Gourdou-Leseurre
S%^Tt$ - 5757457500000
LGL.23TS


Разработчик: Liore et Olivier
Страна: Франция
Первый полет: 1925
Тип: Санитарный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1925 году компания Liore Gourdou Leseurre выпустила в единственном экземпляре легкий санитарный самолет LGL.23 TS (Transport Sanitaire), созданного на базе истребителя GL.23.

От своего предшественника LGL.32TS отличался удлиненным на 0,65 метров фюзеляжем, установленным по одному круглому иллюминатору с каждой стороны и парой дверей по правому борту хвостовой части, котороые открывали доступ к месту для установки носилок.

Впервые санитарный самолет был показан 24 апреля 1925 года в Ле Бурже по случаю международного медицинского конгресса. Заказ на малую серию выиграл конкурент Hanriot HD.14S. В 1926 году был построен еще один экземпляр LGL.23TS.








ЛТХ:
Модификация LGL.23TS
Размах крыла, м 11.00
Длина самолета,м 7.15
Высота самолета,м 2.50
Площадь крыла,м2 23.40
Масса, кг
пустого самолета 700
максимальная взлетная 1076
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Ab
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость, км/ч 181
Крейсерская скорость, км/ч 164
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 5500
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: одни носилки

LGL-32 (GL-32)


Разработчик: Loire-Gourdou-Lesseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1925
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Следующим после GL-21 серийным самолетом фирмы "Gourdou-Leseurre" стал другой одноместный истребитель, GL-32, более известный как LGL-32 (Loire-Gourdou-Leseurre) . Самолет LGL-32 построили для участия в конкурсе на одноместный истребитель по требованию ВВС от 1923 года. В острой конкуренции он завоевал на конкурсе второе место. Прототип LGL-32.01 впервые взлетел весной 1925 года. В январе 1927-го фирма-разработчик получила начальный заказ на пять оценочных и 20 предсерийных самолетов. Позднее три оценочных самолета использовались для эффектных демонстрационных полетов во Франции и ряде других стран, в результате компания получила значительные экспортные заказы.

Серийный LGL-32C.1 имел смешанную конструкцию, передняя часть фюзеляжа облицована металлическими панелями, остальные места - полотняной обшивкой. На нем стоял звездообразный мотор Gnome-Rhone (Bristol) 9Ady Jupiter. Самым большим недостатком нового истребителя стало его довольно хрупкое шасси. В результате этот вариант сильно страдал от аварий при грубых посадках.

Зато LGL-32 имел хорошую скороподъемность и превосходную маневренность, что вполне компенсировало его довольно невысокую скорость.

Всего изготовили 479 экземпляров истребителя LGL-32C.1, принятого в конце 1927 года на вооружение ВВС Франции. До 1934 года ими были вооружены 12 эскадрилий первой линии на базах в метрополии, а также два полка истребителей в Париже и Тунисе. Парижский полк был запасной частью, укомплектованной добровольцами и базирующейся в Ле-Бурже. Он осуществлял ПВО столицы Франции. Кроме того, машинами LGL-32C.1 оснастили морские эскадрильи 3C1 и 3C2. Благодаря хорошим летным качествам и приемлемому боевому радиусу, LGL-32C.1 совершали многочисленные полеты в строю эскадрилий. Последние серийные машины имели реконструированные шасси с независимыми главными стойками, амортизаторами Messier и более широкой колеей. Однако после 1934 года их износ все чаще давал о себя знать, и к январю 1936 года из служивших во французских частях 380 машин остались только 135. Они использовались для обучения и в качестве наземных наглядных пособий в школах авиамехаников.

Румыния получила 50 самолетов LGL-32C.1. Последний из них поставили в ноябре 1928 года. Турция также закупила 12 самолетов, обозначенных LGL-32-T, еще одну машину получила Япония. По неподтвержденным сообщениям в 1936 году до четырех (или даже 12) списанных из ВВС Франции самолетов LGL-32C.1 были проданы испанскому республиканскому правительству, пытавшемуся в начале гражданской войны получить хоть какие-нибудь самолеты. О судьбе этих машин известно немного. Возможно, они попали в Каталонию 4 августа 1936 года. Однако в начале 1937 года правительство басков (республиканских союзников) закупило еще 12 (возможно 15) заново построенных предсерийных машин GL-410 с независимыми основными стойками шасси. Часть этих самолетов, оказавшихся неудачными истребителями и переделанных в пикирующие бомбардировщики, модифицировали для подвески двух 50-кг бомб на пилонах, прикрепленных к подкосам крыла, или одной 100-кг бомбы под фюзеляжем. В апреле 1937 года эти пикировщики во главе с Мигелем Замбудио нанесли удар по франкистскому линкору "Эспаньола", добившись нескольких попаданий. В результате линкор затонул, тем самым прославив скромный самолет LGL-32C.1 на закате его карьеры.





Модификации :
LGL-32 C.1 первая серийная модификация.
LGL-32 HY
появившийся в начале 1927г. опытный образец LGL-32.01 имел два поплавка вместо колесного шасси. 28 марта 1927 г. установил мировой рекорд высоты среди морских гидросамолетов.

LGL-32 (321)
первый самолет для оценочных испытаний, оснащенный двигателем Jupiter мощностью 600 л.с.

LGL-323 и LGL-324
стандартный LGL-32 был изменен для установки звездообразного двигателя Jupiter VII мощностью 500 л.с. с турбонагнетателем для полетов на больших высотах. Модифицированный в LGL-324, установил 23 мая 1929 г. мировой рекорд высоты среди сухопутных самолетов, поднявшись с полезной нагрузкой в 500 кг на 9600 м. 24 октября LGL-324 установил мировой рекорд высоты без полезной нагрузки, поднявшись на 11000 м.

LGL-33 C.1
один экземпляр этого варианта совершил первый полет в апреле 1925 года. От LGL-32 он отличался закрытым обтекателем, двигателем Lorraine 12Eb мощностью 450 л.с., а также имел переделанные подкосы, измененное шасси и треугольный киль, как у варианта GL-22.

LGL-34 C.1 (341 C.1)
LGL-34 C.1 был похож на LGL-32 C.1, но с двигателем Hispano-Suiza 12 Gb мощностью 500 л.с. Первый экземпляр варианта LGL-341 имел немного увеличенную площадь крыла, а также двигатель Hispano-Suiza 12Hb мощностью 500 л.с. Второй самолет LGL-341, совершивший первый полет в мае 1928 г., имел два радиатора на передних подкосах стоек шасси вместо лобового радиатора.

LGL-390
в июне 1934г. стандартный самолет LG-32 c новым двигателем Hispano-Suiza 9Va мощностью 575 л.с. прошел испытания как опытный образец ночного истребителя LGL-390.

GL-410
объединял фюзеляж варианта LGL-32 и крыло полностью новой конструкции со значительной стреловидностью по передней кромке. Серийно не выпускался.

GL-450
опытный образец, прошедший в 1932г. испытания в Виллакубле, был оснащен двигателем Jupiter VI мощностью 480 л.с. Имел цельнометаллическую конструкцию и шасси с раздельными осями колес, подобно последним серийным вариантам LGL-32.

GL-633
один из двенадцати GL-32 C.1, построенных для Баскского правительства в 1936 г. и переделанный в одноместный пикирующий бомбардировщик.




ЛТХ:
Модификация LGL-32 С.1
Размах крыла, м 12.20
Длина, м 7.55
Высота, м 2.95
Площадь крыла, м2 24.90
Масса, кг
пустого самолета 963
нормальная взлетная 1376
Тип двигателя 1 ПД Gnome-Rhone Jupiter 9c или 9Ady
Мощность, л.с. 1 х 420
Максимальная скорость , км/ч 250
Крейсерская скорость , км/ч 235
Практическая дальность, км 660
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 9700
Экипаж, чел 1
Вооружение: два 7.7-мм синхронных пулемета

LGL-33


Разработчик: Loire-Gourdou-Lesseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1925
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Используя такой же фюзеляж как на LGL-32 фирмой Loire-Gourdou-Lesseurre был разработан новый истребитель LGL-33. Впервые самолет поднялся в воздух в апреле 1925 года. От LGL-32 он отличался закрытым обтекателем, а также имел переделанные подкосы, измененное шасси и треугольный киль, как у варианта GL-22.

Самолет был оборудован W-образным двигателем Lorraine-Dietrich 12Eb водяного охлаждения мощностью 450 л.с. Более тяжелый чем Jupiter на LGL-32 двигатель потребовал доработок, в частности усиления общей конструкции. В итоге LGL-33 на малых высотах показал лучшие характеристики, чем машина с "Юпитером". Единственный прототип был разбит летчиком Andre Christiany в 1927 году. После этого к проекту не возвращались.








ЛТХ:
Модификация LGL-33
Размах крыла, м 12.20
Длина, м 8.03
Высота, м 2.95
Площадь крыла, м2 24.90
Масса, кг
пустого самолета 1139
нормальная взлетная 1584
Тип двигателя 1 ПД Lorraine-Dietrich 12Eb
Мощность, л.с. 1 х 450
Максимальная скорость , км/ч 260
Крейсерская скорость , км/ч 240
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин 571
Практический потолок, м 9700
Экипаж, чел 1
Вооружение: два 7.7-мм синхронных пулемета

LGL-34


Разработчик: Loire-Gourdou-Lesseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1927
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Минимально изменив конструкцию фюзеляжа LGL-32 в 1927 году фирма Loire-Gourdou-Leseurre разработала одноместные истребители LGL-34 и LGL-341, которые отличались типом двигателей. На LGL-34 стоял Hispano-Suiza 12Ga мощностью 450 л.с., а на LGL-341 Hispano-Suiza 12Hb 500 л.с. Из-за того, что на самолетах использовалось тоже крыло, что и на LGL-32 давление на квадратный метр площади значительно возросло, что сказалось на управляемости самолета. LGL-34 оказался легче, чем более мощный LGL-341, в пользу которого и был сделан выбор.

В мае 1928 года в воздух поднялся второй прототип LGL-341, имевший два радиатора на передних подкосах стоек шасси вместо лобового радиатора. Однако его характеристики оказались очень низкими и от серийного производства отказались.







ЛТХ:
Модификация LGL-341
Размах крыла, м 12.20
Длина, м 7.60
Высота, м 2.95
Площадь крыла, м2 27.50
Масса, кг
пустого самолета 1192
нормальная взлетная 1663
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12Hb
Мощность, л.с. 1 х 500
Максимальная скорость , км/ч 270
Крейсерская скорость , км/ч 250
Практическая дальность, км 600
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: два 7.7-мм синхронных пулемета

GL Type A (GL.I)


Разработчик: Gourdou-Leseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1918
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Летом 1917г. инженеры Шарль Гурду (Charles Edouard Pierre Gourdou) и Жан Лезер (Jean Adolf Leseurre) начали разработку одноместного истребителя для ВВС Франции. Окончательная модель Gourdou Leseurre GL Type A (GL.a) была построена в цехах компании Wassmer в Париже, производившей воздушные винты. Опытный образец представлял собой аккуратный моноплан типа парасоль с подкосным крылом тонкого профиля, запатентованным Гурду и Лезером, и фюзеляжем круглого поперечного сечения. Хвостовое оперение имело большой характерный киль и руль направления, простое крепкое шасси с хвостовым костылем. Самолет оснастили двигателем Hispano-Suiza 8Ab мощностью 180 л.с. с передним радиатором.

Летные испытания самолета, под обозначением GL.I, на аэродроме Villacoublay 10 мая 1918 года. Оказалось что машина перетяжеленна, поэтому испытания проводились с одним (вместо двух) 7.7-мм пулеметом Виккерс и половинным запасом топлива. Ожидавшийся заказ на 100 серийных самолетов был отменен, так как к тому же еще требовалось усовершенствовать и усилить конструкцию крыла и подкосов. Решив этим не заниматься конструкторы принялись за разработку GL-2 или Type В.










ЛТХ:
Модификация GL.a
Размах крыла, м 9.00
Длина, м 6.60
Высота, м 2.30
Площадь крыла, м2 16.65
Масса, кг
пустого самолета 594
нормальная взлетная 780
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Ab
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость , км/ч 242
Крейсерская скорость , км/ч 212
Практическая дальность, км 300
Cкороподъемность, м/мин 349
Практический потолок, м 7000
Экипаж, чел 1
Вооружение: два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers

GL.2


Разработчик: Gourdou-Leseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1918
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Истребитель GL.2 (GLb) был разработан французскими инженерами Шарлем Гурду (Charles Edouard Pierre Gourdou) и Жаном Лезером (Jean Adolf Leseurre) в 1918 году. В отличии от своего предшественника на самолете стояло новое, усиленное крыло, а также переделанное горизонтальное оперение. Правда, двигатель остался тот же, как и два синхронных 7,7-мм пулемета.

В связи с окончанием мировой войны военное ведомство утратило интерес к этому проекту после поставки всего 20 серийных аэропланов GL-2C.1, изготовленных фирмой "Mayen et Zodiac".

Затем конструкторы Гурду и Лесерр объединились с техническим отделом компании "Aerienne Francaise". В 1921 году они открыли свое дело в собственных цехах в юго-восточном предместье Парижа Сен-Мор-ле-Фосес.

В 1919 году GL-2 принял участие в авиагонках "Coup Deutsch de la Meurthe", показав на 200-километровой трассе среднюю скорость 214,26 км/ч.










ЛТХ:
Модификация GL.2
Размах крыла, м 9.40
Длина, м 6.43
Высота, м 2.40
Площадь крыла, м2 18.80
Масса, кг
пустого самолета 570
нормальная взлетная 850
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Ab
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость , км/ч 245
Крейсерская скорость , км/ч 220
Практическая дальность, км 320
Cкороподъемность, м/мин 285
Практический потолок, м 7500
Экипаж, чел 1
Вооружение: два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers

GL-21


Разработчик: Gourdou-Leseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1919
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Летом 1917г. инженеры Шарль Гурду и Жан Лезер начали разработку одноместного истребителя для ВВС Франции. Окончательная модель GL "a" была построена в цехах компании Wassmer в Париже, производившей воздушные винты. Летные испытания начались в мае 1918 г., но ожидавшийся заказ на 100 серийных самолетов был отменен, так как требовалось усовершенствовать и усилить конструкцию крыла и подкосов. Модифицированный в соответствии с этими требованиями GL "b" в скоростном соревновании кубка Дойч де ла Мёрт в 1919 г. показал среднюю скорость 214,26 км/час на расстоянии 200 км.

Серийный вариант GL "b" разрабатывался как Type B2, или Gourdou-Leseurre GL-21. Он отличался, в частности, модифицированным стабилизатором и передним радиатором Андре с регулирующими створками и не имел компенсированных элеронов опытного образца GL "b".

Серийный вариант GL-21, названный GL-21C.1, в основном эксплуатировала Финляндия. В 1923 году она купила образец, а в 1924 году построила еще 19 таких машин, прослуживших до 1931 года. Всего собрали 30 GL-21, 10 из них (без вооружения) купили французские частные лица. Малые партии самолетов GL-22C.1 закупили Латвия, Чехословакия и Эстония. Всего для этих трех заказчиков серийно собрали 20 машин.









ЛТХ:
Модификация GL-21
Размах крыла, м 9.40
Длина, м 6.43
Высота, м 2.52
Площадь крыла, м2 18.80
Масса, кг
пустого самолета 600
нормальная взлетная 850
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Ab
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость , км/ч 245
Крейсерская скорость , км/ч 220
Практическая дальность, км 450
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7500
Экипаж, чел 1
Вооружение: два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers на фюзеляже

GL-22/23


Разработчик: Gourdou-Leseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1923
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Вскоре за GL-21 последовал GL-22, или Type B3, со стальными подкосами вместо дюралевых, с модифицированными крылом, стабилизатором и шасси, а также новым передним радиатором типа "улей". Основным заказчиком одноместного истребителя GL-21 C.1 была Финляндия, которая приобрела 19 машин в период 1923-1931 гг. Общее производство насчитывало 30 машин, некоторые из них, впоследствии переделанные, использовались во Франции частными владельцами. Небольшие партии машин GL-22 С.1 были поставлены Чехословакии, Эстонии и Латвии; производство насчитывало 20 самолетов. Вариант В5 или GL-22 ЕТ.1, более известный как ЕТ, представлял собой одноместный усовершенствованный тренировочный вариант базовой конструкции В3. Из 30 построенных самолетов большинство эксплуатировались ВМС Франции, один использовался для экспериментальных посадок и взлетов с авианосца "Беарн", остальные эксплуатировались учебными подразделениями французской военной авиации.

Самолет ЕТ имел крыло с размахом на 1,4 м большим, чем у истребителей В2 и В3. На гражданском варианте В3 с крылом увеличенной площади летчик-испытатель Андре Кристиани выиграл скоростное соревнование кубка Мишлен 1923 г. Три переделанные в гражданские самолеты истребителя ЕТ участвовали в пропагандистских показах на авиашоу во Франции и Северной Африке в 1923 г. Различные самолеты модели В3 прекрасно показывали себя на авиашоу и выигрывали соревнования в 1930-х гг. Один самолет с измененным шасси, получивший новое обозначение В6, В7, представлял собой вариант GL-21 С.1 с усиленными подкосами, новым шасси с раздельными осями колес и имел звездообразный двигатель Lorraine Algol мощностью 300 л.с. На одном из них летала знаменитая французская летчица Адриана Болан.


Кроме вышеуказанных выпускались так же варианты: GL-23 C.1 - опытный одноместный истребитель 1925 г. (альтернативное обозначение V4), объединявший в себе планер самолета GL-22 C.1 с крылом увеличенного размаха от варианта ЕТ или В5. Семь машин построено в Сен-Мор. Два самолета с крыльями разного аэродинамического профиля использовались в сравнительных испытаниях; GL-23 TS - обозначение одного самолета GL-23 после удлинения фюзеляжа на 0,65 м и установки по одному круглому иллюминатору с каждой стороны; TS означает Transport Sanitaire (санитарный самолет); пара дверей по правому борту открывали доступ к месту для установки носилок. GL-23 TS был показан 24 апреля 1925г. в Ле Бурже по случаю международного медицинского конгресса; GL-24 - в 1925 году один экземпляр варианта GL-22 был выполнен в виде двухместного учебно-тренировочного самолета GL-24 с двойным управлением; в следующем году после превращения в одноместный он получил обозначение GL-24X и использовался для изучения влияния перегрузки при эволюциях самолета. Один GL-21, имевший двигатель Hispano-Suiza 9Qd мощностью 350 л.с. и использовавшийся как пилотажный, тоже получил обозначение GL-24.





ЛТХ:
Модификация GL-22 GL-23
Размах крыла, м 9.40 11.00
Длина, м 6.43 6.50
Высота, м 2.52 2.37
Площадь крыла, м2 18.80 23.40
Масса, кг
пустого самолета 590 660
нормальная взлетная 880 960
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Ab 1 ПД Hispano-Suiza 8Ab
Мощность, л.с. 1 х 180 1 х 180
Максимальная скорость , км/ч 247 210
Крейсерская скорость , км/ч 221 189
Практическая дальность, км 450 600
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7500 7000
Экипаж, чел 1 1
Вооружение: один, чаще два, синхронных 7.7-мм пулемета Vickers на фюзеляже.

GL.31


Разработчик: Gourdou-Leseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1922
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Оставив прежнюю концепцию парасоля смешанной конструкцией инженеры Шарль Гурду (Charles Edouard Pierre Gourdou) и Жан Лезер (Jean Adolf Leseurre), разработали новый одноместный истребитель на базе самолета GL.30 под требования программы C1 1921 года. На самолете, получившем обозначение GL-31C1 (Type I3), стоял двигатель Gnome-Rhone 9A Jupiter мощностью 420 л.с. Вооружение состояло из двух синхронных 7.7-мм пулеметов Vickers и двух несинхронных Darne, установленных в крыле. Но в 1923 году программу С1 закрыли и из GL-31 сделали прототип GL-32. Однако до 1925 года, когда работы прекратили, самолет так и не взлетел.










ЛТХ:
Модификация GL.31
Размах крыла, м 10.50
Длина, м 7.20
Высота, м 2.70
Площадь крыла, м2 21.00
Масса, кг
пустого самолета 875
нормальная взлетная 1350
Тип двигателя 1 ПД Gnome & Rhone 9A Jupiter
Мощность, л.с. 1 х 420
Максимальная скорость , км/ч 260
Крейсерская скорость , км/ч 230
Практическая дальность, км 600
Cкороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж 1
два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers
два 7.7-мм пулемета Darne

GL-40


Разработчик: Gourdou-Leseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1922
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В начале 1922 года инженеры Шарль Гурду (Charles Edouard Pierre Gourdou) и Жан Лезер (Jean Adolf Leseurre) начали разработку одноместного истребителя с крулом типа парасоль - Gourdou Leseurre GL-40. Изюминкой проекта должна была стать силовая установка состоящая из восьмицилиндрового двигателя Hispano-Suiza 8Fb мощностью 300 л.с. с турбокомпрессором Rateau. На испытаниях самолет показал неплохие характеристики. Практический потолок самолета составлял 8000 метров. А 10 октября 1924 года Jean Callizo установил рекорд, достигнув высоты 12066 метра. Однако проблемы с турбокомпрессором заставили военных отказаться от контракта на серийное производство.









ЛТХ:
Модификация GL-40
Размах крыла, м 14.50
Длина, м 8.49
Высота, м 2.92
Площадь крыла, м2 33.50
Масса, кг
пустого самолета 1085
нормальная взлетная 1510
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Fb
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость , км/ч 260
Крейсерская скорость , км/ч 225
Практическая дальность, км 800
Cкороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7900
Экипаж 1
два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers

GL-50(51)


Разработчик: Gourdou-Leseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1922
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В апреле 1919 года военное министерство сформулировало программу модернизации ВВС Франции (Aeronautique Militaire). Согласно ней в составе авиационных сил должны быть двухместные истребители типа CAP (Chasse, Reconnaissance d'Armee et Protection) и CAN (Chasse et Reconnaissance d'Armee de Nuit).

В следующем году фирма Gourdou-Leseurre включилась в борьбу, разработав самолеты по обеим спецификациям GL-50 CAP2 (Type F) и GL-51 CAN2 (Type H). На GL-50 стоял Hispano-Suiza 8Fb мощностью 300 л.с., два синхронных 7,7-мм пулемета Darne и два на вращающейся установке в задней кабине. Вся остальная конструкция была типичной для фирмы.

GL-51 CAN2 был примерно похожим, но с Gnome-Rhone 9Ab Jupiter мощностью 380 л.с., уменьшенной взлетной массой в 1800 кг и более высокой скорость в 225 км\ч. Оба прототипа были облетаны в 1922 году, но до серийного производства дело не дошло.









ЛТХ:
Модификация GL-50 GL-51
Размах крыла, м 14.60 14.50
Длина, м 9.35 8.60
Высота, м 2.85 2.85
Площадь крыла, м2 40.00 36.00
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 2010 1800
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Fb 1 ПД Gnome-Rhone 9Ab
Мощность, л.с. 1 х 300 1 х 380
Максимальная скорость , км/ч 210 225
Крейсерская скорость , км/ч 180 180
Практическая дальность, км
Cкороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7200
Экипаж 2 2
четыре 7.7-мм пулемета Darne

GL-410 (GL-450)


Разработчик: Loire-Gourdou-Lesseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1932
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



После того как инженер Ateliers et Chantiers de la Loire основал собственное КБ в St.Nazaire, фирма Gourdou-Leseurre самостоятельно разработало проекты GL-410 и GL-450, конструкция которых базировалась опять таки на LGL-32. На GL-410 стоял двигатель Gnome-Rhone Jupiter 9Asb и трапециевидное крыло полностью новой конструкции со значительной стреловидностью по передней кромке, а на GL-450 (с цельнометаллической конструкцией и шасси с раздельными осями колес, подобно последним серийным вариантам LGL-32. ) - Jupiter 9Ae и крыло от LGL-32. Оба двигателя развивали мощность в 480 л.с.

Было построена два экземпляра GL-410 и один GL-450. Все они тестировались на Villacoublay в 1932 году, однако вскоре программа, под которую они создавались была закрыта и от дальнейших работ отказались.









ЛТХ:
Модификация GL-450
Размах крыла, м 12.20
Длина, м 7.55
Высота, м 2.85
Площадь крыла, м2 24.90
Масса, кг
пустого самолета 970
нормальная взлетная 1360
Тип двигателя 1 ПД Gnome & Rhone Jupiter 9Ae
Мощность, л.с. 1 х 480
Максимальная скорость , км/ч 320
Крейсерская скорость , км/ч 275
Практическая дальность, км 600
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 11000
Экипаж 1
Вооружение: два 7.7-мм синхронных пулемета

GL-432


Разработчик: Gourdou Leseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1936
Тип: Легкий бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



История лёгкого бомбардировщика Gourdou Leseurre GL-432 неразрывно связана с его оригинальной моделью - истребителем GL-32. Этот самолёт продолжал линию самолётов, построенных по схеме моноплан-парасоль и был представлен на конкурс, объявленный ВВС Франции в 1923 году. Истребитель имел смешанную конструкцию с преимущественно полотняной обшивкой, и оснащался двигателе Gnome-Rhone "Jupiter" (420 л.с.). Первый прототип был облётан весной 1925 года и хотя конкуренция была достаточно жёсткая, этот истребитель занял второе место и получил право на постройку опытной серии из 5 машин. В то время фирмы Loire и Gourdou-Lesseure находились в тесном сотрудничестве и некоторое время самолёт именовался как LGL-32C.1. В эксплуатации он неплохо зарекомендовал себя, однако пилотам совершенно не понравилось шасси с узкой колеей и неэффективными резиновыми амортизаторами, а также недостаточная быстроходность истребителя. Как преимущества указывалась высокая маневренность и скороподъёмность, что в некоторой мере компенсировало недостаток скорости. Конструкторы учли замечания лётчиков и примерно половина из 475 выпущенных машин была оснащена новой конструкцией шасси с широкой колеей, раздельными осями основных колес и амортизаторами фирмы Messier. Стандартным двигателем для серийных GL-32 был Gnome-Rhone 9Ac (420 л.с.). Из этого количества 380 самолётов направили в состав ВВС, 15 передали морской авиации и 80 продали в Румынию.

Именно на основе этого истребителя и был создан его бомбардировочный вариант. Собственно, опыты по подвеске бомб под фюзеляжем GL-32 производились и ранее, однако в 1934 году возникла идея создать полноценный лёгкий бомбардировщик. На самолёте был установлен двигатель Gnome-Rhone 9Ad и уменьшен состав стрелкового вооружения. Теперь вместо двух синхронных пулеметов остался только один, зато под фюзеляжем можно было подвесить одну 225-кг бомбу, что для столь лёгкого самолёта было совсем неплохо. Первый полет GL-432 совершил 28 января 1936 года. Несмотря на проведенные доработки взлетная масса бомбардировщика увеличилась на 150 кг, а скорость снизилась до 220 км\ч. При таких показателях GL-432 серийно строится было явно не суждено, но до конца года успели построить два прототипа и два предсерийных самолёта, которые передали в пользование морской авиации. Некоторое время они летали в составе флотилии 11F, занимавшейся преимущественно подготовкой лётчиков морской авиации. В её составе до конца 1939 г. находились учебные самолёты MS.226 и MS.230, а также списанные из частей первой линии истребители Wibault 74, Dewoitine 373 и торпедоносцы Levasseur Pl.10\Pl.101. Все эти устаревшие машины были списаны к декабрю 1939 года.

В боевых действиях Второй Мировой войны самолёты GL-432 участия не принимали, но незадолго до её начала им довелось активно повоевать в Испании. В рамках оказания помощи республиканскому правительству Франция продала множество военных и гражданских машин среди которых были четыре GL-32 (апрель-июнь 1937 г.) и по одному GL-633 и GL-432 (октябрь 1937 г.). Использовать их как истребители не представлялось возможным, и тогда испанцы решили переделать их в бомбардировщики. Сделать это оказалось не так то просто, поскольку предполагалось, что бывшие истребители будут производить бомбометание не только с пологого полёта, но и с пикирования. Для этого самолётам Gourdou Leseurre не хватало прочности конструкции, отсутствовали также тормозные щитки, узлы подвески бомб и бронирование. Все это пришлось создавать в полукустарных условиях, хотя от бронирования пришлось отказаться. На боевые задания они вылетали в основном неся одну 100-кг бомбу, с которыми у республиканцев практически не было проблем. О боеприпасах других калибров сведений не сохранилось, но можно предположить, что в ходе боёв подвешивались и менее тяжелые бомбы. Четыре первых самолёта были направлены на северный участок фронта, где оборону держали баскские войска. Пилоты GL-32 в августе-сентябре 1937 года оказывали посильную поддержку своим войскам потеряв при этом один самолёт. Остальные три поврежденные машины пришлось оставить на аэродроме, где 21 октября их захватили франкисты. О судьбе GL-432 известно лишь то, что достаточно продолжительное время он служил в составе Grupo 71.



ЛТХ:
Модификация GL-432
Размах крыла, м 12.20
Длина, м 7.60
Высота, м 3.10
Площадь крыла, м2 25.00
Масса, кг
пустого самолета 910
нормальная взлетная 1535
Тип двигателя 1 ПД Gnome & Rhone 9Ady
Мощность, л.с. 1 х 420
Максимальная скорость , км/ч 220
Крейсерская скорость , км/ч 185
Практическая дальность, км 600
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 9000
Экипаж, чел 1
Вооружение: один 7.5-мм пулемет Darne
одна бомба до 225 кг

GL-482


Разработчик: Gourdou-Lesseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1933
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Опытный истребитель Gourdou-Lesseurre GL-482 появился в начале 1933 года - в феврале состоялся его первый полет. Это был высокоплан с крылом типа "чайка" оснащенный двенадцатицилиндровым двигателем Hispano-Suiza 12Xbrs мощностью 690 л.с. и вооруженный двумя передними 7.5-мм пулеметами MAC. Входе испытаний самолет не вызвал интереса у французских военных. Однако без дела он не остался - после начала гражданской войны в Испании вместе с другими самолетами Gourdou-Lesseurre был передан республиканским ВВС.






ЛТХ:
Модификация GL-483
Размах крыла, м 9.86
Длина, м 7.28
Высота, м 2.80
Площадь крыла, м2 17.75
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 1580
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12Xbrs
Мощность, л.с. 1 х 690
Максимальная скорость , км/ч 300
Крейсерская скорость , км/ч 250
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 10500
Экипаж 1
Вооружение: два 7.5-мм пулемета MAC

GL-521


Разработчик: Gourdou Leseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1937
Тип: Легкий бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



После неудачных попыток создать на базе истребителя GL-32 легкие бомбардировщики (GL-432, GL-633) конструкторы фирмы Gourdou Leseurre начали создание очередного легкого пикирующего бомбардировщика с "нуля". Новый самолет, получивший обозначение GL-521, представлял собой высокоплан с крылом типа парасоль, оснащенный двигателем Gnome & Rhone 9Kfr мощностью 750 л.с. Вооружение самолета состояло из двух передних 7.5-мм пулеметов Darne и легкой бомбы (весом до 225 кг) на узле подвески под фюзеляжем.

Первый полет прототипа состоялся 17 марта 1937 года. Уже в начале испытаний стало ясно, что летные характеристики и вооружение самолета не идут ни в какое сравнение с зарубежными аналогами и после нескольких испытательных полетов самолет разобрали. Рассматривался так же вопрос о переделке самолета в палубный пикировщик, но и от этого варианта военные отказались.







ЛТХ:
Модификация GL-521
Размах крыла, м 12.22
Длина, м 8.00
Высота, м 3.36
Площадь крыла, м2 24.60
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Gnome & Rhone 9Kfr
Мощность, л.с. 1 х 750
Максимальная скорость , км/ч 300
Крейсерская скорость , км/ч 260
Практическая дальность, км 1200
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 9000
Экипаж, чел 1
Вооружение: два 7.5-мм пулемета Darne
одна бомба до 225 кг

GL-633


Разработчик: Gourdou Leseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1936
Тип: Легкий бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



Лёгкий бомбардировщик Gourdou Leseurre GL-633 был создан на базе истребителя GL-32. В 1926 году после поставки республиканцам партии GL-32, выяснилось что они весьма уступают франкистким истребителям. В связи с этим было решено переделать несколько экземпляров самолета в легкие бомбардировщики.

Один GL-32C.1 (регистрационный номер F-APYG) и послужил прототипом GL-633. На самолете установили новые крылья с закругленными законцовками, усилили корпус под которым разместили подвеску для бомбы до 225 кг. Единственный экземпляр самолета был поставлен вместе с самолетами GL-432 в Grupo 71.







ЛТХ:
Модификация GL-633
Размах крыла, м 12.20
Длина, м 7.58
Высота, м 3.10
Площадь крыла, м2 25.00
Масса, кг
пустого самолета 1017
нормальная взлетная 1680
Тип двигателя 1 ПД Gnome & Rhone 9Ady
Мощность, л.с. 1 х 420
Максимальная скорость , км/ч 260
Крейсерская скорость , км/ч 190
Практическая дальность, км 600
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 10000
Экипаж, чел 1
Вооружение: один 7.5-мм пулемет Darne
одна бомба до 225 кг

GL-810


Разработчик: Gourdou Leseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1926
Тип: Гидросамолет-разведчик
ЛТХ Доп. информация



Сконструированный в качестве легкого поплавкового гидроплана-разведчика для операций с борта боевых кораблей или с береговых баз, самолет GL.810Hy начал эксплуатироваться на линкорах и крейсерах французского флота с 1931 г. Несмотря на устарелость, некоторое количество этих машин еще использовалось подразделениями берегового базирования в начале Второй мировой войны.

Первый опытный образец GL.810, именовавшийся тогда L2-01, был построен на заводе фирмы "Гурду-Лезер" в Сент-Мо под Парижем. Он совершил первый полет в Сартрувилле летом 1926 г. На самолете стоял звездообразный мотор воздушного охлаждения Гном-Рон "Юпитер" в 380 л .с. L2-01 являлся двухместной машиной смешанной конструкции. Основой фюзеляжа была ферма из стальных труб, закрытая спереди листами из легкого сплава и обтянутая полотном сзади. Крылья изготавливались из дерева и обтягивались полотном. Прочность конструкции гидроплана была наглядно продемонстрирована, когда во время официальных испытаний в Сен-Рафаэле в 1927 г. из-за отказа двигателя пришлось вынужденно садиться в открытое море при сильном волнении. Самолет не получил никаких повреждений.

После этого под маркой L3 заказали шесть машин установочной серии. Они отличались от опытного экземпляра более мощными моторами "Юпитер" в 420 л.с. и были трехместными. Кроме того, деревянные лонжероны заменили стальными. Катапультные испытания самолетов этой серии проводили в августе 1929 г. в Сен-Назере. После их успешного завершения фирма получила заказ на 24 серийных машины под обозначением GL.810Hy.

GL.810Hv получил удлиненные на 0,7 м по сравнению с L3 поплавки. Сами самолеты изготовлялись в Сен-Mo, а поплавки к ним - в Ле Мюро, где и проходила окончательная сборка. 2 сентября 1931 г. заказали дополнительно еще 20 GL.810Hy. 31 марта 1932 г. к ним добавили еще 17 машин, а неделю спустя заказали 10 самолетов. Последний заказ на 15 разведчиков поступил 5 октября 1933 г. Он довел общий итог до 86 машин.

Некоторые из них выпустили под обозначением GL.811. Эта модификация отличалась от GL.810 складывающимся крылом. Последние самолеты собирались как GL.812. На них складывающиеся наружные секции крыла сместили на 0,1 м.

В июле 1931 г. сформировали эскадрилью 7S2 на плавучей базе гидросамолетов "Коммандан Тест". Она получила на вооружение GL.810. По мере того как в 1935 г. в строй входили крейсера класса "Ла Галиссонье" водоизмещением 7580 т и линкоры "Дюнкерк" и "Страссбург", они оснащались поплавковыми разведчиками семейства GL.810.

1 сентября 1935 г. пятый серийный GL 810 направили в экспериментальный центр в Тулоне для переделки в беспилотную мишень. После основательных испытаний этой машины мастерские морской авиабазы в Сен-Мандрье получили указание доработать в мишени еще пять GL.810. С сентября 1937 г. несколько самолетов превратили в буксировщики мишеней-рукавов.

К началу Второй мировой войны гидропланы этого семейства уже были вытеснены с катапульт боевых кораблей французского флота более совершенной техникой. Старые машины дослуживали на береговых базах.

В августе 1939 г. сформировали несколько новых авиачастей, получивших на вооружение самолеты семейства GL.810. К 20 сентября эскадрилья 2S1 имела смесь GL 810 и CAMS 55, a 2S4 - GL.810 и CAMS 37. Эскадрилья 3S1 обладала восемью GL.810, 3S3 - шестью, 3S6 - тремя (плюс самолеты Левассер PL. 15), 8S2- четырьмя. Первоначально GL.810 в спасательных эскадрильях использовались для патрулирования прибрежных вод. Постепенно они заменялись более современными типами, такими как Jlyap 130. На 10 мая 1940 г. эскадрилья 1S2 имела шесть машин семейства GL.810 и три Late 29.0, эскадрилья 3S3 - девять GL.810. Во время эвакуации из Лориана в Уртин эти самолеты летели сильно перегруженными, везя по меньшей мере по четыре человека плюс груз и оборудование. Однако, в конце июня 1940 г. все машины были захвачены немцами в Уртине.

Эскадрилья 3S3 начала переучивание на Луар 130 18 июля 1940 г. Однако, еще на 14 июля 1943 г. два самолета типа GL.810 числились за эскадрильей 17S на Мартинике.




Модификации :
L3 малая установочная серия.
GL 810Ну с удлиненными поплавками.
GL 811Ну со складывающимся крылом и двойным управлением.
GL 812Ну с удлиненными консолями.
GL 813Ну с измененным вертикальным оперением.



ЛТХ:
Модификация GL-810 HY
Размах крыла, м 16.00
Длина, м 10.49
Высота, м 3.56
Площадь крыла, м2 41.00
Масса, кг
пустого самолета 1670
нормальная взлетная 2290
Тип двигателя 1 ПД Gnome-Rhone 9Ady
Мощность, л.с. 1 х 420
Максимальная скорость, км/ч 195
Крейсерская скорость, км/ч 150
Практическая дальность, км 560
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 5800
Экипаж, чел 3
Вооружение: один синхронный 7.7-мм пулемет, два 7.7-мм пулемета Vickers на турели, до 150 кг бомб

GL-820


Разработчик: Gourdou Leseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1932
Тип: Гидросамолет-разведчик
ЛТХ Доп. информация



Развивая схему GL-810 инженеры фирмы Gourdou-Leseurre подготовили ещё одну более совершенную модификацию. Поплавковый разведчик GL-820HY, конструкция которого практически не претерпела изменений, отличался двигателем Hispano-Suisa 9Ab (730 л.с.) и несколько большей площадью крыла. Впервые поднявшись в воздух 10 мая 1932 года этот самолёт не показал значительных преимуществ перед серийными вариантами и не был принят к серийному производству. Дорабатывать конструкцию GL-820 не было большого смысла, так как она полностью исчерпала свой ресурс.








ЛТХ:
Модификация GL-820 HY
Размах крыла, м 16.00
Длина, м 11.00
Высота, м 5.20
Площадь крыла, м2 44.00
Масса, кг
пустого самолета 1950
нормальная взлетная 3200
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 9Ab
Мощность, л.с. 1 х 730
Максимальная скорость, км/ч 215
Крейсерская скорость, км/ч 180
Практическая дальность, км 1000
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7000
Экипаж, чел 4
Вооружение: один синхронный 7.5-мм пулемет Darne,
два 7.7-мм пулемета Lewis на турели, до 300 кг бомб

GL.821


Разработчик: Gourdou Leseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1936
Тип: Гидросамолет-разведчик
ЛТХ Доп. информация



Развивая схему GL.810 инженеры фирмы Gourdou Leseurre подготовили ещё две более совершенные модификации. Первой стал поплавковый разведчик GL.820Hy, конструкция которого практически не претерпела изменений. Вторая модификация - Gourdou Leseurre GL.821HY, появившаяся тремя годами позже, оснащалась двигателем Gnome-Rhone 9Kfr (750 л.с.) и имела лучшее капотирование мотора. Первый прототип GL.821.01 поступил на испытания 28 января 1936 г. В отличии от остальных "родственников" он был изготовлен как легкий торпедоносец. Интереса у Флота не вызвал.

Второй опытный образец GL-820HY 02, с полностью остекленной кабиной летчиков, начал летать с 5 октября 1937 г., но уже тогда было ясно, что флоту требуется более современный самолёт. Дорабатывать конструкцию 820 не было большого смысла, так как она полностью исчерпала свой ресурс. Оба варианта остались только на стадии опытных машин. Та же участь постигла и их основного конкурента - поплавковый разведчик Levasseur PL.200. Хотя он и превосходил серийные самолёты фирмы Gourdou Leseurre, решительными преимуществами он не обладал и также не был принят к серийному выпуску.



ЛТХ:
Модификация GL-821 HY 02
Размах крыла, м 16.00
Длина, м 11.00
Высота, м 5.20
Площадь крыла, м2 44.00
Масса, кг
пустого самолета 1950
нормальная взлетная 3200
Тип двигателя 1 ПД Gnome-Rhone 9Kfr
Мощность, л.с. 1 х 750
Максимальная скорость, км/ч 235
Крейсерская скорость, км/ч 200
Практическая дальность, км 1000
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7000
Экипаж, чел 4
Вооружение: один синхронный 7.5-мм пулемет Darne,
два 7.7-мм пулемета Lewis на турели, до 300 кг бомб

GL.832


Разработчик: Gourdou Leseurre
Страна: Франция
Первый полет: 1932
Тип: Гидросамолет-разведчик
ЛТХ Доп. информация



Так же как и более ранний GL.810 и Потэ 452, двухместный поплавковый гидросамолет-моноплан GL.832Hy являлся стандартным легким катапультным разведчиком на крейсерах французского флота в середине 30-х годов. Он эксплуатировался и на колониальных сторожевиках, которые не имели катапульт, а спускали и поднимали самолет с воды краном.

Опытный образец GL.831-0I оснащался 9-цилиндровым звездообразным мотором воздушного охлаждения Ис-пано-Сюиза 9Qa в 250 л.с. 25 января 1932 г. он прибыл в Сен-Рафаэль для официальных испытаний. В мае полеты прервали для внесения в конструкцию различных изменений. Переделали водяные рули поплавков и хвостовое оперение. В июле испытания возобновились. В 1933 г. последовал заказ шести серийных самолетов под обозначением GL.832Hy с моторами Испано-Сюиза 9Qb в 230 л.с., которые являлись де-форсированной модификацией Qa.

Компания "Гурду-Лезер" просила разрешить использование более мощного двигателя типа 9Qd, но командование флота сочло, что слишком большая тяговооруженность не нужна самолету, которому предстоит действовать далеко за пределами радиуса действия сухопутных машин противника. Поэтому мотор Испано-Сюиза 9 Qb сохранили и на всех последующих серийных GL.832Hy. Всего их построили примерно тридцать. Конструкция самолета была цельнометаллической. Переднюю часть фюзеляжа обшивали дюралем, заднюю - полотном.

За исключением крейсеров " Эмиль Бертэн", "Дюгэ Трюин", "Ламотт-Пикет" и "Примагэ" к концу 1938 г. все остальные корабли получили самолеты с большим взлетным весом, чем GL.832Hy. В сентябре 1939 г. Дальневосточный флот располагал пятью GL 832. Два находились на борту "Примагэ", два - на колониальных сторожевиках и один хранился в резерве в Сайгоне. "Эмиль Бертэн" и еще два сторожевика несли еще пять GL.832. Даже 15 августа 1940 г. во французском флоте еще числились в первой линии восемь гидропланов этого типа.




ЛТХ:
Модификация GL-832 HY
Размах крыла, м 13.00
Длина, м 8.74
Высота, м 3.48
Площадь крыла, м2 29.50
Масса, кг
пустого самолета 1110
нормальная взлетная 1695
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 9Qb
Мощность, л.с. 1 х 230
Максимальная скорость, км/ч 196
Крейсерская скорость, км/ч 158
Практическая дальность, км 590
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 2
Вооружение: один 7.7-мм пулемет Vickers на турели