов были построены по подряду заводом компании "Dockyard Constructional Unit" на Мальте.





ЛТХ:
Модификация Felixstowe F3
Размах крыла, м 31.09
Длина самолета,м 14.99
Высота самолета,м 5.69
Площадь крыла,м2 133.03
Масса, кг
пустого самолета 3610
максимальная взлетная 6024
Тип двигателя 2 ПД Rolls-Royce Eagle VIII
Мощность, л.с. 2 х 345
Максимальная скорость, км/ч 147
Крейсерская скорость, км/ч 125
Продолжительность полета, ч 6
Практический потолок, м 2440
Экипаж, чел 4
Вооружение: до шести 7,7-мм наводимых пулеметов Lewis - один или два в открытой носовой установке (стреляют вперед), один или два в открытой хвостовой установке (оборона задней полусферы), и по одному пулемету по бортам, плюс до 417 кг бомб на четырех подкрыльевых узлах подвески под нижним крылом (обычно четыре бомбы калибром 104 кг)

Felixstowe F.5


Разработчик: Felixstowe
Страна: Великобритания
Первый полет: 1918
Тип: Многоцелевая летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Впервые появившийся на публике в начале 1918 года, самолет Felixstowe F.5 отличался от модификации F.3 немного более "глубоким" корпусом с открытыми кабинами и полностью новой бипланной коробкой с крыльями увеличенного размаха. Силовая установка прототипа не изменилась, но двигатели Eagle VIII имели несколько увеличенную мощность - 350 л. с. (261 кВт), Летные испытания прототипа показали, что его летные характеристики намного улучшились по сравнению с вариантом F.3, однако из экономических соображений было принято решение отказаться от производства нового самолета. Вместо этого на серийных самолетах F.5 устанавливались корпус, похожий на корпус опытного экземпляра, и бипланная коробка от самолета F.3 (в конструкции самолета максимально использовались узлы и агрегаты самолета F.3).

Летные испытания показали, что летные характеристики серийного F.5 оказались хуже, чем у самолета F.3 - причина этого заключалась в том, что машина была оснащена двигателями Eagle VII мощностью 325 л.с. (242 кВт), поскольку двигателей Eagle VIII явно не хватало. Впрочем, самолеты F.5 были все же приняты на вооружение и, хотя участия в боевых действиях принять не успели, они стали в послевоенные годы основными летающими лодками Королевских ВВС Великобритании - до того, как в августе 1925 года были заменены на Supermarine Southampton.

Следует также отметить, что, поскольку они были разработаны на основе моделей Curtiss H-8 и H-12 Large America, в 1918 году возникла достаточно необычная ситуация - Гленн Кертис в США приступил к постройке летающей лодки, представляющей собой улучшенный зарубежный вариант одного из его же собственных проектов. В итоге в конце 1920-х годов ВМС США приобрели самолеты, оснащенные новыми двигателями и получившие обозначение F-5L.

По завершению 1-й Мировой войны, в которой Япония была союзницей Антанты, деловые и военные связи Японии и Великобритании были очень тесны. По большому счету, вся японская промышленность начала 20-го века имела английские корни. В то же время ослабленная во время войны экономика Великобритании искала пути оздоровления путем продажи технологий.

Одна из таких попыток относится к началу 20-х годов, когда Британская Авиационная Миссия под руководством Семфилла (Semphill) приняла решение об оказании технической помощи в становлении авиации японского Императорского флота. В течении 1922 года в Японию для ознакомления были проданы примерно 10 новейших типов боевых самолетов. Одним из них была современная двухмоторная летающая лодка Felixstowe F.5, которая в свою очередь была доработанной моделью американских летающих лодок моделей Curtiss H-8 и H-12 "Large America". Японцам этот самолет очень понравился и было принято решение о приобретении прав на лицензионную постройку летающих лодок этого типа. После покупки лицензии в Японию была приглашена группа из 21 инженера из компании "Shorts Brothers". Эта группа, возглавляемая инженером Доббсом (Dodds) в апреле 1921 года прибыла в Японию на Морской арсенал Йокосука (Yokosuka Naval Arsenal), где предполагалось строить летающие лодки Felixstowe F.5. С японской стороны группу инженеров представляли военные инженеры капитаны Ryuzo Tanaka и Tomasu Koyama, лейтенанты Kishichi Umakoshi и Misao Wada, гражданский инженер Masasuke Hashimoto.

Специально для выпуска летающих лодок от Морского арсенала Йокосука отпочковался коллектив военных инженеров и в Куре, префектуре Хиросима, был образован 11-й морской Арсенал Hiro (Hiro Kaigun Kosho или Dai-Jūichi Kaigun Kōkū-shō) сокращенно - Hirosho. Позднее арсенал Хиро было решено использовать как производственную базу для разработки, выпуска и ремонта морских самолетов Японии, чем он и занимался все предвоенные годы.

В рамках лицензионного соглашения на Short Brothers были изготовлены первые шесть летающих лодок Felixstowe F.5 и в разобранном виде доставлены в Японию для окончательной сборки вместе с комплектами документации, оснастки и инструмента. Сборка этих шести самолетов была завершена в конце весны 1921 года. В октябре того же года один из этих самолетов своим ходом прибыл в Токио, где произвел фурор своими размерами.

С октября 1921 года в арсенале Хиро приступили к серийной сборке летающих лодок этого типа. Всего летающих лодок Felixstowe F5 было выпущено 10 на арсенале Hirosho, 10 на арсенале Yokosuka (Yokosho), и позднее, до 1929 года на заводе Aichi была выпущена основная серия из 40 штук летающих лодок.

На первых серийных F5 устанавливались английские двигатели Rolls-Royce Eagle мощностью 360 л.с., на последующих - лицензионные "Lorraine W-12" мощностью 450 л. с., позднее устанавливаемые на уже чисто японской улучшенной версии английской летающей лодки - Н1Н.

Часто летающие лодки Felixstowe F.5 японской сборки обозначают Тип 15, путая с ее дальнейшим развитием - летающей лодкой Hirosho Н1Н Тип 15, созданной на базе английского проекта, но все же значительно меньших габаритов.

Производство Felixstowe F.5 в Японии послужило первым опытом в морском авиастроении в Империи, благодаря чему, молодым японским инженерам был преподан неоценимый опыт.




ЛТХ:
Модификация Felixstowe F5
Размах крыла, м 31.60
Длина самолета,м 15.01
Высота самолета,м 5.72
Площадь крыла,м2 130.90
Масса, кг
пустого самолета 4128
максимальная взлетная 5752
Тип двигателя 2 ПД Rolls-Royce Eagle VIII
Мощность, л.с. 2 х 350
Максимальная скорость, км/ч 143
Крейсерская скорость, км/ч 120
Продолжительность полета, ч 7
Практический потолок, м 2070
Экипаж, чел 4
Вооружение: четыре наводимых 7,7-мм пулемета Lewis - один в открытой носовой установке, один в открытой хвостовой надфюзеляжной установке и по одному пулемету на каждый борт,
плюс до 417 кг бомб на четырех подкрыльевых узлах подвески под нижним крылом - обычно четыре 104-кг бомбы

Fury


Разработчик: Felixstowe
Страна: Великобритания
Первый полет: 1918
Тип: Дальняя патрульная летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Последним и самым амбициозным проектом Джона Порте в серии Felixstowe стал большой пятимоторный триплан, максимальная взлетная масса которого должна была составить 10 886 кг. Однако на завершающей стадии разработки эта огромная летающая лодка смогла под управлением самого Порте совершить взлет в бухте Харвича, имея взлетную массу 14969 кг.

Самолет получил обозначение Felixstowe Fury, но более широко известен как Porte Super Baby, а ее двухреданный корпус длиной 18,28 м считается лучшим образцом творчества Порте. На корпусе была установлена трипланная коробка крыльев: верхнее и среднее крылья имели одинаковый размах, тогда как нижнее крыло было меньшего размаха и служило также для крепления поплавков, располагавшихся на его законцовках. Во время первого полета на самолете можно было видеть бипланное хвостовое оперение с одним высоким килем, но впоследствии конструкция хвостового оперения была изменена - оно стало бипланным с тремя килями.

Изначально предполагалось установить на самолет три двигателя Rolls-Royce Condor мощностью по 600 л.с. (447 кВт), но поскольку двигатели на момент постройки самолета отсутствовали, в состав силовой установки летающей лодки включили пять двигателей Eagle. Все двигатели были установлены на среднем крыле, два из них приводили во вращение тянущие, а остальные три - толкающие воздушные винты. Первоначально Порте решил использовать в системе управления сервомоторы, но после того, как во время испытаний выяснилось, что управление новой машиной в полете не сложнее, чем в случае с F.2 и F.3, от сервомоторов было решено отказаться.

В эксплуатацию летающая лодка Fury так и не поступила, после окончания Первой мировой войны ее использовали только в исследовательских целях - причем пять двигателей Rolls-Royce Eagle VII мощностью по 334 л.с. (249 кВт), установленные на самолете изначально, были заменены на несколько более мощные двигатели Eagle VIII. Вскоре после того как Порте уволился из Вооруженных сил (уже в чине полковника), летающая лодка Fury во время очередного взлета потерпела аварию и была списана.





ЛТХ:
Модификация Fury
Размах крыла, м 37.49
Длина самолета,м 19.25
Высота самолета,м 8.38
Площадь крыла,м2 288.90
Масса, кг
пустого самолета 8420
максимальная взлетная 11455
Тип двигателя 5 ПД Rolls-Royce Eagle VIII
Мощность, л.с. 5 х 350
Максимальная скорость, км/ч 156
Крейсерская скорость, км/ч 120
Продолжительность полета, ч 12
Практический потолок, м 3660
Экипаж, чел 7
Вооружение: (планируемое): четыре 7,7-мм пулемета Lewis,
плюс большая бомбовая нагрузка

Porte Baby


Разработчик: Felixstowe
Страна: Великобритания
Первый полет: 1916
Тип: Многоцелевой летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Джон Порте, экспериментируя с различными усовершенствованиями корпусов летающих лодок, создал самолет Porte I, ставший основой парка летающих лодок семейств F.1. и Felixstowe. Одновременно он работал над созданием сверхбольшой трехдвигательной патрульной летающей лодки, получившей из-за своих гигантских размеров шутливое название "Porte Baby" ("Малышка Порте"), ставшее, впрочем, более распространенным, чем какое-либо официальное обозначение данного самолета. Однореданный корпус летающей лодки покрывался фанерой и имел длину 17,32 м, в нем находилась закрытая кабина для экипажа. Бипланная коробка крыльев неравного размаха монтировалась над корпусом, а три двигателя устанавливались при помощи сложной системы креплений между крыльями - внешние двигатели оснащались тянущими воздушными винтами, а центральный двигатель приводил во вращение толкающий воздушный винт. Летные испытания показали, что "Малышка" плохо ведет себя на воде - пришлось удлинить носовую часть на 0,91 м. Впрочем, ко времени завершения испытаний ставка была уже сделана на самолет F.2 и дальнейшая отработка "Porte Baby" была прекращена. Впрочем, за прототипом последовали еще 10 летающих лодок - их построила компания "May, Harden & May" из Саутгемптона.

Данные самолеты находились в эксплуатации до конца 1918 года, большинство из них оснащались двигателями Rolls-Royce Eagle, но одна или две машины в качестве центрального двигателя с толкающим винтом получили 12-цилиндровый V-образный Green мощностью 260 л. с. (194 кВт). Один из самолетов принял участие в уникальном эксперименте, подразумевавшем использование так называемого "составного самолета": самолет "Baby" был специально дооборудован для использования в качестве носителя истребителя Bristol Scout (он крепился к верхнему крылу). Такой авиационный комплекс предназначался для борьбы с германскими дирижаблями Zeppelin. Испытания прошли 17 мая 1916 года в районе Харвича - истребитель Scout был поднят на борту Baby на высоту 305 м, где отделился от носителя и ушел в самостоятельный полет, а затем совершил посадку на аэродроме. Эксперимент был признан успешным, но дальнейшие работы по проекту были прекращены.





ЛТХ:
Модификация Porte Baby
Размах крыла, м 37.80
Длина самолета,м 19.20
Высота самолета,м 7.62
Площадь крыла,м2 219.62
Масса, кг
пустого самолета 6668
максимальная взлетная 8437
Тип двигателя 3 ПД Rolls-Royce Eagle VIII
Мощность, л.с. 3 х 360
Максимальная скорость, км/ч 148
Крейсерская скорость, км/ч 122
Продолжительность полета, ч 12
Практический потолок, м 2440
Экипаж, чел 5
Вооружение: (планируемое): четыре 7,7-мм пулемета Lewis,
плюс большая бомбовая нагрузка