Fizir
S%^Tt$ - 5757457500000
Fizir F1


Разработчик: Fizir
Страна: Югославия
Первый полет: 1925
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1925 году инженер Руфольф Физир (Rudolf Fizir), при участии Душана Станкова (Dušan Stankov), разработал проект учебно-тренировочного самолета для Королевских ВВС Югославии. Новый самолет получил обозначение Физир Ф1 (Fizir F1), и стал первой полностью югославской разработкой.

Первый полет прототипа состоялся в ноябре 1925 года. Это был двухместный деревянный биплан, оснащенный семицилиндровым двигателем Maybach Mb.IVa мощностью 260 л.с. (190 кВт.). Самолет имел настолько хорошую аэродинамику, что в сентябре 1927 года взял первый приз на соревнованиях Малой Антанты и Польши в категории самолетов до 400 л.с. В результате был подписан первый контракт на производство малой серии из 20 самолетов (в дальнейшем заказ увеличили до 32 машин). Серийное производство учебно-тренировочных самолетов Ф1В Ма╪бах было передано фирмам Zmaj и Rogožarski.

Вслед за этими машинами в течении 1927 и 1928 года было выпущено еще более двадцати экземпляров самолета, отличавшихся в основном двигателями : Ф1В-Лорен - с мотором Lorraine-Ditrich 12Eb мощностью 450 л.с. (1 прототип + 15 экземпляров - переделка Ф1В Ма╪баха с мотором Lorraine-Ditrich 12Db мощностью 400 л.с. в 1933 году), Физир Ф1В-Хиспано - с мотором Hispano-Suiza 12Ga мощностью 450 л.с. (1 прототип), Физир Ф1В-Ра╪т - с мотором Wright Whirlwind J-5 мощностью 220 л.с, (1 прототип + 15 серийных, построенных в 1930 году), Физир Ф1М-ёупитер - поплавковый вариант с мотором Jupiter 9Ad мощностью 420 л.с., (5 машин построенных в 1930 году), Физир Ф1Г-Кастор - с мотором Walter-Castor мощностью 240 л.с., (1 прототип 1931 года выпуска) и Физир Ф1Г-Титан - с мотором Walter-Titan мощностью 230 л.с. (1 прототип построен в 1931 году).

Первые 20 машин стали поступать в части Королевских ВВС Югославии в 1928 году и заменяли устаревшие Hansa-Brandenburg B.I. Самолеты использовались в летных школах ВВС до 1936 года, после чего были заменены на более совершенные Fizir FP. Последним на вооружении оставался морской F1М, последние экземпляры которого встретили начало Второй Мировой.





ЛТХ:
Модификация Fizir F1V
Размах крыла, м 12.71
Длина, м 10.21
Высота, м 3.10
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 1100
максимальная взлетная 1450
Тип двигателя 1 ПД Maybach Mb.IVa
Мощность, л.с. 1 х 260
Максимальная скорость, км/ч 176
Крейсерская скорость, км/ч 145
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 6000
Экипаж, чел 2

FA-1


Разработчик: Fizir
Страна: Югославия
Первый полет: 1930
Тип: Учебная летающая лодка-амфибия
ЛТХ Доп. информация



Получив опыт проектирования гидросамолетов при разработке Fizir F1M Руфольф Физир (Rudolf Fizir) начал в 1930 году проектирование легкой летающей лодки-амфибии, получившей обозначение Физир ФА-1 (Физир Амфиби╪а први). Это был деревянный двухместный подкосный высокоплан, оснащенный пятицилиндровым двигателем Walter Vega (иногда из-за этого самолет называли Физир Вега) мощностью 85 л.с. (63 кВт). Примечательно, что среди авиационных инженеров того времени считалось, что подобные машины могут летать только с двигателем не менее 100 л.с.

Первый полет ФА-1 состоялся в конце 1930 года. Уже в следующем году в ходе испытаний самолет был поврежден и для ремонта его выкупил Югославский Королевский Аэроклуб. Самолет был зарегистрирован в июне 1931 года под номером UN-PAT. Вскоре, после смены системы регистрации номер сменили на YU-PAT и под ним амфибия летала до 1937 года.

Самолет ФА-1 √ нечто большее, чем просто двухместная машина с толкающим винтом: в его конструкцию заложен принцип амфибийности. Это моноплан с высокорасположенным крылом и однореданным лодочным корпусом. По обеим сторонам корпуса лодки установлены "жабры", подобные тем, что стали "фирменным знаком" гидросамолётов доктора Дорнье. Эти "жабры" выполняют три функции. Во-первых, они обеспечивают поперечную устойчивость на воде; во-вторых, на них опираются подкосы крыла; в-третьих, к ним же довольно изящным способом крепятся стойки колёсного шасси.

Корпус лодки имеет очень простую конструкцию, состоящую из лёгкого каркаса, обшитого фанерой. Сделать фанеру по-настоящему водонепроницаемой нелегко, и британский опыт свидетельствует, что в качестве обшивки поплавков гидросамолётов и корпусов летающих лодок данный материал оставляет желать много лучшего. Вода имеет привычку проникать внутрь вне зависимости от того, сколь тщательно вы наносите на фанерную поверхность аэролак, олифу или краску. А как только вода проникнет внутрь, фанера начинает быстро набухать и портиться.

Однако в случае с ФА-1 предполагается, что он будет использоваться преимущественно как сухопутный самолёт, и лишь изредка действовать с воды. Скорее всего ему не придётся находиться на плаву продолжительное время, тем более что наличие колёсного шасси позволяет выкатить самолёт на берег сразу же после посадки. В таких условиях использование фанерной обшивки представляется вполне приемлемым.

Основное крыло имеет цельнодеревянную конструкцию с двумя коробчатыми лонжеронами. Носок крыла имеет фанерную обшивку, остальная часть обтянута полотном.

Небольшие "жабры" покрыты фанерой и тщательно залакированы и окрашены, чтобы обеспечить, насколько это возможно, водонепроницаемость в течение продолжительного времени. Способ крепления к ним колёсного шасси, как уже говорилось, весьма изящен. На первый взгляд он очень похож на способ, примененный компанией Short Brothers в однопоплавковом гидросамолете Mussel, где стальная труба круглого сечения проходит сквозь поплавок и несёт на каждом конце по трубчатой вилке с колесом. Однако в действительности система, примененная на A.F.2, принципиально отличается от используемой в Mussel. Здесь нет общей поперечной трубы, проходящей сквозь корпус лодки; вместо неё имеются две отдельные, каждая из которых проходит через стенку корпуса лодки и заканчивается сразу за ней. Кроме того, в отличие от машины компании Short, эти трубы не являются силовыми элементами, а служат только для подъёма и опускания колёс, тогда как все нагрузки при работе шасси воспринимаются "жабрами". В общем достаточно оригинальное решение, хотя, несомненно, не преследовавшее цель снижения лобового сопротивления путём уборки шасси.

Радиальный пятицилиндровый двигатель Walter Vega крепится к заднему лонжерону центроплана, а непосредственно перед ним установлен топливный бак. Хотя эта конструкция обеспечивает простую подачу топлива самотёком, в то же самое время трудно отнестись спокойно к такому расположению бака: ведь в случае любой протечки в самом баке или топливопроводах бензин почти наверняка попадёт на горячий двигатель, что с огромной вероятностью приведёт к пожару. На наш взгляд, не должно быть большой проблемой вместо одного бака сделать два меньших и разнести их несколько в стороны от двигателя √ в этом случае опасность существенно уменьшилась бы.

ФА-1 в основном предназначен для использования в качестве туристического самолёта с открытой кабиной, но также предусмотрена возможность закрыть её съёмным колпаком (в таком виде машина показана на фотографиях ниже). Лично мы не считаем закрытую кабину необходимой или даже желательной для самолёта с толкающим винтом, где струя воздуха от винта не беспокоит пилота и пассажиров. Хорошо спроектированные козырьки могут обеспечить всю необходимую защиту, не лишая при этом чувства свободы и удовольствия от полёта; на наш взгляд, это один из самых больших плюсов компоновки с толкающим винтом. Но для полётов зимой, несомненно, использование закрытой кабины будет хорошим решением.

В целом ФА-1 √ довольно интересный маленький самолётик, и хотя его характеристики не поражают, для гидросамолёта-амфибии они достаточно неплохие.





ЛТХ:
Модификация FA-1
Размах крыла, м 12.60
Длина, м 7.15
Высота, м 2.15
Площадь крыла, м2 15.60
Масса, кг
пустого самолета 448
максимальная взлетная 660
Тип двигателя 1 ПД Walter Vega
Мощность, л.с. 1 х 85
Максимальная скорость, км/ч 148
Крейсерская скорость, км/ч 122
Практическая дальность, км 450
Скороподъемность, м/мин 118
Практический потолок, м 3250
Экипаж, чел 2

Fizir FN


Разработчик: Fizir
Страна: Югославия
Первый полет: 1930
Тип: Многоцелевой вспомогательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Многоцелевой вспомогательный самолет Fizir FN (Fizir Nastavni) был спроектирован в 1929 году конструктором Рудольфом Физиром. Серийный выпуск самолета был налажен сразу на нескольких фабриках разных предприятий. Прототип был облетан в 1930 г. и практически сразу ВВС Югославии сделали заказ на несколько десятков самолётов, собираясь использовать их в качестве ближних разведчиков. Первую партию из 20 самолётов оснащенных двигателями Walter собрали на заводе Zmaj. За ними последовали 10 машин с моторами Mercedes, а всего в 1931 - 1939 гг. было выпущено порядка 170 самолётов, многие из которых были переданы в авиашколы. Ещё 20 машин собрали в 1940 г. в Сремска Митровице на фабрике Albatros.

О боевом применении Fizir FN в ходе немецкого вторжения данных найти пока не удалось. Известно только, что почти все самолёты уцелели и большая половина из них была передана итальянцам и использовалась для борьбы с партизанами. В 1943 году завод Zmai заложил ещё одну серию из 10 самолётов, но в строй они вступили лишь после войны. Часть самолётов продолжала летать до начала 1950-х гг.





ЛТХ:
Модификация Fizir FN
Размах крыла, м 11.20
Длина, м 8.80
Высота, м 3.10
Площадь крыла, м2 32.50
Масса, кг
пустого самолета 820
максимальная взлетная 1426
Тип двигателя 1 ПД Walter Castor
Мощность, л.с. 1 х 240
Максимальная скорость, км/ч 215
Крейсерская скорость, км/ч 185
Практическая дальность, км 540
Практический потолок, м 6500
Экипаж, чел 2
Вооружение: один 7.7-мм пулемет

Fizir FP


Разработчик: Fizir
Страна: Югославия
Первый полет: 1929
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Югославское предприятие Fabrica Aeroplana I Hidroplana Zmaj было открыто в г.Земун в 1927 году и первое время выпускало по лицензии популярные в те годы французский истребитель Dewoitine D.1, а также тренировочные самолёты фирм Gourdou-Leseurre и Hanriot. Несмотря на загруженность завода военными заказами ведущий конструктор Zmaj Рудольф Физир нашел время и средства для проектирования и постройки самолётов собственной конструкции. С 1927 по 1932 гг. на его заводе мелкими партиями выпускались учебные быпланы Fizir-Maybach и Fizir-Mars, военные самолёт-разведчики Fizir-Wright, Fizir-Lorraine, Fizir-Jupiter, а также несколько других опытных самолётов. Хотя их общее количество не превысило в сумме 30 экземпляров опыт отечественного самолётостроения заинтересовал ВВС Югославии, которые заказали Физиру создание тренировочного самолёта для начального обучения военных летчиков.

Первый прототип такого самолёта Fizir F.P.1 поднялся в воздух в 1929 году. Его характеристики не вполне удовлетворили требования военного руководства, поэтому в серийное производство был запущен доработанный вариант F.P.2. Производство этого самолёта началось в 1934 году и довольно долгое время он оставался основным тренировочным самолётом югославских ВВС.

К апрелю 1941 года, когда Германия вторглась в Югославию, большинство F.P.2 находилось в авиашколах и в боевых действиях они участия не принимали. После оккупации страны 23 самолёта были переданы Хоратии и использовались не только для обучения, но и для борьбы с партизанами. Так как самолёты были далеко не новыми, а поставки запчастей с завода прекратились ещё в 1941 году, количество F.P.2 сокращалось и к 1944 году у хорватов осталось всего три самолёта этого типа в летном состоянии. В ходе боевых действий хорватские ВВС лишились нескольких машин, причем четыре из них стали трофеями сначала партизан, а затем НОАЮ. Первый самолёт был захвачен в исправном состоянии в конце 1944 г. на одном из боснийских аэродромов. Затем, когда действия НОАЮ получили активную поддержку со стороны советской армии и союзников, в руки югославов попали ещё несколько F.P.2. Вновь приобретенные самолёты свели в Отдельную Штабную Эскадрилью базировавшуюся в Мостаре и осуществлявшую связь между подразделениями югославской армии. До окончания войны дожили семь F.P.2, находившиеся в эксплуатации вплоть до полного списания в 1947 году.





ЛТХ:
Модификация Fizir FP.2
Размах крыла, м 10.80
Длина, м 7.90
Высота, м 2.90
Площадь крыла, м2 28.80
Масса, кг
пустого самолета 740
максимальная взлетная 1210
Тип двигателя 1 ПД Rakovica Gnomе-Rhone K-7
Мощность, л.с. 1 х 370
Максимальная скорость, км/ч 238
Крейсерская скорость, км/ч 205
Практическая дальность, км 580
Практический потолок, м 6800
Экипаж, чел 2

FT-1


Разработчик: Fizir
Страна: Югославия
Первый полет: 1935
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1935 году инженер Руфольф Физир (Rudolf Fizir) разработал по заказу Королевский Югославский Аэроклуба "Наша Крила" легкий многоцелевой самолет получивший обозначение ФТ-1. Это был трехместный деревянный низкоплан, оснащенный двигателем Walter NZ мощностью 135 л.с. (100 кВт). ФТ-1 стал первым монопланом разработанным Физиром.

Первый полет самолет совершил летом 1935 года. После прохождения испытаний ему присвоили наименование "Небо╪ша". В начале 1936 года самолет получил регистрацию YU-PDV и был передан Аэроклубу в Нови Сад. В 1939 году самолет после аварии списали, но начавшаяся Вторая Мировая продлила жизнь самолету - военные восстановили самолет и использовали его для тренировок и курьерских полетов. Последняя информация о нем была обозначена апрелем 1941 года.








ЛТХ:
Модификация FT-1
Размах крыла, м 12.00
Длина самолета,м 7.20
Высота самолета,м 2.70
Площадь крыла,м2 17.00
Масса, кг
пустого самолета 600
максимальная взлетная 940
Тип двигателя 1 ПД Walter NZ
Мощность, л.с. 1 х 135
Максимальная скорость, км/ч 200
Крейсерская скорость, км/ч 160
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин 192
Практический потолок, м 5300
Экипаж, чел 3

LAF


Разработчик: Fizir
Страна: Югославия
Первый полет: 1930
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 20-х годов Королевский Югославский Аэроклуб "Наша Крила" начал программу поддержки и развития отечественных авиапроизводителей. Специально под эту программу инженер Руфольф Физир (Rudolf Fizir) разработал легкий многоцелевой самолет, представлявший собой двухместный деревянный биплан, оснащенный английским двигателем de Havilland Gipsy II мощностью 105 л.с. (76.6 кВт).

Первоначально из-за своего двигателя самолет получил наименование Физир ▐ипси (Fizir Gipsy). Однако вскоре название самолета сменили на Физир ЛАФ (Лаки Авион Физир - легкий самолет Физира).

Единственный экземпляр самолета был передан в Кра евског ёугословенског Аероклуба (КёАК) в 1931 году и получил регистрационный номер UN-PAZ (его позднее сменили на YU-PAZ). Он использовался до 1937 года включительно.








ЛТХ:
Модификация LAF
Размах крыла, м 8.80
Длина самолета,м 7.10
Высота самолета,м 2.05
Площадь крыла,м2 16.00
Масса, кг
пустого самолета 436
нормальная взлетная 636
максимальная взлетная 700
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy II
Мощность, л.с. 1 х 105
Максимальная скорость, км/ч 175
Крейсерская скорость, км/ч 140
Практическая дальность, км 515
Скороподъемность, м/мин 250
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 2