Gatard
S%^Tt$ - 5757457500000
AG-02 Statoplan Poussin


Разработчик: Gatard
Страна: Франция
Первый полет: 1957
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



Самолёт AG 02 интересен тем, что в нём реализован принцип непосредственного управления подъёмной силой. При отклонении ручки, вместо поворота руля высоты, как в обычных самолётах, синхронно отклоняются закрылки и цельноповоротное хвостовое оперение. При этом растёт или уменьшается подъёмная сила, а точка её приложения не смещается. В результате самолёт набирает или теряет высоту с практически горизонтальным положением фюзеляжа (отклонение от горизонтали не более 4╟), что, по мнению конструктора, обеспечивало хороший обзор и комфортные условия для пилота.

Основатель компании Avions A. Gatard, Albert Gatard, построил по такой схеме первый экспериментальный деревянный высокоплан с полотняной обшивкой в 1951г. Он назывался Statoplan AG 01 Alouette.

В 1957-1963г.г. он построил 2 экземпляра самолёта Statoplan AG 02 Poussin (второй отличался различными усовершенствованиями) и начал продавать его чертежи конструкторам-любителям. Однако данных о постройке ими реальных самолётов нет.

Позднее Gatard построил ещё три самолёта с той же схемой управления: двухместный AG 03 Hirondelle с сиденьями бок о бок и трёхместный высокоплан AG 04 Pigeon (1976г., двигатель Continental C-90, 90л.с.) и AG 05 Mesange (1977г.). Последний был очень похож на AG 02, но стал двухместным: два пилота сидели бок о бок.

Краткое описание.

Одноместный свободнонесущий цельнодеревянный низкоплан. Самолёт очень лёгкий и компактный.

Крыло прямоугольное, деревянное, однолонжеронное, с работающей фанерной обшивкой. Профиль NACA 23012. Всю заднюю кромку крыла занимают закрылки (отклоняются на угол до 35╟) и флапероны (элероны - закрылки - отклоняются на угол до 20╟). Отклонение закрылков и флаперонов связано с поворотом стабилизатора.

Оперение - цельнодеревянное, с цельноповоротным стабилизатором с профилем NACA 23009. На концах стабилизатора небольшие вертикальные поверхности, фактически, дополнительные кили. Киль и руль поворота обычной схемы, на руле поворота есть триммер.

Фюзеляж с фанерной обшивкой, под фюзеляжем небольшой воздушный тормоз. Он применяется для автоматической балансировки самолёта при посадке, когда элероны и флапероны отклоняются на максимальные углы (управление - от ручки, кинематически связанной и с элеронами, и с закрылками, и с цельноповоротным стабилизатором и, наконец, с воздушным тормозом). Пилот сидит в кабине под сильно выпуклым, откидывающимся назад фонарём. За сиденьем небольшой багажный отсек, по бортам кабины карманы для карт.

Шасси с хвостовым колесом, неубирающееся. Амортизатор из резиновой ленты. Колёса с тормозами фирмы Dunlop. Заднее колёсико управляемое.

Двигатель Volkswagen (24 л.с.), 4 -цилиндровый оппозитный воздушного охлаждения. За двигателем - противопожарная перегородка, за ней, перед кабиной, 30л бак бензина. Ёмкость маслосистемы 2л.


ЛТХ:
Модификация AG 02
Размах крыла, м 6.40
Длина самолета,м 4.53
Высота самолета,м 1.50
Площадь крыла,м2 6.15
Масса, кг
пустого самолета 170
максимальная взлетная 280
Тип двигателя 1 ПД Volkswagen
Мощность, л.с. 1 х 24
Максимальная скорость, км/ч 160
Крейсерская скорость, км/ч 140
Практическая дальность, км 375
Скороподъемность, м/мин 162
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1