General Atomics
S%^Tt$ - 5757457500000
Avenger (Predator C)


Разработчик: GAAS
Страна: США
Первый полет: 2009
Тип: Многоцелевой БПЛА
ЛТХ Доп. информация



Американская компания General Atomics Aeronautical Systems (GAAS), являющаяся разработчиком одного из основных беспилотных летательных аппаратов американской армии Predator, в 2009 году выпустила модификацию этого БПЛА для базирования на авианосцах.

По словам Тома Кассиди (Tom Cassidy), руководителя группы по созданию самолётных систем компании General Atomics Aeronautical Systems, планы по созданию новой модификации разведывательного беспилотника Avenger (или Predator C) уже обсуждались производителем и Военно-морскими силами США. По замыслу компании, этот БПЛА сможет взлетать с палубы авианосца и садиться на нее. Он должен стать альтернативой перспективному беспилотному самолету Broad Area Maritime Surveillance, создание которого планируется завершить к 2015 году.

Отсек полезной нагрузки нового БПЛА позволяет нести две управляемые авиационные бомбы GBU-38 JDAM (220 кг) с лазерным наведением. Учитывая длину аппарата в 10 м (на втором прототипе длина будет увеличена как минимум на пол метра) можно сказать, что длина отсека полезной нагрузки примерно равна 3 м.

По словам Тома Кассиди (Tom Cassidy), руководителя группы по созданию самолётных систем компании General Atomics Aeronautical Systems, створки отсека полезной нагрузки могут быть демонтированы для установки конформного контейнера с оборудованием для разведки. Кассиди имеет уникальную репутацию, направляя фонды компании на разработку того, что он сам считает нужным, вместо тупого следования требованиям Пентагона, которые изменяются с приводящей в уныние регулярностью, что обычно приводит к увеличению стоимости и постоянным задержкам производства. Результат - семейства проектов Gnat и Predator, которыми пользуются многие военные части и спецслужбы.

Аппарат Predator C, так же как вариант Predator B, разработан, чтобы нести около 1000 кг оружия и сенсоров. Если малозаметность для выполнения миссии не нужна, то оружие также может быть прикреплено снаружи на фюзеляже и крыльях. Также дополнительные топливные баки на 2 часа полёта могут быть установлены в отсеке полезной нагрузки. В нормальной конфигурации топливо распределено между крыльями и фюзеляжем в пропорции 50/50.

Ожидается, что первоначально мощность электросистем Avenger будет меньше 45 киловольт-ампер доступных на БПЛА Predator B. Длинная, лишенная ярких черт нижняя сторона позволяет также с минимальными помехами устанавливать такие системы наблюдения, как всепогодный радар с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Системы обзорной разведки, которые должны были быть предоставлены ВВС, пока ещё не определены. Тем не менее, эти системы будет устанавливаться на специализированные разведывательные версии Avenger. Всепогодный радар LYNX SAR вероятно будет находиться внизу носа. В опытном образце отсутствует шарик системы EO/IR используемый семейством Predator. Возможно, была разработана новая выдвигающаяся система.

Вертикальный V образный хвост отклоняет радарное излучение и уменьшает инфракрасную заметность выхлопов двигателя. На хвосте БПЛА установлено два сервомотора для повышения управляемости полетом. Горбатый дизайн моторного отделения предлагает достаточно места для змеиного выхлопа, который устраняет радарное наблюдение за двигателем. Двигатель имеет S-образный воздухозаборник и охлаждение, чтобы уменьшить инфракрасную заметность. Двигатель Pratt & Whitney Canada PW545B обеспечивает максимальную скорость полета, по крайней мере, до 740 км/ч, однако разработчики считают, что в результате отладочных тестов они могут добиться значительно большей скорости. Потолок БПЛА составляет 18000 метров.

Если смотреть сверху, то крыло, стреловидностью в 17 градусов (размах 20 метров), и края хвоста почти параллельны. Подобные контуры используются и на таких классических стелс проектах как B-22 и B-2. Изогнутая задняя кромка крыла обеспечивает аэродинамические и структурные преимущества клиновидного крыла, ограждая при этом воздухозаборник от радара. Скошенные боковые стороны верхней и нижней части встречаются в виде острой линии, непрерывной от носа до хвоста, необходимой для того, что бы избежать проблемы увеличения эффективной площади рассеивания возникающей при гладкой боковой стороне.

Толщина и искривление крыла указывают на попытки достигнуть наибольшего ламинарного течения. Опытный образец несет на соединении левого крыла с фюзеляжем пучки, которые позволяют инженерам визуализировать поток воздуха в этой области.

Компания General Atomics Aeronautical имеет подразделение, производящее материалы для управления радарной, оптической и инфракрасной подписями. Ранчо Бернардо, Калифорния, принадлежащее компании обладает самым большим в мире стендом по измерению эффективной площади рассеивания. Именно это подразделение решило проблему с созданием полосно-пропускающего обтекателя антенны спутниковой связи в вверху носа. Он должен быть прозрачен для частотного диапазона Ku используемого большинством систем воздушной спутниковой связи и непрозрачен для более низких частот, используемых радарами ракет и истребителей. Эта способность подражает конструкции F-22 и F-35.

Самолет был разработан так, что бы крылья можно было сворачивать для хранения в ангарах или на авианосце (если военно-морской клиент будет найден). В компании уже давно говорят о возможном морском применении аппарата. Флот заинтересован возможностями серии, однако не хочет вводить ещё один пропеллерный БПЛА на авианосцы. На БПЛА также установлен кормовой крюк (необходим для посадки на авианосцы), что предполагает будущие испытания на авианосцах. Внутренняя секция задней кромки крыла толста, обеспечивая структурную силу для посадки на авианосец и место для топлива, оставляя съемные части крыла сухими. Прямо сейчас, наиболее вероятными пользователями нового аппарата являются ВВС США и Королевские ВВС Великобритании.

Для посадки Avenger использует не блокирующиеся тормоза и посадочное устройство от самолёта F-5. Это устройство использует лазерный высотомер и индикатор вертикали, отображаемые на экране оператора. Лазерный высотомер включается на высоте в 30 метров. Что бы удержать мощность двигателя на надлежащем для приземления уровне, пилоту надо просто поместить "каретку" в середину индикатора. Такая система устраняет колебания, вызванные лишними телодвижениями пилота, в результате эффекта параллакса между видением пилота из кабины обычного самолета и картинкой бортовой камеры БПЛА.

Predator C совершил свои первые полеты 4, 13 и 14 апреля в рамках испытаний, которые продлятся ещё два месяца. С надлежащим финансированием через 10-12 месяцев самолет может переехать из лабораторий компании на новый, большой завод в городе Пувей, Калифорния, открывшийся два месяца назад.

Производство моделей Predator A и Predator B происходило на ранчо Бернардо. Однако c появлением более продвинутых моделей производство Predator A постепенно сокращается. Плюс компанией были приобретены шесть зданий в городе Пувее общей площадью в 400 тыс. кв. метров, что приблизительно в три раза больше производственных площадей ранчо Бернардо. Научно-исследовательский отдел в городе Аделанто также удвоится в размере. При всём этом отдел композиционных материалов по-прежнему остается в городе Сабр Спрингс.

В то время как официальные лица компании не хотят обсуждать инвестиции в эту программу, известно, что они в два раза больше инвестиций в создание Predator B (в частичности потому, что разработка модели Avenger заняла больше времени).

БПЛА Predator A (MQ-1) с поршневым двигателем впервые предложил большое время полёта и возможность нести оружие. Модель Predator B (MQ-9) сильно увеличила вес полезной нагрузки, скорость и максимальный потолок. Новый Predator C добавляет дополнительную скорость для более быстрого ответного удара или быстрого передислокации для повышения гибкости миссии и выживаемости.

Во время круглого стола, устроенного специально для прессы, генерал морской пехоты Джеймс Картврайт (James Cartwright), вице-председатель объединенного комитета начальников штабов, приоткрыл видение новой тактической самолётной структуры, которая включает аппараты широкого ценового диапазона - соединение из F-22, F-35 и таких вооруженных БПЛА как турбовинтовой Predator B. Однако этот БПЛА, в отличие от F-22 и F-35 не блещет малозаметностью. А вот новая модель Avenger за счёт специальной формы и отсутствия пропеллера, идеально подходит для будущей структуры.

Тактическая структура ВВС будущего будет также усилена F-16C, F-15C и F-15E - модернизированные самолёты с АФАР (увеличивает дальность обнаружения в 2-3 раза и позволяет обнаружение маленькие, замаскированные объекты, включая крылатые ракеты, самолеты и очень маленькие наземные цели).

С первым полетом БПЛА Predator C и планами по сокращению числа обычных самолетов, активизировались и противники БПЛА.

Они видят угрозу в решении министра обороны Роберта Гейтса (Robert Gates) и генерала Картврайта включить вооруженные БПЛА в состав истребительной авиации. Критики рассматривают это как первый, ложный шаг (имеющий экономические, а не военные истоки), который приведёт к замене F-35 на Predator B, и чуть позже на Predator C.

Это похоже на правду - производство ударного самолета невидимки намного сложнее, чем беспилотного боевого самолета.

ЛТХ:
Модификация Avenger
Размах крыла, м 20.10
Длина самолета, м 12.40
Высота, м
Масса, кг
пустого
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ТРДД Pratt & Whitney Canada PW545B
Тяга, кН 1 х 21.30
Максимальная скорость, км/ч 740
Крейсерская скорость, км/ч
Дальность полета, км
Продолжительность полета, ч более 20
Практический потолок, м 18288
Полезная нагрузка: до 1360 кг

GNAT


Разработчик: GAAS
Страна: США
Первый полет: 1989
Тип: Разведевательный БПЛА
ЛТХ Доп. информация



Разработка разведывательного беспилотного летательного аппарата General Atomics GNAT началась с проектирования упрощенного варианта для экспорта БЛА LSI Amber. GNAT-750 выполнил первый полет в 1989 году. В отличие от Amber, крыло которого установлено на пилоне над фюзеляжем, БЛА GNAT представляет собой низкоплан, способный поднимать полезный груз большей массы при меньшей собственной массе. Шасси - убираемое, трехопорное с носовой опорой. Продолжительность полета - 12 часов, радиус действия - 2000 км.

Компания "General Atomics" продолжила разработку после покупки компании LSI и в 1993 году заключила контракт с Турцией на поставку шести GNAT-750 и 16 машин I-GNAT ER с увеличенной дальностью полета. Развал коммунистического блока в 1990-е годы привел к возможности вмешательства США во внутренние дела стран Восточной Европы, особенно Югославии. В этих условиях "General Atomics" по контракту с ЦРУ США доработала GNAT-750 под выполнение специальных заданий. Невзирая на проблемы, большей частью бюрократические, программа продолжалась, и в 1994 году группа специалистов ЦРУ с БЛА GNAT-750 прибыла в Албанию для отслеживания положения в бывшей Югославии. Операция какого-либо успеха не имела из-за технических сложностей и плохой погоды. Тем не менее разработку не прекратили, появился увеличенный I-GNAT (Improved GNAT) с двигателем Rotax 914 мощностью 105 л. с.; I-GNAT отличали более высокая надежность и простота эксплуатации.

"General Atomics" использовала GNAT-750 как основу для создания тактического БЛА Prowler, масштабного варианта GNAT-750 с крылом размахом 7,31 м (длина аппарата 4,24 м). Продолжительность полета составила более 16 часов. По ряду бортовых систем БЛА GNAT-750 и Prowler унифицированы.





ЛТХ:
Модификация GNAT-750 (I-GNAT)
Размах крыла, м 10.76 (12.86)
Длина самолета, м 5.33 (6.32)
Высота с убранным шасси, м 0.72
Масса, кг
пустого 254 (385)
максимальная взлетная 517 (700)
Тип двигателя 1 ПД Rotax 582 (Rotax 914)
Мощность, л.с. 1 х 64 (105)
Максимальная скорость, км/ч 193 (296)
Крейсерская скорость, км/ч 175
Дальность полета, км 2780
Продолжительность полета, ч 48
Практический потолок, м 7620 (9140)
Полезная нагрузка: целевая аппаратура массой до 150 кг на гиростабилизированной турели (ИК-система, телекамеры, дневная и для низких уровней освещенности)

MQ-1A/B Predator


Разработчик: GAAS
Страна: США
Первый полет: 2001
Тип: Многоцелевой ударный БПЛА
ЛТХ Доп. информация



С момента появления исходного варианта RQ-1 К было создано целое семейство "Предейторов". Одним из них был разведывательно-ударный RQ-1L, на основе которого был создан усовершенствованный разведывательноударный БПЛА MQ-1L. Впервые идею такого аппарата фирма GA-ASI выдвинула в 2000 г. Предложение понравилось ВВС, которые поручили фирме проработать эскизный проект вооруженного варианта БПЛА "Предейтор". Речь пошла о "беспилотнике", который смог бы нести на внешних подвесках малогабаритные авиационные средства поражения, предназначенные для борьбы с неподвижными и мобильными малоразмерными целями. Не исключалось использование подобных БПЛА и при проведении специальных операций, например, выборочное устранение неугодных политических деятелей, крупных международных террористов и т.д. (что, кстати, и было продемонстрировано 3 ноября 2002 г.).

В соответствии с первоначальными планами планировалось в ноябре 2000 г. провести демонстрационные испытания "Предейтора", вооруженного двумя ракетами Локхид Мартин AGM-114С "Хеллфайр" массой по 57 кг. Но потом работы затормозились. Причина заключалась в том, что в Пентагоне забеспокоились, как БПЛА-носитель высокоточного оружия впишется в условия советско-американского договора 1988 г. об ограничениях наступательных вооружений. По этому договору обе стороны отказывались от разработки средств поражения с дальностью полета 500-5000 км. Так как максимальная дальность полета БПЛА "Предейтор" превышает 3700 км, то он, как носитель ракетного оружия, подпадает под эти ограничения.

Каким-то образом американцам удалось "отстроиться" от условия договора, так как в 16 февраля 2001 г. с борта Предейтора" (97-3034) был осуществлен первый пуск ракеты "Хеллфайр" по неподвижной цели (списанный танк). В момент пуска БПЛА находился на расстоянии 3 км от цели, совершая полет на высоте 610 м со скоростью 130 км/ч. Лазерную подсветку цели осуществляли с земли. Было отмечено прямое попадание в башню танка (боевая часть на ракете отсутствовала). (Сделаем маленькое отступление. Пуск "Хеллфайра" с беспилотного аппарата нельзя назвать самым первым. В 1971-1972 гг. со скоростной беспилотной мишени Райан BGM-34А "Файрби" были проведены демонстрационные пуски управляемых ракет класса воздух - поверхность AGM-65 "Мейврик".

21 февраля был выполнен второй удачный пуск ракеты также по неподвижному танку и вновь без боевой части. На этот раз подсветка цели производилась с борта БПЛА. Вновь было зафиксировано попадание в башню. 30 февраля был выполнен третий пуск, но уже ракеты AGM-114K со штатной боевой частью. Пуск ракеты был выполнен с БПЛА, совершавшего полет на высоте 3000 м. И вновь успешное попадание в цель.

Всего в 2001 г. было выполнено 16 пусков ракет, из которых 12 поразили цели. Комментируя результаты испытаний, представители командования ВВС США заявили, что применение БПЛА в качестве носителей высокоточного оружия изменит методы воздушной войны. Подобные аппараты могут играть важную роль в подавлении системы ПВО, особо важных малоразмерных целей и т.д. не только за счет ракетного оружия, но и использования оружия направленной энергии, в частности, микроволнового.

От обычного "Предейтора" вооруженный вариант MQ-1L отличается размещением под носовой частью фюзеляжа шаровидной турели, внутри которой размещена многоспектральная система прицеливания Рейтеон AN/ ASS-52(V), в состав которой входят лазерный дальномер-целеуказатель, теп-лопеленгатор и оптоэлектронные датчики.

Разведывательно-ударные "Предейторы" использовались в Афганистане, Йемене и Ираке. Кроме "Хеллфайров" они оснащались легкими ракетами класса воздух≈воздух FIM-92 "Стингер" (в Ираке) и кассетными противотанковыми управляемыми суббоеприпасами ВАТ (BrilliantAnti-Armour).

Помимо ЦРУ и ВВС США, Predator используются Италией и, на совместной с ВВС США основе, Турцией. В 2005 году Армия США анонсировала выбор Predator в качестве многоцелевого

БПЛА MQ-1 "Predator" собраны из унифицированных авиационных механических, электрических и радиоэлектронных узлов, применяемых на пилотируемых самолётах. Благодаря такому подходу удалось создать надёжный летательный аппарат. Бортовое оборудование состоит из радиолокационной станции с синтезированной апертурой антенны (разрешение 0,3 м), двух цветных телевизионных камер DLTV, ИК-системы с шестью полями зрения, лазерного дальномера-целеуказателя и аппаратуры РТР/РЭБ. Оптоэлектронные средства размещены в шарообразном обтекателе.






ЛТХ:
Модификация MQ-1B
Размах крыла, м 16.84
Длина самолета, м 8.22
Высота, м 2.10
Масса, кг
пустого 512
максимальная взлетная 1020
Тип двигателя 1 ПД Rotax 914F
Мощность, л.с. 1 х 115
Максимальная скорость, км/ч 217
Крейсерская скорость, км/ч 165
Практическая дальность, км 1100
Продолжительность полета, ч 24
Практический потолок, м 7620
Вооружение: на 2 узлах подвески:
2 УР "воздух-поверхность" AGM-114 Hellfire или
2-4 УРВВ AIM-92 Stinger или
6 УРВЗ Griffin

MQ-1C Grey Eagle


Разработчик: GAAS
Страна: США
Первый полет: 2004
Тип: Многоцелевой БПЛА
ЛТХ Доп. информация



БПЛА General Atomics MQ-1C Gray Eagle (первоначально имел фирменное наименование Sky Warrior) является многоцелевым тактическим БЛА с увеличенной дальностью полета, разработанным по заказу Армии США на основе БЛА MQ-1 Predator. В 2002 году Армия США объявила конкурс по программе ERMP для замены израильских беспилотников IAI RQ-5 Hunter. В конкурсе приняли участие два проекта - улучшенный RQ-5 и Warrior. Победителем в августе 2005 года стал Warrior, после чего последовал заказ на 11 систем Warrior, по 12 БЛА и пять наземных станций управления в каждой.

Первый полет БЛА выполнил в октябре 2004 года, а с 2009 года система используется в Афганистане и Ираке. Новый MQ-1C официальное наименование Grey Eagle получил в августе 2010 года. 3 сентября 2010 года Армия США объявила о развертывании в Афганистане к концу года четырех Gray Eagle в вооруженном варианте.

От Predator БЛА Gray Eagle отличает крыло большего размаха и двигатель Thielert Centurion 1.7, оптимизированный для работы на больших высотах. Продолжительность полета у данного БЛА на высотах до 7620 м составляет 36 часов, боевой радиус - 370 км. В носовой части фюзеляжа увеличенного размера установлена РЛС с синтезированной апертурой луча, способная работать в режиме картографирования, и мультиспектральная обзорная система AAS-52.







ЛТХ:
Модификация MQ-1C
Размах крыла, м 17.07
Длина самолета, м 8.53
Высота, м 2.06
Масса, кг
пустого 1452
максимальная взлетная 1633
Тип двигателя 1 ДД Thielert Centurion 1.7
Мощность, л.с. 1 х 145
Максимальная скорость, км/ч 250
Крейсерская скорость, км/ч 195
Радиус действия, км 370
Продолжительность полета, ч 36
Практический потолок, м 8840
Вооружение: до 363 кг вооружения, включая четыре УР "воздух-поверхность" AGM-114 Hellfire и КАБ GBU-44/N Viper Strike на четырех подкрыльевых пилонах
Полезная нагрузка: до 261 кг целевого оборудования, включая РЛС Northrop Grumman ZPY-1 STARLite, гиростабилизированную подфюзеляжную турель Raytheon AAS-52 с оптоэлектронными и инфракрасными датчиками, лазерным целеуказателем

MQ-9 Reaper (Predator B)


Разработчик: GAAS
Страна: США
Первый полет: 2001
Тип: Многоцелевой БПЛА
ЛТХ Доп. информация



БПЛА Predator B был создан на базе успешного многоцелевого БПЛА RQ/MQ-1 Predator фирмы General Atomic Aeronautical Systems Inc. (GA-ASI). Работы надо Predator B были начаты в частном порядке в 1998 г., но частично финансировались NASA. Первый полет прототипа состоялся в феврале 2001 г.

Было выпущено 3 прототипа YMQ-9A:

Predator B-001- первая модернизация БПЛА MQ-1 Predator. На него установлен турбовинтовой двигатель (712 кВт). Визуальное отличие от MQ-1 представляют крылья, они увеличены с 14,8 м. до 20 м. B-001 может нести 340 кг. полезной нагрузки на высоте 15,2 км., со скоростью 390 км/ч. Время полета до 30 часов.

Predator B-002 - следующая модернизация БЛА. Грузоподъемность 215 кг., верхний потолок высоты 18,3 км., время полета 12 часов.

Predator B-003 или "Альтаир" - снова увеличен размах крыльев, до 25,6 м. Следовательно, увеличенная грузоподъемность БЛА до 1360 килограммов, а максимальная высота полета 15,8 км. Время полета увеличено до 36 часов!

БПЛА Predator B представляет собой увеличенный вариант RQ/MQ-1 Predator. Основным отличием является "более традиционное" V-образное хвостовое оперение, имеющее положительную V-образность. Фирма GA-ASI испытывала прототипы Predator B с двумя разными двигателями. Первый - ТВД фирмы Honeywell TPE-331-10T, а второй - ТРДД фирмы Williams FJ44-2A. Оборудование Predator B в основном идентично оборудованию RQ/MQ-1, и состоит из широкодиапазонной инфракрасной оптико-электронной прицельной системы Raytheon AN/ASS-52(V) и РЛС с синтезируемой апертурой AN/APY-8 Lynx фирмы General Atomics. Predator B так же может использоваться как многоцелевой боевой комплекс, вооруженный ПТУР AGM-114C/K Hellfire и другим управляемым оружием. Аппаратура управления БПЛА совместима с наземным оборудованием MQ-1B.

После успешных экспериментов с вооруженным RQ-1 возникла идея отработать применение оружия и с борта Predator B. В феврале 2003 г. БПЛА Predator B в варианте с ТВД, получил обозначение MQ-9A Reaper. И в конце года ВВС США закупили два опытных БПЛА YMQ-9A. Были проведены войсковые испытания этих машин. YMQ-9A продемонстрировали высокие, весьма превосходящие характеристики своего "родителя". БПЛА показали находится в воздухе до 24 часов на высоте 13700 м, а по заявлению фирмы GA-ASI максимальная продолжительность полета составляет 30 часов.

Новейший беспилотный самолет MQ-9 Reaper по классификации ВВС США относится к разряду "охотников-убийц" - самолетов, способных выслеживать цель и уничтожать ее.

MQ-9 Reaper способен нести до 14 ракет Hellfire класса воздух-земля, в то время как широко используемый сейчас беспилотный самолет Predator вооружен только двумя такими ракетами. В случае необходимости вместо ракет MQ-9 Reaper может нести 4 AGM-114 "Хеллфайр" и две бомбы лазерного наведения - GBU-12 Paveway II по 250 килограмм каждая.

MQ-9 Reaper с полной нагрузкой может непрерывно находиться в воздухе в течение 14 часов и имеет максимальную скорость 480 километров в час, тогда как максимальная скорость самолета Predator не превышает 215 километров в час.

18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат соответствия, что позволяет MQ-1 и MQ-9 летать в воздушном пространстве США предназначенном для гражданских перевозок.

Для ВМС США создается беспилотный аппарат на основе Reaper, названный "Mariner". Этот аппарат будет иметь складные крылья, увеличенный запас топлива, который позволит беспилотнику находиться в полете 49 часов.

В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти - 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.

По состоянию на 2009 год парка беспилотных летательных аппаратов составляет 195 MQ-1 Predator и 28 MQ-9 Reaper.



ЛТХ:
Модификация MQ-9
Размах крыла, м 20.12
Длина самолета, м 10.97
Высота, м 3.56
Масса, кг
пустого 2223
максимальная взлетная 4760
Тип двигателя 1 ТВД Honeywell TPE-331-10T
Мощность, л.с. 1 х 776
Максимальная скорость, км/ч 482
Крейсерская скорость, км/ч 275-315
Дальность полета, км
Продолжительность полета, ч более 24
Практический потолок, м 15000

RQ-1 Predator


Разработчик: GAAS
Страна: США
Первый полет: 1994
Тип: Разведывательный БПЛА
ЛТХ Доп. информация



Cамый известный сегодня беспилотный авиационный комплекс, безусловно, RQ-1 Predator ("Хищник"). Фирма General Atomics Aeronautical Systems, Inc (GA-ASI) в своих материалах называет Predator "единственным успешным проектом в области беспилотной авиации за десятилетия". Со скидкой на рекламное преувеличение с этим утверждением можно, в основном, согласиться.


Predator не относится к комплексам тактических ДПЛА. Этот факт отражается даже в способе упоминания "Хищника" в статьях и документах фирмы - создателя: летательный аппарат называют Predator Aircraft (русский эквивалент - (боевой) самолёт "Хищник"), а комплекс в целом именуют Unmanned Aircraft System (русский эквивалент - "беспилотный авиационный комплекс"). Более того, заметно некоторое противопоставление комплекса Predator тактическим комплексам ДПЛА. Отмечается, например, что унифицированная наземная станция управления комплекса Predator (Common Ground Control Station) может быть использована для управления тактическими ДПЛА.


Беспилотные самолёты Predator собраны из унифицированных авиационных механических, электрических и радиоэлектронных узлов, применяемых на пилотируемых самолётах. Благодаря такому подходу удалось создать чрезвычайно надёжный летательный аппарат. Естественно, надёжность беспилотного самолёта Predator не абсолютна. Половина самолётов из общего количества 60.. 70 закупленных c 1994 года, к концу 2002 года по различным причинам, в том числе и из-за отказов техники, была утрачена.


Самолёт Predator имеет нормальную аэродинамическую схему с однобалочным фюзеляжем и задним расположением воздушного винта. Хвостовое оперение - перевёрнутое V-образное. Силовая установка построена на четырёхцилиндровом двигателе фирмы Rotax. Старт и посадку беспилотных самолётов производят по-самолётному, используя обычные аэродромы. Управление стартом и посадкой заявляется как автоматическое, однако, судя по наличию в комплексе обычного авиамодельного пульта ручного управления и квалификационным требованиям к операторам комплекса, можно предполагать, что используется и ручное управление.


Навигация беспилотного самолёта Predator - комбинированная (спутниковая и инерциальная навигационные системы). Оператор имеет возможность корректировать программу полёта, а также управлять целевой нагрузкой.

Беспилотные самолёты Predator имеют очень серьёзную целевую нагрузку. Сенсорная часть целевой нагрузки включает в себя:


две цветных телевизионных (ТВ) камеры,

кадровую инфракрасную (ИК) камеру,

радиолокатор с синтезированной апертурой.

Сенсорная часть, включая радиолокатор, смонтирована на гиростабилизированной платформе. Общая масса целевой нагрузки достигает 204 кг.

Важнейшей особенностью комплекса Predator является использование спутниковых радиолиний для связи беспилотного самолёта с наземной станцией управления и потребителями разведывательной информации. Это обеспечивает возможность получения разведывательной информации в глобальном масштабе. Благодаря спутниковой радиосвязи, дальность (радиус) действия комплекса ограничивается только радиусом полёта собственно беспилотного самолёта Predator. Типовым максимальным удалением самолёта от точки старта полагают 400 морских миль (740 км). Максимальная продолжительность полёта - 24 часа. В экспериментальных полётах была получена продолжительность полёта 40 часов. Поэтому комплекс Predator может быть определён как средство оперативной и стратегической воздушной разведки в интересах высшего оперативного командования с возможностью получения разведывательной информации в любой точке Земли.

Возможность глобальной трансляции разведывательной информации в реальном масштабе времени демонстрировалась в начале 2002 года, когда была организована постоянная передача видеоизображения из Афганистана на командный пункт в Вашингтоне. Полезность таких трансляций подвергалась сомнению, в том числе в прессе.

Комплекс Predator отнюдь не исключает прямой радиосвязи беспилотного самолёта с наземной станцией. Заявлена дальность прямой радиосвязи 150 морских миль (278 км). Радиовидимость на такой дальности может быть обеспечена только при значительных высотах полёта, не менее 7000 м (максимальная высота полёта беспилотного самолёта Predator заявлена 7620 м над уровнем моря).

Первые комплексы (в количестве 35 штук) переданы на вооружение 11-го и 15-го разведывательного эскадрона ВВС США в начале 1998 года. В марте 1998 года подписан дополнительный контракт на сумму 71.5 миллионов долларов на производство еще 18 БПЛА. Фирма General Atomics Aeronautical Systems выпускает так же морской вариант БПЛА, названный Sea Predator, первый из комплексов установлен на авианосце Нимиц.

В средствах массовой информации часто под названием Predator фигурируют аналогичные беспилотные самолёты фирмы GA-ASI, например, GNAT - предшественник "Хищника".

В настоящее время фирма GA-ASI работает над следующим поколением беспилотных самолётов Predator, которое уже получило название Predator B. Самолёты Predator B будут иметь ещё более высокие характеристики, например, допустимую массу целевой нагрузки предполагается увеличить на 50% (до 300 кг), а максимальную высоту полёта - до 13700 метров. Воздушная скорость самолёта Predator B будет превышать 400 км/час, а максимальная продолжительность полёта - сутки.








ЛТХ:
Модификация RQ-1
Размах крыла, м 14.84
Длина самолета, м 8.23
Высота, м 2.21
Масса, кг
пустого 430
максимальная взлетная 1020
Тип двигателя 1 ПД Rotax 914 UL
Мощность, л.с. 1 х 105
Максимальная скорость, км/ч 217
Крейсерская скорость, км/ч 110-130
Дальность полета, км 740
Продолжительность полета, ч
нормальная более 20
максимальная 40
Практический потолок, м 7920